Государственное управление в сфере финансов


Курсовая работа на тему “Государственное управление в сфере финансов” представлена вашему вниманию. Выполнена в 2019 году. Она остается актуальной и в 2020 году. Можно брать все данные и использовать для своих подобных исследований. В случае необходимости обращайтесь за помощью к проверенным авторам через баннеры на сайте.

Введение

Финансовое право – ведущая и важнейшая отрасль права. Это объясняется тем огромным значением, которое имеют финансы для жизни общества в целом и для каждого гражданина в отдельности. Они служат материальной основой существования государства, источником денежного обеспечения реализации его функций. Через финансовые рычаги государство активно влияет на социальное и экономическое развитие страны. Каждый гражданин и каждая организация через различные финансовые институты тесно связаны с государством, являются субъектами самых различных финансовых отношений.

Государственное управление и знание финансового права – важнейший элемент профессиональной подготовленности любого специалиста. В какой бы должности не работал, он обязательно столкнется с применением финансово-правовых норм.

Финансовая деятельность государства осуществляется только на правовой основе, в качестве которой выступает финансовое право.

По своему материальному содержанию финансовая деятельность государства представляет собой процессы добывания денег и их расходования путем распределения. Эта деятельность осуществляется определенными методами.

Цель работы – изучить государственное управление в сфере финансов.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • рассмотрены финансовая система и ее состав;
  • рассмотрены методы и формы осуществления финансовой деятельности.

При изучении выбранной темы использована литература, список которой приведен в конце работы.

Финансовая система и ее состав

На первоначальных этапах существования государства финансы не имели каких-либо подразделений и выражались общим понятием «казна». По мере расширения функций государства, усложнения государственного аппарата и административно-территориального (национально-административного) деления страны, сфера финансовой деятельности государства начинает расширяться, а государственные финансы – выстраиваться в определенную систему. В конечном счете финансы как совокупность денежных средств государства начали делиться на фонды.

Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств, предназначенная для определенных целей и имеющая относительную самостоятельность функционирования.

Для наполнения того или иного фонда денежными средствами за ним закрепляются определенные доходные источники, что фиксируется законодательством. Процессы формирования и расходования государственных денежных фондов носят планомерный характер, регулируются планово-финансовыми актами и отличаются большей или меньшей степенью детализации и открытости для общества. Фонды находятся в зависимости друг от друга, и их денежные средства могут частично корреспондировать­ся (т. е. тот или иной фонд может создаваться за счет сред другого фонда). Каждый фонд находится в ведении соответствующего государственного органа. Государство наделяет его в том или ином объеме полномочиями владения, пользования и распоряжения денежными средствами, собранными в этом фонде. Использование денежных средств, выделяемых из фонда, должно носить целевой характер, предопределенный назначением фонда и тем плановым актом, в соответствии с которым произошло выделение денег. Для обеспечения целевого использования денег осуществляется контроль как со стороны органа, распоряжающегося фондом, так и со стороны финансово-контрольных органов общей компетенции.

Курсовая работа на тему “Государственное управление в сфере финансов” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru для ознакомления. Так как она выложена на просторы Интернета, то у нее низкая уникальность.

В материальном смысле финансовая система представляет собой совокупность денежных фондов.

Каждый денежный фонд является сосредоточением определенных финансовых отношений. Вокруг фонда возникают три группы отношений. Первая – отношения, связанные с наполнением фонда деньгами, которые складываются между плательщиком денег и субъектами, в чьем ведении находится фонд. Их принято именовать отношениями по формированию денежного фонда. Вторая группа – отношения, связанные с выделением денег из фонда и их движением к получателю. Они именуются отношениями по распределению денежных фондов. Наконец, третья группа – отношения, связанные с организацией использования денежных средств, полученных из фонда, включая контроль за этим использованием. Заметим, что две первые группы отношений носят материальный характер, так связаны с движением конкретных сумм денег либо в фонд, либо из него, а третья группа – организационный, поскольку своим содержанием эти отношения является не сам процесс использования денег, а упорядочивание этого процесса и обеспечение соблюдения финансовой дисциплины.

В результате в экономическом смысле каждый фонд опосредован финансово-экономическим институтом, представляющим собой совокупность отношений по формированию, распределению и организации использования денежного фонда.

Финансовая система представляет собой совокупность определенных финансово-экономических институтов.

Говоря о финансовой системе, следует представлять себе, в каком смысле употребляется само понятие «финансы»: широком, узком или специальном.

Если понятие финансы употребляется в широком значении (т. е. охватывает собой как частные, так и государственные финансы), то финансовая система, по мнению сторонников такого понимания финансов, представлена тремя группами институтов, которые опосредуют: 1) денежные средства населения (которые, заметим, не фондируются); 2) денежные фонды юридических лиц (организаций); 3) денежные фонды государства.

