Основы формирования региональной политики занятости в условиях рынка


Курсовая работа на тему “Основы формирования региональной политики занятости в условиях рынка” написана на основе дипломной работы на тему “Формирование региональной политики занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве” – кликайте ссылку и перейдете на сайт дипломных работ, где сможете ознакомиться как с этой, так и другими работами по предметам “Управление персоналом”, “Экономика”, “Финансы”, “Менеджмент” – все эти предметы наши авторы выполняют на заказ – и курсовые, и дипломные, и всевозможные расчеты, тесты, кейсы.
Курсовые, тесты, кейсы на заказ напрямую от автора-профессионала

Содержание

1 Социально-экономическая сущность занятости. Новая концепция занятости
2 Сущность и основные понятия занятости населения, безработицы
3 Проблемы и особенности формирования региональной политики занятости в Республике Казахстан

1 Социально-экономическая сущность занятости. Новая концепция занятости

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость – общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая заработок (трудовой доход).
Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости, по-скольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования общества.
Концепция занятости – это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной конкретный период времени [8; С. 79]. Рассмотрим основные положения концепции.
Первый принцип – исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей.
Отсюда вытекает второй принцип занятости – ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности.
Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позволяет активно воздействовать на состояние занятости, добиваться существенного улучшения всех ее качественных характеристик, таких как образовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность и конкурентоспособность и т.д.
С учетом вышесказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивности) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое позволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудоспособных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости. Однако регулирующей составляющей является занятость профессиональным трудом, приносящим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области производительности труда и социальной эффективности развития общества. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам повышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.
Статус в занятости определяется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход непосредственно не связанный с производством благ и услуг.
В первую группу входят граждане, занятые в госсекторе экономики; в кооперативах, акционерных обществах; в частном секторе. Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства; служащие Армии.
Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Занятыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в любых родах войск, учащиеся.
Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному незанятому населению. В число не занятого экономически активного населения входят также лица, имеющие статус безработного.
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное – в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и т.д.
Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Характеризовать эффективность занятости могут показатели, которые отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет повышаться доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Второй важнейшей характеристикой эффективности занятости может служить уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он отражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает как потребность общественного хозяйства в работниках, так и потребность населения в рабочих местах. В любом случае высокий уровень занятости профессиональным трудом означает низкую эффективность занятости, поскольку в одном случае занятость не обеспечивает достаточного уровня производительности труда, а в другом – приемлемого уровня оплаты труда.
Третьей важной характеристикой эффективности занятости является также структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства, которая по существу представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий. Существующая к настоящему времени в Казахстане отраслевая структура занятых отражает низкий уровень эффективности использования трудового потенциала общества и нуждается в кардинальном изменении. Предпочтительной является переориентация структуры занятых в соответствии с общемировыми тенденциями, для которых характерны высокие темпы роста численности и доли работников в отраслях сферы услуг и НИОКР. Прямыми последствиями структурного регресса занятости и сокращения спроса на рабочую силу стало увеличение «утечки умов» в другие страны, а также внутренняя «утечка» – из науки и наукоемких производств в торгово-посредническую, в том числе неформальную деятельность с последующей потерей квалификации. На уровне регистрируемой безработицы структурный регресс проявляется в повышенной доле специалистов среди клиентов службы занятости. Между тем формирование кадрового потенциала, особенно специалистов с высшим и средним специальным образованием, требует длительного времени. Просчеты в формировании кадрового потенциала сейчас – это по существу углубление трудностей выхода из кризиса в недалеком будущем.
Четвертой характеристикой эффективности занятости является профессионально-квалификационная структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.
Предлагаемая система показателей позволяет укрупненно на макроуровне оценивать сущностные характеристики занятости с позиций ее эффективности. Такие оценки важны для выявления не только существующих проблем, но и нарождающихся закономерных тенденций в занятости.

