Курсовая работа по предмету “Право” на тему “Современное государство и его место в политической системе”. Содержит ответы на вопросы: Роль государства в общественной жизни. Понятие государства и его место в политической системе общества.
Содержание
Введение
1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО МЕСТО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Заключение
Список литературы
Авторы-профессионалы на заказ выполнят все виды студенческих работ на любые темы – переходите по баннерам, узнавайте цены.
Введение
Возникновение государства связано с внутренней эволюцией общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. Существует несколько объяснений происхождения государства. Это, прежде всего, Теологическая теория, которая предполагает божественное происхождение государства. Основными идеологами данной теории являлись Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.) В ее основе были заложены следующие постулаты: незыблемость и святость государства, вся власть исходила от божественного начала, ничто не могло поколебать ее. Все государи, соответственно этой теории, осуществляют свою власть как исполнители божественной воли. Патриархальная теории, которая полагает, что государство возникает непосредственно из разрастающейся семьи. К ее представителям относится древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), а также русский социолог Михайловский Н. (1842-1904 гг.). Причем они отождествляют власть монарха с властью отца, скрепляющей своих подданных на основе взаимного уважения и отеческой любви. Теория договорного происхождения считает, что переход естественного состояния общества к государственному достигается путем соглашения. Представителями данной теории Гуго Гроцем (1583-1646 гг.), Дж. Локком (1632-1704 гг.), Томасом Гоббсом (1588-1679гг), Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.) и Жан-Жаком Руссо (1712-1778 гг.) были разработаны основные положения общественного договора в соответствии с которыми народ передает власть государству, обязанному осуществлять ее в интересах нации. Классовая теория предполагает, что государство – результат действия объективных; процессов экономического развития общества. Теоретиками, обосновавшими данную теорию, были К. Маркс (1818-1883 гг.), Ф.Энгельс(1820-1895гг.), ЛьюсМорган(1818-1881гг.) и В.И. Ленин (1870-1924гт).
Государственность же приходит на смену родоплеменному строю. Первобытное равенство и общественная форма собственности изживают себя и общество начинает разделяться на социальные слои. Коллективистские производственные отношения стали разрушаться. На смену пришло разделение труда, родоплеменная структура усложнилась и начало развиваться разделение социальных структур. Государство – продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи и в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Речь идет о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, зарождению государства как новой организационной формы общества.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное государство и его место в политической системе общества.
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятию государства;
- рассмотреть роль государства в общественной жизни;
- рассмотреть место государства в политической системе общества.
1 Роль государства в общественной жизни
Общество и государство, их соотношение — кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.
Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное. Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.
Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие “относительная самостоятельность государства”,— подчеркивает В. В.Лазарев,— призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни». Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.
Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а. также оценкой этой деятельности.
Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.
С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества — на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.
Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху — авторитарные и тоталитарные государства.
Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.
Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.
Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой — соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.
При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема — найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.
Так, в 20—30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933—1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути дошли многие другие государства.
Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.
На рисунке 1.1 приведена схема роли государства в жизни общества.
Рисунок 1.1 – Схема роли государства в жизни общества
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
В середине XX века возникает ряд теории («государство всеобщего благоденствия»,«плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках чакона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.
Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его и «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности» и «универсальности» теории классового государства.
Приверженность лишь одной из возможных гипотез общественного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику.
Значительно углубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Азии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин,
Какие же изменения претерпело государство?
Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство; – как средство сажального- компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:
Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
2 Понятие государства и его место в политической системе общества
Слово «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке — «дежава». В русском языке этот термин используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху. В польском языке — drzawa, в немецком — Staat, во французском — Etat (отсюда происходит термин «этатизм», «этатический»).
Ообобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), civitas (государство-город), res publica (дело народа) в Древнем Риме, княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т.д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство.
Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.
Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению государство божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании Римского папы Льва XIII («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д. Согласно мусульманскому учению, глава государства халиф — наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду и содержащемуся в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.
Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
Классический подход к государству рассматривает его как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории; оно орудие политической власти; власть его распространяется на все население.
Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно понимается, как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход безусловно отражает определенные, реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом: издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и обратной связи — информация о состояний управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход объясняет государство как явление социальное, которое существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т.д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом. Государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключаются из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Дореволюционный русский юрист Н.М. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком,
В соответствии со вторым течением государство – это относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство —.это организация особого рода, осуществляющая определенные функции, однако ответы на вопросы, кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи, имеют существенные расхождения.
Согласно либеральной концепции государство — это ночной сторож. Оно не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает «правила игры» — нормы, права, охраняет в обществе порядок и т.п.
Концепция «государство-менеджер» предполагает, что государство — нейтральный управитель общественными делами.
«Государство — социальный арбитр». Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, Которые могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе возникают различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство, как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
Каждое из этих определений отражает, какую-то одну сторону, один момент государства и имеет, следовательно, под собой определённые основания.
Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает: классовую сущность государства, видит в нем орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономически господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим. К. Маркс и В. Ленин зачастую использовали метафорическое выражение: государство — машина для подавления одного класса другим. Это орудие диктатуры определенного класса. Социалистическое же государство — орудие диктатуры пролетариата, как власти большинства. В нынешнем веке взгляды марксизма на социалистическое государство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство. А впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государства.
Государство – это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть — это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.
Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, производственные кооперативы и ассоциации, акционерные общества, частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань политической системы общества.
Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:
Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.
В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.
Негосударственным организациям такие свойства и функции не присуши. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни.
Что же представляет собой политическая система общества?
Политическая система — это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.
Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель — благо человека. В основе взаимоотношений государства, общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи не подменяя друг друга.
Государство и общественные организации — это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Будучи относительно автономными звеньями политической системы государство и общественные организации тесно взаимодействуют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации в свою очередь всячески помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного строительства, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.
Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:
- Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение, в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе.
- Государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций. Правовая регламентация деятельности общественных организации со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами общественной организации.
- Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.
Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.
Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы государства, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.
На рисунке 2.1 приведена схема о месте государства в политической жизни общества.
Рисунок 2.1 – Место государства в политической системе общества
Заключение
Государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.
Государство – внутренний продукт эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой — соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.
Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.
Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть — это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.
Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным.
Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:
Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.
В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.
*****
Данная курсовая работа на тему “Современное государство и его место в политической системе” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru в помощь студентам, самостоятельно пишущим все вузовские задания.
*****
Политическая система — это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.
Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель — благо человека.
Список литературы
для курсовой работы по предмету “Право”
1. Конституция
2. Гражданский кодекс
3. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1994.
4. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994.
5. Амандыкова С.К. Конституционное право. – Караганда: Болашак-баспа, 1998.
6. Баймаханов М.Т. Правовое государство. Основы государства и права Республики Казахстан. – Алматы: Жети жаргы, 1997.
7. Булгакова Д.А. Теория государства и права: Учеб. – Алматы: Данекер, 2002.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1995.
9. Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и права современного Казахстана: учеб. – Астана: ИКФ «Фловиант», 2000. – 284с.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб. – М.: Юрист, 1996.
11. Конституционные основы Республики Казахстан о Президенте, о Парламенте, о Правительстве, о референдуме, о выборах. – Алматы: Борки, 1999.
12. Конституция Республики Казахстан. Комментарий / Под ред. Г. Сапаргалиева. – Алматы: Жети жаргы, 1998.
13. Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан. – Караганда: Болашак-Баспа, 1998.
14. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М., 1998.
15. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М., 1992.
16. Ленин В. Ц. Полн. собр. соч. Т. 33.
17. Лившиц Р. 3. Государство и право в современном обществе: необходи¬мость новых подходов // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 16—17.
18. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государстваи права: учеб. – Ростов-на-Дону, 2002. – 512с.
19. Марача В.Г., Матюхин А.А. Гражданское общество и государство в Казахстане: основные понятия и особенности становления. – Алматы: Каржы-каражат, 1994.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002.
21. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстана: от ханской власти к президентской республике. – Алматы: Жети жаргы, 1995.
22. Общая теория права и государства: учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001.
23. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.. – М., 1995.
24. Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 1995.
25. Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М., 1997.
26. Теория государства и права: Курс лекций. – Уфа, 1994.
27. Теория государства и права. / Под ред. Н.Г. Манова. – М., 1995.
28. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2000.
29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 2003.
30. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. – М.: Юрист, 2003.
Просмотров: 4