Структура Европейского инвестиционного банка


Содержание
Введение
1. Организации и принципы функционирования Европейского инвестиционного банка
1.1 Структура инвестиционного банка и принципы его работы
1.2 Формы финансирования, используемые ЕИБ
2. Взаимодействие ЕИБ и России

2.1 Основные направления сотрудничества Европейского инвестиционного банка и Российской Федерации
2.2 Деятельность ЕИБ в Российской Федерации на 2014 году и перспективы ее реализации
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Почти все участники международных экономических отношений вступают в кредитно-финансовые отношения.

В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важная роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).
Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) (ЕИБ) был создан в 1958 году в соответствии с Римским договором о создании Европейского экономического сообщества. Сегодня инвестиционные инструменты ЕИБ используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах – от Центральной Европы до Центральной Азии.
ЕИБ является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций.

ЕИБ совместно с Европейским инвестиционным фондом образуют Группу Европейского инвестиционного банка. Сотрудничество в рамках Группы Европейского инвестиционного банка осуществляется в основном в области поддержки малого и среднего предпринимательства. Миссия Европейского инвестиционного банка состоит в содействии достижению политических и экономических целей Европейского союза (ЕС) посредством расширения доступа к финансовым ресурсам в инвестиционных целях.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕИБ использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Цель курсовой работы заключается в исследовании основных направлений деятельности Европейского инвестиционного банка как международной финансовой организации.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать структуру ЕИБ и принципы его работы;
– осветить формы финансирования проектов, используемые ЕИБ;
– рассмотреть основные направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития в Российской Федерации;
– охарактеризовать результаты деятельности Европейского инвестиционного банка в Российской Федерации и перспективы дальнейшего сотрудничества.
Для решения поставленных задач использовались методы анализа, обобщения, сопоставления.
1. Организации и принципы функционирования Европейского инвестиционного банка
1.1 Структура инвестиционного банка и принципы его работы
Наиболее распространенным инструментом реализации государственных инвестиционных программ в европейских странах являются специализированные кредитные институты, среди которых выделяются банки развития. Основной задачей банков развития является направление финансовых ресурсов в приоритетные или инновационные государственные программы и проекты по более низким процентным ставкам. Банки развития направляют финансовые ресурсы в те сферы, которые считаются стратегическими для национальной экономики. К этим сферам могут относиться оборонная промышленность, энергетика, транспортная инфраструктура, добывающая промышленность или сельское хозяйство. В большинстве стран особый статус государственных институтов развития закреплен законодательно.

На уровне всего Европейского Союза крупнейшим инвестором является Европейский инвестиционный банк.

Акционерный капитал в размере 232 млрд. евро сформирован акционерами банка в составе 28 стран – членов ЕС.

ЕИБ обязан координировать свою деятельность с другими международными финансовыми организациями. ЕИБ обязан не менее 60% ресурсов ежегодно направлять в негосударственный сектор стран операций (операции осуществляются на основе принципов проектного финансирования).

Страны-члены ЕИБ участвуют в управлении банком через своих представителей в руководящих органах – Совете управляющих и Совете директоров.

Таблица 1 – Основные финансовые показатели ЕИБ, млрд. евро

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Общие активы

33,0

32,5

39,3

47,0

51,2

50,0

Портфель

21,5

25,6

30,7

34,8

37,5

37,8

Операционные активы

15,3

17,9

21,3

24,8

26,5

26,4

Капитал по требованию

14,6

14,6

14,6

22,2

23,4

23,4

Оплаченный капитал

5,2

5,2

6,2

6,2

6,2

6,2

Собственный капитал

11,7

11,5

13,0

13,2

14,0

14,9

Ежегодный объем операций

5,3

7,9

9,0

9,05

8,9

8,5

Высшим коллегиальным органом управления ЕИБ является Совет управляющих, который состоит из 27 представителей каждой из стран-членов (как правило, министров финансов). Совет собирается раз в год (обычно в июне) и рассматривает следующие вопросы: принципы кредитной политики; утверждение годовых финансовых отчетов и бухгалтерского баланса банка; принятие решений об участии банка в финансировании проектов и операций за пределами ЕС; принятие решений об увеличении уставного капитала банка.

Совет управляющих также назначает членов Совета директоров, утверждает состав Комитета по аудиту и состав Комитета по вопросам управления.