2 Сущность и основные понятия занятости населения, безработицы

Теоретическую базу в области занятости заложили основоположники так называемой классической теории занятости (Д. Рикардо, Дж. Милль, Ф. Эджуорт, А. Маршалл, А. Пигу). Утверждение ученых-классиков о полной занятости в равновесной экономике обосновывается тем, что, конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок зарплаты, и этот процесс будет идти до тех пор, пока ставка зарплаты не достигнет величины, при которой работодателям станет выгодно нанять всех имеющихся рабочих, обеспечив тем самым полную занятость [1; С. 10].
По концепциям классической теории занятости, которые впоследствии были развиты Д. Гиллером, А. Лаффером, Р. Холлом и другими экономистами неоклассического направления, рынок труда подобен рынку всякого другого товара. В условиях конкуренции на нем зарплата как цена труда устанавливается в результате колебания спроса и предложения. Согласно важнейшим постулатам данной концепции полную занятость способны поддерживать основные рыночные рычаги регулирования (конкуренция, цена, процентная ставка). Поэтому регулирование рынка труда со стороны государства не только не нужно, но и вредно, и наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства в сферу занятости.
В 1936 г. Дж.М. Кейнс выдвинул новое положение о связях между уровнем занятости и безработицы, согласно которому в рыночной экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Цены и зарплата четко фиксированы, их снижению предшествуют внешние (войны, стихийные бедствия и т.д.) и внутренние факторы нестабильности. Отсюда рынок труда рассматривается как инертная, статическая система, нуждающаяся в государственном регулировании. По мнению Кейнса, государство должно бороться с безработицей и ее регулировать, используя финансовую политику [2; С. 22]. Повышая государственные доходы или снижая налоги, в экономике можно увеличить совокупный спрос. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу, что в свою очередь снизит уровень безработицы.
Взгляды экономистов неоклассического направления получили развитие в рамках «монетаристской школы». М. Фридман, Э. Фэлпс и другие ее представители считали, что для ликвидации диспропорций и уравновешивания рынка труда необходимо использовать такие рычаги государственного регулирования, как денежно-кредитная политика. Неправильная политика государства в области денежного обращения порождает дисбаланс рынка труда [2; С. 24].
В современной экономической литературе понятия «занятость» и «рынок труда» нередко отождествляются. Системе занятости приписывается ряд не свойственных ей функций, а рынку труда придается универсальный характер. Некоторые придерживаются достаточно «широкой» трактовки рынка труда и рассматривают его как систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающую воспроизводство, обмен и использование труда [3; С. 84]. Сторонники этого подхода к рынку труда относят отношения, возникающие по поводу трудоустройства, воспроизводства трудового потенциала, а также сферу использования труда [3; С. 97]. Согласно этому подходу, функции рынка представляются как интегрированный результат функционирования системы воспроизводства рабочей силы.
Вместе с тем имеются фундаментальные исследования, в которых обосновывается ряд принципиальных отличий этих категорий. Так, А.Э. Котляр определяет занятость как всеобщую экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях [4; С. 12]. Мы разделяем точку зрения этого ученого и считаем, что занятость – это категория общественного воспроизводства, которую нельзя отождествлять с трудом и использованием рабочей силы. Она характеризует экономически активное население относительно вещественных факторов производства и отражает отношения между людьми по поводу их участия в общественном производстве. В дальнейших исследованиях А.Э. Котляр определяет занятость как «…общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте» [4; С. 25].
Б.Д. Бреев дает следующее определение занятости. «Занятость населения – сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства. С точки зрения экономической категории занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами (т.е. с позиции производства и накопления), но и обеспечения человека необходимыми средствами существования (т.е. в связи с формированием и использованием фонда потребления)» [5; С. 163].
Э.Р. Саруханов определяет занятость как «…общественно-экономические отношения, в которые вступают между собой по поводу участия в общественно полезном труде на том или ином рабочем месте», т.е. «это практическая деятельность людей по производству материальных благ, общественные отношения между ними по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте» [6; С. 5].
С.В. Андреев занятость рассматривает «как условие включения в процесс производства». При этом сущность занятости определяется с нескольких позиций:
– производства, где труд является его условием, так как для организации процесса производства необходимо соединить работника со средствами производства;
– потребления, предусматривающих реализованную трудообеспеченность, согласно которой предоставляемые работником услуги материально вознаграждаются;
– разделения труда, т.е. закрепления работника за какой-либо сферой деятельности [7; С. 206].
