Исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ общения мужчин и женщин в период ранней взрослости
1.1 Психологическая характеристика ранней взрослости
1.2 Особенности общения мужчин и женщин
1.3 Любовь как фундаментальная эмоция в период ранней взрослости
1.4 Мотивы вступления в брак

Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, состоящих в браке и не состоящих в нем
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Описание и анализ исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение

Вопрос общения мужчин и женщин давно интересовал психологов, проводилось множество исследований на выявление тех или иных особенностей мужчин и женщин.

Актуальность моей темы в том, что проблема общения уже несколько веков не теряет своей важности. Ведь пока человечество существует будет и общение между людьми. Анализируя общение мужчин и женщин можно объяснить многие социальные проблемы развития семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. Индивидуальность каждого человека плавно перетекает на его взаимоотношения с другими людьми, друзьями, коллегами и, конечно, любимой женщиной или мужчиной. Именно поэтому высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения.

Ранняя взрослость – это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Ранняя взрослость по мнению психологов начинается с 20 и продолжается до 30 – 35 – летнего возраста. Это время для человека считается пиком активности в карьере, социальной жизни, общению с противоположным полом и т. д.. Мужчины и женщины в период ранней взрослости начинают тянуться к противоположному полу стремясь найти себе партнера с которым можно будет создать семью, родить детей. Мужчины стараются выбрать себе одного сексуального партнера, это поведение обусловливает переход из юности в раннюю взрослость. Этот переход называется “переходным периодом” так как он характеризуется беспорядочными, случайными половыми связями. Этот период сменяется ранней взрослостью и как следствие, обретение постоянного партнёра и вступление в брак.

Исследованием общения мужчин и женщин занимались многие выдающиеся психологи: В. В. Столин, В. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, В. Сатир, В. В. Юстицкий, С. Кратохвилл.

Цель исследования: исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости.

Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет.

Предмет исследования: общение молодых людей.

Гипотеза исследования: существуют значительные различия общения, самооценки и ценностных ориентаций лиц ранней взрослости состоящих в браке и не состоящих в нем.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ общения мужчин и женщин ранней взрослости.

2. Выявить особенности общения и ценностных ориентаций у мужчин и женщин ранней взрослости.

3. Выявить самооценку и самоотношение мужчин и женщин, состоящих в браке и не состоящих в нем.

4. Выявить отличия личностных характеристик у мужчин и женщин, состоящих в браке и не состоящих в нем.

Методики исследования:

– методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;

– методика Р. С. Пантелеева “МИС”;

– “Ценностные ориентации” М. Рокич;

– 16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма С).

В эмпирической части исследования принимали участие 20 молодых людей (мужчин и женщин), состоящих в браке и 20 не состоящих в нем.

Глава 1. Теоретический анализ общения мужчин и женщин в период ранней взрослости

1.1 Психологическая характеристика ранней взрослости

Период ранней взрослости, как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме.

Прежде всего, они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения [3,c.58-65].

Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности.

К ненормативным относятся события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, любимого, потеря работы и т. д. Подобные события зачастую побуждают молодого человека к неадекватным поступкам, которые в свою очередь могут коренным образом изменить последующую жизнь.

С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств – усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности [22,c.112-121].

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложилось еще в юношеский период. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

Шестой стадией жизненного цикла, по Эриксону, является начало зрелости, период от конца юности до начала среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание “Я” и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двух людей. В это понятие он включает способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости [3,c.93-98].

Понятие близости между людьми не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образцом близости в самом широком смысле этого слова. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда уделом его становится одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Ценностные ориентации у лиц ранней взрослости. Общечеловеческие ценности – теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Представление о таких ценностях существует достаточно давно [16,c.155-158].

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Различают 2 вида ценностей ценности идеальные, духовные (любовь, общественное признание) и ценности материальные, которые обеспечивают человеку физический комфорт (вода, пища, здоровье, наличие полового партнера, богатство, хорошие бытовые условия и т. п.). Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей [30,с.142-145].

