Детские и юношеские организации и учреждения в системе социально-культурных учреждений


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…….4
1 Становление и развитие детских и юношеских организаций и учреждений в России в рамках системы социально-культурных учреждений……….…………6
1.1 История детских и юношеских организаций и учреждений в «досоветской» России……………………………………………………………………….…..……6
1.2 История детских и юношеских организаций и учреждений в Советское время………………………………………………………………………..….……10
2 Детские и юношеские организации и учреждения в системе социально-культурных учреждений современной России………………………………..….18


2.1 Характеристика социально-культурных учреждений и место в них детских и юношеских социально-культурных учреждений……………………18
2.2 Учреждения социально-педагогической направленности……….……20
2.3 Учреждения дополнительного образования детей и подростков………22
2.4 Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства…………………………………………………………………23
2.5 Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….………27
Библиографический список………………………..……………………………….29

Введение

Актуальность. В системе социально-культурных учреждений детские и юношеские организации и учреждения занимают особое место в виду того, что сеть учреждений культуры для детей и подростков выполняет функции внешкольного образования. А именно внешкольное образование способствует развитию подрастающего поколения как личности, как творческого человека, как мастера своего дела, в то время как обычное школьное образование дает лишь «теоретические» знания. Хотя автор ни в коем случае не принижает значение обычного образования.

Цель исследования – доказать, что детские и юношеские организации и учреждения занимают важное место в системе социально-культурных учреждений.

Объект исследования – внешкольное образование детей и подростков, досуг и отдых детей и подростков.

Предмет исследования – особенности и тенденции развития детских и юношеских организаций и учреждений в России в рамках системы социально-культурных учреждений.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

— изучить историю становления и развития детских и юношеских организаций и учреждений в «досоветской» России;

— изучить историю становления и развития детских и юношеских организаций и учреждений в Советское время;

— рассмотреть детские и юношеские организации и учреждения в современной России.

В качестве методов исследования применены:

— изучение и анализ учебной и методической литературы, статей из периодических изданий, материалов Интернет-ресурсов по истории становления и развития детских и юношеских организаций и учреждений культуры в дореволюционной России, в советское время и в настоящее время;

— изучение и анализ материалов Интернет-ресурсов по детским и юношеским учреждениям культуры России;

— обобщение и систематизация полученных данных.

База исследования — учреждения культуры.

Документальная база исследования – нормативно-правовые акты РФ, учебная и методическая литература, периодические издания, материалы Интернет-ресурсов.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.

1 Становление и развитие детских и юношеских организаций и учреждений в России в рамках системы социально-культурных учреждений

1.1 История детских и юношеских организаций и учреждений в «досоветской» России

От усилий, которые направляются на воспитание детей, зависит будущее нации, ее процветание или упадок. В Древней Руси воспитанию подрастающего поколения уделялось особое внимание и забота. Каждый народ, из большого числа населявших Русь, имел свои законы, обычаи, нравы, на основе которых и воспитывались дети.

Народные училища, в которых проводилось воспитание детей государством, учреждались еще со времен Владимира Мономаха. «Поучение Владимира Мономаха — человека, гражданина и христианина» представляло собой систему воспитания. В данной системе воспитания давались следующие правила поведения для юношей: не ревнуйте, благоволите старым, управляйте собой, кормите убогих, управляйте милостью, любите ближнего, Бога и Отечество.

При Петре I бурное развитие получают общественные институты, проходит реформа в области культуры и просвещения, появляется светская школа и первый русский музей «Кунсткамера» с публичной библиотекой, а также целая сеть специальных учебных заведений, в том числе начальных общедоступных школ. В эпоху Петра I было положено начало светскому воспитанию и образованию, роль которого усиливается в эпоху Возрождения, когда начинает развиваться народное творчество, происходит процесс демократизации культурно-воспитательной деятельности.

В эпоху капитализма домашнее воспитание канет в лету, теперь образование и воспитание становится общественным, при этом центральное место в системе образования начинают занимать гуманитарные науки. Ведущее место отныне принадлежит социальному педагогу. Дьюи даже считал, что «эстетический опыт лежит в основе любого человеческого опыта» [10, c.66 — 67]. При капитализме внимание уделяется и проведению детьми свободного времени, т.е. их досугу.

