Финансовая политика государства: российский и зарубежный опыт


ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..…………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и сущность государственной финансовой политики…….……..6
1.2 Классификация государственной финансовой политики…………………9
1.3 Принципы, методы и инструменты государственной финансовой политики……………………………………………………………….…………12
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ финансовой политики, реализуемой в России в 2015–2017 годы…………………………………………………………………………….…17

2.2 Анализ финансовой политики, реализуемой в США в 2015–2017 годы………………………………………………………….……………………22
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Проблемы и перспективы государственной финансовой политики России…………………………………………………………………………….28
3.2 Проблемы и перспективы государственной финансовой политики США……………………………………………………………………………….36
3.3 Проблемы и перспективы государственной финансовой политики США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..…..45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….……………………49

Заказать курсовую, контрольную и дипломную работу по предмету “Финансы” на любую тему вы можете напрямую автору, без посредников.

“Написание дипломных и курсовых на “4” и “5” лично автором – без посредников:

    • переходите на

Личную Страницу автора ВКонтакте

    • пишите на e-mail:

gamma.gamma.m@mail.ru

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика является частью экономической политики, она представляет совокупность бюджетно – налоговых и других институтов государственной финансовой власти и финансовых инструментов. Основными показателями экономики развития государства считается состояние жизни населения, конкурентоспособности экономики, человеческий капитал на души населения, индекс экономической свободы, Внутренний Валовый Продукт и Внутренний Национальный Продукт. На данный момент, финансовая политика государства отражает личную сторону функционирования финансов. Финансы и финансовая система существуют независимо от воли отдельных субъектов, объектов и финансовых отношений в целом, они отражают объективные закономерности развития.
Финансовая политика государства проводится уполномоченными государствам организации такие как: налоговая служба, Центральный Банк, бюджетные и внебюджетные фонды и так далее. В отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства.
По мнению автора, большое внимание должно уделяться политике в области управления долговыми обязательствами государства, так как в условиях экономического спада происходят сокращение товарооборота, доходов субъектов хозяйствования, снижение платёжеспособного спроса населения, рост уровня инфляции и увеличение безработицы.
Именно на этих стадиях экономического периода, государство практикует стабильную финансовую политику, так как она связана со стимулированием деловой активности субъектов путём снижения налогов и увеличение расходов государства на поддержку социально значимых отраслей экономики.
Деловая активность увеличивается на стадиях экономического оживления и подъёма активности субъектов хозяйствования также растёт реальный объём их доходов и увеличивается объём товарооборота и снижается социальная напряжённость в обществе, следовательно, у государства есть возможность поднять размер мобилизуемых долговые обязательства. В данных условиях финансовая политика носит сдерживающий характер, который предполагает снижении государственных расходов на момент экономического оживления, подъёма и экономического ограничения, которые возникают у хозяйственных субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов, на стадии экономического подъёма для предотвращения снижения темпов экономического роста. Для того, чтобы достичь стабильности экономического развития функционирования экономики обеспечив на основе действия, при котором налоговые доходы и расходы бюджета автоматически меняются в зависимости от фазы экономического цикла, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений.
Любое государство для реализации своих функций, задач и определённых целей в жизнь использует финансы. В процессе своего функционирования, государство осуществляет полную деятельность в различных областях общественной жизни. Объектом данной деятельности вступает экономика, а также отдельные составные элементы: цена, денежные обращения, кредиты, финансы, валютные отношения и так далее.
Основой финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долговременную и среднесрочную перспективу применения финансов. В процессе проведения финансовой политики особенно важно условие обеспечения её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – ценовой, денежной и кредитной.
Целью работы является изучение финансовой политики государства на примере двух стран – России и США.
Предмет исследования: финансовая политика России и США.
Объект исследования: Россия и США.
Задачи работы:
– рассмотреть теоретические аспекты государственной финансовой политики;
– провести анализ финансовой политики, реализуемой в России в 2015–2017 годы;
– провести анализ финансовой политики, реализуемой в США в 2015–2017 годы;
– выявить проблемы и перспективы государственной финансовой политики России;
– выявить проблемы и перспективы государственной финансовой политики США.
Структурно работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам финансовой политики. Рассмотрены понятие и сущность, классификация, принципы, методы и инструменты государственной финансовой политики.
Вторая глава посвящена анализу финансовой политики, реализуемой в России и США в 2015–2017 годы.
В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы государственной финансовой политики обоих государств – России и США.
При написании курсовой использованы учебники, научная литература, периодические издания, а также источники сети Интернет. Полный список всех использованных источников литературы приведен в конце данной работы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие и сущность государственной финансовой политики

Составной частью экономической политики государства является финансовая политика (ФП), через которую осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Н.Ю. Исакова и ее соавторы [28, с. 56] цели экономической политик объясняют через понятие «магического квадрата» (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – «Магический квадрат»
Государство стремиться решить цели, которые, с одной стороны, едины, а с другой – противоречат друг другу (рисунок 1.2).
В чем противоречие? Например, если государство оказывает поддержку производителей путем использования финансовых и денежно-кредитных инструментов, то эти действия гарантированно способны вызвать рост инфляции, и как результат – нарушение платежного баланса.
Отсюда появляется понимание того, что государственная финансовая политика – сложная. И ее сложность в том, что требуется постоянно поддерживать баланс всех четырех составляющих, иначе происходит перекос в ту или другую сторону, что приводит к нестабильности в целом по стране.
Рисунок 1.2 – Цели государства при разработке экономической политики
Экономическая политика государства – это совокупность денежно-кредитной и финансовой политики [5, с. 118]. За разработку первой отвечает Центральный банк государства, а вторую реализует Министерство финансов.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на эффективную мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в целях выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабилизации [6, с. 184].
Финансовая политика – конечная цель управления финансами, его конкретный результат. От того, насколько успешно проводится ФП, зависит степень воздействия финансов на экономическое развитие общества.
Основная цель финансовой политики – максимальная мобилизация финансовых ресурсов государства и их эффективное использование.
При разработке финансовой политики государство должно учитывать не только собственные желания и намерения, но и ряд объективных моментов, таких как действие объективных экономических законов, исторические особенности развития государства, внешние и внутренние политические факторы, при этом стараясь обеспечить построение рациональной структуры системы финансов, эффективную работу финансового механизма, возможность создание резервов и т. п.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа [13, с. 97].
На первом этапе изучается действие объективных экономических законов, изучаются потребности общества, проводится анализ развития экономики государства, изучается влияние внешних и внутренних политических факторов. И на основании полученных результатов определяются общие тенденции развития финансовых отношений. Другими словами, на этом этапе осуществляется подготовка и подводится экономическое обоснование под разрабатываемую финансовую политику страны.
На втором этапе происходит разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности деятельности финансового механизма, по наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов государства. На этом этапе выявляются резервы и определяются основные направления использования финансовых ресурсов на перспективу и в текущий период. То есть именно на этом этапе и происходит разработка конкретной финансовой политики, определяется стратеги и тактика развития финансовых отношений.
А уже на третьем этапе идет реализация запланированных мероприятий, осуществляются практические действия, направленные на достижение поставленных целей и задач.
Финансовая политика государства реализуется на различных уровнях управления: стратегическом и тактическом. В связи с этим различают финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия государства представляет собой комплекс стратегических целей развития финансовых отношений государства и стратегических мероприятий, направленных на их достижение и ориентированных на длительный период развития макроэкономических процессов в экономической системе.
Финансовая тактика государства – это совокупность способов и форм организации финансовых отношений в рамках реализации финансовой стратегии, ориентированных на краткосрочный период. Ее реализация заключается в своевременном изменении способов и форм организации финансовых отношений в соответствии с экономическими потребностями общества на короткий промежуток времени. Реализуется финансовая тактика в рамках принятого государственного бюджета.

