Разработка проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов


Вторая глава дипломной работы на тему “Разработка проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов (на примере Восточно-Сибирской дирекции по управлению движения ОАО «РЖД»)”

Введение

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
1.1 Понятие и сущность проекта
1.2 Классификация проектов
1.3 Характеристика процесса разработки проекта

Заказать курсовую, контрольную и дипломную работу по Экономике, Финансам, Менеджменту и др. на любую тему вы можете напрямую автору, без посредников – это гарантия высокой уникальности и качества работы.

“Написание дипломных и курсовых на “4” и “5” лично автором – без посредников:

    • пишите на e-mail, который указан на баннере на сайте, лично автору

 

    • звоните на указанный там же телефон.

 

    И получайте оценки “4” и “5”!

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая характеристика предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»
2.3 Управление безопасностью движения поездов на инфраструктуре «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД»
2.4 Факторный анализ безопасности и надежности перевозочного процесса на предприятии «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
3.1 Описание проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов
3.2 Оценка экономической эффективности проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов
Заключение
Список использованных источников

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Краткая характеристика предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»

«Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД» находится в городе Иркутске, по адресу: Маяковского, 25. Структурная схема Восточно-Сибирской железной дороги показана в Приложении А.
Компания является структурным подразделением филиала ОАО «РЖД» «Центральная дирекция управления движением». Для наглядности на рисунке 1 показана схема, по которой видно, что анализируемое предприятие является одной из 17 дирекций в подчинении Центральной дирекции управления движением.
Рисунок 1 – Структура Центральной Дирекции управления движением
Самостоятельная единая вертикаль в виде Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» является ключевым звеном блока управления бизнесом железнодорожных перевозок. Она призвана обеспечить экстерриториальность и единоначалие в управлении во всех функциональных областях.
Центральный уровень сформирован из департаментов управления перевозками, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и Управления по таможенно-брокерской деятельности. Региональный уровень создан на базе служб перевозок и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, отделов по таможенно-брокерской деятельности, а также отделов, связанных с обеспечением финансово-хозяйственной и кадровой деятельности Дирекции на региональном уровне.
Организационная структура Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением показана на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением
Основными целями Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением, так же как и у Центральной дирекции, являются:
– повышение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на внутреннем и внешнем рынках грузовых и пассажирских перевозок, а также в межвидовой конкуренции на основе расширения продуктового ряда в формировании и организации движения поездов (технологических маршрутов, ускоренных контейнерных и специализированных поездов), повышения точности, скорости перевозок грузов и пассажиров;
– организация эффективного использования пропускных и провозных способностей инфраструктуры общего пользования;
– обеспечение роста производительности эксплуатируемого парка локомотивов;
– повышение эффективности перевозок на основе снижения их себестоимости.
Для реализации этих целей перед Дирекцией управления движением поставлены следующие задачи:
– комплексная оптимизация эксплуатационной работы во взаимодействии с производственными подразделениями других дирекций ОАО «РЖД» на всех уровнях управления, в первую очередь на основе широкого применения информационных технологий и перехода от информационно-аналитических систем к информационно-управляющим системам;
– укрепление роли и повышение качества выполнения графика движения поездов с поэтапным расширением категорийности расписаний (ниток графика), отвечающих возросшему спектру требований потребителей услуг железнодорожного транспорта;
– повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров на основе развития кооперации с другими видами транспорта и пользователями услуг железнодорожного транспорта;
– применение новых инструментов автоматизированного прогноза, планирования, разработки регулировочных мер, контроля и анализа перевозок на основе экономических критериев и инструментов системы управления качеством;
– создание эффективной системы диспетчерского управления движением поездов с поэтапным укрупнением диспетчерских центров и полигонов управления поездной и местной работой на основе инновационных технологий;
– увлечение скорости доставки грузовых отправок и суммарной доли отправок, доставленных с соблюдением нормативных и договорных сроков.
Основными видами деятельности Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением являются:
– организация и управление движением в сфере грузовых, пассажирских и пригородных перевозок;
– коммерческое обслуживание железнодорожных перевозок;
– организация и реализация таможенно-брокерской деятельности;
– предоставление услуг по организации использования владельцами объектов инфраструктуры;
– выполнение работ по договорам с грузоотправителями и грузополучателями.
Восточно-Сибирская дирекция наделена функциями, полномочиями, имуществом, технологиями, трудовыми и прочими видами ресурсов, достаточными для самостоятельного управления движением поездов, коммерческой работой в сфере грузовых перевозок и таможенно-брокерской деятельностью.
Восточно-Сибирская дирекция при выполнении возложенных на нее задач и функций взаимодействует с дирекциями сбыта, тяги и инфраструктуры, другими подразделениями и дочерними обществами ОАО «РЖД», с представителями федеральных органов исполнительной власти, железнодорожными администрациями государств-участников СНГ и иностранных железных дорог, смежными видами транспорта, Федеральной таможенной службой, региональными таможенными органами и Пограничной службой Федеральной службы безопасности.
Схема взаимодействия Восточно-Сибирской дирекции с другими органами показана на рисунке 3.
Рисунок 3 – Схема взаимодействия Восточно-Сибирской дирекции с другими органами
В качестве основного технологического документа, объединяющего и согласовывающего работу всех производственных подразделений ОАО «РДЖ» и железнодорожного транспорта в целом, используется график движения поездов, разрабатываемый с учетом оптимальной организации вагонопотоков.

