Состояние малого бизнеса в РФ


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Основные понятия категории МСБ
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России

2.2 Проблемы становления МСБ с России
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
В структуре экономики любого современного государства предприятия различаются по масштабу производства. Соответственно, они делятся на малые, средние и крупные. Факторов, влияющих на их размеры – великое множество, но, главенствующие из них – законодательная основа их деятельности на территории государства, специфика отраслей, их технологические особенности, специфика спроса и предложения на их продукцию, «градус» приспособленности к особенностям местных рынков и т. д.

В данном ракурсе рост активности предприятий малого и среднего бизнеса (здесь и далее МСБ), произошедший за последние 20-25 лет, говорит только о необходимости наличия и развития самих предприятий. В рыночной экономике ведущих стран мира они – «пехота», составляющая наибольшую часть мирового экономического «войска».

В сравнении с крупным бизнесом развитие предприятий малого и среднего бизнеса имеет свои преимущества. «Малыши» – мобильны. Им предоставлен широкий рыночный выбор, они могут подстраиваться под изменчивые запросы потребителей, выступают в роли субподрядчиков для более крупных фирм, эффективнее используют местные ресурсы, быстрее насыщают местные рынки товарами и услугами, являясь при этом одновременно их производителями и потребителями.

С другой стороны, их проще регистрировать, используя при этом небольшой первоначальный капитал, также они выступают в роли источника новых рабочих мест для тех слоев населения, которые по разным причинам не могут работать на крупных производствах, например: учащиеся, пенсионеры, инвалиды, совместители, работающие не полный рабочий день и т. д.

По разным российским и зарубежным источникам в большинстве высокоразвитых стран мира львиную долю предприятий (от 48 до 80%) составляют предприятия МСБ. Они производят более половины выпускаемых товаров и услуг. Несмотря на очередной экономический кризис, здесь не наблюдается такого количества сокращений как в сфере крупного бизнеса, и количество рабочих мест, предоставляемых данными предприятиями, колеблется на отметке 50-75%. Это очень неплохой результат. И при правильном государственном регулировании – хорошая альтернатива теневому бизнесу.

По последним доступным статистическим данным доля предприятий МСБ в ВВП России находится на отметке 20%, что является малой величиной по сравнению со странами Евросоюза, США, Китаем, где данный показатель превышает порог в 50% [2]. По состоянию на конец 2010 года, в данной сфере была занята только ј работающих россиян [5, с.21].

Итак, на фоне вышесказанного, целью данной работы является:

· определение понятия категории предприятий МСБ с точки зрения действующего законодательства и экономического функционала, анализ основных критериев отнесения предприятия к сегменту МСБ;

· определение места и роли предприятий МСБ в экономике государства, перспектив их (предприятий) развития;

· оценка практического опыта государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;

· рекомендации для государственной поддержки предприятий МСБ на основании зарубежного опыта.

Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах. Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.

В рамках моей работы будут использованы все доступные мне источники информации в рамках и границах действующего законодательства РФ, максимально приближенных к настоящему времени.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1 Основные понятия категории МСБ

Для того, чтобы достичь цели данной работы, требуется определение ее объекта, то есть понятия МСБ как такового.

Свой первый учебник по экономике я прочитала в 1995 году. С тех пор изменилось многое, но одна фраза осталась в неизменном виде, а именно: «понятие малого и среднего бизнеса в России находится в стадии систематизации» или «понятие малого и среднего бизнеса в России как экономического сегмента не определено». Тем не менее – это очень важный экономико-стратегический ресурс, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и материальное благосостояние как страны в целом, так и ее населения, хотя бы потому, что предприятия МСБ являются отдельными экономическими единицами и наряду с крупными предприятиями также участвуют в формировании ВНП и выполняют свои экономико-социальные функции.

«Большой экономический словарь» под редакцией А. Азрилияна дает следующее определение: «Малый бизнес – это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике».[1]

Средний же бизнес граничит с малым и крупным. Обычно, под средним понимают предприятие, управление которым ведет менеджер или управляющий директор, контролируемый собственниками (акционерами). В большинстве своем это – прибыльные и финансово устойчивые предприятия, с хорошо отлаженной рабочей структурой. В их распоряжении находятся: высококвалифицированный персонал, налаженная система производства, сбыта и финансирования. Также, в отличие от малых, в руководстве средних предприятий одну из главенствующих ролей играет стратегия развития самого предприятия. И, в отличие от малых предприятий, гораздо более значимую роль в жизни средних предприятий занимают конкурентоспособность, инвестиционное внимание и взаимодействие с крупными предприятиями.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является деятельность:

· осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке;

· направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг;

· осуществляемая самостоятельно, на свой риск. [12].

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

· доля внешнего участия в капитале юридических лиц (перечень и границы долевого участия см. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ) не должна превышать 25%;

· средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

· постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 №101 были установлены предельные размеры выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость:

· для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., для средних предприятий – 1000 млн. руб. [12].

Для сравнения в США к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью от 4 до 499 работников с внутренней градацией (5-9, 10-19, 20-99, 10-499) [14], зависящей также от сферы, в которой заняты сотрудники данного предприятия. Хотя и здесь нет полной конкретики.

