Разработка условий для развития малого и среднего предпринимательства на примере г. Иркутска


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. Малые средние предприятия как форма предпринимательской деятельности
1.1 Субъекты и критерии малого и среднего предпринимательства
1.2 Функции и особенности малого и среднего предпринимательства
1.3 Государственное регулирование малого и среднего бизнеса
2. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. ИРКУТСКЕ

2.1. Краткая характеристика г. Иркутска
2.2. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске
3. Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутске
3.1. Цели и задачи Программы
3.2. Ожидаемые результаты и финансовое обеспечение программы
3.3 Рекомендации по программе поддержки и формированию благоприятной предпринимательской среды в городе Иркутске
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт подтверждает: малое предпринимательство – очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.

Сегодня малое предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.

На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства…). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.

Цель работы – изучить создание условий для малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске.

Задачи работы:

– изучить теоретические основы создания условий для развития малого и среднего предпринимательства;

-провести анализ состояния малого предпринимательства в г. Иркутске;

– рассмотреть программу поддержки предпринимательства в Иркутске и предложить рекомендации по формированию благоприятной предпринимательской среды в г. Иркутске.

1. Малые средние предприятия как форма предпринимательской деятельности

1.1 Субъекты и критерии малого и среднего предпринимательства

Малым предпринимательством (малый бизнес) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

– потребительские кооперативы, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);

– коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в ЕГРЮЛ;

– физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Не могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства государственные и муниципальные унитарные предприятия.

При этом указанные лица для отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим условиям:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

– от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

Средняя численность работников определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 “О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства”. Данное постановление вступило в силу с 30 июля 2008 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. В нем установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

– микропредприятия – 60 млн. рублей;

– малые предприятия – 400 млн. рублей;

– средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий – раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

1.2 Функции и особенности малого и среднего предпринимательства

малый средний предпринимательство поддержка

Экономическая функция предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

Социальная функция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция предпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

1.3 Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого и среднего бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.

Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых и средних предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые и средние предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии. К сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот предприятиям. Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого и среднего бизнеса, именно поэтому малый и средний бизнес составляет 50 – 60, а в некоторых странах до 90 процентов ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого или среднего бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый или средний бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия.

Правительство Российской Федерации в настоящее время может предоставлять помощь всем предприятиям малого и среднего бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специальные «инкубаторы», где будут собраны малые и средние предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в этой сфере.

Одной из важнейших проблем малого и среднего бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые и средние предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый и средний бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Малые и средние предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых и средних предприятий государственным и муниципальным заказом, предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и другие.

Развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем, такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

1.4 Полномочия органов местного самоуправления в сфере малого и среднего предпринимательства

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

В городе Иркутске на данный момент исполняется долгосрочная муниципальная целевая подпрограмма “Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске на 2013-2017 г. г”. Целью данной подпрограммы является: создание условий для развития эффективного конкурентоспособного сектора экономики малого и среднего предпринимательства и повышение на этой основе его вклада в экономику города Иркутска, а также обеспечение роста занятости экономически активного населения предпринимательством в городе Иркутске в интересах социально-экономического развития города, повышения качества жизни населения.

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

На сайте администрации города Иркутска публикуется анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства и статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

2. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. ИРКУТСКЕ

2.1 Краткая характеристика г. Иркутска

Иркутск – уникальный, старинный город, древний перекресток торговых путей, столица Восточной Сибири. Он находится на расстоянии 5042 километра от Москвы и расположен на берегах реки Ангары, в 63 километрах от озера Байкал. Территория города Иркутска занимает 27998 га.

Иркутск основан как острог в 1661 году на правом берегу Ангары, в 1686 году ему присвоен статус города, с 1764 года – центр Иркутской губернии. Иркутск находится на пересечении транспортных путей, связывающих запад и восток России, а также Россию с Китаем и Монголией. Через Иркутск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автострада М-55 Москва-Владивосток. Международный аэропорт Иркутска является важным пунктом промежуточной посадки на авиалиниях, соединяющих аэропорты Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока с европейской частью России и со странами СНГ.

Большой интерес для вложения инвестиций представляет рекреационный потенциал озера Байкал. Площадь пригодных для развития экологического туризма территорий достигает нескольких десятков тысяч квадратных километров. По прогнозным оценкам на побережье Байкала может ежегодно отдыхать до 2-х миллионов человек.

