Источники конкурентных преимуществ и их детерминанты


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
1 Источники конкурентных преимуществ и их детерминанты………….……5
1.1 Конкурентные преимущества: сущность и источники……………………..5
1.2 Детерминанты конкурентных преимуществ…………………………..……6
1.3 Особые детерминанты конкурентных преимуществ………………………10
2 Стратегический анализ внутренней и внешней среды субъекта РФ………..13
2.1 Характеристика Новосибирской области……………………………..……13
2.2 Анализ внутренней и внешней среды Новосибирской области…………..18

2.3 Формулирование миссии Новосибирской области………………………..24
2.4 Формулирование стратегических целей Новосибирской области…….…25
2.5 Разработка стратегии Новосибирской области и планирование ее реализации……………………………………………………………………..…27
2.6 Разработка системы стратегического контроля……………………..…….30
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Номер в журнале 15, следовательно, теория – вопрос №34, практика – субъект РФ, выбираем Новосибирскую область. Курсовая работа защищена в 2015 году.
Актуальность темы исследования «Источники конкурентных преимуществ и их детерминанты» заключается в том, что факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ М. Портера, и сегодня играют важную роль как для организаций, так и для стран, территориальных образований и т.п.
В 1990 г. была разработана теория конкурентных преимуществ профессора Гарвардского университета М. Портера. К факторам, обусловившим появление теории конкурентных преимуществ, он относит следующие:
– реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции в условиях глобализации, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;
– революционные изменения в технологиях;
– появление новых индустриальных стран;
– расширение интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы) [1, с.51].
Целью исследования данного вопроса является теоретическое изучение источников конкурентных преимуществ и их детерминант.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и источники конкурентных преимуществ;
– рассмотреть детерминанты конкурентных преимуществ;
– рассмотреть особые детерминанты конкурентных преимуществ.
Во второй главе работы проведен стратегический анализ внутренней и внешней среды территориального образования на примере Новосибирской области.
Цель выполнения стратегического анализа внутренней и внешней среды заключается в получении практических навыков проведения анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать характеристику Новосибирской области;
– провести анализ внутренней и внешней среды Новосибирской области;
– сформулировать миссию Новосибирской области;
– сформулировать стратегические цели Новосибирской области;
– разработать стратегию Новосибирской области и спланировать ее реализацию;
– разработать систему стратегического контроля.
При освещении теоретического и практического вопросов использована литература, список которой приведен в конце данной работы.

1 ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ИХ ДЕТЕРМИНАНТЫ

1.1 Конкурентные преимущества: сущность и источники
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенные преимущества над своими непосредственными преимуществами. Эти характеристики могут принадлежать к самой продуккции, или к дополнительным услугам, к формам производства, сбыта или продажу, специфических для фирмы или продукции (Ж. Ж. Ламбенбен) [2, с. 104].
М. Портер в своей книге “Международная конкуренция” [1] утверждал, что пока “не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность подразумевала низкие производственные издержки на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны – это продуктивность использования ресурсов” [1, с. 4]. Вместе с тем он отмечает, “корпорации, не нации, находятся на переднем крае международной конкуренции… конкурентное преимущество компаний напрямую связано с местом, которое они называют своей нацией или страной происхождения… формирование корпорации в “неправильной” нации должно вызывать фундаментальную стратегическую озабоченность… Корпорация получает важное преимущество от наличия в своей нации таких компаний-поставщиков и компаний-покупателей ее продукции, которые занимают ведущие позиции на мировом рынке, т.е. компаний мирового класса… Наиболее требовательные покупатели и поставщики подталкивают корпорацию-производителя к улучшению качества и конкурентоспособности ее продукции…”.
Таким образом, конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства, а национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же преимущество им позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем оперативно, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать.
Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества лежит роль страны стимулирования обновлений и совершенствований (т.е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории – все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний и определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