Администрация малого бизнеса в США (SBA) для причисления предприятия к сфере малого предпринимательства в соответствии с «Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes effective January 7, 2013» использует не только среднесписочную численность сотрудников, но и предельный объем реализуемой продукции за год в денежном выражении [14].

На основе норм Европейского Союза градация предприятий выглядит следующим образом [11, c.11]:

Размер предприятия Количество занятых человек Оборот (мил. евро) Годовой баланс (мил. евро)
микро < 10 2 2
малые < 50 10 10
средние < 250 50 43

И, хотя правительства стран ЕС опираются на данные предложенные нормы, все равно в каждой стране существуют свои особенности, характеризующие предприятия МСБ.

Численный состав малых предприятий в странах «Большой семерки» с учетом особенности внутреннего законодательства выглядит примерно следующим образом [3, с.16]:

И дает более-менее точное представление о предмете исследования, как таковом.

1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России

В соответствии с законодательством РФ организационно-правовые нормы предприятий МСБ следующие: индивидуальные (семейные) частные предприятия, акционерные общества, товарищества, государственные (муниципальные) предприятия.

Также законодательно устанавливаются право предприятий МСБ как хозяйствующих субъектов на самостоятельность ведения своей хозяйственной деятельности, распоряжение собственными фондами, прибылью, после уплаты обязательных налогов и взносов, выпускаемым продуктом и т. д.

Также определяется наличие основного документа (устава) предприятия, в котором в соответствии с действующим законодательством, описываются все возможные характеристики и правила существования предприятия. Например, его организационно-правовая норма, доли и участие учредителей, состав и полномочия его управляющего органа, местонахождение предприятия, предмет, цели деятельности, порядок образования фондов предприятия, распоряжения ими, органы управления, контроля, условия реорганизации либо прекращения деятельности и т. д.

Те предприятия, которые осуществляют не один вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством, относятся к предприятиям МСБ по тому виду деятельности, который занимает максимальный объем в совокупной реализации конечного продукта всего предприятия.

Из-за многообразия социальных, политических и экономических факторов можно вывести несколько путей образования малых предприятий.

· Создание новых предприятий МСБ. Самый простой, на первый взгляд, вариант. Но, к сожалению, из-за не очень благоприятной политико-экономической ситуации в стране, не охотно реализуемый. Одна из основных причин – поиск заинтересованным лицом первоначального капитала, высокий предпринимательский риск. Инвестиционный климат в России, увы, не дает высокой заинтересованности инвесторов во вклады в МСБ.

· Предприятие МСБ как результат приватизации государственной собственности. Активно практикуется и в нашу пору, являясь основным путем. Что неудивительно, ведь большинство финансово устойчивых предприятий в свое время были созданы в рамках государственной собственности и перешли в частные руки благодаря закону о предпринимательстве.

· Вычленение предприятий МСБ из крупных предприятий путем дробления при процессе демонополизации и разукрупнения. Следующий путь отличается от предыдущего только скоростью вышеуказанных процессов в разных секторах экономики.

Также хозяйствующий субъект вправе выбрать не только организационно-правовую форму, но и соответствующий режим налогообложения. Следующая таблица наглядно обрисовывает данную ситуацию по состоянию на 1.07.2012 [4, c.5]:

Что характерно, ввиду достаточно немалого налогового бремени и для упрощения процедуры налоговой и статистической отчетности, предприятия МСБ выбирают, в основном, упрощенную систему налогообложения, а, в период с января 2013 года, ввиду массового закрытия ИП (по данным ФНС РФ до полумиллиона в период с декабря 2012 по май 2013 года) [13], и вовсе деятельность без образования юридического лица.

Согласно Федеральному закону № 243-ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования» для ИП расчет на каждого работающего будет следующим (размер МРОТ 5205 руб.):

· для работников 1966 года и старше:

на страховую часть ПФР: 2МРОТ*5*12*26% = 32479,20 руб., в фонд ОМС: 1МРОТ*12*5.1% = 3185,46 руб.,

итого: 35664,66 руб.;

· для работников 1967 года и моложе:

на страховую часть ПФР: 2МРОТ*12*20%=24984 руб.,

на накопительную часть ПФР: 2МРОТ*12*6%=7495,20 руб.,

в фонд ОМС: 1МРОТ*12*5.1% = 3185,46 руб.,

итого: 35664,66 руб.; [12].

Для ООО, например, все осталось без изменений. Поэтому, предприятий с общей системой налогообложения очень мало. В основном, это – предприятия, так или иначе, постоянно работающие с государственными или муниципальными предприятиями, возмещающими НДС. Но, если данное страховое «нововведение» не изменить, то среднему предприятия будет более выгодно содержать ООО и платить налоги с серой зарплаты, при этом ее не повышая, или «переезжать в офшор». При этом для кого-то из малых ИП в данном случае эта сумма губительна, приходиться ликвидироваться. Ввиду, мягко говоря, высокой степени недоверия к пенсионной политике государства, эффективности «бесплатной» медицины и постоянно растущей инфляции данная мера не оправдывает себя и в роли пополнения будущих пенсионных вкладов и оправдания эффективности полисов ОМС, не способствуя созданию и развитию данной части предприятий МСБ в России.