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»

Проведем PEST-анализ предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД», позволяющий оценить влияние внешней среды на его деятельность, и оформим его в виде таблицы 1.
Таблица 1 – PEST-анализ предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»
Остановимся на каждом из указанных факторов подробнее:
1) Для анализируемого холдинга в целом политическая обстановка является важной в первую очередь потому, что предприятие на 100% государственное. Политическая нестабильность может создать риски для любого предприятия, в данном же случае от политической стабильности, можно сказать, зависит сама деятельность предприятия, его жизнь. В последние годы ситуация в стране стабильная, устойчивый состав Правительства и Парламента, можно предположить, что предстоящие выборы Президента РФ укрепят эту стабильность.
Положительным моментом является устойчивое развитие торговых отношений с Китаем. Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях, что подтверждает Соглашение, подписанное между странами в 2017 году. Товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2017 года в долларовом эквиваленте вырос на 20,8% по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют данные главного таможенного управления КНР. По итогам 2016 года товарооборот между Россией и Китаем вырос, по китайским данным, на 2,2%, составив 69,525 миллиарда долларов: китайский экспорт в Россию вырос на 7,3%, до 37,297 миллиарда долларов, а импорт из России упал на 3,1% — до 32,228 миллиарда долларов. По информации ФТС РФ, товарооборот России и Китая по итогам 2016 года составил 66,1 миллиарда долларов. Китай является крупнейшим внешнеторговым партнером РФ. Для анализируемого предприятия данные положительные динамики являются значимыми, так как увеличение объемов товарооборота однозначно приводит к увеличению перевозки грузов силами РЖД.
Ситуация с ЕС в настоящее время является непредсказуемой. С 2014 года появилась напряженность в отношениях между нашей страной и странами ЕС, что сказывается на уменьшении объемов грузоперевозок между странами, а значит и в целом на отрасли.
Причина падения проста – резкое обострение отношений между Москвой и Западом. Ведь, к примеру, за первые 11 месяцев 2014 года Евросоюз заработал на Российском рынке 96 млрд. евро, а Россия на рынке ЕС – 170 млрд. евро.
В 2015 году Евростат отмечал снижение экспорта ЕС в РФ на 29% (до 68 млрд. евро) по сравнению с 2014 годом, а России в Европу – на 26% (до 126,1 млрд. евро). В 2016 году экспорт товаров из Евросоюза в Россию сократился до 66,5 млрд. евро (снижение составило 2%). Поток товаров в обратную сторону снизился до 106,8 млрд. евро – падение на 16%.
По итогам первых 11 месяцев 2017 года Россия является четвертым основным торговым партнером ЕС. По сравнению с 2016 годом экспорт из ЕС в Россию вырос на 20,2% и составил 79,8 млрд. евро, импорт – увеличился на 23,4% до 132 млрд. евро. Таким образом, за январь-ноябрь 2017 года взаимный товарооборот России и ЕС вырос на 22% до 211,8 млрд. евро. При этом, импорт из России в ЕС за январь-октябрь сильнее всего увеличился в сырьевой отрасли – энергия – 28,5%, другие сырьевые ресурсы – 29,6%, а экспорт из ЕС в Россию – в промышленной отрасли – машины и оборудование -27,1%. Рост товарооборота России и ЕС в 2017 году во многом объясняется увеличением цен на нефть и укреплением рубля. Скорее всего, в дальнейшем взаимная торговля продолжит расти на фоне экономического оживления в России и восстановления взаимного сотрудничества. Если ситуация в дальнейшем сложится по динамике 2017 года, то для отрасли это будет положительным фактором, так как увеличатся объемы грузоперевозок, а если по динамике 2014-2016 годов – отрицательно, т.к. грузоперевозки сократятся. Сегодня предсказать это невозможно. Важно учитывать и то и другое из возможных развитий событий и быть к ним готовым.
Таким образом, анализ политических факторов показал, что в настоящее время наиболее стабильным является товарооборот с Китаем, по итогам 2017 года можно предположить о росте товарооборота с ЕС, при этом предстоящие выборы Президента играют важную роль, так как от их итога может зависеть и дальнейшее сотрудничество с Китаем, и с ЕС.
2) Экономические факторы
На протяжении последних лет отмечалась отрицательная динамика железнодорожных пассажирских перевозок на инфраструктуре ОАО «РЖД». Ухудшение макроэкономической ситуации в России привело в первую очередь к снижению мобильности наиболее социально незащищенных слоев населения – потенциальных пассажиров социально значимого регулируемого сегмента перевозок.