1.2 Детерминанты конкурентных преимуществ
В основе теории М. Портер лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба (национального ромба, как называл его автор) и которые являются детерминантами конкурентных преимуществ. Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба. К основным детерминантам конкурентных преимуществ относятся следующие.
Факторные условия – наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:
– человеческие ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;
– физические ресурсы – количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., географическое положение и климатические условия страны;
– инфраструктура – транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т.д.;
– ресурс знаний – ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;
– денежные ресурсы – капитал, который может быть направлен в производство.
Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации. По степени развитости факторы делятся:
– на основные – это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т.д.);
– развитые – это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т.д.).
По степени специализации факторы делятся:
– на общие – универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т.д.);
– специализированные – узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.
Условия спроса представлены тремя составляющими:
а) структура внутреннего спроса;
б) величина и характер роста внутреннего спроса;
в) интернационализация спроса.
На структуру внутреннего спроса в свою очередь воздействуют следующие факторы:
– сегментная структура рынка – структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т.д.;
– требовательность и разборчивость потребителей – чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура;
– предполагаемые потребности покупателей – если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным преимуществом, поскольку фирма должна уловить потребность в этом новом товаре.
Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:
– емкий рынок позволяет использовать эффект масштаба;
– расширение рынка дает возможность для развития технологий;
– насыщение рынка подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.
Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку покупатели – граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства. Развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт. Влияние фирмы на запросы таких покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, тянут за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.
Важное значение имеет и так называемый эффект демонстрации – фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т.д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.
В теории М. Портера рассматриваются родственные и поддерживающие отрасли.
Поддерживающие отрасли – это отрасли-поставщики, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.
Родственные отрасли – это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).
Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты подразумевают наличие мотивации и эффективной структуры, делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества.
Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие компоненты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.
На определение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияют следующие факторы:
– цели, к которым стремятся люди и управленцы – если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;
– структура собственности – естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой – другие;
– индивидуальные цели – важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;
– влияние национального престижа и национальных приоритетов -некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);
– конкуренция на внутреннем рынке – ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая, прежде всего, на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

1.3 Особые детерминанты конкурентных преимуществ
К особым детерминантам конкурентных преимуществ относятся случай или случайные события и государственная политика, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата).
При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как результаты изобретательства; крупные технологические сдвиги; революционное производство; резкое изменение цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы); всплеск мирового или местного спроса; политические решения зарубежных правительств; войны и т.д.
Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить [1, с.146]:
а) воздействие правительства на факторные условия:
– акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т.д.);
– грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров);
б) воздействие правительства на условия спроса:
– государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
– регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
– воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
– стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
– предоставление полной и качественной информации покупателям;
– введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
– зарубежная помощь и политические связи (например, схема взаимодействия “колония – метрополия”);
в) воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
– политика правительства в отношении СМИ;
– образование кластеров (в трактовке Портера – создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи, от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
– региональная политика (стимулирование развития отстающих районов);
– воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта); воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т.д.); образование новых фирм; внешнеторговая политика; привлечение зарубежных инвестиций.