Совет директоров состоит из 28 членов (27 назначаются членами Совета управляющих на пятилетний период, один – представитель Комиссии Европейского союза).

Поддержку работы Совета директоров осуществляют 2 комитета (рис. 1): Комитет по аудиту; Комитет по вопросам управления.

В 2007 г. в рамках организационной структуры ЕИБ было создано самостоятельное структурное подразделение – Дирекция стратегического и корпоративного управления.

В компетенцию дирекции входит: составление корпоративного операционного плана; мониторинг реализации стратегии банка; совершенствование внутренних бизнес-процессов; осуществление финансового контроля; корпоративное управление и корпоративная социальная ответственность; проведение прикладных аналитических исследований.

Дирекция готовит предложения Правлению и Совету директоров по вопросам стратегического и институционального развития банка.
Таким образом, ЕИБ, как и любой другой банк, должен с прибылью использовать средства своих акционеров и вкладывать их лишь в коммерчески жизнеспособные проекты, но, с другой стороны, вся деятельность банка подчинена глобальной идее – развитию частного сектора, построению инфраструктуры и механизмов рыночной экономики, обучению передовым методам работы на конкретных примерах. Для этих целей банк обладает широчайшим набором различных инструментов финансирования и большими возможностями для привлечения иностранного и отечественного капитала.
Стратегические задачи кредитной и инвестиционной деятельности ЕИБ сформулированы в Корпоративном операционном плане, являющемся важнейшим документом банка. План утверждается Советом директоров и определяет стратегический курс и текущие приоритеты в рамках целей, поставленных перед банком Советом управляющих. Корпоративный операционный план составляется на трехлетний период и ежегодно корректируется с учетом новых мандатов и в соответствии с изменениями экономических условий. Трехлетний Корпоративный операционный план содержит стратегические цели, перечень мероприятий по реализации поставленных задач, а также план-фактный анализ результатов.

План включает также основные положения бюджетирования и финансового планирования на следующий год.

Поскольку Корпоративный операционный план принимается в ноябре, то показатели отчетного периода имеют прогнозное значение. В Корпоративном операционном плане цели корпоративного уровня в начале каждого года декомпозируются и детализируются до уровня структурных подразделений банка.

Стремясь обеспечить схему финансирования, наиболее полно отвечающую требованиям проекта, банк в соответствии со своими полномочиями руководствуется следующими принципами:

– ЕИБ финансирует до 35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании.
Остальные средства должны вложить другие участники проекта – от них требуются значительные взносы в акционерный капитал, особенно в отношении проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. Таким образом, российское предприятие, рассчитывающее на финансирование ЕИБ, должно найти и других инвесторов, заинтересованных в проекте. Лучше всего, если это будет иностранная промышленная корпорация.
– Обычно на проекты в частном секторе предоставляется не более 2/3 от суммы заимствований и не менее 1/3 акционерного капитала.
– От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.
– Банк обычно не предоставляет финансирование инвестору на приобретение уже выпущенных акций.
– Взнос других инвесторов в акционерный капитал необязательно должен иметь форму наличности; он может предоставляться в виде оборудования, механизмов, техники и т. д.
– Каждый проект оценивается с точки зрения страновой стратегии.
1.2 Формы финансирования, используемые ЕИБ
Европейский инвестиционный банк реализует инвестиционные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, содействия мероприятиям по улучшению инфраструктуры, охране окружающей среды, модернизации жилищного фонда, предоставления экспортных кредитов. Свои функции банк реализует в форме долгосрочного инвестиционного кредита, предоставляемого частным и коллективным инвесторам.

Кредитные программы можно условно разделить на две группы: целевые и среднесрочные кредиты.

Целевые кредиты предоставляются с целью финансирования рентабельных, устойчивых проектов на сумму свыше 25 млн. евро. ЕИБ финансирует такие проекты не более чем на 50% общей стоимости проекта. По целевым кредитам необходимо обеспечение. Кредитуемые проекты должны соответствовать целям Европейского союза.

Среднесрочные кредиты (сроком от 5 до 12 лет) представляют собой кредитные линии, предоставляемые ЕИБ банкам и другим финансовым институтам, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства.
ЕИБ также предоставляет гарантии с частичным покрытием кредитных рисков, участие в секьюритизации.

Гарантия ЕИБ позволяет заемщику повысить добавленную стоимость проекта, а также снизить расходы по формированию резервов (согласно Базельскому соглашению обязательства, подтвержденные ЕИБ, в портфеле инвестора относятся к безрисковым активам).

