Психология ребенка раннего возраста


В курсовой работе “Психология ребенка” изучены следующие вопросы: характерные особенности детей раннего возраста, этапы развития предметной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Характерные особенности детей раннего возраста………………5
2 Этапы развития предметной деятельности……………………………8

Узнать подробности и стоимость курсовой напрямую у автора или заказать работы:

    • перейдите по ссылке

Страница ВКонтакте

    • напишите на e-mail:

3 Этап первичного освоения языка…………………………………13
4 Кризис трех лет……………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………20

Введение

Актуальность. Наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, закладываются в раннем возрасте. Именно поэтому ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. Этому периоду мы обязаны такими качествами, как доверие к миру, познавательная активность, общая жизненная активность, уверенность в себе, речь, доброжелательное отношение к людям и другие. Однако, эти качества ребенку не даются априори. Для их становления необходимы правильные воздействия со стороны взрослых, определенные формы общения и совместная деятельность с ребенком.
Многие проблемы детей дошкольного и школьного возраста – неуверенность в себе, сниженная познавательная активность, нарушения в общении и т.д. – имеют свои корни именно в раннем возрасте. Важно, не допустить появление перечисленных проблем, т.к. в дошкольном и школьном возрасте скорректировать и компенсировать эти трудности можно, но это требует значительных затрат. Т.е. проще предотвратить, чем потом справляться со сложившимися у ребенка проблемами. Однако, сегодня встречаются не только дети дошкольного и школьного возраста с неуверенностью в себе, нарушениями в общении и т.д., но и взрослые люди, так или иначе страдающие от указанных проблем и их проблемы возможно были «заложены» именно в период раннего детства. Именно поэтому, знания периода раннего возраста ребенка, гармоничного развития в этот период однозначно имеет первостепенную важность для родителей, которые осознанно относятся к воспитанию детей и стремятся создать для ребенка условия для его гармоничного развития, чтобы ребенок рос здоровым, счастливым и любимым и стал взрослым гармоничным человеком. Именно поэтому тема для меня является актуальной и интересной.
Цель работы – изучить психологию ребенка раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;
– рассмотреть этапы развития предметной деятельности;
– рассмотреть этапы первичного освоения языка;
– рассмотреть кризис трех лет.
Изучению темы курсовой работы «Психология ребенка раннего возраста» отводится значительная по своему объему глава в общей психологии. И это понятно, ведь будущее, взрослая жизнь человека во многом определена его детством.
При изучении выбранной темы и написании данной работы использована литература, список которой приведен в конце.

