Дипломная работа на заказ по предмету «Предпринимательство в инновационной сфере деятельности» – глава 1


На сайте вы найдете дипломную работу, выполненную на заказ в 2018 году, на тему «Стратегическое развитие малых форм предприятий в научно-технической сфере через участие в корпоративных торгах» по предмету “Предпринимательство в инновационной сфере деятельности“. ВКР была защищена на «отлично».

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ
1.1 Анализ развития инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Субъекты инновационной деятельности в сфере предпринимательства
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
2.2 Государственные закупки как меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
2.3 Анализ государственных компаний обязанных закупать инновационные технологии у малого и среднего бизнеса
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ ТОРГАХ
3.1 Анализ ООО «ВОЛГОГРАДЭКОЭНЕРГО» на предмет отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
3.2 Описание инновационной деятельности ООО «ВОЛГОГРАДЭКОЭНЕРГО»
3.3 Анализ конкурсной документации для участия в корпоративных торгах и подготовка пакета документов для ООО «ВОЛГОГРАДЭКОЭНЕРГО»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что взаимоотношения, связанные с удовлетворением необходимостей государственного и муниципального заказчика в товарах, работах и услугах выступают в роли одной из сфер экономического оборота, имеющих особую важность с точки зрения успешного функционирования экономики. Весьма понятно, что сформированная система закупок выступает действенным механизмом положительного влияния на экономику Российской Федерации, в том числе в части развития элементов инновационной инфраструктуры.
Находясь в центре социальных, экономических процессов, государственные и муниципальные закупки считаются соединяющим фактором для трудных процессов, контролируемых различными секторами экономики, реализующие разнообразные по своей природе виды деятельности (административные, экономические, социальные и пр.). В то же время, система закупок выступает связывающим звеном между государством и бизнесом. Это устраняет высказываемую специалистами сложность, связанную с невозможностью установления директивным путем взаимодействий между участниками национальной инновационной системы [65, с.60]. От того, как в стране организована система закупок находится в зависимости не только успешность расходования бюджетных средств, что само по себе является очень важным, но и состояние конкурентной среды, а кроме того возможности инновационного развития.
В настоящий период времени довольно актуальна проблема применения механизма государственных закупок с целью стимулирования инновационного развития экономики российских регионов. Повышение эффективности закупок и их влияние на инновационную активность основывается на двух принципах:
– система государственных закупок выступает в роли механизма непосредственного финансирования инновационных исследований и разработок. Здесь немаловажно увеличить аргументированность планирования объемов госзакупок, разработать условия для взаимосвязи с программами инновационного развития страны;
– система государственных закупок выступает в роли механизма регулирования и стимулирования инновационной деятельности с помощью формирования рынка инновационных продуктов, в том числе из-за стимулирования спроса на рынке посредством закупок новейших товаров и технологий. В данном случае немаловажно понижение барьеров и формирование конкурентоспособных преимуществ с целью входа на государственный рынок компаний, изготовляющих инновационную продукцию.
Получение государственного заказа считается точным и надежным способом связи между средствами, выделенными государством для развития инновационных целей, и бюджетом компании. Именно данную схему распределения капитала предлагает государство, упростив процесс государственных закупок, с целью интенсивного вовлечения наибольшего числа малых и средних предприятий в инновационную деятельность и воздействия государственного управления посредством вложения государственных средств в российскую экономику.
Государственный заказ, ориентированный на удовлетворение государственных потребностей, формирует новые факторы и условия для воспроизводственного процесса, стимулирует и разрабатывает предпосылки перехода на инновационный тип развития.
В своем становлении и развитии институт государственного заказа прошел ряд ключевых периодов, связанных с законодательными нововведениями, начиная от Указа Президента РФ № 305 от 08.04.95 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», заканчивая Федеральным законом № 44- ФЗ от 05.04.13 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого бизнеса в закупках государственных компаний и естественных монополий» [41].
Основной областью использования Федерального закона 44-ФЗ является урегулирование таких вопросов, как: составление плана закупок, реализация закупок, проведение мониторинга, разрешение споров, проведение отдельных видов закупок.
Все без исключения страны мира применяют государственные закупки как главный инструмент преодоления «провала» рынка и стабилизации формирования экономики. На макроэкономическом уровне данное достигается за счет: принятия и введения антимонопольных законодательства и элементов расширения конкурентоспособности поставщиков; точной регламентации закупочной деятельности, предполагающей ясность проведения закупочных процедур; антикоррупционных мер; стимулирования малого и среднего рынка поставщиков для государственных и муниципальных нужд. На микроэкономическом уровне это достигается из-за развития результативной конкурентоспособной среды: выполнение конкурентных закупок (торги, котировки); формирование условий, которые позволяют абсолютно всем участникам равноправно и эффективно принимать участие в состязании за контракт.
Выполнение закупок как система целей, структур и процессов, включая процедуры, практические методы и способы применят исходя из принципов закупочной деятельности три основных критерия ее качества:
– результат закупки – уровень достижения установленной цели;
– эффективность – абсолютное удовлетворение потребности при минимальной цене достижения цели (включая конечный эффект закупки и ее экономичность (наименьшая цена объекта закупки и транзакционных издержек), оперативность удовлетворения потребности);
– удовлетворенность итогами закупочной деятельности, включая недостаток жалоб на объект закупки и вовлеченность в развитие процесса этих же либо подобных закупок.
Таким образом, развитие рациональной системы государственных и муниципальных закупок это определение целей и задач закупочной деятельности, создание системы управляющих и центральных процессов, выделение важных ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых, методических, информационных) и определение организационной структуры. Итогом внедрения такой системы государственных закупок будет являться построение эффективного механизма, который обеспечивает население минимально необходимым уровнем услуг социального характера и оказывающего таким образом положительное влияние на процесс развития российской экономики.
Государственные закупки являются основными мерами государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). При помощи государственных закупок МСП могут реализовывать свою инновационную продукцию и получить большой контракт. Государственные закупки выступают в роли связующего звена между государством, субъектами малого и среднего предпринимательства и государственных компаний.
Существенные расходы региональных бюджетов на государственные и муниципальные закупки актуализируют потребность формирования системы управления государственными закупками, исследование их роли и места в системе государственного регулирования экономики, в том числе и на региональном уровне применительно к отдельным секторам и сегментам регионального хозяйственного комплекса. Системное изучение процесса государственных закупок в смешанной экономике, участие промышленности, частного бизнеса в исполнении государственных контрактов требуют переосмысления концептуальных подходов к организационному, экономическому и законодательному механизмам закупок.
