Система платежей за загрязнение окружающей среды в РФ


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Система платежей за загрязнение окружающей среды: сущность, методика платы, принципы
2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году
Заключение
Список литературы

Заказать контрольные и курсовые работы по общеобразовательным дисциплинам – социология, культурология, политология, история, КСЕ, БЖД и т.д. можно на нашем сайте.
Для вас выполняем работы на оценки “4” и “5”, с уникальности от 50% до 97%.
Узнать стоимость можно, перейдя по ссылкам в верхней части сайта “Заказать курсовую работу”.

ВВЕДЕНИЕ

Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.
За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы: 1) за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов; 2) за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.
Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) – хозрасчетный доход предприятия.

В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и опробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода: 1) ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 2) исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей (вариант Госкомприроды СССР) [5, с. 380-381].
Как показал эксперимент, первый метод оказался непосильным для предприятий. Однако использование этих экономических методов показали их действенность и эффективность в решении экологических вопросов.
Цель курсовой работы – изучить систему платежей за загрязнение окружающей среды в нашей стране.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
– рассмотреть сущность, методику платы и принципы платы в системе платежей за загрязнение окружающей среды;
– рассмотреть плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году.
Список использованной литературы приведен в конце.

1 Система платежей за загрязнение окружающей среды: сущность, методика платы, принципы

После проведения эксперимента, описанного во введении, в России в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. В общем виде действующая система представлена на рис. 1 [с. 382].
Рис. 1 – Действующая система платежей за загрязнение окружающей среды
При расчете нормативной платы за загрязнение принят затратный подход (второй метод по эксперименту).
Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно коэффициентом индексации (с учетом изменений экологической ситуации, цен и инфляции).
Все согласование предельно допустимых нормативов, определение лимитов осуществляется на региональном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы. С учетом накопленного опыта взимания платежей были внесены изменения в порядок их определения и взимания.
– В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.
– Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями.
– Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. А при отсутствии прибыли – за счет всех имеющихся средств у предприятия.
В настоящее время в силу реально существующих экономических условий действуют ограничения. Так, если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи составляет 20%, при рентабельности до 50% – 50%, а свыше 50% – 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер до улучшения экономической ситуации [3, с. 174].
Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня.
Частичное освобождение от платы за загрязнения распространяются на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии ЖКХ, если природопользователи не выходят за рамки установленных норм и требований.
В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется снижение платы за загрязнение с учетом освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.
В настоящее время корректировка в среднем по России составляет 35-40% от общего размера начислений платы за загрязнение окружающей среды.
Представленная выше методика платы за загрязнение установлена на следующих принципах:
– стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;
– платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
– единого межотраслевого подхода;
– учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
– простоты и удобства порядка взимания.
Плата за загрязнение выступает в двух формах: 1) налоговой и 2) вненалоговой (плата во внебюджетные фонды). В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике.

2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

Компании обязаны рассчитывать и вносить в 2018 году плату за негативное воздействие на окружающую среду. В методику и закон [1], регулирующий расчет платы, внесены изменения – они отразились на повышении ставок, изменении коэффициентов индексации, форме и сроках отчетности. Рассмотрим изменения и порядок расчета.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.
Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:
– выбросы загрязняющих веществ в воздух;
– сбросы загрязняющих веществ в стоки;
– деятельность по размещению отходов.
Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например, если у предприятия был транспорт на балансе).
До 2018 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным – арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.
Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 [2] обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.
Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.
Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.
По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.
От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:
– выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
– нет радиоактивных веществ;
– не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).
Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.
Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2018 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год – до 1 марта 2018 года, за 2018 год – до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.
При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.
Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени – в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.
Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.
Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 [3]. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.
Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:
– ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– дополнительный коэффициент 2;
– стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:
Предварительно нужны данные для расчета:
– количество фактических выбросов и сбросов за 2018 год – данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
– нормативы и лимиты по каждому виду – берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
– ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:
Вес загрязняющего вещества * Ставка (1)
Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5 – формула:
Сверхлимитная масса загрязняющего вещества * Ставка * 5 (2)
Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).
Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.
Пример расчета показан на рис. 2.
Рис. 2 – Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный недостаток существующей системы платежей – низкий уровень. И поэтому предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии.
В настоящее время ставки базовых нормативов за загрязнение низкие, и в себестоимости продукции плата составляет лишь 0,06-0,08%.
Для сравнения, в Польше нормативы платы за загрязнение в 10-100 раз выше, а в Швеции, где плата за загрязнение взимается только по трем веществам (СО, SО2, N02), размер собираемых средств составляет около 1% ВВП.
По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) – в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита.
Экологический налог должен представлять своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории (правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов), взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.
Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.
Экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответственно, в цену. В этом случае он распределяется между потребителем и загрязнителем. Это позволит стимулировать внедрение в практику новых экологически чистых технологий и видов производств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]
2. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»)
3. Постановление Правительства РФ 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» [Электронный ресурс]

*****
Данная курсовая работа на тему “Система платежей за загрязнение окружающей среды в РФ” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

*****
Данная курсовая работа на тему “Система платежей за загрязнение окружающей среды в РФ” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

4. Анисимов, А. В. Прикладная экология и экономика природопользования: учебн. Пос. / А. В. Анисимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 316 c.
5. Основы экологии и экономика природопользования: учебно-методический комплекс / М. А. Бабенко, Н. Л. Белорусова. – Новополоцк: ПГУ, 2010. – 326 с.
6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://advokat-tmy.ru/nalogi-i-posobiya/plata-za-negativnoe-vozdejstvie-na-okruzhayushhuyu-sredu-v-2018-godu
7. Экономика и организация природопользования: учеб. / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 687 с.
8. Экология и экономика природопользования: учеб. / Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 520 с.

Просмотров: 0