Курсовая работа по истории педагогики на заказ на тему “Воспитание и школа в античном мире”


Ниже вы найдете курсовую работу по истории педагогики на тему “Воспитание и школа в античном мире”, выполненную нашими авторами на заказ в 2018 году для одного из экономических вузов России (для первого курса, как общеобразовательная дисциплина).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ
1.1 Спартанская система воспитания
1.2 Афинская система воспитания
1.3 Спарта и Афины как два крупнейших античных полиса
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИЯХ ДЕМОКРИТА И СОКРАТА
2.1 Демокрит о воспитании, сообразованном с природой ребенка
2.2 Сократ как одна из вершин педагогической мысли Древней Греции
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРЕСТОТЕЛЯ
3.1 Взгляд Платона на проблемы воспитания и образования молодежи
3.2 Вклад Аристотеля в античную педагогику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы по истории педагогики “Воспитание и школа в античном мире”. Хорошо известно, что различным периодам развития общества соответствуют специфические условия его материальной и духовной жизни, которые меняются с течением времени. Но человечество накопило и непреходящие ценности, такие, как народное искусство, народные обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Эти богатства играют исключительную роль в развитии личности: соприкосновение ребенка с ними позволяет ему с ранних лет освоить определенные житейские и нравственные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям.
Любой период истории педагогики несет в себе ценное и важное для современной педагогики, для ее совершенствования и развития.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы доказать, что воспитание и школа в античном мире, а также развитие педагогической мысли о формировании человека таких философов как Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит имеет важное значение для потомков, имеет ценность в развитии современного воспитания и современной педагогической мысли.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть воспитание и школу в античном мире, а именно Спартанскую и Афинскую системы образования;
– изучить развитие педагогической мысли о формировании человека в учениях Демокрита и Сократа;
– раскрыть педагогические воззрения Платона и Аристотеля.
Исследуемая тема достаточно хорошо изучена. Ее исследовали, как зарубежные ученые, так и ученые СССР и также продолжают изучать ученые-современники.
При изучении темы и написании курсовой использованы учебная литература, научные труды и периодические издания.

ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ

Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям. Отличались города не только системами воспитания, но и самим образом жизни.

1.1 Спартанская система воспитания

Идеальная личность по воззрениям в Спарте (Лаконии) – это мужественный, духовно сильный и физически развитый человек [10; 197]. На это были свои объективные причины: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.
Воспитание молодежи производилось под контролем государства. Выделяли три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет. В эти годы молодежь не имела всю полноту гражданских прав.
Самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится на период с 7 до 15 лет. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью». Их забирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа. Там они жили и воспитывались до 14 лет. Контролировал агелу представитель государственной власти, называемый пайдоним (пайдоном). Руководили агелой юноши-спартиаты старше 15 лет (эйрены), у которых проявились способности руководить.
Суровые условия жизни: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Основой воспитания были гимнастические и военные упражнения. Также преподавались письмо, чтение, счет и музыка, но только лишь для того, чтобы составить военное донесение (письмо и чтение), петь военные гимны (музыка) и т.п.
Ежегодно проводились публичные выступления-состязания – агоны. Здесь нужно было показать все, чему научились. Завершающим этапом первого периода воспитания был большой агон в 14 летнем возрасте. Он включал в себя гимнастические состязания, испытание на мужество и выдержку (публичные сечения), мусические состязания (музыка, пение, стихосложение и т. п.)
Те юноши, кто успешно прошел испытание, получали оружие. Их распределяли по отрядам, в которых они в течение одного года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Воспитание мужественного и беспощадного воина происходило за счет проведения криптии – облавы на илотов, здесь подростки имели право на убийство самых строптивых рабов. «Испытательная» служба завершалась следующим агоном. Юноши переходили разряд эйренов. В обязанности эйренов входила помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.
Девушек в Спарте воспитывали практически также как мальчиков. Оно сплошь было пропитано гимнастическими упражнениями. Ведь именно это позволяло обеспечить здоровье женщин и здоровье будущего потомства спартанцев.