Помимо этого, усовершенствование системы управления государственными закупками с целью успешного применения бюджетных средств, расширения способностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития честной конкуренции и избежание коррупции в сфере размещения заказов, обретает особенную актуальность в контексте политики модернизации и перевода экономики России на инновационные рельсы.
Цель исследования заключается в изучении системы государственных закупок инновационной продукции малых и средних предприятий, правил участия в тендерах и реализация их на практике.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Выявить, проанализировтаь и обобщить экономичесоке содержание, механизмы процесса управления государственными закупками на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью уточнения значимости и функций государственных закупок в российской экономике в современных условиях;
2. Изучить современное положение рынка государственных закупок, выявить ключевые тенденции, проблемы и необходимые условия его развития, обеспечивающие конкурентную среду и усовершенствование механизма контракции между государством и хозяйствующими субъектами;
3. Изучить государственные закупки как одну из основных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
4. Выявить преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства, принимающих участие в госзакупках.
Объектом данного исследования является система взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства в части поддержки МСП, реализующих инновационную продукцию, через государственные закупки.
Предмет исследования – меры для поддержки государством малого и среднего бизнеса.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов, содержащие разнообразные теоретические подходы к исследованию места, роли и функций государственных закупок, развития институтов и институциональных изменений в экономической деятельности государства, использования государственных закупок в системе управления отраслевой и региональной экономики.
Вопросы теории государственных закупок нашли отражение в работах таких авторов как А. Алчиан, С. Арроусмит, Г. Демсец, А. Девис, Дж. Гелбрейт, Дж. Бъюкенен, М. Линдере, А. Маршалл, Р. Масгрейв, JI. Мизес, С.Мосс, В.Нордхаус, Д.Норт, П.Самуэльсон, Дж.Стиглиц, О.Уильямсон, Дж. Ходжсон, Х.Е. Фирон и др. Значительный вклад в рассматриваемую проблему внесли отечественные авторы: Л.И.Абалкин, А.И. Архипов, В.А. Власов, П.М. Волков, А.Е. Городецкий, Р.С.Гринберг, И.К. Дмитриева, A.C. Доронкин, М.Я. Евраев, А.Т. Катамадзе и др.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 70 наименований, 9 приложений. В работе присутствует 9 рисунков и 14 таблиц. Содержание работы, включает список литературы и приложения, изложено на 82 листах машинописного текста, в т. ч. основной текст – на 79 листах.
В первой главе проанализирована инновационная деятельность Российской Федерации, субъектов инновационной деятельности в сфере предпринимательства, а так же изучен зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Во второй главе изучены основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Изучены государственные закупки как меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же проанализирована деятельность государственных компаний обязанных закупать инновационные технологии у малого и среднего бизнеса.
В третьей главе дипломной работы на примере предприятия ООО «ВОЛГОГРАДЭКОЭНЕРГО» разработан пакет документов для участия в корпоративных торгах, заказчиком которого является ПАО «ФСК ЕЭС».
В заключении обобщается все вышесказанное, делаются выводы.
Информационная база исследования представляет собой законодательные акты, статистические данные, материалы печатных и электронных изданий.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ

1.1 Анализ развития инновационной деятельности в Российской Федерации

В первые два десятилетия после образования независимого государства экономика России имела сырьевую направленность. Именно этот факт и стал технологической деградацией, выражающейся в сокращении высокотехнологических производств полного цикла, что в полном объеме отражалось на инновационном спросе. Так, в развитых странах до 80% роста ВВП достигается благодаря инновационному сектору, тогда как в России – только около 10% [1, с. 61]. Здесь стоит отметить, что мировой кризис привел все страны к осознанию важности поддержки инновационной модели эко¬номической среды.
В результате встал вопрос: «или страна становится сырьевым придатком развитых стран, или необходим новый этап индустриализации» [2, с. 134]. Имелся в виду переход на кардинально новый этап развития – от сырьевой экономики к новой индустриальной модели развития, что позволило бы нашей стране производить конкурентоспособную инновационную продукцию, пользующуюся спросом на мировых рынках. Так был взят ориентир на инновационное развитие экономики нашей страны.
Попытки перейти в постиндустриальное общество проявляются в увеличении воздействия науки на социально-экономическое развитие, усилении процессов формирования и распространения знаний, а также оживлении инновационной деятельности. Ключевую роль в этих процессах играют научно-исследовательские организации. Основным этапом научно-технического прогресса является поиск нового знания, причем при разнообразии современных институциональных форм производства и реализации знаний, их ведущими источниками, как и прежде, служит наука. Ядром науки являются юридически самостоятельные специализированные исследовательские организации, а именно – ученые, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.
По официальной статистике численность ученых (таблица 1, рисунок 1) вплоть до 2013 года имела тенденцию сокращения, за исключением 2007 года, когда численность увеличилась относительно 2006 года на 1122 человек или на 0,14%. И лишь с 2014 года по 2016 год наблюдается увеличение численности ученых. При этом на 2016 год численность ученых так и не достигла значения 2001 года. Если в 2001 году их было 890 718 человек, то в 2016 году – 738857 человек. Таким образом, сокращение численности ученых в 2016 году относительно 2001 года составило 151 861 человек или 17,05%.
Таблица 1
Рисунок 1 – График численности ученых за 2001-2016 годы
Однако в невысокой степени формирования российского инновационного бизнеса стоит обвинять не только лишь государство, часть вины присутствует и в низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором.
По данным Industrial Research Institute (IRI), в 2015 году расходы на исследования и разработки в мире в целом составили 1882,7 млрд. долл. Из них более 60% расходов пришлось на 4 страны – США, Китай, Японию и Германию. При этом доля России составила только 2,7% [4].
В 2016 году расходы на исследования и разработки в России продолжили сокращаться, и по итогам года ее доля в мировых расходах снизилась до 2,6% [4].
В отличие от этого, в США расходы на исследования и разработки в 2016 году выросли на 17,2 млрд. долл. по сравнению с 2015 годом, а в Китае – на 23,5 млрд. долл. [4] В результате доля США в мировых расходах на исследования и разработки осталась на уровне 26,4%, а доля Китая выросла до 20,4% [4] (таблица 2).
