Дизайн-проект упаковки молочной продукции


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 Упаковка молочных продуктов
1.2 Способы упаковки
1.3 Разновидности упаковки молочных продуктов
ЧАСТЬ 2. ПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Статистика потребления мол. Продуктов в России

2.2 Графический дизайн и реклама 40-50хгодов
2.3 Аналоговый ряд
ЧАСТЬ 3. ПРОЦЕСС СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3.1 Основные положения проектной концепции
3.2 Макет
3.3 Шрифт
3.4 Цветовая гамма
3.5 Примеры упаковки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек не представляет свою жизнь без молочной продукции. В пользе молочных продуктов не сомневался никто и никогда. Молоко называют источником жизни – да ведь это так и есть, потому что первая пища, которую получаем мы и все животные, относящиеся к классу млекопитающих – это материнское молоко. Именно от молока мы растём и набираемся сил. Наша пищевая промышленность предлагает множество видов молочной продукции. Прилавки магазинов и супермаркетов в наше время буквально заполнены различными продуктами, производимыми из молока и на его основе: это молоко разных видов, молочные напитки, сметана, сливки, сыр, кефир, йогурты, сырки, творожки и многое другое. Спрос на эту продукцию растёт с каждым годом.

Предмет исследования: Как известно натуральное цельное молоко хранится недолго и начинает портиться на 2 день, а если в жаркие дни то даже за 1 день. А кисломолочные продукты могут сохраняться в течение 4 – 5 дней, если их хранить в холодильнике. Интересно было бы узнать как же современные молочные и кисломолочные продукты, а также различные йогурты их ассортимент в сегодняшний день очень велик. Также появились йогурты с добавлением в них различных кусочков свежих фруктов и различные виды печений и начинах, как же современные производитель продлевают срок хранения всем этим молочным продуктам?

Возможны такие варианты продления срока хранения молочных продуктов: Или использование специальных упаковок к примеру асептических. Асептическая упаковка пропитана сильнообеззараживающим веществом, это может быть, к примеру, одним из видов антибиотиков, которые не пропускают кислород и бактерии этим самым как бы “консервируем” наш молочный продукт. Следующий вариант: добавление в молочный продукт химических веществ и консервантов и различных стабилизаторов. На сегодня химия не стоит на месте и мы можем продлить благодаря ей обычный продукт который может хранится к примеру 3 дня, а с помощью различных стабилизаторов их срок увеличивается в 10 раз.
В перечисленных вариантах пользы от употребления таких продуктов совершенно нет, а есть вариант получить значительный вред своему здоровью. В первом случае при использовании специальных упаковок, которые пропитаны определенным химическим веществом который позволяет продлить срок хранения нашего молочного продукта. Если заглянуть во внутренний процесс, что к примеру происходит с нашей современной упаковкой то можно увидеть что вещества пропитанные данной упаковки проникают в наш молочных продукт, и получается мы употребляем не только выбранный молочный продукт и плюс химическое вещество т. е пропитка упаковки.

При рассмотрение второго варианта. Добавление различных химических веществ таких, как различные консерванты и различные стабилизаторы для продления срока хранения нашего молочного продукта, а также улучшение вкусовых качеств молочного продукта. Среди выше указанных вариантов нет такого от которого бы была польза после употребления, есть только вред, который может развить различные заболевания организма.

Цель работы: В своём дизайн проекте я акцентирую внимание на функциональном и эстетическом исполнении. Т. к. упаковка рассчитана на широкий спектр потребителей, основную часть которых составляют предприниматели, большие семьи, и люди, для которых молочные продукты – неотъемлемая часть повседневного рациона – она имеет большой объём, что очень удобно. Упаковка молока – 3 литра, упаковка кефира – 4 литра разработаны по принципу «Мешок в коробке» – это единственная упаковка, которая долгое время после открытия сохраняет молоко свежим благодаря тому, что пакет оснащен дозировочным клапаном, и когда вы наливаете молоко, или кефир мешок сжимается не допуская внутрь воздух. Молоко долго не прокисает (в отличие от других упаковок),что позволяет потребителю наслаждаться свежестью молока намного дольше. Стоимость упаковки «Мешок в коробке» меньше стоимости стеклотары и сходна по цене с пластиковой, но гораздо экологичней его, т. к внутренний мешок и клапан состоят из биоразлагаемых полимеров.

Таким образом упаковка получается максимально экологичная, благодаря инновационным технологиям натуральное молоко долго сохраняет свою свежесть, что немаловажно для упаковок с таким объемом.

Задача: При создании дизайна упаковки молочных продуктов «Miss Milkie» я опиралась на разработки и стилистику в западном дизайне 50х годов. Отсюда и вертикальные полосы, и авторская иллюстрация коровы, которая своей легкомысленностью намекает на истоки стиля пин-ап, а некая смысловая юмористичность и графические элементы стула в сочетании с полосами и витьеватым шрифтом – претензия на классический английский колорит всё тех же 50х. В общем дизайн упаковки, несмотря на некую эклектичность, пронизан духом 50х годов. Этот немаловажный фактор основан на принципе -«Всё новое – хорошо забытое старое». И если судить о моде и о дизайне в наше время то можно проследить то, что мода 50х возвращается.

Данная работа состоит из трех частей: в первой части дана историческая справка и краткая характеристика видов упаковок для молочных продуктов. Изучаются пути ее совершенствования, требования, предъявляемые к упаковке и функции, которые она должна выполнить определяется опытным путем сохранность кисломолочных продуктов в различных видах упаковки, а также детально рассматриваются несколько видов самих упаковок. Во второй части рассматривается статистика потребления молочных продуктов в России, дизайн упаковки 50х годов, и аналоговый ряд, на который я опиралась при создании дизайн – проекта.