При понимании финансов в узком значении экономисты выделяют три крупных сферы: 1) финансы предприятий, учреждений, организаций; 2) страхование; 3) государственные финансы [31, с.20-21]. В данной системе вызывает некоторое недоумение отсутствие упоминания о банковском кредите.

По мнению большинства экономистов и юристов финансовая система включает в себя следующие институты: 1) бюджетная система; 2) внебюджетные централизованные и децентрализованные целевые фонды; 3) финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; 4) имущественное и личное страхование; 5) кредит (государственный и банковский) [2, с.6-7].

В основе финансовой системы данной страны лежит деление финансов на частные и государственные. При этом следует различать финансовую систему страны в целом и финансовую систему собственно государства.

Частные финансы включают в себя следующие основные институты: 1) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих); 2) финансы страховых организаций; 3) финансы банков; 4) финансы негосударственных специальных фондов (например, негосударственные пенсионные фонды).

Естественно, что во всех названных случаях речь идет о негосударственных организациях, которые владеют принадлежащими им денежными фондами на праве частной собственности.

Государственные финансы включают в себя следующие финансово-экономические институты: 1) бюджетная система; 2) внебюджетные целевые фонды; 3) финансы государственного страхования (если такое страхование существует в данной стране); 4) финансы государственных банков (если такие банки существуют); 5) финансы государственных предприятий и учреждений, а также центров хозяйственных систем (органов государственного управления).

Институты, входящие в состав частных и государственных финансов в своей совокупности формируют финансовую систему страны в целом, а институты, входящие в состав государственных финансов, – финансовую систему собственно государства.

В экономическом смысле финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный фонд государственных денежных средств.

В литературе встречается еще одно значение термина «финансовая система», которое можно назвать организационным. В этом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, казначейство, налоговые органы, центральный государственный банк, орган государственного страхового надзора и т. п.).

Характеризуя в самом общем виде институты, входящие в состав государственной финансовой системы, отметим, что бюджет призван финансировать мероприятия, имеющие общее значение. Основными направлениями его расходов являются следующие: содержание государственного аппарата, включая суд, прокуратуру и полицию; финансирование расходов на оборону; финансирование социальных программ; финансирование отдельных экономических программ, либо имеющих существенное народно-хозяйственное значение, либо имеющих определенный социальный характер (например, финансирование сельского хозяйства с целью поддержания в стране низких цен на продукты питания). Главным источником доходов бюджета являются налоги; кроме того, широко использовать государственные займы. В Казахстане бюджетная система представлена республиканским бюджетом и местными бюджетами, составляющими в своей совокупности государственный бюджет Республики Казахстан [7, с.34].

Внебюджетные целевые фонды (типа Пенсионного фонда, Дорожного фонда, Фонда занятости населения и т. п.) предназначены для финансирования определенных государственных расходов, функций или социально-экономических программ, имеющих постоянную направленность. Эти фонды могут иметь собственные доходные источники в виде целевых налогов или иных обязательных платежей. В силу этого данные фонды имеют целевое назначение и специальный характер использования. Отметим, что в настоящее время в Казахстане внебюджетных целевых фондов в качестве самостоятельного звена государственной финансовой системы не существует.

Институт государственного страхования обычно предназначен для обеспечения страховой защиты государственного имущества, а также жизни и здоровья тех государственных служащих, чья деятельность связана с повышенным риском (военнослужащих, полицейских, работников суда, прокуратуры, службы чрезвычайных происшествий, налоговых органов и т. п.). Для выполнения государственного страхования могут создаваться специальные государственные страховые организации, но оно может производиться и через частные страховые организации. Отметим, что в условиях социализма страхование, как правило, полностью огосударствлено (как, например, в бывшем СССР) и в результате страховая деятельность представляет собой одно из направлений финансовой деятельности государства.

Курсовая работа на тему “Государственное управление в сфере финансов” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru для ознакомления. Если будете брать из нее данные для своего анализа, то следует дорабатывать все исследование по поднятию уникальности.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы государственных предприятий. Они обусловлены наличием государственного сектора экономики, который в некоторых даже капиталистических странах (Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швеция) представлен довольно широко. Обычно им охвачены ключевые отрасли народного хозяйства, подпадающие в разряд «естественных монополий» (связь, ж/д транспорт, топливо-энергетический комплекс, оборонная промышленность и др.), имеющие решающее значение для охраны экономических интересов страны, защиты государства и нормального действия систем жизнеобеспечения населения. Однако начиная с 80-х годов в господствующей идеологии произошла перемена взглядов по поводу целесообразности обширного государственного сектора. В результате началась активная приватизация государственных предприятий.