Таблица 2
Доля отдельных стран в мировых расходах на исследования и разработки в 2014-2016 годы, %
Объемы расходов на исследования и разработки со стороны российских компаний также существенно уступают зарубежным показателям. Согласно Национальному докладу об инновациях в России, даже крупнейшие российские компании направляют на финансирование НИОКР существенно меньшую долю выручки, чем зарубежные. Так, в одной из наиболее наукоемких отраслей – авиационной и ракетно – космической промышленности – доля расходов на НИОКР от выручки ведущих российских компаний – ОАК и «Вертолеты России» – в 2016 году составила лишь 1,4% и 1,2% соответственно. Это существенно уступает расходам на исследования и разработки компаний Airbus (5,9%), Embraer (5,6%), Boeing (3,5%). Аналогичная ситуация наблюдается и в других отраслях промышленности. Например, расходы на НИОКР КАМАЗа составили 2,6% от выручки, а АвтоВАЗа – 1,2%, что существенно ниже показателей компаний GM (5,1%), Ford (4,8%) или Renault (4,6%). Отставание российских компаний по расходам на НИОКР наблюдается и в нефтегазовом секторе. В частности, расходы Газпрома на НИОКР в 2016 году составили 0,2% выручки, Татнефти – 0,3%. Это в 2 – 3 раза ниже соответствующих показателей ведущих мировых производителей в данном секторе [4] (таблица 3).
В результате ни одна российская компания не вошла в рейтинг компаний – лидеров по расходам на исследования и разработки, составленный Bloomberg. Согласно данному рейтингу, лидером среди компаний по величине расходов на НИОКР в 2016 году стал Volkswagen (15,3 млрд. долл. или 5,7% выручки компании). Для сравнения, сумма расходов Volkswagen на исследования и разработки эквивалентна около 30% суммарных расходов на эти цели в России.
Ключевым элементом инфраструктуры развития инновационной экономики в мире являются технопарки. В России этот процесс еще далёк от завершения, но тем не менее технопаркостроительство идёт полным ходом и показывает достаточно хорошие результаты. Ассоциация кластеров и технопарков опубликовала аналитический обзор деятельности технопарков, включающий информацию о настоящем состоянии отечественных технопарков, рейтинг действующих в стране технопарках и перспективах их развития.
Дипломная работа выполнена на заказ в 2018 году.
Тема: «Стратегическое развитие малых форм предприятий в научно-технической сфере через участие в корпоративных торгах» по предмету “Предпринимательство в инновационной сфере деятельности”.
Узнать цену можно напрямую у автора. Для этого переходите по соответствующим ссылкам на сайте.
Таблица 3
Расходы на НИОКР ведущих зарубежных и российских компаний в отдельных отраслях промышленности в 2016 году, в % По оценкам выручки
Ассоциации кластеров и технопарков, суммарная выручка всех резидентов технопарков России по итогам 2016 года выросла не менее чем на 10% по сравнению с 2015 годом и составит более 210 млрд. рублей [5]. Согласно экспертной оценке, объем налоговых и таможенных отчислений в бюджеты всех уровней составил не менее 50 млрд. рублей (рост 15% к 2015 году), количество рабочих мест, созданных резидентами технопарков, выросло по сравнению с 2015 годом не менее чем на 5% и составило более 75 тысяч рабочих мест [5].
По данным Ассоциации, на данный момент в России функционирует 203 организаций [6], имеющих те или иные признаки технопарков, из которых 107 технопарков [5] в наибольшей степени соответствует требованиям Национального стандарта «Технопарки. Требования» [7]. Из этих 107 технопарков 44 развиваются частными собственниками, остальные – за счет или при участии государственных средств в соответствии с рядом государственных программ [5].
Рейтинг технопарков показан в Приложении 1.
Также сохраняется тренд на повышение эффективности создания и развития новых технопарков. «В последние несколько лет приоритеты смещаются с создания новых технопарков «с нуля» на развитие технопарков на базе созданной ранее инфраструктуры и заполнение действующих технопарков резидентами, – указал в обзоре директор Фонда развития промышленности Алексей Комиссаров. – Это позволяет говорить о большем количестве резидентов технопарков, способных реализовать проекты развития в сфере промышленности» [5].
Ассоциация кластеров и технопарков прогнозирует, что технопарки будут продолжать активно развиваться. В 2015 году суммарная выручка резидентов всех технопарков России составила 188,6 млрд. рублей, что составляет 0,23% ВВП страны. В 2016 году она составила 210 млрд. рублей» [6].
По словам директора Ассоциации кластеров и технопарков Андрея Шпиленко, мировой практикой признано, что технопарки являются одной из ключевых точек снижения издержек, связанных с запуском производства новой продукции и преобразованием научных разработок в технологии и продукты, востребованные в различных сферах экономической деятельности. «Развитие технопарков в России имеет стратегическое значение, так как перед страной стоят задачи по опережению темпов роста мировой экономики, наращиванию несырьевого экспорта и выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК» [5], – сделал вывод А. Шпиленко.
С каждым днем все больше и больше на законодательном уровне предпринимаются новые попытки и меры для улучшения инновационного климата в стране, создаются условия для развития малого и среднего бизнеса. Внедряются государственные программы для развития инновационной деятельности.
Развитие научно-технических программ при планировании НИОКР гарантирует: количественную конкретизацию целей научно-технического формирования, построение основных трудностей развития науки и техники на перспективу, аргументированный выбор путей наиболее результативного решения проблем. Определенное содержание программы находится в зависимости от ее вида. Согласно главному признаку, программы могут быть нацелены на приобретение новейшего продукта, способа изготовления, новой технологии.
Государственным заказчиком по государственным программам выступает чаше всего Министерство образования и науки РФ. Была утверждена и разработана Минэкономразвития «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Данная стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» [9]. Стратегия призвана дать ответ на стоящие перед Россией вызовы и опасности в области инновационного развития, установить цели, приоритеты государственной политики. Данная стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в осуществлении инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее значительные недостатки.
