Курсовая работа на заказ по педагогической культуре на тему “Педагогическая культура и такт учителя”


Одним из авторов нашего сайта в 2018 году была написана на заказ курсовая работа по предмету “Педагогическая культура” на тему “Педагогическая культура и такт учителя”. Задание выполнялось для одного из российских вузов, для первого курса. Работа включает в себя 3 главы, Введение, Заключение и Список литературы. Для написания использованы актуальные источники, в том числе те, которые поддерживают новые направления в педагогике и воспитании, такие как труды Ш.А. Амонашвили.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
1.1 Определение педагогической культуры и ее уровни
1.2 Компоненты педагогической культуры
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ
2.1 Понятие и сущность «педагогического такта»
2.2 Особая роль педагогического такта в воспитании учеников
ГЛАВА 3 ТАКТ УЧИТЕЛЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3.1 Роль педагогического такта в повышении эффективности урока
3.2 Проявление профессионального педагогического такта при поощрении и наказании учащихся
3.3 Такт педагога как одно из условий правильных взаимоотношений с родителями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сколько существуют на земле люди, столько старшие учат младших, передавая им свои знания, умения и навыки. Младшие вырастают, сами становятся старшими, и все повторяется заново. В разные времена у разных народов конкретные проявления этого процесса были разными. Но при всем многообразии вариантов всегда был и будет тот, кто учит; был и будет тот, кого учат, была и будет та сумма знаний и умений, которую передают; был и будет специфический процесс, в ходе которого эта сумма знаний и умений передается; были и будут социальные институты, посредством которых названная передача осуществляется; наконец, всегда были и будут определенные, обществу необходимые результаты подобной деятельности. Первый из названных «всегда» представляет собой субъект педагогического воздействия, второй – его объект, третий – его содержание, четвертый – его механизм, пятый – его систему, шестой – его цель. Каждый из них педагогикой хорошо исследован и подробно описан. Но изолированно изученные, в реальности названные шесть элементов взаимообусловлены, тесно интегрированы и выступают в неразрывном единстве, качественная специфика которого определяется как педагогическая культура.
Педагогическая профессия представляет собой социальный механизм, который создан обществом для обеспечения потребности в прямой и целенаправленной передаче социального опыта от старших поколений младшим за счет локализации ее в определенном виде профессиональной деятельности и предназначенный для «производства» членов общества, обладающих определенными общественно-потребными личностными характеристиками.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы доказать, что педагогическая культура и такт учителя являются важнейшими качествами учителя, что они являются обязательными характеристиками личности современного учителя, что они необходимы во взаимодействии с учениками и их родителя для того, чтобы воспитать действительно настоящих людей, уважающих и себя и других, уверенных, самодостаточных, другими словами каждому ребенку помочь раскрыться как личной индивидуальности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие педагогической культуры в трактовке разных авторов;
– рассмотреть уровни и компоненты педагогической культуры;
– раскрыть понятие и сущность «педагогического такта»;
– рассмотреть роль педагогического такта в воспитании учеников;
– показать такт учителя в его профессиональной деятельности, на практике, на конкретных примерах.
Исследуемая тема достаточно хорошо изучена. Ее исследовали ученые СССР и также продолжают изучать ученые-современники.
При изучении темы и написании курсовой работы на тему “Педагогическая культура и такт учителя” использованы учебная литература, научные труды, периодические издания, диссертационные исследования и монографии.
На заказ возможно написание любой темы по предмету “Педагогическая культура”. Все работы пишутся в уникальностью от 55% до 97% – по требованиям конткреных вузов и в зависимости от пожеланий самих студентов, на оценки “4” и “5”.

