Внешняя и внутренняя политика Великобритании в период правления Маргарет Тэтчер

Внешняя и внутренняя политика Великобритании в период правления Маргарет Тэтчер


Курсовая работа на тему «Внешняя и внутренняя политика Великобритании в период правления Маргарет Тэтчер». В исследовании рассмотрены такие вопросы, как:
1) Как складывались международные отношения Великобритании с США, ЕС и странами «третьего мира» в период правления Тэтчер;
2) Какова роль Великобритании в окончании «Холодной войны»;
3) Как велась экономическая, социальная и культурная политика Великобритании в период с 1979 по 1991 годы.

Введение

Маргарет Тэтчер является знаковой политической фигурой Великобритании. Она стала символом 80-х гг. XX века не только для Соединенного Королевства, но и для всего мира. Первая женщина премьер-министр Великобритании, «железная леди», как окрестили ее таблоиды, благодаря всестороннему реформированию государства, которое получило название тэтчеризм, Тэтчер сумела восстановить британскую экономику и имидж страны в качестве мировой державы. В то же время период премьерства Тэтчер был отмечен высокой безработицей населения и регулярными забастовками. В вопросе безработицы большинство критиков винят ее экономическую политику, которая находилась под сильным влиянием идей монетаризма. Данная проблема, в свою очередь, стала причиной распространения наркомании и семейных разводов. Политика Маргарет Тэтчер не раз становилась объектом критики и дискуссий ряда британских историков признал ее худшим премьерминистром за последние 100 лет. По их мнению «она разрушила слишком много хорошего в обществе, и создала слишком много плохого, а потом остался только социальный и моральный вакуум, в котором эгоистичные богачи с легкостью разрушали еще больше из того, в чем нуждались другие». С другой стороны защитники М. Тэтчер парируют, говоря о том, что при ней стала развиваться свободная торговля, она сделала британскую экономику рыночной и обуздала профсоюзы. Однако есть и двойственные оценки: «Я знаю, что у Тэтчер очень хорошая репутация на международной арене, но для британцев – время её правления были настоящей катастрофой», – говорит Лори Хеселден, секретарь Конгресса профсоюзов Великобритании. Личность Маргарет Тэтчер имеет значение и для нашей страны. Она оказала значительную поддержку «перестройке» Горбачева и стала одной из ключевых фигур в окончании «холодной войны». Ее роль и участие в развале Советского Союза – это тоже поле для дискуссий, которые до сих пор волнуют как отечественных, так и британских исследователей особенно сегодня, в условиях, когда мир живет в условиях Второй холодной войны, а российско-британские отношения все более обостряются. Поэтому мне представляется актуальным исследование изменений внешней и внутренней политики Великобритании в эпоху Маргарет Тэтчер.
Целью данной работы является попытка рассмотреть внешне- и внутреполитический курс Великобритании в период премьерства Маргарет Тэтчер.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить и раскрыть основные изменения во внешней политике Великобритании при Маргарет Тэтчер;
-рассмотреть изменения во внутренней политике Великобритании, в частности: экономической, социальной и культурной.
Курсовая работа на тему «Внешняя и внутренняя политика Великобритания в период правления Маргарет Тэтчер» состоит из 2 глав.
При решении задач были использованы материалы научно-практических конференций, учебные пособия, ресурсы интернета.

1 Внешняя политика Великобритании при Маргарет Тэтчер

1.1 Международные отношения Великобритании с США, ЕС и странами «третьего мира» (1979-1991гг.)