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1.1 УПАКОВКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Предназначение упаковки многообразно. Она выполняет защитную функцию, позволяя провозить товары на далекие расстояния в целости и сохранности. Упаковка гарантирует качество и свежесть кисломолочного продукта.

Трудно найти точное определение упаковки, даже если рассматривать ее в очень узком смысле. В первую очередь упаковка используется как тара, а уж потом говорится о таких ее достоинствах, как пригодность к обработке, облегчение транспортировки, внешняя привлекательность и удобство употребления.

Молоко и молочные продукты очень популярны среди россиян. По данным статистики, около 73 % жителей России ежедневно включают в свой рацион молоко и молочные продукты. В последнее время наметилась строгая тенденция к постоянному увеличению стоимости молокопродуктов, из-за которой страдает прежде всего рядовой потребитель. Исходя из этого, практически все производители молока и молочных продуктов стараются снизить себестоимость выпускаемой продукции.

Не секрет, что в суммарной стоимости конечного продукта упаковка занимает от 20 до 40 %. Перед производителями возникает задача снижения затрат на упаковочные материалы. Одним из вариантов решения этой проблемы является использование полимерных пленок отечественного производства. К сожалению, многие российские компании имеют недостаточно высокотехнологичное оборудование для производства гибких полимерных материалов для молочной промышленности. Выпускаемая ими продукция не дает ожидаемых результатов при работе на высокоскоростных фасовочных линиях. Прочность сварных швов, а также качество наносимой печати на пленке оставляют желать лучшего.

За последние десятилетия валовое производство молока и молочных продуктов снизилось, но выпуск фасованной молочной продукции в разнообразной упаковке значительно вырос. Ранее для молока, сметаны, других кисломолочных продуктов использовали стеклянные бутылки закрытые фольгой, а сыр заворачивали в обычную бумагу.

Сейчас используется различная упаковка по вместимости, форме и использованному упаковочному материалу, а также с улучшенной цветовой гаммой и привлекательностью. Требования к упаковке молочной продукции во многих аспектах более жесткие, чем для других пищевых продуктов. Она должна иметь высокую механическую прочность, быть стойкой к износу, отличаться жесткостью или эластичностью в зависимости от функционального назначения упаковки или вида фасовочно-упаковочного оборудования, способностью к сварке и обеспечению герметичного соединения. Упаковочные материалы должны быть с соответствующей газо -, паро -, водо – , аромата – непроницаемостью и жиростойкостью. Все упаковочные материалы и потребительская тара должны быть инертными в отношении продукта и при контакте с ним не выделять вредных для здоровья человека веществ.

Понятие упаковки можно трактовать по-разному. Упаковка – тара, материал, в который помещается товар, для сохранения его свойств после изготовления и придания компактности. Упаковка – важный носитель рекламы товара. Упаковка – деятельность по разработке и производству жесткой или мягкой оболочки для товара. Упаковка – часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.

Непосредственно тарой могут быть картонный ящик, целлофановая упаковка, стеклянная, алюминиевая посуда или банка, бумажный пакет или их сочетание. Продукция часто помещается более чем в одну упаковку. Например, изделия из дробленого зерна упаковывают в небольшие картонные коробки и затем перевозят в больших гофрированных ящиках. Часы заворачивают в ткань, а потом кладут в пластмассовую коробку.

Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.

Вкладыши – детальные инструкции и указания о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции, которые хранятся в упаковках лекарств, игрушек и т. д., или купоны, призы, брошюры с рецептами.

Сама упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров.

В последнее время упаковка превратилась в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей – дополнительным средством стимулирования сбыта товара. Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые разные факторы:

Самообслуживание в торговле. Все большее число товаров продают в универсамах и магазинах методом самообслуживания. В этих условиях упаковка должна выполнять многие функции продавца – она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом.

Рост достатка потребителей. Растущий достаток потребителей означает то, что они готовы заплатить немного больше за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки.

Образ фирмы и образ марки. Фирмы осознают действенную мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника потребителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Например, любой покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки с пленкой «Kodak».

Возможности для новаторства. Новаторство в упаковке может принести производителю большие выгоды. Создание в 1899 году упаковки, сохранявшей свежесть печенья «Унида» (картон, внутренняя и внешняя бумажная обертка), позволило увеличить продолжительность хранения товара в магазине по сравнению с обычной для того времени тарой в виде коробок и бочек.

Упаковка выполняет следующие функции:

предохраняет товар, обеспечивает его сохранность;

облегчает хранение и демонстрацию товара;

содержит информацию о товаре и его марке;

способствует продвижению товара, в первую очередь за счет содержащихся на ней рекламных сообщений;

облегчает покупателям транспортировку и хранение товара;

облегчает покупателям использование содержимого;

упрощает для покупателей утилизацию и переработку упаковки.

Разработка эффективной упаковки для нового товара требует принятия большого числа решений. Прежде всего, необходимо создать концепцию упаковки. Концепция упаковки – определение того, какой должна быть упаковка, и какую роль она должна сыграть для конкретного товара.

При принятии решения относительно упаковки должны учитываться следующие ключевые факторы:

Размер, цвет и форма упаковки. При выборе размеров нужно учитывать период хранения (как долго продукт сохраняет свою свежесть), удобство, традиции и конкуренцию. Выбор цвета и формы зависит от образа, который создается для марки.