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

1.1 Определение педагогической культуры и ее уровни

Все общество выступает субъектом педагогической культуры, определяя цели и содержание процессов социализации, воспитания и образования. В педагогическом взаимодействии сходятся учителя и родители. Педагогическая культура является совокупностью практического опыта воспитания и обучения подрастающих поколений, теоретических представлений о ценностях образования и воспитания, требований к образовательно-воспитательным процессам и педагогическому взаимодействию.
Педагогическая культура развивается вместе с культурой и цивилизацией, и таким образом прошла определенные этапы.
Первым, кто решился дать определение понятию «педагогическая культура» был ученым Г.Н. Волковым. Он сделал это в конце 50-х годов в рамках этнопедагогики. Вот что он написал: «это та среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей» [10; 17].
Современные ученые, такие как А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Воробьев, Е.Ю. Захарченко, Т.В. Иванова, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Л.Д. Столяренко и др. дают определение педагогической культуре как интеграции, синтезу природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога.
Основополагающим исследованием в данной области считается труд В.Л. Бенина, где раскрыты теоретико-методические основы формирования и развития педагогической культуры. Определение педагогической культуре, которое в научных кругах считается первым обоснованным, данное В.Л. Бениным звучит как интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от данного поколения к другому [6; 12]. Автор первым рассмотрел деятельность, опыт и институциональные формы в единстве.
И.Е. Видт [9; 3-4] определяет понятие как исторически развивающуюся программу социального исследования, включающую в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему формы, методы его достижения, субъекты педагогической культуры, структурированные в определенное педагогическое пространство. Субъекты педагогической культуры – род, община, семья, государство, общество, учитель, родители.
Автор называет три уровня педагогической культуры (рисунок 1).
Рисунок 1 – Три уровня педагогической культуры (по И.Е. Видту)
Н.Е. Воробьев, В.К. Суханцев и Т.В. Иванова трактуют педагогическую культуру как «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Педагогическая культура – это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта» [11; 66]. По мнению ученых, учитель, который обладает высокой педагогической культурой, это тот, который имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточением всемирного культурно-исторического опыта.
Е.В. Бондаревская называет педагогическую культуру частью общечеловеческой, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способами творческой деятельности, необходимыми для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов [8; 39].

1.2 Компоненты педагогической культуры

А.В. Барабанщиков [5; 71] рассматривает педагогическую культуру как определенную ступень овладения учителем педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития его личности именно как педагога и, наконец, его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности. Синтезируя различные элементы сознания и практической деятельности, педагогическая культура содержит в своей основе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры. В ней выражается отношение педагога к своей деятельности, понимание ее сути, своей роли и своего места в педагогическом процессе, характер специальной подготовки, стиль повседневной педагогической деятельности, общения, поведения, отношение к самосовершенствованию и т.п.
Ученый выделяет такие компоненты педагогической культуры учителя (преподавателя) как [5; 75-76]:
– педагогическая направленность личности – система его психолого-педагогических убеждений, любовь к педагогической профессии, активное стремление заниматься ею, уважение к учащимся;
– психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность как нравственно-интеллектуальное качество личности;
– нравственная чистота, гармония рационального и эмоционального, этического и эстетического;
– высокое педагогическое мастерство, творчество и организованность в повседневной профессиональной деятельности;
– система профессионально-педагогических качеств (одухотворенность, способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей; умение разбираться в сложных вопросах, открытость, дружественность, готовность к совместной работе);
– педагогически целесообразное поведение и общение;
– повышенная требовательность к себе, развитие потребности в самосовершенствовании.
Анализируя структуру педагогической культуры, А.И. Пискунов выделяет такие ее компоненты как [17; 60-61]:
– культура педагогически ориентированного мышления, основанная на глубоком теоретическом осмыслении педагогической и социальной реальности, на осознании закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидении результатов профессиональной деятельности;
– культура собственно педагогического труда, предполагающая высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способность к творчеству;
– культура профессионально-педагогического общения, предусматривающая осмысленное освоение норм взаимоотношений учителя с учениками, родителями, коллегами, возникновение диалога, в котором высказывание каждого из его участников значимо для всех;
– культура речи учителя, неразрывно связанная с культурой педагогического общения
Г.И. Ризз [18; 115] выделяет следующие системообразующие элементы педагогической культуры учителя:
– культура целеполагания, которая проявляется и в определении стратегии педагогического развития общества, и при разработке программ более низкого уровня;
– культура педагогического знания, которая включает в себя способность оперировать научными теориями и гипотезами;
– мировоззренческая культура, уровень которой во многом предопределяет процесс и результат взаимоотношений наставника и ученика;
– культура мышления, формирующаяся как обыденными средствами в процессе жизни индивида, так и специальными, к числу которых относится изучение одной из философских наук – формальной логики;
– культура чувств, подразумевающая способность учителя любить, сопереживать, гордиться, мучиться угрызениями совести и т.д.;
– способность высказывать по поводу тех или иных явлений квалифицированные суждения нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного или философского характера. Подобная субъективность отражает личную позицию учителя;
– культура общения учителя с учениками, их родителями, с людьми иных профессий;
– организационная культура, позволяющая обеспечить на самых различных уровнях процессы обучения и воспитания.
Взятая в целом педагогическая культура, по мнению Г.И. Ризз, может быть представлена как предметно-продуктивная и технико-технологическая. К первой относится все достижения общества в сфере педагогического труда. Ко второй – методы, средства, способы, с помощью которых результаты получены. Носителями педагогической культуры являются родители и профессиональные педагоги, существующие в рамках определенного культурно-исторического типа общества.
Л.Д. Столяренко подчеркивает, что главная ценность педагогической культуры – ребенок, его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав. Рассматривая педагогическую культуру как динамическую систему ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов этой системы она выделяет следующие [20; 52-55]:
– педагогическая позиция учителя, отражающая его отношение к своей профессиональной деятельности, к педагогическому труду, к детям, и проявляющаяся в соответствующем поведении;
– профессионально-личностные качества учителя, отражающие направленность его личности, профессионально-нравственный облик, отношение к педагогическому труду, а также его интересы и духовные потребности;
– профессиональные знания, в частности, методологические, теоретические, методические и технологические знания;
– культура педагогического мышления, отличающаяся критичностью, проблемностью, ориентированностью на интересы, потребности и развитие ученика, а также творческой, созидательной направленностью на разработку эффективных технологий и методик;
– профессиональные умения;
– саморегуляция личности и культура профессионального поведения, направленная на приведение возможностей учителя в соответствие с требованиями педагогической деятельности и состоящая из нормативного, оценочного и деятельно-поведенческого компонентов.
З.Ф. Абросимова, изучая процесс формирования педагогической культуры будущего учителя в процессе освоения дисциплин педагогического цикла, отмечает, что она есть единство четырех взаимосвязанных компонентов: потребностно-мотивационного, духовно-нравственного, интеллектуального, деятельностно-практического [1; 42-43].
А.М. Федоров в педагогической культуре учителя выделяет три основных компонента: ценностно-ориентационный, креативно-деятельностный, эмоциональный. В исследовании уже упоминавшегося В.Л. Бенина рассматриваются три блока педагогической культуры: когнитивный, включающий знания, взгляды, идеи; поведенческий, включающий нормы, ценности, обычаи, традиции; институционный. Ученый впервые включил в структуру педагогической культуры институционный блок, что говорит о выходе исследователя на системный, целостный уровень рассмотрения феномена педагогической культуры, включающий личностный и институционный (как совокупность учреждений и других структур – школа, детский сад, семья, социальная группа и т.д.) ее компоненты [7; 75].
По мнению С.В. Елькиной [12; 89], придерживающейся аксиологического подхода, структура педагогической культуры учителя состоит из трех основных компонентов – аксиологического, технологического и личностно-творческого. Содержание аксиологического компонента образует система ценностей, включающая в себя: ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-качества, ценности-отношения, ценности-переживания, ценности-творчества. Технологический компонент педагогической культуры учителя включает в себя способы и приемы его педагогической деятельности. Центральное звено технологического компонента, по мнению исследователя, составляют технологии продуктивного общения, выводящие взаимоотношения учителя и ученика на уровень духовного, смыслового измерения.
Выводы по первой главе:
Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя включает в себя высокий уровень самооценки личности, позитивное самовосприятие, сочетающееся с самокритичностью; направленность на саморазвитие и самореализацию педагогической деятельности; открытость новому опыту, восприимчивость к новым идеям в сочетании с критичностью мышления; способность к оценочным действиям; наличие творческой мотивации; достаточно высокий уровень творческих способностей и умений.