В области внешней политики Тэтчер, безусловно, отдавала предпочтение отношениям с США. Культивируя привилегированный характер особых отношений, демонстрируя при каждом удобном случае (особенно в моменты обострения международной обстановки) особую близость Великобритании к США, оказывая неизменную поддержку по тем вопросам, которые другие партнеры Вашингтона находили спорными, она видела одной из главных своих задач добиться определенного влияния на американскую внешнюю политику.
Сближало Тэтчер и Рейгана и их отношение к ядерному оружию и сотрудничеству двух стран в этой области. Тэтчер была всегда сторонницей сохранения ядерного оружия, рассматривая его как гарантию мира, безопасности границ Англии и как орудие восстановления внешнеполитических позиций Британии. Не последнюю роль в ее отношениях с американской администрацией играло и стремление Тэтчер с помощью последней укрепить позиции Англии в Европе. Она хотела, чтобы Англия была связующим звеном между США и Западной Европой.
Со времен Черчилля к ней не прислушивались за океаном с таким вниманием. Этот курс позволил Лондону получить широкомасштабную помощь в ходе Фолклендского конфликта, без которой его исход мог быть совсем иным, а также обеспечить модернизацию собственных ядерных сил (закупив у США на выгодных условиях ракетные системы «Трайдент» и оснастив с их помощью новые атомные подводные лодки). Более того, в целом ряде случаев – в условиях отсутствия согласия между Пентагоном и госдепартаментом – Тэтчер удавалось повлиять на принятие президентом США важных решений, корректируя их в соответствии с британскими интересами. Так, подписав англо-американское Кэмп-Дэвидское соглашение 1984 г. по Стратегической оборонной инициативе, охарактеризованное британской стороной как «дипломатический триумф», она добилась того, что программа «звездных войн» была поставлена в определенные рамки. Ей удалось повлиять в сторону большей гибкости на позицию Вашингтона в польском вопросе в связи с событиями в этой стране на рубеже 80 – 90-х годов (не требовать от Польши немедленной уплаты Западу долгов). Она также склонила президента Рейгана к поддержке британской позиции в вопросе урегулирования положения в Северной Ирландии (подписание англо-американского соглашения об экстрадиции лиц, подозреваемых в организации актов насилия, а также прекращение поставок из США оружия ИРА).
В целом подводя итог англо-американским отношениям конца 70-х–начала 90-х годов XX века, можно констатировать позитивную динамику их развития. США и Англия нуждались друг в друге. Тэтчер стремилась с помощью США укрепить позиции Англии в Европе. Она хотела, чтобы Англия была связующим звеном между США и Западной Европой. Рейган в условиях ослабления мировых позиций США нуждался в поддержке западноевропейских союзников и с помощью Англии хотел укрепить позиции Америки в Европе.
Тэтчер с первых шагов объявила себя непреклонным защитником интересов Англии в ЕЭС. Послы западноевропейских государств, прежде всего ФРГ и Франции, не раз говорили с раздражением о «неуступчивости» Тэтчер, о том, что она своей узкоэгоистической позицией осложняет принятие совместных решений. Ее принцип, говорили они, – брать от ЕЭС больше, чем давать ему. Сама Тэтчер в доверительных беседах сетовала на то, что лидеры ЕЭС относятся к ней с неприязнью: Тэтчер знала, что они даже награждали ее нелестными эпитетами.
Тэтчер все последние годы разрывалась между Америкой и Общим рынком, желая сохранить и приоритетные отношения с США, и добиться наибольших уступок от Сообщества с минимальными издержками для Англии. Эта политика погони за двумя зайцами к большим успехам не привела, но вызвала явное недовольство в стране. Избиратели были, прежде всего, недовольны развитием сотрудничества Британии с ЕЭС, и это сказалось на выборах в Европейский парламент в июне 1989 года, когда тори потерпели серьезное поражение, уступив преимущество лейбористам. Многие парламентарии-тори обвиняли в этом, прежде всего премьер-министра.
Внешнеполитическая стратегия правительства М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные политическому стилю «железной леди», стали характерными и для действий британской дипломатии.
Уже в первые месяцы после прихода к власти команде Тэтчер пришлось дебютировать на дипломатической арене в чрезвычайно острой ситуации. На конференции Содружества в Лусаке в 1979 г. была предпринята решающая попытка разрешить многолетний южно-родезийский кризис. Британская сторона выступила инициатором и гарантом конституционной реформы в Южной Родезии, проведения всеобщих выборов в этой стране. Уже в 1980 г. независимая Республика Зимбабве (названная так по имени африканского населения страны) стала членом Содружества.
Тэтчер поддержала постепенную трансформацию Содружества в многостороннюю международную организацию, строящую свою деятельность на основе обычных норм международного права, а не «особых отношений». Такой подход был окончательно закреплен в Ванкуверской декларации Содружества 1987 г. Но в конечном итоге лидирующее положение Великобритании в Содружестве лишь укрепилось. Сделав ставку на развитие двусторонних взаимовыгодных отношений с бывшими колониями, Великобритания сумела в конце 80-х – начале 90-х гг. значительно укрепить свое экономическое и военно-политическое присутствие в традиционных зонах влияния.