1.2 Афинская система воспитания

Социальное устройство Афин имело черты демократизма. Воспитание отражалось в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека [10; 199]. Это всестороннее развитие духовных качеств и физических сил детей.
Мальчиков до 7 лет воспитывали в семье, при этом держался ориентир на гармоничное развитие. Ребенок в раннем детстве воспитывался мамой и кормилицами, а с 4-5 лет он был под присмотром раба – педагога (от греч. paidagogos). С греческого: «пайс» – «ребенок», «аго» – «веду за руку». Позже «педагог» стало означать «вести человека по жизни» и так стали называть профессии учителя и наставника. В 7 лет детей отдавали в школу.
Афины имели сложную систему образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Дидаскалейоны – так назывались учебные заведения. Обучение в них было частным и платным.
Начальная ступень образования в Афинах – это мусические и гимнастические (палестры) школы. Данные школы давали то необходимое всестороннее интеллектуальное развитие и формировали культуру тела.
Мальчики посещали мусическую школу с 7 до 16 лет. Образование здесь включало изучение искусства, литературы и наук, находящихся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Огромное значение придавалось изучению литературы. Обучение чтению строилось по буквослагательному методу, сохранившемуся в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики много учили наизусть. Изучались такие произведения, как Гомер, Гесиод, Эсхил, Еврипид, Софокл, а также произведения и других греческих авторов. Обучение литературе было тесно связано с обучением музыке. Преподавание музыки проводилось с одновременным обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование.
Когда подростку исполнялось 12 лет, он начинал посещать помимо мусической школы гимнастическую. Здесь под руководством учителя педотриба он упражняется в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Примерно к 14 годам первостепенное значение начинает играть обучение в палестре, а мусическое образование уходит на задний план.
Средняя ступень образования в Афинах – это несколько типов школ:
– гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем.
– эфебии (государственном учреждении, целью которого была военная подготовка) для юношей с 18 до 20 лет. Здесь юноши проходили два года обучения, первый из которых был посвящен тренировакам в специализированных военных упражнениях – беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п., а второй – несению службы на границах государства.
На VI в. до н. э. в Афинах характерной чертой образования был процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.
Девочки в Афинах, в отличие от Спарты не получали образования. Они воспитывались в рамках дома. Больше девочек обучали рукоделию. И в тоже время у матери, кормилиц и других женщин семьи девочка училась элементарным знаниям чтения, письма, получала навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте и пения.