1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ

На самом деле теоретические разработки в сфере МСБ очень немногочисленны. Практически в любой учебной и специальной литературе приводят одни и те же концепции МСБ, сформированные, в основном, английскими экономистами. Кратко о них.

· Концепция Ж. Кьюррена, С. Гэлэхера и Г. Стьюарта. По их мнению, МСБ является пережитком прошлого и обречен на вымирание. Дело за крупными фирмами. Данная концепция основывалась на том, что в послевоенные годы доля мелких фирм в производстве и занятости резко сократилась.

· Концепция В. Холдера и Дж. Бэнное. С их точки зрения МСБ – это, напротив, очень важный субъект для экономического развития и научного исследования, а также наиважнейшее средство для борьбы с безработицей, развития и создания экономико-социальных ценностных ориентиров. Также большое внимание уделяется предпринимателям, как таковым. Их роли в социально-экономическом развитии государства и общества.

· Концепция Дж. Дьюхерста, П. Берне, K. Виккерса. В ней не отводится такое важное значение предприятиям МСБ, как в предыдущей. И МСБ рассматривается здесь в качестве дополнительного источника новых рабочих мест.

· Концепция К. Ливики и Дж. Бэмфорда. Самая, пожалуй, интересная из предыдущих. В ее контексте предприятия МСБ предстают перед нами не только как автономные экономические единицы. В данном случае они являются связующим звеном между крупными фирмами, а также, что очень важно, выступают в роли посредников на рынках сбыта для крупных компаний и корпораций во всем мире. И, что примечательно, данная зависимость на практике постоянно растет. И не только в табачной индустрии. Также в издательском деле, розничной торговле. Что интересно явление «сетевого маркетинга» руководствуется теми же принципами.

· Теория этапов роста фирмы Дж. Даннинга. Она описывает поэтапный рост малого предприятия, производящего один вид продукции, до крупного, с более насыщенным спектром. Здесь предприятиям МСБ отводится роль стартовой ступени для дальнейшего роста [6].

Хочу лишь подчеркнуть, что, как и сторонники концепций со второй по пятую, автор данной работы считает МСБ отдельным сектором экономики, исторически сформировавшимся и существующим в рамках мировой экономики. Более того, предприятия МСБ прочно утвердили свое положение в экономических рейтингах всех стран, участвуют в формировании основных экономических показателей, общественных и социальных ценностей. Они формируют свой собственный микроклимат, в котором живут по своим внутренним правилам, неприемлемым для большинства крупных фирм, одновременно являясь индикатором экономического здоровья страны, на территории которой находятся.

2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России

По опубликованным Федеральной Службой Государственной Статистики РФ на 1/01/2012 на территории РФ действовало около 1836,4 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия – 1593,8 тыс.) и порядка 16 тыс. средних предприятий [9, с.365].

Развитие предприятий МСБ на территории РФ на 1/01/2012 происходит неравномерно и наглядно предоставлено на следующей диаграмме составлено автором на основании данных из Приложения к Российскому статистическому ежегоднику. 2012: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2012. – с.2-3 (числовые данные находятся в Приложении 1):

Треть предприятий находится на территории Центрального Федерального Округа (далее – ФО), причем, на территории Москвы зарегистрировано порядка 23% от их общего количества [13].

По распределению оборота предприятий МСБ на 01/01/2012 разделение следующее составлено автором на основании данных из Приложения к Российскому статистическому ежегоднику. 2012: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2012. – с.4-5 (числовые данные находятся в Приложении 1):

И оно тождественно предыдущей диаграмме.

Распределение предприятий МСБ РФ по отраслевой структуре на 01/01/2012 в процентах к итогу [9, с.47].

Удельный вес ССЧ работников (без внешних совместителей) предприятий МСБ в ССЧ всех предприятий организаций по видам экономической деятельности в 2011 году [9, с.48].

составлено автором на основании данных из Приложения к Российскому статистическому ежегоднику. 2012: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2012. – с.6-7.

Резюмируя данные, приведенные выше, мы можем сделать следующие выводы.

· Большинство предприятий МСБ сосредоточено в Центральном ФО (30%), который также занимает лидирующие позиции по распределению денежного оборота данных предприятий и доли его прибыли в общей прибыли всех предприятий РФ (39%). По регионам: большинство МСП сосредоточено в Москве (12%), Санкт-Петербурге (7%), Московской области (4%), Новосибирской и Свердловской областях (4%), Краснодарском крае (3%). В подавляющем числе регионов России % доля МСП пока еще весьма мала и составляет менее 3% от всех МСП. К середине 2012 года эти данные практически не изменились [8, c.80]. Надо сказать, что на данные цифры влияет также населенность региона.

· К концу 2011 года на предприятиях МСБ России были заняты почти 16 млн. человек, включая совместителей. К середине 2012 года этот показатель вырос до 17 млн. человек. Центральный ФО и здесь занял первое место (26%). Доля средних предприятий составила 17%.