С 1997 г. ЕИБ осуществляет поддержку развития малого и среднего бизнеса (высокотехнологичное производство) посредством создания венчурных фондов, а также обеспечения их функционирования. В этом направлении ЕИБ сотрудничает с Европейским инвестиционным фондом.

Деятельность ЕИБ в области микрофинансирования характеризуется высокими темпами развития. По состоянию на июль 2013 г. объем предоставленных Группой Европейского инвестиционного банка кредитов составил 881 млн. евро по 35 проектам микрофинансирования.

В 2008 г. банком был создан Экспертный центр по микрофинансированию.

ЕИБ, являясь одним из крупнейших заемщиков на международном рынке капитала, предлагает различные виды облигаций и коммерческих бумаг. Высокий кредитный рейтинг банка и стратегический подход к управлению служат положительной рекомендацией для бумаг ЕИБ среди институциональных и частных инвесторов на международном уровне.

Деятельность ЕИБ осуществляется в соответствии со Стратегией развития Европейского союза на период до 2020 г. («Европа – 2020»), утвержденной Европейским Советом 17 июня 2010 г.
В некоторых регионах России ЕИБ создал 11 региональных фондов венчурного капитала (РФВК). Каждый из них обладает капиталом в размере 30 млн. долл. США для инвестирования в приватизированные и иные частные предприятия путем покупки акций новой эмиссии. В каждом РФВК вклад банка дополняется взносом правительства страны-донора (20 млн. долл.), который идет на покрытие издержек, расходов консультантов и предварительную работу с проектами.
Например, страной-спонсором для Южного фонда венчурного капитала, работающего на территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, выступила Франция.
Каких-либо принципиальных отличий в деятельности фондов в различных регионах нет. На сегодня основные средства РФВК инвестированы в такие отрасли промышленности, как деревообрабатывающая, производство продуктов питания и товаров народного потребления. Пока использованы далеко не все средства, имеющиеся в распоряжении фондов, – вложено около 66 млн. долл. Однако за оставшиеся средства предприятиям, претендующим на инвестиции, нужно будет побороться. Управляющие фондов отбирают только действительно надежные, перспективные и хорошо проработанные проекты. Условия для первоначального отбора предприятий таковы:
– минимальный размер инвестиций – 300 тыс. долл.;
– максимальный размер инвестиций в любое предприятие – 3 млн. долл.;
– предоставляемые средства должны использоваться на финансирование нового проекта, включая относящийся к нему оборотный капитал. Главным критерием станет соразмерность ожидаемого дохода от инвестиций с сопряженным с ними риском. От финансируемых проектов ожидаются следующие результаты: рационализация, модернизация производства или расширение производственных мощностей;
– в собственности частных акционеров должно находиться не менее 75% голосующих акций предприятия – заявителя;
– важнейшим критерием отбора является сила и профессионализм руководящего состава предприятия;
– конкретное предприятие может функционировать в любой отрасли экономики, кроме таких, как производство табака или табачных изделий, производство вооружений или продукции, 25% и более общего дохода от которой связано с обороной, производство крепких алкогольных напитков (с содержанием спирта более 15%), азартные игры, спекулятивные операции, включая операции с недвижимостью, оказание банковских, страховых или финансовых услуг, предприятия, занимающиеся аморальной или незаконной деятельностью или занесенные в «черный» список банка по природоохранным соображениям.

Региональные фонды венчурного капитала, как правило, не претендуют на приобретение контрольного пакета акций предприятия, но стремятся быть крупным акционером и иметь своего представителя в совете директоров. Условия вложения средств РФВК оговариваются с существующими акционерами и вносятся в учредительные документы.

2. Взаимодействие ЕИБ и России
2.1 Основные направления сотрудничества Европейского инвестиционного банка и Российской Федерации
Взаимодействие с международными финансовыми организациями (МФО) является одним из важнейших направлений развития внешних экономических связей для России. Вопрос интеграции страны в мировую экономику, ставший особенно актуальным в начале 1990-х годов после распада ССР, потребовал подключения к системе международных институтов. В 1992 г. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд и стала членом группы
Всемирного банка. В 1997 г. 11 стран, включая Россию, в целях продвижения интеграционных процессов в регионе создали Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). В 2006 г. по инициативе Республики Казахстан и Российской Федерации учрежден Евразийский банк развития (ЕА БР). В настоящее время страна участвует на государственном уровне в 10 МФО. Различные программы сотрудничества осуществляются еще с рядом региональных и национальных институтов. С 1991 г. Российская Федерация является акционером-учредителем и одновременно ключевой страной операций ЕИБ.

