Финансовые проблемы стран ЕС (Италия)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Основные показатели экономики Италии………………………4
1.1 История экономики Италии…………………………………………………….4
1.2 Внешнеторговая деятельность Италии…………………………………………9
2 Финансовые проблемы Италии………………………………………13
2.1 Внешний долг Италии…………………………………………………………13
2.2 Разрыв Север-Юг……………………………………………………………….18
2.3 Банковская система Италии на грани краха………………………………….23
2.4 Рынок труда Италии……………………………………………………………27
2.5 Прогнозы развития экономики Италии………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………..35

Заказать написание курсовой работы напрямую автору, без посредников — это лучший вариант!
Во-первых, вы общаетесь лично с автором в любое время, вы всегда можете позвонить либо написать на эл. почту автору и задать интересующий вас вопрос, дополнить ту информацию, которую вы дали первоначально (например, преподаватель дал дополнительные рекомендации или в вузе изменились требования к оформлению и др.).
Во-вторых, вы общаясь с автором по эл. почте и по телефону по стилю его речи, по стилю изложения в письме, по голосу и др. вы легко можете определить насколько грамотный это человек и можно ли ему доверять. Разве вы имеете хоть какую-то возможность услышать и/или пообщаться с автором, заказывая курсовую через посредников? Да, менеджер, он/она может быть действительно хорошим человеком, но это вам не гарантирует, что автор окажется порядочным и профессиональным. А пообщавшись с автором вы можете опереться на свои собственные наблюдения, а не полагаться на авось.
Уважайте себя! Заказывайте напрямую автору!

Введение

Италия имеет диверсифицированную индустриальную экономику с высоким ВВП на душу населения и развитой инфраструктурой. В соответствии с данными Международного валютного фонда в 2014 году Италия является 8-ой по величине экономикой в мире, 4-ой по величине в Европе и в ЕС и 3-ей по величине в Еврозоне с точки зрения номинального ВВП, и 11-ой по величине экономикой в мире и 5-ой по величине в Европе с точки зрения ВВП, рассчитанного исходя из паритета покупательной способности (ППС) валют.

Италия является членом G7 и Группы восьми (G8) промышленно развитых стран, Европейского союза и ОЭСР. Прогнозируется, что ВВП Италии вырастет на 1,25% в 2016 году.

В настоящее время медленный экономический рост, большой государственный долг, региональная дифференциация, безработица, масштабные уклонения от уплаты налогов и упорно сохраняющаяся незаконная деятельность — все эти проблемы тормозят экономическое развитие одной из передовых экономик ЕС и мира в целом. Также они затрудняют выход экономики Италии из состояния кризиса, в котором она до сих пор пребывает. В целом, итальянская экономика отстает от своих европейских партнеров.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что от состояния экономики в Италии зависят и позиции Евросоюза в целом на мировом рынке, ведь Италия является неотъемлемой его частью.

Цель – финансовые проблемы стран Европейского Союза на примере Италии.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— рассмотреть основные показатели экономики Италии;

— раскрыть финансовые проблемы Италии;

— изучить прогнозы развития экономики Италии.

 

1 Основные показатели экономики Италии

1.1 История экономики Италии

Объединение Италии в 1861 году разрушило феодальную земельную систему, которая сохранялась на юге со средних веков, особенно там, где земля была неотъемлемым достоянием аристократов, религиозных организаций или короля. Перераспределение земли не обязательно приводило к появлению мелких фермеров на юге, имеющих собственную землю или землю, на которой они могли бы работать и получать от этого прибыль. Многие остались без земли, а участков становилось все меньше и меньше, и, таким образом, все больше и больше непродуктивной земли было разделено между наследниками.

В тоже время, в начале процесса индустриализации, который был характерен для северных и центральных районов страны, начиная с 1880-х годов, были полностью исключены большие площади на северо-востоке. Получились итальянские диаспоры численностью почти 25 млн. итальянцев, большая часть из которых эмигрировала в период 1880-1914 годов, и это считается самой большой массовой миграцией современности[1].

Во время Великой войны, итальянский Королевская армия увеличилась с 15000 чел. в 1914 году до 160000 чел. в 1918 году, при этом во время войны были привлечены 5 млн. новобранцев. Это вылилось в ужасную цену: к концу войны Италия потеряла 700000 солдат и имела дефицит бюджета в миллиарды лир [2].

Италия вышла из Первой мировой войны в бедном и ослабленном состоянии. Национальная фашистская партия во главе с Бенито Муссолини пришел к власти в 1922 году, в конце периода социальных волнений. В течение первых лет нового режима, фашисты проводили экономическую политику невмешательства: они изначально снизили налоги, регулирование и торговые ограничения в целом. Однако, как только Муссолини приобрел более широкую поддержку среди населения, произошел постепенный отказ от политики невмешательства и свободной торговли в пользу государственного вмешательства и протекционизма [3].

В 1929 году Италия сильно пострадала от Великой депрессии. В попытках справиться с кризисом, фашистское правительство национализировало запасы крупных банков, которые имели промышленные ценные бумаги, выпущенные Институтом промышленной реконструкции. Были сформированы ряд представительных организаций, целью которых было собрать вместе представителей правительства и крупного бизнеса. Эти представители обсуждали экономическую политику и манипулировали ценами и заработной платой, с тем, чтобы удовлетворить как пожелания правительства, так и пожелания бизнеса.

Скоро эта экономическая модель, основанная на партнерстве между государством и бизнесом была продлена до политической сферы, что позже получило название корпоративизм. В тоже время, агрессивная внешняя политика Муссолини привела к увеличению военных расходов. После вторжения в Эфиопию Италия поддержала националистов Франсиско Франко в испанской гражданской войне. К 1939 году в Италии была самый высокий процент государственных предприятий после Советского Союза.

Участие Италии в Великой Отечественной войне в качестве члена из держав Оси потребовало создание военной экономики. Вторжения союзных войск в Италию в 1943 году в конечном итоге привело к изменению итальянской политической структуры, и военная экономика быстро разрушилась. Союзники, с одной стороны, и немцы, с другой, взяли под свой контроль области Италии. К концу войны, итальянский доход на душу населения был на самой низкой отметке с начала 20-го века [4].

После окончания Второй мировой войны, Италия была в развалинах и оккупирована иностранными войсками, как и Германия и другие державы Оси, и это привело к увеличению разрыва в развитии по отношении к более развитым европейским экономикам. Тем не менее, новая геополитическая логика холодной войны сделала возможным то, что бывший враг Италия, страна между Западной Европой и Средиземноморьем, а теперь новая, хрупкая демократия под угрозой непосредственной близости от железного занавеса и с присутствием сильной Коммунистической партии, была рассмотрена США в качестве важного союзника для свободного мира и получила под плана Маршалла 1204 млн. долл. США с 1947 по 1951 год [5].