Самый первый уровень усвоения ценностей – знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень – взгляды, ориентации. При этом личностный смысл выполняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможностям его использования для удовлетворения своих потребностей, что выражается в субъективной оценке его как “полезного”, “нейтрального” или “вредного”. Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне – в роли убеждения. При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть императивным, основывающимся только на требованиях внешних общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С. А. Рубинштейн: “Люди часто поступают так или иначе, потому, что так делают “все” (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция, я моя собственная ответственность отпадают”. В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным [29,с.232-235].

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения [25,с.155-157].

Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. Естественно, что разные люди (и разные культуры) определяют свой ценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению и т. п.

Всякая система ценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменой жизненных обстоятельств и т. п.

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому мы говорим об их системе, так как они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень верховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховная ценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокой значимости и т. д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенных по убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список не исчерпывающий). Эти же ценности можно расположить и в других иерархических последовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог или Бог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другие варианты, и другой набор ценностей [17,с.143-145].

Иерархия ценностей в принципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то из низших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишают свободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполне могла не осознаваться как таковая [11,с.44-48].

Издревле существовали традиционные мужские ценности, под которыми подразумеваются сила и власть, мужество, доблесть и отвага, честь и слава как награда за свершения (“подвиги”).

Настоящий мужчина во всех культурах, в том числе и в современной, предстает как богатырь или супермен, способный в одиночку вступить в поединок и одолеть врага (примеры из фольклора и современной прессы).

“Доблесть”, “отвага”, “неустрашимость” – все мужские традиции направлены на поддержание и укрепление этих ценностей и воспитание их у молодежи. “Честь” и “слава” как награда за подвиги. “Честь” как комплекс морально-этических свойств, как верность некоему общепринятому и высоко ценимому в данном сообществе этическому кодексу. Подвиги совершаются не только во имя духовных приобретений, но и для обладания вполне материальными ценностями: царская дочь в эпосе и сказках, доля имущества в соревнованиях на тризне и, если говорить о современности, вполне реальные материальные приобретения в жесткой конкурентной борьбе в современном бизнесе [32,с.127-129].

Как мы можем видеть мужские ценности несколько отличаются от женских. Поэтому, прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.

Различия в воспитании мальчиков и девочек сказываются на их ценностных ориентациях. Социолог В. Лисовский в результате опроса более 2 тыс. молодых ленинградцев установил, что у юношей преобладают профессионально-образовательные и романтико-познавательные установки, у девушек – семейно-бытовые. По данным социолога З. Файнбурга, в формировании ценностных ориентаций мужчин большое значение приобретают такие факторы, как удовлетворенность работой, продвижение по службе, творческая деятельность, веселое времяпрепровождение. Женщины выше ценят семейно-бытовые факторы – любовь, детей, семейное счастье и т. п. и моральный фактор – чистую совесть [7,c.55-58].

Все исследования на тему о приоритетных ценностях мужчин и женщин, проведенные в девяностых годах, показывают, что 70-80% мужчин повсеместно продолжают утверждать, что наиболее важной частью их жизни является работа, и 70-80% женщин превыше всего ставят семью. Вследствие этого, испытывая стресс или давление со стороны, женщина ищет утешения в разговоре с мужчиной, но мужчина расценивает этот разговор как вмешательство в его процесс выработки решения проблемы. Она хочет поговорить и прижаться к нему, а он хочет спокойно посидеть на камне и поглазеть в огонь. Для женщины он выглядит при этом человеком незаботливым и незаинтересованным, а она для мужчины – надоедливой и слишком правильной. Такое восприятие друг друга есть отражение различной организации мозга, различия приоритетов, в нем заложенных. Вот почему женщины постоянно жалуются, что их взаимоотношения больше волнуют ее, чем его – так оно и есть на самом деле.