1.2 Классификация государственной финансовой политики

Н. Ю. Исакова и соавторы [28, с. 61] в своем исследовании предлагают классифицировать финансовую политику государства в соответствии с ее задачами. Поэтому, для начала необходимо ознакомиться с задачами. Они следующие:
– обеспечить условия для максимально возможного формирования финансовых ресурсов;
– установить рациональное, с точки зрения государства, распределение и использование финансовых ресурсов;
– организовать регулирование и стимулирование экономики финансовыми методами;
– выработать финансовый механизм и обеспечить его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
– создать эффективную и деловую систему управления финансами.
В соответствии с задачами, следуя за тем, чтобы они выполнялись, финансовую политику государства подразделяют на следующие виды:
1) Стимулирующая политика (или политика экономического роста)
При политике стимуляции правительство создает комплекс мер, задачей которых является увеличить объем ВВП и повысить уровень занятости. Когда ведется такой вид политики, то увеличиваются бюджетные расходы, снижаются налоги на товаропроизводителей, проводятся мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата в государстве.
2) Стабилизационная политика
В данном случае государством финансовые инструменты используются для того, чтобы удержать объемы выпуска продукции на обще привычном уровне, а также на то, чтобы удержать цены на одном уровне.
3) Сдерживающая политика (или политика ограничения деловой активности)
Применяется правительством в целях инфляции и кризиса перепроизводства. Характеризуется увеличением налогов и сокращением государственных расходов.
Еще одна классификация подразделяет финансовую политику на следующие типы [5, с. 141]:
1) Дискреционная политика
Является гибкой, ориентируется преимущественно на изменения экономической ситуации в стране и в меньшей степени на законодательные и исполнительные решения. Это когда при минимальном участии государства применяются финансовые регуляторы.
2) Недискреционная политика
Является недостаточно гибкой, отличается жестким следованием заранее определенному курсу. Это когда экономическая политика проводится непосредственно государством, при которой все ориентиры строго на приказы, указания, при этом могут не учитываться и игнорироваться экономические интересы.
С советского времени известно деление финансовой политики государства на следующие три типа:
1) Классическая
Фундаментом данной ФП являются исследования А.Смита и Д. Рикардо. Применялся этот вид в течение 120 лет (полностью 18 век и до 1920 года).
Суть ФП:
– государство не вмешивается в экономику, в т.ч. и в финансы, за исключением госбюджета;
– сохраняется свободная конкуренция;
– главным регулятором хозяйственных процессов в обществе выступает рыночный механизм.
2) Регулирующая
Кейнсианская. Стала использоваться примерно с 1920 года.
Теперь государство регулировало и экономику, и социальные отношения. Целью вмешательства было обеспечение полной занятости населения. Воздействие государства на экономику осуществляется за счет государственных расходов, благодаря которым создается дополнительный платежеспособный спрос, создается рост производства, проводится увеличение национального дохода, создаются новые рабочие места, ликвидируется безработица и как результат – увеличиваются доходы госбюджета.
Эффективность этого типа ФП подтверждена западными странами.
3) Планово-директивная
В основе – неоконсервативная стратегия.
Велась во всех социалистических странах в прошлом, а также в ряде стран в течение какого-то определенного периода (например, Чили, Италия и др.).
Целью этого типа ФП является обеспечить максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
По следующей классификации выделяют 4 вида ФП:
1) по территориальному признаку: глобальная, национальная (гос.), региональная, местная.
2) по времени реализации: краткосрочная (на 1 фин. год), среднесрочная (3-5 лет), долгосрочная (свыше 5 лет)
3) в зависимости от стадии экономического цикла: сдерживающая (стабилизационная), стимулирующая
4) в зависимости от объектов воздействия (в соответствии со звеньями финансовой системы):
– бюджетная политика: в области доходов, расходов и межбюджетных отношений
– политику в области обязательного соц страхования (ВБФ): политика в области пенсионного страхования, в области мед страхования, в области страхования от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний, соц. политика на случай временной нетрудоспособности и материнства.
Изучив классификации финансовой политик государства можно сделать вывод, что в современных условиях рынка наиболее эффективной является тип ФП, который называется регулирующая финансовая политика. Ее результативность доказана опытом западных стран.

1.3 Принципы, методы и инструменты государственной финансовой политики

Финансовая политика реализуется за счет применения финансовых инструментов. Такими финансовыми инструментами являются налоги, таможенные пошлины, порядок формирования доходов бюджетов, управление государственным долгом, условия формирования прибыли и затрат (расходов) предприятий, регулирование цен, уровень МРОТ и т. д. [2] С помощью этих инструментов государство может оказывать прямое влияние на экономику, сознательно регулируя посредством конкретной ФП все ее основные параметры.
Основные направления, из которых состоит ФП, и социально экономические приоритеты показаны на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Направления и приоритеты ФП государства
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций – доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов [28, с. 56]:
1)финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
2)метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 16—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
3)налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
4)страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).
Выводы по первой главе:
Финансовая политика – конечная цель управления финансами, его конкретный результат. От того, насколько успешно проводится ФП, зависит степень воздействия финансов на экономическое развитие общества. Основная цель финансовой политики – максимальная мобилизация финансовых ресурсов государства и их эффективное использование.

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Анализ финансовой политики, реализуемой в России в 2015–2017 годы