Финансы государственных банков традиционно занимают видное место в финансовой системе государства. Иногда ими охватываются обычные банки, имеющие правовой статус государственного предприятия и находящиеся в государственной собственности. В условиях рыночной экономики таких банков может и не быть. Но, как правило, имеются центральные государственные банки, выполняющие функции регулирования банковского дела в стране. В Казахстане в роли такого банка выступает Национальный Банк Республики Казахстан [2, с.124]. Основными функциями такого рода банков обычно являются организация денежного обращения в стране, включая эмиссию денежных знаков, кассовое обслуживание бюджета, выполнение расчетных и кредитных операций для правительства, обслуживание Государственного долга, производство валютных операций, осуществление банковского кредитования в отношении определенных групп граждан (например, государственных служащих).

Естественно, что строение государственных финансов в различных странах может существенно различаться, поскольку зависит многих факторов. Определяющими из них являются: 1) тип государства (тоталитарное или демократическое); 2) форма государственного устройства (унитарное государство или федеративное); 3) тип экономики (социалистическая экономика, основанная на государственной собственности, или рыночная экономика, основанная на частной собственности).

Финансовая система государства может быть построена на принципе единства либо на принципе автономности институтов данной системы.

Для финансовых систем, построенных на принципе единства, характерны централизация управления финансами, строгая иерархия денежных фондов, общность главных источников финансовых ресурсов, организация финансового планирования по модели «сверху вниз», где каждый нижестоящий финансовый план базируется на показателях вышестоящего. Такие системы присущи государствам социалистического типа, чья экономика основана на государственной собственности. По такому принципу была организована финансовая система бывшего СССР.

Преимущество финансовой системы, организованной на принципе единства, – возможность сосредоточения всех финансовых ресурсов государства (а практически – и всего общества) в одних руках, распределение их по единому плану, концентрация значительных денежных средств на направлениях, что позволяет добиться – и опыт СССР тому  – серьезных на них подвижек (например, формирование военного комплекса в СССР, развитие аэрокосмической промышленности, отдельные достижения в области науки). Недостатком такого рода систем является ее негибкость, проявление бюрократического централизма, жесткость и мелочность финансового планирования, отсутствие заинтересованности местных государственных органов, а также получателей государственных ассигнований в эффективном и рациональном их использовании, в порождении у всех участников общественного производства иждивенческих настроений, в отсутствии у них стимулов к активному ведению хозяйственно-финансовой деятельности и к сбору общегосударственных налогов, так как источником финансирования нижестоящего фонда выступает вышестоящий денежный фонд.

Для финансовых систем, построенных на принципе автономности входящих в них институтов, характерны их относительная независимость друг от друга, наличие у каждого фонда собственной доходной базы, самостоятельного аппарата управления, призванного обеспечить сбор доходов, организовать распределение и проконтролировать использование выделенных из фонда денег, что осуществляется по своему финансовому плану, не связанному с финансовыми планами, опосредующими другие денежные фонды. По такому принципу обычно организованы финансовые системы развитых стран либерально-демократического типа, чья экономика основана на частной собственности.

Преимуществами финансовой системы, организованной на принципе автономности финансово-экономических институтов, являются ее мобильность, более хозяйственное отношение к деньгам, наличие стимулов у каждого звена системы в лице соответствующих финансовых органов к изысканию дополнительных финансовых ресурсов, их более прямая ответственность перед населением за результаты своей финансовой деятельности.

Недостаток такого рода систем – распыленность (в масштабе страны) финансовых ресурсов, территориальная неравномерность их размещения (наличие бедных и богатых регионов), многоступенчатость различных видов налогов и других обязательных платежей (например, в США существуют федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги, при этом каждый вид налогов обслуживается собственными налоговыми ведомствами, не связанными друг с другом).

Отметим, что в Казахстане государственная финансовая система в целом основана на принципе единства и тяготеет к финансовой централизации, хотя элементы определенной самостоятельности отдельных финансово-экономических институтов (например, местных бюджетов) все-таки существуют.

К сожалению, история пока не выработала той оптимальной финансовой системы, которая соединила бы в себе преимущества двух названных её типов, не восприняв присущих им недостатков, – каждая из них носит принципиально различный характер, является порождением своего общественно-политического строя, основана на своем виде собственности и внутренне отягощена собственными плюсами и минусами. Вместе с тем следует сказать, что социалистическая модель финансовой системы, несмотря на присущие ей определенные преимущества, в историческом плане оказалась менее эффективной, чем капиталистическая. Однако фактом своего существования и демонстрацией отдельных преимуществ социалистическая финансовая система оказала положительное воздействие на финансовые системы развитых капиталистических стран (которые в общем-то не следует приукрашивать), особенно в плане социальной защищенности трудящихся и в развитии соответствующих финансово-экономических институтов (фонды социального страхования, фонды безработицы, муниципального жилищного строительства и т. п.).