Испокон веков особое место в детском досуге занимали игры, которые также оказывают и воспитательное действие. Начало бурному развитию игр положила Древняя Греция. До и после Петра I, который ввел карнавалы, ассамблеи, фейерверки, игры были, мягко говоря, не в почете. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVIв. осудил скоморошьи потехи, в XVIIвеке царь Алексей Михайлович вообще их запретил. Официально игры были запрещены, но вытравить их из сердец народа было невозможно, поэтому игры продолжали жить.

С XVIIвека балы и карнавалы были важной формой организации отдыха подростков и юношей. Они посвящались важным событиям, знаменательным датам в жизни подростков [10, с.100].

Праздники – одна из форм организации досуга детей и подростков. До Октябрьской революции праздники для детей и подростков организовывали действующие на тот момент учреждения культуры – клубы, избы-читальни, народные дома.

Российское общество в XVIII – XIXвеков – это четкое разделенные сословия, поэтому и досуговая сфера делилась по этим же сословиям, т.е. у каждого сословия были свои взгляды на досуг и его организацию.

Молодежь из русского крестьянства организовывала весенне-летние хороводы, посиделки (в холодное время года). Для посиделок снималась изба. Посиделки были отдельно для парней и отдельно для девушек, а также были смешанные посиделки. Праздничные посиделки назывались «беседа» и отличались от обыденных праздничной одеждой, разговорами и угощением. К концу ХХ века хороводы практически исчезли, а вот посиделки как вид досуга остались, хотя к танцам и песням добавились беседы информационного содержания: городские новости, читки художественных произведений. [13, С.26].

Мещанская молодежь имела широкий выбор форм досуга. Одна из форм досуга мещанской молодежи – вечеринка (похожа на традиционные «вечерки» или «беседы» у крестьянской молодежи, только они были немноголюдны, не более 6-7 пар). На вечеринку приходили по приглашениям, устраивались они чаще всего в выходные или праздничные дни. Собирались обычно у кого-нибудь на квартире, реже снимали избу на вечер. Ремесленно-слободские мещанские подростки на вечеринках играли в «краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон» и подобные игры [13, С.33 — 35].

Более зажиточные и более культурные мещане устраивали для своих детей домашние вечера. Для подростков интересной формой досуга были танцы под духовой оркестр в клубах, открытые балы и вечера в Купеческом собрании.

Начало организации досуга для детей бедных семей было положено на рубеже XIX-XXвеков. Создание детских общественных организаций начинается с дореволюционной России.

С ведома Николая II в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 года в Павловске был создан лучший скаутский отряд, а в 1914 году создается Всероссийское общество «Русский скаут». К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитника Отечества.

Наибольшее распространение среди дореволюционных детских клубов получили клубы С.Т. Шацкого в Москве, которые стали своеобразными педагогическими центрами для московской бедноты. Дети собирались в клубах по вечерам, слушали рассказы учителей, участвовали в разнообразных играх, праздниках и др.

С 1908 года клубы Шацкого претерпели изменения. Теперь ребята приходили в клубы, чтобы заниматься любимым делом, хотя, как и раньше, остались игры, развлечения и собрания-сходки. Занятие любимым делом в компании других детей стало называться кружком. Особое значение в клубах придавалось трудовому воспитанию. Постепенно клубы стали иметь слесарные, столярные, швейные, сапожные и др. мастерские, а также помещения для рисования, пения, зрительные залы со сценой. В рамках клуба проводились выездные мероприятия с походами в театр, музеи, а также загородные прогулки.

Весной 1908 года общество «Сетлемент» (клубы Шацкого) постановлением московской администрации было закрыто «за попытку проведения социализма среди маленьких детей». Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество «Детский труд и отдых».

В 1907 году создано общество «Фребеличе»в Петербурге. Члены общества сначала проводили в воскресные дни «детские утра» для детей от 5 до 9 лет, затем в 1910 году был созданНародный детский дом имени Л.Н. Толстого, который стал новым воспитательным и образовательным учреждением для детей беднейших слоев населения.