С преодолением ко второму полугодию 2016 года последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на главную цель – обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития страны.
Достижение этой цели требовало проведения экономической политики, одновременно обеспечивающей:
1. Создание предсказуемой и устойчивой среды, характеризующейся:
– низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры, включая колебания цен на нефть;
– устойчиво низким уровнем инфляционных ожиданий и долгосрочных реальных процентных ставок;
– стабильными налоговыми (и неналоговыми, в т.ч. регуляторными) условиями.
2. Устранение структурных дисбалансов и барьеров для развития, связанных в том числе с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, качеством и эффективностью государственного управления, демографическими тенденциями и развитием человеческого капитала.
В этой связи экономическая и финансовая политика страны за последние годы претерпели качественные изменения. Были созданы зрелые институты макроэкономической (в т.ч. бюджетной) политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, существенно улучшилась организация исполнения федерального бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.
Это позволило быстро и эффективно преодолеть сложнейший в истории страны период и уже по итогам 2017 года выйти на устойчивую траекторию экономического роста:
– рост ВВП в 2017 году по оценкам Минэкономразвития России на основе уточненных данных годовой отчетности предприятий мог составить около 2,0%. При этом, несмотря на внешние ограничения, уверенная динамика сохранилась и в начале текущего года: за первые пять месяцев рост ВВП оценивается в размере 1,8% с траекторией постепенного ускорения выше 2,0% в апреле-мае;
– расширяется спектр отраслей с положительной динамикой экономической активности: к ранее показывавшим хорошие результаты экспортоориентированным отраслям добавились сектора, ориентированные на внутренний спрос, причем как потребительский (пищевая и легкая промышленность, производство мебели и бытовых приборов), так и инвестиционно-ориентированный (производство стройматериалов, электрического оборудования, машин и оборудования);
– снижение неопределенности и улучшение деловых настроений способствует восстановлению инвестиций: после трех лет сокращения инвестиции в основной капитал выросли на 4,4% в 2017 году и 3,6% в 1квартале 2018 года, при этом в отдельных секторах наблюдается более динамичный рост капиталовложений;
– на базе устойчивого замедления инфляции и повышения деловой активности к положительной динамике вернулись трудовые доходы населения. Восстанавливаются потребительские настроения: рост зарплат в реальном выражении в 2017 году составил 2,9% и ускорился до 9,0% по итогам первых пяти месяцев 2018 года.
Несмотря на все вышеперечисленое, складывающееся в российской экономике равновесие пока рано называть оптимальным. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.
В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие мероприятия, которые приведены в Приложениях А и Б.
Анализ финансовой политики России необходимо начать с анализа бюджета страны за 2015-2017 годы. Данные для анализа взяты на официальном сайте МинФина РФ. Анализ оформлен в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ бюджета России за 2015-2017 годы, млрд. руб.
Из таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы.
Дефицит бюджета в 2016 году вырос относительно 2015 года на 995,4 млрд. руб. При этом доходы бюджета сократились 1993,2 млрд. руб., или на 1,46%. Расходы выросли на 3,9 млрд. руб., или на 5,1%.
В 2017 году дефицит бюджета относительно 2016 года сократился на 1625 млрд. руб., или на 54,97%.
Для наглядности динамика основных показателей бюджет за 2015-2017 годы представлена в виде схемы на рисунке 2.1.
Налоговые поступления составляют доходную часть бюджета. Они подразделяются на доходы, связанные с внутренним производством и доходы, связанные с импортом. Анализ налоговых поступлений оформим в виде таблицы 2.2.
Рисунок 2.1 – Динамика основных показателей бюджета России за 2015-2017 годы
Таблица 2.2 – Анализ динамики налоговых поступлений за 2015-2017 годы
Из таблицы 2.2 видно, что ненефтегазовые доходы имеют за период с 2015 по 2017 годы тенденцию увеличения относительно предыдущего года:
– в 2016 году – на 819,4 млрд. руб., или на 10,51%;
– в 2017 году – на 501,0 млрд. руб., или на 5,81%.
При этом наибольший удельный вес (рисунок 2.2) в общей структуре ненефтегазовых доходов занимают доходы, связанные с внутренним производством, на которые приходится от 43% до 52%. Наименьший удельный вес занимают прочие поступления, на долю которых приходится от 18 до почти 27%.
Рисунок 2.2 – Структура ненефтегазовых доходов бюджета России за 2015-2017 годы
В заключение необходимо отметить, что сейчас и в ближайшее время внешнеэкономические условия развития российской экономики носят и будут носить разнонаправленный характер. Уверенное восстановление мировой экономики и, как следствие, внешнего спроса будет сопровождаться ужесточением условий финансирования на мировых рынках вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран. Нерешенность структурных проблем в отдельных крупных развивающихся экономиках, а также геополитические риски могут стать дополнительными вызовами.

2.2 Анализ финансовой политики, реализуемой в США в 2015–2017 годы

Государственный строй США – федеративная республика, состоящая из 50 штатов и Федерального округа Колумбия, на территории которого расположена столица страны – Вашингтон [19, с. 58].
Денежная единица – доллар (100 центов).
Анализ финансовой политики США за 2015-2017 годы оформлен в виде таблицы 2.3. Все расчеты произведены на основании данных [8, 9, 30].
Таблица 2.3 – Анализ бюджета США за 2015-2017 годы, млрд. долл. США
Из таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы:
Дефицит бюджета относительно предыдущего года, в 2016 году вырос на 188,5 млрд. долл. США, или на 42,94%, в 2017 году – на 27,6 млрд. долл. США, или на 4,4%.
Доходы и расходы в 2016 году относительно 2015 года имели тенденцию роста:
– доходы – на 17,6 млрд. долл. США, или на 0,54%;
– расходы – на 246,1 млрд. долл. США., или на 6,67%.
Доходы и расходы в 2017 году относительно 2016 года имели тенденцию роста:
– доходы – на 69,3 млрд. долл. США, или на 2,12% ;
– расходы – на 56,9 млрд. долл. США., или на 1,45%.