1.2 Особенности общения мужчин и женщин

взрослость общение самооценка эмоциональный

Мужчины и женщины отличаются друг от друга. Они не хуже, не лучше друг друга – они разные. Практически единственное, что у них есть общего – они особи одного вида. Они живут в разных мирах, для них приоритетны разные ценности, действуют они, следуя разным жизненным правилам.

Мужчина и женщина отличаются не только биологически и анатомически, но и психологически. Давно замечено, что, по сравнению с мужчиной, женщина обладает большей интуицией, больше интересуются любовью и любовными взаимоотношениями, иначе реагируют на стресс. У них также возникают другие проблемы и недовольства при взаимоотношениях.

Одной из главных проблем, возникающих у женщины во взаимоотношениях, является то, что она забывает о собственных потребностях и полностью растворяется в своем партнере. Мужчине куда легче быть эгоистом и невнимательным к другим, даже не сознавая этого.

Привычка мужчины уходить в себя также служит источником большого смятения для женщины. В стрессовых ситуациях мужчина склонен еще больше концентрироваться, и тогда он не обращает ни на кого внимания. Он погружен в задачу достижения своей цели и забывает обо всем остальном. Женщине трудно с этим смириться, потому что в стрессовых ситуациях она склонна к экспансивности и еще больше осознает потребности других, особенно тех, кто ей дорог.

Еще одно существенное различие между полами в том, что женщина, прежде всего, винит себя, а мужчина других. В случае возникновения ссор и проблем женщина всегда испытывает слишком большую ответственность. Она сначала принимает груз на себя, а уж потом смотрит, как можно поделить его с другими. Мужчина же склонен винить других, прежде чем взглянуть, насколько велика его собственная ответственность за проблему. Такие различия приводят к большой путанице во взаимоотношениях [4,c.204-206].

Если мужчина изменил своей любимой, она стремится сразу разорвать отношения. Для женщины продолжение романа бессмысленно. Он начинает ее тяготить, потому что более не несет за собой эмоциональной связи, остается только физическая близость. Мужчине же присуще разделять любовь и секс. Есть мнение специалистов, что мужчина благодаря именно особенностям своего мозга может легко пойти на измену. Когда мужчина говорит “секс”, он имеет в виду чисто физический акт, что вовсе не означает отсутствия любви к той женщине, с которой он вместе. Для женского мозга оскорбителен не физический акт с другой женщиной, а нарушение эмоционального контакта, утрата доверия, которое она испытывала к мужчине [1,с.152-158].

Уже маленькие девочки гораздо проворнее мальчиков в своей речи. С годами это преимущество сохраняется. Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин. Для женщин важен процесс общения, для мужчин – результат. Мужчины лучше общаются, когда знают цель разговора. Там, где мужчина предпочитает заставить и взять, женщина стремится очаровать или расположить к себе собеседника [2,c.221-224].

Слабость многих женщин – посудачить о доме, обновах, а то и пересуды. Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте. Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины – о своих неудачах. Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный результат.

Свои чувства мужчины выражают сложнее, чем женщины. Женщина всегда может обмануть мужчину. Но лишь немногим мужчинам удается обманывать женщину. Те, кто самонадеянно думает иначе, могут не обольщаться: из того, что женщина не ловит на лжи, еще не следует, что ее удалось провести: просто она не хочет загонять в угол мужчину, боясь разрыва с ним.

А. Моруа принадлежит следующее наблюдение: “Мужчины лгут ненатурально. Женщины, которые делают это с поразительным мастерством, мгновенно обнаруживают у них малейший оттенок лжи. В тоне, которым говорит виноватый муж, есть нарочитая непринужденность и нотки чрезмерной естественности предательски выдают…”

Мужская речь более кратка, чем женская, поскольку мужчина более категоричен в суждениях. В женской речи много неопределенности, в ней одновременно незримо присутствуют и “да”, и “нет”, и “может быть”. А это требует большего времени для изложения [5,c.154-157].

