Методические указания к грамотному написанию курсовых работ по педагогике


Хотите гарантированно написать свою курсовую работу по предмету «Педагогика» на «5»? Читайте! В краткой и доступной форме изложены все тонкости и хитрости отличных работ. Кроме того приложены грамотные планы актуальных тем и списки литературы.

Тема 1. Содержание первых учебников по грамматике

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с содержанием учебников по русской грамматике для начальной школы.
2. Выяснить специфику отбора дидактического материала в учебниках разных поколений.

Методические рекомендации:

1. Методы обучения русскому языку, используемые в начальной школе. Возможности каждого метода.
2. Содержание материала учебника (на выбор), соотношение теории и практики.
3. Дозировка материала, способы его подачи (презентации).
4. Ориентирование на методы или группу методов.
5. Использование текстового материала: характеристика текстов и методики работы с ними.

Проанализируйте систему упражнений в первых учебниках по русскому языку (класс и тема на выбор) по одной из грамматических тем, учитывая при этом:
– последовательность нарастания трудностей в упражнениях;
– специфику и характер грамматических понятий, усваиваемых в процессе выполнения упражнения;
– разнообразие упражнений с точки зрения:
– характера анализаторов, участвующих при их выполнении (зрительные, слуховые, комбинированные);
– характера познавательной деятельности;
– умственных действий (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические);
– творческой самостоятельности и активности учащихся (репродуктивные, продуктивные);
– характер языкового материала
– связь между разными видами упражнений
– развитие речи учащихся
– чередование устных и письменных упражнений
– этап работы над понятием.
При анализе учебников пронаблюдайте, как меняется содержание задач в зависимости от этапа работы. Подберите дополнительно виды упражнений по этой теме (одно упражнение по каждому этапу).

Рекомендуемая литература

1. Буркова Т.В. Педагогическое наследие: А.М. Пешковский об изучении имён существительных в начальной школе // ж. Начальная школа, 2003, №12, с. 12.
2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992.
3. Львов М.Р. Исторические взгляды на методы обучения родному языку // ж. Начальная школа, 2004, №9, 10.
4. Михайлова О.Ю. Друзьям А.М. Пешковского. По страницам старых учебников // ж. Начальная школа, 1996, №8, с. 65.
5. Пешковский А.М. Избранные труды. – М., 1959.
6. Пешковский А.М. Методическое приложение к книге «Наш язык». – М., 1923.

Тема 2. История развития «дара слова» в школе Х/Х – ХХ вв.

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с различными направлениями в методике развития речи младших школьников.
2. Выяснить тематику современных исследований процесса эффективного формирования речеведческих понятий и речевых умений.

Методические рекомендации:

1. Составьте краткий терминологический словарик по учебному речеведению, разделив термины на два списка: традиционные и новые. Дайте определения (толкования) этих терминов; в случае затруднения поясните значение термина примером или примерами.
2. Составьте модель методов и приёмов развития речи.
3. Изучите книгу «Речь. Речь. Речь…» под ред. Т.А. Ладыженской (1983, 1989). Укажите признаки системы в этой книге. Отметьте лучшие, с Вашей точки зрения, задания, упражнения и пр. Сравните книгу с книгой Н.И. Политовой «Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка».
4. Сравните системы речевых упражнений в книгах «Детская риторика» под. Ред. Т.А. Ладыженской (3-4 классы), «Школа творческого мышления» М.Р. Львова и «Введение в храм слова» С.Ф. Ивановой. Укажите различия в позициях, дайте свои оценки.

Рекомендуемая литература

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
2. Голубков В. В. Мастерство устной речи. – М., 1965.
3. Ладыженская Т. А. Информационно-методическое письмо о новом учебно-методическом комплекте «Детская риторика» для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы // ж. Начальная школа. – 1997. – № 8.
4. Ладыженская Т. А. Речевые жанры в курсе школьной риторики // ж. Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 12, с. 3.
5. Ладыженская Т. А. Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100» // ж. Начальная школа: до и после. – 2002. – № 9, с. 3.
6. Львов М. Р. Развитие речи учащихся. Хрестоматия, 1965.
7. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
8. Программа к новому курсу «Детская риторика» // ж. Начальная школа. – 1994. – № 7.
9. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

Тема 3. Анализ учебных книг по чтению для начальной школы

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с содержанием и структурой учебников по чтению для младших школьников.
2. Формировать умение анализировать целесообразность отбора и расположения материала для чтения.

