Функции и виды эмоций у человека


В курсовой работе изучены вопросы: 1) Функции эмоций у человека; 2) Виды эмоций: по направлениям, по виду контакта живых существ, в связи с потребностями; 3) Виды эмоций: первичные и вторичные, ведущие и ситуативные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1 Функции эмоций у человека………………………………………………………5
2 Виды эмоций: по направлениям, по виду контакта живых существ, в связи с потребностями…………………………………………………………………….…9
3 Виды эмоций: первичные и вторичные, ведущие и ситуативные……………..13
Заключение…………………………………………………………………….……17
Список использованных источников…………………………………………..…18
Приложения

“Написание дипломных и курсовых на “4” и “5” лично автором – без посредников:

  • анализ хозяйственной деятельности;
  • антикризисное управление;
  • банковское дело;
  • государственное и муниципальное управление;
  • маркетинг;
  • международные отношения;
  • менеджмент;
  • оценка бизнеса;
  • статистика;
  • управление персоналом;
  • управление проектом;
  • финансы;
  • экономика.

Узнать подробности и стоимость или заказать работы лично автору:

переходите на  Личную Страницу автора ВКонтакте

пишите автору на e-mail: gamma.gamma.m@mail.ru

Введение

Эмоции и чувства являются очень важной стороной внутренней жизни человека.
Зачем Природа дала человеку помимо остальных психических процессов еще эмоции и чувства? Ведь, кажется, что познавательных психических процессов вполне достаточно для познания окружающего мира и для обеспечения жизнедеятельности своего организма.
Как и все остальные психические процессы эмоции и чувства являются отражением реальной действительности, отличие лишь в том, что происходит это в форме переживаний. В чувствах и эмоциях отражается то, как удовлетворяются потребности человека.
То, как происходит процесс удовлетворения потребностей человека, субъективно показывают его чувства. Удовлетворение потребности в процессе общения и деятельности сопровождается положительными эмоциональными состояниями (например, восторг, удовольствие). Возникшие отрицательные эмоции (например, стыд, обида) свидетельствуют о неблагополучном протекании процессов, о неудовлетворении потребности.
Получается, что эмоциональные переживания отражают жизненную значимость действующих на человека явлений и ситуаций.
Чувства отличаются от эмоций тем, что «чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию» [8, с. 2]. Именно характер протекания чувств отличают одного человека от другого.
Только в конкретных эмоциях переживается и обнаруживается чувство. Чувством является любовь к музыке, а исполнение музыкального произведения на концерте может вызвать отрицательные эмоции – негодование, возмущение – при плохом исполнении и положительные эмоции – наслаждение, удовольствие – при хорошем исполнении.
Цель курсовой работы – изучить функции и виды эмоций у человека.
Современная психология выделяет огромное многообразие эмоциональных явлений. Этим и объясняется отсутствием определенной классификации эмоций и чувств. При этом классификаций эмоций великое разнообразие. В работе мы рассмотрим основные классификации эмоций.
Также разные психологи выделяют различные функции эмоций. В работе мы рассмотрим наиболее распространенные.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить функции эмоций;
– изучить виды эмоций.
При изучении выбранной темы и написании курсовой работы использованы труды таких авторов, как Е. П. Ильин, К.Э. Изард, Р.В. Гиноян и А.Е. Хомутов, Н.В. Костерина и др.