2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ СУБЪЕКТА РФ

2.1 Характеристика Новосибирской области
Новосибирская область на протяжении большей части ХХ в. была одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. В конце 80-х годов по комплексной оценке экономического потенциала она находилась в первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом и интенсивным сельским хозяйством – на душу населения здесь производилось сельскохозяйственной продукции примерно на четверть больше, чем в среднем по РСФСР.
В период рыночных реформ высокий потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Если в 1994 г. в Новосибирской области валового регионального продукта на душу населения производилось около 90% от среднероссийского уровня, то к 1996 г. этот показатель снизился уже до 87, а к 2002 г. – до 75,6%. Особенно пострадали базовые отрасли машиностроения, составляющие основу высокотехнологичного производства, – приборостроение, электроника и микроэлектроника. Стали убыточными почти все предприятия, выпускавшие электронную и радиотехническую продукцию. Существенно увеличилась степень износа производственного аппарата в промышленности, произошло заметное обветшание городской инфраструктуры. Резко сократились объемы промышленного и гражданского строительства.
Под воздействием этих факторов, имеющих в основном внешний характер, область в середине 90-х годов вошла в категорию «новых депрессивных регионов».
В 90-е годы произошло качественное изменение специализации Новосибирской области: из мощного промышленного центра России она превратилась в регион, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции региона как крупного транспортного центра. В результате в экономике области значительно выросла доля услуг в структуре валового регионального продукта (с 40,2% в 1995 г. до примерно 60% в 2005 г.).
Таковы были стартовые условия, в которых стала работать новая исполнительная и законодательная власть Новосибирской области в 2000 г.
Она столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической и налогово-бюджетной политики с целью восстановления производственного потенциала региона и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода.
В результате последовательной модернизации экономической политики в последние годы Новосибирская область демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Начиная с 2001 г. темпы роста ВВП и промышленности региона заметно превышали среднероссийские (рис. 2.1), улучшились позиции области в Сибирском федеральном округе (СФО).
В 20011–20012 гг. на территории Новосибирской области введено более 40 новых, расширено и модернизировано более 340 действующих производств. Создано около 12 тыс. рабочих мест.
К безусловно позитивным результатам экономической политики следует отнести снижение инвестиционного риска региона, который ранее оценивался достаточно высоко. Заметно усилилась действенность инновационной политики региона. В 2006 г. Правительством РФ было принято решение о создании технопарка «Академгородок»,

Рисунок 2.1 – Темп прироста основных экономических показателей
по Новосибирской области и Российской Федерации (20013 год в % к 1999 году, в сопоставимой оценке)

ориентированного на внедрение новейших достижений сибирской науки в сфере информационных технологий, биотехнологии, силовой электроники, приборостроения, и подписано соответствующее инвестиционное соглашение о начале его строительства. Основными направлениями специализации Технопарка определены:
– информационные и телекоммуникационные технологии;
– биомедицина и биотехнологии;
– приборостроение и наукоемкое оборудование;
– новые материалы, нанотехнологии, силовая электроника.
Несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социальном развитии, которые проявлялись в 90-е годы и на рубеже веков, с 2001 г. Новосибирская область стала показывать в целом положительную динамику качества жизни населения и постепенное приближение к средним значениям по Российской Федерации. Наиболее важным индикатором этих процессов является выход в 2006 г. на средний по России сводный показатель качества жизни, с 2006 года по 2013 годы этот показатель поддерживается на уровне среднего. Также следует отметить, что произошло снижение показателя уровня бедности населения.
В 2013 г. среднедушевые доходы относительно уровня 2008 года выросли на 62,3%, реальные располагаемые денежные доходы населения –
примерно на 29,3%, среднедушевые доходы превысили величину прожито
чного минимума в 2,3 раза. Заметно (на 13 п.п. – до 21,7%) сократилась за три последних года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Новосибирская область занимает лидирующее положение в Сибирском федеральном округе по темпам и масштабам жилищного строительства. За 2006-2013 годы в Новосибирской области построено и реконструировано более 160 объектов социально-культурного назначения.
Благодаря проводимой в Новосибирской области активной инвестиционной политике на протяжении последних лет отмечается положительная динамка роста инвестиций в основной капитал, отмечается приток иностранных инвестиций в экономику области.
Результатом сбалансированной финансовой политики стало присвоение Новосибирской области международным рейтинговым агентством Fitch Ratings долгосрочного кредитного рейтинга в иностранной и национальной валюте «ВВ-». Региону присвоен национальный долгосрочный рейтинг A+(rus), при этом прогноз по всем долгосрочным рейтингам был зафиксирован как «стабильный». Эти рейтинги явились объективной оценкой
диверсифицированной и растущей экономики Новосибирской области, обеспечивающей стабильный рост налоговых доходов и снижающуюся долговую нагрузку, а также того факта, что область все в большей степени полагается на собственные доходы бюджета.
Тем не менее, в целом по соотношению среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и другим важнейшим параметрам социального развития Новосибирская область находится лишь в середине списка всех субъектов Российской Федерации. На долю 10% наиболее обеспеченного населения области приходится 28% всего объема денежных средств, а на долю 10% наименее обеспеченных граждан – всего 2,3%.
В регионе сохраняется отставание от среднероссийского уровня по обеспечению жильем.
Разрыв между показателем производства ВРП на душу населения в Новосибирской области и его среднероссийским уровнем в последние годы сократился, однако остается достаточно ощутимым. Это весьма тревожный индикатор уровня и качества экономического роста в регионе.
Хотя в области сохраняется более высокий, чем в среднем по стране, уровень производства сельскохозяйственной продукции на одного жителя, это опережение стало уменьшаться. Ситуация в сельском хозяйстве остается сложной, сокращаются посевные площади и поголовье скота, сохраняется значительная задолженность по оплате труда.
Отмеченные тенденции в существенной степени были связаны с недостаточным обновлением производственного аппарата Новосибирской области, значительная часть которого устарела как физически, так и морально, с низкими темпами инвестирования в экономику и социальную сферу региона.
Несмотря на усиление инвестиционной активности в регионе в последние годы, в 2013 г. объем инвестиций в основной капитал, приходящихся на одного жителя области, был в 1,8 раза меньше, чем в среднем по стране.
По сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа в Новосибирской области самый большой уровень износа основных фондов и самая низкая фондоотдача. Физический и моральный износ основных производственных фондов во всех сферах экономики области составляет около 50%, в промышленности – около 60%.
Таким образом, в настоящее время Новосибирская область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции.