Современный Иркутск – город исторический, удачно сочетающий величие и самобытность исторического центра и кварталы современной застройки, традиции самого интеллигентного и культурного сибирского города с современным промышленным и научно-образовательным потенциалом, развитой инфраструктурой.

В Иркутске четыре административных округа – Правобережный, Октябрьский, Свердловский и Ленинский.

Иркутск сегодня – это крупный административный, промышленный, торговый, культурный и научный центр Восточной Сибири, в котором проживают более 600 тыс. жителей. Национальный состав населения города разнообразен и составляет свыше 120 национальностей.

На территории города Иркутска действует 1776 малых предприятий, среднесписочная численность работающих составляет 33468 человек. Количество индивидуальных предпринимателей составляет 21661.

Малые предприятия действуют во всех видах экономической деятельности. Среди них наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, строительства. Активно развиваются малые предприятия обрабатывающих производств – 180 единиц.

2.2 Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске

Малые предприятия действуют во всех видах экономической деятельности. Среди них наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, строительства. Активно развиваются малые предприятия обрабатывающих производств.

Развитие сектора малого бизнеса города Иркутска в настоящее время характеризуется следующими показателями:

Общее количество занятых в малом секторе экономики города составляет 18,3% в общей среднесписочной численности занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 25%;

Доля выручки предприятий малого бизнеса в общем объеме выручки по городу составляет более 30% (31.5%);

Доля налогов от субъектов малого предпринимательства в налоговых и неналоговых поступлениях в бюджет города составляет 27%.

Малый бизнес решает несколько важных социальных задач. Во-первых, создает рабочие места. С учетом коэффициента семейности почти в каждой иркутской семье есть работники малых и средних предприятий. Особое значение это имеет для молодежи, которая всегда может найти работу в соответствии с полученным образованием или же создать свое дело. Подоходный налог, единый налог на вмененный доход, налог на доход по упрощенной системе налогообложения, которые уплачивают малые предприятия и индивидуальные предприниматели города, пополняют бюджет Иркутска.

Кроме того, товары и услуги малых и средних предприятий создают комфортные условия для жителей города. Особое значение для городской экономики имеет тот факт, что именно в небольших компаниях эффективнее всего развиваются инновационные технологии.

Администрация города считает поддержку и развитие малого предпринимательства одной из важнейших социальных и экономических задач. С 2013 года реализуется подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках долгосрочной целевой программы «Стимулирование экономической активности в г. Иркутске на 2013-2017 годы».

Основной целью данной подпрограммы является: создание условий для развития эффективного конкурентоспособного сектора экономики малого и среднего предпринимательства и повышение на этой основе его вклада в экономику города Иркутска, а также обеспечение роста занятости экономически активного населения предпринимательством в городе Иркутске в интересах социально-экономического развития города, повышения качества жизни населения.

По состоянию на 01.10.2013г. на территории города Иркутска действовало 1682 малых предприятия, что ниже показателя соответствующего периода прошлого года на 6,7%. Снижение данного показателя возможно объяснить тем, что ряд предприятий малого бизнеса с целью оптимизации численности работников могут переходить в категорию микропредприятий (численность до 15 человек). По состоянию на 01.10.2013 г. на 1 000 человек постоянного населения города приходилось в среднем около трех малых предприятий из числа действующих. Малый бизнес охватывает практически все виды экономической деятельности.
Динамика малых и средних предприятий на территории г. Иркутска
Таблица 1
2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Кол-во малых и средних предприятий на территории г. Иркутска 1776 1863 (+4%) 1803 (-3,3%) 1682 (-6,7%)

По-прежнему, наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,1% всех малых предприятий или 658 предприятий).

Среднесписочная численность работников (без совместителей) за 9 месяцев 2013 год составила 41958 человек, что ниже аналогичного периода прошлого года на 4,7%. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятиях и в организациях всех форм собственности составляет около 18 %.

Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости. Для малых предприятий характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости – по совместительству и по договорам гражданско-правового характера, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющую дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. С начала 2013 года малыми предприятиями г. Иркутска на условиях вторичной занятости было привлечено 2525 человек, в том числе к работе по совместительству – 1298 человек, что выше аналогичного периода 2012 года на 2,2%, по договорам гражданско-правового характера – 1250 человек, что выше значения 9 месяцев прошлого года на 77,5%.