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ

2.1 Понятие и сущность «педагогического такта»

Основной задачей педагога является формирование человеческой культуры. Это обязывает учителя самому быть гуманным и воспитанным человеком. Одной из основ характера учителя является педагогический такт.
В своих трудах К.Д. Ушинский педагогический такт характеризует как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия» [24; 31].
П.Ф. Каптерева рассматривала педагогический такт как «действенный фактор повышения эффективности педагогического процесса вообще и как средство повышения уровня мастерства индивидуального подхода, в частности» [13; 4].
А.С. Макаренко в своих работах определяет педагогический такт следующим образом: «выбор целесообразного, здорового стиля и тона деятельности коллектива, способствующей гуманизации отношений его членов, повышению уровня их общей культуры, добровольному выполнению своих обязанностей» [14; 201-202].
Умение вести себя в коллективе так, чтобы не навредить окружающим, не нарушить их душевный покой, не испортить их настроение и заставить чувствовать себя «не в своей тарелке» – вот характеристики тактичного человека.
Как нравственная категория, такт осуществляет регулирование взаимоотношений людей. Основой тактичного поведения является принцип гуманизма, подразумевающий безусловное уважение всех окружающих людей. Тактичного человека также отмечает умение находить и идти на компромисс, так как он также является залогом успешного общения и сосуществования людей.
Профессия педагога – это постоянное взаимодействие людей. Поэтому каждый учитель обязан владеть навыками такта. Проявляется такт в поведении человека, его привычках, мировоззрении, мышлении, речи и, даже, внешнем виде.
По мнению И.В. Страхова успешность учебно-воспитательной работы во многом зависит от педагогического такта. К основным признакам педагогического такта он относит [21; 162]:
– естественность, простота обращения без фамильярности;
– искренность тона, лишенная всякой фальши;
– доверие к школьнику без попустительства;
– просьба без упрашивания;
– советы и рекомендации без навязчивости;
– требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
– серьезность тона без натянутости в отношениях;
– ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
– требовательность без мелкой придирчивости;
– деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
– твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
– развитие самостоятельности без мелочной опеки;
– быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;
– внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
– ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
При этом главным признаком педагогического такта И.В. Страхов называет «нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения» [21; 159].
По утверждению ученого соблюдение учителем всех перечисленных заповедей общения с учениками в своей работе, взаимодействие с учениками будет более успешным, ученики станут доверять своим учителям.
Из вышесказанного следует, что педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя, характеризуется наличием доверия к ученику, к его действиям и точке зрения. Бестактный учитель – это тот, который с недоверием относится к возможностям ученика, тем более укоряющий его в этом.
Вот как характеризует педагогический такт И. В. Тимонина, которая в своих работах пишет следующее: «педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий учителя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия» [23; 54-55].
Она особо выделяет, что «педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога – крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя» [23; 64].