По своему вертикальному срезу финансовые институты обычно подразделяются на централизованные и децентрализованные, общегосударственные и местные. Централизованные государственные финансы представлены фондами денежных средств, которые находятся в ведении центральных органов государственной власти и призваны обеспечивать потребности общегосударственного характера (например, республиканский бюджет в Казахстане, федеральный бюджет в США, Федеральный дорожный фонд в России). Децентрализованные финансы находятся в ведении отдельных хозяйствующих субъектов (денежные фонды государственных предприятий и учреждений).

Общегосударственные финансы предназначены для финансирования мероприятий общегосударственного значения. Например, за счет республиканского бюджета Республики Казахстан финансируется деятельность Президента, Парламента Республики Казахстан, Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, исполнительных и других органов республиканского уровня, судебная система, оборона и безопасность, правоохранительная деятельность на республиканском уровне, организация работ по чрезвычайным ситуациям на республиканском уровне и т. п. В этом смысле общегосударственные финансы совпадают по своему значению с централизованными государственными финансами.

Местные финансы выражены денежными фондами административно-территориальных единиц, находятся в ведении местных органов государственной власти и предназначены для финансирования мероприятий местного значения. Например, за счет местных бюджетов Республики Казахстан содержаться местные органы государственной власти, финансируется эксплуатация и реконструкция дорог местного значения, благоустройство населенных пунктов, строительство городских дорог и улиц, правоохранительная деятельность на местном уровне, осуществляется адресная социальная помощь в сферах социального обеспечения в соответствии с решениями маслихатов и т. п.

Методы и формы осуществления финансовой деятельности

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства.

Рассмотрим методы финансовой деятельности применительно к ее отдельным направлениям [6, с.39].

А) Методы формирования денежных фондов.

Рассматривая эти методы, еще раз напомним, что в процессе самой деятельности государства стоимости не создается. Поэтому оно вынуждено добывать деньги где-то на стороне.

Что касается самих методов, то они следующие.

1) Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев.

Типичным примером данного метода являются налоги. Посредством налогов государство отбирает часть денег у их владельцев и обращает эти деньги в свою собственность. Причем отбирает, ничего не давая взамен (т. е. здесь отсутствует эквивалентность, присущая товарно-денежным отношениям, опосредованным договором купли-продажи) и не обещая когда-либо их вернуть (т. е. не берет их взаймы, порождая кредитные отношения). Таким образом, изъятие денег происходит в принудительном, хотя и в правомерном порядке. При этом движение денег от плательщика к государству не сопровождается встречным движением товара или какого-либо иного эквивалента от государства к плательщику, т. е. сами деньги уходят от плательщика безвозвратно и безвозмездно.

К этому же методу относится и установление других обязательных платежей, в том числе отчислений от прибыли, с помощью которого государство может строить свои финансовые отношения, являющиеся доходными для его денежных фондов, с государственными хозяйствующими субъектами. В последнем случае государство действует в качестве собственника как самих хозяйствующих субъектов, так и их денежных средств. Правовой особенностью данных платежей (чем они отличаются от налогов) является то, что при их взимании форма собственности на деньги не меняется – они остаются в государственной собственности, меняется лишь их владелец (деньги переходят о государственного предпри­ятия государству в целом). В отличие от этого при налогах собственник де­нежных средств всегда меняется – они переходят из негосударственной собственности, к которой принадлежит плательщик, в государственную. В ходе экономических реформ от такого деления платежей отказались, и в настоящее время государство строит свои финансовые отношения с плательщиками на единой основе – налоговой – независимо от формы собственности плательщика. С точки зрения права собственности такой доход представляется необоснованным, так как при нем право государственной собственности теряет свой смысл и государство строит свои отношения со своей собственностью, как будто она вовсе его собственностью не является.

2) Принудительно-возвратное изъятие денежных средств. В современной практике это сравнительно редкий метод финансовой деятельности государства и обозначен он главным образом для обеспечения завершенности теоретической конструкции методов данной деятельности. По своей сущности данный метод представляет собой принудительный заем – государство отбирает деньги, но с обязательством их последующего возврата. Такие займы применялись в некоторых странах (например, во Франции) в годы войны (он назывался «военный заем»). Своеобразной формой использования данного метода является установление государством порядка, в соответствии с которым предприятия обязаны хранить свои деньги в государственных банках, где они применяются в качестве источника их ссудного фонда (в конечном счете – ссудного фонда самого государства). То же самое можно сказать и по поводу установления порядка, когда частные банки должны хранить средства своего резервного фонда в центральном (национальном) банке, а частные страховые компании – размещать средства своих страховых резервов в государственных ценных бумагах.

3) Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств. Данный метод в общем объеме государственных доходов занимает ничтожное место, поскольку реализуется в виде пожертвования, дарения денег или валютных ценностей, осуществления иной благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в пользу государства. Тем не менее он реально существует, что дает право (по крайней мере с точки зрения теоретической завершенности конструкции) на включение в общую систему методов финансовой деятельности государства.

4) Добровольно-возвратное привлечение денежных средств. В основе этого метода лежит договор займа, но займа добровольного. Этот метод широко применяется во всех цивилизованных странах в виде всякого рода государственных займов (выигрышных, процентных, целевых, вещевых и т. п.), оформляемых самими различными государственными ценными бумагами, фиксирующими долговое обязательство государства. Хранение денег в государственных банках или в государственных сбер. кассах также является реализацией данного метода. К нему же относится привлечение денежных средств на основе международного кредита. Возникающие при этом отношения по своей экономической природе носят кредитный характер.

5) Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг. Наиболее типичной в этом случае является государственная пошлина, Которую здесь можно рассматривать в качестве платы за оказанную государством в лице того или иного органа (суда, нотариальной конторы, милиции и т. д.) услуги юридического характера. К данному методу относится и установление всякого рода государственных сборов (лицензионный сбор, дающий право предпринимателю на осуществление того или иного вида деятельности, различные регистрационные сборы, гербовый сбор и т. п.). Отметим, что при установлении такого рода сборов, всегда существует опасность коммерциализации деятельности государства (независимо от того, в каком качестве оно выступает: в целом, в лице органа государственной власти или государственного учреждения). Это происходит тогда, когда государство, пользуясь своим монопольным положением, заведомо завышает размеры данных сборов (или вообще искусственно вводит их) в целях получения дополнительного дохода. Следует также отметить, что вообще-то платой общества государству за оказываемые им обществу услуги выступают налоги, в размер которых заложена стоимость содержания государственного аппарата и его деятельности. Поэтому существование некоторых сборов с теоретических позиций ничем не обосновано и является следствием фискального произвола государства.

6) Обращение в доход государства денежных средств, полученных от реализации и использования государственного имущества. Государство может добывать себе денежные средства не только посредством осуществле­ния собственно финансовой деятельности, где оно выступает в роли субъекта публичной власти, но и посредством хозяйственной деятельности, где оно выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений, действует на началах равенства с иными участниками этих отношений и к нему применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируе­мых гражданским правом. Вступление государства в такого рода отношения вообще не является актом его финансовой деятельности в собственном значе­нии этого понятия. Поэтому в данной ситуации к числу методов финансовой деятельности государства относится лишь сам акт обращения полученных от хозяйственной деятельности государства денежных средств в его финансы.

7) Эмиссия (выпуск в обращение дополнительных денежных знаков).

В принципе эмиссия должна быть чисто технической операцией, связанной либо с заменой денежных знаков, пришедших в техническую негодность (например, бумажная купюра наименьшего достоинства выдерживает эксплуатацию в течение лишь одного года), либо с наращиванием денежной массы, находящей в обращении, ввиду увеличения объема товарооборота и ростом спроса на денежные знаки.

Но нередко государство, являющееся в современных условиях единственным эмитентом денежных знаков в стране, использует эмиссию как средство получения дополнительного дохода, т. е. просто-напросто запускает находящийся в его распоряжении печатный станок для изготовления денежных знаков, которыми расплачивается по своим обязательствам или покрытия своих расходов. Такая эмиссия всегда служит источником инфляции, поскольку влечет за собой обесценивание национальной валюты.

Курсовая работа на тему “Государственное управление в сфере финансов” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru для ознакомления. Данные актуальны на 2019-2020 годы. Однако требуют корректировки на плагиат.

В последние годы получила распространение так называемая «кредитная эмиссия», смысл которой заключается в том, что государство якобы берет деньги взаймы у своего центрального государственного банка и обращает их на цели финансирования того или иного мероприятия. Отличие от классической эмиссии заключается в том, что здесь деньги не надо печатать, они наращиваются в своей безналичной форме путем появления записей на банковских счетах государства. Инфляционные последствия такого увеличения государственного дохода такие же, как и при распечатке новых денежных знаков.

Б) Методы распределения денежных фондов.

Традиционный для финансовой практики термин «распределение» в данном случае означает не дележку денег между какими-то лицами, а те условия, на которых деньги покидают свой фонд и поступают в распоряжение того субъекта, которому их выделило государство либо его уполномоченный финансовый орган.

Обычно применяются следующие методы распределения денежных фондов.

1) Финансирование, т. е. безвозвратное предоставление денежных средств.

Если деньги выделяются из бюджета, то это финансирование будет называться бюджетным. При выделении денег из ведомственных фондов, например фондов министерства, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, может иметь место финансирование из внебюд­жетных целевых фондов.