Юношеский возраст является благоприятным для интимно-личностного общения. Юношеский возраст первой любви, и очень часто безответной, для многих молодых людей это своего рода психологическая травма. В дальнейшем он может избегать близкого общения с противоположным полом, закрыться, стать неуверенным в себе и в своих силах, будет думать, что не достоин любви и взаимности. Либо наоборот стать своеобразным “мстителем”, менять девушек как перчатки, влюблять их в себя, а затем бросать, и получать от такого своего образа жизни удовольствие.

В этом возрасте наиболее ярко прослеживается также сходство механизмов любви и дружбы, например, нередко дружбу, так же как и любовь, рассматривают как сублимацию полового инстинкта. По данным Креутца, среди австрийских школьников 15-17 лет наиболее высокие аффективные ожидания в отношении дружбы наблюдаются у тех, кто еще не имеет стабильных и успешных контактов со сверстницами. Как только устанавливаются такие контакты, потребность в однополой дружбе снижается. Следовательно, в подростковом возрасте существует обратная зависимость между эмоциональной вовлеченностью в дружеские отношения и любовью [24,c.24-26].

Метафоры мужского и женского у разных народов различаются как по степени своей разработанности и значимости, так и по содержанию. Например, в русских летописях важнейшие мужские и женские свойства поляризованы, но при этом все мужское оценивается положительно. “Мужской ум” – сильный, логичный, стоит в одном ряду с терпеливостью, храбростью, непобедимостью. Напротив, женский ум – нелогичен, слаб. Наделение женщины мужскими чертами возвышает ее, а мужчину женские черты унижают. Если женщина обладает “мужским сердцем”, это хорошо, тогда как мужчина с женским сердцем – слабак, трус. Трусливые воеводы именуются “скопцами с женским сердцем” [13,c.123-126].

И женщины и мужчины любят друг в друге себя: она – потому, что он ее любит, он – потому, что она дает ему наслаждение в сексе.

Прежде чем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчина может понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь. И все это потому, что для женщины цель – любовь, а секс – это средство. Для мужчины наоборот: цель – секс, а любовь – средство [8,с.114-117].

Женщина хочет многого, но от одного мужчины. Мужчина хочет одного, но от многих женщин. Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине – легче признаться, чем влюбиться.

“Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят” (В. О. Клочевский).

В современном обществе поведение женщины сильнее контролируется. Мужчине скорее простят измену, чем женщины. Ее осудят все: и женщины старшего поколения, и муж, и вероятно, сам любовник. Мнение первых о себе молодая женщина способна проигнорировать. А мужа и любовника – нет [23,c.242-245].

Кроме того, у женщин в наше время значительно больше собственнического, чем у представителей “сильного” пола. Если женщина достаточно умна и осторожна, то с молодыми, симпатичными подружками будет дружить только “до порога”. И, скрепя сердце, простит любимому случайную измену. Скажет только: “Такая уж у них, у мужиков, порода. Как дети, не могут без сладкого. Сама не дашь, потихоньку возьмет из шкафа”.

То же явление наблюдается у российских водителей-“дальнобойщиков” и работающих вахтовым методом. В каждом городе по жене. Женская конкуренция за мужчину сейчас значительно превышает мужскую [23,c.56-58].

Недавно проведенный в США опрос “Что бы вы предпочли: удачную покупку одежды или потрясающий секс?” дал такие результаты: женщины предпочли покупку в 46%, а секс – в 41%; мужчины покупку предпочли в 14%, а секс – в 76%.

Не секрет, что секс в жизни мужчин занимает большее место, чем в жизни женщин. И неудивительно, что среднестатистические мужчина и женщина по-разному относятся к сексу. Например, брачная ночь, момент дефлорации является, переломным моментом в жизни женщины. В жизни мужчины же, напротив, первый половой акт часто не играет никакой роли, – пишет Е. П. Ильин в своей книге “Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины” [27,c.420-423].

Психологи отмечают, что женщины “умеренно консервативны” в отношении случайного секса, а мужчины – “умеренно терпимы”. Данные, собранные в 177 исследованиях на выборке в 130 000 человек, показали, что для мужчин случайный секс гораздо более приемлем.