Обобщая отмеченные подходы, можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности. Занятость выражает одну из сторон трудовых отношений по поводу непосредственного включения работника в процесс труда. Это в первую очередь вид деятельности для экономически активных членов общества. Именно эта категория (а не рынок) в большей мере характеризует проблемы функционирования экономически активного населения относительно вещественных факторов производства.
Очевидна тесная связь между системами занятости и рынком труда. В современных условиях их функции тесно взаимосвязаны. Процесс регулирования занятости (деятельности населения) можно рассматривать только лишь в их взаимосвязи, придавая при этом большое значение рынку труда как системе (инструменту), обеспечивающей эффективную занятость населения.
Очевидно, что успешное функционирование механизма повышения эффективности занятости базируется на комплексной, целостной системе, создающей необходимую основу для сокращения затрат живого труда, повышения производительности труда, высвобождения рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств, из участков, связанных с тяжелым физическим трудом, развития новых видов занятости. Недоучет любого из сегментов механизма в области регулирования занятости и рынка труда может существенно затормозить процесс активного поиска внешних и внутренних резервов повышения эффективности использования рабочей силы.
В узком смысле слова механизм регулирования рынка труда – это свод нормативных актов, законодательных или индивидуально-трудовых норм, которыми руководствуются при реализации политики занятости.
В широком контексте механизм регулирования рынка труда – весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть центров занятости населения, банки данных о наличии рабочих мест, государственных программ помощи незанятому населению в приобретении профессиональных знаний для трудоустройства, целевые программы, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятиях политики стабилизации кадрового потенциала. Одним из направлений радикальных экономических реформ в нашей стране является формирование управления рынка труда, как организационной системы мер воздействия на занятость. Цели системы регулирования занятости различаются в зависимости от конкретных фаз воспроизводства рабочей силы. Это фазы:
– формирования (производства), которая предусматривает обеспечение соответствия между необходимостью экономии живого труда и эффективного использования трудовых ресурсов для расширения притока молодых квалифицированных кадров в перспективные отрасли экономики; универсализацией труда работников массовых профессий и специализацией сферы их будущей деятельности; стабилизацией профессиональной структуры кадров и развитием новых видов занятости и новых сфер приложения труда;
– распределения, сущность, которой состоит в обеспечении соответствия между стихийным поиском работы и целенаправленным, эффективным движением рабочей силы по направлениям, адекватным потребностям экономики; центром и регионами; территориальными органами управления и предприятиями, а также между трудовой мотивацией каждого конкретного работника; профессиональной стабильностью и профессиональной мобильностью;
– перераспределения (обмена), предусматривающая обеспечение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы; отраслевым и территориальным распределением труда; стоимостью и ценой рабочей силы; профессиональной подготовкой и занятостью работников и т.д.;
– использования (потребления), основанная на обеспечении соответствия между качеством подготовки работников и уровнем материально-технического обеспечения их труда; сложностью труда и его уровнем вознаграждения; традиционными и новыми видами занятости и формами организации труда.
Раскроем основные понятия, которые мы будем использовать в данной работе.
Рынок труда – система социально-экономических отношений, складывающихся в ходе формирования, распределения рабочей силы, ее найма и оплаты, регулируемых правовыми нормами и проявляющихся как метод сбалансирования спроса и предложения рабочей силы, это социальная форма экономической жизнедеятельности общества, с одной стороны, обеспечивающая условия для реальной заинтересованности собственников рабочей силы в наращивании. Важными показателями состояния рынка труда является численность безработных и уровень безработицы. Естественный фактор, сдерживающий рост безработных с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически активного населения.
Субъектами рынка труда являются: государство, предприятия (организации, учреждения), население.