1.3 Спарта и Афины как два крупнейших античных полиса

Сравнительные характеристики античных систем образования [3; 191] представим в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сравнительные характеристики античных систем образования
Сходства и отличия Спарты и Афин можно изложить следующим образом [3; 189]:
1. Жившие в Спарте и Афинах люди говорили на одном языке, но во всем остальном это были совершенно разные полисы.
2. Афины были интеллектуальным центром Древней Греции, в то время как Спарта больше напоминала военный лагерь.
3. Если жители Афин любили сидеть на солнце, читать стихи и слушать мудрые слова философа, то Спартанцы приносили все человеческие эмоции в жертву военному ремеслу.
4. Спарта была преимущественно аграрной страной – в силу своего географического положения. Наиболее важным сектором экономики Спарты был импорт металлов. Афинская же экономика была напрямую связана с торговлей. Неслучайно именно Афины стали передовой торговой державой Средиземноморья в 5 в. до н.э.
5. В Спарте, как и в Афинах, помимо полноправных граждан имелся и класс полубесправных – периэков и полностью бесправных – илотов. Периэки имели личную свободу, но гражданскими правами они не обладали и обязаны были платить налог в государственную казну.
6. Афины и Спарту отличала внешняя политика. Спарта стремилась удержать то, что имела, поддерживая свою армию в постоянной боевой готовности. Афины, напротив, желали контролировать все больше и больше земель вокруг них.
7. В конце концов, разногласия между Афинами и Спартой привели к полномасштабному конфликту – Пелопоннесской войне. После длительной осады в апреле 404 г. до н.э. Афины сдались. Высокие стены города были снесены, а весь военно-морской флот был увезен спартанцами. Растеряв все колонии, Афины перестали играть роль центра древнегреческой цивилизации и утратили возможность определять судьбы других греческих народов. Но, будучи колыбелью античной культуры и образования, Афины продолжали влиять на идеи мыслителей далеко за пределами Эллады.
По мнению Ю. В. Андреева, Спарта – «…самое необычное и наиболее загадочное из всех греческих государств» [1; 194]. При этом, вся история Спарты, по мнению Л. Г. Печатнова, сводится к тому, что общество постоянно «…порождало все новые и новые маргинальные группы, которые, в конце концов, и погубили само это общество» [7; 173].
Перикл в «Истории» Фукидида так раскрывает сущность афинской демократии: «В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений… Между тем как наши противники при их способе воспитания стремятся с раннего детства жестокой дисциплиной закалить отвагу юношей, мы живем свободно, без такой суровости, и тем не менее ведем отважную борьбу с равным нам противником… Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа…» [9; 106–107].
Несмотря на то, что демократическая система управления в Афинах просуществовала всего около двух столетий, именно эта реформа Клисфена явилась одним из самых значимых и полезных достижений Древней Греции.
Отличие Афин и Спарты выражено афинянином Периклом: «…я утверждаю, что все наше государство – центр просвещения Эллады: каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности…» [4; 28-29].
Таким образом, Спарта и Афины имели разные мировоззрения и устремления, в связи с чем на территориях этих полюсов сложились разные системы образования, направленные на достижение именно тех целей, которые и были значимыми для каждого из этих государств. В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека. Основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образование.
Курсовая работа на тему “Воспитание и школа в античном мире” по предмету “История педагогики” опубликована на сайте https://kursovaya.sokolbank.ru, где вы можете заказать написание всех видов студенческих работ напрямую автору, без посредников.

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИЯХ ДЕМОКРИТА И СОКРАТА

2.1 Демокрит о воспитании, сообразованном с природой ребенка

Одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека был мыслитель-энциклопедист Демокрит (около 470/460 до н.э. – умер в глубокой старости) [4; 32-33].
Его разработкой стали основы новой теории познания, в котором разделены чувственное и рассудочное знание. Он считал, что чувства началом познания, «смутным познанием», проясняемым лишь мышлением. В этом мыслитель стал продолжателем идей Гераклита, что проявлялось в том, что он считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию».
Он считается первым философом Древней Греции, который занимался проблемами воспитания, считая, что именно воспитание ведет к обладанию мудростью. Под мудростью он понимал обладание тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».
Ему принадлежит мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определял термином «микрокосм», сравнивая природу человека и Космоса. Мыслитель увидел подобие природы и воспитания. Следуя путем природы, воспитание создает вторую природу человека.
Демокрит считал, что семейное воспитание играет огромную роль в том, каким вырастит ребенок. Это воспитание заключалось в следующем:
– учить ребенка тому, чтобы он следовал положительному примеру родителей;
– заниматься с детьми, чтобы они приобретали навыки правильного поведения, ибо «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы;
– приучать детей к труду. Здесь важным является именно приучение, а не принуждение, «поскольку учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
При этом, Демокрит не отвергал принуждение. Он определял его как важную составляющую воспитания. Он называл естественным проявлять принуждение по отношению к ученикам. Так как только принуждение позволяет научить ребенка добродетелям: «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, – стыду». Но еще раз повторим, что принуждение – это важный аспект воспитания, но не единственный и его следует применять крайне грамотно.
По мнению Демокрита, родители обязаны посвятить себя воспитанию детей, поэтому он с осуждением относился к тем из них, которые не тратились на обучение детей, обрекая тем самым детей на невежество.
Только постоянные упражнения позволяют вырастить хорошего человека. Только непрерывный труд дает успехи в воспитании, преобразуя природу человека.
При этом главным мотивом самосовершенствования мыслитель называл детскую любознательность. А задачей учителя является побуждение внутреннего влечения детей к учебе. Побуждать в основном следует за счет убеждения.
Демокрит отмечал, что важно не количество знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеют ума… прекрасна надлежащая мера во всем… должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума» [5; 20].
Демокрит со своими советами актуален и для людей современных. Его советы приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Мудрые советы Демокрита