2.2 Особая роль педагогического такта в воспитании учеников

Особая роль педагогического такта заключается в воспитании учеников. Так бестактный учитель не способен ничему научить детей, так как он не является для них образцом для подражания.
Одной из движущих сил воспитания, которая позволяет формировать необходимые черты характера и навыки учеников, является похвала тактичного учителя.
Учитель обязан обладать чертами характера тактичного человека. Вот эти черты: внимательность, вежливость, сообразительность, уважение к чужому мнению, готовность помогать в трудные минуты, уравновешенность и другие.
Вежливое и уважительное отношение учителя к ученику, также как и к взрослым, показывает личный пример педагога общения с другими людьми согласно общепринятым нормам ведения диалога.
Уважать чужое мнение – значит учитывать мнение и взгляды других людей, не ущемляя их индивидуальность и особый жизненный опыт. Бережное, тактичное отношение к личности своих воспитанников влечет успех во всем процессе воспитания.
Вот что пишет Ю.П. Азаров: «оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий – таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость» [2; 278 – 280].
Тактичный учитель наполнен чувством доверия к ребенку. В его поведении и отношении к ученику нет контроля каждого шага последнего, наоборот, он всегда направляет и поддерживает все личные стремления и поощряет самостоятельность.
Итак, педагогический такт – это мера, целесообразно регулирующая воздействие педагога на воспитанника, а также умение устанавливать необходимый стиль общения. Такт не формируется одним днем, он приобретается ежедневным трудом над собой, и постепенно делает учителя мастером своего дела. Важное качество тактичного учителя – наблюдательность, умение видеть и анализировать состояние и настроение ученика, а также умение быстро и продуктивно принимать решения, способствующие предотвратить замкнутость и недоверие детей.
Важным умением учителя является умение контролировать свои эмоции, свою речь и свое поведение. Это необходимо, чтобы ни в коем случае ни ранить ребенка, т.к. некоторые слова учителя могут сильно и глубоко ранить учеников. Унижение при всем классе («прилюдное» унижение) является особенно болезненным для детской психики.
Неэтичные, запрещенные приемы взаимодействия с учениками следующие:
1. Намеренное подчеркивание своей индивидуальности и незаменимости, превосходство над своими коллегами («Я вам не Мария Ивановна»; «Вас раньше ничему не научили, только я могу научить»; «Кто вам сказал такую глупость?»; «Я не буду с вами «сюсюкать» как другие учителя»; «Почему вы этого до сих пор не знаете?»; «Я вам не нянька, носы вытирать!»).
2. Превосходство преподаваемого предмета над другими («Это вам не урок физкультуры»; «Математика – это вам не языком молоть»).
3. Заигрывание с учениками, завышение оценок.
Такой аспект как заигрывание чаще встречается у молодых учителей. Это их попытка заслужить доверие ребенка с помощью повышенного внимания.
Не редко в наших школах встречается завышение оценок. Некоторые учителя ставят оценки не за знания учеников, а за их поведение, что сигнализирует о некорректном отношении к работе педагога. Иногда учителя ставят хорошие оценки «нужным» детям (детям влиятельных и богатых людей).
Выводы по второй главе:
Педагогический такт представляет собой одну из главных форм нравственных отношений между участниками педагогического процесса. Его специфика заключается в нравственной ответственности учителя, а именно в регулировании межличностного общения и всего педагогического процесса в целом. Сохраняя доброжелательный эмоциональный климат в любой ситуации, тактичный учитель направляет, формирует, организовывает и поддерживает условия обучения и воспитания. Современное общество заинтересовано в педагогическом такте учителя, т.к. он является не только показателем мастерства учителя, но и его культуры в целом.