Отрицательная динамика сохранялась также в течение I квартала 2016 года (–2,3 % к 2015 году), и только начиная с апреля ситуация начала стабилизироваться. Этому способствовала планомерно проводимая маркетинговая работа, поддерживающая ценовую доступность перевозок, а также расширение маршрутной сети и повышение скорости. Кроме того, на постоянной основе велась работа по улучшению сервисов и дополнительных услуг для пассажиров.
В результате по итогам 2016 года пассажирооборот железнодорожного транспорта вырос на 3,4 %. Количество отправленных пассажиров выросло на 1,6 % – до 1 037 млн. человек.
Пассажиропоток РЖД в 2017 году вырос на 7,8% – до 1,12 млрд. человек.
Таблица 2 – SWOT-анализ предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»
Следующим важным экономическим фактором является внешняя торговля, т.к. помимо пассажирских перевозок предприятие осуществляет грузоперевозки, которые в большей части зависят именно от объемов внешней торговли. Со второй половины 2016 года по настоящее время наблюдается уверенный рост объемов внешней торговли России (Приложение А). Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, объемы экспорта и импорта продолжают существенно отставать от уровней, сложившихся до начала периода спада (экспорта – с мая 2014 года, импорта – с февраля 2014 года). В феврале 2017 года экспорт сократился относительно апреля 2014 года на 31,3%, импорт уменьшился относительно января 2014 года на 33,3%. Получается, что, несмотря на спад объемов внешней торговли, относительно объемов до 2014 года, грузоперевозки в 2016-2017 году набирают свой оборот, для отрасли это положительная динамика. Как мы видим, данный экономический фактор тесно переплетается с политической ситуацией в стране и в мире.
На грузоперевозки большое влияние оказывает промышленное производство внутри страны: если промышленное производство сокращает свои объемы, то и грузоперевозок становится меньше. В 2016 году основные сферы промышленности относительно 2015 года выросли: добывающий сектор – на 2,7%, обрабатывающий – на 0,5%, «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – на 1,7%. В целом промышленное производство прибавило 1,3%, вернувшись на уровень 2014 года (в 2015 году его падение составило 0,8%). Индекс промышленного производства в январе 2018 года по сравнению с январем 2017 года составил 102,9%, по сравнению с декабрем 2017 года – 79,6%.
Как мы видим, промышленное производство после стабильно увеличивает свои обороты, что благоприятно сказывается и на грузоперевозках железными дорогами.
Грузооборот от предприятий идет по железным дорогам на экспорт. Также импортные товары, их часть, доставляется к оптовому поставщику путем железнодорожных перевозок. Значит важную роль играет объем импорта. Как мы уже отмечали выше, объемы импорта в 2016-2017 годы имеют тенденцию увеличения, при этом импорт уменьшился относительно января 2014 года на 33,3% [] . Получается, что в настоящее время ситуация с импортом в части грузоперевозок можно считать положительным фактором, т.к. за 2 последних года идет тенденция роста.
3) Социальные факторы
Данные факторы на отрасль РЖД практически не влияет. Тем не менее, отметим, что социальная обстановка в стране стабильна. Даже не смотря на заполнение социальных сетей всевозможным спамом в связи с предстоящими выборами Президента РФ, в обществе каких-либо негативных тенденций не отмечено, нет политического напряжения.
4) Технологические
КАМАЗ ведёт разработку беспилотных технологий, которыми будут оборудованы грузовые модели и спецтехника. Внедрение будет происходить в несколько этапов: на первом автомобили будут оснащены системами ADAS начального уровня, которые умеют предупреждать водителя и помогать удерживать транспортное средство в пределах полосы; второй этап предполагает оснащение грузового модельного ряда КАМАЗа системами автономного и дистанционно-автономного движения для работы на закрытых территориях; третий этап — появление «беспилотников» в полном смысле этого слова, которые смогут передвигаться по дорогам общего пользования.
По словам производителя, функционал помощника водителя можно внедрить в течение двух-четырех лет, дистанционное управление – в течение пяти лет, а автономное движение – в течение 10 лет.