2.2 Сократ как одна из вершин педагогической мысли Древней Греции

Сократа (ок. 470 –399 до н.э.) [4; 33] называют одной из вершин педагогической мысли Древней Греции. Он жил и преподавал в Афинах. Он не писал, он рассказывал свои знания ученикам, поэтому о его взглядах можно знать только из трудов его учеников, например, Платона и Ксенофонта.
Сократ был оппонентом софистам. Он считал, что истина рождается в споре, тогда как софисты утверждали, что истины невозможно найти.
В те времена философские знания начали свой поворот в сторону человеческой индивидуальности. Сократ был одним из тех, кто поддерживал и был в ключе данного развития событий. Мировоззрение Сократа строилось на том, что определяющими в познавательной деятельности человека являются его этические ценности, и они же отражают отношение человека к миру. Мыслитель дал определения этическим понятиям, так например, «добро», «доблесть», «справедливость». Сократ был глубоко убежден, что несоблюдение человеком каким-то этических норм связано только с тем, что он их не знает. Следовательно, если ему дать эти знания, то человек будет им следовать. Мыслитель добродетель ставил как знак равенства знанию, самосознание – высшая добродетели. Он противопоставил софисту Пифагору на его высказывание о человеке как о мере всего сущего свою фразу – «Познай самого себя!». Вот как сжато характеризует взгляды ученого Г.М. Коджаспирова – рисунок 3.
Рисунок 3 – Высшие добродетели по Сократу [5; 23]
«Второе рождение» – именно так называл Сократ воспитание. Он был уверен, что воспитание – это восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека. Его философия тесно переплетается с педагогикой.
Основным воспитательным средством Сократ считал убеждение, поэтому он, по свидетельствам современников, никогда и никому не навязывал своих мыслей, хотя всегда охотно вступал в общение с каждым, кто проявлял к этому желание. На основе этого построен Сократический метод (рисунок 4).
В основе метода лежит последовательность и систематизация задаваемых вопросов, которые имеют своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и в итоге постепенно подводят его к познанию «всеобщего» в нрав¬ственности как основы истинной морали. Поиск истины в общении с учеником происходил в процессе диалога.
Рисунок 4 – Сократический метод [5; 26]
Сократ одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям, сближаясь в этом с софистами.
Преимущество метода Сократа в том, что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
Итак, сократическом методе основой было обнаружение истины, которая достигалась в беседе, споре или полемике. В итоге данный метод стал источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.
Таким образом, учения Демокрита и Сократа стали достоянием для нас, потомков. Нам и сейчас есть чему поучиться у этих мыслителей.
У Сократа интересен его Сократический метод. Его ценность в том, что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности. Что, на наш взгляд, очень ценно для современного человека: уметь мыслить, уметь запустить процесс мышления.
Взгляды Демокрита оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРЕСТОТЕЛЯ

3.1 Взгляд Платона на проблемы воспитания и образования молодежи

Платон (428/427–348/347 до н.э.) [4; 33-34] – ученик Сократа.
Ученичество у Сократа отразилось на взглядах Платона на проблемы воспитания и образования детей и подростков.
Платон являлся основателем и руководителем философской школы – Академии, которая основана на базе одного из трех афинских гимнасиев.
В Академии использовались водяные часы-будильник, смыслом которых было упорядочить организацию школьной жизни. Они своим звонком призывали на урок.
Академическое образование было весьма разносторонним: математика, диалектика, астрономия, естествознание и другие науки той эпохи. Методика обучения строилась по Сократическому методу, о котором было написано выше, и в котором использовались в качестве обучения беседы, диалоги, споры. Философ много и ярко пишет об этом в своих трудах.
Платону принадлежит идея создания государственных школ, которая повлияла довольно сильно на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху.
Платон мыслил об идеальном аристократическом государстве-полисе. И в этих его мыслях было следующее: воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Кроме того, Платон считал, что такое государство обязано регулировать браки, предотвращая тем самым браки между людьми разных сословий.
Государство обязано следить за здоровым потомством. А это возможно только при следующих условиях, что специальными чиновниками подбираются пары, от которых должно произойти здоровое потомство, а затем новорожденных необходимо вскармливать общественными кормилицами в государственных воспитательных домах. С 3 лет до 6 целенаправленное воспитание предполагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов.
Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовность к школьному обучению и будущему своему предназначению. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные.
Платон рекомендовал образование по содержанию такое же, как практиковалось тогда в Афинах. А именно: с 12 до 16 лет подростки должны посещать палестры и гимназии, а затем для детей элиты в целях подготовки к государственной и воинской деятельности с 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастическая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службу в армии, а как своеобразное учебное заведение [10; 199].
Заслуга философа в том, что он осмыслил цели и содержание школьного образования. В своем позднем сочинении «Законы» образование он трактует как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.
В диалогах «Протагор», «Федон», «Государство», «Пир», «Федр» [5; 20-21] рассматривается содержание школьного образования. В «Теэтете» – изложена теория познания. Идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения раскрыта в «Меноне». Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о «мире идей», особом интеллектуальном мире, по сути дела – мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи – вечны, а вещи – лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.
По мнению Платона, в припоминании вечных и неизменных идей заключается сущность познания. Вечные, божественные идеи, по мысли философа, являются мощным импульсом, изнутри влияющим на формирование человека. Таким образом, им была поставлена впервые проблема факторов, которые влияют на развитие личности. В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, способствующие пробуждению в его душе смутных воспоминаний об идеальном мире.

