Экономическая безопасность городского муниципального образования


Ниже приведена курсовая работа на тему “Экономическая безопасность городского муниципального образования” – первая глава. Сделать исследование полностью, включая приложения, вам поможет список литературы приведенный в конце данной записи.

Введение

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило важнейшую качественную характеристику хозяйствования – экономическую безопасность.

Понятие экономической безопасности применяется по отношению к различным субъектам, соответствующим определенному уровню экономических отношений: отдельному гражданину (уровень семьи), агентам рынка (микроэкономический уровень), муниципальному образованию (муниципальный уровень), субъектам Российской Федерации (региональный и отраслевой уровни), государству (макроэкономический уровень), мировой экономической системе. Полисубъектность структуры экономической безопасности определяет специфику последней на конкретном уровне экономических отношений, что обусловливает невозможность однозначной формулировки определения экономической безопасности. Однако в общем случае под обеспечением экономической безопасности следует понимать создание и поддержание условий, гарантирующих защиту субъекта экономических отношений от внешних и внутренних угроз и, как следствие, его жизнеспособность.
В условиях России изучение экономической безопасности на уровне государства не дает полной картины ее состояния и тенденций изменения. Важным аспектом исследования экономической безопасности является региональный аспект.
Экономическая безопасность региона представляет собой совокупность состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость и возможность последовательного развития экономики региона в рамках его интеграции с экономикой страны. Как в масштабах страны, так и в условиях каждого региона экономическую безопасность необходимо исследовать с учетом всех сфер жизнедеятельности региона, в том числе развитие промышленности, агропромышленного комплекса, наличия энергетического, сырьевого и научно-технического потенциала, обеспечения трудовыми ресурсами и др.

1. Формирование экономической безопасности территорий различного уровня

В общей структуре экономической безопасности государства экономическая безопасность региона занимает ведущее место, прежде всего по масштабности, объему экономического потенциала, влиянию на другие уровни экономической безопасности. Государство может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается с большим спектром угроз, многие из которых носят местный характер. Защитить население от многих подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективным образом могут органы местного самоуправления, как властные структуры наиболее приближенные к населению.
Другим обстоятельством, обуславливающим необходимость учета регионального фактора в проблеме экономической безопасности, является высокая степень неравномерности развития регионов России. При таком подходе регионы с острой кризисной ситуацией зачастую нивелируются на общем фоне других территорий России, и выделить «узкие места» становится практически невозможно. Это обстоятельство приводит к необходимости анализа экономической безопасности не только для государства в целом, но и для территорий регионального уровня, для муниципальных образований.
На рисунке 1 представлена схема формирования экономической безопасности территорий различного уровня.

Схема формирования экономической безопасности территорий различного уровня
Рисунок 1 – Схема формирования экономической безопасности территорий различного уровня

 

2. Экономическая безопасность региона: определение и сущность

Под экономической безопасностью региона (федерального округа, области, муниципального образования) понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики региона, органически интегрированной в экономику страны в целом как относительно самостоятельная структура. Обеспечение экономической безопасности региона достигается в результате согласованных действий органов власти федерального и регионального уровней, а также посредством повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленных на стимулирование проведения реформ в регионах.
Экономическая безопасность региона рассматривается как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения. Рост благосостояния населения региона – основа отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.
В научной монографии «Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста» авторы подчеркивают, что пространственные трансформации изменяют состояние экономической безопасности на территориях, создают территориальные риски и угрозы. Диагностика состояния экономической безопасности трансформируемых территорий является основой устойчивого развития данных территорий. «Экономическая безопасность территорий в процессе пространственных трансформаций – это состояние защищенности интересов государства, общества, окружающей природной среды от угроз, создаваемых изменением пространственных границ регионов и связанных с нарушением устойчивости экономического развития:
– невозможностью наращивания его ресурсного, производственного, человеческого, финансового и др. потенциалов;
– снижением «иммунитета» региона к отрицательным внутренним и внешним воздействиям;
– возникновением негативных последствий для окружающей природной среды;
– негативным изменением баланса между потребностями населения и возможностями окружающей среды».
Муниципальное образование – это административно-территориальная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах на основе использования местных ресурсов. Анализ основных характеристик муниципальных образований позволяет говорить о них как о социально-экономических системах, имеющих установленные территориальные границы, круг постоянных жителей и определенную материально-финансовую базу, т.е. весь комплекс необходимых для социально-экономического развития ресурсов. Наличие ресурсов и органов управления делает муниципальные образования полноправными участниками социально-экономических отношений и позволяет им проводить самостоятельную политику во многих областях местной жизни.