Получается, что в ближайшие два-четыре года считать данный технологический фактор значительным не нужно. Кроме того, считаем, что автомобильный транспорт является постоянным конкурентом железно-дорожных перевозок и появление «беспилотников» не должно оказать существенного влияния на конкуренцию автомобильного и железнодорожного транспорта, скорее вероятна конкуренция внутри ниши автомобильных перевозок при появлении «беспилотников», если их производство будет массовым. В любом случае это можно ожидать не в ближайшем будущем. Поэтому данный фактор на данный момент несущественен.
Проведем анализ внутренней среды предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД». Несмотря на сохранение лидирующего и доминирующего положения в транспортной системе страны, ОАО «РЖД» испытывает ряд существенных проблем в поддержании и увеличении своей доли транспортного рынка и рентабельности деятельности, а также в развитии и расширении своего присутствия за рубежом. Оценка сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз представлена в SWOT-анализе (таблица 2).
– устойчивая репутация надежного перевозчика грузов и пассажиров, узнаваемость бренда;
– общенациональный охват основной деятельности, разветвленная транспортная инфраструктура, возможность сокращения издержек за счет «эффекта масштаба;
– вертикально-интегрированная структура, обеспечивающая высокую надежность и безопасность перевозок;
– обеспечение централизованного управления движением поездов, организации текущего обслуживания и ремонта подвижного состава и инфраструктуры;
– наличие научно-технического комплекса, владение уникальными компетенциями в области железнодорожного транспорта;
– значительный потенциал привлечения инвесторов;
– наличие специализированных компаний, ориентированных на высокоэффективные сегменты транспортного рынка. – отставание отечественной железнодорожной техники и технологий от передового мирового уровня;
– необходимость выполнения условий «публичности» железнодорожных перевозок, социальных, оборонных и иных требований;
– высокая фондоемкость деятельности наряду с высоким физическим и моральным износом основных фондов и подвижного состава при недостаточности инвестиционных ресурсов;
– неразвитость системы предоставления востребованных дополнительных услуг (по многим видам бизнеса);
– низкая диверсификация бизнеса, высокая зависимость финансовых результатов работы предприятия от грузовых перевозок.
Возможности Угрозы
– реализация сетевого контракта между государством и компанией на обеспечение необходимого уровня пропускных и провозных способностей инфраструктуры;
– компенсация государством выпадающих доходов при реализации социального заказа и специальных требований;
– государственная политика по снижению административных барьеров и регуляторной среды;
– развитие институтов частно-государственного партнерства;
– реализация программ повышения эффективности деятельности компании на основе внедрения инновационных технологий;
– повышение клиентоориентированности и качества транспортного обслуживания;
– увеличение доли на рынке перевозок высокодоходной готовой продукции, в т.ч. за счет роста контейнеризации перевозок, развития смежных с перевозками услуг (логистика, терминалы, экспедирование);
– выход из непрофильных и неэффективных видов деятельности в целях снижения инвестиционной нагрузки за счет продажи активов и закупки услуг на конкурентном рынке. – ужесточение регуляторной среды;
– усиление конкуренции в традиционных и развивающихся, потенциально доходных сегментах внутреннего транспортного рынка и за рубежом;
– сокращение национальных грузопотоков в силу структурных изменений в экономике.
Из анализа видно, что на безопасность движения влияют слабые стороны, а именно: отставание отечественной железнодорожной техники и технологий от передового мирового уровня и высокая фондоемкость деятельности наряду с высоким физическим и моральным износом основных фондов и подвижного состава при недостаточности инвестиционных ресурсов.
Таким образом, проведенный PEST-анализ предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД» показал, что на предприятие влияют политические и экономические факторы, влияние социальных и технологических факторов на предприятие несущественно. Получается, что внешние факторы в настоящее время оказывают на предприятие положительное влияние. SWOT-анализ показал, что влияние на безопасность движения оказывают выявленные слабые стороны в работе предприятия.
Перейдем к изучению процессов управления безопасностью движения поездов на инфраструктуре «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД».