В 1910 году, охарактеризовавшем новый революционный подъем, сильный размах получила клубная деятельность. Теперь организация работы с детьми в стране переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам. В большинстве провинциальных городов педагогические общества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Омск, Курган и др.), проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем, экскурсии, спектакли. [15, с.54]

Растет популярность детских клубов. В итоге клубы стали создаваться не только для бедных детей, но и для детей из состоятельных семей. Отличием клубов для детей из состоятельных семей от клубов для детей бедняков было то, что направленность первых была на развлечение, спорт (общества «Сокол», «Русский скаут» и др.), тогда как вторых – обретение какого-либо мастерства.

Широкое распространение клубной деятельности привело к тому, что декабре 1913 – январе 1914 годов вопросы клубов обсуждались на IВсероссийском съезде по вопросам народного образования, где клубы были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией» [23, с.45].

1.2 История детских и юношеских организаций и учреждений в Советское время

После победы Октябрьской революции, коммунисты особые усилия направили на общественное воспитание и обучение подрастающего поколения. Стране нужны были успешные, образованные, политически грамотные люди для строительства нового коммунистического общества. Для создания клубов для советских детей был принят уже наработанный опыт создания клубов до революции. Возникла необходимость в разработке теории коммунистического воспитания и создания государственной системы образовательных и воспитательных учреждений.

Начало государственной деятельности в области народного воспитания и образованиясоветское правительство положило, создав Народный комиссариат просвещения (Наркомпросе), при котором было создано Главное управление социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос).

В период Гражданской войны вопросы социального воспитания и образования стали наиболее остро. Огромное число детей и подростков осталось без родителей, без крова, без домашнего воспитания. Органы народного образования приступили к реорганизации школы, идея социального воспитания в области внешкольной работы наиболее полно воплотилась в создании клубов для детей [13, с.69-70], которые создавались по всей стране.

В 1918 году для подростков в Москве действовало 10 клубов, а в Петрограде — более 20.Детскийклуб для детей от 9 до 14 лет был открыт в Звенигороде под Москвой. Дом юношества и детский клуб «свободных детей» начали свою работу в Томске.

По свидетельству А.В. Луначарского, в 1919 году в городе Костроме на 70000 жителей было создано 12 детских клубов, в каждом из которых занималось от 150 до 400 детей. В 1919 году организован детский железнодорожный клуб с различными кружками и библиотекойна одной из станций Виндавской железной дороги, недалеко от Москвы. Первый детский клуб с кружками и клуб для подростков создан в Саратове. В Ясной поляне под Тулой в память о педагогической деятельности Л.Н. Толстого создается первый детский город имени Интернационала. В Волокаламском уезде Московской области построен детский городок, направленный на работу с детьми в художественной, опытнической и экскурсионной сферах [21].

Период Гражданской войны был очень тяжелым и напряженным, однако для клубов был создан довольно большой штат педагогов (один на 25 детей либо подростов). Это делалось потому, что Клубы рассматривались как «Своеобразные проводники педагогического влияния на детей» [20, с.37].

Чаще всего клубом было помещение из нескольких комнат. Особое внимание уделялось уюту в клубе. Все дети, посещавшие клуб имели свои членские билеты, однако никаких членских взносов не платилось. Детей в клубах кормили. В рамках клуба дети и подростки делились на группы по возрасту, в каждой из которых был воспитатель. А вот кружки по интересам объединяли детей и подростков уже не по возрасту, а именно по роду занятия. Художественные занятия организовывались для всех детей, кроме того проводились трудовые занятия, игры, праздники, чтения вслух, беседы, прогулки, экскурсии. В клубах регулярно проводились общие собрания, на которых вопросы жизни клуба решались совместно детьми и педагогами. В целом внутри клуба воспитатели старались создать атмосферу детского самоуправления. В клубе обязательно действовал старостат, в задачи которого входило клубное дежурство и регистрация посещаемости.

Недостаток программ, созданных специально для клубов, вынуждал педагогов клуба брать школьные программы. В работу клубов были привлечены комплексные программы.