ГЛАВА 3 ТАКТ УЧИТЕЛЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

3.1 Роль педагогического такта в повышении эффективности урока

Учитель в течение всего урока взаимодействует с учащимися путем сложных взаимодействий. Важным является то, что передача знаний учителем осуществляется не механически. Учитель ведет учащихся от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от явлений к сущности. При таких условиях учащиеся активно познают основы наук, а не просто воспринимают знания.
Одно из самых важных качеств такта учителя является тактичное отношение к учащимся, т.е. личное отношение учителя к учащимся. Данное качество значительно ценнее в деятельности учителя, чем научная эрудиция и педагогическое мастерство учителя, при этом это не означает, что последние из перечисленных качеств неважны. Именно личное отношение учителя к учащимся, а не только его научная эрудиция и педагогическое мастерство, обусловливают активность учащихся на уроке. На эмоциональное состояние учителя, его изменения очень сильно реагируют учащиеся всех возрастов, что, прежде всего, сказывается на их работоспособности.
Описанная сложность взаимоотношений учителя и учащихся подтверждается В. И Страховым [21; 155] в проведенном им психологическом анализе педагогического такта у студентов-практикантов на уроке.
Автор считает чрезвычайно важным для учителя обдумывать «эмоциональный тон своего поведения на уроке» на этапе подготовки урока. По мнению В.И Страхова, эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу на уроке в большей мере активизирует учащихся, заставляет их пережить, прочувствовать изучаемый материал, пробуждает жажду знаний, сближает школьников с учителем.
В процессе урока учителю важно проявлять чувство меры не только в отношении к детям, но и в темпе самой работы.
Опыт показывает, что многие учителя проводят весь урок на «высокой ноте» (и опрос учащихся, и объяснение, и закрепление материала). Т.е. повышенный эмоциональный тон преобладает в течение всего урока и нередко переходит в крикливость, раздражительность, окрики. Ошибка таких учителей в том, что у них сложилось ложное понимание «строгого» тона.
К. Д. Ушинский предупреждал учителя о том, что «чем более привыкли нервы впадать в раздражённое состояние, тем медленнее отвлекаются они от этой гибельной привычки… Всякое нетерпеливое действие со стороны воспитателя и наставника производит последствия, совершенно противоположные тем, которых они ожидают: вместо того чтобы успокоить нервы ребёнка, они ещё более раздражают его» [25; 270-271]. Учителю важно уметь управлять своим тоном. Он не должен быть всегда одинаковым. Иначе есть опасность того, что дети не отреагируют на тон учителя в необходимых случаях, т.к. привыкли к тону учителя.
Иногда дети не любят учителя и протестуют против него, что выражается в хитроумных проделках, «чтобы позлить учителя». Неприязнь к учителя ети переносят на предмет, что сказывается на работоспособности детей на уроках такого учителя, работоспособность снижается.
Темп учителя влияет на работоспособность учащихся следующим образом:
– очень быстрый темп – вызывает суетливость, выбивает учащихся из колеи, приучает к поверхностным знаниям;
– замедленный – снижает работоспособность учащихся, вызывает у них пассивность.
Педагогический такт – это искренность по отношению к детям. Искреннему учителю учащиеся даже прощают «придирчивость», т.к. они чувствуют, что она вызвана искренним желание учителя помочь детям вырасти в настоящих людей, преодолеть недостатки своего поведения.
Что излишняя экспансивность учителя, так и его бесстрастное лицо – ни то, ни другое не способно расположить учащихся к учителю, создать эффективную рабочую обстановку на уроках.
Таким образом, установлению эффективной рабочей обстановки на уроке и налаживанию доверительного открытого контакта способствуют в совокупности следующие факторы:
– уважение личности учащегося и требовательность к нему;
– человеческое тепло;
– ритмичный темп работы «без потерь времени»;
– строгая сдержанность учителя.
Примером такого учителя можно назвать А. С. Макаренко, каким его описывает Е. И. Депутатова, его ученица. Вот как она описала его талант входить в контакт с учащимися: «Я видела, что другие учителя… просто приходят, здороваются, раскрывают журнал и, проверив ребят, вызывают, рассказывают и потом уходят… Иная манера была у А. С. Макаренко: Антон Семенович приходил в класс всегда светлым, одухотворенным… Внимательным упорным взглядом голубых близоруких глаз он осматривал весь класс, каждого из нас. Каждый понимал, что после установленного контакта с ним каждый будет у него на счету, ни один не ускользнет от его зоркого внимания, все останутся в поле его зрения» [4; 33].
Педагогический такт не менее важен в установлении контакта со старшеклассниками. Любимых учителей вспоминают как «строга и требовательна, но задушевный человек». Вот высказывание выпускника, которое подтверждает, написанное выше о влиянии отношений между учителем и учениками на отношение учащихся к предмету: «Уроки истории мы учили не из боязни получить плохую отметку, а просто потому, что было как-то неудобно не ответить ей хорошо. За всё время пребывания в школе мы никогда не видели, чтобы она допустила по отношению к нам хотя бы малейшую бестактность. Слово «нетактичность» несовместимо было с благородным обликом нашей учительницы» [4; 33].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональный педагогический такт учителя является одним из важнейших средств повышения эффективности урока.
Все составляющие профессионального педагогического такта для наглядности оформим в виде рисунка 2.
Рисунок 2 – Профессиональный педагогический такт учителя 