Конец помощи плана Маршалла мог остановить восстановление, но его конец совпал с переломным моментом в войне в Корее, чьи спрос на металл и выпускаемую продукцию стали дополнительным стимулом для итальянского промышленного производства. Кроме того, создание в 1957 году Европейского Общего рынка, с Италией в качестве члена-учредителя, обусловили больший объем инвестиций и облегчили экспорт [6].

Эти благоприятные изменения, в сочетании с наличием большой и дешевой рабочей силы, заложили основу для впечатляющего экономического роста, который продолжался почти непрерывно, пока «Горячая осень» массовых забастовок и социальных волнений в 1969-1970 годах, в сочетании с нефтяным кризисом 1973 года не привели к внезапному концу затянувшегося бума. Было подсчитано, что итальянская экономика в среднем росла на 5,8% в год в период между 1951-1963 годами и на 5,0% в год в период между 1964-1973 годами. Итальянские темпы роста были на 2-ом месте, но очень близко, к темпам экономического роста в Германии, в Европе, а среди стран ОЭСР только в Японии дела обстояли лучше [7].

1970-е годы были периодом экономического, политического хаоса и социальных волнений в Италии. Безработица резко выросла, особенно среди молодежи. К 1977 году насчитывалось 1 млн. безработных в возрасте до 24 лет. Инфляция продолжала усугубляться ростом цен на нефть в 1973 и 1979 годах. Дефицит бюджета стал постоянным и неразрешимым, в среднем около 10% ВВП, выше, чем в любой другой промышленно развитой стране. Курс итальянской лиры неуклонно снижался с 560 лир за доллар США в 1973 году до 1400 лир в 1982 году [8].

Экономический спад продолжался до середины 1980-х годов, когда снижение государственных расходов и трат и политика жесткой бюджетной экономии привели к устойчивому экономическому росту, а также пониженной инфляции, что стало означать, что благодаря плану восстановления экономики 1983 года, Италия оставила рецессию. Этот план привел к увеличению роста ВВП, снижению инфляции и увеличению производства промышленной /сельскохозяйственной коммерческой продукции, экспорта и ВВП, но вызвал подъем уровня безработицы. Снижение цен на энергоносители и снижение стоимости доллара привело к либерализации обмена валюты, а экономика стала быстро расти.

На самом деле, в 1987 году в Италии был период, когда экономика этой страны превзошла британскую экономику (событие, известное как Il sorpasso), став 5-ой в мире. 15 мая 1991 года Италия стала на некоторое время 4-ой в мире экономической державой, опередив Францию с ВВП в размере 1268 млрд. долл. США по сравнению с ВВП Франции 1209 млрд. долл. США и британским ВВП 1087 млрд. долл. США [9]. Несмотря на феноменальный рост ВВП Италии в тот период, в 1990-х годах Франция и Великобритания вскоре вновь обогнали Италию по размеру ВВП, когда экономический рост в Италии скатился до прежнего уровня в среднем 1,23% по сравнению со средним по ЕС 2,28% [10].

Италия сильно пострадала от экономического кризиса 2007-2011 годов. Национальная экономика сократилась на 6,76% в течение всего периода (таблица 1). По данным Eurostat, итальянский государственный долг составлял 116% от ВВП в 2010 году – 2-ой по величине коэффициент задолженности после Греции (126,8%) [11]. Тем не менее, большая часть итальянского государственного долга принадлежит национальным субъектам, а относительно высокие уровни частных сбережений и низкий уровень задолженности частного сектора рассматриваются как факторы, которые делают высокий коэффициент государственного долга самым безопасным среди стран Европы, испытывающих трудности в экономике.

 

Таблица 1 – Статистические показатели Италии по состоянию на 2012 год [12]

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Население, млн. чел. 58,1 58,1 58,1 58,1 61,0
Размер номинального ВВП, млрд. долл. США 2119,2 2307,3 2116,6 2055,1 2246,0
Темпы роста ВВП, % 1,5 -1,3 -5,2 1,8 0,4
Инфляция, % 2,0 3,5 0,8 1,6 2,9
Уровень безработицы, % 6,1 6,8 7,8 8,4 8,4

 

Рисунок 1 – Динамика основных показателей экономики Италии за 2007-2011 годы, %

В результате мер жесткой экономии, принятых в декабре 2010 года, Италия ориентировалась на дефицит государственного бюджета 3,9% в 2011 году и 2,7% в 2012 году, как один из самых низких в Европейском Союзе. Осенью 2011 года, рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Moody’s понизили оценку итальянского суверенного кредитного рейтинга из-за «ослабления перспектив экономического роста в Италии». Италия также имеет слабое коалиционное правительство, что «ограничивает способность правительства реагировать решительно» на события. Оба рейтинговые агентства дают негативный прогноз по задолженности, а это означает, что возможны дальнейшие понижения рейтинга.

Правительство приняло меры жесткой экономии 15 июля и 14 сентября 2011 года, вместе, призванные сэкономить 124 млрд. евро. Тем не менее, к 8 ноября 2011 года доходность итальянских облигаций выросла до 6,74% (для 10-летних облигаций), приближаясь к уровню 7%, выше которого Италия, как полагают, потеряет доступ к финансовым рынкам. Однако доходность упала до 5,0% в феврале 2012 года [13]. В результате мер жесткой экономии, принятых в 2011 году, Италия ориентировалась на дефицит государственного бюджета в размере 1,5% в 2013 году [14].

1.2 Внешнеторговая деятельность Италии

Развитие экономики Италии тесным образом связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических преобразований: экспортировать, чтобы выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда.

Более 70% потребляемых в Италии минеральных ресурсов и свыше 84% энергоносителей импортируется. Лидирующие позиции занимает машиностроение (сельскохозяйственная техника, металлообрабатывающее (4-ое место в мире по объему выпуска и 3-е место — по его экспорту), деревообрабатывающее, электробытовое, упаковочное оборудование (на экспорт идет 80%), а также оборудование для пищевой промышленности). Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного (70% — экспорт) и электротехнического производств [15].

Внешнеторговый баланс Италии на протяжении последних 10-ти лет имеет положительное сальдо. Среднегодовой объем экспорта товаров на 2013 год составляет 515-520 млрд. долл. США, импорта – 475-480 млрд. долл. США [16]. В товарной структуре экспорта на продукцию обрабатывающей промышленности приходится 97,2%, в том числе на долю машиностроения — 40,8%, текстильную и швейную продукцию — 10,5%, кожевенные и обувные изделия — 5,4%, химикаты и химволокно — 9,4% (рисунок 2) [17] .