2.3 Управление безопасностью движения поездов на инфраструктуре «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД»

В настоящее время в ОАО «РЖД», в том числе и в «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением», в целях формирования корпоративной системы управления действует Стратегия [1] обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.
В Стратегии отражены ключевые направления по формированию и установлению целей и задач в области безопасности движения поездов на основе Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года [2] (Транспортная стратегия) и Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года [4].
Данная Стратегия является основой при разработке программ и организационно-технических мероприятий с возможностью расширения новых направлений обеспечения высокого уровня безопасности движения поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Основой безопасности движения являются правовая и нормативная база, что показана для наглядности на рисунке 4.
Транспортная стратегия исходит из прогноза социально-экономического развития России до 2030 года. В качестве одной из стратегических целей является «сохранение лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры», что соответствует целевым показателям безопасности движения.
Рисунок 4 – Структура правовой и нормативной базы формирования Стратегии
Рисунок 5 – Основные задачи Транспортной стратегии в области безопасности транспортной системы РФ
Основные задачи, направленные на реализацию цели по повышению уровня безопасности транспортной системы РФ, применительно к железнодорожному транспорту, отражены на рисунке 5.
Для достижения целей гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса определены следующие задачи:
– повышение надежности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры и подвижного состава;
– снижение вероятности возникновения транспортных происшествий;
– предупреждение или сокращение гибели и травматизма людей;
– снижение ущерба имуществу субъектов деятельности в сфере железнодорожного транспорта и других потерь;
– предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Обеспечение безопасности движения в холдинге «РЖД» – комплекс экономических, организационно-правовых, технических и иных мероприятий, предпринимаемых ОАО «РЖД» и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
За счет выполнения комплекса мероприятий должны быть:
– сохранены лидирующие позиции в мире в части безопасности предоставляемых услуг инфраструктуры, безопасности и надежности всех процессов;
– обеспечен уровень безопасности движения, соответствующий международным и национальным требованиям.
В рамках предприятия создана и в настоящее время обеспечивается система управления безопасностью движения через функционирование системы менеджмента безопасности движения (СМБД). Сейчас СМБД является составной части интегрированных систем менеджмента в каждом функциональном филиале и дочерних обществ ОАО «РЖД», в том числе и анализируемой нами «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением».
Основными целями, достигаемыми в процессе функционирования СМБД являются:
– повышение уровня безопасности движения и надежности перевозочного процесса;
– обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми функциональными филиалами, их структурными и дочерними обществами холдинга «РЖД», участвующими в перевозочном процессе или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;
– реализации подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями международных стандартов, применяемых на зарубежных железных дорогах.
Управление безопасностью движения в «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД» – это непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, обслуживающих различные направления деятельности. При этом особое внимание концентрируется на целостности компании и управленческого процесса, на неразрывной связи компании с внешней средой, а также на достижении определенных Политикой компании целей в условиях меняющейся внешней среды. Модель управления функциональной безопасности движения показана на рисунке 6.
Обеспечение функциональной безопасности в «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД» достигается за счет совокупности действий, направленных на достижение, поддержание уверенности в соблюдении и подтверждение выполнения требований и нормативов безопасности, а в конечном итоге – таких значений показателей безопасности движения поездов, которые не выходят за пределы установленных целевых показателей. На рисунке 7 обозначены основные элементы процесса обеспечения функциональной безопасности в Дирекции.
Рисунок 6 – Модель управления функциональной безопасности движения в «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД»
Рисунок 7 – Основные элементы процесса обеспечения функциональной безопасности в Дирекции
Для обеспечения объективной потребности предприятия в управленческих инструментах, направленных на снижение рисков в области безопасности движения, а также в целях рационального использования финансовых ресурсов в Дирекции, как и на всем предприятии «РЖД» сформирована корпоративная система управления рисками в области безопасности движения – риск-менеджмент.
Общая схема процесса управления рисками в «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением» ОАО «РЖД» строится согласно ГОСТ 33433-2015. В общем плане задачу управления рисками на предприятии можно обозначить как минимизацию возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков. Эффективным инструментом в работе с рисками является факторный анализ в области безопасности движения. Последний формируется на основе показателей-измерителей, характеризующих степень влияния факторов на риск возникновения транспортных происшествий и событий, которые позволяют на ранних стадиях определить отклонения в производственной деятельности от нормального состояния, то есть спрогнозировать накопление уровня риска до его фактического проявления.
Целью управления рисками, связанными с безопасностью движения, является снижение существующих уровней рисков до установленного допустимого уровня и дальнейшее поддержание достигнутых уровней рисков не выше, чем на установленном допустимом уровне. В качестве эффективного инструмента, позволяющего обеспечить заданные показатели безопасности и надежности перевозочного процесса на основе управления рисками, выступает система УРРАН (Управление Ресурсами, Рисками и Надежностью на этапах жизненного цикла). УРРАН основан на эффективных средствах сбора и обработки данных, включает ряд стандартов и методик, а также информационную систему.
Комплексное УРРАН внедрена в анализируемой нами Дирекции позволяет на основе оценки показателей надежности и безопасности функционирования технических средств обеспечить оптимальное распределение ресурсов и управление рисками для объектов, связанных с безопасностью и надежностью перевозок (Приложение Б).
Применение УРРАН в целях обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса позволяет:
– повысить эксплуатационную надежность технических средств;
– сократить количество опасных отказов объектов, связанных с выполнением перевозок, и снизить ущерб от возникновения опасных отказов;
– обеспечить поддержание установленных допустимых уровней рисков, связанных с безопасностью движения.
В Дирекции внедрена культура безопасности движения, которая является составной частью корпоративной культуры холдинга «РЖД» и характеризует качество элементов СМБД.
Культура безопасности движения – результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.
Достижения целевых показателей безопасности движения в Дирекции обеспечивается путем проведения целенаправленной деятельности по внедрению мероприятий, способствующих снижению числа транспортных происшествий и иных событий, с задействованием для этого всех элементов СМБД. Особое внимание уделяется внедрению системных мер, в том числе практических методов управления рисками в рамках СМБД, развитию культуры безопасности движения и т.п. Кроме них проводятся технические и технологические мероприятия.
Таким образом, дальнейшее освоение технологий управления рисками в области безопасности движения, на основе прогноза ущерба, мониторинга и анализа факторов риска и своевременных предупредительных мер, позволят как снизить вероятность негативных сценариев, так и повысить имидж ОАО «РЖД» как ответственного перевозчика.
Решающая роль отведена развитию человеческого потенциала. Каким бы ни был прогресс техники на современном этапе, ее проектирование, изготовление (монтаж), программирование, техническое обслуживание, текущее содержание, ремонт осуществляют люди.
Выше мы отметили, что оценить процесс управления безопасностью движения поездов можно с помощью факторного анализа. Поэтому перейдем к его проведению.