1.2 Роль Великобритании в окончании «Холодной войны»

Маргарет Тэтчер в середине 1980-х годов сыграла значительную роль в налаживании реального диалога между Востоком и Западом. Она также была первым авторитетным западным политиком, который выделил М. Горбачева как советского лидера.
Многие считали, что это будет способствовать укреплению стабильности Европы. Тэтчер придерживалась другого мнения, считая Германию по самой своей природе дестабилизирующей силой, угрожающей британским позициям в Европе и в отношениях с США, противостоять которой можно лишь с помощью американского военно-политического присутствия на континенте и создания крепкой франко-британской политической оси.
Несмотря на противоречия, возникшие в ходе решения германского вопроса, значимость политики М. Тэтчер нельзя принижать. Тот факт, что такой уважаемый политик, как Маргарет Тэтчер, в середине 1980-х годов признала, что в СССР могут происходить глубокие изменения, а также ее стремление доказать в столицах Европы и в Вашингтоне, что Горбачев заслуживает поддержки, должно оцениваться как большое достижение, если подводить итоги всей ее деятельности на посту премьера – министра в целом.
Именно общение с советским лидером, являвшимся сторонником радикальных реформ, а не настаивании на агрессивной позиции, было самым важным, что позволило привести холодную войну к мирному завершению и помогло странам с коммунистическим строем освободиться от него минимальной кровью. [2].

2. Внутренняя политика Маргарет Тэтчер: экономическая, социальная и культурная политика Великобритании

2.1 Экономическая политика

Выйти из затянувшегося британского экономического спада – такую задачу поставила перед собой Маргарет Тэтчер, поселившись на Даунинг-стрит в мае 1979 года, в конце печального десятилетия, когда трехдневная инфляция была больше 25%, а Международный валютный фонд (МВФ) выдал стране пакет финансовой помощи. За время правления Тэтчер Великобритания словно выздоровела и вошла в 90-е с новой репутацией сильной экономической системы. Страна стала более продуктивной, конкурентоспособной и прибыльной, а давно назревшие реформы 80-х годов проложили путь для долгого 16-летнего бума, который произошел в период между 1992-м и 2008-м годами.
Тэтчер пришла к власти, когда в экономике Великобритании после трех десятилетий игры в бедного родственника западных стран почти назрела готовность к переломному моменту. Если бы Джин Каллаган в 1979 году смог обойти Тэтчер, ему бы тоже пришлось столкнуться с проблемой экономической модернизации: государство страдало от высокого уровня инфляции, слабых механизмов управления и плохих отношений между предпринимателями и рабочими.
Конечно, многие стратегические изменения, которые обычно приписывают Тэтчер, уже были сделаны ее предшественником. К примеру, полной занятости населения не было уже в 1976 году. Также, вопреки мифу, тэтчеризм не был полностью сформирован в мае 1979 года. Идеи приватизации в избирательной кампании еще не фигурировали, а о реформе профсоюзов заговорили лишь после зимы, но даже тогда этот вопрос был второстепенным. Тем не менее, к середине 1980-х годов стало ясно, что экономическая политика правительства консерваторов была основана на нескольких основных принципах. Во-первых, главной целью макроэкономической стратегии стал контроль над инфляцией, а не стремление к полной занятости населения. Задача правительства состояла в том, чтобы сохранять инфляцию низкой, а не повышать рост через увеличение спроса.
Во-вторых, баланс сил в отношениях между предпринимателями и рабочими было решительно смещен в сторону работодателей. Между 1980 и 1984 годами было принято три законодательных акта, которые, помимо прочего, ужесточили законы о забастовках. Символичным и ключевым моментом стало поражение горняков после годовой забастовки в марте 1985 года.
В-третьих, промышленная политика была почти забыта. Государство сохранило контроль над некоторыми национализированными отраслями промышленности – например, над железными дорогами.
Тэтчер не верила в «выбор победителей», вместо этого она предпочла полагаться на рыночные силы, которые предполагают естественный отбор среди сильнейших. По ее стратегии, Великобритания должна была быть продана японским автоконцернам, а центральное внимание – сместиться от производства к финансовым услугам.
В-четвертых, политика была нацелена на тех, кто, по мнению премьер-министра, хотел преуспеть в жизни. Тэтчер существенно снизила налоги для богатых, полагая, что это должно стимулировать развитие бизнеса. Кроме того, налоговая ставка сократилась и для обычных британцев. Например, в 1988 году высшая налоговая ставка снизилась с 60% до 40%, а стандартная ставка – с 27% до 25%. Рекламные кампании, которые зазывали британцев покупать акции в приватизированных компаниях, должны быть только увеличить привлекательность капитализма.
В узком смысле, экономическая революция Тэтчер была успешной. Затянувшееся снижение британской экономики, наконец-то, остановилось, хотя в большей степени Британия обязана этим замедлению в Германии и Франции, а не собственному ускорению. Количество рабочих дней, которые обычно пропадали из-за забастовок рабочих, резко сократилось.
С другой стороны, рост был подавлен, потому что с высокими темпами инфляции слабые профсоюзы больше не могли гарантировать повышение заработной платы, а правительственный счет был раздут от налоговых льгот и дотаций на жилье (рост счета вызвали реформы рынка труда и продажи муниципального жилья в 1980-х).