Среднемесячная заработная плата работников на малых предприятиях города Иркутска на 01.10.2013 года составила 19630 рублей, что на 6,7% выше аналогичного показателя 2012 года.

Наиболее высокий уровень среднемесячной заработной платы работников малых предприятий города отмечен:

– на предприятиях химического производства – 29282 рубля;

– деятельность в сфере финансов – 26907 рублей;

– на предприятиях, оптовой торговли – 21321 рублей.

Наиболее низкий уровень оплаты труда среди всех видов экономической деятельности отмечается в сфере гостиниц и ресторанов – 11931 рублей.

За январь-сентябрь 2013 года оборот малых предприятий в фактических ценах по всем видам экономической деятельности составил 95960,7 млн. рублей, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 4,7%. Наибольший удельный вес в обороте малых предприятий города приходился:

– на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 61699,6 млн. рублей (64% от оборота всех малых предприятий по городу);

– предприятия, занимающиеся строительством – 12318,8 млн. рублей (13%);

– предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 8093,5 млн. рублей (8%).

В общем объеме оборота по организациям всех видов экономической деятельности г. Иркутска доля малых предприятий составила 28,6%.

По состоянию на 01.10.2013 г. малыми предприятиями г. Иркутска отгружено товаров собственного производства и выполнено работ и услуг на сумму 37177,3 млн. рублей, что на 0,2% ниже показателя 9 месяцев 2012 года. На долю строительных организаций приходилось 12242,9 млн. руб. (33%) в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; 21,5% – на долю предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (8002,3 млн. руб.); 12,7% – предприятий транспорта и связи (4736,6млн. руб.); 12% – предприятий обрабатывающего производства (4592 млн. руб.).

Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малых предприятий в отчетном периоде составила 95907,1 млн. рублей, что на 5% ниже аналогичного показателя 2012 года. Наибольший объем выручки приходился на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 64,5% от выручки всех малых предприятий по городу (61854 млн. руб.). Доля выручки по малым предприятиям в общей выручке предприятий по городу за 9 месяцев 2013 года составила 24,7 %.

На развитие малого бизнеса предприятиями в отчетном периоде было направлено 150 млн. рублей инвестиций в основной капитал. Большая часть общего объема инвестиций в основной капитал малых предприятий приходилась на предприятия обрабатывающего производства – 41,4 млн. рублей (27,6%),на предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 29,6 млн. рублей (19,7%), предприятия торговли – 36 млн. рублей (24%).

Таким образом, наиболее инвестиционно-привлекательными для малых предприятий по-прежнему являются виды экономической деятельности, имеющие высокую самоокупаемость и оборачиваемость вложенных средств, а менее привлекательными – производства по добыче полезных ископаемых, транспорт и связь, услуги гостиниц и ресторанов.

За 9 месяцев 2013 года в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2013 – 2017 годы» выполнены следующие мероприятия: проведены обучающие семинары и тренинги для 600 СМиСП, курсы повышения квалификации для 200 для СМиСП, оказаны консультации по различным направлениям предпринимательской деятельности 7885 СМиСП, изготовлено информационно-справочной литературы 14 тыс. экз.

Предоставлена инвестиционно-финансовая поддержка в виде субсидий 40 СМиСП на общую сумму 8188,1 тыс. руб., что позволило создать 199 рабочих мест, в том числе по проектам на создание бизнеса – 59 рабочих мест, на начальном этапе развития бизнеса – 140 рабочих мест.

Всего на поддержку малого бизнеса за 9 мес. 2012г. из бюджета города выделено 10211,3 тыс. руб.

Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в Иркутске по состоянию за 9 месяцев 2013г и за аналогичный период 2012г.

Таблица 2

Показатели Ед. изм. 2012 год 2013 год Изм., %
Количество малых предприятий единиц 1 803 1 682 93,3

(-6,7%)

Численность всех работников человек 42 238 41 958 99,3

(-0,7%)

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг млн. рублей 58, 8 37,177 63,2

(-36,8%)

Оборот предприятий млн. рублей 100 600,0 95 960,7 95,3

(-4,7%)

Выручка от реализации товаров, работ и услуг млн. рублей 100 695,0 95 907,1 95(-5%)
Среднемесячная заработная плата рублей 18 398 19630 106,7 (6,7%)
Вторичная занятость человек 1698 2525 148,7 (48,7%)

Малые и средние предприятия в Иркутске в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Актуальными проблемами развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации являются:

· высокий уровень налогообложения;

· административные барьеры (оформление предприятия, аренды

помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов);

· недостаток квалифицированных кадров, прежде всего

управленческих

Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что “урожденных” предпринимателей все, же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, “урожденных” музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом).

