Основные идеи социологии П. Сорокина


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Русский и американский периоды творчества
2 Основы социологии по Сорокину
3 Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Теория ценностей
Заключение
Список литературы
Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) в разных источниках именуется либо как американский социолог русского происхождения, либо как русскоамериканский социолог и культуролог. В своих трудах ученый много внимания уделял вопросам философии права, а именно их моральным и психологическим аспектам. Поэтому его можно назвать также и русскоамериканским правоведом.

Родился будущий ученый в России в Краю Коми и первые 15 лет своей жизни провел именно там. Его отец был русский, а мать – коми. Среднего образования не получил, т.к. был исключен из церковно-учительской школы в связи с арестом. В 1905-1906 годы занялся революционной деятельностью в рядах партии эсеров. Был арестован и три месяца отсидел в царской тюрьме.
В Санкт-Петербурге Сорокин получил среднее образование, окончив вечернюю школу. В 1909 году он поступил учиться в Психоневрологический институт, который бросил, проучившись там один год. В 19010 году он поступил учиться на юридический факультет. В 1913 году была опубликована его первая книга «Преступление и кара, подвиг и награда». Он учился и одновременно занимался революционной деятельностью, был снова арестован и провел в тюрьме две недели.
После Февральской революции социологию в России признали официальной научной дисциплиной. С 1919 по 1922 годы он занимал пост руководителя межфакультетской кафедры, позже – отделения социологии Петроградского университета.
Сорокин принимал участие в революции на стороне эсеров, а когда победила Октябрьская революция, то он оказался в оппозиции у большевиков. За что в 1918 году был дважды арестован и ему грозил расстрел. В конце 1918 года он покончил с политической деятельностью. В результате уже в декабре этого года он восстановился в качестве преподавателя юридического факультета Петроградского университета.
Сорокин не принимал большевистскую политику и марксистскую идеологию, за что в 1922 году был выслан из Советской России. После этого жил и трудился в Праге. И в конце 1923 года его пригласили в США читать лекции, куда он и уехал и где прожил всю остальную жизнь. Сначала ему предложили читать курсы в университетах Иллинойса и Висконсина, а затем он занял место штатного профессора в Миннесотском университете.
В 66 лет Сорокин вышел на пенсию (1955 год), продолжая трудиться в качестве директора Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. В 70 лет (1959 год) он оставил все посты в Гарварде. Почти десять лет еще он продолжал заниматься активной научно-преподавательской деятельностью, читая лекции в разных университетах и занимаясь написанием статей и книг. Опубликовано более 30 его книг.
При жизни социолог пользовался уважением в научных кругах. После смерти его почти забыли, осталась лишь его идея о социальной мобильности. Вновь интерес к творчеству Сорокина в нашей стране появился в 90-х годах, был опубликован целый ряд его работ и исследований, в которых отражена его жизнь и его творчество.
Цель курсовой работы – изучить основные идеи социологии П. Сорокина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть русский и американский периоды творчества П. Сорокина;
– рассмотреть социологию по Сорокину;
– рассмотреть основные социологические теории П. Сорокина.
При изучении выбранной темы и написании курсовой работы использована учебная, научная литература, периодические издания и источники сети Интернет. Список использованной литературы приведен в конце работы.