2.4 Факторный анализ безопасности и надежности перевозочного процесса на предприятии

Анализ динамики отцепленных вагонов по станциям и грузоотправителям с нарушениями Технических условий на 10 000 погруженных вагонов за период с 2015 по 2017 годы оформим в виде таблицы 3.
Таблица 3 – Динамика отцепленных вагонов по станциям и грузоотправителям с нарушениями Технических условий на 10 000 погруженных вагонов за период с 2015 по 2017 годы
Из таблицы 3 можно сделать следующие выводы.
По итогам работы удельная величина отцепленных вагонов больше 120% по станциям и грузоотправителям:
1) за 12 месяцев 2015 года
– станция Нижнеудинск, грузоотправитель ПБОЮЛ Муссаев – 256,4% (отцеплен 1 вагон из 39);
2) за 12 месяцев 2016 года – не было;
3) за 12 месяцев 2017 года
– станция Кичера, грузоотправитель ВЧДЭ Северобайкальск СП – 5000% (отцеплен 1 вагон из 2);
– станция Усть-Илимск, грузоотправитель ООО «Первая Лесная Компания» – 357,1% (отцеплен 1 вагон из 28);
– станция Нижнеудинск, грузоотправитель ПБОЮЛ Муссаев – 263,2% (отцеплен 1 вагон из 38);
– станция Ния, грузоотправитель ООО «Аквилон» – 204,1% (отцеплен 1 вагон из 49);
– станция Усть-Илимск, грузоотправитель ООО «Илвуд» – 158,7% (отцеплен 1 вагон из 63);
– станция Чуна, грузоотправитель ИП Ванька – 153,8% (отцеплен 1 вагон из 65);
– станция Усть-Илимск, грузоотправитель ООО «Юртек» – 128,2% (отцеплен 1 вагон из 234).
В целом за 2015-2017 годы погруженных вагонов относительно предыдущего года:
– в 2016 году – меньше на 3327 вагонов;
– в 2017 году – больше 1815 вагонов.
При этом число отцепленных вагонов за анализируемые годы относительно предыдущего года:
– в 2016 году – меньше на 4 вагона;
– в 2017 году – больше на 31 вагон.
Удельный вес отцепленных вагонов:
– в 2016 году – меньше на 0,31%;
– в 2017 году – больше на 3,9%.
Получается, что в 2017 году отцепленных вагонов почти в 2 раза больше, чем в 2016 и 2015 годы. Объясняется это тем, что именно с 2017 года стали проводиться более тщательные проверки соблюдения Технических условий. Поэтому данное увеличение отцепленных вагонов 2017 году следует считать положительным фактом. Однако, в любом случае важно не оставлять это без внимания, а так как выявлены нарушения, то необходимо выявить причины нарушений, в чем именно эти нарушения выражены и устранить выявленные причины.
Таким образом, погрузка вагонов осуществляется с нарушением Технических условий, при этом ранее эти нарушения так же были, но они выявлялись реже.
Важно определить среди отцепленных вагонов, какие грузы чаще всего грузились с нарушением Технических условий (таблица 4). Это позволит выявить проблему неправильной погрузки и ее причину.
Таблица 4 – Динамика отцепленных вагонов по роду груза с нарушениями Технических условий на 10 000 погруженных вагонов за период с 2015 по 2017 годы
Из таблицы 4 видно, что наибольшая удельная величина по отцепленным вагонам была по следующим грузам:
1) порожний – в 2017 году 2500% (отцеплен 1 вагон из 4 погруженных);
2) автомобили
а) в 2017 году – 370,37% (отцеплено 2 вагона из 54)
б) в 2016 году – 176,99% (отцеплено 2 вагона из 113)
в) в 2017 году – 149,25% (отцеплено 2 вагона из 134);
3) ЖБИ
а) 2017 год – 172,54% (отцеплено 2 вагона из 116)
б) 2016 год – 159,02% (отцеплено 3 вагона из 189)
в) 2015 год – 159,57% (отцеплено 3 вагона из 188);
4) Бой электродный – в 2017 году 323,51% (отцеплен 1 вагон из 31).
Как мы видим, нарушения по погрузке обнаружены в течение трех лет – это погрузка автомобилей и погрузка ЖБИ. Необходимо искать причины, почему в течение трех лет автомобили грузят с нарушением Технических условий, ведь груз дорогостоящий и один вагон в зависимости от грузоотправителя может стоить несколько миллионов. И при этом грузоотправители машин заинтересованы в перевозчике, ведь известно, что автомобили либо идут «своим ходом», либо ж/д перевозками.
Так же уже три года подряд погрузка ЖБИ идет с нарушениями.
При чем, важно отметить, что, как мы уже говорили выше, с введением более жестких требований к соблюдению Технических условий погрузки, процент отцепленных вагонов по автомобилям и ЖБИ увеличился.
Причин по удельной величине количества отцепленных вагонов с нарушением Технических условий на 10000 погруженных вагонов за период с 2015 по 2017 годы приведены в таблице 5.
Из таблицы 5 можно сделать следующие выводы:
Причины отцепления вагонов с наибольшей удельной величиной (в соответствии с таблицей 4):