· В отраслевой структуре происходят постепенное увеличение доли МСП в сфере торговли (с 39,5% на конец 2011 года до 48% на конец 2012 года), также увеличился сегмент сферы услуг и транспорта (до 15% и 8% на 01/07/2012). Производство (6%), строительство (5%) и инновационные услуги (1%) не выказывают тенденций к бурному росту и постепенно сдают свои позиции[4, с.4].

· По доле средних и малых предприятий в отраслевом разрезе лидирую малые предприятия в сфере торгово-закупочных операций, гостиничного и ресторанного бизнеса, операций с недвижимостью, аренда и предоставления услуг. Сфера же средних предприятий приходится на сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, строительство и обрабатывающее производство.

2.2 Проблемы становления МСБ с России

Обратимся к данным Федеральной Службой Государственной Статистики РФ (ФСГС РФ) на 2012 год. На 2 квартал 2012 года один из важнейших показателей деловой активности предприятия составлено автором на основании данных из Российского статистического ежегодника. 2012: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2012. – с.372:

Очевидно, что в данном случае в достаточно неуверенном положении находятся две такие крупные отрасли как строительство и производство. Напротив, добыча полезных ископаемых, розничная торговля и сфера услуг чувствуют себя куда более уверенно.

Далее, хотелось бы рассмотреть факторы, ограничивающие деловую активность организации, официально признанные ФСГС РФ. По мнению предприятий, участвующих в опросе, они являются основными экономическими факторами, тормозящими процесс развития деятельности оных. Для удобства понимания они предоставлены в виде таблицы.

Факторы, ограничивающие деловую активность организаций (по состоянию на 2 квартал 2012 года в % от общего итога опрашиваемых) составлено автором на основании данных из Российского статистического ежегодника. 2012: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2012. – с.372-с.375

Перечень основных Добыча полезных Обрабатывающие Строительство Услуги Торговля Доля в
факторов ископаемых производства общей сумме
Недостаточный спрос на внутреннем рынке 31,00 47,00 19,00 35,70 13,23
Высокий уровень налогообложения 51,00 57,00 51,00 39,00 59,00 25,63
Высокий процент коммерческого кредита 25,00 24,00 12,00 10,40 20,00 9,11
Недостаток финансовых средств 39,00 37,00 21,00 39,00 33,00 16,85
Недостаток квалифицированных рабочих, персонала 28,00 28,00 30,00 16,70 10,24
Изношенность и отсутствие оборудования 43,00 20,00 2,00 6,48
Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 37,00 3,69
Конкуренция со стороны других строительных фирм 36,00 3,59
Недостаточный платежеспособный спрос 49,00 4,89
Высокие транспортные расходы 25,00 2,49
Высокая арендная плата 29,00 2,89
Недостаточный ассортимент 9,00 0,90

Лидирует высокий уровень налогообложения, далее – недостаток финансовых средств, недостаточный спрос на внутреннем рынке, недостаток квалифицированных рабочих, высокий процент коммерческого кредита, изношенность оборудования, недостаточный платежеспособный спрос, высокая стоимость материалов, изделий, транспортные расходы, арендная плата, и. т. д.

Если добавить к этому материалы исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», то мы получаем полный набор факторов, тормозящих развитие МСБ в России: (в процентах от общей суммы предприятий, участвующих в опросе) низкая доступность персонала – 47%, высокий уровень налогов 36%, низкая доступность финансов – 22%, общий спад спроса в отрасли – 18%, несправедливая конкуренция – 17%, неразвитая инфраструктура – 7%, требования регулирующий органов – 7%, низкая доступность помещений – 6%, организованная преступность – 1%.[7, с.37].

А теперь об уровне коррупции и его обременительности для предприятий МСБ: при доступе у госзаказу или муниципальному заказу – 30%, прохождении проверок – 27%, выделение земли и подключение к инфраструктуре – 26%, получение господдержки – 24%, получении сертификатов, лицензий – 19%, судебных процессах – 15%, прохождении таможенных процедур – 13%, расчет и уплата налогов – 12%, наем иностранной рабочей силы – 9%.[7, с.37].

Дело в том, что в России не существует специальных механизмов защиты заявителей о коррупции (речь идет и о физический и об юридических лицах), поэтому число граждан, привлеченных к ответственности за дачу взятки превышает число получивших взятку. Даже если предприниматель, особенно в производственной сфере или в сфере торговли, попытается законным путем реализовать свои права, то на определенном этапе он вынужден будет заплатить ради развития или сохранения своего бизнеса. По результатам Съезда ТПП РФ (2011) 82 % предпринимателей назвали коррупцию главной проблемой современной России [4, c.20].

В рейтинге Всемирного экономического форума (133 государства) по индексу глобальной конкурентоспособности в 2012 году Россия заняла 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой), независимости судов – 122 место; по прозрачности государственной политики – 124 место; по защите прав собственности -133 место; по доверию полиции – 133 место [4, с.7].