Отношения России с ЕИБ в начале 2000-х годов строились в рамках единой стратегии заимствования Российской Федерации у международных банков развития (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития). Эта стратегия определяя цели, задачи и принципы сотрудничества.

Усилившиеся тенденции глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности страны. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий и информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В этих целях необходимо:

– повышение конкурентоспособности государственного управления (государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью);
– повышение конкурентоспособности бизнеса рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда), его инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса из тени, уход от сырьевой направленности структуры экономики;
– повышение конкурентоспособности человеческого капитала, формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.

Исходя из программы социально-экономического развития и специфики деятельности ЕИБ, можно определить основные направления использования ресурсов банка в России. Они должны быть направлены на модернизацию социальной сферы, развитие инфраструктуры, модернизацию топливно-энергетического сектора и поддержку малого и среднего бизнеса.

До 2002-2003 годов Россия занимала очень незначительную долю в кредитном портфеле ЕИБ, однако в 2002 году был банком был получен мандат, действие которого распространялось до 2013 г. В ноябре 2013 г. на заседании Правительства Российской Федерации был одобрен проект соглашения между Правительством Российской Федерации и ЕИБ о постоянном представительстве ЕИБ в России.

В декабре 2002 г. между правительством России и ЕИБ было подписано рамочное соглашение о кредитовании Банком проектов в РФ. В своей деятельности в России ЕИБ ориентировался на финансирование тех секторов, которые и ранее предыдущими мандатами были определены в качестве приоритетных. В первую очередь это относится к экологической сфере.

Однако в то же время особое внимание уделялось энергетическому сектору, в частности стратегическим поставкам энергоресурсов, и транспортной сфере.

Сегодня российская экономика располагает инвестиционными ресурсами, но при существующем уровне рисков и рентабельности различных видов экономической деятельности, привлекательных инвестиционных проектов на национальном уровне осуществляется немного. В условиях глобализации, когда определяющей становится конкуренция национальных рыночных и государственных институтов, необходимо создание условий для успешного развития в долгосрочной перспективе. Участие ЕИБ в масштабных проектах позволяло наиболее эффективно решить некоторые поставленные вопросы развития российской экономики, используя колоссальный опыт банка в финансировании соответствующих отраслей (в отраслевой структуре накопленных инвестиций банка на транспорт приходится 26%, на долю энергетического сектора 13%).
Совместная работа национальных институтов ЕИБ осуществлялась по таким направлениям как:
– реализация перспективных проектов строительства трубопроводов; стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
– модернизация нефтеперерабатывающих заводов, развитие производства сжиженного природного газа, увеличение объемов его экспорта и производства продукции нефтехимической промышленности.

Средства в размере 3,8 миллиарда евро на период с 2007 по 2013 год предназначены для финансирования развития местного частного сектора, социально-экономической инфраструктуры и смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Этот внешний мандат дополняют Механизм поддержки для восточных партнёров (EPF) и Механизм устойчивого развития энергетики (ESF), учреждённый Европейским инвестиционным банком по собственной инициативе и имеющий общий объём средств в размере 4,5 миллиарда евро.

За 22 года Банк инвестировал свыше 23,5 млн. евро более чем в 750 проектов в России (таблица 2).
Таблица 2. – Объем и количество операций ЕИБ в России, 2009-2013 гг.