Так же в настоящее время в РФ для оказания государственной поддержки инновационной деятельности сформирована система институтов развития, позволяющих оказывать содействие в осуществлении инновационных проектов на каждой стадии инновационного цикла. В качестве институтов развития выступают: АНО «АСИ», Внешэкономбанк, Группа «РОСНАНО», ОАО «МСП Банк», ОАО «РВК», ООО Тестирование, Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи, Фонд «ВЭБ – Инновации», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития промышленности, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (СКОЛКОВО), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Минэкономразвития России реализовывает систематический анализ и доработку стратегий деятельности институтов развития согласно изменяющимся внешним условиям, изменениям в государственной политике в сфере инновационного развития, а также другими факторами.
Реализация Программ сопряжена с решением следующих задач:
– обеспечение ускоренного развития научно-технического потенциала по приоритетным направлениям развития науки;
– обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
– содействие формированию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в концепцию научно-технической кооперации.
В целом, развитие инновационных технологий непосредственно зависит от степени вмешательства государства. Государство должно не только осуществлять финансирование инновационной деятельности, но и проводить политическую деятельность, направленную на формирование благоприятного экономического климата с целью реализации инновационных проектов. В РФ государственное регулирование исполняется на основе прямых и косвенных методов (таблица 4).
Таблица 4
Методы государственного регулирования инновационной деятельности [10, с.54]
Наиболее результативными методами регулирования считаются косвенные методы, которые ориентированы на стимулирование инновационных процессов, на формирование благоприятных экономических условий и социально-политического климата. Необходимо стараться ускоренными темпами увеличивать научно – технический потенциал, расширять научно-исследовательские возможности ВУЗов и развивать программы по поддержке научных кадров. Государство обязано разрабатывать основные меры по изменению экономического состояния страны, улучшению климата в области инновационной деятельности. Деятельность государства должна определяться следующими направлениями [10, с. 52-53]:
– усовершенствование механизма управления инновациями, формирование национальной и региональной инновационных систем;
– законное регулирование инновационных процессов;
– стимулирование инновационной деятельности;
– введение налоговых льгот (снижение НДС, снижение налога с продажи инновационных продуктов), дополнительное финансирование из госбюджета научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок;
– выделение дополнительных денежных средств на научные исследования;
– разработка и реализация государственных программа, нацеленных на повышение инновационной активности инвесторов;
– помощь в подготовке квалифицированных кадров.
Необходимо осознавать, что для достижения ожидаемого результата в виде увеличения уровня развития инновационных технологий на российском рынке следует принимать во внимание все выше перечисленные факторы, изменение одного или нескольких факторов не может привести к значительным улучшениям в области научных исследований и разработок.
Таким образом, несмотря на ряд проблем, которые существуют в области инновационных исследований и разработок, можно отметить, что Россия обладает значительным потенциалом для занятия более высокого положения на мировом инновационном рынке. Положительная динамика развития инновационных технологий в России возможна при наиболее активном вмешательстве со стороны государства в область научных разработок и исследований и при соблюдении им ряда установленных обязательств.

1.2 Субъекты инновационной деятельности в сфере предпринимательства

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Указанный вид деятельности направлен на применение результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств направленных на создание или усовершенствование продукта, который уже выведен на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Данный процесс включает в себя предоставление образовательных, финансовых и консалтинговых услуг.
Субъектом инновационной деятельности может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое принимает участие в формировании инноваций на всех или отдельных этапах этого процесса. Примером такого субъекта являются сами субъекты предпринимательства, деятельность которых сопровождается научно-техническими и организационными изысканиями с целью улучшения изготовляемого ими продукта, оказываемых услуг и выполняемых работ, методов продвижения товара на рынке и т. д. Еще примером такого субъекта следует назвать организации и физических лиц, имеющих отношения к субъектам научной и научно-технической деятельности согласно Закону о науке: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники), научные организации, академии наук [9].
Согласно ст. 4 данного Закона научным работником (исследователем) является гражданин, который обладает необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и научно-технической деятельностью.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников (ст. 5 [9]).
Выделяют следующие виды научных организаций: научно-исследовательские, научные организации вузов, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, государственные научные центры и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Академии наук в Российской Федерации подразделяются на:
– те, которые имеют государственный статус
Это – Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, и др. – полный перечень представлен в Законе о науке);
– те, которые не имеют государственного статуса
Также к субъектам инновационной деятельности относятся организации, которые образуют, стимулируют и формируют инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности. Кроме того, к субъектам инновационной деятельности принадлежат органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления (таблица 5).
Таблица 5
Организации – субъекты инновационной деятельности [2, с. 87-88]
К числу субъектов инновационной деятельности можно отнести физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице государственных органов, а также органов местного самоуправления.
Огромная роль в поддержке и развитии инновационной деятельности в настоящее время отводится институтам развития, функционирующим на федеральном и региональном уровнях. Институты развития стимулируют привлечение частных инвестиций в приоритетные отрасли экономики и позволяют создать условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предпринимателей, функционирующих в приоритетных сферах, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.
Субъекты инновационной деятельности – основанные Правительством РФ некоммерческие организации – Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, финансируемые из федерального бюджета и осуществляющие поддержку инновационных проектов, а также АНО «АСИ», Внешэкономбанк и другие, которые уже были перечислены выше в первом параграфе.
Ниже рассмотрим наиболее эффективно функционирующие институты развития федерального уровня, опираясь на анализ, проведенный И.В. Милькиной [11, с. 61-84] и данные официальных сайтов соответствующих институтов.
1) Госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» – Внешэкономбанк (ВЭБ). Цель Банка – повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификация и стимулирование инвестиционной деятельности. Это некоммерческий банк (рисунок 2), его деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ «О банке развития» [12], вступившим в силу 4 июня 2007 года. Председателем ВЭБ в настоящее время является С.Н. Горьков (был назначен Указом Президента России №85 от 26.02.2016). ВЭБ не конкурирует с коммерческими кредитными организациями и участвует только в тех проектах, которые не могут получить финансирование частных инвесторов. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает 5 лет, а общая стоимость – более 2 млрд. рублей. В настоящий момент сформирована Группа ВЭБ, она объединяет дочерние общества ВЭБа, деятельность которых направлена на реализацию того или иного положения закона «О Банке развития».
По состоянию на 2015 год коллегиальные органы Внешэкономбанка приняли решение о финансировании 47 инновационных проектов общей стоимостью порядка 1,3 трлн. руб., размер участия ВЭБа – более 605,2 млрд. руб. [11, с. 65].