1 Характерные особенности детей раннего возраста

Главной характерной особенностью детей раннего возраста является их поглощенность текущим моментом, т.е. ребенок живет в настоящем, «здесь и сейчас». Малыш не учитывает прошлый опыт и не заглядывает в будущее, он этого еще не умеет и не понимает. Ребенок целиком поглощен воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, его поведение является ситуативным.
В этом возрасте малыш не имеет равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждый предмет интересен по-своему. Так, один предмет «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, а другой – «велит» отойти подальше и не прикасаться. Каждый предмет провоцирует на действие. Коробочку обязательно нужно открыть и закрыть, лестница тянет подниматься и спускаться по ней и т.п. Всё, что малыш видит, ему нужно взять в руки, проверить на прочность, попробовать что-то сделать. Такая фиксированность ребенка на окружающих предметах была названа своеобразным «предметным фетишизмом».
Зависимость от ситуации характеризует не только поведение ребенка, но и его память, мышление и эмоции. Память малыша проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Взрослый человек, за некоторым исключением, не помнит своих впечатлений младенческого и раннего возраста. Однако ребенок легко узнает знакомые предметы, помещения, действия, – словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.
Умением устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации проявляется мышление, которое значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами и здесь нет места «думать или вспоминать» [6, с. 72].
Эмоции и аффекты раннего возраста также являются ситуативными. Они проявляются в моменты сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок радуется новой машинке и тут же бросает ее на пол, при этом у него совершенно нет страха ее сломать. Если лопнул шарик, то малыш может заплакать, но плачь также быстро может прекратиться, если малышу предложить новый шарик.
Столь явная ситуативность ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций объясняется именно этим. Ребенок этого возраста легко привлекается к чему-то новому, но он также быстро и переключается на что-то еще, более интересное для него.
У малыша нет соображений о будущем вреде или пользе его действий и переживаний. Это вполне нормальная особенность ребенка, и ее не нужно как-то исправлять или на нее влиять. Малыш живет в настоящем моменте, «здесь и сейчас».
Взрослых иногда раздражает деятельность ребенка, когда тот погружен в свои какие-то занятия или что-то делает очень медленно. Малыш может увидеть на улице сломанный велосипед и стоять и полчаса крутить одно колесо, или надевать ботиночки невыносимо долго. Взрослые могут думать, что малыш делает это из вредности. Взрослые стремятся ребенка стимулировать или пугать. А малыш всего лишь наслаждается настоящим моментом, он не хочет вредить взрослому или вредничать, ему просто нравится делать то, что он делает.
Еще одной важной особенностью ребенка раннего возраста является необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг.
Все мысли, действия и желания малыша, как мы уже отмечали выше, ситуативны. Его предпочтения быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он хочет бегать по комнате, а через полчаса – мастерить что-то из кубиков, а еще через какое-то время – играть в паровозик. И здесь нельзя рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственный выбор занятий со стороны ребенка. И снова все это трудно для понимания взрослыми.
Ребенку это возраста еще рано предлагать делать выбор. Например, выбери, какую из этих двух рубашечек ты хочешь надеть или что ты будешь кушать. Малыш выбирает стихийно и случайно — в зависимости от того, что он видит перед глазами, или что первым предложит взрослый, или что придет ему в голову. Поэтому очень часто выбранное занятие или игрушка совершенно не интересуют его. Здесь лучше проявить тактику простого увлечения малыша чем-то новым и интересным. Ребенок легко включается в то, что предлагает значимый взрослый. Ребенку нравится прежде всего то, что узнаваемо и адресовано ему лично, с чем можно что-то делать — играть, манипулировать, строить и т.п. Яркость и сенсорная привлекательность предмета не столь важны, как возможность действия или использования, показанная близким взрослым.
При всей своей гибкости и открытости, дети в некоторых случаях явно проявляют свой консерватизм и стремление к постоянству, что также непонятно взрослым. Все новое воспринимается с трудом: смена одежды, перестановка мебели, новая еду – все это может вызвать протест. Малыши могут даже бояться незнакомых звуков, животных, которые могут даже вызвать панический страх. Потеря любимого медвежонка может спровоцировать у малыша острое горе и даже отчаяние.
Ребенку очень важна предсказуемость ожидающих его событий, что вызывает у него ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. И совсем другое дело, когда малыш сам что-то меняет во внешнем мире – строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие.
Итак, процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий – вот что важно для малыша. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.