Дефицит бюджета США вырос до 779 млрд. долл. США в первый полный финансовый год президентства Дональда Трампа, достигнув максимума с 2012 года на фоне снижения налогов и увеличения расходов.
В финансовом году, который завершился 30 сентября, дефицит бюджета увеличился на 17% по сравнению с предыдущим фингодом, поскольку расходы подскочили на 3,2%, а доходы бюджета выросли всего на 0,4%, свидетельствуют данные Министерства финансов США.
В сентябре в США был зафиксирован профицит бюджета в размере 119 млрд. долл. США. Дефицит составил 3,9% ВВП в 2018 фингоду, что на 0,4 процентного пункта больше, чем годом ранее.
Рост дефицита бюджета США в последние годы вызывает опасения, что долговая нагрузка страны в размере более 21,5 трл. долл. США выйдет из-под контроля.
Федеральная резервная система США повышает процентные ставки примерно раз в квартал, что увеличивает расходы на обслуживание долга. В сентябре ФРС повысила ставку по федеральным фондам на 25 базисных пунктов до 2-2,25% годовых. В сопровождающем заявлении отмечается, что в руководстве центробанка ожидают дальнейшего постепенного повышения ставок.
В ноябре состоятся промежуточные выборы в Конгресс США. Данные Минфина грозят подорвать давний аргумент республиканцев о том, что их партия лучше управляет финансами страны. Трамп часто критиковал своего предшественника демократа Барака Обаму за рост дефицита бюджета.
Бюджетное управление конгресса ожидает, что государственные расходы превысят доходы на 973 млрд. долл. США в 2019 фингоду и более чем на 1 трлн. дол. США в 2020 году. Дефицит превысит 1 трлн. долл. США впервые с 2012 г.
Снижение налогов, увеличение расходов федерального бюджета и старение населения способствовали росту дефицита. Однако Республиканская партия заявляет, что налоговая реформа будет стимулировать экономический рост и поможет увеличить доходы бюджета. Поступления от сбора налога на прибыль корпораций упали на 31% в 2018 фингоду, в то время как поступления от сбора подоходного налога с физлиц выросли на 6,1%.
Стремясь финансировать дефицит бюджета, Минфин сигнализировал, что он ускорит темпы выпуска долговых бумаг, заимствуя 769 млрд. долл. США во второй половине 2018 года. Это будет максимальный показатель с 2008 года.
Начиная с 2000 года, и особенно после финансового кризиса 2007-2008 года, американская экономика удерживалась на плаву исключительно за счёт колоссальных займов. Кредиты были на всех уровнях: государство, частные компании, домохозяйства. С началом дерегулирования и либеризации фондовых рынков (а также сопутствующих им биржевых спекуляций) в 70-80-ых темпы роста задолженности обгоняли рост экономики, а после двух финансовых кризисов поползли вверх еще сильнее (Приложение В). Еще один переломный момент можно обнаружить в 1971 году, когда США отказались от золотого стандарта. Если в то время размер долга исторически соответствовал размеру базовой экономики, то сейчас уровень общей задолженности США (государственной и частной) в 3 раза превышает ВВП страны.
Реальная причина кризиса 2007 года кроется в том, что домохозяйства США в своей долговой лихорадке просто достигли потолка и уже не могли больше брать в долг. После всех этих катаклизмов доля долга домохозяйств в общей задолженности немного снизилась. Затем долговую эстафету принимает уже правительство со своей программой огромных займов, являющейся по сути прямым продолжением губительной политики, которая усадила в долговую яму практически все американские компании. ФРС и правительство всячески поощряли и обеспечивали частному сектору доступность кредитов по заниженным процентным ставкам с целью стимулировать развитие фондового рынка и рост экономики после финансового кризиса. Поэтому наращивание долга до таких катастрофических размеров не было случайностью. В итоге вся экономика США оказалась в долговой зависимости.
Справедливости ради следует сказать, что лишь малая доля средств из внушительных займов США пошла на инвестирование каких-либо перспективных направлений: большая часть денег практически мгновенно была потрачена на потребительские расходы краткосрочного характера и дорогостоящие военные операции за рубежом и выплаты компаниям оборонной отрасли. Именно по этой причине размер задолженности будет расти и дальше, пока элита США продолжает поддерживать свою экономическую и социальную политику и попытки удерживать мировое господство. Образовался огромный финансовый пузырь, который будет раздуваться и дальше, поскольку последующие займы правительства США должны будут быть просто колоссальными не только для того чтобы не дать этому пузырю лопнуть, но еще и создать видимость экономического роста. Именно так и строятся финансовые пирамиды, когда требуется постоянное привлечение денежных средств для развития «схемы» и расходов на выплаты предыдущим вкладчикам. Такие расходы похожи на траты на потребление, а также выплаты кредиторам из мировой элиты, которых еще называют «золотой процент». Именно поэтому состояние одного процента богатейших людей планеты в 2017 году выросло до 82% от всех мировых богатств, в то время как положение беднейшей части населения нисколько не улучшилось.
В приведенной таблице (рисунок 2.3) показано, что в течение периода 2008-2017 гг. темп роста номинального ВВП уступал росту государственной задолженности.
Рисунок 2.3 – Основные финансовые показатели США за период с 2007 по 2018 год
На рисунке 2.4 показано соотношение госдолга США к ВВП по выборке стран.
Рисунок 2.4 – Соотношение госдолга США к ВВП разных стран
Показатель США был скорректирован, чтобы продемонстрировать прогнозируемый на конец 2018 года уровень задолженности, включающий в себя долги страны и муниципальных образований.
Из рисунка 2.4 видно, что соотношение госдолга к ВВП России наименьшее среди представленных стран, а среди всех рассмотренных 171 страны по величине занимает лишь 166-ое место. Китай по величине соотношения также значительно отстает от США и всех других крупных западных стран, занимая 75-ое место.
На рисунке 2.5 показаны ключевые кредиторы правительства США по состоянию на декабрь 2016 года.
Рисунок 2.5 – Основные кредиторы США по состоянию на декабрь 2016 года
В Приложения Г представлена информация об основных странах-кредиторах США (держатели казначейских ценных бумаг).
Таким образом, изученные нами данные приводят к неизбежному выводу о том, что рано или поздно США уже не сможет брать в долг, и экономический пузырь в конце концов лопнет.

