Рынок труда: занятость, безработица


Министерство образования и науки российской федерации

ФГБОУ ВПО

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Финансовый факультет

Кафедра теории экономики

Направление «Экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему:

Рынок труда: занятость и безработица

Выполнил: студент 1 курса, группы 13Э12,

Шукюров Мехман Муслум Оглы

Проверила: Воронина Алла Сергеевна

Нижний Новгород — 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Рынок труда: занятость и безработица

1.1 Определение, структура, значение рынка труда, его виды

1.2 Понятие занятости, сущность безработицы

1.3 Социально-экономические последствия безработицы

Глава 2. Анализ занятости населения и безработицы

2.1 Уровень безработицы в Российской Федерации

2.2 Статистические данные занятости и безработицы

2.3 Уровень безработицы в Нижнем Новгороде

Глава 3. Методы борьбы с безработицей

3.1 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда

3.2 Основные методы борьбы с безработицей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы исследования. Занятость населения и безработица являются одними из самых значимых проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Изучение безработицы позволяет определить ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость.

1. Глава. Рынок труда: занятость и безработица

1.1 Определение, структура, значение рынка труда, его виды

Рынок труда — это категория рыночного хозяйства. Основными элементами рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда.

Рынок труда — это система экономических методов, механизмов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически активного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействием спроса и предложения.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд является важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

— Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

— Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии.

Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т. п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда. Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками. Правильная организация маркетинга в области трудовых отношений предполагает классификацию рынка труда по следующим критериям:

— пространственная среда;

— временные параметры;

— степень регулируемости;

— степень организации;

— сегментация.

По критериям пространственной сферы рынка труда можно различить применительно к условиям отдельного государства с его специфическим типом и соответствующим административным делением: федеративный (национальный) рынок труда, республиканские рынки труда, краевые, областные рынки труда, рынки труда крупнейших мегаполисов, городские рынки труда, районные рынки труда, сельские рынки труда. На уровне межгосударственных отношений можно вести речь о международном рынке труда, а также о рынках крупных межгосударственных регионов.

По критериям временных параметров рынка труда можно различать текущий (реальный), перспективный, потенциальный и прогнозируемый рынки труда.

По критерию степени регулируемости рынок труда в контексте всей рыночной экономики может быть регулируемым и нерегулируемым. Нерегулируемому рынку присуще практически полное отсутствие социальной защищённости трудящихся, гарантий занятости, охраны труда, социальных гарантий в обмен на предоставление работникам определённого материального вознаграждения. Регулируемый рынок труда предполагает развёрнутую нормативную базу, на основе которой строятся взаимоотношения между субъектами рынка труда. На регулируемом рынке труда главная роль принадлежит государству, которое берёт на себя часть социальных издержек по воспроизводству рабочей силы, особенно среди неимущих слоёв населения.

По критерию организации различают организованный и неорганизованный рынки труда. Организованный рынок труда предполагает два аспекта его качественной характеристики: по институализации и структуризации. К институтам рынка труда можно отнести систему отношений партнёров, выступающих на рынке труда. Под структуризацией рынка труда понимается подразделение его на ряд видов, характеризующихся общими признаками (по демографическим признакам, профессиональным чертам, сегментам, формам занятости).

По критерию сегментации различают рынок преимущественно физического труда, рынок преимущественно умственного труда, рынок преимущественно творческого труда, рынок труда менеджеров и специалистов.

Немаловажное значение в подвижности рынка труда имеет развитость его инфраструктуры, призванной своевременно обеспечить полной и достоверной информацией о наличии свободных рабочих мест и структуре имеющейся незанятой рабочей силы. Речь идёт о биржах труда, бюро по трудоустройству, от организации работы которых зависит быстрота и чёткость функционирования рынка труда. Однако не следует упрощать и ограничивать рынок труда биржей труда и другими институтами по трудоустройству. В связи со спецификой рынка труда, с высокой степенью его зарегулированности торг начинается гораздо раньше на всех уровнях отношений найма. Поэтому биржа труда — важное инфраструктурное звено рынка труда, но всего лишь один из институтов системы отношений найма.

Вывод: Безработица — одна из важнейших макроэкономических проблем. Безработица — социально-экономическое явление, которое существует даже в условиях полного использования ресурсов. Безработным считается человек, который не имеет работы или какого-то иного дохода, ищущий работу и готовый приступить к ней.

Следует различать следующие формы безработицы:

Фрикционная вызванная переменой рабочих мест, т. е. это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое. Такая безработица непродолжительна, она длится от одного до трёх месяцев.

Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, а также географическим распределением рабочих мест. Следует заметить, что рынок труда, в отличие от рынков товаров и услуг, менее подвижен, менее информативен. Несоответствие профессиональной подготовки безработных характеру спроса на рынке труда ограничивает мобильность рабочей силы.

Циклическая безработица обуславливается спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики.

Безработица порождает как чисто экономические проблемы — недопроизводство валового национального продукта, так и социальные — нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей должна быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости. При этом следует учитывать, что сокращение безработицы может вызвать рост инфляции. Эта зависимость описывается кривой Филлипса.

Говоря о причинах безработицы, следует заметить, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она предполагает:

— разорение части предприятий;

— накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;

— диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;

— циклический характер производства;

— несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.

Рынок труда — это система экономических методов, механизмов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически активного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы как товара.

Важную функцию на рынке труда выполняют биржи труда, бюро по трудоустройству, от работы которых зависит быстрота и чёткость функционирования рынка труда. В их задачу входит своевременное информирование населения о наличии свободных рабочих мест и структуре имеющейся незанятой рабочей силы.

1.2 Понятие занятости, сущность безработицы

Занятость — одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:

— сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;

— измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

— изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

— изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;

— измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

Важным источников информации о численности безработицы являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, №1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией №2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).

Наряду с данными текущей отчетности, для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных исследований населения по проблемам занятости: с 1999 г. они проводятся ежеквартально на последней неделе второго месяца квартала. Обследованию в течение недели подлежат 60 тыс. граждан в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая — подростков. Результаты обследования позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных. Экономически активное население, предлагающее свой труд для производства товаров и услуг, включено в Систему национальных счетов ООН. Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышается до 16 лет (США, Швеция). В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий — для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий — для группировки экономически активного населения: например, в Канаде — 14 и 15 лет, Индии — 5 и 15, Венесуэле — 10 и 15, в России — 15 и 16 лет.

Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.

Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения.

Более точно уровень экономической активности населения определяется как отношение численности населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72 лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях. Так, на конец ноября 1999г. по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости из общей численности населения в возрасте 15-72 лет 109,4 млн. человек экономически активное составило 69,7 млн. человек.

Следовательно, уровень экономической активности населения окажется равным 63,7% среди населения данной возрастной группы. Наибольшей трудовой активностью обладают люди трудоспособного возраста (в России женщины 16-54 лет и мужчины 16-59 лет). Поэтому рассчитывается также уровень экономической активности населения в трудоспособном возрасте (78,4% на конец ноября 1999 г.) как отношение численности экономически активного населения трудоспособного возраста к численности населения в трудоспособном возрасте.

Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически возрастает до возраста 35-39 лет (в некоторые годы до 40-44 лет) и далее постепенно убывает.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг, хотя желает трудиться в качестве наемных работников. Речь идет о превышении предложения рабочей силы над спросом на нее.

Современные экономисты признают, что безработица является неотъемлемой частью современного рынка труда. Считается, что безработица отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, поскольку позволяет предпринимателям нанимать наиболее квалифицированных и старательных работников, отсеивая «неумех» и лентяев.

Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу, или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к вытягиванию в производство все меньшей добавочной рабочей силы.

Рост технического строения, охватывающий новые капиталы, распространяется в дальнейшем и на старые, ранее функционировавшие капиталы. Каждый капитал c течением времени должен быть обновлен, так как все элементы основного капитала, в конце концов, изнашиваются. Но при обновлении старого капитала его техническое строение обычно не остается неизменным, оно повышается. Это ведет к абсолютному сокращению спроса на рабочую силу, к вытеснению из производства части ранее занятых рабочих.

Образование и рост безработицы представляют собой специфический закон народонаселения. Суть закона народонаселения состоит в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний же — через механизм роста технического строения капитала — порождает промышленную армию безработных. B этой связи безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила становится избыточный по отношению к спросу, предъявляемому на нее. Это вовсе не означает, что имеется абсолютный избыток населения.

Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.

Таким образом, промышленная резервная армия является порождением накопления капитала в условиях рыночной экономики.

Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

1.3 Социально-экономические последствия безработицы

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект — недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста А. Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века.

По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

На основе эмпирических исследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровня безработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентных пункта.

Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице. Как следствие, сокращаются потребительский спрос и уровень сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада.

Хочется отметить, что социально-экономические последствия безработицы — это самая животрепещущая проблема. К экономическим последствиям роста безработицы следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.