2 Этапы развития предметной деятельности

Развитие предметной деятельности ребенка начинается с подражания взрослому. Он повторяет действия взрослого только с теми предметами, с которыми действовал взрослый. На втором году малышу уже не требуется тот же самый предмет, он начинает использовать перенос. Так, например, ребенок возраста 1 год и 2-3 месяца причесывает мячик, надевает носочек на кубик. Это показывает то, что «общий рисунок действия уже отделяется от конкретных предметов, но смысл и человеческое значение действия еще не осознаны» [5, с. 13]. В период от года до полутора лет малыш ведет себя более активно, чем когда он был младше, он подражает действиям взрослых, при этом, совершенно не понимая, смысл самих действий. Так дети «разговаривают по телефону», «включают телевизор», «читают книги» и т.д.
Развитие предметных действий – это сложный путь, в нем переплетены действия с разными предметами и внутри которого игровые действия отделяются от собственно предметных, бытовых.
Малыш второго года жизни не воспринимает игрушку как нечто предназначенное именно для него и представляющее взрослые «предметы». Пока ребенок не увидел настоящую машину, машинка-игрушка не является для него игрушкой, она для него «простая вещь, с которой связаны определенные манипуляции» [5, с. 14].
Помимо игрушек, которые изображают предметы, у ребенка есть еще настоящие вещи, например, ложка, чашка, карандаши, совочек. И в отличие от игрушек, которыми ребенок может пользоваться как ему захочется, настоящие вещи имеют строго определенную функцию и пользование ими предполагает совершенно определенный, жестко фиксированный способ действия. Эти настоящие вещи называют предметы-орудия. Получение навыков правильного пользования этими предметами-орудиями происходит именно в раннем возрасте и это важнейшее приобретение данного периода жизни.
Ребенок с предметами-орудиями учится выполнять какое-то движение не для удовольствия, а для получения конкретного результата. Так рука приучается под карандаш и малыш выполняет строго определенное действие, чтобы карандаш рисовал. У малыша предметы и действия приходят к взаимосвязи: расческа – чтобы причесываться, щетка – что чистить зубки, карандаш – чтобы рисовать и т.д.
Второй год жизни малыша характеризуется тем, что действия с одним и тем же предметом могут быть то ручными, то орудийными. Это хорошо можно видеть на примере того, как малыш овладевает совочком в качестве орудия для того, чтобы насыпать песок. Копаясь в песочнице, он тычет совочек в песок перпендикулярно почве и вытаскивает его, ничего не захватывая. Потом, убедившись в «бесполезности» своих попыток, он начинает копать и захватывать песок руками, что получается более успешно. Потом опять берет совочек. В этом примере четко видна смена ручных операций орудийными. У человеческого ребенка движения руки перестраиваются и приспосабливаются к предмету-орудию. Эта перестройка происходит не под влиянием свойств предмета, а под влиянием того образца, который предлагает взрослый. Ребенок подчиняет свои движения не предмету, а образцу использования этого предмета, который принят в обществе и который показывает взрослый. Он изменяет положение его руки, помогает осуществить нужное движение, поощряет правильные действия.
Таким образом, весь процесс овладения бытовыми орудийными действиями становится возможным только благодаря совместным усилиям малыша и взрослого. Ребенок не способен в два года сам каким-то образом научиться пользоваться ложкой именно как ложкой, горшком как горшком и т.д. А с помощью взрослых малыши этого возраста в своем большинстве успешно научаются этим действиям и используют предметы-орудия по их общепринятому назначению.
Предметное действие имеет две стороны: смысловая (т.е. для чего данный предмет используется и зачем он вообще нужен) и техническая (как именно нужно с ним действовать). У взрослого эти обе стороны объединены и как бы неразделимы. У малыша отдельно смысл выполняемого действия и отдельно техника его выполнения. Для начала у ребенка происходит усвоение общей функции предмета, его назначение (например, мячик катают, ложкой едят), однако малыш еще не способен выполнить это действие самостоятельно. Техническую сторону выполняет взрослый, в то время как смысл действия и назначение орудия определяется самим ребенком. Освоение и уточнение технического состава действия (совочек держать за ручку и под углом, брать ложку за конец; держать расческу зубцами вниз и т.п.) происходит только внутри уже усвоенной функции и человеческого назначения предмета. Именно этим отличается копирование чужих движений, которое наблюдалось на ранних стадиях развития, от собственного предметного действия.
Малышей от одного года до трех отличает жажда действий с окружающими предметами. Им нравится рвать бумажки, крутить колеса и большие и маленькие, выкладывать из шкафа кастрюли и сковородки. Самое интересное, что делают они это «просто так», у них не какой-то определенной цели, им просто все это доставляет удовольствие. Это и есть главная развивающая деятельность малыша [5, 15].
Психология называет предметную деятельность ребенка ведущей. И это потому, что именно в этой деятельности происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. В первую очередь, деятельность малыша с предметами развивает его восприятие, что и является главной задачей это возраста – учиться воспринимать мир, выделять в нем отдельные свойства. С восприятием связаны и мышление и внимание малыша этого возраста.
Важными в жизни ребенка являются действия, называемые соотносящимися. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Соотносящие действия требуют учета величины, формы, местоположения различных предметов.
Для малышей раннего возраста многие игрушки требуют именно соотносящихся действий – простые кубики, пирамидки, вкладыши. От ребенка необходимы усилия по подбору и соединению предметов или их частей в соответствии с их формой или размером. Например, пирамидку получится сложить только, если попасть палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине.
Так как предметная деятельность направлена в своем большинстве на такие свойства как форма и величина, поэтому данные признаки являются главными для малыша. Такое свойство как цвет предмета для ребенка в начале раннего возраста не имеет значения. Малыш ориентируется на общий контур изображений и на форму, для него одинаково воспринимаются окрашенные и неокрашенные предметы. Малыши различают цвета, только пока цвет еще не стал признаком предмета и не стал определяющим в узнавании предмета. Психологи дают совет взрослым, что торопить малыша с узнаванием цвета не нужно.
Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Когда малыш выполняет доступное действие, о его восприятие можно назвать точным – он точно определяет форму или величину предмета, а в каком-то другом действии восприятие окажется расплывчатым и неточным.
На третьем году жизни у ребенка постепенно начинают складываться представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Чтобы обогатить эти представления важно знакомство малыша с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Именно богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой можно активно действовать, – это важнейшая предпосылка становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Отдельные действия, которые считаются проявлением мышления, у малышей проявляются уже к началу раннего возраста. К таким действиям относятся действия, при которых малыш ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, тянет веревочку, чтобы приблизить к себе машинку. Процесс усвоения соотносящихся действий позволяет малышу начать ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. «Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления» [5, с. 17]. Ребенок делает практические пробы, например, пытается открыть коробочку и случайно получает нужный ему результат. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Благодаря своей настойчивости в воспроизведении одних и тех же простых действий и получение ожидаемого результат малыши получают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных внутренних форм мышления.
Таким образом, успехи познавательной активности и развития мышления в раннем возрасте возможны не столько благодаря успешности решения задач, сколько благодаря эмоциональной вовлеченности. Настойчивость и удовольствие, получаемые малышом от своего экспериментирования, являются главным показателем исследовательской активности и общего познавательного развития в раннем детстве. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