В индексе IMD (57 государств) в 2011 Россия заняла 49 место. По совокупности таких показателей как: инфраструктура (113 показателей), экономическое развитие (76 показателей), эффективность работы бизнеса (71 показатель), работы правительства (67 показателей) – 120 место из 183.

По простоте регистраций предприятия -111 место; по получению разрешения на строительство – 178 место; по присоединению к электросетям – 183 место; по защите инвесторов – 111 место, в международной торговле – 160 место [4, с.9].

Исходя из следующей таблицы, нетрудно оценить роль МСБ в социально-экономическом развитии РФ на фоне стран «Большой семерки» по состоянию на конец 2010 года [5, c.22].

По данным на 2012 год: в России вклад в ВВП – 23%, количество занятых – 25%, в ЕС – вклад в ВВП – 50-60%, количество занятых – 60-70%, в США – 50% от экономически активного населения. Объем кредитования предприятий МСБ в России – 4 трлн. рублей в год, в США – 37 трлн. рублей в год. [4, с.6].

Хотелось бы обозначить еще одну проблему. «Бизнес по-русски», на самом деле, зачастую не является экономным. По собственному опыту хочу сказать, что большинство внутренних проблем фирмы возникает за счет желания сэкономить на всем: оборудовании, внутренних и внешних издержках, обучении сотрудников, найма квалифицированной рабочей силы. Мало кто из предпринимателей досконально просчитывает и оптимизирует свои издержки. А это, зачастую, ведет к убыткам много большим, чем сумма сэкономленных средств.

2.3 Государственная поддержка МСБ в России

Одним из факторов, предполагающих рост и развитие предприятий МСБ, является уровень и качество государственной поддержки самих предприятий в РФ на муниципальном и региональном уровнях.

Так что же предлагает предпринимателям правительство РФ в качестве вариантов господдержки? В рамках программ государственной поддержки МСБ РФ мероприятия по государственной поддержке субъектов МСБ реализуются в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации №209-ФЗ от 27 июля 2007 г. и выражаются в следующих видах поддержки: финансовая, имущественная, информационная поддержка МСБ. Также:

· поддержка внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества МСБ;

· развитие мер по защите прав и законных интересов МСБ при осуществлении государственного контроля за их деятельностью;

· создание механизма участия предприятий МСБ в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд;

· создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МСП, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности предприятий МСБ;

· создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП на федеральном и региональных уровнях.

Финансовая поддержка МСБ по линии министерств и ведомств, включает в себя:

· федеральную финансовую программу поддержки МСБ, которую реализует Минэкономразвития России (выдача субсидий регионам на государственную поддержку МСП; создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП);

· программу финансовой поддержки МСП, проводимую ОАО «МСП Банк» (дочернее общество ГК Внешэкономбанк);

· государственную гарантийную поддержку МСП, ориентированную на экспорт, реализуемую ОАО «ЭКСАР» (дочернее общество ГК Внешэкономбанк);

· программу поддержки МСБ в АПК, реализуемую Минсельхозом России;

· программу содействия самозанятости безработных граждан, реализуемую Министерством Труда России;

· программу, направленную на поддержку МСП в научно-технической сфере, проводимую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

На реализацию программ поддержки МСБ из федерального бюджета в 2013 году выделено 34,54 млрд. рублей (по данным Минэкономразвития России). Структуру финансирования по видам господдержки можно представить в виде таблицы [8, c.3].:

Министерства – распорядители бюджетных средств Мероприятия поддержки МСП 2013 г., млрд. руб.
Минэкономразвития России субсидии регионам на государственную поддержку МСП 21,84
Минсельхоз России поддержка малых форм хозяйствования – субсидирование % ставки 5,0 8,6
поддержка начинающих фермеров 2,0
развитие семейных животноводческих ферм 1,5
оформление земельных участков в собственность КФХ 0,1
Минобразования России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) прикладные научные исследования и разработки 4,1
Итого: 34,54

63% процента средств были выделены Минэкономразвития России именно на поддержку предприятий МСБ в регионах России, 25% на поддержание сектора МСБ в сельском хозяйстве и всего 11% на научные исследования и разработки.

По поручению Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 координация поддержки МСБ осуществляется Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 координация и мониторинг реализации программ господдержки производится Рабочей группой под председательством Министра экономического развития. В нее входят представители федеральных органов исполнительной власти: Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России), общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», ТПП РФ, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР».

Государственная программы финансовой поддержки МСБ базируется на предоставлении субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития МСБ на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» определены правила и порядок предоставления субсидий. Непосредственно субсидии распределяются за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации. Они направлены на мероприятия региональных программ поддержки МСБ на условиях софинансирования и не являются прямыми субсидиями, перечисляемыми самим предприятиям. Несмотря ни на что, распределять эти субсидии могут главы регионов в рамках программы поддержки каждого региона, каковые устанавливаются ежегодно.

Основные направления и цели программы господдержки МСБ в РФ.