Количество вариантов упаковок для одного товара. Зависит от конкуренции и использования фирмой множественной сегментации. Продавая товар в упаковке всех размеров, существующая фирма может затруднить новой фирме получение поддержки каналов сбыта, максимального пространства на полках, а также выход на различных потребителей.

Упаковочный материал. Наиболее распространенными являются картон, пластик, металл, стекло, целлофан и т. д. При этом необходимы компромиссы. Например, целлофан позволяет показывать товары, но очень легко рвется; картон относительно дешев, но труден для открывания. Кроме того, нужно определить, насколько новаторской должна быть упаковка. Так, фирма «Оушен Спрей» и другие компании используют для напитков стерильные бумажные бутылки, которые позволяют хранить их без охлаждения. Они сочетают преимущества многократного закрывания с быстротой охлаждения.

Место, содержание и размер этикетки. Этикетка должна выделяться, на ней должны быть указаны названия компании и марка. Вкладыши в упаковку включают рецепты, указания по использованию, меры безопасности, купоны для будущих покупок.

Соответствие дизайна упаковки маркетинговой стратегии. Хорошо известная марка духов может быть экстравагантно упакована, продаваться в ограниченном числе магазинов, рекламироваться в журналах, рассчитанных на наиболее обеспеченную аудиторию, и реализовываться по высокой цене. В противоположность этому фирма, выпускающая духи, имитирующие ведущие марки, использует упаковку попроще, продает дешевле и не использует рекламу.

Стоимость упаковки. Как известно, общие издержки фирм могут достигать миллионов рулей. Относительная стоимость упаковки может доходить до 40% розничной цены – в зависимости от целей и степени упаковки.

Выбрав и представив упаковку, компания должна регулярно ее проверять на соответствие меняющимся вкусам покупателей и технологическим новшествам. В прошлом дизайн упаковки мог оставаться неизменным на протяжении 15 лет, прежде чем возникала необходимость изменений. Однако в современной быстро меняющейся среде большинству компаний приходится обновлять внешний вид своих товаров каждые два-три года.

Поддержание упаковки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня обычно требует небольших, но регулярных изменений, настолько тонких, чтобы покупатель их даже не замечал. Однако некоторые варианты упаковки, наоборот, требуют сложных решений, решительных действий и значительных затрат. Но несмотря на то, какие изменения требуются – большие или маленькие – маркетологам необходимо сопоставить затраты и факторы риска с одной стороны, а с другой – оценить не только воздействие на восприятие покупателями ценных свойств, добавленных к товару новой упаковкой, но и степень достижения маркетинговых целей.

Например, компания «Pepsi» израсходовала в 1996 году 500 млн. долларов на переоформление упаковки своего напитка Pepsi (основной красный цвет был заменен синим), однако результаты исследований показали, что эта мера практически не повысила внимание покупателей к товару и существенно не повлияла на конкурентное превосходство основной соперницы – компании «Coca-Cola». Перемену заметили лишь половина покупателей этого напитка и всего 18% сочли, что изменение сделало упаковку более привлекательной.

Упаковка – важный метод коммуникации с потребителем. Она демонстрирует марку, указывает состав и направления использования, отражает образ марки и демонстрирует продукцию. Упаковка является инструментом продвижения. Это особенно важно при самообслуживании, а также для фирм, специализирующихся на товарах, приобретаемых импульсивно, таких, как конфеты. Упаковка также напоминает о товаре после его покупки.

Упаковка – важный элемент планирования новой продукции. Более того, ряд фирм смогли представить существующие товары как новые, изменяя их упаковку. Среди примеров продукции, которая была успешно модифицирована и представлена в качестве новой благодаря инновациям в упаковке, – аэрозольные баллоны для дезодорантов, одноразовые контейнеры для молока, напитков, алюминиевые контейнеры для быстро приготавливаемой пищи, прозрачная упаковка для мяса.

Таким образом, принимая решение относительно упаковки необходимо учитывать интересы общества, непосредственного покупателя и самой компании.

1.2 СПОСОБЫ УПАКОВКИ

В настоящее время к основным способам упаковки относят следующие:

Упаковка в термоусадочные пленки. В качестве термоусадочных пленок используют пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона, она защищает товар от воздействия окружающей среды.

Термоусадочные пленки применяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок, галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов, канцелярских товаров.

Возможные варианты упаковывания могут быть условно разделены на три основные группы: единичная, групповая и штабельная упаковка.

Единичная упаковка (штучная, индивидуальная) – каждое отдельное изделие обертывается пленкой.

Групповая упаковка – предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые затем обертываются пленкой. Этот вид упаковки может применяться в качестве транспортной тары.

Штабельная упаковка – на жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, лотки), которые сверху покрываются чехлом из термоусадочной пленки и подаются в печь. После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещать подъемно-транспортными средствами.

Процесс упаковывания в термоусадочную пленку включает в себя следующие операции: укладка товара на подложку (лоток, поддон); обертывание пленкой; сварка пакета; усадка (прохождение через усадочную камеру); охлаждение изделий.

Упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки). Главное преимущество этого типа пленок состоит в том, что они не требуют тепловой обработки. Растягивающиеся пленки применяются в следующих случаях:

скрепление пакетов грузов правильной формы;

упаковывание продукции, чувствительной к нагреву;

упаковывание продукции, которая в процессе хранения и транспортирования может уплотняться.