1 Русский и американский периоды творчества

До сентября 1922 года Сорокин жил и трудился в России, а затем был выслан из России. Так получилось, что первую часть своей жизни он жил в России, а вторую часть – в Америке. Его творчество нельзя разделить на российское и американское, потому что основывалось оно на одних и тех же принципах. Поэтому хоть и выделяют русский и американский периоды его творчества, то это только условное разделение.
В 11 лет Сорокин стал сиротой. Он вовремя не получил даже среднего образования. Уже в 20 лет он сдал экзамены, которые по современному соответствовали бы средней школе. Он рано познакомился с политическим образованием, за что даже отсидел в царской тюрьме. В 1909 году он поступил на факультет социологии, однако, проучившись год, резко перевелся на факультет права. Причиной стала боязнь пойти в армию, а отсрочку на факультете социологии не давали, а на факультете права – давали. Так мы видим, что изначально тяга у Сорокина была именно к социологии. Обучение праву также положительно сказалось на молодом человеке. Таланты Сорокина проявились достаточно быстро – уже на третьем курсе опубликовал свою первую работу «Преступление и кара, подвиг и награда». Название было неакадемическим, а вот во всем остальном это был настоящий научный труд, выражавший оригинальную философскую систему автора [3, с. 121].
В 1914 году Сорокин защитил диплом, остался на кафедре и через два года сдал устный экзамен на степень магистра уголовного права. Защитить диссертацию помешали революции.
Ему импонировали эсеры, он был эсером, а политика большевиков оказалась ему не по вкусу, он восставал против нее, за что дважды был арестован, его даже приговаривали к расстрелу. Поучаствовав в обеих революциях, будущий ученый все же в 1922 году защитил диссертацию. В место диссертации он принес на защиту книгу – двухтомник «Системы социологии», которая, мягко говоря, к праву не имела никакого отношения. Эта книга стала классикой сравнительно молодой научной дисциплины — социологии.
Социология в то время была насквозь материалистичной. Общество и личность предлагалось опрашивать, обмеривать и обсчитывать, холодно и объективно, не задаваясь лукавыми вопросами «почему?», а отвечая только на предельно конкретный, основанный на результатах эксперимента вопрос «как?». Понятно, что любая крайность – это перекос. Но это очевидно для нас сейчас, но упускалось из виду социологами того времени. Один из первых, кто увидел этот перекос, был П. Сорокин. Он также видел и другую сторону медали: без надежных методов точных наук социологу тоже далеко не уйти. И он хотел найти компромисс – создавать своего рода альтернативную социологию – не позитивистскую, а «культурологическую», «ценностную», «историографическую».
В начале 1920 года стал советским профессором, он руководил сначала межфакультетской кафедрой, а затем и соответствующим отделением Петроградского университета. Он совершенно ушел из политики, прекратил общение с эсерами, но он периодически вел полемику с большевиками, в основном на философские темы. Его видение и недоверие большевистской власти и ее лидеру ясно прослеживается в политическом некролог на смерть вождя мирового пролетариата, который был написан уже в эмиграции.
Если бы он написал этот некролог в России, то расстрела на этот раз ему избежать уж точно бы не удалось. Но, он написал его уже за пределами России. В сентябре 1922 году он был выслан из Советской России. Тогда Сорокину было 33 года. И остальные почти 50 лет он провел как философ: думал, читал, писал. «Хотя своих драм и конфликтных ситуаций хватало … — истинной науке так же не чуждо все человеческое» [2, с. 114].
Покинув родину, Сорокин трудился полгода в Праге. Слава о нем летела впереди него, благодаря чему его пригласили читать лекции в Америку. Он читал в университетах Иллинойса, Висконсина, Миннесоты. Интересно, что чуть позже в Гарварде специально «под Сорокина» была создана кафедра социологии и его пригласили возглавить ее. Затем он также возглавил факультет социологии, несменным руководителем которого был с 1931 года по 1942 год.
Сорокин был гражданином США, а в душе считал себя русским. Ему чужд был мир американской науки. Он называл себя «Волком одиночкой». Его привлекали «духовные ценности» и «культурные символы», тогда как американская наука «боялась» всего этого. И в 1937 – 1941 годы вышел главный труд Сорокина в четырех томах «Социальная и культурная динамика». Именно так — в неразрывной связке [5, с. 246].
Увидеть непростые отношения ученого с американским социологическим истеблишментом можно только посмотрев на название одной его книги «Причуды и заблуждения современной социологии и связанных с ней наук» (1956). Этот труд показывает отношение, весьма снисходительное, можно даже сказать, ядовитое отношение к взгляду американской науки на общественные науки как на частные приложения естественных.
Примечательно, что будучи человеком верующим, Сорокин так и не примкнул ни к одной из религий, он всю жизнь искал «своего Бога».
Свою собственную теорию, непростую для восприятия неспециалистом, но оригинальную, он назвал «интегральной системой философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей». Тут вроде каждый элемент сам по себе понятен — а вот их совокупность…
Хотя, научные достижения Сорокина имеют немало и вполне прикладных разработок, позже взятых на вооружение и американской и мировой социологией.
Сорокин разработал теории «Социальная стратификация» (расслоение общества) и «Социальная мобильность». Сейчас эти термины знакомы практически каждому образованному человеку, а тогда он был первым, кто посмотрел иным взглядом, увидел и описал.
В своем большинстве американские ученые привыкли «считать», для них социологические откровения Сорокины были чем-то непонятным, абстрактным, отвлеченным. И сложилось так, что по инициативе одного из гуру американской социологии Толкотта Парсонса (его сферой научных интересов были математические, формализованные методы в социологии) факультет социологии в Гарварде упразднили. На его месте создали факультет социальных отношений. Сорокин остался не у дел.
После этого Сорокин переехал в маленький городок в Винчестере поблизости от Гарварда. Время от времени он читал лекции. В 1949 году в Винчестере он создал свой научный центр. Он дал ему удивительное для восприятия русским человеком и при этом вызывающее для американца, не склонного к бескорыстию, название – Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму. В жестоком мире конкуренции, где превозносят сильного, победителя, «чемпиона» и презирают сирых и убогих, «русский философ задался вопросом, как вернуть в наш насквозь материалистичный и прагматичный мир бескорыстие. Естественное желание дать, поделиться — а не брать…» [7, с 128].
В свои 70 лет 31 декабря 1959 года он ушел со всех постов в Гарварде. Последние годы жизни он продолжал любимую им научную и преподавательскую деятельность: читал лекции, трудился над книгами и статьями. Умер Питирим Сорокин 10 февраля 1968 года в Уинчестере, США [3, с. 148].
Основные труды Сорокина приведены в Приложении 1.