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Проблемы и перспективы государственной финансовой политики России

Президентом России были поставлены национальные цели развития на ближайшие 6 лет практически во всех сферах общественной жизни – повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Достижение этих амбициозных целей возможно только на надежной и крепкой основе устойчивого ускорения экономического роста.
В последние несколько лет страна живет по финансовому плану, адаптированному к текущим экономическим условиям. Изменения в структуре и наполнении бюджета вызваны, прежде всего, санкционными ограничениями, нестабильным положением РФ на нефтерынке и сокращением финансовых активов в резервных фондах. Проект бюджета на 2018, 2019 и 2020 годы был воплощен в ФЗ от 24.11.2017 [1], принятым Госдумой. После этого документ одобрил Совет Федерации и подписал Президент страны.
Главные особенности нового финансового плана Российской Федерации:
– начиная с 2017 года, бюджет формируется не на один год, а на три. В текущих экономических реалиях Министерству финансов удобнее создавать трехгодичный план, чтобы на его основании строить бюджетную политику и выравнивать существующие дисбалансы;
– исчерпание средств Резервного фонда и привлечение ресурсов Президентского фонда РФ привело к необходимости пересмотреть схемы финансирования дефицитной части бюджета. Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;
– в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
– с 2018 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2018 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals. Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.
Если говорить о заложенных в бюджет показателях валютного курса, то разработчики исходили из таких прогнозных значений:
– 64,7 руб. за 1 долл. США — в 2018 году;
– 66,9 руб. — в 2019 году;
– 68,0 руб. — в 2020 году.
Инфляционные ожидания, заложенные в бюджет, – 4% ежегодно на весь плановый период. Кстати, Международное Бюджетное Партнерство (организация, которая исследует уровень информационной доступности составляющих бюджета для граждан той или иной страны) снизило позицию Российской Федерацией в Мировом рейтинге прозрачности бюджета. Начиная с 2006 года, этот показатель существенно вырос, позволив РФ занять 15 место в мировом рейтинге и улучшив её балльную оценку с 47 до 72 баллов.
Еще через пару лет повышение доступности бюджетных сведений позволило РФ прибавить еще 2 балла в мировом рейтинге. Однако, начиная с 2017 года, страна утратила былые позиции – с одной стороны, это поясняется несвоевременным размещением документа в интернет-источниках, а с другой – увеличением доли «секретных расходов» в статьях, посвященных национальной обороне. Первую позицию в рейтинге независимой организации заняла Нова Зеландия, а максимальной закрытостью с оценкой в 0 баллов характеризуются бюджетные документы Катара, Венесуэлы и некоторых других стран.
Антон Силуанов заявил, что уже в 2019 году РФ выйдет на показатель бездефицитного бюджета – этот прогноз был откорректирован по отношению к прошлому трехлетнему плану. В подтверждение своих слов он привел тот факт, что уже в 2017 году Российская Федерация вышла на показатель дефицита в размере 2% от ВВП, что на 1,2% лучше заложенного в прогнозный сценарий. В текущем варианте главного финансового документа указано, что в 2018 году дефицит будет сокращен до отметки в 1,4% ВВП, в 2019 отчетный период будет закончен с дефицитом в 0,9%, а в 2020 Россия выйдет на отметку 0,8% ВВП [18].
Основным позитивным фактором, на который делает ставку финансовое ведомство, являются нефтяные котировки – уже сегодня они поднялись выше, чем эксперты рассчитывали при формировании федеральной казны. При этом правительство решило не отходить от консервативных сценариев, и сформировало бюджетные показатели, исходя из 40 долларов за баррель «черного золота». По словам Александра Дерюгина, который руководит Центром по исследованию региональных реформ РАНХиГС, казна может прийти к бездефицитному состоянию еще и за счет активизации приватизационных процессов [25].
Если говорить о конкретных цифрах, то плановые показатели дефицита бюджета выражены такими суммами:
– 1,27 трлн. руб. в 2018 году;
– 819,1 млрд. – в 2019 году;
– 869,9 млрд. – в 2020 году.
Рассмотрим прогнозы налоговой политики как части финансовой политики.
Еще одним ключевым моментом в уменьшении бюджетного дефицита называют «налоговый маневр», который разрабатывают комитеты Госдумы по поручению президента РФ. На повестке дня – внесение очередных изменений в системы налогового обложения, которые могут затронуть россиян уже в 2019 году. Сущность маневра состоит в повышении налога на добавленную стоимость с одновременным снижением сборов, которые взимаются в пользу Пенсионного фонда. Вследствие этого будут уменьшены прямые налоги, которые считаются наиболее обременительными для большинства предприятий.
Текущий проект разрабатывается с учетом снижения ставки страхового взноса на 8% (сейчас она составляет в совокупности 30%). Косвенный сбор в виде НДС будет увеличен на 4% (сейчас он выражается показателем 18%) [25]. Министерство финансов считает, что такое перераспределение налоговых потоков приведет к существенному оздоровлению бизнес-среды.
В числе главных рисков для государственной казны эксперты называют не только поведение мировых финансовых и сырьевых рынков. Конечно, падение нефтекотировок для государства с превалирующей сырьевой направленностью экспорта является ключевой угрозой. Однако, по словам Татьяны Нестеренко, занимающей должность первого замминистра финансов РФ, в последнее время обеспокоенность вызывает государственный корпоративный сектор, который не всегда в полной мере рассчитывается по своим налоговым обязательствам [27].
Например, если для некоторых корпораций будут сделаны финансовые исключения и послабления, то и доходы от дивидендов сократятся практически в два раза. Риски недопоступления от таких доходов просчитали и специалисты из Счетной палаты РФ, которые оценили их в сумму 166 млрд. руб. в 2018 году, а в 2019 и 2020 – в 209 и 191 млрд. руб. соответственно [27].
Планируется рост доходной части бюджета [25]:
– предполагается, что доходная часть бюджета должна составить 15,26, 15,55 и 16,3 триллиона рулей в 2018, 20019 и 2020 годах соответственно;
– запланирован рост ВВП на 2,1%, 2,2% и 2,3% в 2018, 2019 и 2020 годах;
– планируемое увеличение объемов инвестирования в основной капитал – от 4,7 до 5,7% в год;
– также запланировано, что дивиденды от государственных компаний составят 379,8 млрд. руб. в 2018 году, 425 млрд. руб. – в 2019 году, и 456 млрд. руб. – в 2020 году;
– за счет внешних заимствований планируется наполнять бюджет на 7 млрд. долл. США каждый год (евробонды Минфин будет выпускать на срок в 30 лет). Кроме того, в Минфине рассматривается возможность обмена старых выпусков евробондов на сумму до 4 млрд. долл. США. Цель таких мероприятий – сокращение внешних долгов Российской Федерации и уменьшение средств, необходимых для их обслуживания;