Преимущества упаковки в растягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в термоусаживающуюся пленку состоит в следующем:

экономия энергии (отсутствие операции в усадочной камере);

экономия материала (применение более тонких пленок);

экономия производственной площади.

На практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когда примерно одинаковые грузы поступают с достаточно большим интервалом, предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузов очень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку.

Асептическая упаковка. В настоящее время эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов (молоко и молочные продукты – более 65%, соки – более 25%, пасты и супы – 10%). Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработка пищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.

При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.

В настоящее время имеется большой выбор материалов: используют банки из белой жести и алюминия, стеклянные и пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированных материалов «Bag-in-Box» (пакет в коробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak», «Ultra-Pak» из комбинированных материалов, самым распространенным из которых является картон – алюминиевая фольга.

1.3 РАЗНОВИДНОСТИ УПАКОВКИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

В современных условиях развитие упаковки и потребительской расфасовки молочной продукции приобретает особую актуальность и непосредственно влияет на процесс сохранения качества и потребительских свойств продукта. Основными факторами, определяющими выпуск высококачественной молочной продукции, являются:

состав и технология получения самого продукта;

условия его расфасовки;

используемый упаковочный материал.

Для грамотного выбора и использования упаковочных материалов и тары необходимо учитывать природу фасуемого продукта, его консистенцию и физическое состояние, массу, технологию обработки, условия и сроки хранения и реализации.

Упаковочные средства для молочных продуктов должны обладать высокой механической прочностью, стойкостью к старению, жесткостью или эластичностью, способностью к сварке, необходимой для формирования герметичных соединений. Естественно, что эстетическое оформление упаковки должно привлекать покупателя и соответствовать требованиям ГОСТ 51074-97 «Продукты пищевые».

Для предотвращения порчи молочных продуктов, упаковочные материалы должны обладать барьерностью, т. е. газо – , паро – , водо-, ароматонепроницаемостью. Они должны быть влагопрочными и жиро-стойкими. Материалы должны обладать эксплуатационной надежностью, не расслаиваться, не деформироваться.

Молочные продукты обладают способностью сорбировать тяжелые металлы и большинство органических соединений, в том числе и вредные. Поэтому все без исключения упаковочные, укупорочные материалы и потребительская тара должны быть инертны по отношению к продукту и при контакте с ним не выделять вредных для здоровья человека компонентов. Во всех упаковочных системах, за исключением обычного стекла, используются полимерные материалы, лаки, наполнители, красители, растворители и другие компоненты, которые при определенных условиях могут мигрировать в молочный продукт. Для того, чтобы исключить возможность попадания этих веществ в расфасованный продукт, существуют санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом, так называемые «Допустимые количества миграции» (ДКМ). Ни из одного материала не должны выделяться вещества в количествах, превышающих их ДКМ. То есть вся упаковочная продукция как отечественного, так и импортного производства должна обладать высокими санитарно-гигиеническими показателями и подлежит обязательной гигиенической сертификации в органах Госсанэпиднадзора России и периодическому санитарному контролю.

На сегодняшний день разработан и освоен промышленный выпуск значительного ассортимента упаковочных материалов, укупорочных средств и потребительской тары из сырьевых компонентов российского производства для молочных продуктов различной консистенции, функционального назначения, сроков хранения и реализации.

Основной тенденцией является создание упаковочных материалов, обладающих улучшенным прогнозируемым комплексом санитарно-гигиенических свойств и повышенным уровнем барьерности, позволяющим увеличить сроки хранения раcфасованных продуктов. Будущее при этом принадлежит комбинированным и многослойным материалам, технология производства которых предусматривает использование гигиенически «чистых» полимеров и компонентов, современных технологических приемов.

Упаковка молочных продуктов «Miss Milkie» создана именно по такому принципу – «Мешок в коробке» – это единственная упаковка, которая долгое время после открытия сохраняет молоко свежим благодаря тому, что пакет оснащен дозировочным клапаном, и когда вы наливаете молоко, или кефир мешок сжимается не допуская внутрь воздух. Молоко долго не прокисает(в отличие от других упаковок),что позволяет потребителю наслаждаться свежестью молока намного дольше. Стоимость упаковки «Мешок в коробке» меньше стоимости стеклотары и сходна по цене с пластиковой, но гораздо экологичней его, т. к внутренний мешок и клапан состоят из биоразлагаемых полимеров.

Стеклянная тара

Первая молочная бутылка была изобретена доктором Гарвеем Д. Тагером в 1884г. В нашей стране до недавнего времени действовала мощная производственная база для выпуска многооборотной стеклянной тары. В 70-е годы стеклянные молочные бутылки производили 76 стеклозаводов и предприятий. Ежегодно потреблялось около 50 млрд. шт. (в условном исчислении емкостью 0,5 л). Сегодня потребляется не более 1,5 млрд. шт., и эти объемы неукоснительно сокращаются.

В целом, ликвидирована материально-техническая база производства и применения, система сбора и возврата. В 90-е годы были созданы последние перспективные виды молочной бутылки усовершенствованной конструкции, уменьшенной массы с упрочняющими оксидно-металлическими покрытиями. Величина снижения боя этих бутылок составила 25%, при этом примерно на 15% сократилось количество разбитого стекла за счет уменьшения массы бутылки. Но тем не менее полностью исключить стеклобой не удалось.

Тенденция резкого и постоянного снижения использования стеклотары в молочной промышленности обусловлена многими факторами, связанными с производством и реализацией. Несмотря на то, что стекло считается с гигиенической точки зрения самым безвредным видом потребительской тары, его хрупкость и относительно большая масса приводят к значительным потерям молочной продукции.

