Современное государство и его место в политической системе


Курсовая работа по предмету “Право” на тему “Современное государство и его место в политической системе”. Содержит ответы на вопросы: Роль государства в общественной жизни. Понятие государства и его место в политической системе общества.

Содержание

Введение
1   РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2   ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО МЕСТО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Заключение
Список литературы

Авторы-профессионалы на заказ выполнят все виды студенческих работ на любые темы – переходите по баннерам, узнавайте цены.

Введение

Возникновение государства связано с внутренней эволюцией общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. Существует несколько объяснений происхождения государства. Это, прежде всего, Теологическая теория, которая предполагает божественное происхождение государства. Основными идеологами данной теории являлись Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.) В ее основе были заложены следующие постулаты: незыблемость и святость государства, вся власть исходила от божественного начала, ничто не могло поколебать ее. Все государи, соответственно этой теории, осуществляют свою власть как исполнители божественной воли. Патриархальная теории, которая полагает, что государство возникает непосредственно из разрастающейся семьи. К ее представителям относится древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), а также русский социолог Михайловский Н. (1842-1904 гг.). Причем они отождествляют власть монарха с властью отца, скрепляющей своих подданных на основе взаимного уважения и отеческой любви. Теория договорного происхождения считает, что переход естественного состояния общества к государственному достигается путем соглашения. Пред­ставителями данной теории Гуго Гроцем (1583-1646 гг.), Дж. Локком (1632-1704 гг.), Томасом Гоббсом (1588-1679гг), Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.) и Жан-Жаком Руссо (1712-1778 гг.) были разработаны основные положения общественного договора в соответствии с которыми народ передает власть государству, обязанному осуществлять ее в интересах нации. Классовая теория предполагает, что государство – результат действия объективных; процессов экономического развития общества. Теоретиками, обосновавшими данную теорию, были К. Маркс (1818-1883 гг.), Ф.Энгельс(1820-1895гг.), ЛьюсМорган(1818-1881гг.) и В.И. Ленин (1870-1924гт).

Государственность же приходит на смену родоплеменному строю. Пер­вобытное равенство и общественная форма собственности изживают себя и общество начинает разделяться на социальные слои. Коллективистские производственные отношения стали разрушаться. На смену пришло разде­ление труда, родоплеменная структура усложнилась и начало развиваться разделение социальных структур. Государство – продукт внутренней эво­люции общества, объективно нуждающегося в организационном оформ­лении. В различные эпохи и в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Речь идет о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, зарождению государства как новой организационной формы общества.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное государство и его место в политической системе общества.
Задачи курсовой работы:

  • дать определение понятию государства;
  • рассмотреть роль государства в общественной жизни;
  • рассмотреть место государства в политической системе общества.

1  Роль государства в общественной жизни

Общество и государство, их соотношение — карди­нальная для науки теории государства и права пробле­ма, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпо­хи ученые стали (хотя сначала только терминологи­чески) разделять политическое государство и обще­ство, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государст­ва главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслое­ния), обострения в нем противоречий из-за несовпаде­ния интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов.  Следовательно,  государ­ство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменивше­гося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что общест­ву со сложной структурой, раздираемому противоречия­ми, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организаци­онная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное. Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жиз­недеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обес­печении порядка и общественной безопасности. Госу­дарство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организо­ванной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктив­ное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистичес­ких отношений. С расколом общества на классы, с воз­никновением классовых антагонизмов экономически гос­подствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и про­тиворечивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая сис­тема государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и раз­рушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, посте­пенно становится более современным и цивилизован­ным, сохраняя при этом относительную самостоятель­ность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противо­речивого их взаимодействия, имеющего принципиаль­ное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Не­обходимая и разумная мера ее предопределяется в ко­нечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправдан­на. Без нее не может быть активного и целеустремлен­ного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Поня­тие “относительная самостоятельность государства”,— подчеркивает В. В.Лазарев,— призвано оттенить особен­ности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни». Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государ­ства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объек­тивные потребности. Если политика государства соот­ветствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государ­ства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика стано­вится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контро­лем общества за его деятельностью, а. также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается, прежде всего, гражданского об­щества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, со­циально-политических объединений граждан (институ­тов, структур), действующих на началах самоуправле­ния, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воз­действие государства на общество и общества — на госу­дарство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соот­ветствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обрета­ют силу, значительно превышающую объективные по­требности общества, получают чрезмерную самостоя­тельность, становятся центром политической, экономи­ческой и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентриру­ется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские госу­дарства, а в современную эпоху — авторитарные и тота­литарные государства.

Демократическому обществу соответствует демокра­тическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность об­щественной жизни на основе материальных и мораль­ных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созида­тельного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий кон­троль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято счи­тать прямой связью, а воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздейст­вие развитого государства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой — соотношение между сознательным государственно-пра­вовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правово­го регулирования рыночное саморегулирование опреде­ленным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема — найти более или менее оптимальное соотношение между целе­направленным регулированием и рыночным саморегули­рованием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и за­висит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20—30-е гг. разрушительные кризисы и затяж­ные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущест­венные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономи­ческим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933—1938 гг. его администрация осуществила ком­плекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыноч­ного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути дошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослежи­ваться другая тенденция. Здесь экономический потенци­ал страны почти полностью стал объектом государствен­ной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляе­мую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышлен­ный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способ­ствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и во­люнтаризмом партийно-государственной верхушки. На­званные факторы и породили системный кризис, охва­тивший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стра­не ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптималь­ных решений.