2.2 Анализ внутренней и внешней среды Новосибирской области
Анализ внутренней и внешней среды региона начнем с выявления основных конкурентных преимуществ (сильных сторон) Новосибирской области, которые определяют специфику данного региона по сравнению с другими сибирскими территориями.
1) Главное преимущество – уникальная даже по мировым масштабам концентрация научно-исследовательских Институтов Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук и отраслевых НИУ (например, ПО «Вектор»). По оценке руководства страны, Сибирское отделение РАН, ядром которого является Новосибирский научный центр, безусловно, находится на передовых рубежах отечественной, а по ряду направлений и мировой науки. Уже сегодня портфель готовых к практическому использованию научных разработок новосибирских ученых позволяет обеспечить прорывные технологии в ряде важнейших секторов российской экономики.
Влияние новосибирского научного сегмента на все стороны развития региона трудно переоценить. Это проявляется в особом, уникальном имидже г. Новосибирска и всего региона как важнейшего центра науки, имеющего мировую известность. Новосибирский Академгородок является крупнейшим потенциальным источником инноваций. Креативность научного сообщества в существенной степени влияет на общий высокий интеллектуальный уровень населения региона.
2) Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций), а также статус центра Сибирского федерального округа, где находятся резиденция Полномочного представителя Президента РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, другие межрегиональные структуры, объективно определяют «столичный статус» г. Новосибирска и особую роль региона в федеративной системе России. Хотя столичный статус Новосибирска зачастую оспаривается другими крупными городами Сибири, тем не менее это объективная экономическая и политическая реалия, что подкрепляется третьим местом Новосибирска в перечне крупнейших городов Российской Федерации.
Выгодное положение Новосибирской области определяется также ее граничным положением с Казахстаном, близостью к крупнейшим поставщикам топливных ресурсов (Тюменская область, Кузбасс), относительной близостью к северным территориям Китая. Срединное положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской и Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делает ее ядром экономической активности макрорегиона с населением 11,5 млн чел. и радиусом доступности 300–600 км.
3) Новосибирская область обладает достаточно диверсифицированной структурой реального сектора экономики. В нём сочетаются перерабатывающая и добывающая промышленность, тяжелая промышленность и производства, ориентированные на удовлетворение конечных потребностей населения, в достаточно гармоничной пропорции сочетаются промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт (рис. 2.2). В ряде отраслей промышленности имеются весьма конкурентоспособные производства. В экономике области хорошо представлены предприятия крупного бизнеса; основу промышленного комплекса Новосибирска составляют более 200 крупных и средних предприятий, производящих более 75% промышленной продукции области. По состоянию на 2013 г. в рейтинге 400 крупнейших компаний Сибири область имеет 80 позиций. В списке 200 крупнейших компаний Сибирского федерального округа регион представлен 40 компаниями, при этом он является явным лидером в тех производствах, которые работают на удовлетворение внутреннего спроса (пищевая промышленность, торговля, транспорт, телекоммуникации и связь).