· Поддержка частных промышленных (индустриальных) парков. Направлена на развитие промышленных парков, решение проблемы недостатка производственных площадей для промышленных МСП. Получатель – управляющая компания промышленного парка. Сумма – до 200 млн. рублей на один объект

· Создание региональных центров инжиниринга (РЦИ). Направлена на стимулирование применения субъектами МСБ инновационных технологий, повышение их технологической готовности. Получатель – РЦИ – юридическое лицо или организация инфраструктуры поддержки субъектов МСП, имеющая рабочие места для МСП, обеспеченные оргтехникой и всеми видами связи, современным программным обеспечением, в том числе программами инвестиционного анализа, управления проектами; оборудованный зал для проведения встреч, семинаров, тренингов. Сумма устанавливается индивидуально.

· Поддержка субъектов МСП, пострадавших в результате стихийных бедствий. Направлена на возобновление предпринимательской деятельности. Получатель – субъекты МСБ, пострадавшие в результате ЧС, предоставившие документы о том, что имущество субъекта МСБ пострадало. Сумма – не более 500 тыс. рублей.

· Поддержка социального бизнеса. Направлена на создание Центров инноваций социальной сферы совместно с Агентством стратегических инициатив. Сумма – до 5 млн. руб. – на создание или обеспечение одного центра.

· Поддержка лизинга и модернизации производства. Направлена на стимулирование инвестиций МСБ в основной капитал, модернизацию производственной базы предприятий МСБ, привлечение инвестиционных кредитов и лизингодателей к работе с МСП. Получатель – МСП в неторговой сфере, с численностью занятых более 50 человек. Сумма – до 10 млн. рублей.

· Развитие банковского кредитования и создание гарантийных фондов. Направлена на повышение доступности финансирования для предприятий МСБ. Получатели – региональные гарантийные фонды, созданные для расширения доступа предприятий МСБ к кредитным и финансовым ресурсам. Сумма – не более 70% от объема обязательств МСП.

· Грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Направлена на активную поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления грантов на создание собственного дела. Сумма – до 300 тыс. рублей.

· Микрофинансирование. Создание МФО. Направлена на получение займов начинающими предприятиями и микропредприятиями, не имеющими возможности воспользоваться банковскими предложениями. Сумма – до 1млн. рублей на срок до 12 мес.

· Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры. Направлена на стимулирование инновационной активности МСП. Сумма – до 0,5 млн. руб. в виде гранта на 1 предприятие и до 15 млн. руб. в виде субсидии на одного получателя.

· Поддержка муниципальных программ, в т. ч. поддержка моногородов. Направлена на поддержку муниципальных программ развития предприятий МСБ с учетом их специфики (отраслевых приоритетов, экономического потенциала). Получатели – муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации, которые реализуют муниципальные программы развития МСП. На финансирование 800 муниципальных программ развития МСБ в 2012 году 38 регионам выделено 1,87 млрд. рублей размеры субсидий на реализацию муниципальных программ развития МСП моногородов:

а) не более 80,0 млн. рублей – на муниципальную программу моногорода с численностью населения не более 50 тыс. чел.

б) не более 150,0 млн. рублей – 50-300 тыс. чел.

в) не более 300,0 млн. рублей – более 300 тыс. чел. [8, c.12].

· Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Получатели – субъекты РФ, массово реализующие образовательные программы для субъектов МСБ. Сумма – В 2012 на нужды 39 регионов выделено 453,8 млн. рублей, для поддержки более чем 20,0 тыс. субъектов МСП [8, c.13].

· Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП. Получатель – экспортно-ориентированные МСП. Суммы рассчитываются индивидуально. Формы – компенсация расходов по уплате процентов по экспортным кредитам, по сертификации товаров, софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом, компенсация расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование части затрат субъектов МСБ при разработке фирменного наименования, товарного знака. К началу 2013 года в 40 регионах было создано 42 центра ЕИКЦ, оказана поддержка 9 682 МСП [8, c.13].

· Поддержка социального предпринимательства. Получатели – субъекты МСП в социальной сфере. Сумма по состоянию на конец 2012 года – 382 млн. рублей [8, c.14].

· Поддержка молодежного предпринимательства. Получатели – физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 %, центры молодежного инновационного творчества. Сумма – по итогам 2012 года – 647,6 млн. рублей [13, c.15] и т. д.

В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития приоритетными являются следующие направления поддержки:

· создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);

· поддержка экспортно-ориентированных МСП;

· развитие системы кредитования субъектов МСП;

· создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП в научно-технической сфере;

· реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).

Бизнес-инкубирование является одной из наиважнейших и действенных форм поддержки МСБ. Его главное назначение состоит в том, чтобы предоставить максимально благоприятные условия для малых предприятий путем предоставления всевозможных видов услуг (консалтинг, аренда обучение, кредитования) на льготных условиях. Эффективность самого инкубатора обеспечивается за счет сопровождения малых предприятий на всем пути реализации их проектов: от обучения сотрудников и руководства до составления бизнес-планов, получения готового продукта.

Также важна система государственных заказов. Такая форма бизнес-отношений позволяет обеспечить МСП гарантированный рынок сбыта готового продукта для дальнейшего развития самого предприятия.