1 Функции эмоций у человека

Гиноян Р.В. и Хомутов А.Е. в своей работе отмечают, что эмоции в организме человека «выполняют очень важную функцию – регуляторную» [4, с. 20]. Они выделяют следующие регуляторные функции эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Е.П. Ильин выделяет следующие функции эмоций [7, с. 110-125]: активационная, защитная, компенсаторная, ориентировочная, переключающая, подкрепляющая, предвосхищающая, прогностическая, регулирующая, санкционирующая, сигнальная, эвристическая.
В обобщенной оценке событий выражается отражательная функция эмоций. Эмоциями охвачен практически весь организм, эмоции дают почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, благодаря чему можно определить «полезность и вредность воздействующих на организм факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия» [4, с. 20]. Например, человек поранил ногу или руку и он, ориентируясь на боль, почти мгновенно определяет такое положение для своей конечности, которое позволит уменьшить боль.
Не все ученые признают отражательную функцию эмоций. Например, В. К. Вилюнас в своих рассуждениях говорит, что «эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений» [2, с. 7]. И с этим утверждением можно согласиться, полагаясь на то, что у человека есть анализаторы и мышление и именно они отражают реальность.
Следует отметить, что оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимого, сопоставимого с эталонами, желаниями, вкусами человека.
Подкрепляющую функцию выделял у эмоций П.В. Симонов. Он связывал эту функцию с тем, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти.
Эту функцию подчеркивал и Ушинский, когда говорил о роли поощрения и наказания в воспитании: «Сама природа указывает нам на это отношение: если не всегда, то очень часто она употребляет наслаждение, чтобы вынудить человека к необходимой для него и для нее деятельности, и употребляет страдание, чтобы удержать его от деятельности вредной. В такое же отношение должен стать и воспитатель к этим явлениям человеческой души: наслаждение и страдание должны быть для него не целью, а средством вывести душу воспитанника на путь прогрессивного свободного труда, в котором оказывается все доступное человеку на земле счастье» [15, с. 512-513].
Эмоции часто побуждают к изменению поведения – в этом их переключательная функция. Ярко эта функция проявляет себя в экстремальных ситуациях, в которых возникает внутренняя борьба между социальной потребностью следовать определенной этической норме и естественным для человека инстинктом самосохранения. Такой конфликт идет в форме борьбы между страхом и стыдом, страхом и чувством долга. То, что получится из этой борьбы в результате, зависит от личностных установок субъекта, от силы побуждений.
Е.П. Ильин переключательную функцию называет санкционирующей (в том числе, переключающей направление и интенсивность активности) функцией эмоций [7, с. 112].
Гиноян Р.В. и Хомутов А.Е. выделяют коммуникативную функцию [4, с. 21] – это изменение интонации, поза, жесты, мимика, выразительные вздохи. Благодаря этой функции человек способен передать свои переживания другим, выразить свое отношение к субъектам и объектам и др. Е.П. Ильин не называет такой функции, он выделяет роль эмоции, которую называет коммуникативной. А мимику и жесты относит к сигнальной функции эмоций. Насколько важна сигнальная функция [7, с. 120] эмоций для человека, рассказывают родители детей с болезнью Дауна. Такие дети не способны с помощью мимики и иных способов эмоциональной коммуникации сообщить родителям о своих переживаниях.
Компенсаторная функция, по мнению Симонова, служит дополнительным средством коммуникации между членами сообщества [12, с. 83]. Так, человек, столкнувшись с тем, что у него не получается подействовать на другого человека доводами и/или убеждения, начинает повышать голос, чтобы воздействовать на собеседника теперь уже через экспрессивное воздействие.
Прогностическая функция проявляется через включение человека в процесс вероятности прогноза. Например, человек предвкушает удовольствие от фильма, когда идет в кинотеатр, или студент ожидает неприятных эмоций на экзамене и после экзамена, т.к. не готов к нему.
Эвристическая функция – это о том, что эмоции помогают найти выход или облегчают этот поиск в каких-то ситуациях. Это говорит о том, что «эмоции участвуют не только на первом этапе мотивационного процесса, когда определяется значимость того или иного внешнего или внутреннего стимула, но и на этапе принятия решения» [14, с. 77].
С санкционирующей функцией связано принятие решений. Она проявляется как выбор о том, максимизировать или минимизировать усилия в конкретной ситуации, идти на контакт с конкретным человеком или отстраниться.
Регулирующая функция эмоций хорошо прослеживается в процессе общения – координация очередности высказываний.
Следует отметить, что часто одна функция сочетается с другой. Так «устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека» [7, с. 120] – это сочетание сигнальной и защитной функций.

Санкционирующая функция может иметь основой защитную функцию – это когда какие-то эмоции базируются на эмоции страха. Страх выполняет защитную функцию путем предупреждения человека о реальной (или о мнимой) опасности, и тем самым способствует лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Получается, что страх защищает от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
К.Э. Изард пишет о том, что все фундаментальные эмоции имеют «свои уникальные мотивационные и адаптивные функции» [6, с. 74].
К.Э. Изард говорит о том, что функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях, которые показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 – Анализ функций эмоций по Изарду [6, с. 75-76].

Итак, каждая эмоция работает на человека и, обычно, идет ему на пользу. За исключением случаев, когда эмоция проявляется более интенсивно, чем того требует ситуация. В таком случае функция оказывает разрушительное, дезорганизующее воздействие. В целом же эмоция несет в себе конструктив¬ное начало.