2009

2010

2011

2012

2013

Объем операций в России, млн. евро

2366

2309

2928

2582

1816

Общий объем операций ЕИБ, млн. евро

7861

9009

9050

8920

8498

Доля России в объеме операций ЕИБ

30%

26%

32%

29%

21%

Объем портфеля в России, млн. евро

7495

8279

9453

9964

8936

Общий объем портфеля ЕИБ, млн. евро

25649

30655

34783

37516

37841

Доля России в общем портфеле ЕИБ

29%

27%

27%

27%

24%

Общее количество операций в России

56

63

74

67

56

ЕИБ является крупнейшим иностранным инвестором в экономику страны (без учета нефтегазового сектора). Динамика деятельности ЕИБ в Российской Федерации в 1990-е годы носила достаточно неустойчивый характер, обусловленный значительной степенью неопределенности и высокими рисками в условиях проведения политических и экономических реформ. В момент образования Банка речь шла в первую очередь о консультационной помощи на тот момент еще СССР. К середине 1990-х годов Российская Федерация заняла лидирующее место по числу проектов и объемам финансирования. Объявление дефолта по государственным краткосрочным облигациям в 1998 г. и последовавший финансово-экономический кризис привели к резкому сокращению количества новых сделок ЕИБ, реструктуризации уже имеющегося портфеля, пересмотру страновой стратегии деятельности и ужесточению критериев инвестирования в российскую экономику. На фоне постепенной стабилизации экономического положения, реформ начала 2000-х годов, укрепления политического диалога между ЕИБ и Россией вновь значительно возросли объемы инвестиционных операций. В 2002 г. новые обязательства превысили 1 млрд. евро, за 2005-2007 гг. годовой объем сделок более чем удвоился – с 1,1 млрд. до почти 2,3 млрд. евро. Однако в результате кризиса, охватившего в конце 2008 г. мировую экономику, переговоры по целому ряду потенциальных проектов были прерваны, финансирование составило 1,8 млрд. евро.
Важным направлением деятельности ЕИБ в России являлась борьба с изменением климата. В рамках данной программы в 2006 году была запущена Инициатива в области устойчивой энергетики, в рамках которой в 2009-2012 гг. России был предоставлен рекордный в абсолютном выражении объем финансирования на цели развития устойчивой энергетики – 1,1 млрд. евро, осуществлялся энергоаудит компаний, оказывалась помощь государству по совершенствованию нормативной базы, стартовала Программа финансирования устойчивой энергетики в России.
2.2 Результаты деятельности ЕИБ в Российской Федерации и перспективы дальнейшего сотрудничества
Деятельность ЕИБ для Российской Федерации в 2009-2012 гг. в значительной степени ориентировалась на содействие антикризисным мерам и последующее восстановление экономики страны. Для достижения этих целей в последние годы в дополнение к традиционным долгосрочным продуктам ЕИБ предпринял ряд мер, связанных с вхождением в капиталы российских компаний и предоставлением им оборотных средств, а также участвовал в реализации нескольких проектов корпоративной реструктуризации.
Благодаря избирательному подходу к выбору проектов лишь 1,4% совокупного объема сделок в период действия стратегии, разработанной Европейским инвестиционным банком для России приходилось на сектор природных ресурсов.
Среди приоритетных секторов – автомобилестроение, лесное хозяйство, агропромышленный комплекс, фармацевтика (Таблица 3).
Таблица 3 – Сравнительная структура операций ЕИБ в России, 2009-2013 гг.