Рисунок 2 – Динамика экспорта товаров Италии за 2005-2012 гг.[18]

Стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии. Увеличение масштабов итальянского экспорта явилось следствием:

— проведения политики, направленной на повышение конкурентоспособности итальянской продукции за рубежом;

— процессов слияний и приобретений, способствующих технологическому обновлению производства и росту конкурентоспособности итальянской продукции. Значительная доля всех новых приобретений принадлежит компаниям США, далее следуют швейцарские, английские, французские и немецкие фирмы. В большинстве случаев иностранные покупатели стремятся не к партнерским отношениям, а к полному контролю над национальными компаниями;

— снижения пошлин, что стимулировало расширение рынков сбыта итальянских товаров;

— поощрения экспорта на основе системы льготных кредитов и страхования экспортных кредитов. С целью упрощения и ускорения процедуры предоставления кредитов при Национальном институте страхования (НИС) функционирует специальная секция по страхованию экспортных кредитов — CAZE, работающая под контролем Казначейства. Главной функцией CAZE является страхование экспортных кредитов (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных). CAZE страхует экспортные кредиты по внешнеторговым сделкам почти со 150 странами;

— введения практики экспортных премий в виде возврата суммы таможенных пошлин за ранее импортированный и подвергшийся переработке товар перед его экспортом, освобождения экспортеров от уплаты НДС;

— предоставления безвозвратных ассигнований из государственного бюджета, направленных на модернизацию промышленных предприятий страны, производящих экспортные товары, и, следовательно, на повышение их конкурентоспособности.

Экономико-географическое положение Италии благоприятно для развития связей со странами Ближнего Востока, Северной Африки, государствами Южной и Центральной Европы. В объеме экспорта Италии на развитые страны приходится свыше 70%, причем на страны ЕС — примерно 54%, на развивающиеся страны — 18% [19].

Италия не столь активна на рынке капиталов, как на рынке товаров. Объем накопленных прямых инвестиций за рубежом составляет 559 млрд. долл. США, внутри страны – 364 млрд. долл. США, приток прямых иностранных инвестиций – 93 млн. долл. США, отток – 7 млрд. долл. США, что меньше, чем в остальных крупных западноевропейских странах. Сильны позиции иностранного капитала в наукоемких отраслях промышленности: электронной, химической, телекоммуникационной [20] .

Большой финансовой и экономической мощности достиг в Италии частный капитал: концерн «ФИАТ» контролирует 13% европейского автомобильного рынка, его административный центр и основной автомобильный завод находятся в Турине; «Фининвест», главными направлениями деятельности которого являются телевидение, издательское дело, рекламный бизнес, производство и распространение теле- и кинофильмов, страховое дело; «Милан» имеет сеть универсальных супермаркетов и футбольных клубов; концерн «Монтедисон» контролирует химическую и электротехническую отрасли. Италия специализируется на продукции средней наукоемкости, так как технологически отстает от мировых лидеров. В отрасли НТП страна меньше тратит на НИОКР, чем Германия, Франция или Великобритания. Кроме того, Италия чувствует дефицит научных кадров.

Таким образом, Италия находится в рецессии. Реальный (с учетом инфляции) ВВП на человека сегодня ниже, чем в 1999 г. Суверенный долг превышает 130% ВВП.

2 Финансовые проблемы Италии

2.1 Внешний долг Италии

Мир привык жить взаймы. Кредиты на неотложные нужды берут уже не только люди или отдельные компании. Деньги, причем в огромных количествах, занимают государства, и это уже никого не удивляет. Но вот парадокс: Япония, чей госдолг, по прогнозу МВФ к концу 2015 года достигнет 233,1% ВВП, ситуацией ничуть не обеспокоена. А Италия или, к примеру, Греция, которые назанимали меньше, наоборот, идут ко дну. Эксперты делают вывод: причина не только в государственных долгах.

Главная трудность Италии состоит в том, что ее экономика имеет недостаточный рост. Еще до финансового кризиса темпы роста итальянской экономики были одними из самых низких в Европе. С 2001 года страна пережила четыре рецессии, а ее ВВП в 2015 году должен снизиться на 0,2%, о чем говорит прогноз МВФ. Без устойчивого роста Италии будет крайне трудно сократить свой государственный долг, который на данный момент эквивалентен 136,7 % ВВП страны и является вторым по величине среди стран еврозоны после Бельгии [21] .

По данным Статистического управления Евросоюза, размер госдолга Италии превысил 130% ВВП еще в 1 квартале 2013 года. По этому показателю Италия занимает сейчас в ЕС 2-ое место после Греции [22] (таблица 2).

За 2014 год госдолг вырос более чем на 66 млрд. евро и составляет уже около 135% ВВП. По прогнозам ряда финансовых аналитиков, в 2015 году госдолг Италии может достичь 145% ВВП, что превысит критическую «точку невозврата» (140 %). В среднем на каждого итальянца приходится 34 тыс. евро государственного долга.
Таблица 2 – Государственный долг Италии, % к ВВП [23]

Год Значение Год Значение
1995 121,6 2005 105,9
1996 120,9 2006 106,6
1997 118,1 2007 103,6
1998 114,9 2008 106,3
1999 113,7 2009 116,1
2000 109,2 2010 119,1
2001 108,8 2011 120,1
2002 105,7 2012 126,9
2003 104,4 2013 132,6
2004 103,9 2014 134,1

 

Рост внешнего госдолга Италии обусловлен тяжелыми последствиями экономического кризиса и огромными государственными расходами. Это самым негативным образом сказывается на экономическом развитии страны, тянет ее на дно.

Итальянский госдолг превышает 2 трлн. евро и составляет около 132% ВВП, что вдвое выше Маастрихтских критериев. Безработица перевалила за 12%, а среди молодежи она достигает 44% [24]. Эксперты считают, что проблемы Италии носят структурный характер и не связаны напрямую с долговым кризисом в еврозоне. Они обращают внимание на завышенные зарплаты, затратную систему пенсий и здравоохранения, жестко регулируемый рынок труда, щедрые социальные пособия, неповоротливый госсектор и рестриктивные правила в торговле. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), Италия стоит на 49-м месте в мире по конкурентоспособности и 56-м по бизнес-климату. В свою очередь, Transparency International поставила Италию на 69-е место из группы в 175 стран по уровню государственной коррупции, что сопоставимо с Румынией, Грецией и Болгарией [25].

Значительная часть проблем связана с единой европейской валютой евро. Для Италии евро является переоцененной валютой, ведь исторически эта страна постоянно играла на девальвации лиры, поддерживая таким образом конкурентоспособность на мировом рынке. Чтобы компенсировать ограничения, связанные с евро, государство вместо девальвации постоянно наращивает долги, пытаясь поддержать жизненный уровень населения и экономическую активность. Свою порцию экономических проблем внесли за последний год и антироссийские санкции ЕС, в результате которых Италия лишилась чрезвычайно важного рынка сбыта.

Многие экономисты сходятся во мнении, что грандиозного финансового кризиса Италии не избежать. Чтобы стабилизировать, а затем и сократить уровень задолженности, рост ВВП должен вдвое превышать нынешние показатели. Однако ускорения роста в Италии не предвидится: как было отмечено, структурные реформы тормозятся, а бюрократия с недоверием относится к рынкам и бизнесу.