3.2 Проявление профессионального педагогического такта при поощрении и наказании учащихся

Исключительная тактичность требуется от учителя при применении таких воспитательных мер, как наказаний и поощрений. Только искренняя тревога учителя за поступок ребенка повышают воспитательную силу данных вспомогательных мер воздействия.
Практика же показывает, что нередко наказание является либо единственным средством воспитания, без учета сложившихся обстоятельств и самого детского коллектива, либо превращается в простую формальность. Очевидно грубое нарушение педагогического такта.
Печальным является тот факт, что до сих пор в наших школах учителя проявляют нетактичность, неадекватность и некорректность, налагая взыскание на ученика по установившейся за ним репутации озорника: «Я не буду разбирать, кто виноват. Уверена, что ты первый был там». Учительница обвиняет ученика, даже не разбираясь, а в действительности данный ученик вовсе не был причастен к данному озорству.
Тактичность учителя в таких случаях – это не принимать поспешных решений, умение спокойно и объективно разобраться в ситуации и в обстановке. «Хороший» учитель знает детей, знает их индивидуальные особенности. Его наблюдательность позволяют ему увидеть, как сам ученик относится к совершенному им поступку: искренне раскаивается или, напротив, бравирует: «Да, я сделал, ну и что же из этого!?». Тактичный учитель также по внешним признакам способен определить отношение ребенка к совершенному им поступку – по побледнению или покраснению лица, по взгляду, слезам и др.
Кроме того, тактичный учитель умеет видит реакцию и отношение к поступку не только ученика его совершившего, а также и всего детского коллектива. Это важно, т.к. эффективность результата воспитательного воздействия на учащегося повышается при условии единства мнений класса и учителя.
«Позоришь наш класс, ставишь под удар!», – именно так рассматривают поступок ученика учащиеся организованного, целеустремленного класса, рассматривают с позиции затронутой чести всего класса.
На практике встречается и другой вариант, когда класс пытается выгородить озорника. Это происходит по причине ложного понимания товарищества.
Настроить класс на откровенность способен лишь тактичный подход учителя, основой которого является искренне отношение к детям. Такой подход позволяет учителю выяснить, чем же на самом деле мотивирован поступок ученика, что это – детская шалость или преднамеренное озорство, «круговая порука», зависимость от неправильных отношений в коллективе, протест против несправедливости, или что-то другое.
«Первоклассника беспокоит отношение к наказанию близких ему людей: отца, матери, любовью которых он дорожит. «Ты любишь свою маму?» – спрашивает у первоклассника-озорника педагог. Ребёнок молча, взглянул на него, и в глазах блеснула слезинка: «Я не буду шалить на уроке, не говорите маме. Она меня не будет любить». Педагог опирается на эти чувства, создавая условия для организованного поведения малыша на уроке (постоянная энергичная деятельность ученика на уроке, повышение, удельного веса самостоятельной работы, одобрение проявленной активности)» [4; 34].
Когда учитель пренебрегает тактом при наказании, то это не исчерпывает конфликт, а напротив, обостряет его, от ученика / учеников идет противодействие, грубость, создается атмосфера недоверия между учителем и учениками, авторитет учителя падает.
От учителя требуется проявление большого такта, позволяющего ему вникнуть и разобраться в кодекс ребячьих дел. Затем, при необходимости, важно уточнить представления детей о товарищеском долге, чести и настоящей дружбе.