2 Виды эмоций: по направлениям, по виду контакта живых существ, в связи с потребностями

Выделяют следующие виды эмоций [8, с. 4]: 1) чувственный тон; 2) собственно эмоции; 3) аффект; 4) страсть; 5) настроение; 6) критические эмоциональные состояния. Подробно показано в Приложении 1.
В. Вундт – основоположник научной психологии – полагал, что число эмоций очень и очень велико – больше 50 000, поэтому не хватит слов, чтобы дать каждому эмоциональному ощущения обозначение.
При этом он предложил делить эмоции по трем направлениям [9, с. 97]:
1 – удовольствие – неудовольствие;
2 – напряжение – разряжение;
3 – возбуждение – торможение.
В. Вундт утверждал, что любую эмоцию человека можно представить как сумму этих трех эмоциональных состояний, выраженных с определенной интенсивностью.
Деление эмоций по виду контакта живых существ. Отталкиваясь от характера взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность (контактного или дистанционного), П. В. Симонов разработал в 1966 году свою классификацию [13, с. 12], которая представлена в Приложении 2.
Сам Симонов предложил данную классификацию для тех эмоций человека, которые вызваны потребностями высшего социального порядка, тогда как С. X. Раппопорт отмечает, что она хороша только «как отражение биологической теории мотивации» [10, с. 87].
В своих трудах Е.П. Ильин отмечает, что плюсом этой работы Симонова является то, что он сделал попытку «найти критерий, по которому можно дифференцировать эмоциональный тон ощущений от собственно эмоций (контактные формы взаимодействия – для первых и дистантные – для вторых)» [7, с. 133]. В целом же Е.П. Ильин высказывает мнение, что данная классификация, в виду присутствия в ней не только эмоций, но и волевых качеств и эмоционально-личностных особенностей, не способна показать истину.
Зная, что многие ученые высказываются о безнадежности построить полную классификацию эмоций, Симонов в 1983 году снова создает свою классификацию, в основе которой система из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность. У него сложились четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие-отвращение, радость-горе, уверенность-страх, торжество-ярость. Автор выделил положительные и отрицательные эмоции, которые проявляются в чистом виде, а также – сложные смешанные эмоции, возникающие при одновременной актуализации двух или нескольких потребностей. Симонов назвал последние сложнейшими эмоциональными аккордами [12, с. 74]. Данная классификация представлена в Приложении 3. Сам автор предостерегает рассматривать эту классификацию как развернутую для смешанных чувств, он говорит, что он привел лишь приблизительные и условные примеры эмоциональных состояний.
Классификации эмоций в связи с потребностями. Часть психологов, классифицируя эмоциональные состояния, исходят из потребностей, провоцирующих появление этих состояний.
Эмоции делят на первичные (базовые) – радость, страх и вторичные (интеллектуальные) – интерес, волнение. Здесь непонятно, почему волнение зачислено в интеллектуальные эмоции, а также, почему интерес причислен к эмоциям? «Если следовать этому принципу, тогда все мотивационные образования (влечения, желания, направленность личности и др.) надо отнести к эмоциям (что, к сожалению, и наблюдается у некоторых авторов)» [7, с. 134].
Мы согласны с мнением И. Додонова, что создать одну универсальную классификацию эмоций невозможно, т.к. для решения одного круга задач будет подходить одна определенная классификация, но для решения других задач она уже не подойдет и ее нужно будет заменить на другую.
И. Додонов создал классификацию тех эмоций, в которых человек чаще всего испытывает потребность, и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. [5, с. 94].
Так как есть люди, которые любят слегка погрустить, то в классификации есть эмоция грусть, но, т.к. неверно будет утверждение, что завистливым людям нравится завидовать, поэтому зависть в данную классификацию не вошла. Можно сказать, что фундаментом в классификации являются потребности и цели, другими словами – мотивы, которым служат те или иные эмоции. Недостатком данной классификации является то, что в разряд «признаков выделения данной группы эмоций, у автора нередко попадают желания и стремления, что создает путаницу» [7, с. 134].
В классификацию И. Додонова входят следующие эмоции [5, с. 96]:
1) Альтруистические
2) Коммуникативные
3) Глорические
4) Праксические
5) Пугнические
6) Романтические
7) Гностические
8) Эстетические
9) Гедонистические
10) Акизитивные
Подробнее описание указанной классификации И. Додонова приведено в Приложении 3.
Е.П. Ильин видит классификацию И. Додонова «несколько надуманной» [7, с. 135]. Он обосновывает свое видение тем, что деление эмоций на виды должно быть в выявлении группы эмоций, различающихся по качеству переживаний и их роли для человека, а не в том, чтобы просто соотнести эмоций с конкретными видами потребностей.
Едва ли можно согласиться с тем, что удовольствие, которое может получать человек от музыки, еды, любимого дела будет «качественно различным как отношение к воспринимаемому и ощущаемому» [7, с. 133]. Здесь важно понять, что это не эмоции разные человек испытывает, а это примешиваются различные специфические ощущения, благодаря которым и возникает иллюзия различности эмоций.
Интересным является видение Е. И. Семененко на классификацию Б. И. Додонова. Е. И. Семененко эмоции, выделенные Б. И. Додоновым, рассматривает как типы эмоциональной направленности. Исследование студентов педагогического института позволило выявить, как расположились эти типы по яркости проявления [11, с. 84]:
– при оценке себя: праксический, коммуникативный, альтруистический, эстетический, гностический, глорический, гедонистический, романтический, пугнический, акизитивный;
– при оценке товарищами: праксический, акизитивный, коммуникативный, гедонистический, романтический, глорический, эстетический, гностический, альтруистический, пугнический.
Из перечня видно, что совпадение выявилось только в отношении только праксического и пугнического типов эмоциональной направленности.
Также на основе классификации Б.И. Додонова проводили свои исследования С. О. Бердникова, Я. Ю. Копейка и В. И. Лысый [1, 77-78]. Они изучали по ней эмоциональную направленность личности спортсменов.