2009

2010

2011

2012

2013

Энергетика

12%

9%

7%

13%

14%

Природные ресурсы

7%

2%

1%

0%

6%

Инфраструктура

26%

14%

21%

15%

13%

Корпоративный сектор

27%

38%

36%

39%

34%

Финансовые институты

28%

37%

35%

33%

33%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

Примеры крупных проектов, реализованных в 2009-2012 годах – – покупка 4% акций ОАО «Камаз», кредит финансово-промышленной группе АФК «Система» на 120 млн. евро, кредит (на 150 млн. евро) и участие в капитале (52 млн. евро) проекта ОО «РусВинил», финан сирование в размере 40 млн. евро ОАО «Сибур – Русские шины». Целый ряд сделок был осуществлен на синдицированной основе. Особое внимание уделялось инвестиционным проектам в наукоемких отраслях и развитию «экономики знаний».
Из-за финансового кризиса осложнился доступ малых и средних предприятий к кредитным ресурсам. В рамках данной проблематики ЕИБ выделял целевые кредиты банкам-партнерам (среди которых ВТБ 24, АКБ «Транскапиталбанк»), оказывал поддержку фондам прямых инвестиций и лизинговым компаниям, а также предоставлял техническую и консультационную помощь по линии Программы развития предприятий и Программы деловых консультаций. К приоритетным направлениям в рамках стратегии относились также энергоэффективность и устойчивая энергетика, проблемы инфраструктуры, поддержка финансового сектора и внутреннего рынка капитала, развитие регионов.
Восстановление экономики в посткризисный период, ее диверсификация и модернизация среди прочих факторов зависят и от наличия необходимой инфраструктуры, позволяющей оптимизировать движение товарной массы, обеспечить доступ к коммунальным услугам и энергетическим ресурсам.
Большие успехи в период действия предыдущей стратегии были достигнуты в транспортном секторе, при этом акцент деятельности смещен в пользу государственно-частного партнерства. В 2010 г. ЕИБ наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Северным инвестиционным банком (СИБ), ЧБТР вошел в размере 100 млн. евро в международный консорциум кредиторов в рамках проекта строительства и развития мощностей аэропорта «Пулково». Совместно с крупными партнерами («ВТБ Капитал», ОАО «Газпромбанк», Внешэкономбанк) в 2011 г. Банк принял участие в финансировании стратегически важного проекта строительства в г. Санкт-Петербурге участка платной автодороги «Западный скоростной диаметр». Доля Банка – 200 млн. евро.
В 2012 г. ЕИБ и МФК в равных долях выкупили еврооблигации российской лизинговой компании BrunswickRail на общую сумму порядка 40 млн. евро. Важные проекты осуществляются в области жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетической инфраструктуры. Помимо кредитования Банк ведет активный диалог с государственными органами по нормативно-правовым вопросам, проведению реформ, разработке и запуску новых программ государственно-частного партнерства.
Кризис 2008 г. негативно сказался на функционировании финансовой системы. В связи с этим приоритетной задачей стало укрепление банковской сферы в интересах финансирования реального сектора экономики. Среди применяемых инструментов – участие в капиталах, помощь в расширении продуктовых линеек и применении более высоких стандартов корпоративного управления и деловой практики. ЕИБ является акционером ОАО «Промсвязьбанк» (11,75%), ОАО «Московский кредитный банк» (6,91%). Финансовая нестабильность обусловила острую потребность в развитии внутренних рынков капитала. Одним из значимых проектов ЕИБ стало участие в 2012 г. в капитале(1,25%) объединенной российской биржи ММВБ-РТС с тем, чтобы повысить ее привлекательность на региональном и международном уровнях.
Взаимодействие с небанковскими финансовыми организациями осуществлялось в сфере страхования. В 2011 г. ЕИБ предоставил займ одной из крупнейших российских страховых компаний – «РЕСО-Гарантии» на сумму 110 млн. долл. (более 82 млн. евро). Впервые Банк инвестировал средства в начавший свою деятельность в 2011 г. негосударственный пенсионный фонд «Европейский» (в 2013 г. ЕИБ полностью вышел из российских пенсионных активов).
Значительных успехов удалось достичь с точки зрения смещения фокуса на работу в регионах. На Москву и Санкт-Петербург распространялось примерно 18% совокупного объема деятельности, оставшаяся часть приходилась на регионы либо напрямую, либо на компании, осуществляющие свою деятельность за пределами указанных городов.
ЕИБ на регулярной основе проводит оценку своей деятельности с целью анализа достигнутых результатов использования накопленного опыта для повышения эффективности операций в будущем. Наряду с присвоением проектам рейтинга с точки зрения их общей эффективности (финансовые результаты, экологические параметры и др.) осуществляется оценка портфеля
Банка и его воздействия на переходный процесс.