3. Система экономической безопасности муниципального образования

Система экономической безопасности муниципального образования включает в себя следующие блоки. Первый блок – интересы муниципального образования в области экономики. Второй блок – оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности муниципального образования. Третий блок – формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. И четвертый блок – это организационное обеспечение защиты экономической безопасности муниципального образования. Защита экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз муниципальным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.
На сегодняшний день проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования (при относительно хорошей проработке данного вопроса на других уровнях экономических отношений) остаются мало исследованными, несмотря на тот факт, что население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается со спектром угроз, имеющих именно локальный характер. В этой связи высокая эффективность защиты граждан от данных угроз может быть обеспечена лишь органами местного самоуправления как наиболее приближенными к населению, что обусловливает насущную необходимость научных исследований в области экономической безопасности именно муниципального образования.
Под экономической безопасностью муниципального образования следует понимать совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту муниципальной экономики и ее способности удовлетворять потребности населения, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального образования на внешних рынках, гарантирующих защиту его экономической сферы от различного рода угроз и потерь.

4. Объекты экономической безопасности. Оценка угроз и ущерба

Объектами экономической безопасности муниципального образования являются территория муниципального образования, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).
Экономическая безопасность муниципального образования затрагивает производственную, финансовую, социальную, демографическую, внешнеэкономическую, продовольственную и другие сферы, лежащие в основе оценки социально-экономического положения в регионе. Так как категория безопасности связана с состоянием защищенности от различных угроз, то экономическая безопасность, в первую очередь, характеризует состояние защищенности от угроз по перечисленным сферам жизнедеятельности.
Диагностика экономической безопасности муниципального образования дает комплексную оценку угроз экономике территории, поэтому при оценке экономической безопасности, прежде всего, анализируется характер угроз и степень их проявления (в предшествующий, текущий и прогнозный периоды времени).
Важнейшими внутренними угрозами, присущими муниципальным образованиям, можно считать: усиление имущественного расслоения населения; увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных; недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков; низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности; высокий износ магистральных инженерных коммуникаций (электро- и газоснабжение); отсталость технологической базы, высокая энергоемкость и ресурсоемкость, низкое качество и неконкурентоспособность продукции предприятий, расположенных на территории муниципального образования; нецелевое использование бюджетных средств, культ бюджетного иждивенчества; ошибки исполнительной власти муниципального образования в формировании территориальной экономической политики; отсутствие утвержденных стратегических решений по экономическому реформированию хозяйства в целом и по программам реформ отдельных отраслей городского хозяйства.
Объектом исследования экономической безопасности на муниципальном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущерба от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии, в свою очередь, выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей.

5. Система критериев и показателей экономической безопасности

Критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерии экономической безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать и характеризовать его эволюцию, уровень его количественных и качественных параметров в системе мировой статистики. Для экономической безопасности большое значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.
Комплексный анализ кризисных ситуаций, влияющих на экономическую безопасность муниципального образования, осуществляется на основе следующей системы оценочных показателей:
– социально-экономические показатели муниципального образования: демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность; средняя и минимальная заработная плата в сравнении с прожиточным минимумом); динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
– показатели состояния финансово-бюджетной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших муниципальных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;
– показатели состояния окружающей среды, экологии.
Критическая величина показателей экономической безопасности по различным составляющим не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или отдельных ее областей. Она, прежде всего, свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов местного самоуправления с целью изменения опасных тенденций.
Система параметров экономической безопасности может корректироваться с учетом особенностей муниципального образования. При доработке системы показателей для конкретного муниципального образования необходимо учесть ряд моментов. Целесообразно разделить все показатели на две группы: показатели-критерии, четко ориентированные на оценку уровня экономической безопасности, и аналитико-информационные показатели, дополняющие общую картину. Необходимо исключить показатели, которые не поддаются расчетам или по которым пороговые значения безопасности определить невозможно. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет выйти на их пороговые значения, только в системе можно получить их объективную оценку. Пороговые значения показателей могут определяться только с учетом особенностей периодов развития экономики, что обусловливает необходимость использования вариантной оценки пороговых значений показателей.
Определение пороговых значений для каждого показателя с целью оценки его влияния на экономическую безопасность муниципального образования осуществляется следующим образом. Уровень экономической безопасности муниципального образования может быть высокий, средний, низкий. Каждое из этих состояний описывается системой показателей, имеющих определенные точки перелома – перехода системы по данному показателю из одного состояния устойчивости в другое.
С учетом вышеизложенного предлагается следующая система показателей оценки экономической безопасности муниципального образования (таблица 1).

 

Таблица 1 – Система показателей оценки экономической безопасности муниципального образования
Система показателей оценки экономической безопасности муниципального образования

*****
Данный материал на тему “Экономическая безопасность городского муниципального образования” опубликован на сайте kursovaya.sokolbank.ru как помощь студентам в самостоятельном обучении.
*****

Список литературы по теме «Экономическая безопасность муниципального образования» – просто перейдите по ссылке.

Просмотров: 23