– за счет внутренних заимствований запланировано привлечь 868 и 870 млрд. руб. в 2018-2019 годах, а затем повысить планку до 1,34 трлн. руб. в 2020 году. Средства на внутреннем финансовом рынке аккумулируются за счет размещения облигаций федерального займа;
– любопытный факт о привлечении средств за счет приватизации – раньше в правительстве говорили о привлечении средств за счет продажи госпредприятий (36,63, 13,0 и 12,2 млрд. руб. в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно);
– за счет поступлений от таможенных доходов планируется получить 1837,2 и 1907,1 млрд. руб. в 2019 и 2020 годах соответственно;
– НДС должен помочь аккумулировать 3558,7 и 3880,1 млрд. руб. за те же годы;
– при помощи акцизов правительство надеется привлечь в бюджет 1029,3 и 1053,4 млрд. руб. в 2019 и 2020 годах;
– налог, взимаемый с прибыли, даст возможность пополнить бюджет на 825,2 (в 2019 году) и 884,7 млрд. руб. (в 2020 году);
– Министерство финансов предполагает постепенное сокращение доходов, получаемых за счет экспортируемых ресурсов топливно-энергетической сферы. Согласно базовому сценарию, до 2020 года они сократятся до отметки в 162,8 млрд. долларов США, а если рассматривать пессимистичный вариант, то эта статья доходов может упасть до 134,5 млрд. долл. США. Снижение нефтецен было внесено в бюджет совсем недавно, так как в марте 2018 года прекратилось действие соглашения ОПЕК+, а вопрос с его пролонгацией остается открытым.
Приоритетными направлениями, на которые будет осуществлен расход средств из российской казны, названы национальная экономика, безопасность и социальный сектор. Если рассмотреть главные направления этой части бюджета, то можно сказать следующее [18]:
– общие расходы составят 16,53, 16,4 и 17,155 трлн. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно;
– в распределении расходов превалируют социальная сфера (36,4% от всего объема средств), комплекс национальной обороны (29%) и экономическая сфера (14,7%). В числе основных национальных программ названы развитие системы охраны здоровья (финансирование этой программы составит около 311 млрд. руб.), развитие национального образования (500 млрд. руб.), реализация социальной поддержки граждан (1328 млрд. руб.), обеспечение правопорядка (670 млрд. руб.), развитие инновационной сферы и содействие экономическому росту (96 млрд. руб.), развитие космоса (181 млрд. руб.);
– предусмотрен рост социальных обязательств – согласно отредактированному бюджету МРОТ будет увеличен до 100% прожиточного минимума с начала 2019 года (в 2018 он составит 85% от указанного показателя);
– предусматривается постепенное сокращение расходов, связанных с армией и оборонной политикой – в 2019 году они должны составить 4,71 триллиона рублей, что примерно на 19% ниже уровня 2016 года. В связи с этим предприятиям оборонного сектора было предложено переориентировать часть производства на нужды гражданского сектора. Пока что лишь 17% военных промышленников сумели достичь этой цели, хотя правительство намекало им на сокращение финансирования еще в 2017 году. Особенно сильно эта проблема затронула судостроителей. Впрочем, они полагают, что смогут очень быстро начать производство судов для рыбодобывающего сектора, строить ледоколы и плавучие атомные станции. Для тех, кто не сможет интегрироваться в рынок самостоятельно, предлагают создать программу по реорганизации и объединению;
– на выполнение президентских указов, именуемых «майскими» (то есть повышение зарплат госслужащим, медикам и некоторым другим россиянам), в ближайшие три года придется выделить 2,2 трлн. руб.;
– региональное субсидирование предполагает выделение 10 млрд., которые будут направлены на целевые нужды. Речь идет о ремонте мостов, дорожного покрытия и путепроводов, а также о дальнейшем обустройстве дорог регионального и межгородского значения;
– основными получателями дотаций, как и ранее, названы Крымский полуостров, регион Северного Кавказа и Калининградская область;
– сельскохозяйственная отрасль получит субсидии в размере 2 млрд. руб. – эти средства будут направлены на покупку сельхозтехники и возведение новых объектов АПК;
– основные изменения в бюджете коснулись расходов, связанных с российскими компаниями – например, РЖД получит 25,9 млрд. руб., энергетический холдинг «РусГидро» – 1 миллиард, а «Объединенной авиастроительной корпорации» выделили 3,52 млрд. руб.. Дотации также получит Внешэкономбанк (150 млрд. руб.), Россельхозбанк и Сберегательный банк РФ;
– размер материнского капитала в бюджете остался без изменений (453 тысячи 26 рублей). Для реализации данной программы в 2018 году из бюджета выделят 341,5 млрд. руб., однако уже в 2019-2020 годах эту статью ожидает сокращение до 311,2 и 292,7 млрд. руб. соответственно;
– увеличены суммы накопительных взносов для военнослужащих, которые попали в нацреестр участников ипотечного кредитования (чуть более чем на 8 тысяч рублей, что в итоге выражается суммой в 268,5 тысяч рублей).
Если рассматривать расходную часть бюджета на 2019-2020 годы постатейно, то стоит отметить такие моменты [25]:
– статья «Социальная политика» вмещает в себя 4741,8 и 4 873,3 млрд. руб. Существенное сокращение финансирования в сравнении с предыдущими годами поясняют тем, что не так давно пенсионеры получили выплату в размере 5 тысяч рублей, а также тем, что в Российской Федерации сокращаются объемы назначаемых пенсий. Впрочем, пенсионное обеспечение остается существенной статьей расходов – в 2019 году на пенсионные начисления выделено 2487,3 млрд. руб., а на компенсацию разницы для пенсионеров, у которых уровень дохода ниже регионального прожиточного минимума – еще 99,1 млрд. руб.;
– на национальную экономику будет выделено 2377,0 и 2438,7 млрд. руб.;
– на национальную оборону — 2798,5 и 2808,0 млрд. руб.;
– нужды образования профинансируют на 653,4 и 668,9 млрд. руб.;
– сфера здравоохранения получит 428,5 и 499,4 млрд. руб.;
– решение общегосударственных вопросов потребует 1243,5 и 1238,9 млрд. руб.;
– на сектор ЖКХ выделили 98,5 и 91,0 млрд. руб.;
– на культуру и кинематографию — 89,2 и 84,5 млрд. руб.;
– на развитие физкультуры и спорта — 37,3 и 38,9 млрд. руб. Сокращение этой статьи практически на 20 млрд. за один год поясняется тем, что бюджет завершил финансировать мероприятия, связанные с подготовкой страны к проведению ЧМ по футболу 2018 года.
Таким образом, вопросы финансовой политики актуальны всегда и, особенно сейчас, когда РФ вплотную приблизилась к полному исчерпанию резервов, экономика вступила в рецессивную фазу, а санкции со стороны западных стран так и не прекратили давить на РФ.
Однако, из всего вышеизложенного следует, что российское правительство делает оптимистичные прогнозы, рассматривая недружественное отношение со стороны США и стран ЕС как позитивный фактор. Якобы уже скоро политика замещения импорта даст желанные плоды в виде ускорения технического прогресса и, как следствие, активного роста экономики.