Немецкий психолог Вильгельм Йонен пишет, что мужчины, особенно молодые, часто имеют неадекватное, “раздвоенное” восприятие женщин: они воспринимают их или как блудниц, или как святых. При этом им бывает очень трудно соединить эти два представления в лице той конкретной женщины, с которой они имеют дело. Одни юноши преклоняются перед своими возлюбленными, тщательно скрывая свои плотские и, как им кажется, “неприличные” желания, другие же, наоборот, стараются казаться нарочито грубыми и сексуальными. Такие взгляды имеют истоки в религиозных средневековых воззрениях на женщину, которая представала либо в образе Мадонны, либо Ведьмы. Первый, положительный образ наделялся чистотой, невинностью, отвращением к половой жизни, а второй являл собой соблазн, “похоть”. В психоаналитических учениях имелось тоже двойственное отношение к женщине: как к матери и как к сексуальной партнерше. Эту двойственность отношения к женщине хорошо описал Стефан Цвейг: “…Творец мира сего, когда мастерил мужчин, явно что-то перекосил в них; поэтому они всегда требуют от женщин обратное тому, что те им предлагают: если женщина легко отдается им, мужчины вместо благодарности уверяют, что они могут любить чистой любовью только невинность. А если женщина хочет соблюсти невинность, они только о том и думают, как бы вырвать у нее бережно хранимое сокровище. И никогда не находят они покоя, ибо противоречивость их желаний требует вечной борьбы между плотью и духом” [12,с.344-346].

Бытует мнение, что мужчина по своей природе полигамен и поэтому всегда стремится к обладанию максимальным количеством женщин, а женщина более моногамна и поэтому чаще может любить одного человека, не нуждаясь в новых половых партнерах. Это подтверждается и статистикой. Опрос нескольких тысяч американцев выявил, что в течение жизни у женщины в среднем бывает два сексуальных партнера, в то время как у мужчин – шесть. Одинокие мужчины занимаются сексом чаще и с большим разнообразием партнеров, чем одинокие женщины. Эпизодический, “одноразовый” секс наиболее характерен для мужчин с традиционной маскулинной установкой. Объясняют это с биологических позиций: функция мужчины исчерпывается сразу после оплодотворения им женщины, для женщины же с момента зачатия все только начинается: вынашивать, рожать и вскармливать ребенка будет она. Ссылаются и на то, что самцы большинства животных также более настойчивы в сексуальном плане и менее разборчивы в выборе партнеров [31,c.133-135].

В человеческом обществе также успеха нередко добивается самый агрессивный и напористый самец, а отнюдь не самый лучший. Большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а потому, что велика их слабость. Вот почему обычно имеют такой успех предприимчивые мужчины, хотя они отнюдь не самые привлекательные. У ряда таких мужчин очень ярко выражен психопатологический синдром Дон-Жуана. Он связан с болезненной гипертрофией роли сексуальной сферы в жизни человека, когда сексуальность приобретает характер маниакальной амбиции, превращается в своеобразный вид спорта. Нередко он является следствием внутренней неуверенности в себе, маскировки половой слабости или невозможности построить нормальные любовные отношения с женщиной. Все эти комплексы трансформируются в гиперкомпенсацию чувства собственной неполноценности, в стремление к самоутверждению за счет многочисленных сексуальных “побед” над женщинами [15,с.120-123].

Ученые отмечают и различия в активности психической деятельности, касающиеся ее содержания: у мужчин она проявляется в самоутверждении и самовыражении, у женщин – в общении и установлении эмоциональных контактов. Девочки и женщины более отзывчивы к чужим переживаниям, они эмоционально, а не рассудочно понимают другого, больше сопереживают и сочувствуют. Однако готовность помочь человеку заметнее проявляется у мальчиков и мужчин.

