Эссе на тему “Федеральное образовательное право”


Эссе на тему Федеральное образовательное право: источники права, профильные, непрофильные законы, классификация нормативно-правовых актов в сфере образования.

Вопрос 3: Федеральное образовательное право

Источниками федерального законодательного права являются законодательные акты и принятые в соответствии с ними подзаконные акты. Первым главным законом на федеральном уровне в образовании, как и в целом во всем государстве, является Конституция РФ. Далее законодательная основа федерального законодательного права представлена Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования, а также многочисленными «непрофильными» законами, которые содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Для наглядности все вышесказанное оформлено в виде схемы (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Источники федерального законодательного права

В правовом регулировании отношений в сфере образования особое место занимают «непрофильные» законы. К таким законам относятся законы, которые содержат в себе одну или несколько статьей или одну или несколько глав, касающихся сферы образования. «Непрофильные» законы условно подразделяются на федеральные законы:
а) регламентирующие общие вопросы организации образования в Российской Федерации;
б) содержащие нормы о специальных видах (направлениях) образования;
в) устанавливающие различные льготы участникам образовательных правоотношений;
г) регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных правоотношений;
д) регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования.
К «непрофильным» законам, регламентирующим общие вопросы организации образования в Российской Федерации можно отнести, например, Закон РФ № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации от 25 октября 1991 года (с изменениями от 24 июля 1998 года, 11 декабря 2002 года), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и др.
К «непрофильным» законам, содержащим нормы о специальных видах (направлениях) образования, можно отнести такие федеральные законы, как например, Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года (в ред. от 20 мая 2002 года) и др.
К «непрофильным» законам, устанавливающим различные льготы участникам образовательных правоотношений, можно отнести, например, Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года и др.
К «непрофильным» законам, регулирующим трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных правоотношений, можно отнести, например, Федеральный закон № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 года
К «непрофильным» законам, регулирующим отношения в сфере экономики и финансов образования, относятся Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Для наглядности классификация «непрофильных» федеральных законов представлена в виде схемы (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Классификация «непрофильных» федеральных законов

Подзаконные нормативные правовые акты в сфере федерального образовательного права по принципу убывания юридической силы подразделяют на группы:
1. Указы Президента РФ:
а) принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования;
б) содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования.
2. Постановления Правительства РФ:
а) целиком посвященные регулированию образования;
б) содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования;
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.
Для наглядности составлена схема классификации подзаконных нормативных правовых актов в сфере федерального образовательного права по принципу убывания юридической силы (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Классификация подзаконных нормативных правовых актов в сфере федерального образовательного права по принципу убывания юридической силы

По другой классификации, все нормативно-правовые акты в сфере образования, можно разделить по группам:
1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ;
2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Сюда относятся «профильные» федеральные законы, т.е. законы, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования (например, Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»), а также многочисленные «непрофильные» законы, которые содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования (например, Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 года № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года (с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2014 года)
4. Федеральный закон № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 года (ред. от 29 декабря 2012 года)
5. Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года (ред. от 20 мая 2002 года)
6. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.11.2003 № 136-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2005 № 146-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 09.02.2009 № 11-ФЗ, от 09.02.2009 № 14-ФЗ)
7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 109 от 3 июля 2009 года «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
8. Закон Астраханской области № 86/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от 28 декабря 2005 года
9. Закон Республики Дагестан № 24 «О защите прав ребенка в Республике Дагестан» от 15 декабря 1998 года
10. Закон РФ № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации от 25 октября 1991 года (с изменениями от 24 июля 1998 года, 11 декабря 2002 года)
11. Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года (в ред. Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1, Федеральных законов от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ)

Научная и специальная литература
12. Козырин А.н. Современные контуры образовательного права // Закон, – 2012. – №4. – С. 19-21.
13. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов., – М.: НОРМА, 2001. – 688 с.

Просмотров: 3