3.2 Проблемы и перспективы государственной финансовой политики США

О проблемах и перспективах США говорят многочисленные эксперты, о них пишут множество исследователей в своих трудах и докладах.
Исследование экономики США, проведенное Йоном Хеллевигом, называет признаки неминуемого краха американской «долговой экономики» и делает следующие выводы [29]:
1) Отношение государственного долга США (national debt) к ВВП составит 140% к 2024 году;
2) Чистое увеличение размера долговых обязательств может оказаться колоссальным: от 10 трлн. долл. США до 15 трлн. долл. США всего за 5 лет (2019-2024);
3) Расходы федерального бюджета на выплату процентов по госдолгу могут возрасти до 1,5 трлн. долл. США (что составит 25% от всего федерального бюджета);
4) Настоящего роста ВВП не было по крайней мере с 2007 года;
5) С 2007 года рост госдолга в несколько раз превосходил даже рост номинального ВВП;
6) Официальные отчеты правительства США о состоянии госдолга и инфляции основываются на множество хитростей;
7) Военных приоритеты в бюджете приводят к огромному дефициту бюджета;
8) Стремительно растущие расходы на социальные программы практически исключают возможность сокращения бюджетного дефицита;
9) Проблема необеспеченных обязательств становится все серьезней, поскольку у пенсионного фонда и программы медицинского страхования Medicare заканчиваются средства.
США стоят на пороге рецессии – такой прогноз дали американские экономисты в опросе, который провела ассоциация NABE. При этом 10% считают, что спад начнется уже в 2019 году, а более половины (56%) называют 2020 год. Треть респондентов (33%) ожидает рецессии не ранее 2021 года [10].
Менее единодушны эксперты в оценке причин, которые могут привести к снижению американского ВВП, сообщает Bloomberg. Так, 41% считают, что «спусковым крючком» станет торговая война США с другими государствами. Равное число респондентов (по 18%) видят главную угрозу в повышении ключевой ставки и внезапном обрушении фондового рынка [23].
«Эти тревоги, судя по всему, подогревает затяжной рост экономики США, который к середине 2019 года может стать самым долгим за всю историю страны. Причину столь длительного восхождения 33% опрошенных экономистов видят в корпоративной налоговой реформе. Еще 27% указывают на уверенный рост зарплат, а 10% убеждены, что увеличению ВВП США очень помог период глобального экономического роста – в начале 2018 года большинство крупных экономик мира показывали положительные темпы роста» [10], – пишет РБК.
«Многим экономистам очевидно, что после столь затяжного и, можно сказать, бурного роста (ВВП США показывает темпы роста выше 4%) неизбежно наступит период спада, который может перерасти в рецессию» [24], сказал «Ридусу» главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов.
В последние годы экономику США поддерживали реформы, которые проводила администрация президента Дональда Трампа: это снижение корпоративных налогов, увеличение тарифов на импортные товары, льготы при возврате капитала, инфраструктурные проекты.
Такой большой стимулирующий пакет в такое короткое время не мог не оказать позитивного влияния на экономику. Но действия стимулов заканчиваются, может наступить серьезная «ломка» [24], – предупреждает эксперт.
Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в США расти не торопится – она едва превышает 2%. Это говорит о том, что американские потребители по-прежнему малоактивны. Причины – невысокие темпы роста зарплат и специфические черты нового поколения миллениалов, которое начинает экономически преобладать в США. В частности, это отражается в сфере недвижимости, где уже наметилось охлаждение – начали снижаться продажи как на первичном, так и на вторичном рынке.
«Замедление роста в американской экономике к 2020 году действительно ожидаемо» [10], – поддерживает коллег эксперт «Международного финансового центра» Ольга Прохорова.
Уже сейчас просматривается несколько тревожных сигналов, которые совокупно, при неблагоприятном стечении обстоятельств, могут вызвать эффект «снежного кома». И самый обсуждаемый риск – это, конечно, торговые войны США с Китаем, последствия которых для экономики штатов могут быть разрушительными, как и для общемировой экономики в целом.
«Рост цен на импортируемые товары (а 25% пошлины на китайские товары сразу отразятся на ценниках) принудит определенные категории граждан к экономии, а снижение спроса ведет к замедлению роста экономики. Последствия этих шагов мы начнем видеть уже в 2019 году» [10], – поясняет аналитик.
Также Богданов объясняет, что совсем непонятно, как отразится на экономике США спад в Китае, который уже наступает.
Второй значимый риск – действия ФРС США, которая повышает учетные ставки. Сейчас ставка стала положительной, то есть она превышает инфляцию. В результате растут доходности государственных казначейских облигаций, которые являются базовым активом для банков: ставки по 10-летним облигациям превысили 3%.
Стоимость денег в экономике растет, а это неизбежно будет тормозить темпы роста. Кроме того, развивающиеся страны, которые набрали долларовых кредитов в период «мягкой» монетарной политики США, могут столкнуться с проблемами при выполнении своих долговых обязательств, что, в свою очередь, коснется и Штатов.
Если инвесторы в условиях риска дефолтов в поисках ликвидности начнут распродавать свои имеющиеся активы, такие как вложения в акции американских компаний, это может очень быстро привести к концу длительного растущего тренда на американском фондовом рынке и его обвалу [10], – прогнозирует Прохорова.
По ее словам, определенное беспокойство вызывает и своеобразная конфронтация президента страны и главы ФРС, хотя это может быть всего лишь тонкой политической игрой.
Сама ФРС прогнозирует плавное замедление национальной экономики: на 2018 год рост ВВП США ожидается на уровне 3,1%, на 2019-й – 2,5%, а на 2020 год – уже на уровне 2% [30].
Российские эксперты, в отличие от американских коллег, называть конкретные сроки рецессии в США пока не рискуют. Богданов уверен, что первая половина 2019 года пройдет под знаком роста американской экономики. Ведущий аналитик ООО ЦСИТ Денис Владимиров, в свою очередь, полагает, что скорость наступления негативного прогноза для экономики США будет зависеть от предприимчивости их торговых партнеров и от стабильности позиций Трампа [24].
«Если расчеты Трампа верны и всем придется идти на уступки перед США, рецессии не будет ни в 2019 году, ни в 2021 году» [10], – считает Владимиров. До этих пор стабильность и активная демонстрация стабильности экономического положения страны будут достигаться путем систематичного ужесточения монетарной политики.
Ставки будут поднимать, поскольку политика Трампа по снижению налогов увеличивает доходы и, следовательно, инфляцию. К тому же растет дефицит внешней торговли в связи с ростом внутреннего спроса. Да и увеличение таможенных пошлин влечет за собой поднятие цен.
«Дабы до 2020—2021 года не было беспокойства мирового инвестиционного сообщества, глава ФРС США будет поддерживать настрой на финансовой арене о готовности удерживать заданный темп. Измениться все может, только если внутренняя политическая обстановка в стране будет ухудшаться» [10], – говорит аналитик.
Если же Трамп не удержит свои позиции внутри страны и ее торговые партнеры даже не попытаются сдаться, попытка президента «снова сделать Америку великой» провалится и США получат рецессию [10], прогнозирует он. По его словам, при таком сценарии прогноз для развивающихся рынков и России можно будет выстраивать, исходя из доли их участия в случившемся. Богданов замечает, что рецессия в США неизбежно скажется на всей глобальной экономике.
В завершении всего вышесказанного следует сделать вывод, что ситуация в США нестабильная, прогнозы разные. Общее у всех прогнозов то, что ухудшения будут, с той лишь разницей, насколько они будут серьезными, что хорошо выразил аналитик Владимиров: «Варианты развития событий самые различные, но все они отличаются только величиной пессимизма. Плохо будет везде, в том числе и в России» [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения поставленной во введении цели в работе был решен ряд задач, на основании чего можно сделать следующие выводы.
1) Теоретические аспекты государственной финансовой политики
Экономическая политика государства – это совокупность денежно-кредитной и финансовой политики. За разработку первой отвечает Центральный банк государства, а вторую реализует Министерство финансов.
Государственная финансовая политика – сложная. И ее сложность в том, что требуется постоянно поддерживать баланс всех четырех составляющих, иначе происходит перекос в ту или другую сторону, что приводит к нестабильности в целом по стране.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на эффективную мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в целях выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабилизации.
Финансовая политика – конечная цель управления финансами, его конкретный результат. От того, насколько успешно проводится ФП, зависит степень воздействия финансов на экономическое развитие общества.
Основная цель финансовой политики – максимальная мобилизация финансовых ресурсов государства и их эффективное использование.
При разработке финансовой политики государство должно учитывать не только собственные желания и намерения, но и ряд объективных моментов, таких как действие объективных экономических законов, исторические особенности развития государства, внешние и внутренние политические факторы, при этом стараясь обеспечить построение рациональной структуры системы финансов, эффективную работу финансового механизма, возможность создание резервов и т. п.
Изучив классификации финансовой политик государства можно сделать вывод, что в современных условиях рынка наиболее эффективной является тип ФП, который называется регулирующая финансовая политика. Ее результативность доказана опытом западных стран.
Финансовая политика реализуется за счет применения финансовых инструментов. Такими финансовыми инструментами являются налоги, таможенные пошлины, порядок формирования доходов бюджетов, управление государственным долгом, условия формирования прибыли и затрат (расходов) предприятий, регулирование цен, уровень МРОТ и т. д.