Рисунок 2 – Деятельность ВЭБ
2) Российская венчурная компания – ОАО «РВК» – государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Cоздано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 № 838-р [15]. 100 % капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество).
В 2016 году в рамках работы Проектного офиса НТИ, функции которого возложены на РВК, были определены основные подходы и инструменты реализации инициативы. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрено 6 дорожных карт [16] по развитию новых рынков, Межведомственной рабочей группой по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрено 11 перспективных технологических проектов [16], претендующих на получение федеральных субсидий.
В рамках реализации поручения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева утверждена дорожная карта по интеграции деятельности РВК и Фонда «Сколково». Ведется работа над созданием трех совместных фондов объемом не менее 2 млрд. рублей [16] каждый. Дорожная карта также предусматривает запуск единого Центра инвестиционного консультирования, объединение усилий РВК и «Сколково» по развитию инновационной экосистемы и поддержке высокотехнологичных стартапов.
По направлению инвестиционной деятельности фонды, созданные с участием капитала РВК, в 2016 году одобрили предоставление инвестиций 34 проектным компаниям на общую сумму 2,615 млн. рублей [16]. Портфельные компании фондов продемонстрировали рост: по итогам трех кварталов 2016 года их совокупная экспортная выручка достигла 32,3 млн. долларов [16], что на 22% выше показателя прошлого года.
По итогам первого Российско−китайского Форума «Инвестиции в инновации» подписано соглашение о создании венчурного фонда, инвестирующего в технологические компании России и КНР. Инвесторами фонда выступят ФПИ РВК и Международный технологический союз провинции Гуандун по сотрудничеству со странами СНГ.
В рамках деятельности по развитию инновационной экосистемы РВК реализовала широкую линейку проектов по поддержке региональной инфраструктуры, акселерации стартапов, развитию инвесторов разных стадий и глобализации российской инновационной индустрии. Так, подписаны соглашения о сотрудничестве РВК с рядом ведущих российских университетов и научных организаций. Собрано более 4000 заявок из 240 городов [16] для участия в крупнейшем российском акселераторе технологических стартапов GenerationS. Рейтинг быстрорастущих технологических компаний «ТехУспех», организованный РВК в партнерстве с НИУ ВШЭ и PwC, стал основой для реализации приоритетного проекта Минэкономразвития РФ «Национальные чемпионы» по поддержке компаний, имеющих потенциал завоевания отечественного и зарубежных рынков.
В 2016 году РВК существенно расширила масштаб своей деятельности, в полном объеме включив работу Проектного офиса НТИ. В ситуации усиления экономической и общественной значимости запроса на технологическое развитие страны, РВК готовит новые продукты финансового и нефинансового плана на основе опыта, понимания ситуации и эффективных решений, необходимых инновационно-венчурному сообществу.
На сегодняшний день при участии капитала РВК сформирован 21 фонд (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции). Их суммарный размер составил более 32,3 млрд. рублей. Доля РВК в сформированных фондах составляет 19,9 млрд. рублей, число одобренных к инвестированию фондами РВК портфельных компаний достигло 194. Совокупный объем одобренных к инвестированию в инновационные компании средств составил более 17,5 млрд. рублей (без учета проектов, из которых совершен выход) [16].
Объем финансовых обязательств по созданным фондам с отсроченным исполнением (коммитменты) на конец 2016 года составил 6,09 млрд. рублей [16].
Основными отраслевыми направлениями инвестиций фондов, сформированных с участием капитала РВК, на конец 2016 года стали медицинские технологии и фармацевтика (30%), информационные технологии и интернет (28%), энергетика (10%) (рисунок 3).
Рисунок 3 – Основные отраслевые направления инвестиций фондов, сформированных с участием капитала РВК
Самыми быстрорастущими отраслями с точки зрения изменения объема одобренных инвестиций по приоритетным направлениям модернизации технологического развития экономики России в 2016 году по сравнению с аналогичным периодом годом ранее стали космические технологии и телекоммуникации (рост 280%) и компьютерные технологии и ПО (рост 240%) (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика по отраслям приоритетных направлений модернизации за 2015-2016 годы
3) Открытое акционерное общество «РОСНАНО» было создано 11 марта 2011 года в результате реорганизации Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», основанной в 2007 году. Общество является преемником госкорпорации по всем правам и обязанностям, 100 % его акций закреплено в государственной собственности. Актуальная структура Группы «РОСНАНО» показана в Приложении 2.
ОАО «РОСНАНО» реализует государственную политику по развитию наноиндустрии, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Группа «РОСНАНО» является базовым институтом развития в Российской Федерации наряду с институтами по диверсификации экономики, в том числе фондом «Сколково», ГК ВЭБ, РВК, РФПИ, АСИ, ФГАУ «Фонд развития промышленности» и другие. Группа «РОСНАНО» активно содействует реализации государственной экономической политики путем участия в исполнении государственных программ, направленных на инновационное развитие и модернизацию экономики («Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» и других отраслевых программ).
Ключевые направления деятельности ОАО «РОСНАНО» [11, с. 68]:
– инфраструктурная поддержка деятельности компаний наноиндустрии;
– поиск прорывных технологий и разработок в области нанотехнологий и совместная реализация проектов ранних стадий;
– развитие кадрового потенциала наноиндустрии в рамках реализации образовательных программ;
– внедрение и совершенствование стандартов качества и безопасности продукции наноиндустрии через системы стандартизации, сертификации, метрологического обеспечения;
– развитие сети коммуникаций в рамках наноиндустрии через совместно организуемые с компаниями наноиндустрии публичные мероприятия.
Компания инвестирует средства в проекты самого широкого спектра – от альтернативной энергетики до биомедицины, от создания новых материалов до машиностроения и металлообработки. Приоритетом являются проекты, нацеленные на создание новых либо на расширение и модернизацию существующих производств.
Совокупный объем инвестиций АО «РОСНАНО» в инвестиционные проекты за период начиная с 2007 года до 31.12.2015 составил 175,5 млрд. рублей, включая 157,5 млрд. рублей в рамках проектов прямых инвестиций и 18,0 млрд. рублей – в рамках фондов. Общий бюджет указанных проектов (по оценкам УК «РОСНАНО») ориентировочно составляет более 500 млрд. рублей [17].