Рисунок 2.2 – Структура промышленного производства 2013 года (в % к итогу)

4) По производству продукции сельского хозяйства Новосибирская область имеет весьма сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны. Она занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа по объему производства сельхозпродукции на душу населения. Область в состоянии полностью обеспечить себя продовольственной продукцией и участвовать в решении продовольственной проблемы для других территорий восточной части страны.
5) Масштабное развитие транспортной отрасли и межрайонной транспортной инфраструктуры и логистики. Удельный вес транспортного комплекса в валовом региональном продукте Новосибирской области составляет 12,1 %, что превышает общероссийские показатели на 4,5%. Новосибирская область формирует шестую часть общего грузооборота Сибирского федерального округа и занимает здесь лидирующие позиции. ОАО «Аэропорт Толмачево» входит в пятерку аэропортов с самым крупным пассажиропотоком.
6) Новосибирской области стала весьма заметной роль предприятий малого и среднего бизнеса. По числу малых предприятий регион занимает шестое место в РФ; здесь сосредоточена примерно четверть малых предприятий Сибирского федерального округа.
7) Огромный потенциал в сфере профессионального образования. Регион занимает 4-е место в РФ по числу студентов на 10000 населения. В масштабах Сибири лишь Томская область может конкурировать с Новосибирской областью по численности вузов, по их разнообразию и, главное, по качеству образования. В области работает 45 вузов и филиалов, 65 учреждений среднего специального профессионального образования, а также 70 профессиональных училищ и лицеев.
8) Новосибирск является третьим по значимости и масштабам культурным центром России. Развитые традиции оперного, балетного, драматического, изобразительного искусства и один из лучших в стране модернизированный Новосибирский театр оперы и балета сформировали в регионе особую культурную атмосферу. Симфонический оркестр, новосибирская скрипичная школа известны далеко за пределами России и отвечают самым высоким мировым стандартам.
9) Новосибирская область имеет значительный потенциал строительного комплекса, при этом в последние годы идет массовое его наращивание (в том числе с участием иностранного капитала). Потери региона в производстве стройматериалов (цемент, стеновые материалы и др.) за последние 15-20 лет были ниже, чем в других сибирских субъектах Федерации.
10) В регионе на основе взаимодействия сильного профессионального состава медицинских учреждений и развитой инфраструктуры в виде системы специализированных медицинских центров и клиник сформирован мощный центр федеральной и межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
11) Новосибирск входит в десятку ведущих регионов по России и лидирует в Сибирском федеральном округе по показателю насыщенности учреждениями банковской системы. Это предопределяет специализацию области на оказании банковско-финансовых услуг в межрегиональном масштабе.
12) Региону принадлежит явное лидерство в Сибири по развитию IТ-компаний. В рейтинге регионального распределения крупнейших компаний на рынке российских информационных и коммуникационных технологий область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
13) Область характеризуется в целом хорошими природно-климатическими условиями, благоприятной экологической и этнокультурной ситуацией и толерантными межнациональными отношениями.
Таким образом, с точки зрения современного позиционирования среди регионов Сибирского федерального округа, Новосибирская область объективно характеризуется сегодня самым мощным институциональным, инновационным, инфраструктурным и культурным потенциалом. Это позиционирование влияет не только на межрегиональные позиции области в общероссийской экономической системе, но и на ее значимость как в современных, так и в долгосрочных мирохозяйственных связях.
Благоприятные возможности перспективного развития Новосибирской области могут снижаться под воздействием следующих внешних и внутренних потенциальных угроз:
– дальнейшего неконтролируемого роста сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества, что приводит к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и т.д., ослаблению возможностей развития реального сектора экономики региона и усилению социального расслоения общества;
– ускоренного развития Новосибирской городской агломерации без надлежащей поддержки и гармоничного развития других территорий и сельских поселений области;
– усиливающейся конкуренцией российских регионов за привлечение финансовых ресурсов и инвестиций;
– возможного бурного экономического роста других регионов Сибири, что в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области (в случае предоставления им гарантий более высокой оплаты труда или обеспечения жильем);
– возможной смены парадигмы государственной поддержки отечественной науки, что может привести к резкому сокращению федерального финансирования институтов Сибирского отделения РАН, расположенных в Новосибирской области. При этом сохраняется угроза «утечки мозгов» из интеллектуальной сферы региона;
– отсутствием федеральной поддержки крупных инвестиционных проектов национального значения;
– роста неконтролируемой миграции из КНР и Среднеазиатских стран СНГ.
Отмеченные потенциальные угрозы имеют разную степень вероятности и влияния на развитие региона в отдельные временные промежутки. Большинство из них имеет внешний по отношению к Новосибирской области характер.
Проведенный SWOT-анализ представлен в виде таблицы 2.1.
В целом проведенный SWOT-анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обеспечению и т.д. Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимодополнительность всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую

Таблица 2.1 – SWOT-анализ Новосибирской области
Сильные стороны Ограничения развития
Уникальный научно-образовательный комплекс Слабая ресурсно-минеральная база
Выгодное географическое положение Низкая восприимчивость реального сектора к инновациям
Развитый человеческий капитал Неравномерность развития районов области
Высокие устойчивые темпы роста экономики в последние годы Сокращение численности населения
Диверсифицированная структура экономики Состояние автодорожной сети и коммунальной инфраструктуры
Статус центра федерального округа Изношенность основных фондов
Качество законодательной, нормативно-правовой и методической базы

Возможности развития Возможные внешние угрозы
Достижение синергии всех потенциальных источников роста Рост межрегиональной конкуренции за мобильные ресурсы (трудовые и финансовые)
Межрегиональная и международная кооперация и интеграция Недостаточность федеральной поддержки крупных инфраструктурных проектов
Реализация статуса центра федерального округа Рост международной конкуренции за квалифицированный персонал
Неконтролируемая миграция
Смена парадигмы государственной поддержки (наука и предприятия ОПК)
конкурентоспособность Новосибирской области и дают ей шанс на возрождение и быстрое развитие в новом тысячелетии.

2.3 Формулирование миссии Новосибирской области
В настоящее время Новосибирская область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные в пунктах 2.1 и 2.2 негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы, и вернуть себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в. Для этого необходимы:
– наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий;
– существенное совершенствование системы регионального управления, так чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;
– эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.
Все это указывает на особую актуальность разработки новой Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г., направленной на решение этих задач.
Отсюда можно сформулировать миссию Новосибирской области.
Миссия развития Новосибирской области – превращение области в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI в., и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регион страны.

2.4 Формулирование стратегических целей Новосибирской области
Генеральной целью является формирование научно обоснованной политики повышения уровня и качества жизни населения и устойчивого демографического роста за счет придания экономике Новосибирской области конкурентоспособности и инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.
Реализация генеральной цели определяется достижением следующих стратегических целей:
– обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;
– устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения;
– создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов РФ;
– развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;
– создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров Востока России;
– оптимизация пространственного развития Новосибирской области на основе гармоничного сочетания развития новосибирского мегаполиса, других городов и сельских районов;
– формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения г. Новосибирском «столичных» и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;
– совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и для обеспечения безопасности экономических агентов.
Все отмеченные цели должны по возможности учитывать переход в рассматриваемой перспективе на качественно новый уровень функционирования производственно-технологических систем, систем жизнедеятельности, медицины, коммуникации, транспорта и т.д., определяемых бурным распространением в XXI в. достижений научно-технического прогресса и новых технологий. Эти тенденции трудно прогнозировать, тем не менее они могут и должны дать развитию Новосибирской области более сильный импульс, чем это мотивируется современным уровнем знаний и существующим производственным потенциалом региона. Должны произойти качественные изменения и в социально-трудовых отношениях, связанные с переходом к развитию на принципах «сетевой» экономики и «сетевого» общества.