3 Виды эмоций: первичные и вторичные, ведущие и ситуативные

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные – это подход сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. При этом разные авторы называют разное количество первичных эмоций – от 2 до 10.
Шесть базовых эмоций выделяет П. Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость.
Тогда как Р. Плутчик классифицирует базисные эмоции попарно, при этом каждая эмоция из восьми связана с определенным действием:
1) разрушение (гнев) — защита (страх);
2) принятие (одобрение) — отвержение (отвращение);
3) воспроизведение (радость) — лишение (уныние);
4) исследование (ожидание) — ориентация (удивление).
К. Изард называет первичные эмоции базовыми. Он выделяет их десять:
1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе-страдание; 5) гнев-ярость; 6) отвращение-омерзение; 7) презрение-пренебрежение; 8)страх-ужас; 9) стыд-застенчивость; 10) вина-раскаяние.
При этом он утверждает, что базовые эмоции должны обладать определенными критериями (рисунок 2).
К. Изард признает, что не все эмоции, которые он отнес к базовым, соответствуют предложенным им же критериям. Например, не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения такая эмоция, как вина. Здесь стоит отметить, что другие исследователи базовым эмоциям приписывают другие характеристики.
По мнению Е.П. Ильина «базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость» [7, с. 137].

Рисунок 2 – Базовые эмоции по К. Изарду, критерии их определяющие

К вторичным эмоциям Р. Плутчик относит следующие:
гордость (гнев + радость),
любовь (радость + принятие),
любопытство (удивление + принятие),
скромность (страх + принятие) и т. д.
При этом перепутаны чувства и эмоции. И здесь уместно замечание Е.П. Ильина «в эмоции у него попали и чувства, и нравственные качества (скромность) и весьма странная эмоция — принятие» [7, с. 137].
Деление эмоций на ведущие и ситуативные – это подход В. К. Вилюнаса [3, с. 34]. Ситуативные являются производными от ведущих.
Ведущие эмоциональные явления – это переживания, которые порождены специфическими механизмами потребностей и которые окрашивают непосредственно относящиеся к ним предметы.
Обычно данные переживания возникают при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они являются предшественниками соответствующей деятельности, побуждая к ней и отвечая за общую ее направленность. В. К. Вилюнас дал им соответствующее название, т.к. они в значительной степени определяют направленность других эмоций.
Ситуативные эмоции относятся ко второй группе. Они порождены универсальными механизмами мотивации и направлены на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Возникают, когда еще присутствует ведущая эмоция. Другими словами возникают в процессе деятельности (внутренней или внешней). Они выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и др.
Все производные эмоциональные явления объединены их обусловленностью ситуацией и деятельностью субъекта, а также зависимостью от ведущих эмоций.
Ведущие эмоциональные явления показывают субъекту значимость самого предмета потребности, тогда как производные эту же функцию выполняют по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко — по отношению к условиям, окружающим ее предмет.
Проведя анализ ситуативных эмоций у человека, В. К. Вилюнас выделил класс эмоций успеха—неуспеха, который имеет три подгруппы [2, с. 9]:
1) констатируемый успех-неуспех;
2) предвосхищающий успех-неуспех;
3) обобщенный успех-неуспех.