По состоянию на 31.12.2015 инвестиционный портфель АО «РОСНАНО» включал 91 инвестицию [17] (инвестиционный проект). Динамика инвестиционного портфеля АО «РОСНАНО» за период с 31.12.2013 по 31.12.2015 и его структура на конец отчетных периодов приведена в таблице 6.
Таблица 6
Структура инвестиционного портфеля АО «РОСНАНО» [17]
Объем инвестиционного портфеля Общества по состоянию на 31.12.2015 составил 171,5 млрд рублей. Увеличение размера портфеля (объема обязательств по финансированию проектов) в 2015 году на 12,6 млрд. рублей обусловлено следующими факторами: а) уменьшение объема обязательств в связи с исключением из портфеля проектов, из которых реализованы полные выходы (– 4,5 млрд. рублей); б) увеличение объема обязательств в связи с включением в портфель новых проектов (+ 0,9 млрд. рублей); а также (в) изменение размера обязательств по финансированию проектов, входивших в портфель на обе отчетные даты (сальдо +16,2 млрд. рублей).
4) Рынок инноваций и инвестиций Московской Биржи (РИИ Московской Биржи) [19] – биржевой сектор для инновационных компаний был создан ОАО Московской Биржей в партнерстве с ОАО «РОСНАНО».
Задачи РИИ:
– создание прозрачного механизма привлечения инвестиций в высокотехнологический сектор экономики России;
– выстраивание инвестиционной цепочки: от финансирования инновационных компаний на ранней стадии до выхода на биржевой рынок;
– развитие концепции государственно-частного партнерства.
Критерии отбора компаний:
– капитализация эмитента – не менее 150 млн. руб.;
– обязательное соответствие одному из критериев:
1. осуществляет производство продукции, оказывает услуги, производит и (или) применяет технологии, входящие в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ, либо в перечень критических технологий РФ [18];
2. осуществляет производство продукции, оказывает услуги, производит и (или) применяет технологии, включенные в Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в РФ;
3. осуществляет инвестиции в инновационные и высокотехнологичные компании и проекты наноиндустрии;
4. компания (эмитент ЦБ или ее дочерняя компания) получила финансирование и (или) иное содействие со стороны одной из следующих организаций: ОАО «РОСНАНО», ОАО «РВК» (фондов, сформированных ОАО «РВК»), Фонда «ВЭБ Инновации», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда «Сколково», Российского фонда технологического развития, Фонда Развития Интернет-Инициатив;
5. осуществляет хозяйственную деятельность с применением инновационных технологий и подходов.
Эмитент РИИ должен предоставить инвестиционный меморандум – документ, описывающий основные направления развития бизнеса компания и финансовые показатели.
Поддержка эмитентов в процессе выхода на РИИ Московской Биржи:
1. государственная поддержка
– для малых инновационных предприятий – гранты в пределах 10 млн. руб. на подготовку к выходу на РИИ от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в НТС;
– применяется ставка 0 % по налогу на прибыль и НДФЛ по доходу от реализации акций в секторе РИИ Московской Биржи, которыми инвестор владеет более 5 лет;
– кредитование под залог акций;
2. поддержка биржи:
маркетинговая программа по продвижению ценных бумаг инновационных компаний и поддержка подготовки компаний к выходу на Биржу;
– набор IR инструментов при выходе на торги (презентации, роад-шоу);
– комплекс мер по поддержанию вторичной ликвидности (маркет-мейкерские программы, IR);
– информационно-аналитическая поддержка: включение новостей компании в ежемесячный обзор (публикация на сайте Биржи и рассылка по целевой аудитории);
– публикация отчетности и презентаций на сайте Московской Биржи в разделе РИИ.
5) ФГАУ «Фонд развития промышленности» [20] основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития (РФТР), функционировавшего с 1991 года.
Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5 % годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн. руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Отметим, что проекты, поддерживаемые ФРП, являются значимыми как в рамках самого города, региона, так и для всей страны. Многие проекты направлены на развитие импортозамещения, востребованного в различных сферах продукции: в медицине, сельском хозяйстве, в области добычи ресурсов, на потребительском рынке и др. Реализация каждого проекта сопровождается созданием новых рабочих мест для жителей страны.
6) Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково). Миссией Фонда является формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов работают над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение [21].
7) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере реализует программы, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест. Участие стартапов в программах Фонда позволяет довести разработку от научной идеи до создания устойчивого бизнеса, привлекательного для отечественных и зарубежных инвесторов.
Фонд содействия реализует пять основных программ поддержки малых инновационных предприятий: «УМНИК», «Старт» (Приложение 5), «Развитие», «Коммерциализация», «Интернационализация».
По результатам проведенного исследования можно констатировать, что в настоящее время все большое значение в системе поддержки инновационной деятельности приобретают институты развития федерального и регионального уровня.
Актуальность данной формы институтов развития связана с необходимостью развития научно-исследовательского потенциала для проведения успешных разработок в различных областях экономики страны и стимулирования инновационной активности отечественных предпринимателей в регионах и муниципальных образованиях.

1.3 Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере

Для экономики любой страны важны как крупные, как и малые и средние предприятия (МСП). Для развитых стран характерна такая особенность, что в них именно МСП выделяются как основной сектор национальной экономики. В этих странах МСП – это неотъемлемый элемент развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество не могут нормально совершенствовать. Каждому виду предприятий отводится своя значимая роль: так крупный бизнес определяет уровень научно-технического и производственного потенциала страны, а МСП – выступают гарантом социально – экономической устойчивости развития.
На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения [22, с. 177].
Объяснить столь стремительный и устойчивый рост МСБ в зарубежных странах может только тот факт, что в развитии данного сектора заинтересовано правительство. При этом правительство осуществляет развитие сектора за счет привлечения жителей в предпринимательскую деятельность.
Рассматриваемые страны характеризуются большим числом схожих черт в системе государственной поддержки сектора МСП. Это обстоятельство следует объяснить тем, что в странах наблюдается сильное воздействие процессов экономической глобализации и активность международных организаций (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.).
Из опыта большинства стран можно сделать вывод о том, что реализацию наиболее эффективной государственной политики поддержки и развития МСП можно осуществить посредством специализированного правительственного органа, который обладает достаточными ресурсными возможностями и полномочиями. Вот названия таких органов в нескольких странах [23, с. 2]:
– США – SBA;
– Великобритания – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса»;
– Германия – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий»;
– Япония – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности».