3 Этап первичного освоения языка

Овладение речью – главное событием в развитии ребенка раннего возраста. «Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития» [2, с. 47]. Овладение речью не является мгновенным процессов, это происходит в несколько этапов.
В первый год жизни малыша речи еще нет. Речь заменяется не-вербальными средствами общения – эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации. Человеческий язык ребенок усваивает на третьем году жизни и начинает общаться с помощью речи. Период между этими двумя этапами можно назвать удивительным, так как в этот период малыш начинает говорить, только говорит он «не на нашем, а на каком-то своем, детском языке» [4, с. 58]. Этот этап называют этапом «авто-номной детской речи». «Детский язык» отличается от взрослого, во-первых, звучанием слов, а, во-вторых, их значением.
Первые слова ребенка, их звуковой состав, кардинально отличаются от звукового состава взрослых людей. Это звукосочетания, которые совершенно не похожи на слова взрослых – например, «гука», «апита», «вакка»; обломки обычных слов – например, «па» – папа, «бо-бо» – больно, «ба» – рыба, и т.д; иногда это значительно искаженные слова взрослых, сохраняющие при этом свой ритмический рисунок. Как бы то ни было, любые слова малыша – это изобретение ребенком своих собственных звукосочетаний. Ни в коем случае нельзя сказать, что ребенок несовершенно воспроизводит слова взрослых. Нет, он их и не пытается воспроизводить, малых создает свои собственные слова. И это легко доказывается другой особенностью детских слов — своеобразием их значений.
Ни одно слово малыша невозможно правильно перевести на наш язык, т.к. ребенок видят и обозначают предметы совершенно иначе, чем взрослые. Например, «ребенок может называть словом «кх» самые разные предметы – кошку, шубу, мамины волосы, одеяло – словом, всё мягкое и пушистое. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости совершенно не важен, а для малыша он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется, прежде всего, непосредственным ощущением и своим собственным, неповторимым опытом. Интересно, что предметы могут называться одним словом по самым различным признакам: по признаку цвета, вкуса, по звуковому сходству, по принадлежности человеку. Например, словом «папа» малыш может называть все аксессуары мужского туалета» [5, с. 19].
Общение с ребенком раннего возраста называют ситуативным, потому что общаться с малышом можно только по поводу конкретной ситуации. Слово может обозначать только тот предмет, который ребенок в данный момент видит, который находится у него перед глазами. Слова взрослых имеют функцию замещать собой ситуацию, слова ребенка такой функции не несут. Они используются для того, чтобы выделить что-то важное в конкретной ситуации. Они имеют указательную функцию. Слова ребенка не могут замещать отсутствующие предметы, но могут в наглядной ситуации указать на ее отдельные стороны и дать им названия.
Период автономной детской речи – это период, когда у ребенка есть речь, и в то же время ее нет, т.е. он говорит что-то, значит, у него есть речь, но он не говорит по-взрослому, значит, речи у него нет. А вот следующий период – это период, когда появляются настоящие слова.
В психологии нет четкой возрастной отметки, когда у малыша появляются его первые настоящие слова. При нормальном психическом развитии один ребенок уже в 11–12 месяцев говорит более 100 слов, а бывают случаи, когда до 3 лет ребенок упорно молчит. Все дети индивидуальны. Поэтому сроки и темпы овладения малышами речью также во многом зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.
Речевое развитие подразделяют на два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Чаще у детей сначала появляется пассивная речь, и затем активная. В индивидуальном для каждого ребенка временном отрезке времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, малыш может в два года ничего не произносить (лепетать или вообще молчать) и при этом прекрасно понимать, что ему говорят взрослые. Если есть пассивное владение словом и условия жизни малыша нормальные, то его речь развивается. Чаще всего такие дети входят в этап активного говорения внезапно. Бывает, что дети, упорно молчащие до двух лет, в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Важно понимать, что если малыш понимает обращенную к нему речь и созданы все условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит.
Таким образом, этап первичного освоения языка является одним важнейших этапов в жизни ребенка раннего возраста. Здесь важно знать особенности развития активной и пассивной форм говорения и не стремиться сделать из малыша вундеркинда или не «записывать» его в «отстающие», лишь потому, что он не разговаривает. Важно разобраться, что всему свое время в индивидуальном развитии конкретного ребенка.