В межличностных отношения женщины проявляют большую, чем мужчины, эмоциональную заинтересованность, импульсивность в сочетании с некоторой недоброжелательностью и утрированной готовностью к самозащите. Они меньше сосредоточены на себе и менее авторитарны. На вторжении в привычный круг общения нового мужчины женщины реагируют легко и привычно. Мужчины же появление женщины в “личном пространстве” воспринимают более агрессивно. И мужчины, и женщины новое действующее лицо противоположного пола в первую очередь оценивают с точки зрения сексуальной привлекательности [25,c.222-225].

Требуя доказательства любви, мужчина настаивает на физической близости, а для женщины важнее духовные контакты и чисто внешние проявления внимания к ней – цветы, подарки, нежное обращение – все то, что мужчина рассматривает как малозначимую символику.

С точки зрения женщины, удивительно то, что мужчина постепенно и ее относит к внешнему окружению, перед которым он не желает обнажать свою душу. Женщины более открыты и требуют самораскрытия от партнера [7,с.15-18].

1.3 Любовь как фундаментальная эмоция в период ранней взрослости

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо. Близость – неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи; является основой любви. Несмотря на то, что она обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завязывать близкие отношения – хотя и на временной основе [19,c.96-99].

По мнению К. Э. Изарда, любовь может быть определена как паттерн эмоций и когнитивных процессов. Любовь включает в себя как чувственный, так и мыслительный компонент, и кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают сексуальное влечение. Весь этот комплекс мы называем любовью и потому говорим о ее сложности и даже загадочности. Есть различные типы любви, и в каждом из них она проявляется по-разному. Так, например, романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а сиблинговая любовь – нет [21,c.93-97].

Любовь – это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом – самосовершенствование, т. е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь – это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться. Любовь – это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой [28,c.160-163].

Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать. Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Любовь – это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживания тождества с ним. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось в начале этого параграфа. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна.

Любовь включает в себя и социальные отношения, и прочную привязанность, и эмоциональную связь между людьми. Кроме того, все типы любви имеют некоторые общие признаки, такие, как привязанность, верность, преданность, желание защищать любимого человека и заботиться о нем.

Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные. Стернберг определяет три основных составляющих любви: интимность, страсть и решение-обязательство. Интимность – чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами.

Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения. Страсть – вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.

Любовь – страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное, люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет – она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности. Последняя вершина треугольника любви: решение и обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.

Кроме того, имеет смысл рассмотреть двойные комбинации трех основных характеристик:

– связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;

– связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;

– совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником. И любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью [3,с.117-121].

Близость может разрушаться негативными чувствами – гневом и раздражением. Страх быть отвергнутыми также препятствует близости, особенно когда он подталкивает к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другим, а не реализация важных внутренних потребностей. Традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами.

Бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь. Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызвал именно любимый человек. Таким образом, можно подчеркнуть, что интенсивность чувств и взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных эмоций разного рода [18,c.212-215].

Каждый из нас был впервые без памяти влюблен, не очень уверен в себе и познал горькую ревность. Человек испытывает невыносимую боль, стоит только ему представить, что его возлюбленный встречается не с ним, а с кем-то другим. Оправдано это подозрение или нет, на момент переживания значения не имеет; страдание уже въелось в душу.

Ревность – это одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что человек стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого человека. Иногда раздражение, ненависть или гнев, вызванные ревностью, не выражаются открыто, а обращаются на самого ревнивца и приводят к самоненавистничеству; ревнивец сам себя изводит. Самоистязание оборачивается пассивностью, беспомощностью, разочарованием и, в конце концов, приводит к состоянию, не исключающему самоубийства. Ревность может иметь и другой исход: активность, жажду деятельности. Если беспокойство первоначально обязано своим возникновением возрастающему недоверию, сопровождаемому желанием преследовать неверного возлюбленного, то рано или поздно оно превратится в месть. В данном случае ревность ослепляет человека, как гнев [3,с.216-230].