Линии розлива громоздки и энергоемки за счет узла мойки бутылок. Невысокие объемы переработки молока не позволяют полностью использовать производительность разливочного оборудования, бутылка укупоривается негерметично, поэтому ассортимент фасуемой молочной продукции существенно ограничен 36 часами хранения, что уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Единственная стабильная область использования, но не бутылок, а бутылочек, вместимостью 200 мл — это расфасовка

продуктов детского питания в системе молочных кухонь России. Здесь альтернативы стеклу как самому безвредному материалу не существует.

Пленочные материалы

Наиболее используемым полимерным материалом в молочной промышленности является пленка полиэтиленовая наполненная. Для придания ей светозащитных свойств в ее состав вводят мелкодисперсную двуокись титана, что и обеспечивает белый цвет. Добавки вносят в базовый полиэтилен в виде концентратов либо суперконцентратов. При этом используется метод «пьяной бочки» (механическое смешивание) или уже готовые композиции. Пленку используют для изготовления мягких пакетов и туб, в которые расфасовывают молоко, молочные напитки, диетический творог, сметану низкой жирности. Обычная «молочная» пленка изготавливается на базе полиэтилена высокого давления, обладающего ограниченной жиростойкостью, поэтому в нее нельзя расфасовывать высокожирную сметану, майонезы, соусы, даже полученные по новым нетрадиционным технологиям с использованием компонентов молочного сырья.

Совместно с рядом тарных предприятий России, ГУ ВНИМИ разработаны различные виды этого материала: одно-, двух-, трехслойные, обладающие повышенной чистотой, повышенной жиростойкостью, в т. ч. для молочных продуктов детского питания. При этом использование технологий соэкструзии позволяет за счет варьирования состава слоев производить пленки с прогнозируемым комплексом свойств.

Потребительская полимерная тара

Для расфасовки молочной продукции пастообразной консистенции — сметаны, диетического творога, паст, кремов, йогуртов, комбинированных продуктов — широкое распространение получила потребительская термоформованная тара (коробочки и стаканчики различной вместимости и конфигурации). Для производства упаковочных единиц используют рулонные материалы на основе термопластичных полимеров: ударопрочного полистирола; пластифицированного поливинилхлорида; полипропилена.

Основными видами оборудования для производства термоформованной тары в молочной промышленности являются пневмо-и вакуумформующие автоматы, работающие по принципу негативного термоформования. При этом процесс заключается в последовательном нагреве материала до температуры, близкой к температуре текучести материала, деформации до заданной конфигурации, фиксации формы, охлаждения до температуры ниже температуры стеклования или плавления термопласта, извлечения из формы и высекания.

Для негерметичного укупоривания потребительской тары используются крышки из основного материала, для герметичного — рулонные метериалы. Например, фольга с термоадгезионнным (термолаковым) покрытием либо высечки под термозаварку из данного материала. Определенные перспективы наблюдаются во внедрении выдувной полиолефиновой тары: как для пастеризованной, так и для стерилизованной молочной продукции, в т. ч. детского ассортимента. Этот вид тары относительно дешев и может иметь различное отношение площади поперечного сечения горловины к площади поперечного сечения изделия, и это отношение может изменяться в широком диапазоне — от 3 до 100%. У выдувной тары большие возможности для совершенствования. В зависимости от используемого сырья, бутылка может быть белой или окрашенной; от применяемой оснастки экструзионно – выдувного оборудования — различной формы, конфигурации и вместимости. В последние два года молочные предприятия проявляют активный интерес к данному виду тары и соответствующим комплектным линиям для молочных производств.

Комбинированные материалы на основе бумаги и картона предназначены для изготовления упаковочных единиц в виде пакетов различной конфигурации (типа «Тетра-Брик», «Тетра-Брик-асептик», «Пюр-Пак» и пр.) для молока и кисломолочных напитков и изготавливаются методом экструзионного ламинирования. Наличие в составе комбинированных материалов слоя бумаги или картона позволяет обеспечить необходимый комплекс физико-механических и потребительских свойств (жесткость, каркасность и др.), а использование алюминиевой фольги — полностью решить проблему обеспечения высоких барьерных свойств упаковки. Внутренний полиэтиленовый слой обеспечивает санитарно-гигиеническую чистоту и термосвариваемость.

Для негерметичного упаковывания продукции на автоматах, например, APT и АРМ широко используются различные виды фольги алюминиевой, кашированной пергаментом либо влагожиропрочными бумагами. При этом используются, в зависимости от технологии производства, микровосковые составы, адгезивы, расплав полиэтилена. Институтом, совместно с ТОО «Мост-1» разработана технология производства упомянутого материала методом кэширования расплавом полиэтилена. Внутренний полиэтиленовый слой в этом материале не только выполняет функции адгезива, но и обеспечивает дополнительную защиту продукции.

Разработанная кашированная фольга достаточно универсальна и предназначена для упаковывания сливочного масла, сырково-творожных изделий, мороженого, маргарина, животных жиров, мясного фарша, халвы, жевательной резинки, чая, табака и многих других пищевых продуктов. В последние годы для указанных целей определенное применение находят металлизированные бумаги.

По данным отдела развития молочной промышленности департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхозпрода РФ, производство молочной продукции в расфасованном виде по сравнению с 1995 годом возросло на 15%, при этом ее удельный вес увеличился с 68 до 71% (табл. 1,2 и З).