3.2 Вклад Аристотеля в античную педагогику

Ученик Платона и во многом продолжатель его идей – Аристотель [4; 35-37] [5; 19-20]. Он был виднейшим античным философом и педагогом.
Воспитанником Аристотеля был Александр Македонский (356–323 до н.э.), который создал крупнейшую мировую державу древности, охватывавшую к последней трети IV в. до н.э. Балканский полуостров, Восточное Средиземноморье и примыкающие к нему Иран, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию до реки Инд.
Энциклопедические познания самого Аристотеля отражали уровень развития античной науки, достижения которой были им интегрированы в многочисленных сочинениях.
Философ организовал в своем Ликее перипатетическую школу. По-гречески – перипатегикос – прогуливающийся. Обучение в школе велось во время прогулок, отсюда и название. Для своих учеников Аристотель создал ряд трудов, охватывавших всю сумму тогдашнего знания. Прежде всего следует назвать его сочинение «Метафизика», что буквально означает «то, что следует после физики». Это понятие обозначало раздел философского знания, который посвящен рассмотрению недоступных для органов чувств и лишь умозрительно постигаемых начал всего существующего.
Аристотель написал несколько сочинений по логике, которые в последствие были объединены в книгу «Органон».
В отличие от Платона, сенсорное восприятие Аристотель трактовал в качестве основы познания. Инструмент познания, по мнению мыслителя, это дедукцию и индукцию в их соединении. В трактовке этики Аристотель исходил из понимания цели всех человеческих дел как счастья, достигаемое в процессе духовного труда, мышления и познания. Духовный труд, как утверждал философ, неизмеримо выше физического.
Аристотель в своей «Поэтике» раскрыл основы эстетического учения [5; 19]. В ней он ввел такие понятия, как мимезис, или подражание, и катарсис, или очищение духа в процессе сопереживания. Эти идеи оказывали большое влияние на развитие эстетической мысли и продолжают оказывать влияние и по настоящее время.
Натурфилософские воззрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах» [5; 20]. Особо следует отметить его – трактат «Риторика» [5; 20], в котором обобщен большой опыт классической Греции в ораторском искусстве.
Аристотель определял риторику как средство убеждения, которым должен владеть и оратор, и воспитатель юношества. Риторическое искусство заключалось, по его мнению, в соединении по особым правилам логического и нелогического, рационального и иррационального, оно связывалось с эстетикой и давало человеку общую способность находить возможные способы убеждения применительно к обсуждаемому вопросу. Из высказываний Аристотеля по вопросам воспитания можно сделать вывод, что главной его задачей он считал сообщение ученикам основ знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения.
Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его основных сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи.
Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он не принижал и значения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона. По Аристотелю, семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое. Главная цель воспитания – формирование у молодежи добродетели.
Аристотель высказывал, что воспитание дети рабов и дети аристократов должны воспитываться по-разному, т.е. воспитание должно быть двояким. Система «раб – господин» столь же естественна, как в семье «жена – муж», – вот мнение Аристотеля [5; 20]. Детей рабов должно приучать к труду. Тогда как у детей аристократов должно быть достаточно времени для досуга для развития ума и телесного совершенствования. Детям аристократов важно дать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством.
Аристотель уделял большое внимание рассмотрению проблемы факторов, влияющих на развитие человека. Он выделял три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание способностей человека в необходимом для общества-государства направлении. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три части, выполняя различные функции: растительную (питание, размножение), животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познавательная деятельность). Высшие функции возникают на основе низших, вследствие чего сама природа души требует единства различных сторон воспитания – физического, умственного, нравственного и эстетического. По сути дела, Аристотель первым сделал попытку теоретически обосновать необходимость способствовать с помощью воспитания гармоничному развитию личности. Разум, по Аристотелю, является функцией души. Умственное воспитание имеет первостепенное значение: его неправильность ведет к деформации души, духовному оскудению.
Поэтому главная задача воспитателя – развивать природу ребенка через совершенствование его разума.
Аристотель подвергал сомнению учение Платона о трансцендентальных идеях, полагая, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни, и предложил свою концепцию воспитания и образования.
Рассматривая вопросы воспитания и образования, Аристотель придерживался возрастной периодизации развития детей, предложенной еще пифагорейцами и обоснованной Платоном: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 лет до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого – в школе [4; 35].
В самом процессе обучения, насколько можно судить по различным трудам Аристотеля, в которых содержатся его соображения по проблемам воспитания и образования, он выделял несколько этапов. На первом, подготовительном, ребенок должен овладевать умением писать, читать и считать; совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями; развиваться эстетически, обучаясь музыке и рисованию. В ходе всех этих занятий у ребенка должно постепенно развиваться логическое мышление.
На этой базе юноши на следующей ступени обучения должны были приобретать традиционные знания о природе и обществе, о человеческой истории. В дальнейшем юноши из кругов аристократии, занимаясь риторикой и поэтикой, должны были готовиться к участию в государственной жизни.
Аристотель придерживался четких взглядов, что дети аристократов не должны в обучении и воспитании приучаться к трудовой деятельности, т.к. труд – это удел рабов.
Касательно методов обучения, философ полагал, что они должны опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию: повторение, следование примеру, образцу соответствуют природе ребенка и доставляют ему чувство удовлетворения и радости. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют использования постоянных и достаточно продуманных упражнений, частых повторений желательных для учителя действий, вызывающих у детей чувство удовольствия.
Таким образом, взгляды Платона оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. Его идея создания государственных школ повлияла довольно сильно на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху.
Влияние Аристотеля на последующее развитие педагогической мысли и на практику школы было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху поздней античности и средневековья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения поставленной во введении цели в работе были решены задачи, на основании чего можно сделать следующие выводы.
Новогреческий период длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э.
Наиболее известными и влиятельными городами-полисами этого периода стали Спарта и Афины, где развитие воспитания и школы шло по разным направлениям. Отличались города не только системами воспитания, но и самим образом жизни.
Целью воспитания в Спарте было подготовка члена военной общины, а в Афинах – воспитание личности с многогранно развитым интеллектом, культурой души и тела.
В связи с этим в Спарте сложилась ступенчатая система военного воспитания, которая включала занятия физическими упражнениями, закаливание, аскетизм, отказ от алкоголя.
В Афинах сложилась ІV – ступенчатая система гуманитарного воспитания, имеющая своей целью умеренность, самоанализ, гармонию души и тела.
В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образование.
И даже после Пелопоннесской войны, в которой Афины проиграли спартанцам, перестав играть роль центра древнегреческой цивилизации и утратив возможность определять судьбы других греческих народов, Афины, будучи колыбелью античной культуры и образования, продолжали влиять на идеи мыслителей далеко за пределами Эллады.
Одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека был мыслитель-энциклопедист Демокрит. Он считается первым философом Древней Греции, который занимался проблемами воспитания, считая, что именно воспитание ведет к обладанию мудростью. Под мудростью он понимал обладание тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».
Сократа называют одной из вершин педагогической мысли Древней Греции. Мировоззрение Сократа строилось на том, что определяющими в познавательной деятельности человека являются его этические ценности, и они же отражают отношение человека к миру. «Второе рождение» – именно так называл Сократ воспитание. Он был уверен, что воспитание – это восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека. Его философия тесно переплетается с педагогикой.
Заслуга философа в том, что он осмыслил цели и содержание школьного образования. В своем позднем сочинении «Законы» образование он трактует как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.
Им была поставлена впервые проблема факторов, которые влияют на развитие личности. В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, способствующие пробуждению в его душе смутных воспоминаний об идеальном мире.
Аристотель был виднейшим античным философом и педагогом. Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его основных сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи.
По сути дела, Аристотель первым сделал попытку теоретически обосновать необходимость способствовать с помощью воспитания гармоничному развитию личности. Разум, по Аристотелю, является функцией души. Умственное воспитание имеет первостепенное значение: его неправильность ведет к деформации души, духовному оскудению.
Поэтому главная задача воспитателя – развивать природу ребенка через совершенствование его разума.