3.3 Такт педагога как одно из условий правильных взаимоотношений с родителями

Родитель и классный руководитель оба выступают воспитателями. Целью воспитания является воспитать активную, здоровую, развивающуюся личность. И от обоих, в одинаковой степени, требуется такт в отношении друг к другу, к детям и семье.
Внешняя вежливость учителя по отношению к родителю – это важный, но не единственный аспект. Кроме внешней вежливости, учитель должен уметь создать атмосферу взаимопонимания, единства мнений, а также единство действий в сложных вопросах воспитания.
Связи между классным руководителем и родителями многосторонние и сложные. Основные вопросы, которые требуют от классного руководителя тактичности, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные вопросы, которые требуют от классного руководителя тактичности
Тон учителя выражает искреннее отношение учителя к совершенному проступку детей или неправильным действиям родителей. Он, в зависимости от места, времени, сложившихся обстоятельств, может быть мягким и задушевным, либо холодным и гневным, и т.п. Но при этом тон всегда основан на взаимном уважении друг друга. Важным является то, что тон классного руководителя должен выражать искренность и стремление помочь родителям воспитать ребенка.
Нетактичное поведение учителя с родителями усугубляет разрыв между ними. Пример, ярко показывающий это:
Мать ученицы V класса постоянно вступала в пререкания с классным руководителем. Безапелляционным тоном она заявляла: «Вы меня не учите. Сама знаю, как надо воспитывать дочь». В порыве раздражения классный руководитель в беседе с нею допускал резкие замечания, иногда в грубом тоне. Это отражалось на поведении девочки. Она также проявляла грубость в отношении к учителю.
Новый классный руководитель начала свою работу с изучения семьи учащихся. Она тактично подходила к семье учащегося, учитывая особенности быта каждого из них. В ответ на резкое замечание матери: «Опять пришли учить меня!» – классный руководитель сдержанно сказала, что она хочет познакомиться с условиями работы своей новой ученицы.
Прежде всего, она похвалила мать за чистоту в комнате и заботливо организованный рабочий уголок для дочери, поинтересовалась тем, как девочка помогает матери. Доброжелательный тон расположил мать девочки к новой классной руководительнице. Она охотно рассказала о том, как организует домашний режим дочери. Учительница предложила ей рассказать об этом на собрании родителей. Мать смутилась, говоря, что она делает то, что все делают.
Искренность тона учительницы пробудила у неё скромность. Между воспитателем и матерью был найден общий язык по вопросам воспитания ребёнка [4; 35].
В чем проявляется нетактичность учителя в отношении к семье учащегося показано на рисунке 4.
Рисунок 4 – Аспекты проявления нетактичности учителя в отношении к семье учащегося
Как гармонично должен проявляться такт классного руководителя, показано на рисунке 5.
Основа искренних взаимоотношений учителя с детьми – такт классного руководителя в работе с семьей. Учащиеся видят доброжелательный и искренний контакт между учителем и родителями, благодаря этому учитель для них становится близким лицом, они проникаются к учителю доверием, у них появляется убежденность, что учителю, так же как и его родителям, дороги его успехи и тяжелые неудачи.
Рисунок 5 – Проявление такта учителя в работе с родителями
Практика показывает, что наиболее часто педагогический такт требуется учителю в тех ситуациях педагогического воздействия, которые считаются сложными и неоднозначными. В таких ситуациях помимо нравственной стороны отношения, от учителя требуется проявить интуицию, находчивость, уравновешенность, и даже чувство юмора (именно доброго юмора, а не злых насмешек и иронии). Часто именно добрый юмор способствует нахождению эффективного и тактичного способа педагогического взаимодействия. Гёге называл юмор мудростью души, Ш. А. Амонашвили пишет: «Улыбка – есть особая мудрость» [3; 185]. Бывают ситуации, в которых лишь улыбка учителя и ситуация меняется, спадает возникшее напряжение в классе. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передаётся человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего» [3; 186].
И это должна быть именно улыбка, которая пропитана любовью, в ней одобрение, понимание, успокоение, сочувствие, сожаление, но ни как ни ехидство, насмешка или злорадство.
Следующие слова Ш. Амонашвили могут стать своеобразным наставлением педагога, напоминавшим ему о том, кто он такой и на каких этических основах зиждется его педагогическая позиция:
«Я – Учитель
Я – Любовь и преданность, Вера и Терпение.
Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.
Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство
Я – Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый.
Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник.
Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни.
Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.
Я – Улыбка Будущего и Факел Сущего.
Я – Учитель от Бога и Соработник Бога» [3; 188].
Выводы по третьей главе:
Из всего вышеизложенного можно сделать выводы о том, что в практической деятельности учителю чрезвычайно важно быть тактичным, т.к.:
– это его качество является одним из важнейших средств повышения эффективности урока;
– при применении таких воспитательных мер, как наказаний и поощрений только искренняя тревога учителя за поступок ребенка повышают воспитательную силу данных вспомогательных мер воздействия;
– основа искренних взаимоотношений учителя с детьми – такт классного руководителя в работе с семьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая культура является совокупностью практического опыта воспитания и обучения подрастающих поколений, теоретических представлений о ценностях образования и воспитания, требований к образовательно-воспитательным процессам и педагогическому взаимодействию.
Первым, кто решился дать определение понятию «педагогическая культура» был ученым Г.Н. Волковым. Он сделал это в конце 50-х годов в рамках этнопедагогики.
Основной задачей педагога является формирование человеческой культуры. Это обязывает учителя самому быть гуманным и воспитанным человеком. Профессия педагога – это постоянное взаимодействие людей. Поэтому каждый учитель обязан владеть навыками такта. Проявляется такт в поведении человека, его привычках, мировоззрении, мышлении, речи и, даже, внешнем виде.
Особая роль педагогического такта заключается в воспитании учеников. Так бестактный учитель не способен ничему научить детей, так как он не является для них образцом для подражания.
Современное общество заинтересовано в педагогическом такте учителя, т.к. он является не только показателем мастерства учителя, но и его культуры в целом.
Установлению эффективной рабочей обстановки на уроке и налаживанию доверительного открытого контакта способствуют в совокупности следующие факторы:
– уважение личности учащегося и требовательность к нему;
– человеческое тепло;
– ритмичный темп работы «без потерь времени»;
– строгая сдержанность учителя.