Комплекс научных и опытно-технологических работ, выполненных в последние годы ГУ ВНИМИ совместно с рядом тарных предприятий и других организаций, позволил развить принципиально новые направления научно-технического прогресса в области создания тароупаковоч-ных материалов для молочной и пищевой промышленности. Вся гамма модифицированных упаковочных, укупорочных средств и потребительской тары уже выпускается предприятиями РФ.

Созданы научные и технологические предпосылки производства новых для молочной промышленности упаковочных материалов.

Разработана группа материалов для молочных продуктов длительного хранения, обладающих повышенными барьерными свойствами. Формирование непроницаемости в них осуществляется за счет нанесения на рулонные полимерные субстраты комбинации тончайших многослойных покрытий различных металлов. При этом используется вакуумная технология магнетронного напыления. Процесс магнетронного распыления принципиально атомарный, т. е. при нем в покрытии не образуется микрокапель. Получен упаковочный материал с комбинированным медно-алюминиевым покрытием, который по уровню барьерности аналогичен лучшим импортным образцам, предназначенным для продукции длительного хранения, в состав которых входит слой алюминиевой фольги. При стократной экономии металла обеспечивается необходимый комплекс непроницаемости. Возможности метода далеко не исчерпаны, поскольку возможно нанесение не только комбинации металлов, но и неметаллов — оксидов, нитритов и пр.

Поскольку политика здорового питания предопределяет повышенные требования к упаковочным средствам, в перспективе возможно создание группы материалов нового поколения с уникальным прогнозируемым комплексом свойств.

Перспективным направлением является создание материалов с антимикробными добавками. Первые шаги в этом направлении сделаны, и совместно с Троицкой бумажной фабрикой и ОАО «Технобум» разработан пергамент «Троицкий», в состав которого входит такая добавка.

Проведенные исследования показали, что за счет поверхностной модификации пергамента удалось достигнуть выраженного ингибирующего эффекта по отношению к плесени. Материал предназначен для расфасовки и увеличенного срока хранения в нем творога, сырково-творожных изделий, сливочного масла. Разработанный материал является хорошей альтернативой кашированной фольге и металлизированным бумагам, будучи в три раза дешевле.

Упомянутые направления создания материалов нового поколения не являются единственными. Проблем в этой области много. Основная из них — максимальное адаптирование упаковки к конкретным видам вновь разрабатываемой фасуемой продукции.

ЧАСТЬ 2. ПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В середине 90-х годов упаковка продовольственных товаров отечественных производителей значительно проигрывала на фоне продуманного дизайна продукции зарубежных компаний. Но времена подхода “во что ни упаковывай – все скушают, потому что дешевле” давно миновали. Сейчас российские бренд – дизайнеры и маркетологи все больше строят здесь свою политику исходя из принципов эмоционального воздействия на покупателя. Однако этот процесс только набирает силу. На предприятиях, где отдел маркетинга немногочислен, создание упаковки осуществляется по-прежнему с преобладанием роли производства. Свойственная же производителям влюбленность в собственный продукт заставляет их концентрироваться главным образом на технологическом совершенствовании. Но прежде чем покупатель оценит свойства продукта, он должен заметить и выбрать его. Спохватившийся производитель вызывает дизайнера и полагается на его фантазию и творческий полет, а на отделы маркетинга и продаж возлагается лишь задача по продвижению продукции. Если серьезные упущения в дизайне упаковки ведут к снижению продаж, производству гораздо проще “не заметить” этого или объяснить технической или финансовой невозможностью изменений. Бывают и случаи, когда компания удваивает усилия по нахождению оптимальных возможностей выкладки товара в магазине, насыщает полки средствами внутримагазинной рекламы, не понимая, что корень проблемы лежит именно в дизайне упаковки. При слабом дизайне чем больше продуктов в линии, тем сложнее обеспечить эффективную выкладку.

2.1 СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ

Молоко и молочные продукты всегда являлись важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины доля молока и молочных продуктов составляет 16 %. Для сравнения: 11 % от общей потребительской корзины приходится на хлеб и хлебопродукты. При этом мы отстаем от развитых европейских стран в потреблении молочной продукции на душу населения. По данным Молочного союза России, на одного россиянина в 2007 году приходилось всего лишь 270 кг, что на 120 кг меньше медицинской нормы. Например, средний француз ежегодно употребляет в пищу более 400 кг молока и молочных продуктов, а скандинавы – даже более 500 кг. То есть у российского рынка есть запас роста как минимум на 50 %.

Стремительный рост цен на продукты питания, который стартовал в конце III квартала 2007 года (август-сентябрь), сказался на потребительских привычках россиян. К январю 2008 года цены выросли более чем на 20 %,что повлекло за собой заметное снижение объемов потребления.

С ростом цен на продовольствие вкусы российских покупателей упрощаются, однако забота о здоровье по-прежнему актуальна. Меняется стиль жизни городского населения: при возрастающей занятости все меньше времени остается на посещение магазинов, люди реже совершают покупки. Вместе с тем растет стремление получать здоровое и качественное питание. А ультрапастеризованное молоко – это безопасный, питательный и удобный в потреблении продукт, не содержащий консервантов.