2) Анализ финансовой политики, реализуемой в России в 2015–2017 годы
С преодолением ко второму полугодию 2016 года последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на главную цель – обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития страны. В этой связи экономическая и финансовая политика страны за последние годы претерпели качественные изменения. Были созданы зрелые институты макроэкономической (в т.ч. бюджетной) политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, существенно улучшилась организация исполнения федерального бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.
Это позволило быстро и эффективно преодолеть сложнейший в истории страны период и уже по итогам 2017 года выйти на устойчивую траекторию экономического роста складывающееся в российской экономике равновесие пока рано называть оптимальным. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития. В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализован ряд мероприятия.
3) Анализ финансовой политики, реализуемой в США в 2015–2017 годы
Сейчас уровень общей задолженности США (государственной и частной) в 3 раза превышает ВВП страны.
Дефицит бюджета США вырос до 779 млрд. долл. США в первый полный финансовый год президентства Дональда Трампа, достигнув максимума с 2012 года на фоне снижения налогов и увеличения расходов.
В финансовом году, который завершился 30 сентября, дефицит бюджета увеличился на 17% по сравнению с предыдущим фингодом, поскольку расходы подскочили на 3,2%, а доходы бюджета выросли всего на 0,4%, свидетельствуют данные Министерства финансов США.
Начиная с 2000 года, и особенно после финансового кризиса 2007-2008 года, американская экономика удерживалась на плаву исключительно за счёт колоссальных займов.
Реальная причина кризиса 2007 года кроется в том, что домохозяйства США в своей долговой лихорадке просто достигли потолка и уже не могли больше брать в долг.
Изученные нами данные приводят к неизбежному выводу о том, что рано или поздно США уже не сможет брать в долг, и экономический пузырь в конце концов лопнет.
4) Проблемы и перспективы государственной финансовой политики России
Президентом России были поставлены национальные цели развития на ближайшие 6 лет практически во всех сферах общественной жизни – повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Достижение этих амбициозных целей возможно только на надежной и крепкой основе устойчивого ускорения экономического роста.
В последние несколько лет страна живет по финансовому плану, адаптированному к текущим экономическим условиям.
Уже в 2019 году РФ выйдет на показатель бездефицитного бюджета – этот прогноз был откорректирован по отношению к прошлому трехлетнему плану.
Таким образом, вопросы финансовой политики актуальны всегда и, особенно сейчас, когда РФ вплотную приблизилась к полному исчерпанию резервов, экономика вступила в рецессивную фазу, а санкции со стороны западных стран так и не прекратили давить на РФ.
5) Проблемы и перспективы государственной финансовой политики США
США стоят на пороге рецессии – такой прогноз дали американские экономисты в опросе, который провела ассоциация NABE. При этом 10% считают, что спад начнется уже в 2019 году, а более половины (56%) называют 2020 год. Треть респондентов (33%) ожидает рецессии не ранее 2021 года.
Если политика Трампа верна, то рецессии не будет ни в 2019 году, ни в 2021 году. До этих пор стабильность и активная демонстрация стабильности экономического положения страны будут достигаться путем систематичного ужесточения монетарной политики.
Если же Трамп не удержит свои позиции внутри страны и ее торговые партнеры даже не попытаются сдаться, попытка президента «снова сделать Америку великой» провалится и США получат рецессию. Рецессия в США неизбежно скажется на всей глобальной экономике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЗ // Официальный сайт Консультант Плюс / Код доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_284360/ (Дата обращения: 19.10.18)
2. Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны // Молодежный научный вестник // Код доступа: https://www.mnvnauka.ru/2018/01/Allakhveranov.pdf (Дата обращения: 16.10.18)
3. Бунякова К.А. Финансовая политика, как основной инструмент в деятельности предприятия // Теория и практика современной науки. – 2015. – № 4. – С.100 – 103.
4. Бюджетная политика РФ на 2016-2018 годы // Экономика 2018 год / Код доступа: https://2018god.net/byudzhetnaya-politika-rf-na-2016-2018-gody/ (Дата обращения: 17.10.18)
5. Государственные и муниципальные финансы / Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С. и др.: учеб. – М.: ЭЛИТ, 2015. – 287 с.
6. Грязнова А. Г. Финансы: учеб. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 504 с.
7. Дефицит бюджета США в 2016 году снова вырос // Мировые финансы / Код доступа: https://global-finances.ru/defitsit-byudzheta-ssha-2016/ (Дата обращения: 17.10.18)
8. Дефицит бюджета США в 2018 фингоду достиг максимума с 2012 года // Вести Финансы / Код доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/108591 (Дата обращения: 15.10.18)
9. Дефицит бюджета США за 2015 фингод стал минимальным за 8 лет // Интерфакс / Код доступа: https://www.interfax.ru/business/473723 (Дата обращения: 15.10.18)
10. Две трети американских экономистов предсказали США рецессию в 2020 году // РБК / Код доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/5bb1f8f09a79470bf144243e (Дата обращения: 19.10.18)
11. Дрок Т.Е. Ключевые проблемы и направления финансовой политики в малом предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – Вып. 3. – С. 59 – 66.
12. Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики // Финансы и кредит. – 2016. – № 205. – С. 5 – 11.
13. Ларкина И.В. Эффективная финансовая политика и экономическая безопасность государства // Финансово-экономические аспекты международных интеграционных процессов. – Уфа: Агентство международных исследований, 2016. – 254 с.
14. Макаров А.С. Структура системы формирования и развитие финансовой политики организации. – Йошкар- Ола, 2014. – 170 с.
15. Навой А.В. Концепция валютно-финансового регулирования национальной экономики в условиях нестабильности глобальных финансов // Финансовый журнал. – 2018. – № 1. – С. 71 – 86.
16. Налоговая реформа с 2018 года // Экономика 2018 год / Код доступа: https://2018god.net/nalogovaya-reforma-s-2018-goda/ (Дата обращения: 18.10.18)
17. О бюджете США на 2017 год // Monetary-policy / Код доступа: https://monetary-policy.livejournal.com/40439.html (Дата обращения: 16.10.18)
18. Проект основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов // Официальный сайт Министерства финансов РФ / Код доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006 (Дата обращения: 17.10.18)
19. Сартанова Н.Т. Финансы зарубежных государств: учеб. – Костанай, 2017. – 174 с.
20. Сенат США одобрил оборонный бюджет США на 2018 год // РБК / Код доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b289d7f9a7947465b125afc (Дата обращения: 18.10.18)
21. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) / И.В. Сергеев. – Москва: из-во Проспект, 2016. – 545с.
22. Статистика государственных финансов Евразийского Экономического Союза: 9 месяцев 2017 года // Статистический бюллетень / Код доступа: https://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/Documents/finstat_1/finstat_1_3Q2017.pdf (Дата обращения: 17.10.18)
23. США завершил финансовый год с мощным дефицитом бюджета за 6 лет // Агентство EADaily / Код доступа: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/16/ssha-zavershili-finansovyy-god-s-krupneyshim-deficitom-byudzheta-za-6-let (Дата обращения: 16.10.18)
24. США предрекают крах к 2020 году // Народные новости / Код доступа: https://narod-novosti.com/ekonomika/?p=ssha-predrekayut-krah-k-2020-godu Дата обращения: 19.10.18)
25. Федеральный бюджет на 2019 год // Экономические и финансовые прогнозы на 2019 год / Код доступа: https://fin2019.com/news/federalnyj-byudzhet-2019/ (Дата обращения: 17.10.18)
26. Федеральный бюджет // Официальный сайт Казначейства России / Код доступа: https://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (Дата обращения: 15.10.18)
27. Финансовая политика: некоторые важные результаты и показатели // Официальный сайт Правительства России / Код доступа: https://government.ru/info/27201/ (Дата обращения: 17.10.18)
28. Финансовая система государства: учеб. пособие / Н. Ю. Исакова, Е. Г. Князева, Л. И. Юзвович, Н. Н. Мокеева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 84 с.
29. Хеллевиг Й. Исследование экономики США 2018: Признаки неминуемого краха американской долговой экономики // Awara Accounting / Код доступа: https://www.awaragroup.com/ru/blog/signs-that-the-us-debt-fueled-economy-might-actually-collapse/ (Дата обращения: 18.10.18)
30. Щукина М.М., Ситникова М.А. Особенности финансовой системы США // Наука среди нас. – 2017. – № 4. / Код доступа: https://nauka-sn.ru/filestore/ShchukinaMM.pdf (Дата обращения: 15.10.18)
31. Экономика России в 2018 году: прогноз экспертов // Портал Пенсия / Код доступа: https://pensiyaportal.ru/ekonomiya/ekonomika-rossii-v-2018/ (Дата обращения: 17.10.18)

*****
Данная курсовая работа на тему “Финансовая политика государства: российский и зарубежный опыт” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Мероприятия, направленные на повышение операционной эффективности управления бюджетными ресурсами
В сфере совершенствования государственных инвестиций
В сфере повышения качества государственных и муниципальных услуг

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Мероприятия, направленные на повышение операционной эффективности управления бюджетными ресурсами
В сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств
В сфере совершенствования управления расходами бюджета
С сфере управления ликвидностью Единого казначейского счета

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сравнение общей задолженности США с ВВП, трлн. долл. США

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Основные страны-держатели казначейских ценных бумаг США,
млрд. долл. США

Просмотров: 2