2 Основы социологии по Сорокину

Сорокин видел социологию как цельную, законченную, имеющую вполне определенные очертания и вполне определенное построение, обуславливаемое ее природой, науку.
В работе «Система социологии» П.А. Сорокин дает определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». Ученый выделял три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения [4, с. 197]:
– его строения и состава;
– данных в нем процессов или его жизнедеятельности;
– происхождения и развития общества и общественной жизни.
Собственную социологическую концепцию видения социологии как науки Сорокин сформулировал в пяти принципах (рис. 1).
Рис. 1 – Основные принципы социологии по Сорокину
Разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу Уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
Вот так выглядят «основные и руководящие принципы» социологии Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – являются исходными позициями социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями данного направления. Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний.
Социологию П.А. Сорокин подразделял на теоретическую и практическую [4, с. 258] (рис. 2).
Рис. 2 – Теоретическая и практическая социология
Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечал, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности.

3 Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Теория ценностей

В своей книге «Социальная мобильность» П. Сорокин провел анализ и изложил основы теории социальной стратификации и социальной мобильности. Выйдя в свет в 1927 году, книга и по настоящее время пользуется большой популярностью у социологов-теоретиков и у социологов-практиков.
Ученый вывел следующее определение социальной стратификации: «…это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» [4, с. 164].
Все многообразие ипостасей социальной стратификации, Сорокин свел к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная.
По мнению ученого социальная стратификация является постоянной характеристикой любого организованного общества. Не бывает нестратифицированного общества. Мы находим ее в любой общественной группе, будь то наука, культура, искусство или банда преступников. Чтобы рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев важно себе четко представлять сами эти слои (страты). Причина стратификации – это различия отдельных людей. Критерии же стратификации могут быть самыми разными, и только при условии, что они сбалансированы между собой, социальная структура имеет относительную устойчивость.
Статус ученым рассматривался в виде совокупности прав и обязанностей, привилегий и ответственности, власти, благосостояния и образования.
Разный статус членов группы определяет их стратификацию по трем основным осям: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель–подчиненный), профессиональная (квалифицированный–неквалифицированный). Стратификация необходима в обществе для того, чтобы это самое общество сохранилось и функционировало, ведь благодаря стратификации все элементы общества находятся в динамическом равновесии.
Сорокин дал определение социальной мобильности, которую определил как нормальное и естественное состояние общества: «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую».
Мобильность Сорокиным предложено различать:
– по направленности – горизонтальная и вертикальная. Вертикальная мобильность в свою очередь рассматривается как нисходящая и восходящая;
– по форме – индивидуальная и коллективная;
– по интенсивности;
– по масштабности.
Горизонтальная мобильность означает переход из одной социальной группы в другую, но на том, же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение индивида (группы) из одного пласта в другой либо вверх (восходящая мобильность) либо вниз (нисходящая).
Сорокин, объясняя вертикальную мобильность, вывел так называемые «сита» – это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации – которые словно отсеивают индивидов. Так, например, если обучение в конкретном заведении доступно только представителям из высших слоев общества, то вертикальная мобильность показывает, что лифт социального здания движется только по верхним этажам. А если, например, обучение в школе доступно всем, то социальный лифт движется от самого низа и на самый верх. Эн назвал это «каналами социальной циркуляции».
Важным заключением стало то, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. Кроме этого, он доказал, что роль «сит» заключается не только в том, чтобы заниматься образованием и перемещением людей, но и в том, чтобы выполнять функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. И те и другие функции одинаково значимы.
Курсовая по социологии на тему “Основные идеи социологии П. Сорокина” написана автором, который пишет на заказ, и размещена на сайте https://kursovaya.sokolbank.ru для ознакомления.
Объективный закон мобильности гласит: если индивид, группа добились определенного положения в одной сфере, они добиваются повышения своего статуса и по другим показателям.
Исследователь выделил мобильность в периоды относительной общественной стабилизации и мобильность в периоды социальной дезорганизации. В первом случае мобильность поддается регулированию и действуют четкие правила, которые соблюдаются. Во втором случае упорядоченность нарушается. Это не значит, что в период кризиса разрушаются «сита» и больше их не будет. Нет, старые «сита» действительно разрушаются, но на их месте быстро растут новые, которые соответствуют новому политическому порядку.