Антимонопольную политику также можно рассматривать в качестве одного из вариантов господдержки. Она включает в себя множественные меры по обеспечению равных условий деятельности на всех уровнях взаимодействия между государством и предприятиями МСБ, так и между самими МСП. Меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также, насколько это возможно, гибкую таможенную политику.

В налоговой политике господдержка МСБ в России осуществляется через упрощенную систему регистрации и отчетности и льготную систему налогообложения.

По итогам 2012 года помощь в рамках господдержки оказана 274,4 тысячам предприятий МСП, что составляет 15% от общего количества МСП в России на тот же период (см. п.2.1).

По результатам опроса самих предпринимателей оценки господдержки даются очень сдержанные: в программах поддержки участвуют только 24% из опрошенных, далее, 25% всех опрошенных считают, что администрация не уделяет должного внимания проблемам МСБ в своих регионах, 27% заявили, что внимания уделяется крайне мало и только в случае острой необходимости, еще 27% дали менее строгую оценку признав, что внимание уделяется, но его «очень мало», и только 8% оценили программы поддержки, как приоритетные в своих регионах [7, c.38].

Из компаний, участвующих в программах поддержки и развития, 42% положительно оценивают эффективность программ, 32% – умеренно, 23% – как очень низкую. В городах – миллионниках оценки такие же низкие, как и на уровне регионов: 31% – позитивные оценки, 32% – «крайне мало внимания» – 26% – эффективность отсутствует. Тем не менее, муниципальные программы поддержки крайне положительно охарактеризовали 49% участвующих в них предприятий, 26% доли умеренную оценку, 7% крайне низкую и 14% не извлекли из данных программ никакой пользы [7, c.39].

При детальном изучении программ господдержки выявляется не очень положительная тенденция. Все более-менее крупные денежные суммы, приходящие в региональный бюджет из федерального, имеют своим получателем не конкретное предприятие МСБ, а субъект регионального или муниципального управления, а при высоком уровне сложности доступа предприятий к самим источникам финансирования (грантовая и конкурсная система получения средств, сложности с оформлением документов, высокий уровень коррупции, юридическая некомпетентность самих предпринимателей, отсутствия принципа честности и открытости с обеих сторон и т. д.) эффективность программ господдержки снижается в разы.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ

Общей чертой развития МСБ в зарубежных странах можно, пожалуй, назвать значимость сектора МСБ в экономике государства. Она ежегодно возрастает благодаря, в основном, оптимальным условиям ведения МСБ и серьезной поддержкой, оказываемой предприятиям правительством на федеральном уровне, а также грамотно построенной системе налогообложения и налоговой отчетности. При этом, в развитых странах, уровень экономической и законодательной грамотности самих предпринимателей, как правило, очень высок. По собственному опыту могу сказать, что, насколько бы сильным не было желание получить прибыль всеми возможными способами, гораздо большее внимание уделяется соблюдению действующего законодательства и договорных обязательств, а также скрупулезному подсчету своих ресурсов и возможностей для дальнейшей оптимизации деятельности своего предприятия, независимо от его размеров и отраслевой направленности.

Форм и видов государственной поддержки в мире – великое множество. Во многих ведущих зарубежных странах малому бизнесу оказывается очень серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию малого бизнеса США, Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) и т. д.

Для автора эталонным является американский опыт поддержки МСБ. МСБ играет первостепенную роль в экономике США и пользуется активной государственной поддержкой. В США для названия данного сегмента экономики применяется термин small business «малый бизнес, малое предпринимательство».

В целях государственного содействия развитию малого предпринимательства в США в 1953 году был принят Закон о малом бизнесе (Small Business Act) и создано специализированное федеральное ведомство – Администрация по делам малого бизнеса (Small Business Administration – далее SBA), подчиняющаяся непосредственно Президенту страны. Первостепенной задачей SBA является обеспечение доступности финансирования для МСБ путем предоставления собственных кредитов, и гарантий по кредитам частных коммерческих банков МСП.

Среди программ, реализуемых SBA, гарантийные программы играют основную роль. Их доля в портфеле организации составляет 95% (здесь и далее [10]). В 2011 – 2012гг. SBA позволила получить МСБ более 30 млрд. долл. США (ежегодно) в виде заемных ресурсов. В основном благодаря принятому в сентябре 2010 г. новому Закону о поддержке малого предпринимательства (Small Business Jobs Act of 2010), который разрешил выделение дополнительной суммы в 505 млн. долл. США на покрытия по гарантиям, SBA. Кредиты под гарантию SBA предоставляются МСП американскими коммерческими банками, участвующими в программе. Если сумма займа не более 150 тыс. долл., гарантия предоставляется на 85% займа, если более, то на 75%. Если капитал оборотный – срок займа до 10 лет, если основной – до 25 лет.