1) порожний – в 2017 году 2500% (отцеплен 1 вагон из 4 погруженных) – причина: «Некачественное крепление, формирование или отсутствие реквизита груза (не снят реквизит после выгрузки)»;
2) автомобили
а) в 2017 году – 370,37% (отцеплено 2 вагона из 54)
б) в 2016 году – 176,99% (отцеплено 2 вагона из 113)
в) в 2017 году – 149,25% (отцеплено 2 вагона из 134)
причина: «Отсутствует, некачественный реквизит крепления груза»
3) ЖБИ
а) 2017 год – 172,54% (отцеплено 2 вагона из 116)
б) 2016 год – 159,02% (отцеплено 3 вагона из 189)
в) 2015 год – 159,57% (отцеплено 3 вагона из 188)
причина: «Некачественное крепление, формирование или отсутствие реквизита груза (не снят реквизит после выгрузки)»
4) Бой электродный – в 2017 году 323,51% (отцеплен 1 вагон из 31) – причина: «Отсутствует, некачественный реквизит крепления груза».
Данные причины отцепок значимы, при этом они не столь критичны. Есть более значимые причины отцепок с меньшим удельным весом в общей величине, которые могут вызвать серьезные последствия – это:
1) груз – пиломатериал
– Выход отдельных единиц – с удельным весом 15,96%, 14,64% и 13,01%, соответственно, в 2017 году, 2016 году и 2015 году;
– Сдвиг груза, перекос, разъединение штабелей – с удельным весом 5,63%, 3,9% и 5,58%, соответственно, в 2017 году, 2016 году и 2015 году;
– Неисправность крепления торцевого щита – с удельным весом 4,69%, 2,93% и 3,72%, соответственно, в 2017 году, 2016 году и 2015 году.
2) груз – круглый лес
– Выход отдельных единиц – с удельным весом 6,86%, 6,33% и 7,52%, соответственно, в 2017 году, 2016 году и 2015 году;
– Нарушение формирования «шапки» – с удельным весом 1,37%, 3,8% и 5,01%, соответственно, в 2017 году, 2016 году и 2015 году.
3) груз – щебень
– Течь (сыпь, дым) из-за неисправности сливного прибора – с удельным весом 4,88% в 2017 году.
Анализ причин нарушений нормативных документов, регламентирующих размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах, за анализируемые годы оформлен в виде таблицы 6.
Таблица 6 – Анализ причин нарушений нормативных документов, регламентирующих размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах за 2015 – 2017 годы
Из таблицы 6 видно, что основными причинами являются две:
1) Персонал;
2) Внешние факторы
Что в структуре хорошо видно на рисунке 8.
Рисунок 8 – Структура причин нарушений за 2015 – 2017 годы
В более чем 50% случаев причиной нарушений нормативных документов, регламентирующих размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах за 2015 – 2017 годы (57,58%, 54,29% и 53,85% соответственно) является персонал, а именно:
1) Невыполнение должностных обязанностей
– в 2017 году – 20 случаев из 27, или 74,07%;
– в 2016 году – 12 случаев из 15, или 80%;
– в 2015 году – 13 случаев из 17, или 76%;
2) Незнание работником требований нормативных документов
– в 2017 году – 2 случаев из 27, или 7,41%;
– в 2016 году – 2 случаев из 15, или 13,33%;
– в 2015 году – 2 случаев из 17, или 11,76%;
3) Малый опыт работы (менее 1 года)
– в 2017 году – 4 случаев из 27, или 14,81%;
– в 2016 году – 1 случаев из 15, или 6,67%;
– в 2015 году – 2 случаев из 17, или 11,76%.
Немногим больше, чем в 40% случаев причиной нарушений нормативных документов, регламентирующих размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах за 2015 – 2017 годы (40,91%, 42,86% и 43,59% соответственно) являются внешние факторы, а именно:
1) Скрытые грузоотправителем дефекты крепления или размещения груза
– в 2017 году – 29 случаев из 38, или 76,32%;
– в 2016 году – 12 случаев из 19, или 63,16%;
– в 2015 году – 14 случаев из 21, или 66,67%;
2) Применение грузоотправителем реквизита крепления, не соответствующего требованиям нормативных документов (ТУ, ГОСТ и др.)
– в 2017 году – 5 случаев из 38, или 13,15%;
– в 2016 году – 4 случаев из 19, или 21,05%;
– в 2015 году – 5 случаев из 21, или 23,81%;
3) Некорректное оформление обстоятельств коммерческой неисправности вагона работниками станции, обнаружившими нарушение
– в 2017 году – 4 случаев из 38, или 10,53%;
– в 2016 году – 3 случаев из 19, или 15,79%;
– в 2015 году – 2 случаев из 21, или 9,52%.
Таким образом, основными причинами отцепления вагонов являются «Невыполнение должностных обязанностей» (персонал) и «Скрытые грузоотправителем дефекты крепления или размещения груза» (внешние факторы).
Выводы по второй главе:
С введением изменений в организационную структуру РЖД, а именно внедрением Центральной Дирекции и подчиненных ей региональных дирекций, в том числе и анализируемой нами Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением, стали возможны улучшения в сфере обеспечения безопасности движения поездов. Так проведенный анализ показал, что в 2017 году относительно 2016 года и 2015 года стало больше отцеплений вагонов, что связано как раз с тем, что стали больше внимания уделять именно безопасности, ведь появилось ответственная организация – анализируемое нами предприятие. В ходе анализа выявлены причины отцеплений. Две основные из них – это персонал, а именно «Невыполнение должностных обязанностей», и внешние факторы, а именно «Скрытые грузоотправителем дефекты крепления или размещения груза». На первую причину приходится 57,58% случаев в 2017 году, а на вторую – 40,91%. При этом доля персонала как причины нарушений с 2015 года по 2017 год постоянно увеличивалась.
Получается, что мероприятия по совершенствованию управления безопасностью движения поездов необходимо проводить в направлении персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Распоряжение от 8.12.2015 № 2855р «Об утверждении Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД»» // https://rly.su/sites/default/files/strategiya_garantirovannoy_bezopasnosti_dvizheniya.pdf
2. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/12dbe84ab7402c41a061dee3399c090bf6932cc3/
3. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2025 года и перспективу до 2025 года «Белая книга» // https://www.rzd-expo.ru/innovation/BelKniga_2015.pdf
4. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года // https://doc.rzd.ru/doc/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D704%26layer_id%3D5104%26id%3D6396
5. Ахмадиев А. Торговля с ЕС пока в минусе. Евростат доказал неправоту Улюкаева [Электронный ресурс] / Live.ru // Режим доступа: https://life.ru/t/torghovlia_s_ies_poka_v_minusie_ievrostat_dokazal_niepravotu_uliukaieva (Дата обращения: 13.03.2018)
6. Динамика промышленного производства: региональные различия // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. – 2017. – № 27. – 24 с.
7. Инновационное развитие ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] / Официальный сайт РЖД // Режим доступа: https://www.i-russia.ru/media/files/41d47519497db16cc1d9.pdf (Дата обращения: 10.03.2018)
8. Костин Е. Совершенно секретно: КамАЗ больше не расскажет журналистам о своих «беспилотниках» [Электронный ресурс] // https://www.kolesa.ru/news/sovershenno-sekretno-kamaz-bolshe-ne-rasskazhet-zhurnalistam-o-svoih-bespilotnikah (Дата обращения: 13.03.2018)
9. О промышленном производстве в 2017 году [Электронный ресурс] / Официальный сайт статистики // Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/7.htm (Дата обращения: 14.03.2018)
10. Пассажиропоток РЖД в 2017 году вырос на 7,8% – до 1,12 млрд. человек [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Министерство транспорта РФ» // Режим доступа: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/159 (Дата обращения: 14.03.2018)
11. Пассажирские перевозки. Годовой отчет – 2016 год [Электронный ресурс] Официальный сайт РДЖ // Режим доступа: https://ar2016.rzd.ru/ru/operating-results/passenger (Дата обращения: 12.03.2018)
12. Первые тесты беспилотных КамАзов проведут после 2018 года [Электронный ресурс] / Москва-24 // Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/avtomobili/30032016/101269 (Дата обращения: 13.03.2018)
13. Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (сезонно скорректированные данные) // Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики. – 2017. – № 91. – 84 с.
14. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия [Электронный ресурс] / Официальный сайт Kremlin.ru // Режим доступа: https://www.kremlin.ru/supplement/5218 (Дата обращения: 13.03.2018)
15. Товарооборот России с Китаем [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Внешняя торговля России // Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2017-g/ (Дата обращения: 11.03.2018)

*****
Вторая глава дипломной работы на тему “Разработка проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов (на примере Восточно-Сибирской дирекции по управлению движения ОАО «РЖД»)” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Структурная схема Восточно-Сибирской железной дороги

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Динамика показателей внешней торговли в 2010 – 2017 годы (в % к январю 2010 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Комплексное управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (УРРАН)
Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН)

Просмотров: 1