*****
Курсовая работа по истории педагогики на заказ на тему “Воспитание и школа в античном мире” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

Идеи и учения Демокрита, Платона, Сократа и Аристотеля оказали влияние как на античную культуру, так и на средневековье, а также продолжают оказывать влияние на современные взгляды воспитания и на педагогическую мысль.
Таким образом, в ходе работы было доказано, что воспитание и школа в античном мире, а также развитие педагогической мысли о формировании человека таких философов как Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит имеет важное значение для потомков, имеет ценность в развитии современного воспитания и современной педагогической мысли. Цель работы, поставленная во введении, достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т.1. М., 1983. – С.194–217. – С. 194.
2) Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пос. – М.: Владос, 2000. – 432с. – С. 147-184.
3) Елизаров М. В. Сходства и различия полисных систем Спарты и Афин // Доклады Башкирского университета. – 2017. – Том 2. – №1 – С. 187 – 192.
4) История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пос. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. –М.: Сфера, 2001. – 512 с. – С. 27-37.
5) Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пос. – М.: Владос-пресс, 2003. – 224 с. – С. 18-32.
6) Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пос. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с. – С. 11-14.
7) Печатнова Л. Г. Спартанские парфении // Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова. / Под ред. И. Я. Фроянова. – СПб., 1998. – С.172–186.
8) Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия ЮФУ. Педагогические науки. – 2015. – № 6. – С. 94-98.
9) Фукидид. История / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Ладомир, 1999. – 736 с. – С. 106-107.
10) Человек и общество в античном мире / Отв. ред.: Маринович Л.П. – М.: Наука, 1998. – 526 с. – С. 197-204.

Просмотров: 20