2.2 Социальная и культурная политика

Главным в политике Маргарет Тэтчер являлось усиление экономических стимулов, направленных на поощрение конкуренции, снижение инфляции за счет жесткого контроля над расходами, развитие индивидуализма и инициативности граждан. Именно такие принципы Тэтчер активно внедряла в жизнь с первых дней своего вступления в должность премьер-министра.
Последствия разгосударствления экономики и освобождение её от пути бюрократической регламентации, а также демонтажа государственного регулирования отразились на всех группах британского общества и вызвали серьезные изменения в его духовной атмосфере. Достижения научнотехнического прогресса невиданными прежде темпами вторгались в жизнь людей, и буквально переворачивали существовавшие ранее представления о мире, о месте и роли человека в нем, о путях и перспективах развития родной страны. Развитие промышленности и распространение научных знаний способствовали совершенствованию системы образования, здравоохранения и жилищного строительства.
Система распределения медицинских услуг в целом по стране не обеспечивала охраны здоровья общества и не гарантировала всеобщего доступа к медицинской помощи. Контроль с его стороны привел к чрезмерно узкой специализации, избытку одних специальностей и острой нехватке других (например, переизбыток хирургов и нехватка терапевтов). Естественно, это вызвало растущее недовольство работников и их профсоюзов. Политика консервативного правительства М.Тэтчер в области здравоохранения была ориентирована на приватизацию услуг, с целью дать возможность гражданам страны всецело полагаться исключительно на собственные силы.
Реформистская деятельность консерваторов в сфере социального реформирования в 1979-1989 гг. в определенной степени представляла собой попытку продолжить ранее начатые курсы. Причем забота о здоровье и образовании возводилась в ранг первостепенных задач консервативной партии. В то же время отсутствие четкой и продуманной программы проведения преобразований в этих сферах определило смешанный характер эффективности законодательств. Правительство М.Тэтчер практически вынуждено было взяться за наиболее важные проблемы под давлением общественности и невозможности далее откладывать их рассмотрение на неопределенное время. Таким образом, практическая значимость мероприятий, принятых, к примеру, в сфере здравоохранения, была существенно понижена неготовностью общества к столь радикальным изменениям. В свою очередь, в области школьного образования принятием Акта 1988 г. была по существу завершена программа реформ, намеченных в оппозиции. Согласно оценке самих консерваторов, законы об образовании 80-х годов явились наиболее важными законодательными актами из всех, которые были когда-либо приняты после 1944 г. И, тем не менее, реформы, проведенные консервативным правительством М.Тэтчер, в данных социальных сферах окончательно не решили существующих в них проблем, что само собой вызвало необходимость вернуться к их рассмотрению в будущем.
Изменение модели обеспечения жильем, произошедшее в 80-е годы в Великобритании, не простой и не до конца ясный процесс. Частичное реформирование было менее эффективным, требовались крупные структурные перемены. В рамках создания жилищного законодательства, правительство М.Тэтчер осуществило ряд социальных мероприятий, призванных подтвердить верность консервативной партии, данным во время предвыборной компании обещаниям, изменить к лучшему условия жизни. Активная законотворческая деятельность правительства в этом направлении в годы пребывания у власти, и, как следствие, принятие значительного числа соответствующих законов создает впечатление огромного практического значения проделанной консерваторами работы. Однако, при ближайшем рассмотрении, становится очевидной слабость и половинчатость, по крайней мере, некоторых преобразований, которые по замыслу реформаторов должны были способствовать решению основных жилищных проблем, волновавших трудящихся. В стране, где различия в социальном статусе, доходах, сбережениях и стремлениях были столь велики, невозможно было проводить политику в сфере жилья, ни полностью опираясь на рыночный механизм, ни чисто административными мерами. Требовалась разумная сбалансированность, как рыночной стихии, так и правительственного вмешательства, что и вынудило консерваторов вернуться в ближайшем будущем к рассмотрению данных вопросов.
Система социального обеспечения в Великобритании, сложившаяся к началу 90-х годов в результате радикальных изменений, осуществленных во второй половине 80-х годов, обладала большей гибкостью, и была менее сложна в управлении. Общее оздоровление экономики страны позволило увеличить ее бюджет. И, что самое главное, приоритетным направлением стало использование средств в интересах наиболее нуждающихся – инвалидов, престарелых, семей с одним родителем и многодетных. Важная ее особенность – стремление вернуть к производительному труду возможно большее число лиц, основным источником доходов которых являлись социальные пособия.
В 1979 году в культурной политике страны, с приходом к власти правительства Маргарет Тэтчер, произошли изменения, связанные с сокращением государственных расходов на культуру.