Только за первую половину 2015 года Италия накопила сумму госдолга свыше 83 млрд. евро, что сопоставимо с новым пакетом финансовой помощи Афинам. Аналитики исходят из того, что столь стремительный рост итальянской задолженности несет в перспективе куда более серьезную угрозу еврозоне, чем греческий кризис. В сумме же госдолг Италии приближается к 2,22 трлн. евро: Италия наряду с Грецией стала самой «задолжавшей» страной еврозоны [26].

Центральный банк Италии сообщил в марте, что госдолг в январе 2015 года увеличился на 31 млрд. евро и составил 2,166 трлн. евро, вплотную приблизившись к историческому максимуму 2,168 трлн. евро, который был достигнут в июле 2014 года [27].

Падоан сообщил также, что программа дальнейшей приватизации крупнейших итальянских компаний с государственным участием в ближайшие годы принесет 1,7-1,8% ВВП. В настоящее время Минэкономики сконцентрировало свои усилия на подготовке к приватизации контролируемых им пакетов акций национальной электроэнергетической компании Enel и группы Poste Italiane, оказывающей почтовые услуги на всей территории страны. По словам министра, в ближайшее время приватизация коснется также государственных активов в железных дорогах Италии (Ferrovie dello Stato) и национальной службе обеспечения полетов гражданской авиации (Enav). Падоан подчеркнул, что конкретные сроки и темпы приватизации будут зависеть от ситуации на международных рынках, поскольку Минэкономики намерено получить максимальный результат от продажи государственной собственности [28].

С тех пор как Италия вошла в еврозону, экспорт перестал быть двигателем роста, который в связи с этим неуклонно снижается. Но замедление совсем не то, что страна с огромным долгом может себе позволить. Ренци возглавил кабинет министров в подходящий момент (в начале 2014 г.). Жесткая фискальная и монетарная политика, которая стала одной из причин плохих показателей еврозоны в период после финансового кризиса, уже не наносила того ущерба. Вскоре после этого ЕЦБ начал проводить программу количественного смягчения для стимулирования внутреннего спроса, что благоприятно отразилось на итальянских процентных ставках.

Однако проблема низкой конкурентоспособности никуда не исчезла. Существует масса причин обвала производительности в Италии. Благодаря карательному регулированию трудового и товарного рынков страна стала одним из самых дорогих мест в богатом мире для начала нового бизнеса. Налоги и бюрократия не стимулируют успешные компании расти и становиться больше. Почти 70% итальянских рабочих трудятся в компаниях с персоналом менее 50 чел. (по сравнению с 30% в Америке) [29].

Еще больше тревожит то, что доля молодых итальянских рабочих с университетским образованием не превышает 10% — один из самых низких показателей в богатом мире. При этом все больше образованных молодых итальянцев покидают родину в поисках лучшей доли в других западных странах.

Ренци хочет кардинально изменить ситуацию. Многие уже сравнивают его амбициозный экономический план с известными реформами Харца в Германии в 2003-2005 гг. (реформы социально-экономической системы, разработанные правительственной комиссией во главе с Петером Харцем) [30].

Среди многочисленных инициатив правительство Ренци уже утвердило новые правила, которые упрощают процесс увольнения рабочих. Но даже советники итальянского премьера признают, что реформы продвигаются не так быстро, как хотелось бы.

Согласно прогнозу МВФ экономика Италии сможет расти примерно на 1% в год в ближайшие три года. Но это совсем не те темпы, которые необходимы итальянцам. Вместо того чтобы ждать повышения производительности, более быстрый способ ускорить рост — снижение зарплат. Реформы Харца были успешными отчасти из-за того, что привели к снижению реальных зарплат в Германии. Реформы, которые децентрализуют процесс переговоров о заключении коллективного договора в Италии, что поможет сдерживать рост зарплат в регионах и компаниях с низкой производительностью труда, были бы движением в правильном направлении. Как сообщили советники Ренци, правительство может ввести децентрализацию процесса утверждения зарплат, если переговоры между профсоюзами и работодателями не приносят результат.

Если еврозона хочет сохранить Италию в своем составе, считают аналитики, европейским чиновникам необходимо меньше настаивать на политике жесткой экономии и становиться больше итальянцами.

2.2 Разрыв Север-Юг

Начиная с объединения Италии в 1861 году, был заметен широкий и растущий экономический разрыв между северными провинциями и южной половиной итальянского государства. В первые десятилетия нового государства, отсутствие эффективной земельной реформы, высокие налоги и другие экономические меры, введенные на юге, вместе с удалением протекционистских тарифов на сельскохозяйственные товары, сделали практически невозможным прибыльность занятия сельским хозяйством для многих фермеров-арендаторов и собственников земельных участков. Множество фермеров решили эмигрировать, а не пытаться влачить жалкое существование, особенно с 1892 по 1921 год [31].

Кроме того, всплеск бандитизма и мафии вызвал широкое распространение насилия, коррупции и беззакония. После прихода к власти Бенито Муссолини, «Железный префект» Чезаре Мори пробовал с некоторой степенью успеха победить уже мощные преступные организации, процветающие на юге страны. Фашистская политика, была направлена на создание итальянской империи и южные итальянские порты были стратегическими для всех торговых отношений с колониями. Неаполь получил демографическое и экономическое возрождение, в основном благодаря интересам короля Виктора Эммануила III, который родился там. С вторжением в Южную Италии, союзники восстановили утраченную в фашистской период власть семей мафии и использовали их влияние для поддержания общественного порядка [32].

В 1950 году был создан огромный общественный генеральный план, чтобы помочь индустриализации Юга двумя способами:

— земельные реформы и создание 120000 новых личных хозяйств;

— «стратегия роста», согласно которой 60% всех государственных инвестиций уходили бы на юг, что позволило бы увеличить экономику южной части страны за счет привлечения нового капитала, стимулирования местных фирм и обеспечения занятости.

Тем не менее, эти цели были не достигнуты, и в результате Юг Италии становился все более субсидируемым, не в состоянии генерировать сам свой рост (таблица 3).
Таблица 3 – ВВП в Италии по регионам и областям в 2011 году (данные 2014 года) [33]

Регион ВВП, млн. евро ВВП на душу населения, евро % от среднего по ЕС
Северо-Западная Италия 511484 31700 124
Северо-Восточная Италия 364560 31200 122
Центральная Италия 340669 28400 111
Южная Италия 243895 17200 67
Островная Италия 117031 17400 68
Область ВВП, млн. евро ВВП на душу населения, евро Регион
Абруццо 30073 22400 Юг
Валле-д’Аоста 4328 33700 Северо-Западный
Апулия 69974 17100 Юг
Базиликата 10744 18300 Юг
Калабрия 33055 16400 Юг
Кампания 93635 16000 Юг
Эмилия-Романья 142609 32100 Северо-Восток
Фриули-Венеция-Джулия 36628 29600 Северо-Восток
Лацио 172246 30000 Центр
Лигурия 43998 27200 Северо-Западный
Ломбардия 337161 33900 Северо-Западный
Марке 40877 26100 Центр
Молизе 6414 20100 Юг
Подножие горы 125997 28200 Северо-Западный
Сардиния 33075 19700 Острова
Сицилия 83956 16600 Острова
Тоскана 106013 28200 Центр
Трентино-Южный Тироль 35797 34300 Северо-Восток
Умбрия 21533 23700 Центр
Венето 149527 30200 Северо-Восток

 

Даже в настоящее время, огромные региональные различия сохраняются. Проблемы в Южной Италии еще включают широкую политическую коррупцию, всепроникающую организованную преступность и очень высокий уровень безработицы. Согласно оценкам, около 80% предприятий в сицилийских городах Катания и Палермо регулярно платят деньги за защиту. По сообщению Confesercenti, организованная преступность имеет валовую прибыль в 140 млрд. евро в год и ежегодный доход от 100 млрд. евро, при расчетных денежных резервах в 65 млрд. евро [34].

