Эссе на тему “Управление адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе”


В эссе дан ответ на вопрос, как решить проблему управления профессиональной адаптацией педагогов, как привлечь и сохранить молодые кадры в образовании.

Вопрос 7: Управление адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе

Адаптация молодого специалиста – важный вопрос для любого руководителя, заинтересованного в том, чтобы вчерашний студент стал ответственным и профессиональным сотрудником. Особенно это актуально в сфере образования.
Под адаптацией молодого специалиста (специалиста со стажем до 3 лет) сегодня понимается процесс освоения профессиональной сферы жизни, имеющий два уровня: профессиональный и социально-психологический.

Рассмотрим профессиональную адаптацию молодых специалистов в сфере образования, которую выделяют как особую разновидность, называя этот процесс «эффективной адаптацией» . Понятие отражает идею социальной активности личности, которая имеет творческий, целеустремлённый, преобразующий характер. Социализированная личность должна перейти к полной самостоятельности и принятию ответственности за благополучие других . Также исследователи отмечают необходимость исповедования гуманистических ценностей в условиях ценностных противоречий общества и низкого социального статуса профессии учителя [4]. В целом под адаптацией молодого педагога будем понимать процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии .
В настоящее время проблема профессиональной адаптации молодых педагогов осложнена несколькими факторами. Во-первых, это так называемый «двойной негативный отбор кадров»: когда в педагогические вузы идут не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения, а лучшие выпускники педвузов, в силу низкой привлекательности условий труда (заработная плата, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.), не идут работать по специальности .
Во-вторых, осложняет процесс адаптации факт неготовности учителей вообще и молодых педагогов, в частности, к новым вызовам времени, требующим новых компетенций .
Учитывая всё сказанное выше, можно сделать вывод о том, что «стихийный» процесс адаптации молодых педагогов неэффективен, им нужно управлять.
Анализ подходов к понятиям «профессиональная адаптация» и «управление», позволяет рассматривать управление профессиональной адаптацией молодых специалистов как планируемый и регулируемый процесс создания условий по включению молодого специалиста в профессиональную среду.
Вопрос в том, что конкретно нужно делать руководителю и в какой последовательности, чтобы включение начинающего педагога в профессиональную среду обеспечило эффективность профессиональной адаптации молодого специалиста.
Поскольку проблема обновления кадрового педагогического потенциала усугубляется, можно сказать, что методическое сопровождение молодых педагогов в традиционном понимании нельзя рассматривать как эффективное управление профессиональной адаптацией. Следует отметить, что в российских регионов осуществляются попытки поиска новых форм работы с начинающими педагогами (профессиональные сообщества молодых педагогов).
С появлением нового документа – «Распоряжение правительства Российской Федерации от 30.12.12 № 2620- р», в котором даны указания к содержанию эффективного контракта с руководителем ОУ, – требование пополнения педагогического состава молодыми кадрами становится одним из условий эффективной работы руководителя. Директор школы с 01.01.14 оказывается в роли управляющего профессиональной адаптацией молодого педагога. Однако руководитель оказывается в сложной ситуации: нового инструментария по управлению профессиональной адаптацией не разработано, курсы повышения квалификации для молодых специалистов есть не во всех городах и регионах нашей страны, выпускники педагогических вузов из-за довольно низкой заработной платы не идут работать в школу, но за процент педагогов до 30 лет от численности педагогического состава школы отвечает директор.
Не получится ли так, что проблему федерального масштаба будут решать директора школ поодиночке? Эффективно ли это?
Опыт 1990 годов, когда возникла необходимость быстрого пополнения учительских рядов новыми специалистами, подсказывает путь государственных курсов, обеспечивающих профессиональное обучение специалистов, которые не имеют педагогического образования. Ситуация сегодня видится весьма похожей, поэтому оптимальным решением проблемы управления профессиональной адаптацией молодых специалистов – высшие государственные профессиональные педагогические курсы («педагогическая интернатура»), преимущества которых в следующем:
– является формой дополнительного постдипломного образования, которая направлена на профессиональную адаптацию молодого специалиста;
– дает возможность решить проблему профессиональной компетенции молодого специалиста системно и без отрыва от педагогической деятельности;
– дает возможность решить вопросы психологии и культуры профессии, вопросы коллегиального взаимодействия;
– позволяет создать профессиональное сообщество молодых учителей;
– обеспечивает приход выпускников педагогических вузов в школы.
В качестве партнёров интернатуры могли бы выступить педагогические высшие и средние учебные заведения, поскольку их студенты являются потенциальной целевой аудиторией. В качестве партнёров можно рассматривать и директоров образовательных учреждений.
Важную роль играет преподавательский состав интернатуры. Он должен быть представлен практикующими учителями-методистами, чей опыт и достижения отмечены системой образования. В то же время преподаватели интернатуры должны владеть передовыми компетенциями в профессиональной деятельности.
Анализ качества образования интернатуры необходимо производить по ряду показателей, например: процент увольнений из ОУ молодых специалистов; процент молодых специалистов, получивших 1 категорию после обучения в интернатуре; процент молодых специалистов, участвующих в общественно-полезных акциях; процент молодых специалистов – участников профессиональных конкурсов; процент выпускников интернатуры, получивших более выгодные предложения в профессии.
Учебная деятельность интернатуры может, например, реализоваться в трёх направлениях: методическая подготовка (практикоориентированный курс с последующим выходом на уроки методистов), психология и культура профессии (лекционно – тренинговый курс) и проектная деятельность молодых специалистов, завершающаяся научно-практической конференцией, публикацией материалов конференции и т.п.
Важную роль играет социальная поддержка начинающих педагогов: успешная аттестация, ознакомление с молодёжными программами, информирование о конкурсах разного уровня, работа с руководителями ОУ по премиальной поддержке специалиста за активную работу.
В целом, педагогическая интернатура позволит решить проблему управления профессиональной адаптацией педагогов, что привлечёт и сохранит молодые кадры в системе образования.

Просмотров: 19