Результаты исследования, которое проводится в рамках ежегодного мониторинга состояния сферы предпринимательства г. Иркутска по инициативе администрации муниципального образования г. Иркутска как раз таки показывают актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства и ряд других проблем.

Таблица 3

рост цен 26.0%
недостаток квалифицированных кадров 41.3%
недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав 14.5%
неэффективная судебная система 11.9%
высокие административные барьеры 37.2%
избыточно высокие налоги/неэффективное налоговое администрирование 43.9%
политическая неопределенность 12.6%
коррупция на всех уровнях власти 38.7%
низкое качество корпоративного управления 11.5%
сложность с доступом к внешнему финансированию 28.6%
избыточная доля государственного сектора в экономике 6.7%
недобросовестная конкуренция 29.7%
неэффективное государственное управление 8.6%
чрезмерно высокая зависимость экономики от сырьевого экспорта 11.5%
отсутствие ясных целей, ориентиров развития страны 13.4%

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1 Варианты решения проблемы квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства (для людей с ограниченными возможностями)

Примеров успешного предпринимательства инвалидов в нашей жизни уже достаточно, чтобы убедиться, что и этот путь самореализации доступен человеку с ограниченными физическими возможностями.

Успешный опыт инвалидов-предпринимателей показал, что работа в сфере малого бизнеса способна обеспечить доход, занятость, удовлетворение от работы и шанс реализовать себя.

Проводится анализ потребности инвалидов в обучении предпринимательству. Для этого должны проводится личные встречи с инвалидами, семинары, круглые столы, презентации, на которых будут знакомить участников с возможностями обеспечения занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья через открытие собственного дела.

В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации инвалид, имеющий статус безработного и соответствующие трудовые рекомендации в индивидуальной программе реабилитации, может пройти обучение основам предпринимательства по направлению территориального Центра занятости населения.

Обучение инвалидов проходит значительно эффективнее, если программа предварительно адаптирована с учетом их потребностей. Во многих регионах ведется работа с образовательными учреждениями, реализующими программы по обучению предпринимательству, с целью их адаптации.

Должен проводится круглый стол, как и в других регионах России. В работе круглого стола должны принять участие представители органов власти, Центра занятости, образовательных учреждений, СМИ, коммерческих структур, общественных организаций города Иркутска.

Участники круглого стола будут обсуждать вопросы, связанные с перспективами качественного трудоустройства инвалидов в рамках федеральной программы развития малого бизнеса; ролью государственных структур в обеспечении развития предпринимательства среди инвалидов. Можно в результате круглого стола разработать модель взаимодействия государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций в решении проблем качественного трудоустройства инвалидов.

Перспективность трудоустройства инвалидов в сфере малого бизнеса и необходимость сотрудничества в этой области исполнительной и законодательной власти, коммерческих и некоммерческих структур.

Подготовка, повышение квалификации кадров в малом и среднем бизнесе, а именно людей с ограниченными возможностями.

При организации подготовки предпринимателей требуется решение такой задачи, как создание условий для вовлечения в занятие предпринимательством инвалидов (например которые прикованы к инвалидному креслу они могут привлечены к созданию, продвижению сайтов, создание каких либо реклам и т. п.)

Администрация города Иркутска должна обеспечить помещение для проведения мероприятий по организации обучения граждан с ограниченными возможностями, а также содействовать приглашению лекторов и слушателей. В свою очередь, для обеспечения регулярной подготовки слушателей на курсах по основам предпринимательства, подобные курсы должны проводиться на выгодной для их организаторов и преподавателей основе. Долгосрочная целевая программа города Иркутска должна предусматривать возмещения затрат предпринимателей на прохождение учебных программ, курсов и тренингов.

3.2 Описание проекта «Иркутский центр развития предпринимательства среди инвалидов»

Для решения данной проблемы, можно предложить создать центр развития предпринимательства среди инвалидов.

Цель – создание учебно-научного центра, который должен стать исследовательской и учебной базой как для научной, так и практической работы, направленной на развитие у людей с ограниченными возможностями компетенций в области информационных технологий (ИТ), на актуализацию профессиональных знаний в течение жизни.