Общенациональная статистика всегда скрывает региональные различия. В Италии эти различия особенно велики. В стране, по сути, две экономики. Возьмем, к примеру, рецессию 2001-2013 гг. В тот период северные и центральные части Италии выросли почти на 2%. В то же самое время экономика юга сократилась на 7%.

Отчасти это объясняется тем, что темпы роста юга были медленнее севера еще до начала финансового кризиса. Но основная причина дивергенции в ужасающих показателях юга с тех пор: его экономика сократилась в два раза быстрее, чем на севере с 2008 по 2013 гг., — на 13% по сравнению с 7% (рисунок 3).

Рисунок 3 — Динамика ВВП Италии [35]

Юг Италии (или mezzogiorno), к которому относятся восемь провинций, а также острова Сардиния и Сицилия, страдает от экономического упадка последние 7 лет. Более того, согласно прогнозу банка Unicredit эта тенденция сохранится и в этом году. Таким образом, экономика Италии одновременно сильнее и слабее, чем кажется. Все зависит от того, какая часть страны рассматривается.

Из 943 тыс. итальянцев, которые стали безработными с 2007 по 2014 гг., 70% — южане. Общее количество работающих граждан Италии сократилось на 4% за этот период; на юге этот же показатель равен 10,7%. Занятость на юге ниже, чем в какой-либо другой стране Европейского союза: около 40%; на севере он составляет 64% [36].

Занятость женской части населения в южной части Италии не превышает 33%, общенациональный показатель — 50% (даже Греция имеет 43%). В 2014 году безработица на юге составила 21,7%, в среднем по стране — 13,6%. Доля северных и южных семей, находящихся за чертой бедности, выросла с 3,3% и 5,8% соответственно в 2007 г. до 5,8% и 12,6% в 2013 г. [37]

Усугубляют негативную ситуацию на юге более низкий уровень рождаемости и увеличивающаяся миграция на север или за рубеж. С 2001 по 2013 гг. более чем 700 тыс. южан, 70% которых в возрасте от 15 до 34 лет, а четверть с дипломом о высшем образовании, покинули родные города.

По словам Марко Зигон из Getra, производителя электрических трансформаторов, сегодня в Неаполе чрезвычайно трудно найти квалифицированных инженеров, мало кто хочет переехать сюда и из другой части страны. Ожидается, что в ближайшие 50 лет юг потеряет 4,2 млн. жителей, или 1/5 всего населения [38].

Негативный демографический тренд увеличивает разрыв с севером по такому важному показателю, как ВВП на душу населения, утверждает ассоциация по развитию юга SVIMEZ. Но потеря человеческого капитала вместе с низкими инвестициями в материальные объекты истощают столь необходимые для восстановления региона ресурсы. Инвестиции на севере уменьшились на ? с 2008 по 2013 гг.; на юге за этот же период они рухнули на 1/3 [39].

Все эти проблемы не являются новыми и исключительными лишь для юга, однако они опаснее, чем экономические трудности, замедляющие рост севера Италии.

Разваливающаяся инфраструктура – хороший пример. Например, удручающее состояние порта Неаполя, что довольно сильно тормозит экспорт Getra. В апреле часть главной автодороги через Сицилию была разрушена грязевым потоком, в результате чего теперь необходимо тратить в 2 раза больше времени для пересечения острова с одной стороны на другую. Для ремонта дороги, скорее всего, потребуется несколько лет.

Значительная часть Италии отстает от Европы в такой важной категории, как цифровая инфраструктура, причем особенно позади юг. То же самое можно сказать о гражданском судопроизводстве и бюрократии, каждая из которых функционирует намного медленнее в южной части страны. Коррупция — обычная вещь на севере, указывает Антонио Ла Спина из университета Луис в Риме, однако она намного масштабнее на юге, хотя суммы взяток там несколько меньше [40]. Все это, безусловно, затрудняет жизнь бизнеса.

Увеличивающейся экспорт и дешевые кредиты помогли оживить экономику Италии в последние несколько месяцев. Но все это никак не отразилось на юге. На регион приходится лишь 1/10 от всего объема итальянского экспорта в год (400 млрд. евро), большая часть которого направляется в европейские страны. В то время как экспорт на севере вырос на 2,9% в 2014 году, на юге он сократился на 4,7% [41].

Региональные различия – обычная вещь для многих стран, утверждает экономист-историк университета Луис Джианни Тониоло, но в Италии они особенные из-за своей продолжительности. Различия между Восточной и Западной Германией были намного больше, чем между Северной и Южной Италией в 1990-х гг.: сегодня этот разрыв значительно меньше. Если бы экономика Италии развивалась так же быстро, как германская, то она бы нашла возможность сократить внутренние различия [42].

2.3 Банковская система Италии на грани краха

Банковское дело в Италии имеет, по состоянию на 11 октября 2008 года, среднее соотношение активы /пассивы 12 к 1, в то время как краткосрочные обязательства банков равны 86% итальянского ВВП или 43% итальянского госдолга [43]. Ниже приводится список 10 крупнейших итальянских банков по рыночной капитализации (таблица 4).
Таблица 4 – Финансовый сектор Италии в 2008 году [44]

Разряд Компания Штаб-квартира Капитализация, евро
1 UniCredit Милан 54700000000
2 Intesa Sanpaolo Турин 47700000000
3 Monte dei Paschi di Siena Сиена 36600000000
4 UBI Banca Бергамо 9,8 млрд.
5 Banco Popolare Верона 9,4 млрд.
6 Banca Nazionale Del Lavoro Рим 7,5 млрд.
7 Mediobanca Милан 7,0 млрд.
8 Banca Popolare dell’Emilia Romagna Модена 4,6 млрд.
9 Cariparma Парма 4,2 млрд.
10 Banca Poplare di Milano Милан 4,0 млрд.

 

По состоянию на 18 января 2016 года акции итальянских банков переживают настоящее крушение: котировки упали уже на 40% в годовом выражении. Инвесторы становятся все более нервными, когда речь заходит о будущем финансового сектора Италии. Совершенно неясно, как сектор справится с более низкими процентными ставками и кредитами на 200 млрд. евро, которые вряд ли будут погашены. После того как индекс акций банковского сектора упал на 4%, торги были приостановлены, а итальянские регуляторы решили просто запретить короткие продажи некоторых банковских акций [45].