В период 1920 – 1921 годов распространение получили школы продленного дня, где школьные занятия объединились с клубными. Смысл был в том, что с утра были школьные занятия, а после обеда учащиеся оставались заниматься в кружках различного характера: а) репетиционный (математика, иностранный язык), б) познавательный (литературно-драматический, исторические, естественноисторические), в) развлекательный (пластика, ритмика, гимнастика, танцы, музыка).

Таким образом, клубы в школах продленного дня по своей структуре и характеру деятельности были аналогичны самостоятельным детским клубам Наркомпроса [15, c.500].

Голод и разруха 20- годов вынуждала подростков уходить работать на производства. В итоге подростки-рабочие имели 1-3 класса образования начальной школы. Поэтому важной задачей стало образование и воспитание работников-подростков.Было выяснено, что проще всего обучение работающих детей и юношества проводить опять же через клубы. В итоге были созданы клубы-школы. Уже в конце 1920 года, по данным 36 губерний республики, функционировало 212 школ-клубов, в которых занималось 11 000 подростков[15, с.504].В школах-клубах работающие дети и юношество проводили по 4 часа, два из которых уходили на учебу, один – на спорт, один – на искусство. Еще 4 часа в день такие рабочие проводили на производствах.

Работы, направленные на развитие советской школы, в итоге позволили перенести внеучебное воспитание в школу. Были внедрены летние школы, в которых не проводилось обычных школьных занятий, а дети и подростки объединялись в группы и кружки по интересам – трудовые артели. Вновь стали работать детские оздоровительные площадки при школах, а также школьные мастерские.

Первые пионерские отряды появились в 1922 году. На Vсъезде комсомола (декабрь 1922 года) было решено объединить все пионерские в единую коммунистическую организацию юных пионеров, организацию не для детей, а самих детей, с тем, чтобы строить воспитание на основе участия детей в общественной жизни страны[21]. Смыслом такой организации детей было вовлечение детей и юношества в строительство новой процветающей коммунистической страны.

В целях пропаганды пионерских дел, начиная с 1923 года, в школах и на предприятиях появились красные уголки, ставшие центрами агитационной работы. В красных уголках проводились лекции, беседы, устраивались собрания детских и юношеских организаций, красный уголок стал местом отдыха и развлечения октябрят и пионеров.Организаторы пионерского движения понимали, что красный уголок, вызывающий интерес у младших пионеров, не увлечет старших школьников. С целью углубления политического воспитания пионеров старшего возраста решено было с 1923 года приступить к организации политических кружков.

Ребята, связанные общими интересами на занятиях в кружках, сплачивались, в итоге реализовывался главный принцип пионерского движения — воспитание через коллектив.

Учитывая популярность, широкое распространение и воспитательное значение клубной работы в школе, Наркомпрос обратил внимание на развитие внешкольного воспитания. В его решениях подчеркивалось, что развертывание внешкольной работы с детьми в свободное от учебы время приобретало не только форму профилактического средства против безнадзорности, но и исключительно важное политическое значение в борьбе за подрастающее поколение. Внешкольная работа должна была помочь в организации воспитательного воздействия на детей.

Расширяя перечень занятий на свежем воздухе, были придуманы «клубные дни», в рамках которых проводились праздники, сборов пионерских звеньев, концерты и др. Успешная деятельность летних площадок привела к тому, что к лету 1925 года площадки создавались не только органами народного образования, но также отделами коммунального хозяйства райисполкомов, жилкоопераций. Появились и отдельные площадки при предприятиях.Со временем летняя площадка-клуб «переместилась» и в зиму, появились зимние площадки-клубы.

В 1926 году ЦК ВКП (б) в целях улучшения пионерского движения поручил Госплану, наркопросам и наркомздравам республик включить в пятилетний план строительства культурных учреждений план развертывания сети детских клубов, площадок, библиотек. Совнаркому СССР предлагалось издать закон, обязывающий при строительстве новых домов, клубов, предприятий, поселков планировать помещения для работы с детьми.