Благодаря антикризисным мерам и росту цен на нефть в 2009 г. экономическое положение страны достаточно быстро стабилизировалось, однако уже к концу 2011 г. рост вновь стал замедляться. Существенное влияние на деятельность ЕИБ оказали несколько процессов. С одной стороны, падение спроса на экспорт, рост инфляции, замедление потребления и инвестиционной активности, снижение объемов производства (ВВП в 2012 г. вырос на 3,4% против 4,3% в 2011 г., приток иностранных инвестиций сократился на 18%). С другой стороны, официальное вступление после 18 лет переговорного процесса в ВТО, переход России, Белоруссии и Казахстана к Единому экономическому пространству (ЕЭП), создание с целью привлечения средств в лидирующие компании быстрорастущих секторов Российского фонда прямых инвестиций, стратегическое сотрудничество ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil, новая правительственная программа приватизации на 2012-2017 гг.
Несмотря на тот факт, что предыдущая стратегия ЕИБ для Российской Федерации была частично направлена на поддержку антикризисных мер, а вступившая в силу новая стратегия, рассчитанная на 2013-2015 гг., предполагает переориентацию на решение исключительно долгосрочных проблем, центральный вектор деятельности остается неизменным.
ЕИБ предполагал и впредь ориентироваться на улучшение инвестиционного климата в России. Страна проигрывает в инвестиционной привлекательности другим государствам, в том числе развивающимся, по таким факторам, как уровень инфляции, недостаточно развитый фондовый рынок, зависимость от нефтедобычи. В связи с этим Банк поддерживал такие направления, как инвестиции в несырьевые частные компании, разработка проектов в АПК, способствующих повышению энергоэффективности, развитие современной инфраструктуры, повышение стандартов системы продовольственного снабжения, стимулирование прямого инвестирования за счет работы с банками-партнерами и фондами в целях поддержки малого и среднего предпринимательства прежде всего в регионах.
Среди планируемых операционных решений ЕИБ – финансирование проектов, нацеленных на модернизацию экономики, развитие инноваций и НИОКР, ориентация на международные стандарты в области деловой этики, корпоративного управления, решение вопросов гендерной проблематики и др. При этом важную роль играет модернизация транспортной, муниципальной, энергетической и экологической инфраструктуры.
В 2014-2015 годах Банк планировал выдать в России приблизительно 600 миллионов евро за оставшуюся часть 2014 года. Из этой суммы 200 миллионов евро – для операций с частным сектором и 400 миллионов евро – с государственным сектором. В более длительной перспективе мы ожидаем, что приостановка новых кредитов ЕИБ в России может привести к сокращению кредитования банком в размере от 700 миллионов до одного миллиарда евро в год.
В аспекте регионального развития на первый план выходит работа в регионах, менее развитых, чем Москва и Санкт-Петербург. Приоритет отдается проектам малы и средних предприятий, созданию новых рабочих мест, повышению региональной мобильности населения, обновлению городского хозяйства. Кроме того, ЕИБ (при поддержке Правительства России) был намерен расширять географию деятельности в регионах, которые являются проблемными с точки зрения подбора проектов, подходящих для предоставления финансирования. На территории России работают 7 постоянных представительств ЕИБ, они позволяют обеспечить присутствие Банка во всех восьми федеральных округах.
Особое внимание в планах ЕИБ по-прежнему уделялось взаимодействию с государственными органами путем непосредственного диалога, участия различного рода рабочих органах, содействия внесению изменений в нормативно-законодательные документы, оказания технической поддержки. В рамках осуществления своей деятельности ЕИБ тесно сотрудничает с другими МФО: институтами группы Всемирного банка (в частности, МФК); Европейским инвестиционным банком на основе трехстороннего меморандума о взаимопонимании, подписанного также Европейской комиссией (ЕК); региональными банками развития (ЕАБР и ЧБТР). Эти организации имеют широкий спектр общих с ЕИБ направлений деятельности (финансы, инфраструктура, энергетика и энергоэффективность, поддержка ММСП). Примеры крупных проектов – модернизация аэропорта «Пулково», программы в рамках Экологического партнерства «Северное измерение» (например, в области водоотведения, теплоснабжения, энергоэффективности). Во многих инициативах участвуют одновременно несколько банков.
Однако большая часть планов ЕИБ в России в настоящее время оказывается не реализованной.
В рамках санкционной политики ЕС в отношении России летом 2014 года большинство представителей совета директоров Европейского банка реконструкции и развития, включая все государства – члены ЕС, а также несколько государств, не входящих в ЕС, дали четкие распоряжения руководству ЕИБ относительно невозможности осуществления новых инвестиций в Российской Федерации в ближайшее время. При этом ЕИБ обещает продолжать управление действующим портфелем проектов и поддерживать отношения с клиентами в России, а также сохранить физическое присутствие в стране. Реализация этой линии приведет к срыву многолетнего плодотворного сотрудничества между Россией и ЕИБ, а также может серьезным образом сказаться на финансовом благополучии самого Банка, более трети доходов которого формируются за счет проектной деятельности в России