Потребительское поведение исследовалось нами методом фокус – групповых дискуссий с женщинами в возрасте 25-34 лет и 35-44 года, со средним и средне – низким уровнем дохода, имеющих детей и покупающих / потребляющих молоко и традиционные молочные продукты не менее 1 раза в неделю. Перед качественным исследованием покупательниц и потребительниц ставились следующие цели:

* определение основных тенденций в потребительском поведении (по упаковке, по местам покупки, вкусовые предпочтенияи др.);

* определение характеристик потребительского поведения при выборе молочных продуктов, ситуаций и факторов, влияющих на выбор молочных продуктов;

* выявление внутренних (неосознанных) мотивов при приобретении и потреблении молочной продукции;

* определение наиболее привлекательных для потребителей гипотез, необходимых для разработки позиционирования ТМ «Miss Milkie». В ходе исследования участниц попросили рассказать об основных ситуациях потребления молочных продуктов в их семьях, и они единодушно указали на то, что используют данные продукты постоянно и повсеместно: утром на завтрак, в обед на работе или в качестве «перекуса» и вечером иногда как замену ужину. Участницы фокус-групповых дискуссий считают, что молочные и кисломолочные продукты являются необходимым и обязательным элементом в рационе питания. Некоторые участницы указали на то, что не могут даже представить себе ситуацию отсутствия молочных продуктов в своем рационе. В этой связи молочная продукция, по признанию респонденток, является обязательной покупкой, первоочередной. Участницы даже сравнили покупку молочной продукции с хлебом, который «можно не взять, а «молоко купишь всегда». При этом участницы покупают различные виды молочной продукции для себя и членов своей семьи. Так, для ребенка они выберут «что поинтересней», для мужа – «что пожирнее», для себя – «что-то диетическое».К основным критериям, по которым участницы фокус-групп выбирают молочную продукцию, можно отнести следующие:

* натуральность и полезность продукта;

* свежесть и срок годности. При этом участницы указывают на то, что меньший срок хранения служит подтверждением свежести продукта.

2.2 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И РЕКЛАМА 40-50х ГОДОВ

В работе над дизайн-проектом я ориентировалась на дизайн упаковки и плоката 50х годов. В качестве примера композиционного построения я использовала проекты ????Стивена Телингатера, Тома Джанга, Филипа Кассла, Джека Девиса, Герберта Меттера.

В 40-50-е годы по всей Европе утверждается концепция «хорошего

дизайна», в Италии она получила название «bell design», в Германии – «хорошая форма», на севере Европы – Скандинавский дизайн. Основной потребностью людей в послевоенные годы стало налаживание нормальной мирной жизни. Дизайн, отвечающий данному социальному запросу, должен был быть качественным, «спокойным», экономичным, приятным глазу. Ни вызова, ни протеста, ни элитарности от вещей общество не хотело. Все это появится в дизайне позднее. Для спокойной жизни нужен спокойный дизайн. Поэтому, суть стилистики «хорошего дизайна» сводится к следующему: простота, чистота, аккуратность, красота, буржуазность, идеология возрождения достойной жизни и пропаганда семейных ценностей, оптимизм, экономность (что отвечало задаче восстановления экономики после войны). В разных странах данная стилистика имела свои особенности.

В Италии акцент делался на внешнюю красивость, в Германии – на простоту и чистоту формы, в Скандинавских странах – на экономность и комфорт. В графическом дизайне действует та же тенденция, что и в дизайне вообще: на обложках журналов изображены очень приличные, красивые женщины, в дизайне отсутствует агрессивная сексуальность, излишняя китчевость или сознательная грубость форм, встречающаяся в 30-е годы. Реклама рассказывает, в основном, о семейных ценностях.

США являются в эти годы мировым лидером и диктуют свои эстетические идеалы и жизненные установки всему миру. Активно пропагандируется американский образ жизни. Лидерами рынка становятся американские товары. Американский графический дизайн и реклама переживают в 50-е годы XX века «золотое десятилетие» и являются ориентиром для всего мира.

Стилистика американского графического дизайна 50-х годов состоит в следующем:

а). Высокая техничность. В американском графическом дизайне 50-х часто используются живописные и графические решения. Дизайнеры рекламы отлично владеют техникой реалистической живописи и графики, при этом их графические решения отличаются яркостью цвета и динамичностью формы.

б). Реалистичность. Мастера американской рекламы стремятся к максимальной жизненности изображаемых образов, точно передают различные оттенки эмоций. Стилизованные решения тоже встречаются, но значительно реже, чем реалистичные.

в). Оптимистичность. Все изображаемые в американской рекламе 50-х

люди, всегда радостны, уверены в себе, довольны жизнью и успешны. Они всегда красивы и типичны, как правило, мужчина – это сильный западный бизнесмен, а женщина – молодая модная и аккуратная домохозяйка.

г). Динамичность, контрастность, красочность.

д). «Понятность», ориентация на широкие массы, простота тем, образов, приемов.

50-е годы XX века – время, когда впервые возникает культ молодости и культ рок-н-ролла. Соответственно, графический дизайн начинает в большей степени ориентироваться на молодежную аудиторию, эксплуатировать рок-н-рольную тематику. Во многом, именно в этом причина особой красочности и динамичности рекламных решений 50-х. Как воплощение «духа 50-х» в историю вошла обложка майского номера журнала «Энтузиаст» 1955 года с фотографией Элвиса Пресли, сидящего на мотоцикле «Харлей Дэвидсон».

50-е годы считаются временем «бума» дизайна. В это время дизайнеры становятся штатными сотрудниками фирм. Из простых художников-оформителей дизайнеры превратились в «творцов визуального продукта». В компаниях и фирмах начали осмысленно употреблять термин «графический дизайн». Дизайнеров стали приглашать за стол переговоров наравне с маркетологами, бухгалтерами, копирайтерами, рекламистами и президентами компаний. Дизайн стал осознаваться как один из ведущих факторов в бизнесе. С 1951 по 1969 число членов Общество индустриальных дизайнеров Америки возросло с 99 до 600. Дизайнеры начинают открывать собственный бизнес: агентства, бюро, студии, компании, специализирующиеся только в области графического дизайна. Профессия дизайнера стала включать такие аспекты, как понимание технологии производства, знание маркетинга, бюджета, способность вести переговоры представителями бизнеса.

