Эссе на тему “Региональное образовательное право”


Эссе на тему “Региональное образовательное право”: «профильные» и «непрофильные» нормативные правовые акты, региональное законодательство, целевые программы

Вопрос 4: Региональное образовательное право

Нами уже было рассмотрено федеральное образовательное право, поэтому разобраться в региональном образовательном праве будет несколько легче. Так, на региональном уровне правовые нормы, которые регулируют отношения в области образования, как и на федеральном уровне, подразделяются на «профильные» и «непрофильные» нормативные правовые акты. К «непрофильным» относятся законы, которые содержат в себе одну или несколько статьей или одну или несколько глав, касающихся сферы образования.
Главным «непрофильным» документом, регулирующим отношения в сфере образования на региональном уровне, безусловно, является Конституция РФ. Далее идут уставы субъектов Федерации, в которых обычно указаны соответствующие нормы Конституции РФ.
«Непрофильные» нормативно-правовые документы содержать отдельные вопросы образовательных отношений, при этом в целом закон или акт посвящен не образовательной тематике, а правовому статусу детей и подростков. Например, Закон Республики Дагестан № 24 «О защите прав ребенка в Республике Дагестан» от 15 декабря 1998 года, Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 109 от 3 июля 2009 года «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Постановление Кабинета министров Республики Адыгея № 152 «О мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 12 сентября 2005 года и т.д.
Отдельно следует выделить блок региональных нормативно-правовых документов, которые направлены на оказание помощи некоторым категориям обучающихся, регулируют вопросы, связанные с трудоустройством молодежи и вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений. К таким региональным нормативно-правовым актам и законам можно отнести, например, Закон Республики Мордовия № 102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» от 28 декабря 2004 года, Постановление администрации города Мончегорска от 14октября 2013 года № 1250 «О внесении изменений в муниципальную программу «Занятость молодежи города Мончегорска», Постановление главы администрации Краснодарского края от 19 августа 1999 года № 600 «Об утверждении Положения о профессиональной адаптации молодежи – выпускников учебных заведений на предприятиях Краснодарского края».
Нормы образовательного права могут содержаться в «непрофильных» нормативных документах, которые направлены на обеспечение комплексного подхода к решению проблем обучения и воспитания молодежи, с помощью которых организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями и трудными подростками. Например, Закон Астраханской области № 86/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от 28 декабря 2005 года, Постановление администрации муниципального образования Кореновский район № 2096 от 16 декабря 2014 года «Об утверждении ведомственной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования Кореновский район» на 2015 год».
Кроме того, отдельные нормы образовательного права могут содержаться в региональных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Примером можно считать Закон Республики Татарстан № 1661 «О науке и научной деятельности» от 18 июня 1998 года, Закон Московской области № 226/2008-ОЗ «О физической культуре и спорте в Московской области» от 27 декабря 2008 года.
Основная часть источников регионального образовательного права – «профильные» нормативно-правовые акты, посвященные непосредственно вопросам в области образования. Основными являются законы об образовании в конкретном субъекте Федерации, которые строятся на положениях Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако такие законы есть не в каждом субъекте, есть субъекты, которые не создавали своих региональных законов в отношении образования. Например, Закон Челябинской области №519-ЗО «Об образовании в Челябинской области» от 29 августа 2013 года, Закон Тульской области № 433-ЗТО «Об образовании» от 29 января 2004 года и т.д.
Если, по мнению регионального законодателя, вопросы в области образования на региональном уровне невозможно решить только нормами федерального уровня, то региональные власти имеют право издавать региональные законы и акты. Например, Постановление Правительства Республики Карелия № 20-П «О мерах по совершенствованию обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия» от 21 июня 1999 года, Закон Красноярского края № 17-4256 «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 20 декабря 2005 года и др.
Ряд нормативных правовых актов (чаще всего подзаконного характера) формирует систему управления образованием в регионе, устанавливает полномочия в сфере образования тех или иных государственных органов, определяет статус отдельных государственных учреждений. Например, Приказ Министерства образования Хабаровского края № 886 «О комиссии по аккредитации учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования» от 9 ноября 2006 года и др.
На региональном уровне разрешено принимать целевые программы, направленные на развитие образования. Например, «Долгосрочная целевая программа «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011 – 2013 годы» от 17 июня 2011 года.
Для регулирования экономических отношений и мер социально поддержки участников в сфере образования в субъектах принимаются соответствующие нормативные акты. Например, Постановление Совета министров Республики Крым 2014 года № 658 «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым» от 30 декабря.
Муниципальное образовательное право представляет собой систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Нормативно-правовые документы, принимаемые на муниципальном уровне, направлены, как правило, на регулирование вопросов организации и управления муниципальной системой образования, экономики муниципальных образовательных учреждений и социальных гарантий, предоставляемых отдельным участникам образовательных правоотношений. Примером может служить: Постановление мэрии городского округа Тольятти № 150-п/1 «О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Тольятти за конкретными территориями городского округа Тольятти» от 26 января 2015 года, Постановление главы администрации г. Уфы № 4 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей учащихся и воспитанников учреждений образования» от 12 января 2005 года.
Для наглядности всего вышеизложенного составим обобщающую таблицу 4.1.

Таблица 4.1 – Обобщающая таблица по вопросам регионального образовательного права
«непрофильные» «профильные»
– это нормативно-правовые акты, которые содержат в себе одну или несколько статьей или одну или несколько глав, касающихся сферы образования – это нормативно-правовые акты, посвященные непосредственно вопросам в области образования
Конституция РФ и Уставы субъектов Федерации Законы об образовании в конкретном субъекте Федерации, которые строятся на положениях Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Региональные нормативно-правовые документы, которые направлены на оказание помощи некоторым категориям обучающихся, регулируют вопросы, связанные с трудоустройством молодежи и вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений Региональные законы и акты, направленные на решение вопросов в области образования, которые невозможно решить только нормами федерального уровня
Региональные нормативно-правовые документы, которые направлены на обеспечение комплексного подхода к решению проблем обучения и воспитания молодежи, с помощью которых организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями и трудными подростками Ряд нормативных правовых актов (чаще всего подзаконного характера) формирующих систему управления образованием в регионе, устанавливающих полномочия в сфере образования тех или иных государственных органов, определяющих статус отдельных государственных учреждений
Отдельные нормы образовательного права могут содержаться в региональных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной Целевые программы, направленные на развитие образования в конкретном регионе.

Посмотрите другие эссе по педагогике и праву

Эссе на тему «Международное образовательное право»
Эссе на тему «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
Эссе на тему «Федеральное образовательное право»
Эссе на тему «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»

Список литературы

Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) base.garant.ru

Научная и специальная литература
3. Козырин А.н. Современные контуры образовательного права // Закон, – 2012. – №4. – С. 19-21.
4. Мартыненко Е.В. Международное образовательное право: учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 163 с.
5. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов., – М.: НОРМА, 2001. – 688 с.

Просмотров: 2