Среди факторов, которые оказывают влияние на вертикальную циркуляцию индивидов ученый выделял наиболее постоянные: демографический, различие между родителями и детьми, динамику антропосоциального окружения. Он утверждал, например, что высокая смертность или низкая рождаемость в высших стратах провоцирует «социальный вакуум», который постепенно заполняется представителями низших страт, т.е. происходит как бы круговая циркуляция внутри элиты общества.
Следующая интересная теория в творчестве Сорокина – это теория ценностей. Сорокин видел историю как развитие культур. Общество развивается и создает различные культурные системы: правовые, этические, познавательные, эстетические, религиозные, и т.д. Главное свойство всех этих культурных систем – это тенденция их объединения в систему высших рангов. Развитие этой тенденции приводит к образованию культурных сверхсистем, которые являются единством, или индивидуальностью, все составные части которой пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры. Эта концепция в полном объеме изложена в его труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).
Доминирующими ценностями единой культуры в одну общую духовную составляющую входят: искусство и наука, философия и религия, этика и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическое и политическое устройство.
Все части культуры взаимосвязаны, при изменении одним, происходит изменение в других. Социолог ввел термин «культурный менталитет», обозначив через него ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они, образуя сферу духа и внутреннего опыта, затем воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.
Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.
Все ценности логически и функционально согласованы друг с другом. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества.
При этом в каждой культуре свои ценности, поэтому исследователь выделил три типа культур: идеациональный, чувственный, идеалистический.
Заказать написание курсовой работы по общеобразовательным дисциплинам, в том числе по социологии, можно напрямую автору – без посредников. Кликайте кнопку слева в верхней части сайта “Заказать курсовую напрямую автору”.
Важно, что исходным пунктом в описании типа культуры у Сорокина выступали признаки:
– природа реальности, способ ее восприятия людьми;
– природа целей и потребностей, требующих удовлетворения;
– степень и формы удовлетворения потребностей;
– способы удовлетворения потребностей.
Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышеизложенное необходимо сказать о значении учения П.А. Сорокина для мировой социологии. Питирим Сорокин – это один из самых выдающихся мыслителей, которого Россия дала мировой социологии. Его теоретический и методологический вклад в мировую социологию, а также универсальность охвата социологической проблематики позволяет поставить его в один ряд с М. Вебером. Сорокину удалось прославить российскую социологию. Он, родившийся в России, а умерший в США, благодаря своим трудам дал возможность причислить Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи XIX—XX вв. В. Парето, Г. Моска и Михельс) к разряду социологических держав мира. Эмигрировав в 1922 году из России и обосновавшись в США, Сорокин построил там успешную карьеру. Уникальность и удивительность ученого в том, что все его творчество отличается необычайной продуктивностью и глобализмом, он писал много, интересно, и на разные тематики. Его научный труд «Социальная и культурная динамика» по объему больше «Капитала» К. Маркса, а «Социальная мобильность» – стал мировой классикой.
Сорокин отличается своим масштабным взглядом. Получается, что еще больше пятидесяти лет назад Сорокин увидел кризис в современной культуре и уже тогда он предложил путь выхода из него. И выход из кризиса он видел в нравственно-религиозном возрождении человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. Кроме того, современной теорией стратификации мы также обязаны великому социологу.
Нужно сказать, что в полной мере, как ученый, Сорокин до сих пор не оценен ни в российской, ни в американской социологии. Он был признан при жизни, но забыт после смерти. Интерес к его творчеству в России появился в начале 90-х. Возможно это потому, что в его работах есть глубинные размышления о жизни, которые и стали необходимы в период кризиса, который переживала наша страна.

*****
Данная курсовая работа на тему “Основные идеи социологии П. Сорокина” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В. В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина. // СОЦИС. – 2005. – №5. – с. 129 – 137.
2. Гаков В. Питирим Сорокин: один из основателей социологии. // Знание сила – 2004. – № 9. – с. 110 – 114.
3. Современная западная социология. – М.: Политиздат, 2013. – 432 с.
4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
5. Социология: учебник для вузов / Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 448 с.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт, 2013. – 511 с.
7. Чеснокова В.Ф. Уильям Л. Питирим Сорокин: Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Сообщество. Управление. – 2007. – № 1. – С. 116 – 130.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень основных трудов П. Сорокина

Просмотров: 1