Заключение

Маргарет Тэтчер, бесспорно, одна из ярчайших политических фигур ХХ столетия. Не удивительно, что ее политическое наследие является объектом пристального изучения как отечественных, так и британских историков.
В целом, характеризуя внешнюю политику Маргарет Тэтчер, следует отметить, что в любых ситуация она руководствовалась исключительно интересами Великобритании. Нельзя назвать все мероприятия и решения, принятые ее, верными. Очевидно, что ее внешнеполитический курс оказал позитивное влияние на международное положение Великобритании, последствия которого мы наблюдаем и на современном этапе.
Традиционно внутренней политике отводится меньше внимания, чем внешней, но и по этой проблеме есть наработки. В целом, историки придерживаются той точки зрения, что на момент прихода к власти М. Тэтчер, Великобритания находилась в упадке и кризисе все сферы общества. Однако благодаря жесткости проводимого курса реформирования в духе неконсервативных идей, удалось преодолеть многие кризисные явления. Конечно, историки указывают и на ошибочность и непопулярность ряда шагов правительства Тэтчер, которые привели в дальнейшем к социальной напряженности на фоне колоссального финансового расслоения общества.
Целью курсового исследования является: рассмотреть внешне- и внутреполитический курс Великобритании в период премьерства Маргарет Тэтчер. Цель была достигнута в полном объеме. Для достижения цели были решены следующие задачи:
─ выявлены и раскрыты основные изменения во внешней политики Великобритании при Маргарет Тэтчер;
─ рассмотрены изменения во внутренней политике Великобритании, в частности: экономической, социальной и культурной.
Тема курсовой работы “Внешняя и внутренняя политика Великобритания в период правления Маргарет Тэтчер” раскрыта полностью, решены поставленные задачи.

Список литературы

1. Буданова, И.А. Маргарет Тэтчер: Профессионал… Политик… Женщина…/ И.А. Буданова // Интеллигенция и мир. 2016. № 4. С. 92–116.
2. Громыко, А.А. Российско-британские отношения во второй половине XX века / А.А. Громыко// В: Россия и Британия. 2017. № 4. С. 27–34.
3. Замятин, Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках. М. Горбачеве и М. Тэтчер / Л.М. Замятин. М.: ВИНИТИ, 2016. 117 с.
4. Перегудов, С.П. Самая влиятельная женщина. «Железная леди» Маргарет Тэтчер: учеб. для высш. учеб. заведений / С.П. Перегудов. М.: Эксмо, 2017. 218 с.
5. Фонд Тэтчер  Электроннный ресурс.

В работе была рассмотрена внешняя и внутренняя политика Великобритании в период правления Маргарет Тэтчер. Все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута в полной мере.

Просмотров: 0