Решение Европейского банка реконструкции и развития окажет пусть не критическое, но все же ощутимое влияние на российскую экономику. В 2013 г. вложения ЕИБ составили 2.7% от общего притока иностранных инвестиций в Россию. Инвестиции ЕИБ идут на содействие развитию предпринимательства – проектное финансирование банков, предприятий и компаний. ЕИБ является особым инвестором, так как он поощряет и дополняет частное инвестирование, тем самым помогая развитию многих важных проектов. Кроме того, отказ банка от новых вложений станет еще одним звеном уменьшения общего притока средств в экономику страны.
В рамках санкций против РФ, принятых Евросоюзом, Европейский инвестиционный банк прекращает финансировать проекты в России. Меры затронут проекты на сумму 600 миллионов только в 2014 году.
Компании, планировавшие привлечь средства Европейского банка реконструкции и развития, вынуждены будут пересмотреть свои инвестиционные программы в связи с решением Европейского инвестиционного банка о прекращении финансирования новых российских проектов. В 2014 году на рассмотрении банка находились заявки ряда компаний, например, таких как «Белая дача», «Глобус», «Монетка» на общую сумму порядка 50 млрд. рублей. Из 11 проектов, по которым рассматривалась возможность финансирования в 2014г., ЕИБ к началу июля 2014 года успел одобрить выделение средств по пяти проектам. В частности, магазинам сети «Лента» был одобрен кредит на более чем 4,5 млрд. рублей, «Монетка» рассчитывала на 4,1 млрд. рублей, еще более 1,4 млрд. рублей было обещано предприятию по производству строительных материалов «Технониколь». Несмотря на то, что документы о финансовом сотрудничестве с ЕИБ по данному проекту уже были готовы к подписанию, банк приостановил процесс выделения заемных средств компаниям.
Учитывая сильный отток капитала из России, подобная ситуация вызывает все больше опасений. Между тем, не обойдется и без последствия для самого ЕИБ, который запланировал долю России в общем объеме своих операций в 2014 г. в 24%, а в 2015 г. – в 34%. Россия генерировала значительную часть доходов банка, являясь рынком качественных вложений с высокой отдачей. Таким образом, ЕИБ придется внести существенные коррективы в свои планы и, по всей видимости, потерять в деньгах.
Заключение
Главная задача ЕИБ – содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы.
В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
ЕИБ активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕИБ действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕИБ определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕИБ, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей.
Россия является крупнейшей страной операций ЕИБ, на которую до последнего времени приходилась примерно треть общего объема операций Банка. В 2011 году объем операций в России достиг рекордного за всю историю Банка показателя в 2,93 млрд. евро в 74 проектах. Однако в 2013 году было подписано лишь 56 операций с объемом финансирования 1,82 млрд. евро.
Бизнес-план ЕИБ по итогам 2013 года не был выполнен только в России.
Согласно бизнес-плану ЕИБ на 2014 год доля России в общем объеме операций Банка запланирована на уровне 25%. Со своей стороны в 2013 году Правительство Российской Федерации в целях поддержания высоких объемов операционной деятельности ЕИБ в России приняло решение о выделении 40млн. евро на создание Счета технического сотрудничества для реализации проектов в России. Эти проекты призваны генерировать приток дополнительных инвестиций в российскую экономику как со стороны ЕИБ, так и всех заинтересованных инвесторов за счет повышения качества подготовки инвестиционных проектов, возможностей последующего их сопровождения, повышения корпоративных стандартов компаний – потенциальных заемщиков.
В настоящее время финансирование новых проектов ЕИБ в России заморожено, хотя при этом ЕИБ обещает продолжать управление действующим портфелем проектов и поддерживать отношения с клиентами в России, а также сохранить физическое присутствие в стране. Таким образом, по политическим мотивам многолетнее сотрудничество ЕИБ и России в настоящее время нарушено и перспективы его продолжения остаются неясными.
инвестиционный банк финансовый европейский

Список использованной литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 № 2131-р “О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским инвестиционным банком о постоянном представительстве Европейского инвестиционного банка в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 2013. – № 47. – Ст. 6144.

2. «Временная приостановка» финансирования новых проектов ЕИБ в России противоречит целям международных институтов развития.

3. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2011.

4. Годовой отчет ЕИБ за 2012 г.

5. Годовой отчет ЕИБ за 2011 г.

6. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. А. Г. Куликова. – М.: КНОРУС, 2013.

7. Евдокимова Е. Деятельность ЕИБ в России.

8. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. / Под ред. В. В. Круглова. – М.:КноРус, 2013. – 476с.

9. Путилина В. Ю. Предпосылки экономического сотрудничества России и Европейского инвестиционного банка.

10. Цветков В., Елисеев Д., Наумова Ю. Российская экономика после кризиса: от стабилизации к стагнации // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 9-10.

11. Шмырева А. И., Колесников В. И., Климов А. Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб., 2012.

Просмотров: 0