Индекс снижался в основном из-за нескольких кредиторов, в том числе из-за крупнейшего розничного банка страны Intesa Sanpaolo и третьего по величине банка Banca Monte dei Paschi di Siena (рисунок 4).

Рисунок 4 – Снижение индексов банковской системы Италии в январе 2016 года [46]

Руководство банков пытается успокоить инвесторов, говоря о подтверждении финансовой стабильности и о том, что падение акций не оправдано фундаментальными факторами. Опасения инвесторов и акционеров побеждают ожидания относительно волны консолидации в секторе. Корпоративным банкам все равно, скорее всего, придется объединяться и укрупняться, чтобы выстоять после правительственной реформы, которая должна уменьшить количество кредиторов.

JP Morgan заявил, что итальянских банков следует избегать, поскольку низкие ставки, как ожидается, окажут более сильное давление на доходы, чем в других странах, а кредитные проблемы ограничат восстановление [47].

Трейдеры начали активно выводить деньги из акций банков, что и спровоцировало сильное падение.

По некоторым банкам, таким как Inteds и Popolare di Milano, объем коротких продаж вырос очень сильно. Поэтому итальянские регуляторы усилили запрет на короткие продажи. Ранее этот метод всегда работал хорошо, но сейчас есть все основания полагать, что это несильно поможет ситуации (рисунок 5).

Рисунок 5 – Динамика снижения индексов банковской системы Италии за 2013-2015 годы [48]

Уже 20 января запрет не будет работать, так что падение продолжится с очень большой вероятностью. Скорее всего, вслед за сильным падением регуляторы вновь прекратят торги. Согласно правилам ЕС короткие продажи можно запретить, если изменение цен составляет более 10%. Запрет распространяется на короткие продажи при поддержке кредитования.

Теперь хеджеры перешли на другие рынки, а риск дефолта по всей группе активов вырос еще сильнее.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) ведет переговоры с правительством Италии о покупке «плохих» долгов в рамках программы скупки активов. ЕЦБ получит «плохие» долги в качестве залога и предоставит в обмен наличность для финансирования итальянских банков, сообщил Минфин Италии. Таким образом, итальянские банки избавятся от части просроченных кредитов (общая их сумма составляет 200 млрд. евро) и получат ресурсы для предоставления новых займов [49].

В ноябре 2015 г. источник в ЕЦБ сообщил, что решение о покупке невозвратных долгов может быть принято, если экономическая ситуация в еврозоне ухудшится. Банк борется с низкой инфляцией и, вероятно, вновь снизит ставку по депозитам.

Большой объем «плохих» долгов у итальянских банков препятствует росту 3-ей по величине экономики еврозоны и вызывает опасения у инвесторов, которые распродают акции итальянских банков с начала года.

ЕЦБ приобретает ценные бумаги, обеспеченные активами, в среднем на 1,19 млрд. евро ежемесячно с ноября 2014 г., свидетельствуют данные Datastream. При этом европейский регулятор в основном приобретает ценные бумаги, обеспеченные «работающими кредитами» (рисунок 6).

Рисунок 5 – Динамика продажи «плохих» долги в рамках программы скупки активов по договору РЕПО [50]

По существующим правилам, ЕЦБ может приобрести ценные бумаги, обеспеченные активами, с кредитным рейтингом выше определенного уровня. Таким образом, регулятор может покупать только ценные бумаги высокого качества.

В связи с этим, вероятно, ЕЦБ сможет приобрести только старшие транши, обязательства по которым исполняются в первую очередь, менее рискованные по сравнению с младшими траншами.

В то же время итальянские банки могут повысить рейтинг своих старших траншей, получив гарантии от правительства, при условии, что не менее половины младших траншей будет продано.

2.4 Рынок труда Италии

Вслед за принятием «Закона Бьяджи 2003», спорной реформы рынка труда, безработица в Италии неуклонно падала, достигнув в 2007 году 6,2% — самый низкий показатель с 1970 года. В южной Италии средний уровень безработицы намного выше, чем в среднем по стране, тем не менее, в последние годы был достигнут прогресс, и уровень безработицы упал с 23,7% в 1999 году до 11,2% в 2007 году в Кампании, и с 24,5% до 13,0% на Сицилии [51]. Существует значительная теневая экономика, особенно на юге, где она частично компенсирует высокую официальную безработицу, поглощая значительное число людей, работающих за низкую заработную плату и без стандартных социальных льгот и гарантий. Кроме того, Италия поддерживает хороший уровень самозанятости населения — 25,5% [52].

Профсоюзы утверждают, что представляют 40% от рабочей силы. Большинство итальянских профсоюзов сгруппированы в три основных конфедерации: CGIL, CISL и UIL, которые вместе утверждают, что представляют 35% рабочей силы [53]. Эти конфедерации ранее были связаны с важными политическими партиями (соответственно Итальянской коммунистической партией, партией Христианских демократов и Итальянской социалистической партией), но они официально прекратили такие связи. В настоящее время эти три профсоюза часто координируют свои позиции прежде, чем противостоять управленцам компаний или лоббировать что-то в правительстве. Три основных конфедерации играют важную консультативную роль при решении национальных социально-экономических вопросов.

Среди основных соглашений с профсоюзами – подписанное в 1993 году соглашение о четырехлетнем сдерживании роста заработной платы, реформы пенсионной системы в 1995 году, и пакт занятости, представляющий шаги для гибкости рынка труда в экономически депрессивных районах, подписанный в 1996 году. CGIL, CISL и UIL являются аффилированными лицами Международной конфедерации профсоюзов. Из трех союзов, CGIL является самым сильным по показателям. CGIL один раз единолично организовал 3 млн. чел. на митинг в Риме. Работодателей Италии представляет Confindustria, Федерация итальянских работодателей.

Средний уровень жизни в Италии очень высок. Как отметил Марио Б. Мигноне: «В официальной экономике, итальянский работник хорошо вознагражден высокой заработной платой, имеет хорошие преимущества и оплачиваемые отпуска, но он или она не может выйти из тяжелого бремени налогов» [54].

Перспективы долгосрочного роста сдерживаются демографическими показателями Италии. Так 20% населения страны — это люди старше 65 лет, и лишь 14% моложе 15 лет [55] . А это означает, что в предстоящие десятилетия в Италии будет меньше людей, приходящих на рынок труда и получающих облагаемые налогами доходы, в то время как экономически менее активное население будет увеличиваться. Экономическая ситуация в также будет усугубляться на фоне роста уровня безработицы. По подсчетам Еврокомиссии, уровень безработицы в Италии в 2014 и 2015 годах возрастет до 12,2% и 12,6% против 10, 7% в 2012 году соответственно. Вместе с тем, Италия продолжает оставаться страной с рекордным показателем безработицы среди молодежи (43%) [56].