Констатирующие эмоции успех-неуспех отвечают за смену стратегий поведения. Эмоция обобщения успеха-неуспеха появляется в результате оценки деятельности в целом. Формирование предвосхищающей эмоции успеха—неуспеха происходит на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации. Если ситуация повторяется, то перечисленные эмоции способствуют предвосхищению события, а также являются для человека побуждением действовать в определенном направлении.
Л. В. Куликовым предложена классификация эмоций на активационные и тензионные [9, с. 88]. К первым он относит азарт, бодрость, радость. Ко вторым, которые еще называются эмоциями напряжения, относит вину, печаль, растерянность, стыд.
Е. П. Ильин подчеркивает, что речь идет не о всеобъемлющей единой классификации эмоций, а о «классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп» [7, с. 137]. При этом признаками для таких классификаций могут являться:
– причины, которые вызывают эмоциональные реакции;
– механизмы появления;
– знак переживания;
– влияние эмоциональных явлений на действия и поведение человека;
– устойчивость и интенсивность переживаний.
Наряду с выше приведенными существуют и другие классификации эмоций. Так, можно различать эмоции [8, с. 9]:
– по «знаку» (плюс – минус) переживания приятные или неприятные;
– по характеру потребности, которая лежит в основе переживания – биологическая или духовная;
– по их влиянию на деятельность человека – либо активизируют (стенические эмоции), либо тормозят (астенические);
– по степени выраженности – от легкого «нравится» до страстной любви и так далее.
Заключение

Для достижения поставленной во введении цели в работе были решены следующие задачи:
– изучены функции эмоций;
– изучены виды эмоций.
1) В работе рассмотрены следующие функции:
– отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная (по Гиноян Р.В. и Хомутову А.Е.);
– активационная, защитная, компенсаторная, ориентировочная, переключающая, подкрепляющая, предвосхищающая, прогностическая, регулирующая, санкционирующая, сигнальная, эвристическая (по Е. П. Ильину).
Также рассмотрены случаи, когда одна функция сочетается с другой.
Изучен взгляд К.Э. Изарда, который говорит о том, что функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

*****
Данная курсовая работа на тему “Функции и виды эмоций у человека” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru в рубрике “Психология”
*****

2) Многие ученые высказываются о безнадежности построить полную классификацию эмоций. Каждая классификация призвана служить только какой-то одной идее, т.к. если она оказывается пригодной для одного, то совершенно не пригодной для других целей.
Кроме того, эмоции сложно классифицировать потому, что:
– во-первых, сложно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами);
– во-вторых, сложно определить, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности.

Список использованных источников

1. Бердникова С. О., Копейка Я. Ю., Лысый В. И. Эмоциональная направленность личности спортсменов // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. – СПб.: Питер, 2000. – С. 77-78.
2. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. – М.: МГУ, 1984. – С. 3 – 28.
3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.
4. Гиноян Р.В., Хомутов А.Е. Физиология эмоций: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. – 66 с.
5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
6. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
8. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. – Ярославль: Ярославский государственный университет, 1999. – 24 с.
9. Куликов Л. В. Психология настроения личности. – СПб.: Питер, 1997. – 426 с.
10. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. – 168с.
11. Семененко Е. И. О типе эмоциональной направленности студентов // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики. – Пермь, 1996. – С. 84-85.
12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1983. – 102 с.
13. Симонов П.В. Что такое эмоция? – М.: Наука, 1966. – 96 с.
14. Тихомиров О. К., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. – М., 1969. – С. 72 – 78.
15. Ушинский К. Д. Собр. соч. В 11 томах. Т. 10. – М.: АПН РСФСР, 1950. – 728 с.

Приложение 1
Виды эмоций

Приложение 2
Классификация эмоций человека в зависимости от характера действия

Приложение 3
Примеры ситуаций и смешанных эмоциональных состояний, возникающих на базе двух сосуществующих потребностей

Приложение 4
Классификация эмоций и способов их опознания Б.И.Додонова

Просмотров: 0