Конкуренция на рынке труда выступает движущей силой экономической и трудовой активности населения. Спрос на рабочую силу определяется как общим давлением спроса в экономики, так и технической оснащенностью производства. Важную роль в формировании спроса играет сравнение издержек на зарплату с издержками на приобретение машин и механизмов. Предложение рабочей силы определяется уровнем зарплаты, налоговой системы, влиянием профсоюзов и другими факторами.
Рынок труда, характеризующийся ориентацией на более полный учет особенностей трудового поведения отдельных социальных групп работников, называется гибким.
Основные понятия представлены в Приложении А.
Экономически активное население (рабочая сила) – часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Состоит из двух групп: занятые и безработные.
Уровень экономической активности – доля численности экономически активного населения в общей численности населения в возрасте 15 лет и старше, измеренная в процентах.
Занятое (работающее) население – все лица в соответствующем возрасте, кто по своему состоянию в течение определенного короткого периода, равного одной неделе, могут быть отнесены к одной из следующих категорий:
– оплачиваемый (наемный) работник;
– самозанятый работник.
Лицо, которое в обследуемую неделю было в отпуске (трудовом, без содержания, декретном или по уходу за ребёнком) или заболело, также считается занятым, так как имеет формальное прикрепление к своей работе.
Уровень занятости – доля численности занятых в численности экономически активного населения, измеренная в процентах.
Наемные (оплачиваемые) работники – лица, работающие по договору найма, предусматривающему оплату (вознаграждение) в виде оклада, премии, надбавок и т.п., либо в натуральной форме.
В свою очередь занятость бывает полной, неполной, самостоятельной.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы и не предполагает занятости рабочей силы в полном объеме.
Неполная занятость подразделяется на видимую неполную и скрытую неполную занятость. Неполная видимая занятость – статистическая величина, учитываемая при помощи обследования рабочей силы и отражающая неэффективное использование рабочей силы в виде вынужденного сокращения рабочего времени. Скрытая неполная занятость – статистическая величина, отражающая нерациональное распределение трудовых ресурсов или нарушения между балансом труда и другими факторами производства.
Самостоятельная занятость – это занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства (реализации) товаров и услуг (где собственное потребление рассматривается как часть дохода).
К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период отвечали одновременно трем основным критериям:
– были без работы (не имели доходного занятия);
– занимались активно ее поиском;
– были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.
Уровень безработицы – доля численности безработных в численности экономически активного населения, измеренная в процентах.
Экономически неактивное (пассивное) население – лица, в возрасте установленном для измерения экономической активности населения, которые не являются занятыми или безработными в течение рассматриваемого периода.
Уровень экономической неактивности населения – доля численности экономически неактивного населения в общей численности населения в возрасте 15 лет и старше, измеренная в процентах.

3 Проблемы и особенности формирования региональной политики занятости в Республике Казахстан

Государство с момента возникновения выполняло, выполняет и будет выполнять определенные хозяйственные функции. Важнейшая из них – разработка и задание определенных «рамочных правил» и обеспечение гарантий между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда. Республика Казахстан ратифицировал основополагающие принципы Конвенции Международной Организации Труда: «О политике в области занятости (№122), «Об организации службы занятости» (№88), «О дискриминации в области труда и занятий»[13; С. 348].
В соответствии с протоколом совещания комиссии по изучению хода реализации Закона РК «О государственной адресной социальной помощи» от 12.06.2002 г. №20/и-284 местным исполнительным органам предложено усилить работу, направленную прежде всего на обеспечение занятости населения, снижение уровня безработицы через создание новых рабочих мест, широкую организацию общественных работ [10; С. 2].
Рассмотрим направления государственного регулирования регионального рынка труда (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема типов воздействия государства на уровень занятости

Государственная политика на современном этапе ориентируется в основном на проведение активных мер на рынке труда.
Мерами государственного обеспечения занятости являются:
– прямые – законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;
– косвенные – государственная финансовая политика, монетарная политика (регулирование денежного обращения), фискальная политика (изменение налоговых ставок), и т.д.
Принципы, которые должны быть положены в основу региональной политики занятости населения в условиях рынка, следующие:
– обеспечение системы эффективной занятости;
– организация эффективной системы формирования доходов;
– обеспечение профессиональной и социальной мобильности населения;
– официальное установление реального уровня прожиточного минимума в натуральной форме и регулярная его индексация – в денежной.
Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена Законом РК «О занятости населения» [10; С. 2].
Если в промышленно развитых странах система управления рынка труда возникла еще в 40-х годах ХХ века, то в РК государственное регулирование и рыночное саморегулирование находятся на этапе своего развития. На современном этапе развития экономики регулирование регионального рынка труда еще остается актуальным.
Региональный рынок труда требует осуществления комплекса взаимосвязанных мер в области инвестиционной, технической и социальной политики, в области социальной переориентации сферы экономики, принципиально новых подходов. Это не только расширение сферы государственного вмешательства, но и изменение подходов к регулированию, обеспечение подвижности и гибкости механизма регулирования, постоянная корректировка мер по улучшению ситуации на региональном рынке труда. При этом важно четко определить конкретное направление цель и задачи государственной политики на каждом этапе.
Так если на начальном этапе реформ до 1995 г., осуществлялась прямая государственная поддержка нерентабельных предприятий в целях сдерживания массового высвобождения работников, то с 1995 г. по 1998 г. основным направлением регулирования была пассивная политика выплаты пособий по безработице. Эта мера в настоящее время компенсируется мерами по стимулированию малого предпринимательства, профессиональной подготовкой и переподготовкой безработных, организацией оплачиваемых общественных работ.
Основными направлениями государственного регулирования регионального рынка труда и занятости на современном этапе должны стать:
– меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
– организация занятости отдельных групп населения, нуждающихся в социальной защите;
– поддержка и стимулирование развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
– организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда;
– совершенствование организации оплачиваемых общественных работ;
– разработка государственных программ увеличения занятости.
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость. В области содействия занятости населения государственная политика направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования трудового потенциала общества.
Основной формой вмешательства государства будет политика, направленная на преодоление безработицы. В этой связи можно выделить две группы мероприятий:
– меры, направленные на предотвращение безработицы, которые базируются на информации о рынке труда и адаптационной политики в сфере производства. Здесь важен вопрос об определении масштабов массовых увольнений и разработка политики, призванной снизить их негативное воздействие. Оценки адаптационных программ западных стран показали, что заблаговременное уведомление работников о предстоящем закрытии предприятия или массовом высвобождении работников позволяет сгладить остроту процесса приспособления к предстоящим переменам. Уведомление об увольнении обычно подкрепляется предоставлением другой важной информации и услуг по трудоустройству;
– меры по созданию новых рабочих мест. Это задача экономически весьма сложная. В центре внимания в этом вопросе должны быть политика поддержки самостоятельной занятости, представление временной работы и содействие местному экономическому развитию.
В целях содействия полной продуктивной занятости населения государство призвано осуществлять следующие меры:
– разработка мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное использование производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, применение гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
– правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
– разработка и реализация региональных программ занятости населения;
– создание государственной службы занятости населения.
Все перечисленные выше положения закреплены соответствующими статьями Закона РК «О занятости населения» [11; С. 1]. Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение полной и продуктивной занятости населения.
Важным принципом осуществления государственной политики в области содействия занятости и регулирования регионального рынка труда является сочетание самостоятельности органов власти, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации программ занятости. Принципиально важно формирование в жизнь политики в области занятости должно осуществляться совместными усилиями профсоюзов, работодателей и государства [8; С. 64].
Основное направление политики формирование предложения рабочей силы – повышение ее качества с точки зрения профессионально квалификационного уровня. Особое внимание должно быть уделено подготовке и повышению квалификации кадров.
Второе направление – развитие самостоятельной занятости. Основные возможности в этом направлении связаны с индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению различных видов потребительских товаров и оказанию услуг, оказываемых работниками по собственной инициативе.
Третье направление – регулирование продолжительности рабочего времени.
Четвертое направление – государственное регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменениям их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации производства.
Реализация рассмотренных выше направлений каждого в отдельности и в совокупности может дать наибольший эффект при соблюдении двух важнейших условий: сегментации рынков труда и обеспечении их взаимодействия с рынками других ресурсов.