Проходивший в том же году VIIсъезд ВЛКСМ поставил вопрос о государственном строительстве единых районных и подрайонных детских клубов с площадками, которые должны были стать главными пунктами коммунистической внешкольной работы с детьми.

Районный детский клуб объединял детей из клубов-примитивов в группы по принципу товарищества. Функции клуба расширялись. Пройдя в первые советские годы этапы «клуба — домашнего очага», затем «клуба-школы», «клуба — части пионерской организации», детский клуб превращался в воспитательное учреждение с широким диапазоном.К концу 20-х — началу 30-х годов самым острым социальным и педагогическим вопросом в стране стала всеобщая грамотность. Эта проблема широко обсуждалась на съездах партии.14 августа 1930 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». ЦК ВКП (б) принял постановления «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 года) и «О режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 года).

Нужна была четкая система внешкольного воспитания. На создание такой системы было направлено постановление ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации» (21 апреля 1932 года).

Созданная в 1930 году при Наркопроссе и Главсоцвосе внешкольная бригада организует в 1931 году под руководством Наркомпроса и Центрального института детского коммунистического движения Центральную опытную станцию массовой внешкольной работы — опорную базу и научно-исследовательский центр по разработке и внедрению системы учреждений и методики внешкольного воспитания. Она явилась прообразом будущей системы внешкольного воспитания в стране. В ее составе были: техническая станция, детский клуб, библиотека с читальней, детский университет, детские площадки, летние колонии и лагеря, базы для консультации по внешкольной работе, базы передвижных внешкольных форм работы и т.п.

В результате — внешкольные учреждения существовали в двух основных видах: типа детских технических, сельскохозяйственных, натуралистических станций, художественных и спортивных школ и комплексные, объединяющие деятельность в различных областях воспитания — клубы, дома пионеров, библиотеки, читальни и т.п. Был утвержден необходимый перечень внешкольных учреждений: детские технические и сельскохозяйственные станции (ДТС, ДТСХС), детские клубы (ДК), детские туристско-экскурсионные станции и базы, Дома детской коммунистической организации, детские кинотеатры, детские театры, детские библиотеки и пр.Наряду с расширением сети уже действующих учреждений культуры для детей и подростков (ДТС, ДТСХС, ДТЭС, детских клубов, Домов пионеров, театров, кинотеатров, секторов рабочих клубов, библиотек, детских музыкальных, художественных, спортивных школ, площадок) продолжают утверждаться новые виды учреждений.Так, Московский гороно совместно с обкомом ВЛКСМ открыли первый в стране детский Дом культуры имени Павлика Морозова. На Урале начал функционировать 21 Дом колхозных ребят. В Ленинграде создается первый в стране дворец пионеров.По инициативе москвичей в различных городах возникают детские Дома культуры. В г. Перово под Москвой профсоюз железнодорожников организовывает первый внешкольный комбинат. В каждом областном центре создаются Дома художественного воспитания детей.

В стране широко развертывается сеть детских натуралистических и опытных станций.Появляются детские парки и детские городки при парках культуры и отдыха. В Москве в ведущих внешкольных учреждениях (ДК Бауманского района, ДК ЗИЛ, городской Дом пионеров, Политехнический музей) создаются первые детские лектории. В Тифлисе открывается первая в мире детская железная дорога. Создание широкой сети внешкольных учреждений сопровождается проведением различных массовых мероприятий. Так уже в 1930 году был проведен IВсероссийский слет юных натуралистов, через 2 года — слет юных техников, немного позже организуется: Всесоюзная детская спартакиада, Международная выставка детского рисунка, конкурсы на лучшее техническое изобретение, конкурс пионерской песни, Всероссийская олимпиада художественного творчества, предметные олимпиады.Все эти мероприятия способствовали широкой гласности внешкольной работы и вовлекали массы детей.В 30-е годы завершается становление детского клуба, определяется его место в общей системе коммунистического воспитания подрастающего поколения. Детский клуб стал одним из звеньев культурно-просветительной работы. Клуб превратился в учреждение комплексное, способное реализовывать различные направления коммунистического воспитания.