Финансирование подразделяется на виды, определяемые в зависимости от того, из какого фонда предоставлены деньги, кому они предоставлены и условий этого предоставления.

Если деньги выделяются кому-либо в целях восполнения недостатка собственных средств, то такое выделение принято именовать дотацией. Выделение денежных средств из бюджета нижестоящему бюджету, носящее целевой характер (т. е. деньги выдаются для осуществления определенных целевых расходов), именуется субвенцией. Выделение денежных средств из государственного денежного фонда (обычно бюджета) юридическим или физическим лицам, носящее целевой характер, именуется субсидия. При нарушении целевого использования денежных средств, выделенных в порядке субвенции или субсидии, они подлежат возврату.

2) Кредитование, т. е. предоставление денежных средств на условиях возвратности (в долг, взаймы, в кредит, в ссуду).

Наиболее распространенным видом кредитования является банковское. Банки исторически возникли как специализированные кредитные учреждения. Однако кредитование может быть и бюджетным (одни бюджет дает деньги взаймы другому бюджету). Обычно бюджетное кредитование применяется во взаимоотношениях между бюджетом более высокой ступени (например, областным), выступающим в роли кредитора (займодателя), и нижестоящим (например, районным), выступающим в роли должника (заемщика). Такое бюджетное кредитование предназначено для сбалансирования (уравновешивания доходных и расходных частей) нижестоящего бюджета и представляет собой метод бюджетного регулирования. Кроме того, кредиты могут предоставляться из внебюджетных специализированных бюджетных фондов (при их наличии в финансовой системе государства), если правовой статус фонда позволяет предоставление кредитов.

Кредиты могут носить целевой характер, в соответствии с чем заемщик обязан использовать деньги только на те цели, на которые они ему выданы. Но могут быть и общими, т. е. заемщик использует деньги по своему усмотрению и не обязан отчитываться перед кредитором, на что он их истратил.

Кредиты могут быть возмездными и безвозмездными. В первом случае с заемщика взимается плата за пользование кредитом, т. е. он должен вернуть кредитору денег больше, чем получил от него. По законодательству РК плата за кредит именуется вознаграждением, что представляется не совсем правильным. Оплачивая предоставленный кредит заемщик не награждает заимодателя, а выполняет свое обязательство перед ним, так эта сумма входит в состав долга данного заемщика. В мировой практике употребляется термин «выплата процентов по кредиту», так как размер платы выражается в виде процентов к сумме основного долга при предоставлении кредита на год (отсюда выражение «столько-то процентов годовых»).

Кредиты могут быть и безвозмездными, т. е. заемщик обязан вернуть денег ровно столько, сколько получил от кредитора.

В житейской практике встречаются бессрочные кредиты, предоставленные по принципу «вернешь, когда сможешь». В практике же финансовой деятельности государства кредиты всегда носят срочный характер -бессрочный кредит означал бы скрытое финансирование, т. е. безвозвратное предоставление денег. По сроку погашения долга кредиты подразделяются на краткосрочные (обычно сроком до трех месяцев), среднесрочные (сроком до года), долгосрочные (сроком свыше года). В законодательстве различных стран могут предусмотрены и иные градации срочности кредитов.

Сроком возврата финансовых кредитов может быть предусмотрена как конкретная календарная дата, так и время завершения какой-либо операции, когда деньги выдаются именно для ее обеспечения, но трудно предвидеть точную дату ее окончания. Например, кредит выделяется под приобретение оборудования, для осуществления строительства и т. п.

При всех обстоятельствах кредитование носит возвратный характер, чем оно качественно отличается от финансирования, где полученные деньги назад не возвращаются.

Термин «финансирование» нередко употребляется в более широком значении, означающем любой способ обеспечения кого-либо или чего-либо деньгами. Например, встречается выражение «финансирование путем кредитования», хотя с точки зрения строгого употребления этих терминов такое их сочетание выглядит абсурдно. Но это довольно распространенный для практики финансовой деятельности речевой оборот.

3) Выполнение государством своих финансовых обязательств.

К числу такого расходования государственных денежных фондов относится, например, погашение государством своих внутренних и внешних долгов.

  1. B) Методы организации использования денежных фондов.

Выше уже отмечалось, что сами отношения по использованию денежных фондов, как опосредующие акты Д-Т и Т-Д и носящие эквивалентный характер, финансово-экономическими не являются и не входят в состав категории «отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства». Однако государство, проявляя заботу о правильном и рациональном использовании своих денежных средств, направляет и контролирует процессы их расходования, что мы охватываем термином «организация использования денежных фондов».

Основными методами организации использования денежных фондов являются:

1) Установление назначения денежных фондов. Формируя свою финансовую систему, государство одновременно определяет, какие и для какой надобности денежные фонды оно создает. Создавая, укажем, государственный пенсионный фонд, государство определяет цели и задачи этого фонда, т. е. устанавливает его назначение. И этим самым предопределяет, каким образом будут расходоваться средства этого фонда.