Методические рекомендации:

Параметры анализа:
1. Авторы, название программы, учебников.
2. Цели, задачи литературного образования.
3. Реализация принципов построения:
– тематического
– монографического
– жанрового разнообразия
– идейно-художественной значимости читаемого
– целостности восприятия
– доступности всех компонентов произведения читателям
– актуализации проблематики чтения
– художественно-эстетического
– литературоведческого принцип
4. Структура и методический аппарат учебных книг:
– оформление
– виды иллюстраций и их назначение
– характер вопросов и заданий
5. Программные требования к уровню знаний, читательских умений

Рекомендуемая литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы // ж. Начальная школа. – 1995. – № 12, с. 4.
2. Ключик. Учебник В.А. Левина // газ. Начальная школа. – 1999, № 19.
3. Кудина Г.Н. Информационно-методическое письмо о курсе «Литература как предмет эстетического цикла» для 1 класса // ж. Начальная школа. – 1997. – № 8, с. 59.
4. Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // ж. Начальная школа. – 1999. – № 7, с. 49.
5. О новых книгах для чтения из серии «Свободный ум», авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. // ж. Начальная школа. – 1993. – № 7, с. 21.
6. Программа по н. л. о. младших школьников для 4-й начальной школы // ж. Начальная школа. – 1997. – № 8.
7. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо к учебнику «Глаголъ и Добро» 2 класса // ж. Начальная школа. – 1997. – № 8.
8. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо к учебнику «Сказание о великих битвах и подвигах» 3 класса // ж. Начальная школа. – 1998. – № 8.
9. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо по учебнику «Мастерская слова» для 1 класса // ж. Начальная школа. – 1996. – № 10, с. 6.
10. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа по литературному образованию «Азбука словесного искусства» // ж. Начальная школа. – 1997. – № 8, с. 9.
11. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Проект программы литературного образования в начальной школе // ж. Начальная школа. – 1994. – № 7, с.51.

Тема 4. Анализ «Букваря», «Азбуки» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с содержанием и назначением материала «Букваря» и «Азбуки».
2. Выяснить возможности «Букваря» и «Азбуки» в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера в процессе обучения грамоте.

Методические рекомендации:

1. Принципы построения «Букваря» и «Азбуки». Отличия при их построении.
2. Как реализуется в учебниках принцип частотности? Какова последовательность изучения звуков и букв?
3. Характеристика литературного материала для чтения. Отличается ли он богатством и многообразием?
4. Как решается задача подготовки детей к изучению фонетического и грамматического материала, формированию навыков грамотного письма?
5. Как решаются задачи развития речи учащихся: а) обогащения словарного запаса; б) овладения структурой предложения; в) формирования связной речи?
6. Виды иллюстративного материала и его назначение.

Познакомьтесь с содержанием и назначением иллюстративного материала «Букваря» (возьмите последние издания учебников). Опишите классификацию видов иллюстративного материала. Приводите примеры его использования в виде фрагментов конспекта уроков с указанием страниц «Букваря». Фрагменты уроков оформляйте в таблице с формулированием вопросов и заданий учителем и ответами учащихся:

Рекомендуемая литература

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Азбука, М. – 1988.
2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте, М. – 1985.
3. Методическое письмо «Об обучении грамоте по новому «Букварю» в общеобразовательных школах Российской федерации» // ж. Начальная школа, 1982, №9, с. 54.
4. Клеопатрова Л.Ф. Основы фонетики и букварь // ж. Начальная школа, 1986, №5, с. 69.
5. Корепина Л. Использование иллюстративного материала букваря для развития речи первоклассников // ж. Начальная школа, 1985, №6, с. 27.
6. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? // ж. Начальная школа, 1992, №9-10, с. 26.
7. Малышок Л.К. Особенности обучения грамоте по новому букварю // ж. Начальная школа, 1983, №6, с. 47.
8. Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте // ж. Начальная школа, 1986, №6, с. 18.
9. Шанько Т.М. «Лента букв» и работа с ней // ж. Начальная школа, 1986, №8, с. 45.

Тема 5. Обучение грамоте в разработке Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться со структурой и содержанием процесса обучения грамоте в системе Д.Б. Эльконина.
2. Выяснить возможности «Букваря» Д.Б. Эльконина и «Букваря» В. В. Репкина, В.А. Левина, П.С. Жедек в решении задач развивающего характера в процессе обучения грамоте.