2.5 Разработка стратегии социально-экономического развития Новосибирской области и планирование ее реализации
Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области сформулирована до 2025 года. В ее разработке применен новый подход, отличный от традиционного подхода (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Методические особенности разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области
Традиционный подход Подход разработчиков Стратегии НСО
Анализ современного состояния Анализ современных тенденций социально-экономического развития региона. Используются традиционные методы экономического
анализа и системы показателей Анализ прошлых и современных тенденций развития с акцентом на выявление основных конкурентных преимуществ Новосибирской области, оценки проблем и угроз и выбора стратегических альтернатив. Традиционный и SWOT-анализ
Прогноз на перспективу Экстраполяционный прогноз частных показателей развития Используется комплекс экономико-математических моделей (макроэкономических, межотраслевых)
Сценарии развития Строятся как логические конструкции без использования прогнозных моделей Формируются и подтверждаются на основе расчетов по комплексу экономико-математических моделей
Балансы ресурсов и продукции Как правило, отсутствуют
Рассчитываются на основе использования комплекса моделей
Социальная политика Анализ и прогноз отдельных показателей уровня жизни, экстраполяционный демографический прогноз Прогноз социальной структуры населения и индикаторов развития человеческого потенциала. Демографический прогноз на основе модельных расчетов.
Модификация идеи «приоритетных национальных проектов» применительно к перспективам развития Новосибирской области
Промышленная и инвестиционная политика Анализ и прогноз отраслевой структуры производства Проектный подход – отбор и обоснование приоритетных инвестиционных проектов.
Обоснование целесообразности создания приоритетных территориально-отраслевых кластеров как новых форм сетевой организации производства и реализации основных точек роста

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года предназначена не только для региональных и федеральных органов власти. Она адресована и бизнес-сообществу, интересы которого учитывались при разработке документа, и населению области, ради которого поставлены основные цели Стратегии и будут решаться ее основные задачи. Поэтому Стратегия должна базироваться на принципах государственно-частного партнерства и механизмах социальной ответственности бизнеса.
На блок-схеме (рис. 2.3) показаны основные задачи, направления работ и взаимосвязи Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года.
Центральное место в Стратегии занимают обоснование и расчет сценариев долгосрочного социально-экономического развития, которые выполнялись с использованием современного и оригинального экономико-математического инструментария и тщательно отработанной информационной базы. Сценарии долгосрочного развития пронизывают все разделы разработанного документа и увязывались с перспективными инвестиционными проектами, которые были предложены и отобраны в ходе разработки Стратегии.
Обоснованность всех программных документов регионального развития в существенной степени определяется тем, насколько полно проработаны ресурсные ограничения, которые связаны с расчетами

Рисунок 2.3 – Основные задачи, направления работ и взаимосвязи Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года

укрупненных балансов производства и распределения продукции, балансов трудовых ресурсов и балансов топливно-энергетических ресурсов. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области расчет этих балансов осуществлялся с использованием комплекса макроэкономических и межотраслевых моделей.
Традиционные анализ и прогноз отраслевой структуры производства были заменены на обоснования и расчеты формирования на территории области территориально-отраслевых кластеров – новых сетевых форм организации производства, возникающих в наиболее конкурентоспособных секторах экономики Новосибирской области, являющихся основными точками роста в долгосрочной перспективе и формирующих имидж региона в масштабах России и в системе мирохозяйственных связей.
Более детализированные расчеты и обоснования развития основных отраслей и производств, социальной сферы, сферы услуг проводились применительно к первому 10-летнему периоду, в рамках которого существует бoльшая определенность в отношении известных инвестиционных проектов.
Для адекватного отражения в Стратегии основных проблем социальной сферы региона и их решения было предложено использовать идею приоритетных национальных проектов как главных направлений решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед российским обществом, модернизировать и распространить на долгосрочную перспективу формы и механизмы реализации этих проектов с учетом специфики Новосибирской области, возможностей решения социальных проблем на принципах федерального и регионального софинансирования и возможного использования принципов корпоративной социальной ответственности бизнеса.
На завершающем этапе формулируются необходимые институциональные условия и механизмы осуществления Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.