Каждому из нас самому решать, как распорядиться своей ревностью. Если мы осознаем, что все мы испытывали в детстве чувства беспомощности и крайней зависимости, что всех нас однажды бросали ради другого, что подобный опыт является закономерностью человеческого развития, то мы обретем силы для того, чтобы смириться с реальностью и не расплачиваться болезнями за неизбежные потери. В результате межличностные отношения только выиграют, станут более интенсивными и плодотворными.

1.4 Мотивы вступления в брак

Большая социальная адаптированность девушек приводит к тому, что они оказываются раньше юношей подготовленными к семейной жизни с ее ограничениями и обязанностями, умением соотносить свои желания с потребностями другого человека, с необходимостью строить интимные отношения не только в сексуальном плане, но и в социальном. По мнению Эриксона, готовность человека к семейной жизни проявляется именно с того момента, когда он осознает, что готов к особенным интимным чувствам, которые подразумевают соединение двух людей без опасения некой потери в себе. Процесс образования семейной пары – обычное явление в период ранней взрослости. Большая часть молодежи в планах готова к этому, однако сроки их реализации могут быть самыми различными. Образовавшаяся собственная здоровая семья продолжает обеспечивать особую потребность каждого человека, которую Э. Фромм назвал потребностью в установлении связей (раньше это делала родительская семья).

Устанавливая особые интимные отношения, человек получает возможность о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести ответственность за кого-то, создает условия собственной безопасности и защищенности. При этом, как показывают исследования, мотивы создания союза у молодых людей бывают совершенно различными [21,c.42-49].

Мотивация брака включает в себя, по крайней мере, 5 основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния этой мотивации на удовлетворенность людей браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное количество удовлетворенных и минимальное – неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению союза. В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем – вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего “Я”, темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух “Я” не всегда приводит к появлению одного “Мы”. Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем тот элементарный факт, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они будут просто обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции [9,c.482-486].

Кроме того, многие, особенно молодые женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему. Результатом такого “эксперимента”, зачастую ведущим к распаду семьи, оказывается либо разочарование, либо формирование патологической зависимости. Говоря о мотивации семейной жизни, нельзя обойти вопрос планирования численности семьи, то есть рождения детей. Исследований, подробно изучающих эту проблему, к сожалению, очень мало. Посвящаются они, в подавляющем большинстве, изучению мотивов отказа супругов от многодетности. Среди этих мотивов на первом месте стоит ограничение по возрасту: значительное количество семей считает, что рожать детей надо в возрасте 24-26 лет. В связи с этим количество детей, которые рождаются в более позднем возрасте, резко уменьшается, и тем сильнее, чем старше супруги. Если Я – концепция мужчины или женщины содержит определенную модель удовлетворения потребности к близости посредством брачных отношений, в таком случае можно говорить, что мужчины и женщины ориентированы на создание семьи. При этом их Я – образы содержат определенные ожидания относительно себя и партнера в супружестве.

У. Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие основные ожидания в отношении партнера: у мужчин – половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательная жена, ведение домашнего хозяйства или “домашняя поддержка” со стороны супруги, восхищение жены или ее моральная поддержка; у женщин – нежность или атмосфера романтики и заботливости, возможность поговорить, честность и открытость, финансовая поддержка, преданность мужа семье или выполнение им отцовских обязанностей.

По мнению У. Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, то неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни, особенно если их Я-образы ригидны [14,c.37-41].

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления в этом возрасте,- это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании представлений студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил “среднего” реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их по уму, честности, веселью и трудолюбию.

В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном восприятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотели бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно весьма подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих наборах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки ценят еще силу и целеустремленность, а юноши – скромность своих избранниц) [20,c.132-135].

Молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга – оценки, присваиваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности.

Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек являет собой: формирование у них реалистичности и цельности восприятия себя и других; формирование правильных воззрений о соотношении любви и брака; преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни.