На рисунке 1.1 приведена схема роли государства в жизни общества.

Схема роли государства в жизни общества

Рисунок 1.1 – Схема роли государства в жизни общества

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, та­ковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исто­рически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социаль­ное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свобо­ду (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.

Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение од­ного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX века возникает ряд теории («государство всеобщего благоденствия»,«плюралистическая демократия», «правовое госу­дарство» и др.), которые главную задачу современной государствен­ности видят в создании в рамках чакона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).

Взгляды на социальное назначение государства, как видно, опре­деляются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдель­ные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъек­тивные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть истори­ческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.

Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика под­вергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И.   Ленина об отмирании госу­дарства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и пре­вращении его и «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил.    Вопреки    прогнозам    основоположников    марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавле­ния большинства народа. Такая практика и позволила сделать заклю­чение об «истинности» и «универсальности» теории классового госу­дарства.

Приверженность лишь одной из возможных гипотез обществен­ного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капита­лизм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потря­сения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи обще­ственного развития в практику.

Значительно углубились демократизм общественной жизни, на­чала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Обще­ство, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Азии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин,

Какие же изменения претерпело государство?

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества государство начинает все более превращаться в орган преодоления соци­альных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддержи­вались различными общественными слоями. В деятельности госу­дарства на первый план начинают выступать такие важные общедемо­кратические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, ком­промиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизо­ванное государство; – как средство сажального- компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его перио­дов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие усло­вий, в которых существовали, существуют и будут существовать госу­дарства на разных этапах своего развития, выявляет множество особен­ностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, кото­рые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее на­селение, располагает для этого специальным аппаратом управления, из­дает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

2    Понятие государства и его место в политической системе общества

Слово «государство» в русском языке происходит от слова «госу­дарь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке — «дежава». В русском языке этот термин используется обычно в торжествен­ном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и сим­вол высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху. В польском языке — drzawa, в немецком — Staat, во французском — Etat (отсюда происходит термин «этатизм», «этатический»).

Ообобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), civitas (государство-город), res publica (дело народа) в Древнем Риме, княжество, королев­ство, герцогство, царство, империя и т.д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство.

Государство в истории политической мысли понималось и опреде­лялось различным образом. И в современной научной литературе су­ществуют разные подходы к его пониманию.

Остается актуальным теологический подход к пониманию госу­дарства. Согласно христианскому учению государство божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании Рим­ского папы Льва XIII («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д. Со­гласно мусульманскому учению, глава государства халиф — наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду и содер­жащемуся в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительст­во) не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

Юридический подход к государству состоит в том, что государст­во рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонифи­кация нации. Нормативист Г. Кельзен рассматривает госу­дарство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.

Классический подход к государству рассматривает его как сово­купность трех элементов: власть, территория, население. Такой под­ход в общем никем не отрицается, ибо государство действует на опре­деленной территории; оно орудие политической власти; власть его распространяется на все население.

Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно по­нимается, как определенная система, в рамках которой движется ин­формация с прямыми и обратными связями. Такой подход безусловно отражает определенные, реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информа­ции в виде прямой связи государства с обществом: издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и обратной связи — информация о состояний управляемых государст­вом систем, процессов.

Социологический подход объясняет государство как явление со­циальное, которое существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т.д. Однако здесь наблюдается два течения. Со­гласно первому государство отождествляется с обществом. Государст­во есть само общество, особым образом организованное. По Аристоте­лю государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенство­вания жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким обра­зом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) ис­ключаются из государства. Государство выступает как власть мень­шинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Дореволюцион­ный русский юрист Н.М. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком,

В соответствии со вторым течением государство – это относитель­но самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, само­стоятельный институт. Это по сути дела современный подход, осно­вывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство —.это организация особого рода, осуществляю­щая определенные функции, однако ответы на вопросы, кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи, имеют существенные расхож­дения.

Согласно либеральной концепции государство — это ночной сто­рож. Оно не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает «правила игры» — нормы, права, охраняет в обществе порядок и т.п.

Концепция «государство-менеджер» предполагает, что государ­ство — нейтральный управитель общественными делами.

«Государство — социальный арбитр». Общество социально не­однородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, Которые могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе возникают различного рода конфликты. В таких случаях госу­дарство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает про­тиворечия. М. Вебер определяет государство, как организованное при­нуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.

Каждое из этих определений отражает, какую-то одну сторону, один момент государства и имеет, следовательно, под собой опреде­лённые основания.

Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выде­лившуюся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает: классовую сущность государства, видит в нем орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономически господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически гос­подствующим. К. Маркс и В. Ленин зачастую использовали метафо­рическое выражение: государство — машина для подавления одного класса другим. Это орудие диктатуры определенного класса. Социа­листическое же государство — орудие диктатуры пролетариата, как власти большинства. В нынешнем веке взгляды марксизма на социа­листическое государство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство. А впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государ­ства.

Государство – это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни воз­никнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов об­щества.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть — это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.

Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональ­ным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы обществен­ной самодеятельности, социальной помощи, производственные коопе­ративы и ассоциации, акционерные общества, частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань поли­тической системы общества.

Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:

Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.

В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.

Негосударственным организациям такие свойства и функции не присуши. Они решают локальные по своему содержанию и объему за­дачи в строго определенной сфере общественной жизни.

Что же представляет собой политическая система общества?

Политическая система — это организационное выражение всей со­вокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.

Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель — благо человека. В основе взаимоотношений государства, общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позво­ляет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные за­дачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Вместе с тем эле­менты этой системы решают свои конкретные задачи не подменяя друг друга.

Государство и общественные организации — это самостоятель­ные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Будучи относительно автономными звеньями политической системы государство и общественные организации тесно взаимодейству­ют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации в свою очередь всячески помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного строительства, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.

Государство как главная властвующая и организующая сила об­щества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосудар­ственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следую­щем:

  1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение, в общественные организации и создает необходимые усло­вия для их успешной деятельности. Общественные организации поль­зуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собствен­ность общественных организаций, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе.
  2. Государство определяет правовое положение некоторых обще­ственных организаций. Правовая регламентация деятельности обще­ственных организации со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами обще­ственной организации.
  3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осу­ществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Например, решений кооперативных или частных органи­заций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными ор­ганизациями требований законов и обеспечивает их строгое исполне­ние.

Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и обще­ственных организаций, в том числе и частных, способствует стабиль­ности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы государства, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

На рисунке 2.1 приведена схема о месте государства в политической жизни общества.

Место государства в политической системе общества

Рисунок 2.1 – Место государства в политической системе общества

Заключение

Государ­ство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменивше­гося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.
Государство – внутренний продукт эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жиз­недеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обес­печении порядка и общественной безопасности. Госу­дарство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организо­ванной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.
С появлением государства начинается сложная и про­тиворечивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая сис­тема государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и раз­рушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, посте­пенно становится более современным и цивилизован­ным, сохраняя при этом относительную самостоятель­ность по отношению к обществу.

Воздействие общества на государство принято счи­тать прямой связью, а воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздейст­вие развитого государства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой — соотношение между сознательным государственно-пра­вовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

Государство в истории политической мысли понималось и опреде­лялось различным образом. И в современной научной литературе су­ществуют разные подходы к его пониманию.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть — это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.

Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональ­ным.

Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:

Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.

В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.

*****
Данная курсовая работа на тему “Современное государство и его место в политической системе” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru в помощь студентам, самостоятельно пишущим все вузовские задания.
*****

Политическая система — это организационное выражение всей со­вокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.

Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель — благо человека.

Список литературы

для курсовой работы по предмету “Право”

1. Конституция
2. Гражданский кодекс
3. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1994.
4. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994.
5. Амандыкова С.К. Конституционное право. – Караганда: Болашак-баспа, 1998.
6. Баймаханов М.Т. Правовое государство. Основы государства и права Республики Казахстан. – Алматы: Жети жаргы, 1997.
7. Булгакова Д.А. Теория государства и права: Учеб. – Алматы: Данекер, 2002.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1995.
9. Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и права современного Казахстана: учеб. – Астана: ИКФ «Фловиант», 2000. – 284с.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб. – М.: Юрист, 1996.
11. Конституционные основы Республики Казахстан о Президенте, о Парламенте, о Правительстве, о референдуме, о выборах. – Алматы: Борки, 1999.
12. Конституция Республики Казахстан. Комментарий / Под ред. Г. Сапаргалиева. – Алматы: Жети жаргы, 1998.
13. Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан. – Караганда: Болашак-Баспа, 1998.
14. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М., 1998.
15. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М., 1992.
16. Ленин В. Ц. Полн. собр. соч. Т. 33.
17. Лившиц Р. 3. Государство и право в современном обществе: необходи¬мость новых подходов // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 16—17.
18. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государстваи права: учеб. – Ростов-на-Дону, 2002. – 512с.
19. Марача В.Г., Матюхин А.А. Гражданское общество и государство в Казахстане: основные понятия и особенности становления. – Алматы: Каржы-каражат, 1994.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002.
21. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстана: от ханской власти к президентской республике. – Алматы: Жети жаргы, 1995.
22. Общая теория права и государства: учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001.
23. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.. – М., 1995.
24. Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 1995.
25. Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М., 1997.
26. Теория государства и права: Курс лекций. – Уфа, 1994.
27. Теория государства и права. / Под ред. Н.Г. Манова. – М., 1995.
28. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2000.
29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 2003.
30. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. – М.: Юрист, 2003.

Просмотров: 3