Ситуация в области занятости населения в условиях рыночной экономики объективно обуславливает, как показывает опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию занятости). Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения.
Региональные программы должны исходить из общегосударственной концепции регулирования рынка труда. Эти программы, прежде всего в части создания и сохранения рабочих мест, должны учитывать прогноз социально- экономического и демографического развития региона. В условиях перехода к рыночным отношениям современное состояние занятости населения требует разработки необходимых мер по решению существующих проблем безработицы. Особенно остро назрела потребность в этом в районах.
Дифференциация в показателях занятости и безработицы по регионам закономерны и неизбежны. Они обусловлены целым рядом демографических, социально-экономических факторов, состояния социальной инфраструктуры. Активизация мер по расширению занятости потребует преодоления имеющих место региональных различий.
Рыночные преобразования вызвали качественные изменения в отношении к труду и структуре мотиваций в сфере занятости. В условиях нарождающейся многоукладной экономики проявляются и распространяются новые, прежде скрытые мотивы, связанные с личностными и профессиональными качествами человека. Если на официальном рынке труда субъектами выступают государство, работодатель и наемный работник, то на неформальном – только двое последних.
Рынок труда в РК в последние годы характеризуется снижением безработицы, продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора, ростом численности работающих по найму. Изменение ситуации на рынке труда, замена плановой системы управления рыночной, вхождение страны в систему международного разделения труда обусловили ряд основных явлений и тенденций в сфере занятости, к которым прежде всего относятся:
– абсолютное сокращение численности занятых в экономике, особенно в сфере материального производства;
– существенные изменения отраслевой структуры занятости, снижение удельного веса занятых в промышленности, увеличение численности занятых в нематериальном производстве;
– расширение численности занятых в негосударственном секторе экономики, дальнейшее развитие малого предпринимательства;
– значительные масштабы вынужденной неполной и неэффективной занятости (скрытой безработицы).
В качестве важнейшего показателя при оценке сложившейся ситуации на рынке труда используется, прежде всего, уровень официально зарегистрированной безработицы. Показателем, характеризующим неблагополучное положение со стороны спроса рабочих рук является вакантность рабочих мест (отношение заявленной потребности в работниках к ее среднесписочной численности). В качестве результирующего показателя спроса на рабочую силу и ее предложения можно рассматривать число зарегистрированных в службе занятости (безработных), приходящихся на одно свободное рабочее место (вакансию).
В связи с этим необходимо совершенствование экономического механизма региональной политики и политики занятости, включающие в себя:
– ежегодная корректировка количественных и качественных критериев выделения кризисных средств для мероприятий, требующих поддержки со стороны государства;
– требуется создание методики по выработке стратегии подготовки целевой комплексной программы развития.
В разработке стратегии необходима заинтересованность местных предприятий (работодателей) и предпринимателей путем включения их в координационный совет по разработке стратегии. Региональная политика должна быть направлена на создание действенной, своевременной социальной поддержки и обеспечение гарантированного прожиточного уровня населения.
Переход экономики Казахстана к рынку отрицательно повлиял на развитие всех социально-экономических процессов связанных, прежде всего с воспроизводством рабочей силы. Уровень занятости в республике сменился значительными колебаниями трудовой коньюнктуры, связанными с развитием многоукладного рабочего хозяйства, становлением новых секторов и звеньев экономики. Формирование казахстанского рынка труда и этапы его развития зависят от темпов реформирования экономики, утверждения новых социально-трудовых отношений в условиях многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов.
Формирование регионального рынка труда и этапы его развития зависят от темпов реформирования экономики, утверждения новых социально-трудовых отношений в условиях многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов. Новые отношения в сфере занятости, найма, оплаты труда будут развиваться по мере становления в качестве товара рабочей силы, взаимодействия основных партнеров на рынке труда: работодателей, наемных работников и профсоюзов. Важным принципом осуществления государственной политики в области содействия занятости и регулирования рынка труда является сочетание самостоятельности органов власти, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации программы занятости в соответствии с политикой рынка труда граждане в трудоспособном возрасте, исходя из своих потребностей сами ищут и определяют свою нишу в сфере занятости.