В США, Германии и др. странах, чтобы получить крупный кредит или довольно значимую техническую помощь, предприятие обязуется представить конкретные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и иным аспектам собственной деятельности. В целях значительно уменьшения рисков вложения средств в предприятия указанные данные, как правило, готовят уполномоченные специальные организации или диагностические центры.
Один из сильных рычагов финансовой поддержки МСП – это обеспечение государственных гарантий по обеспечению кредитов, которые выдаются в рамках государственных либо региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы практикуют такие страны, как США, Германия, Япония, а также и многие другие зарубежные страны.
Выделяют более 20 специальных кредитных программ. Они бывают:
1) краткосрочные – используются для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.;
2) долгосрочные – применяются при приобретении недвижимости, оборудования и/или при модернизации и расширении деятельности, проведении НИОКР, и др.).
В США, Германии и Японии есть один интересный опыт инвестиционного кредитования МСП, который может оказаться полезным в нашей стране. Суть опыта в том, что формируются сети частных инвестиционных компаний, которые применяя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные капиталовложения в МСП. Сформированные подобные компании осуществляют предоставление акционерного капитала, долговременных займов, облигационных займов, а также оказание услуг по финансовому менеджменту.
Например, в США действуют программы «Инновационные исследования в МСП» и «Распространение технологий МСП», которые призваны в качестве поддержки инновационной деятельности. Смысл указанных программ заключается в обеспечении бюджетного финансирования на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями МСП в соответствии с темами главных федеральных ведомств. Работы осуществляются в течение трех этапов. Программой STTR проводится осуществление формирование и усовершенствование технологий благодаря тому, что программа побуждает МСП к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами.
В целях решения одной из самых серьезных проблем инновационных предприятий сектора МСП – защиты прав интеллектуальной собственности – Правительство Японии обеспечивает усовершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, ее защиты и распространение на законодательном и организационном уровнях. В нашей стране является рациональным формирование экспертного совета, который наделен правом давать решения о целесообразности финансирования расходов на патентование инновационных разработок МСП. Финансировать указанные расходы можно за счет госгарантий и механизма льготного кредитования.
МСП могут эффективно функционировать в области выполнения государственных и муниципальных заказов, о чем свидетельствует опыт многих стран. Так, опыт США показывает, что там в обязанности крупных компаний входит размещение в секторе МСП до 20 % оборонных заказов. В 2016 году стоимость госзаказов, сделанных силами МСП, достигла 87 млрд. долларов [24, с. 64].
Если взять за важный критерий ограниченность финансовых и материальных ресурсов на развитие и совершенствование МСП и оттолкнуться от него, то имеет смысл обратить внимание на опыт Японии и Англии в части подходов в создании приоритетных направлений развития МСП.
Так, с 2000 года в Англии для целей оптимизации применения финансовых ресурсов функционирует 2-х уровневая концепция поддержки МСП.
В задачи первого уровня приоритетности входит соответствие масштабам общегосударственного применения и оказание содействия ускорению накопления ресурсов, которые требуются для экономических и социальных преобразований.
В задачи второго уровня приоритетности входит соответствие региональным и местным целям социально-экономического развития и собирание для их достижения достаточные средства за счет поддержки более эффективных и стремительно развивающихся компаний.
Опыт Германии говорит о том, что в стране действует около 3,3 млн. МСП, предоставляющих до 57% добавленной стоимости и привлекающих до 47% инвестиций [24, с. 65].
В рамках нашей страны интересно было бы перенять опыт Германии по привлечению в предпринимательскую деятельность студентов и школьников, который построен на том, что в ВУЗах страны действуют 42 кафедры предпринимательства, которые основало непосредственно Правительство Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank и других партнеров.
В Германии исполнительным органом, осуществляющим на правительственном уровне поддержку МСП, является Директорат малого и среднего бизнеса. Основные программы Директората – это «Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий МСП» и «Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса». Первая нацелена на финансирование МСП, вторая позволяет приобретать инвестиции с целью открытия бизнеса.
В общем господдержка МСП Германии состоит из более, чем 500 программ федерального и регионального значения, которые содействуют инвестиционной активности.
Не менее интересен опыт Германии в венчурном предпринимательстве, которое обеспечивает сильное формирование деловой активности в новых типах деятельности. Для этих целей в 2001 году был дан старт программе «Венчурный Капитал для Малых Технологических Компаний». Благодаря данной программе удалось обеспечить свыше 0,5 млрд. евро для молодых венчурных предприятий за счет ассоциации фондов венчурного капитала либо за счет донорских организаций. В этой области Правительство также оказывает поддержку развитию рынка венчурного капитала, а также содействует организации «Германской Сети Добровольных Инвесторов».
На формирование МСП в большой степени влияет усовершенствование принципов управления предприятиями. Именно поэтому Правительство через сеть ТТП осуществляет финансирование обучения и проводит консультации молодых предпринимателей. Ежегодно бесплатно консультирую более 200 тыс. предпринимателей. Число консультационных центров растет, на новых территориях основываются новые дополнительные центры.
Важно изучить опыт законотворчества в области МСП, а именно опыт улучшения законодательства и правоприменения, чтобы применить его в практике нашей страны. Интересным в этой области является опыт стран ЕС и непосредственно Великобритании, где осуществлено создание отдела по оценки эффективности мер государственного регулирования (RIU).
Занимается RIU тем, что ищет пути упрощать и оптимизировать функционирующие и вновь разрабатываемые законные нормы, а так же обеспечивает адаптацию правоприменительной практики Великобритании законодательством ЕС. Основой концепции улучшения системы гос. регулирования экономической и общественной деятельности в Великобритании являются 5 ключевых принципов «благотворного регулирования»:
1. Прозрачность для пользователя
2. Ответственность
3. Сбалансированность
4. Системность (последовательность)
5. Целенаправленность
Ценно в этом опыте то, что благодаря мерам, перечисленным выше, Великобритания в настоящее время занимает 2-е место из 60 мест среди стран по формированию наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства.
Насколько, возможна адаптация опыта развитых стран в поддержки МСП в Российской Федерации покажет практика. Сегодня можно с уверенностью утверждать только то, что полностью копировать даже самый удачный опыт какой-то зарубежной страны или нескольких сран нельзя, его необходимо переработать и подвести под соответствие условиям именно нашей страны.