Для социальных последствий роста безработицы характерным является утрата работниками квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.

Среди медицинских проблем — нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения.

Глава 2. Анализ занятости и безработицы

2.1 Уровень безработицы в Российской Федерации

На сегодняшний день около 5,7% экономически активного населения России являются безработными. На первый взгляд, такой достаточно низкий уровень характеризует о положительных трансформациях в экономике страны, однако эксперты предвещают рост данного показателя в будущем. Таким образом, правительство Российской Федерации планирует потратить около половины триллиона рублей на урегулирование рынка труда в период с 2013 по 2020 год.

Рассмотрим динамику уровня безработицы в России в период с января 1994 по март 2013.

(Рис. 1) Уровень безработицы в России (%) с января 1994 по март 2013

По графику видно, что наибольший пик безработицы приходится на февраль 1999 года, где его значение достигло 14,6%. Скорее всего это связано с имеющимся в то время кризисом в стране. Затем наблюдается спад до января 2003 года (показатель составил 6,14%), после чего вновь наблюдается резкий скачек вверх. Точно сказать нельзя, с чем это было связано, однако можно предположить, что на увеличение данного показателя повлияли проводящиеся в это время многочисленные социальные реформы. В период с апреля 2003 по сентябрь 2008 наблюдается достаточно нестабильное поведение уровня безработицы, хотя можно выдвинуть предположение о нисходящем тренде в течение обозначенного периода. В третьем квартале 2008 года снова наблюдается увеличение показателя, причем гораздо сильнее, чем в 2003 году.

Данное явление вероятнее всего связано с уже описанным выше мировым финансовым кризисом. Так, в апреле 2009 года уровень безработицы достиг 10,2%, после чего начал постепенно снижаться до декабря 2012 года, когда достиг свое минимальное значение, равное 4 процентным пунктам. Далее, в январе 2013 года показатель подскочил на несколько процентов вверх и затем начал опять снижаться. Надо заметить, что всплеск безработицы довольно часто наблюдается в первом квартале, что можно связать с сезонной особенностью.

2.2 Статистические данные занятости и безработицы

Таблица 1

Уровень безработицы по полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний) в процентах

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2012г.

Январь

6,3

6,7

6,0

5,2

10,1

Февраль

6,2

6,8

5,7

5,1

9,9

Март

6,3

6,9

5,6

5,1

10,1

Апрель

5,6

5,9

5,3

4,7

8,4

Май

5,2

5,6

4,8

4,4

8,0

Июнь

5,2

5,4

5,0

4,2

8,4

Июль

5,2

5,6

4,7

4,3

8,0

Август

5,0

5,1

4,8

4,2

7,4

Сентябрь

5,0

5,3

4,7

4,2

7,8

Октябрь

5,1

5,5

4,7

4,2

8,1

Ноябрь

5,2

5,5

5,0

4,3

8,0

Декабрь

5,1

5,3

4,8

4,1

8,1

2013г

Январь

6,0

6,4

5,5

4,8

9,7

Февраль

5,8

6,1

5,4

4,7

9,0

Март

5,7

5,9

5,4

4,8

8,4

Рис. 2. Структура занятого населения

Рис. 3. Возрастная структура занятого населения

Рис. 4. Структура занятого населения по образованию

Рис. 5. Структура занятого населения

2.3 Уровень безработицы в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород находится на 8 месте среди 11-ти городов-миллионников с наиболее низким уровнем безработицы.

По данным службы занятости официально зарегистрированных безработных в 2012 году было 4000 человек. 95,3% из них получало пособие по безработице. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,94%. Ниже нижегородского показателя среди городов-миллионников официальный уровень безработицы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Самаре, Казани и Челябинске. Более высокая официальная безработица в Уфе и Новосибирске.

По сравнению с 2011 годом количество официально зарегистрированных безработных Нижнего Новгорода уменьшилось на 1900 человек. Наибольшее количество безработных это женщины (63,6%) и молодые люди в возрасте до 29 лет (17,3%). По данным Нижегородстата 18,2% работающего населения Нижнего Новгорода занято на предприятиях обрабатывающего производства, 14,0% — в транспорте и услугах связи, 11,4% — в сфере образования, 9,7% — в системе здравоохранения, 9,9% — в оптовой и розничной торговле.

В 2012 году в Нижнем Новгороде было принято на работу 118 759 человек. Наибольший прием работников (19,6%) был отмечен на предприятиях транспорта и связи, 18,1% принятых на работу пришлось на предприятия оптовой и розничной торговли и 15,8% на обрабатывающие производства. На дополнительно введенные рабочие места было принято 5 854 человек (4,9%).