Решение данных проблем невозможно без поддержки государства, без государственного перераспределения финансовых ресурсов на эти цели. Требуется дальнейшее совершенствование государственной финансово-кредитной и налоговой политики, обеспечивающей экономическую привлекательность отечественных и иностранных инвестиций в регионы, где имеются резервы незанятой рабочей силы, особенно профессионально хорошо подготовленной. В системе мер по регулированию региональных рынков труда большая роль отводится и активизации работы местных служб занятости [8; С. 89].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон …….
2 Закон …………
3 Закон …………..
4 Региональная программа «Индустриально-инновационное развитие ВКО на 2014-2016 годы» от 10.12.13 г.
5 Абайдельдинов Т.М. Соглашения в сфере социально-трудовых отношений // Труд в Казахстане. – №6, – 2011, – С 5-6.
6 Агапова Т.Е. Социальная защищенность населения, вопросы, поднятые ре-формой // РЭЖ. – №12, – 2012, – С. 61.
7 Анофриков С.П. Современные проблемы государственного регулирования рынка труда. – Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012. – 319с.
8 Бакирова А.Е. Регулирование региональных рынков труда // Саясат. – №8-9, – 2012, – С. 51-52.
9 Барра Н. Рынок труда и социальная политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 502с.
10 Барашикова Т.А. Проблемы теории и практики управления местных рынков труда // Транзитная экономика. – №6, – 2014, – С. 17-21.
11 Берешев С.Б. Развитие социального партнерства в Казахстане: проблемы и перспективы // Труд в Казахстане. – №4, – 2015, – С. 4-12.
12 Вагнер У.В. Регулирование локальных рынков труда. Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. – М.: Эксмо, 2013. – 416с.
13 Давлетгалиева А.К. Экономика рынка труда. – Алматы: Гылым, 2014. – 258с.
14 Ергазина М.Ш. Некоторые проблемы государственного регулирования рынка труда // Экономика и право Казахстана. – №5, – 2013, – С. 37-40.
15 Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне. – М.: Юнити, 2001. – 398с.
16 Карибжанова А.С. Экономика рынка труда. – Алматы: БЕК, 2012. – 412с.
17 Кенжигузина Б.А. Регулирование рынка труда и занятости населения. – Алматы: Онер, 2001. – 604с.
18 Мамыров Н.К. Формирование рынка труда в малых и средних городах Казахстана / Под ред. Мамырова Н.К., Ережаповой М.С., Ережеповой А.С. – Алматы: БЕК, 2013. – 312с.
19 Никифорова С.А. Рынок труда. Занятость, безработица: проблемы и перспективы развития. – М.: Эскмо, 2013. – 546с.
20 Прокопов Ф. Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходный период. – М.: МГУ. Экономический факультет, 2016. – 248с.
21 Рынок труда / Под общ. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2014. – 349с.
22 Рынок труда: методика анализа / Под ред. Ю.В. Баталова, М.Д. Мамедсупиева, Е.А. Колос и других. – Усть-Каменогорск, 2016. – 64с.
23 Садовая Е.С., Комаровский В.В., Киселев О.Ю. Роль социального партнерства в регулировании рынка труда: Практика взаимодействия социальных партнеров в Москве. – Информационно-справочное пособие. – М.: Фолиант, 2012. – 783с.
24 Сарыкулов Л.Д. Основные направления государственной политики на рынке труда РК // Транзитная экономика. – №3, – 2011, – С. 64-68.
25 Тимошенко Л.С. Трудовые отношения: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2016. – 203с.
26 Тучков А.И. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Фолиант, 2013. – 168с.
27 Шеденов У.Д. Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в РК // Труд в Казахстане. – №12, – 2001, – С. 36-45.
28 Шокоманов Ю.К. Рынок труда и занятости // Труд в Казахстане. – №2, – 2012, – С. 13.
29 Экономика труда / Под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.: Экономика, 2013. – 351с.
30 Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Эксмо, 2014. – 341с.
31 Эренберг Ю.В. Современная экономика труда: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 348с.

Просмотров: 2