За последние годы число занятых итальянских граждан в возрасте с 15 до 34 лет уменьшилось на 20%. Противоположная тенденция отмечается в отношении работников в возрасте 55-64 лет, число которых в период с 2007 по 2012 гг. увеличилось на 26% [57] (рисунок 7).

Рисунок 7 — Безработицы среди молодежи, % к населению в возрасте от 15 до 25 лет [58]

Масштабы неофициальной экономики Италии создают другие проблемы. По данным исследования, проведенного в 2010 году итальянским профсоюзом, средства, зарабатываемые за счет незаконной занятости, соответствуют 10% общенационального ВВП. Незаконные работники составляют до 13% всего трудового населения на севере, 15% в центре и 21% на юге Италии. Согласно оценкам Национального института статистики страны, неофициальная экономика стоит от 255 до 275 млрд. евро, что составляет 16,3-17,5% ВВП. Лишь бегство от налогов дает сумму в 8% ВВП [59].

2.5 Прогнозы развития экономики Италии

В Германии утверждают, что Италия вводит в заблуждение своих партнеров, говоря о принимаемых мерах экономии. На самом деле, государство набирает все новые миллиарды долга, в то время как экономика слабеет, а структурные проблемы страны не решаются. Аналитики швейцарского банка UBS назвали Италию «самым больным человеком Европы». Об этом говорят следующие факты: с начала мирового финансового кризиса 2008 года промышленное производство Италии упало на четверть, безработица выросла вдвое, доходы на душу населения — на самом низком уровне с 1997 года [60]. Третья по величине экономика еврозоны практически не выходит из затяжной стагнации. Судя по всему, речь идет о серьезнейшем экономическом кризисе в Италии со времени Второй мировой войны. Ситуацию пока спасают меры поддержки со стороны ЕЦБ (которым руководит итальянец Марио Драги), слабый евро, почти нулевая процентная ставка в еврозоне и низкая цена нефти.

Правительство Маттео Ренци начало проводить реформы — прежде всего на рынке труда, но развития они не получили, а конкурентоспособность Италии не улучшилась. Экономисты считают главной проблемой страны недостаточную производительность труда, которая даже снизилась после введения общеевропейской валюты евро. Такого не наблюдалось ни в одной из стран еврозоны. Аналитики немецкого коммерческого банка Helaba подсчитали, что рост зарплат в последние годы привел к значительному удорожанию себестоимости продукции и резкому снижению конкурентоспособности Италии на международных рынках. Страна отстает по темпам развития от других европейских стран, а ВВП (без учета инфляции) вернулся к уровню 1999 года. Очень слабо развивается научно-инновационная сфера, а сама экономика страдает от коррупции, юридических проволочек и бюрократизма, что понижает инвестиционную привлекательность Италии [61].

Правительство пытается завести мотор затухающей экономики с помощью многомиллиардных вливаний, однако это не помогает, а финансовое положение страны только ухудшается. Последний стресс-тест ЕЦБ показал, что итальянские банки являются самыми уязвимыми в еврозоне. Ввиду многолетней рецессии и банкротств сумма «плохих» кредитов сильно выросла. По данным итальянской банковской ассоциации ABI, она приближается к 200 млрд. евро, что составляет около 10% общего кредитного портфеля банков, а в ряде конкретных случаев и значительно больше [62]. Французский экономист Жак Сапир уверен, что Италия в этом отношении следует по стопам Греции. К тому же, в Италии преобладают средние и мелкие банки, не обладающие достаточным собственным капиталом, и это делает ситуацию еще более взрывоопасной. Пока что итальянцы благодаря Марио Драги получили львиную долю многомиллиардных кредитов ЕЦБ (TLTRO — targeted longer-term refinancing operations), предоставляемых на очень льготных условиях. Есть мнение, что это лишь затягивает процесс консолидации итальянских банков и избавления от «мусорных» бумаг [63].

Чтобы задобрить Германию, правительство Ренци провозгласило курс на жесткую экономику, однако это больше похоже на «дымовую завесу». Подлинная позиция Ренци проявилась в ходе последнего раунда переговоров по Греции, когда он открыто занял сторону Афин в вопросе долга. Таким образом, считают наблюдатели, Ренци выдал свой собственный страх перед лицом аналогичного кризиса в Италии. Италия не без основания опасается навязываемых Германией мер бюджетной экономии, поскольку они будут иметь, как и ранее в Греции, негативный эффект [64]. Эти меры создадут порочный круг замедленного роста, сокращения потребления и налоговых поступлений, что приведет, в конечном счете, к экономическому краху.

Вариантов у Италии мало: либо меры экономии, либо ускорение роста. Однако для ускорения необходимы структурные реформы. В последние 15-20 лет в Италии делалось много обещаний по части реформ, однако мало что выполнялось. Вместе с тем, срок для прорывных решений истекает, и если ничего не будет сделано, серьезная угроза нависнет над еврозоной, ЕС и самим общеевропейским проектом.

Как видят ситуацию в еврозоне наиболее трезвомыслящие европейские экономисты. Они считают, что с экономической точки зрения Греция, а также другие страны Южной Европы не смогут выжить в нынешней еврозоне, где жесткие финансовые правила диктует Германия. С этой точки зрения, как ни странно, был прав немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле, который предложил исключить Грецию из зоны евро. В нынешней ситуации экономистами предлагается 3 варианта решения проблемы, на один из которых Брюссель будет вынужден пойти [65]:

1 Реформа еврозоны в духе предложений, сделанных президентом Франции Франсуа Олландом. Еврозона получает собственное «финансовое правительство», стоящее над министрами финансов отдельных стран. И, самое главное, выработается единый бюджет за счет налогоплательщиков, который обеспечит общее страхование по безработице и банковским операциям. Кроме того, еврозона получит право брать на себя долги всех ее членов. Однако такая «социализация долгов» неприемлема для Германии и других более эффективных экономик ЕС.

2 Второй вариант — это еврозона в урезанном виде, то есть коалиция стран, готовых сплотиться вокруг Германии и разделяющих ее экономические принципы. Речь идет фактически о германоцентричной конструкции, к которой могут примкнуть страны Центральной и Северной Европы плюс Бенилюкс. Этот вариант реалистичен, но означает де-факто конец Евросоюза в его нынешнем виде.

3 Третий вариант — распад еврозоны. Он может произойти в любой момент в результате внешнего или внутреннего толчка. Таким толчком может стать финансовый или политический кризис в Италии или другом слабом звене еврозоны, а также мировой экономический кризис.

Политики в Брюсселе и странах еврозоны должны осознать эту ситуацию и принять соответствующие решения пока не поздно. Но, как показывает жизнь, в руководстве Евросоюза и государств-членов ЕС на сегодняшний день нет политической воли и интеллектуальной силы, которыми обладали «отцы-основатели» новой Европы в начале 50-х годов и на идеях которых европейский проект успешно развивался вплоть до конца 20 века.

Заключение

Итак, Италия является страной с высокоразвитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни населения, член ЕС и ОЭСР. Она входит в «семерку» ведущих индустриальных держав мира и производит 3,28% мирового ВВП, что составляет 2,071 трлн. долл. США. Италия тесно интегрирована в международные торговые связи, так как стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии.