*****
Курсовая работа на заказ по педагогической культуре на тему “Педагогическая культура и такт учителя” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

Профессиональный педагогический такт учителя является важнейшим средств повышения эффективности урока, необходимым условием при применении таких воспитательных мер, как наказаний и поощрений, одним из условий правильных взаимоотношений с родителями.
Практика показывает, что наиболее часто педагогический такт требуется учителю в тех ситуациях педагогического воздействия, которые считаются сложными и неоднозначными. В таких ситуациях помимо нравственной стороны отношения, от учителя требуется проявить интуицию, находчивость, уравновешенность, и даже чувство юмора (именно доброго юмора, а не злых насмешек и иронии).
Итак, поставленная во введении цель достигнута, мы подтвердили, важность и необходимость педагогической культуры и педагогического такта учителя в его личностной характеристике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплины педагогического цикла: Дисс…канд.пед.наук. – Курган, 1998. – 164 с.
2) Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М.: Эксмо, 2015. – 496.
3) Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? // Культура и время. – 2002. – № 4. – С. 184-195.
4) Афашагова А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 290 с.
5) Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры) // Советская педагогика. – 1981. – №1. – С.71-77.
6) Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / Педагогическая культура. Коллективная монография / Отв. ред. В.Л. Бенин, В.В. Власенко. – СПб.: Эйдос, 2012. – 730 с. – С. 10 – 28.
7) Бенин В.Л. Культурологические исследования // Образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 73 – 84.
8) Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. – 1999. – №3. – С.37–43.
9) Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 3-7.
10) Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во, 1958. – 264 с.
11) Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. – 1992. – №1-2. – С. 66-70.
12) Елькина С.В. Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа (на материале «Музыкальное образование»). Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Самара, 2000. – 207 с.
13) Каптерев П.Ф. О самообразовании и самовоспитании // Образование. – 1897. – № 1. – С. 2-5.
14) Макаренко А.С. О моем опыте // Пед. соч. В 8т. Т.4 – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
15) Остапчук Н.А. Педагогический такт как основа мастерства преподавателя // Символ науки. – 2016. – № 9. – С. 96 – 99.
16) Педагогика: Введение в педагогическую деятельность: Краткий конспект лекций / А.Н. Хузиахметов. – Казань, 2013. – 112 с.
17) Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание//Педагогика.– 1995. – №4. – С.59-63.
18) Ризз Г.И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве// Педагогика. – 1995. – №4. – С.114-116.
19) Садыкова Е.Р. Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура учителя» // Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. – С. 79-84.
20) Столяренко Л.Д. Педагогика.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
21) Страхов И. В. Психическое состояние и такт учителя // Вопр. психол. – 1966. – № 3. – С. 153- 164.
22) Страхов И.В.Психология педагогического такта. – Саратов, 1966. – 280 с.
23) Тимонина И.В. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 136 с.
24) Ушинский К.Д. Предисловие. // Пед. соч. в шести томах. Т. 5. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.
25) Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Педагогика, 1974. – 528 с.

Просмотров: 9