Все это возможно при эффективной и конгруэнтной Я-концепции супругов. Второй важной проблемой (кроме самоопределения в карьерном отношении), решаемой молодыми людьми, является проблема создания собственной семьи. Этот процесс представляет собой не просто инстинктивное стремление разнополых существ навстречу друг другу. Это сложный социально-психологический процесс, в основе которого, по мнению Э. Эриксона, лежит достаточно сформированная духовная зрелость, которая побуждает человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества.

Вступая в самостоятельную жизнь, молодой человек в возрасте 20 лет и старше оказывается один перед лицом огромного и пока малопонятного мира. Для преодоления этого одиночества требуется “родственная душа”, “вторая половина”. Сексуальная привлекательность при выборе партнера играет, конечно, важную роль, и часто именно она оказывается причиной допущенных при выборе супруга ошибок. Однако духовная и эмоциональная общность, сочувствие, соучастие оказываются важнее. Неслучайно поэтому в качестве мотивов вступления в брак респонденты называют потребность в том, чтобы “чувствовать себя нужным, заботиться” (36,8%) и “чтобы рядом был человек, который поймет и поддержит в любой жизненной ситуации” (44,6%) [22,c.431-435].

По данным исследования А. А. Реана стремление к обретению стабильности и уверенности перед лицом жизни приводит к тому, что абсолютное большинство браков заключается в возрасте 20-28 лет. При этом юноши женятся в среднем в возрасте 24 лет, девушки выходят замуж в 20-24 года. Именно стабильность является базовой семейной ценностью. Стабильность обеспечивает человеку регулярное и гарантированное удовлетворение его потребностей: физиологических, жилищных, досуговых, потребностей в безопасности, уверенности в завтрашнем дне, привязанности, постоянстве окружения, в принадлежности, в общении, заботе, внимании, уважении, признании и высокой оценке. Производными (или мета-ценностями) являются для человека: теплота семейных отношений, взаимное уважение, поддержка.

Здесь следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на целостность и устойчивость данного образования – семьи. Основными составляющими человеческого поведения являются: осознанная целенаправленная деятельность и общение. Если высшим воплощением деятельности человека является труд (профессиональная деятельность), то высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения, потому что именно в семейных отношениях в наибольшей степени осуществляется двойственная природа человеческих отношений вообще.

Отношения, в которые вступают люди, всегда развиваются в двух системах: в системе конвенциональных отношений, основанной на общепринятых соглашениях, и в системе собственно межличностных отношений, основанной на чувствах, испытываемых участниками общения друг к другу [26,c.112-116].

Выводы по 1 главе

Проведя теоретико-библиографический анализ, можно сделать следующие основные моменты:

1. Высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения.

2. Развитие близости – это важнейшее достижение ранней взрослости.

3. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

4. Близость – неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви.

5. Любовь развивается на основе биологических предпосылок, поднимаясь до духовных вершин, когда она одухотворяет поведение человека, изменяет его, усиливает его способности, способствует творческим достижениям.

6. Любовь – “это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности обоих”.

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, состоящих в браке и не состоящих в нем

2.1 Организация и методики исследования

Для подтверждения гипотезы проводилось исследование, в котором принимали участие 40 молодых людей (мужчин и женщин) в возрасте от 20 до 30 лет, из них 20, не состоящих в браке – группа А, и 20, молодые люди, состоящие в браке – группа В. В качестве исследуемых качеств были общение, самооценка, самоотношение, система ценностей, а также личностные характеристики. Форма работы была выбрана индивидуальная.

Цель исследования: исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости.

Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет.

Предмет исследования: общение молодых людей.

Гипотеза исследования: существуют значительные различия общения, самооценки и ценностных ориентаций лиц ранней взрослости состоящих в браке и не состоящих в нем.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ общения мужчин и женщин ранней взрослости.

2. Выявить особенности общения и ценностных ориентаций у мужчин и женщин ранней взрослости.

3. Выявить самооценку и самоотношение мужчин и женщин, состоящих в браке и не состоящих в нем.

4. Выявить отличия личностных характеристик у мужчин и женщин, состоящих в браке и не состоящих в нем.

Просмотров: 9