2) Установление порядка использования средств, полученных из государственного денежного фонда. Как правило, деньги, полученные из государственного фонда, имеют точное предназначение и должны расходоваться именно на те цели, на которые они выделены. Если деньги выделяются, например, на строительство жилого дома, то только на эти цели они и могут быть израсходованы.

3) Установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных предприятий. Порядок распределения прибыли государственных предприятий и иных государственных хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, в разных странах может устанавливаться по разному.

Устанавливая нормативы распределения прибыли, государство предопределяет характер ее использования, задавая деньгам направления их движения (какая часть прибыли останется предприятию, какая пойдет государству и т. д.).

4) Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств. Через финансовые нормативы и лимиты государство устанавливает высшие и низшие пределы выделения и расходования денежных средств на тот или иной объект государственного финансирования (норматив финансирования среднего образования в расчете на одного учащегося, размер денежных средств, выделяемых на содержание заключенного в местах лишения свободы, размер денежного довольствия военнослужащих срочной службы, тарифы должностных окладов государственных служащих и т. п.).

5) Планирование использования денежных фондов. Каждый государственный денежный фонд формируется в соответствии со своим финансовым планом. Например, показатели республиканского бюджета утверждаются законом. Посредством финансового планирования обеспечивается не только собирание денежных средств в тот или иной фонд, но и его распределение, что придает государственным расходам целевой характер и дает возможность контролировать процессы расходования денег.

6) Осуществление контроля за использованием денежных фондов. Контроль – это средство обеспечения соблюдения финансовой дисциплины. Через финансовый контроль осуществляется проверка соблюдения финансового законодательства, финансовых планов, нормативов, лимитов и других финансовых уставов государства, что в конечном счет способствует правильному использованию государственных денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется в определенных правовых формах. К ним относятся:

1) издание юридических актов, носящих нормативный характер. Этими актами государство устанавливает общие правила поведения участников финансовых отношений, определяет их права и обязанности. Совокупность данных актов образует финансовое законодательство страны;

2) издание индивидуальных финансово-правовых актов, посредством которых государство (как правило, в лице своего уполномоченного органа) регулирует поведение субъектов конкретного финансового отношения. Например, взимание некоторых налогов производится на основании налогового извещения налогового органа, направленного конкретному налогоплательщику. В этом извещении содержится предписание произвести уплату налога в определенном размере и в определенные сроки. Данное налоговое извещение содержит все признаки индивидуального правового акта, т. е. регулирует конкретное финансовое отношение, адресовано определенному лицу, рассчитано на однократное применение, порождая в то же время определенные обязанности у лица, кому оно адресовано, и обладая признаками обязательности и принудительности исполнения, что свойственно любым правовым актам;

3) совершение двухсторонних финансово-правовых актов, в том числе заключение финансовых договоров;

4) реализация государством в лице его органа своих прав и обязанностей в качестве субъекта конкретного субъекта финансового правоотношения (например, принудительное взимание налоговым органом суммы налоговой задолженности).

Юридические акты, принимаемые государством и его органами, в процессе осуществления финансовой деятельности, принято именовать финансово-правовыми актами.

Таким образом, финансово-правовые акты – это юридические акты, принятые государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам финансовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой. По своим юридическим свойствам финансово-правовые акты принято подразделять на нормативные и индивидуальные. Нормативный финансово-правовой акт содержит в себе норму права, т. е. общее правило поведения. Нормативные акты регулируют однородную группу финансовых отношений, адресованы неопределенному числу лиц, рассчитаны, как правило, на длительное время. Индивидуальный финансово-правовой акт рассчитан на определенный случай, адресован конкретным лицам, имеет разовое применение. Индивидуальные финансово-правовые акты выступают средством конкретизации и реализации нормативных правовых актов.

По месту, занимаемому в иерархии правовых актов, финансово-правовые акты подразделяются на законодательные акты (законы) и подзаконные акты. К первым относятся акты, принятые высшим представительным органом государства, осуществляющим законодательные функции (в Казахстане законы Парламента), ко вторым – все остальные, которые принимаются на основе и во исполнение законов (указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства, акты Министерства финансов, Министерства государственных доходов и т. д.).

В числе финансово-правовых актов важное место занимают акты, связанные с планированием финансов. Обычно их называют финансово-плановыми актами. От всех других финансово-правовых актов они отличаются не только своим содержанием (устанавливают параметры формирования и распределения государственных денежных фондов, а проще говоря – их доходы и расходы), но и юридическими свойствами, так как с трудом укладываются в традиционные схемы деления актов на нормативные и индивидуальные, поскольку содержат признаки и тех, и других.