Несмотря на существующие региональные проблемы и долговой кризис, в котором находится экономика Италии, она будет продолжать оставаться одной из лидирующих на европейском и мировом рынках.

Подводя итоги, стоит сказать, что руководство страны во главе с премьер-министром Маттео Ренци намерено снизить дефицит государственного бюджета, проводя налоговую политику, поддерживая малый и средний бизнес.

Также для Италии актуальными по-прежнему остаются такие внутренние проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления экономического разрыва между Севером и Югом, организованная преступность, коррупция, безработица.

На данный момент Италия является «проблемной» страной для еврозоны, но планируется, что к концу 2017 года экономике Италии удастся выйти на путь восстановления.

Список использованной литературы

1. Абрамов В.Н. Россия и Европа: исторические перспективы. В кн. Россия и Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. – Калининград: РГУ им. Канта, 2012. – 252 с.
2. Авилова А.В. Италия: своеобразие южно-европейского пути развития // Мировая Экономика и Международные Отношения. №5. С. 12-16.
3. Андреев Б.И. Италия — очерки по экономической географии. – М.: Дрофа, 2011. – 350 с.
4. База данных Евростата [Электронный ресурс].
5. Банковская система Италии на грани краха? [Электронный ресурс].
6. Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции // МЭиМО. 2013. №8. С. 111-115.
7. Вайденфель В., Вессельс В. Европа от А до Я. – Таллинн: ТГУ, 1999. – 1080 с.
8. Внешний долг Италии установил новый рекорд [Электронный ресурс].
9. Внешняя торговля Италии [Электронный ресурс].
10. Демография [Электронный ресурс].
11. Добров Д. Следующая после Греции – Италия? // Российская газета. 29 января 2016 г. №5601.
12. Доходность двухлетних бондов Италии снизилась до минимума 4 месяцев [Электронный ресурс].
13. История европейской интеграции (1945-1994 годы) / Под ред. А.С. Намазовой, Б. Эмерсон. – М.: Владос, 2013. – 441 с.
14. Италия: одна страна, две экономики [Электронный ресурс].
15. Минэкономики: госдолг Италии в 2015 году составит 132,5% ВВП [Электронный ресурс].
16. Национальные счета как на ладони [Электронный ресурс].
17. Рим остался без каникул // Российская газета. 10 февраля 2016 г. №5628.
18. Шершнева Е.Л. Реформы Харца: поворотный пункт в политике занятости и благосостояния в Германии // Российский экономический журнал. 2014. №3. С. 168-185.
19. Экономика: Италия [Электронный ресурс].
20. Экономика Италии погибнет без срочных реформ [Электронный ресурс].
21. Экономика – ОЭСР данные [Электронный ресурс].

[1] Андреев Б.И. Италия — очерки по экономической географии. – М.: Дрофа, 2011. С. 139.

[2] Там же. С. 141.

[3] Авилова А.В. Италия: своеобразие южно-европейского пути развития // Мировая Экономика и Международные Отношения. 2012. №5. С. 12-14.

[4] Там же. С. 14.

[5] Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции // МЭиМО. 2013. №8. С. 112.

[6] История европейской интеграции (1945-1994 годы) / Под ред. А.С. Намазовой, Б. Эмерсон. – М.: Владос, 2013. С. 44-45.

[7] Там же. С. 45.

[8] Абрамов В.Н. Россия и Европа: исторические перспективы. В кн. Россия и Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. – Калининград: РГУ им. Канта, 2012. С. 114.

[9] Там же. С. 120.

[10] Вайденфель В., Вессельс В. Европа от А до Я. – Таллинн: ТГУ, 1999. С. 24.

[11] База данных Евростата [Электронный ресурс].

[12] [Электронный ресурс]

[13] Доходность двухлетних бондов Италии снизилась до минимума 4 месяцев [Электронный ресурс].

[14] IMF World Economic Outlook Database October 2014.

[15] Абрамов В.Н. Россия и Европа: исторические перспективы. В кн. Россия и Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. – Калининград: РГУ им. Канта, 2012. С. 120.

[16] Экономика: Италия [Электронный ресурс].

[17] Андреев Б.И. Италия — очерки по экономической географии. – М.: Дрофа, 2011. С. 181.

[18] World Development Indicators (WDI), September 2014.

[19] Внешняя торговля Италии [Электронный ресурс].

[20] Экономика – ОЭСР данные [Электронный ресурс].

[21] Национальные счета как на ладони [Электронный ресурс].

[22] Минэкономики: госдолг Италии в 2015 году составит 132,5% ВВП [Электронный ресурс].

[23] [Электронный ресурс]

[24] Экономика Италии погибнет без срочных реформ [Электронный ресурс].

[25] Там же

[26] Экономика Италии погибнет без срочных реформ [Электронный ресурс].

[27] Там же

[28] Экономика Италии погибнет без срочных реформ [Электронный ресурс].

[29] Рим остался без каникул // Российская газета. 10 февраля 2016 г. №5628.

[30] Шершнева Е.Л. Реформы Харца: поворотный пункт в политике занятости и благосостояния в Германии // Российский экономический журнал. 2014. №3. С. 168-185.

[31] Андреев Б.И. Италия — очерки по экономической географии. – М.: Дрофа, 2011. С. 201.

[32] Там же. С. 212.

[33] [Электронный ресурс]

[34] Италия: одна страна, две экономики [Электронный ресурс].

[35] Там же

[36] Италия: одна страна, две экономики [Электронный ресурс].

[37] Там же

[38] Там же

[39] Италия: одна страна, две экономики [Электронный ресурс].

[40] Там же

[41] Там же

[42] Италия: одна страна, две экономики [Электронный ресурс].

[43] Рим остался без каникул // Российская газета. 10 февраля 2016 г. №5628.

[44] Там же

[45] Банковская система Италии на грани краха? [Электронный ресурс].

[46] Там же

[47] Банковская система Италии на грани краха? [Электронный ресурс].

[48] Там же

[49] Банковская система Италии на грани краха? [Электронный ресурс].

[50] [Электронный ресурс]

[51] Рим остался без каникул // Российская газета. 10 февраля 2016 г. №5628.

[52] Там же

[53] Рим остался без каникул // Российская газета. 10 февраля 2016 г. №5628.

[54] Там же

[55] Демография [Электронный ресурс].

[56] Демография [Электронный ресурс].

[57] Источник: Итальянский информационный портал

[58] Демография [Электронный ресурс].

[59] Источник: Итальянский информационный портал

[60] Внешний долг Италии установил новый рекорд [Электронный ресурс].

[61]2 Добров Д. Следующая после Греции – Италия? // Российская газета. 29 января 2016 г. №5601.

[62] Там же

[63] Там же

[64] Там же

[65] Добров Д. Следующая после Греции – Италия? // Российская газета. 29 января 2016 г. №5601.