Второй по значимости программой SBA является программа предоставления МСБ поручительских гарантий, необходимых для участия в государственных тендерах (surety bond). Системой государственных закупок США предусматривается, что не менее 23% государственного заказа должно быть распределено между МСП. На реализацию целей этой программы SBA в 2012 г. направила 9,5 млрд. долл. США. Программа 504, также играющая существенную роль, предоставляет гарантий по долгосрочным кредитам на цели развития муниципалитетов, а именно, финансирует приобретение капитальных активов (земли, зданий, машин, оборудования), реконструкцию и модернизацию коммунальных сооружений. Инвестиционный кредит, предоставляемый по программе 504, покрывает до 40% стоимости проекта, а долговые обязательства по нему, ели они не превышают 1 млн. долл. США, гарантируются SBA полностью. Объем средств, предоставляемый по данной программе, в 2012 г. составил 6,7 млрд. долл. США.

Прямое финансирование МСБ осуществляется SBA по линии программ микрокредитования и содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств. Микрокредитование происходит через структуры посредники. Размер ссуды, выделяемой структуре, не более 750 тыс. долл. США. При этом организация-посредник обязана оказывать МСП консалтинговую помощь.

Приблизительно 70% американских экспортеров это – предприятия с численностью занятых не более 20 человек. Программа гарантирования кредитов 7а (для МСП экспортеров):

· программа экспресс-займов, (500 тыс. долл. США за 36 часов);

· программа гарантий по кредитам на оборотный капитал экспортеров, (90% стоимости);

· программа займов на международную торговлю, гарантийное покрытие со стороны SBA до 90% стоимости коммерческих кредитов;

· программа совместных гарантий SBA и Эксимбанка США, призванная финансировать оборотный капитал МСП – экспортеров.

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе (Small Business InnovationAct of 1982) ввел требование, в соответствии с которым все федеральные ведомства обязаны выделять определенные средства на проведение исследовательских работ. Чтобы МСП получить доступ к участию в Программе, оно должно соответствовать нескольким критериям: компания должна принадлежать и самостоятельно управляться американцами; деятельность компаний должна приносить прибыль; исследовательская группа должна входить в состав компании; численность сотрудников компании не должна превышать 500 человек. Выбор приоритетных направлений и участников Программы для выделения им средств происходит на основании оценки их потенциала, квалификации участника и его заслуг в инновационной и технической деятельности и. т.д.

Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов МСБ. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования МСБ. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

Для посетителей веб-сайта SBA приятным подспорьем становится сам рабочий интерфейс. Для новичка, имеющего на руках только учредительные документы, или, хотя бы, лицензию (зависит от вида деятельности), не составит труда идентифицировать свое предприятия по коду экономической деятельности. Информацию по видам отчетности в данной случае найти очень просто. В связи со спецификой налогового и бухгалтерского учета в США сама процедура отчетности не представляет такой сложности, как в России. Она, прежде всего, ориентирована на простоту ее понимания. Более того, все запросы обрабатываются очень быстро. В онлайн режиме – практически мгновенно. Исходя из того, какой большой процент составляют предприятия МСБ в США, и какой процент прибыли и налогов они приносят в казну государства, такая забота о малых предприятиях дает свои плоды. Не смотря на кризис 2009-2011 гг., ряд стихийных бедствий, количество малых предприятий в США неуклонно растет.

Надо отдельно отметить действие налоговых служб, Антикоррупционного и Антимонопольного комитетов США. О такой интенсивности работы данных комитетов в России можно только мечтать.

Но и не нужно забывать о менталитете населения. Бизнес в России всегда имеет личностный характер. Панибратство и родственные связи у нас в чести.

Бизнес для США – стиль жизни, развивающийся с момента их основания. В России, к сожалению, за последние 100 лет, концепция частного дела, как такового, была утеряна и массово возобновлена только в 90-е.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: если создать условия, которые обеспечивают комплексную поддержку МСБ на государственном и региональном уровнях, также возможность для его относительного беспроблемного финансирования, извлечения нормальной нормы прибыли, то инвестиции начнут вливаться в МСБ. Если при этом соблюдать законность своих действий и не следовать принципу «не пилить сук, на котором сидишь», то предпринимательские риски начнут снижаться. Разработка реально действующего антикоррупционного законодательства постепенно избавит от необходимости платить взятки, а он необходимости давать таковые может избавить только желание дающего. Не нужно бояться начинать свое дело. Российские предприниматели не всегда отказываются от господдержки, зачастую они о ней просто не знают. Введение гарантийных программ по типу SBA окажет существенную помощь МСП. При этом она не только будут содействовать становлению и развитию последних, но и развитию на этой основе эффективности экономики в целом.

бизнес государственный финансирование поручительский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основании вышесказанного, подведем итоги. Предприятия МСБ составляют большую часть секторов экономики многих государств, выступают в роли фактора, определяющего темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта (ВНП). Они – индикатор экономического и социального «здоровья государства».

История развития частного предпринимательства в рамках государства насчитывает не одну тысячу лет. Самый важный стимул развития таких предприятий – один. А именно – так называемая «либерализация экономических условий», дающая любому гражданину право на развитие предпринимательской деятельности в рамках существующего государства. Если при этом существует не слишком обременительные налоговые обязательства и помощь со стороны государства, то малые предприятия возникают в больших количествах и в кратчайшие сроки.

Просмотров: 4