4 Кризис трех лет

Примерно в 3 года (у одного ребенка чуть раньше, у другого – чуть позже) возникает ситуация, когда ребенок начинает проявлять собственные желания, которые не совпадают с желаниями взрослых. Это легко определить по словам «Я сам», «Я хочу», «Я не хочу». Этот период в жизни ребенка называют кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.
Раньше между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Так, если ребенок хотел что-то, что ему недозволенно, то взрослому удавалось быстро переключить внимание малыша путем переориентирования на какой-то другой предмет. В период кризиса ребенок четко знает, что он хочет, его желания настойчивы и определены, что выражается настойчивым «Я хочу». У ребенка к концу раннего возраста резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, что приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.
Яркими симптомами, по которым можно определить, что пришла пора кризиса у конкретного малыша, являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и т.д. указанные симптомы являются отражением изменений в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе.Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Однако это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.
В этот возрастной период у малыша идет процесс психологического от-деления от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, малыш противопоставляет себя взрослому во всем.Собственное «Я» ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я». Д.Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное «Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали, прежде всего, предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. В кризисе трех лет взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, который был ограничен предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. После того как малыш отделился от взрослого, он вступает с взрослым в новые отношения.
Теперь для ребенка становится важной результативная сторона деятельности, а оценка их успехов – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, такие как преувеличение своих достоинств, попытки «не обращать внимания» на свои неудачи.
Малыш по-новому начинает видеть мир и себя в этом мире. Новое видение себя заключается в том, что ребенок впервые открывает материальное воплощение своего Я, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки – взрослый. Поэтому ребенок начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого.
Новое видение «Я» через призму своих достижений является началом бурного развития детского самосознания. Я ребенка опредмечивается в результате его деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это означает, что малыш теперь способен «осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения» [5, с. 26].
Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.
Таким образом, кризис трех лет, как и все возрастные кризисы является важным в развитии индивида. Именно в кризисы происходит своеобразная «переоценка» и переход на новый уровень.

Заключение

Данная тема была выбрана мною, так как мне как женщине интересно развитие детей, ведь у меня сейчас растет свой любимый малыш. Но, что тема окажется для меня столь увлекательной, и я почерпну столько интересного для себя, этого я не ожидала.
Самой полезной оказалась информация про то, что малыш может не разговаривать вплоть до трех лет, но если он понимает обращенную к нему речь и для его развития созданы все необходимые условия, то это нормальный индивидуальный процесс и не нужно этого пугаться.
Полученные знания считаю неоценимым приобретением. Теперь я знаю, как и почему малыш реагирует на игрушку, как малыш говорит, как относится к близким взрослым. Важными оказались знания о взрослых «неадекватных» требованиях к малышу, чтобы он что-то делал быстрее или когда пристают к малышу «скажи …». Пригождаться знания уже начали в процессе изучения материала и написания работы, так как помимо своего малыша, периодически общаюсь с детьми сестры и подруг. И благодаря новому знанию, я на многие вещи стала смотреть по-другому, стала спокойнее и с понимаем относиться к тому, как ведут себя малыши. Недавно произошел случай: ребенок, увидев колесо, остановился возле него и крутит его, крутит, очень долго. Раньше я бы решила, что это неправильно, ненормально, ему надо заняться чем-то более полезным и т.д. А тут я села возле него и спокойно размышляю о чем-то хорошем, т.к. внутри у меня спокойно, ведь малыш развивается нормально и такое поведение для него естественно. Другими словами, я учусь не мешать ребенку развиваться и познавать мир.

*****
Данная курсовая работа на тему “Психология ребенка раннего возраста” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru в рубрике “Психология”
*****

Более подробно хотелось бы изучить игру детей, на этот вопрос в данной работе мною было уделено довольно мало внимания в виду того, что уже и так вышла за рекомендуемый объем работы. А этот аспект очень важен в жизни малыша и в его развитии. Хочу изучить это самостоятельно в ближайшее время.

Список литературы

1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009.
2. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Программа «Первые шаги» / Брошюра А.Г. Рузской и С.Ю. Мещеряковой «Развитие речи». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
5. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском саду: Лекции 1-4. – М.: Первое сентября, 2010.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2009.

Просмотров: 0