2.6 Разработка системы стратегического контроля
Для реализации Стратегии развития Новосибирской области в полной мере необходимо вести постоянный контроль за исполнением всех пунктов стратегического планирования. Для этого необходимо выполнять шаги [4, с. 74], описанные ниже.
1 шаг. Организационная диагностика
Организационная диагностика позволяет оценить ситуацию в области с точки зрения объектов контроллинга – что и как нужно контролировать.
В данном случае объектом контроллинга выступает реализация пунктов стратегии развития региона.
Результатом организационной диагностики станет модель системы контроллинга для Новосибирской области, а именно набор стратегических и операционных показателей, которые позволят отслеживать ситуацию в реализации стратегии и предотвращать срывы сроков и планов.
2 шаг. Стратегический контроллинг
На данном этапе вырабатываются механизмы контроллинга стратегических показателей по развитию Новосибирской области. Разрабатывается система прогнозирования и планирования реализации пунктов стратегии по разным пунктам. Оформляются в виде документов, обязательных для исполнения.
3 шаг. Оперативный контроллинг
На данном этапе происходит разработка ключевых показателей эффективности реализации стратегии развития региона в количественном и качественном выражении. Корректируются планы. Внедряется система управленческого учета. Внедряется система документооборота и отчетности.
Результат: обязательные для исполнения планы и отчетные формы по достижению ключевых показателей.
4 шаг. Закрепление ответственности за достижение стратегических показателей
На данном этапе выделяются зоны ответственности и назначаются лица, которые будут отвечать за достижение данных показателей.
Результат: формализация и персонификация ответственности за достижение стратегических показателей.
5 шаг. Разработка системы стимулирования достижения стратегических показателей
На данном этапе разрабатывается система мотивации для лиц, ответственных за достижение стратегических показателей.
Таким образом, только персональная ответственность определенных лиц за реализацию каждой части стратегии способно вывести Новосибирскую область на новые рубежи социального и экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части данной работы был рассмотрен вопрос «Источники конкурентных преимуществ и их детерминанты». В результате можно сделать следующие выводы.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенные преимущества над своими непосредственными преимуществами. Эти характеристики могут принадлежать к самой продукции, или к дополнительным услугам, к формам производства, сбыта или продажу, специфических для фирмы или продукции (Ж. Ж. Ламбенбен).
Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, они усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.
В практической части проведен стратегический анализ внутренней и внешней среды субъекта РФ – Новосибирской области.
Реализация намеченных стратегических целей и выполнение поставленных задач с учетом потенциальных возможностей региона и успеха предпринимаемых властью, бизнесом и населением действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока:
– рост душевого объема ВРП за период 2006-2025 гг. в 4,7 раза;
– превышение основных параметров качества жизни населения области и развития ее человеческого потенциала над среднероссийским уровнем и доведение их до показателей регионов-лидеров; сокращение резких социальных различий между городом и селом;
– перелом негативных тенденций в демографической ситуации; увеличение численности населения области к 2025 году до 2,8 млн. чел.;
– приближение региона к десятке наиболее развитых субъектов Федерации по абсолютным показателям производства;
– окончательное формирование Новосибирской области как главного инновационного центра Востока России в XXI в.;
– упрочение имиджа г. Новосибирска как одного из главных культурных центров России;
– вхождение Новосибирской области в категорию регионов – доноров федерального бюджета с обеспечением финансовой самодостаточности территории.
Реализация Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области должна доказать, что будущее Сибири – не только за крупномасштабной добычей и переработкой природных ресурсов. Будущее Сибири – это и наукоемкая экономика нового типа, основанная на новейших достижениях научно-технического прогресса, и комфортные условия для проживания и жизнедеятельности наших соотечественников. Новосибирская область в результате реализации Стратегии должна прочно занять свое место в числе «регионов-локомотивов» России и быть ее достойным представителем в мировом экономическом и культурном сообществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.
2. Стратегический менеджмент, Фатхутдинов Р.А., 2005.
3. Стратегия социально-экономического развития новосибирской области на период до 2025 года // Утверждена постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474.
4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: учеб. пос. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Просмотров: 29