Также необходимо не упустить из виду опыт развитых стран в сфере поддержки МСП с акцентом на начинающих предпринимателей.
Международная практика подразделяет людей, которые начинают свое дело и стремятся заняться бизнесом, на три категории:
I – начинающие предприниматели.
Это могут быть следующие люди: молодежь, военнослужащие, уволенные в запас, бывшие чиновники, инженера, которые остаются без работы в связи с закрытием крупных производств.
Примером можно назвать сложившуюся ситуацию в связи в вступлением нашей страны в ВТО: сокращение сотни тысяч работников в таких отраслях, как легкая промышленность, металлургия, авиастроение, автомобилестроение и др. столь значительное сокращение стабильно приводит к тому, что часть освободившихся людей идет в уже действующие МСП, во вновь создающиеся, а кто-то сам становится предпринимателем. И здесь важно помнить, что не у каждого человека есть талант предпринимательства. Именно поэтому важно обучение, причем бесплатное (о бесплатном обучении предпринимателей в развитых странах как о положительном факте мы говорили выше). Следовательно, необходимо строить инфраструктуру по бесплатному обучению предпринимателей на территории страны, важно создавать все необходимые условия для развития МСП.
II – предприниматели, уже начавшие свое дело и обладающие небольшой собственностью.
Эта категория интересна тем, что ей может требоваться помощь и/или поддержка. Так, малому предприятию или семейному бизнесу может потребоваться модернизация или расширение, или же потребуется качественно обновить производство, кроме того могут потребовать определенные финансово-кредитные ресурсы.
При этом необходимые финансово-кредитные ресурсы требуют обеспечения, которого у определенных предпринимателей может оказаться просто недостаточно. И здесь на помощь придет опыт Австрии, Финляндии и других стран, в которых созданы системы гарантий с участием государства, банков и фондов при поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей, а также соответствующее законодательство. Гарантии по кредиту дают возможность развивать и модернизировать бизнес, позволяют подняться на достойный уровень.
III – предприниматели, имеющие свой стабильный бизнес и свою кредитную историю. Понятно, что эта группа лиц не нуждается в помощи государства в получении кредита, т.к. они могут его взять даже под оборотные средства. А вот в сфере выхода на внешние рынки им как раз и необходима господдержка.
Кроме того, не стоит забывать о том, что российские МСП обладают характерными отличительными особенностями в сравнении с МСП зарубежных стран. Данные особенности представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Характерные отличительные особенности российского МСП от зарубежных
При этом важно помнить о том, что в нашей стране есть проблемы, которые могут помешать осуществить внедрение зарубежного опыта:
1. Административно-бюрократические барьеры, которые ограничивают развитие МСП в России (особо проявила себя данная проблема в конце 90-х годов, когда коррупция достигла невообразимых масштабов и стала просто неконтролируемой);
Нельзя сказать, что сейчас эта проблема решена, хотя можно смело утверждать, что она не столь масштабна как в указанные выше 90-е годы, но проблема есть и она требует решения.
Сегодня проблему пытаются решать на различных уровнях власти. На федеральном уровне действует межведомственная комиссия по борьбе с административными барьерами, многие регионы страны ввели на своих территориях «Книги учета инспекторских проверок».
Да, при решении данной проблемы необходимо учитывать, что и в развитых странах, таких как США и Великобритания, всегда есть предприниматели, которые недовольны «бюрократическими препонами», за что осуждают чиновников, а также есть предприниматели, которые недолюбливают налоговые органы. В данном случае речь не об этом. Здесь речь идет о том, что в странах с высоким экономическим развитием прямые контакты предпринимателей с государственными чиновниками сведены к минимуму;
2. Нехватка кредитно-финансовых ресурсов;
3. Численность МСП РФ значительно ниже, чем в развитых странах (доля МСП развитых стран – это 50-60%, тогда как в нашей стране – это 10-11%). Это важно, так как в развитых странах МСП – основной создатель дополнительных рабочих мест);
К сожалению, трудно констатировать о каких-либо настоящих существенных изменениях, произошедших в сфере развития МСП в России, так как в целом ситуация в этой области не изменилась. Правительство недостаточно справляется с задачами в сфере развития малого бизнеса. Таким образом, нужны другие подходы к развитию МСП в стране. Главное стимулирование необходимо реализовывать на базе эффективного налогообложения в комбинации с банковской реформой для того, чтобы у МСП появился доступ к кредитным ресурсам.
На региональном и муниципальных уровнях необходимы открытые общественные приемы с участием представителей СМИ, куда бы предприниматели имели возможность прийти и выразить собственное недовольство сложившимся вещей.
Так, рациональным будет принятие в области МСП следующих мер, представленных на рисунке 6.
Рисунок 6 – Рекомендованные меры по усовершенствованию сферы МСП
Из всего выше изложенного следует, что развитые страны имеют значительный опыт МСП в общем, и в том числе и в сфере инновационной деятельности. Уровень развития МСБ напрямую определяет степень развития экономики страны в целом. МСБ в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, вносящим весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Развитие МСБ в зарубежных странах идет более быстрыми темпами за счет адресной поддержки со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. Данный субъект экономических отношений представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики стран.

*****
Дипломная работа на заказ по предмету «Предпринимательство в инновационной сфере деятельности» – глава 1 опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

Однако, бездумное копирование опыта зарубежных стран не приведет нашу страну к желаемому стабильному развитию МСП в инновационной сфере. Необходимо тщательно рассмотреть и переработать опыт государственной поддержки МСП в инновационной сфере, а затем внедрить в нашей стране переработанный опыт, соответствующий условиям нашей экономики и нашего менталитета.

Выводы по 1 главе:

Несмотря на ряд проблем, которые присутствуют в области инновационных исследований и разработок, можно отметить, что Россия обладает сильным потенциалом для занятия более высокого положения на мировом инновационном рынке. Положительная динамика развития инновационных технологий в России возможна при наиболее активном вмешательстве со стороны государства в область научных разработок и исследований и при соблюдении им ряда установленных обязательств. Необходимо изучить и проанализировать успешный опыт зарубежных стран и, подкорректировав его под условия экономики России, внедрить на практике.

Просмотров: 6