Методические рекомендации:

1. Этапы и содержание обучения грамоте в системе Д.Б. Эльконина.
2. Принципы построения букварей Д.Б. Эльконина и В. В. Репкина, В.А. Левина, П.С. Жедек.
3. Анализ методов и приёмов, используемых в процессе обучения грамоте.
4. Как реализуется в букварях Д.Б. Эльконина и В. В. Репкина, В.А. Левина, П.С. Жедек принцип развивающего обучения? Какова последовательность изучения звуков и букв? В чём состоят преимущества позиционного принципа изучения звуков и букв?
5. Характеристика литературного материала для чтения. Отличается ли он богатством и многообразием?
6. Как решается задача подготовки детей к изучению фонетического и грамматического материала, формированию навыков грамотного письма?
7. Как решаются задачи развития речи учащихся: а) обогащения словарного запаса; б) овладения структурой предложения; в) формирования связной речи?
8. Виды иллюстративного материала и его назначение.

Рекомендуемая литература

1. Ерёмина Е.М., Цукерман Г.А. Истина рождается в споре // ж. Начальная школа, 1987, №5.
2. Поль Е.В. Урок обучения грамоте // ж. Начальная школа, 1999, №7, с. 109.
3. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. – М., 1993.
4. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? – М., 1985.
5. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать? – М., 1976.
6. Эльконин Д.Б. Комплект пособий для обучения шестилеток чтению и письму. – М., 1993.
7. Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А., Агаркова Н.Г. О букваре по системе РО // ж. Начальная школа, 1994, №7, с. 12.

Тема 6. Основные этапы развития методики преподавания чтения

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с зарождением словесности как школьного предмета и методики как науки.
2. Формировать понимание необходимости развития методических традиций как одного из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Методические рекомендации:

1. Зарождение методов объяснительного чтения. К.Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.
2. Взгляды Л.Н. Толстого на процесс обучения чтению. Оригинальность и перспективность для современной методической науки и школьной практики педагогического наследия Л.Н. Толстого.
3. Критика методов объяснительного чтения передовыми методистами Х/Х века. Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в Х/Х веке.
4. Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона.
5. Метод литературно-художественного чтения.
6. Метод творческого чтения
7. Развитие методики чтения в 30-70-е годы ХХ века.

Начните изучение темы с чтения книги Львова М.Р., Горецкого В.Г., Сосновской О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. Ответьте на вопросы, после раздела. Воспользуйтесь дополнительным списком литературы.

Рекомендуемая литература

1. Бунаков Н.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1953.
2. Вахтеров В.П. На первой ступени. – М., 1909.
3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.
4. Рыбникова М.А. Избранные труды. – М., 1985.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
6. Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1989.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М. – Л., 1949.

Тема 7. История методики обучения детей грамотному письму

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с грамматическим и антиграмматическим направлениями в методике обучения правописанию в истории.
2. Выяснить тематику современных исследований процесса эффективного формирования орфографических умений и навыков.

Методические рекомендации:

1. Представители грамматического направления. Их взгляды на процесс происхождения орфографического навыка.
2. К.Д. Ушинский о необходимости «беспрестанных упражнений». Систематичность упражнений с точки зрения К.Д. Ушинского.
3. Антиграмматическое направление. Высказывания Бормана, В.П. Шереметевского, И.С. Соломоновского, Лая, Меймана о выработке орфографического навыка.
4. Возрождение грамматического направления А.М. Пешковским, Н.П. Каноныкиным, Н.С. Рождественским, Н.А. Щербаковой.
5. Исследования Д.Н. Богоявленским, С.Ф. Жуйковым процесса автоматизации сознательных действий в зависимости от сложности орфограммы.
6. Современные тенденции усиления работы над орфографической зоркостью. Методика формирования орфографической зоркости детей на основе фонемной теории.

Рекомендуемая литература

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
2. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 1959.
3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык и литература в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.
4. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. – М., 1965.
5. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах школы. – М., 1955.
6. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1964.
7. Львов М.Р. Методика обучения правописанию. – М., 1990.
8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
9. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. – М.. 1960.
10. Рождественский Н.С. Очерки по методике начального обучения правописанию. – М.. 1961.
11. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.
12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.- Л., 1949, т. 5, 7.
13. Шереметевский В.П. Статьи по методике начального преподавания русского языка. – М., 1910.

Хотите сдать педагогику на “5”? Закажите курсовую на нашем сайте через баннеры.

Просмотров: 22