Уволенных в 2012 году оказалось более чем на 3 тысячи меньше, чем принятых на работу (всего115 297 человек). По собственному желанию уволено 71,8% и 3% уволилось из-за сокращения штата. Больше всего увольнений оказалось в обрабатывающей отрасли (19,4%), в транспорте и связи (17,1%).

Безработица в России в целом (по данным годового отчёта премьер-министра РФ Дмитрия Медведева за 2012 год) около 4 миллионов человек, что составляет 5,5 % от общего трудоспособного населения страны. Самый большой уровень безработицы в России (9%) был зарегистрирован в 2009 году. Количество безработных в тот год составило 7 миллионов 49 тысяч человек.

В 2012 году снижение уровня безработицы отмечалось в 78 регионах страны. Наибольшее снижение зафиксировано в Астраханской, Волгоградской, Тамбовской, Магаданской областях, Алтайском крае и республике Калмыкии. Рост безработицы был отмечен в Дагестане, республике Саха-Якутия, Ненецком автономном округе, Новгородской и Сахалинской областях.

Десятка рейтинга российских городов-миллионников с наиболее низким уровнем безработицы:

1. Москва — 0,4%

2. Санкт-Петербург — 0,4%

3. Ростов-на-Дону — 0,4%

4. Екатеринбург — 0.49%

5.Самара — 0,52%

6. Казань — 0,85%

7. Челябинск — 0,79%

8. Нижний Новгород — 0,94%

9. Уфа — 1,33%

10. Новосибирск — 1,34%

социальный экономический занятость безработица

Глава 3. Методы борьбы с безработицей

3.1 Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них:

Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных опера­ций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.

1) Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества.

2) Стимулирование большого и малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми, существуют административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой сводятся к корректировке законодательства и контролю за его соблюдением. В целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.

Меры, объединённые общим названием экономическая дипломатия, заключающиеся в продвижении товаров данной страны на внешнем рынке, поддержке инвестиционных проектов в других странах и привлечении иностранных инвестиций, обеспечении наилучших условий торговли на внешних рынках.

Протекционизм, то есть меры по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Позволяет защитить неразвитые и неэффективные отрасли хозяйства страны, снижая безработицу, вызванную поражением предприятий в конкурентной борьбе. Вместе с тем снижается конкурентоспособность национальных предприятий, подрывается международная торговля, монополизируется производство, приводя к различным негативным для экономики последствиям.

Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности, субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.

Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

3) Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития. Это принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.

Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.

Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность. Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше. Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.

Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.

Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

4) Монетарные и фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

5) Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

уменьшение влияния профсоюзов;

сокращение разного рода компенсаций;

отмена минимума заработной платы;

смягчение правил найма и увольнения работников.

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социальной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

Поскольку многие описанные в этой статье меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации.

3.2 Основные методы борьбы с безработицей

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла в высокой заработной плате, предлагают:

1. содействовать снижению заработной платы;

2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие под­ходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.

В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно — уровня потреблений и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении».

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора «Общей теории», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как «неизбежная плата» за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т. п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вы­нуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансиро­вания из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.

Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т. п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т. д.

5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Решениями проблемы молодежной безработицы могут стать:

раннее привлечение подростков к труду;

механизма как квотирование рабочих мест для выпускников;

трудоустройства для рядовых запаса российской армии;

введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов;

предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала;

специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;

создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам занятости населения — молодежных бирж труда

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

1. Развитие трудовых ресурсов;

2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;

3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;

4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;

5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;

8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;

9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.

Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.

Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.

Заключение

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

Не все виды безработицы рассматриваются экономистами как однозначно отрицательные явления. Согласно концепции монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая безработица по-прежнему считается отрицательным макроэкономическим явлением.

Таким образом, чтобы избежать атмосферы напряженности в стране, вызванной безработицей, государство должно различать виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат регулирования.

Список использованной литературы

1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004

2. Бреев Б. Д. Безработица в современной России:- М.: Наука, 2007

3. Видяпин В. И., Добрынин А. И., Журавлёва Г. П., Тарасевич Л. С. Экономическая теория — М., 2005. — С. 489.

4. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд // Человек и труд. — №3. — 2009 г.

5. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

6. Иванов В. П. Социально-экономические последствия безработицы // Экономика и жизнь. — №14. — 2008

7. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005

8. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов

9. Ржаницына Л. К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» // Экономист.- №4.-2008