Все большую роль в стратегии рекламных компаний начинают играть маркетинговые исследования и PR-технологии. Считалось, что реклама должна быть четко просчитана, выверена и основана на исследованиях потребительской аудитории.

Реклама становится все более творческой, в рекламе начинает цениться наличие идеи и креативности1. В рекламное сообщение включается

элемент игры, интриги, метафоры. Реклама, просто называющая товар и призывающая его приобрести, сменилась более тонкими психологическими заявлениями, нередко глубокими и ироническими.

Так возникает серийная реклама, содержащая некоторую загадку, которая разгадывается впоследствии. Классический пример – реклама мебели

от «Кнолл» Герберта Меттера, который представил серию рекламных плакатов, где на первом изображалось нечто, обернутое бумагой, а на

Термин «креативность» мы употребляем сознательно. Творчество – это достижение нового результата (произведения), как правило, традиционными способами. Креатив – поиск нетрадиционного решения для достижения результата, не предполагающего наличие новизны – продать, заинтересовать. Креатив не стремиться к созданию произведения искусства. последующих оказывалось, что это эффектная девушка, сидящая на модном кресле.

2.3.АНАЛОГОВЫЙ РЯД

ЧАСТЬ 3. ПРОЦЕСС СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОНЦЕПЦИИ

Современный человек не представляет свою жизнь без молочной продукции. В пользе молочных продуктов не сомневался никто и никогда. Молоко называют источником жизни – да ведь это так и есть, потому что первая пища, которую получаем мы и все животные, относящиеся к классу млекопитающих – это материнское молоко. Именно от молока мы растём и набираемся сил. Наша пищевая промышленность предлагает множество видов молочной продукции. Прилавки магазинов и супермаркетов в наше время буквально заполнены различными продуктами, производимыми из молока и на его основе: это молоко разных видов, молочные напитки, сметана, сливки, сыр, кефир, йогурты, сырки, творожки и многое другое. Спрос на эту продукцию растёт с каждым годом. Но изучив рынок молочной продукции в России – было выявлено, что вся продукция, отправляемая на экспорт не имеет чётко разработанного дизайна, она безлика и в основном в ней делается акцент на технологичность и транспортабельность.

Дизайн проект был разработан с учётом всех основных технологических требований к упаковке молочных продуктов отправляемых на экспорт. Это в первую очередь – упаковка долго сохраняющая свежесть, большие объемы упаковки, упаковка удобна для транспортировки, современный актуальный дизайн.

3.2 МАКЕТ

В готовый макет разработанного дизайн – проекта упаковки молочной продукции входят: макеты упаковок (молоко 1%, молоко 2,5 %, кефир, сметана, йогурт 500 г., йогурт 100 г., творог.), планшет с развёртками упаковок.

Многие не представляют своей жизни без молочных продуктов именно для таких людей и разработаны большие упаковки молочных продуктов «Miss Milkie». И это очень удобно – большая трёхлитровая упаковка благодаря инновационным технологиям долго сохраняет свежесть натуральных органических продуктов даже после вскрытия. Несмотря на большой объем, упаковка не займёт много места в холодильнике, а дизайн упаковки будет радовать глаз, и что немаловажно упаковка понравится детям.

Также молочная продукция в такой упаковке прекрасно подходит для использования в заведениях общепита – столовых, барах, кафе и ресторанах. Опять же большой объем – огромный плюс в этой сфере, удобство хранения, сохранность свежести и прочее.

В дизайн – проекте я использовала ассиметричный вид композиции – он основан на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

Композиция, использованная на упаковке молочной продукции, говорит не только о товаре, но и нести информацию о производителе.

? Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность

? Сила, агрессивность

? Новизна, революционность

? Изящность, легкость, утонченность, богемная элитарность

? Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность)

? Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с сообщением о большем объеме упаковки за ту же цену, информацией о лотереях)

? Творческий поиск, стремление производителя к новизне и переменам или непостоянство, метания

? Неформальный подход

В дизайн – проекте упаковки молочной продукции я использовала ассиметричную композицию, чтобы подчеркнуть воздушность и лёгкость композиции, чистоту и натуральность молочной продукции.

Дизайн проект был создан в программах:

Corel Draw X4

Adobe Photoshop CS5

Adobe Illustrator

3.3 ШРИФТ

В проекте используется рукописный шрифт без соединительных штрихов:

Oberon LET (для названия серии молочной продукции)

AsylbekM21Cooper (в логотипе и в основных текстах)

CaperComic (для названий продукции).

3.4 CВЕТОВАЯ ГАММА

Дизайн упаковки, как известно, определяет первое впечатление потребителя о товаре. Положительное или отрицательное отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки соответствует/не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека.

При выборе цветовой гаммы я руководствовалась исследованиями зарубежных и отечественных специалистов так как они уделили большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что посредством обращения к эмоциям покупателя возможно побудить его совершить покупку. Как правило, использование определенных цветов на упаковке связано с общим образом марки и несет в себе те же стимулы и образы, что и реклама данного продукта. Например, синий цвет банки кофе Maxell House привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у Nescafe призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке 6%-ного молока “Домик в деревне”: волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной.

Просмотров: 97