Особенностью проекта является то, что Власти не только должны способствовать развитию информационной грамотности данной группы населения, но и развивать профессиональные компетенции у инвалидов, склонных к работе в такой сложной и престижной области, какой является область ИТ. При этом в процессе обучения предполагается использовать самые современные информационные, образовательные и компенсационные технологии. Таким образом, главной задачей является подготовка инвалидов для работы в качестве профессионалов в ИТ-отрасли, чтобы инвалиды могли заняться интеллектуальной продуктивной деятельностью, почувствовать себя полноправными членами общества, внести посильную лепту в создание валового продукта страны, повысить свой уровень жизни, обеспечить материально свою семью.

Второй задачей является развитие потенциала инвалидов в сфере социально-трудовых отношений, мотивации их на предпринимательскую деятельность и финансовую независимость

Центр организует льготное бизнес-обучение для:

· лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды).

Центр будет финансироваться частично за счет муниципальной программы и средств предпринимателей.

Основные направления подготовки предпринимательских кадров:

· подготовка людей с ограниченными возможностями,

· развитие личной эффективности,

· обучение данной группы лиц ИТ,

· подготовка кадров в сфере инноваций,

· финансовая грамотность,

Центр будет осуществлять краткосрочные и долгосрочные программы обучения:

1. Микроэкономика;

2. Менеджмент;

3. Финансы и бухгалтерский учет;

4. Информационные технологии;

5. Бизнес планирование;

6. Иностранный язык.

Для того чтобы люди с ограниченными возможностями узнали о центре необходимо создать сайт, на котором будет размещена информация о нем, электронная библиотека, мероприятия, обратная связь, новости бизнеса, программы обучения и полезная информация.

Рассчитаем примерную экономическую эффективность проекта:

Затраты в месяц:

З/п преподавателей (6 человек) – 120 000 рублей

Аренда помещения (с коммунальными услугами) – 100 000 рублей

З/п бухгалтер – 30 000 рублей

З/п директора – 40 000 рублей

Прочие расходы – 50 000 рублей

Итого: 120000+100000+30000+40000+50000=340000 рублей.

Доходы в месяц:

Стоимость лекции – 400 р. Количество лекций по программе: 12

20 человек – группа

Если фонд проводит 6 видов программ по одной группе в месяц, то доход=

20*12*400*6= 576 000 рублей.

Кэ. эф.= 576 000/340 000=1,6

Создание такого центра позволит не только оказывать образовательные услуги данной группе граждан но и помощь инвалидам в дальнейшей перспективе заняться предпринимательством по той или иной сфере деятельности.

Иркутский центр развития предпринимательства среди инвалидов позволит оказывать образовательную поддержку на льготной основе инвалидам, для того чтобы повысить у инвалидов, возможности в конструировании собственных профессиональных траекторий. Поэтому выбор профессии для них с большой вероятностью становится судьбоносным.

Реализация проекта позволит создать более благоприятные условия для функционирования малого и среднего предпринимательства среди инвалидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа, малое и среднее предпринимательство является важной частью функционирования и социально-экономического развития РФ в целом, так и отдельных городов нашей страны в том числе и г. Иркутска. Малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, такие как коррупция, высокое налогообложение, недостаток квалифицированных кадров и высокие административные барьеры.

Предпринимательством занимается наиболее активная часть населения. Предприниматели работают не считаясь со временем, практически не требуя для своего развития государственных ресурсов. При этом они расширяют налогооблагаемую базу.

Во всех развитых странах мира малый и средний бизнес играет важную роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. Уровень развития малого предпринимательства является своеобразным критерием социально-экономического благополучия той или иной территории. В Иркутске и Иркутской области следует существенно активизировать развитие данного сектора экономики.

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N209-ФЗ.

2. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. – 2011. – №1.\

3. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА, 2011.

4. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство – 2011. – №6.

5. Тореев В. Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В. Б. Тореев, О. Е. Вороновская // Экон. наука совр. России. – 2011 – №3.

6. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2011.

7. Ковалёва Е. Малые научные предприятия / Е. Ковалёва, Л. Черепанова // РИСК: Ресурсы. Информ. Снабжениеб Конкуренция. – 2012. – №3/

8. Сайт Администрации г. Иркутска – www. admirk. ru

Просмотров: 5