Государство заинтересовано в точном и неуклонном исполнении правовых актов, издаваемых им по вопросам финансов, в соблюдении прав субъектов финансовых отношений, в своевременной и полной реализации ими своих финансовых обязательств.

Основными способами обеспечения законности в процессе осуществления финансовой деятельности государства являются [7, с. 51] (приложение А):

1) Конституционный надзор. В соответствии с Конституцией РК Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы (включая, естественно, и по финансовым вопросам) на предмет их соответствия Конституции РК.

2) Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, включая законы по финансовым вопросам. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

3) Судебное рассмотрение дел, вытекающих из финансовых правоотношений. Суды вправе рассматривать иски, связанные с защитой прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, чем обеспечивается законность в сфере финансовой деятельности государства. Кроме того, суды рассматривают дела об уголовной ответственности лиц, нарушающих финансовое законодательство в такой степени, в какой это образует состав уголовного преступления.

4) Осуществление финансового контроля. Уполномоченные на то государственные органы осуществляют контроль за законным, правильным и рациональным использованием государственных денежных средств, привлекая в необходимых случаях виновных к установленной законом ответственности и добиваясь устранения выявленных фактов нарушения финансовой дисциплины.

5) Привлечение виновных к ответственности. Лица, нарушившие финансовое законодательство, привлекаются в установленном порядке к уголовной, административной, материальной и дисциплинарной ответственности.

6) Устранение нарушений законности путем одностороннего властвования государственным органом, являющимся участником финансового правоотношения. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность от имени государства или от своего имени, но в интересах и по поручению государства, и являющиеся участниками соответствующих финансовых отношений, обладают, как правило, значительными властными полномочиями, которыми могут в одностороннем порядке воспользоваться в целях обеспечения законности и защиты интересов государства. Например, органы налоговой службы обычно имеют право в бесспорном порядке взыскивать с юридических лиц сумму налогов, не внесенную ими в установленный срок.

7) Обжалование незаконных действий. Таким методом добиваются соблюдения законности и защиты своих прав субъекты, противостоящие в финансовом правоотношении государству и его органам: предприятия, организации и т. п. Существует два порядка обжалования: а) судебный; б) административный. Предметом обжалования могут быть: а) правовые акты государственных органов, принятые в нарушение законов; б) неправомерные действия финансовых органов и должностных лиц. Например, постановления и решения органов налоговой службы всех уровней и их должностных лиц могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке. Постановления и решения нижестоящих органов налоговой службы и их должностных лиц при их обжаловании также могут рассматриваться и отменяться вышестоящими органами налоговой службы, что означает административный порядок рассмотрения жалоб.

Заключение

Финансовая система представляет собой совокупность определенных финансово-экономических институтов.

В экономическом смысле финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный фонд государственных денежных средств.

Строение государственных финансов в различных странах может существенно различаться, поскольку зависит многих факторов. Определяющими из них являются: 1) тип государства (тоталитарное или демократическое); 2) форма государственного устройства (унитарное государство или федеративное); 3) тип экономики (социалистическая экономика, основанная на государственной собственности, или рыночная экономика, основанная на частной собственности).

Финансовая система государства может быть построена на принципе единства либо на принципе автономности институтов данной системы.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства.

Выделяют следующие методы финансовой деятельности: методы формирования денежных фондов; методы распределения денежных фондов.

Основными способами обеспечения законности в процессе осуществления финансовой деятельности государства являются:  конституционный надзор; прокурорский надзор; судебное рассмотрение дел, вытекающих из финансовых правоотношений; осуществление финансового контроля; привлечение виновных к ответственности;  устранение нарушений законности путем одностороннего властвования государственным органом, являющимся участником финансового правоотношения; обжалование незаконных действий.

Список литературы

  • Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. – М., 2005.
  • Финансовое право Республики Казахстан: (Общая часть). – Алматы: Каржы каражат, 2005.
  • Финансовое право: учеб / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Инфра-М, 2000.
  • Финансовое право: учеб. / Под ред. В.М. Мадрицы. – Ростов-н/Дону, 2004.
  • Финансы / В. М. Родионова, Ю. В. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др. / Под ред. В. М. Родионовой. – М., 2004.
  • Худяков А.И. Основы теории финансового права. – Алматы: Данекер, 2005.
  • Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы: ТОО «Баспа», 2005.
Здесь вам показана курсовая работа по теме “Государственное управление в сфере финансов”. Все представленные данные актуальны и в 2020 году. Однако необходимо доработка исследования до требуемого уровня уникальности. Помощь в написании новой работы по схожей теме, а также в корректировке этой, могут оказать авторы-профессионалы. К ним можно обратиться через баннеры на сайте.

Просмотров: 0