В период ВОВ сохранившиеся клубные учреждения вовлекали детей в работу для фронта и тыла. Дети собирали металлолом, макулатуру, пузырьки; выступали с концертами в госпиталях, на фабриках и заводах; широко организовывали тимуровскую помощь взрослым и своим сверстникам, участвовали в конкретных производственных делах. Вся деятельность клубов была направлена на развитие у детей гражданских и патриотических чувств.В эти годы детские учреждения и организации проявляли немало заботы о детях: повсеместно организовывались оздоровительные площадки, устраивались новогодние елки с подарки, проводились Недели детской книги, празднования памятных календарных дат и пр.

Восстановление сети детских учреждений, обеспечение их кадрами специалистов стало основной задачей послевоенных лет. В первую очередь открывались Дома пионеров и детские секторы профсоюзных клубов.В 50-е годы клуб стал учреждением с постоянно меняющейся аудиторией детей и подростков, что повлияло на уменьшение его воспитательного потенциала. Клуб из учреждений детей, основным принципом которого была самодеятельность участников, превращался в учреждение, обслуживающее детей. Активные формы заменялись мероприятиями с детьми — зрителями, слушателями. Неоправданная парадность и громкие цифры положительных результатов мешали углублению педагогической деятельности.В начале 60-х годов ЦК ВЛКСМ направил усилия на активизацию клубной работы. Было утверждено положение о юношеских клубах, поддержана инициатива ленинградцев и распространено по всей стране коммунарское движение, способствовавшее развитию общественной активности подростков, уделено особое внимание клубной работе по месту жительства.В 60 — 70-е годы продолжалось упрочнение педагогической направленности клубной деятельности. Развертывается работа по изучению интересов и потребностей подрастающего поколения в свободное время. Разрастается движение за вовлечение в клубную деятельность так называемых трудных подростков, позволившее целенаправить педагогическое воздействие клуба.В 70-80-е годы в структуре досуга стали преобладать индивидуальные формы, досуг стал «одомашниваться». Стало заметным резкое снижение посещаемости детьми и подростками учреждений культуры (клубов, музеев, концертных площадок, кинотеатров). Развитие получила как называемая форма «уличного» общения — неформальные молодежные объединения (панки, брейкеры, хиппи, фанаты спортивных клубов и др). Молодежь направилась к неоформленной любительской деятельности, в результате возникли клубы любителей бега и другие любительские объединения.Расширение получили музыкальные школы, школы искусств, парки культуры и отдыха и т.п.

Из всего вышеизложенного в первом и втором пунктах данной главы можно сделать следующие выводы.В дореволюционной России жизнь детей и подростков проходила в основном дома. Те немногие мероприятия, которые создавались для досуга юношества, в итоге были лишь инструментом для знакомства девушек и ребят в целях замужества и женитьбы. Передовые педагоги дореволюционной России, пытаясь изменить к лучшему внутреннюю жизнь школы, создавали клубы для детей и юношества. Однако в условиях того времени клубы не смогли оказать на жизнь детей и подростков должно позитивного влияния. Но опыт клубов, созданных прогрессивной интеллигенцией, показал, что только в рамках клуба можно объединить детей и подростков в действительно сплоченные коллективы. И этот опыт пригодился в советские годы, когда детскому и юношескому образованию и воспитанию уделялось особое внимание, так как в новом поколении видели новое поколение коммунистов, строителей счастливой жизни. Учреждения культуры сначала перерастают в сеть внешкольных учреждений, а позднее – в систему дополнительного образования. Внешкольные учреждения выявляли таланты и способности детей и подростков, здесь подрастающее поколение получало научное, эстетическое, спортивное и техническое образование, которое в школе не возможно было получить. В рамках внешкольных учреждений ребята учились общаться и формировали свой духовный уровень.

2 Детские и юношеские организации и учреждения в системе социально-культурных учреждений современной России

2.1 Характеристика социально-культурных учреждений и место в них детских и юношеских социально-культурных учреждений

В конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. Происходит становление и развитие новых для России учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков.

Система социально-культурных учреждений современной России включает в себя:

учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения;
кулътурно-досуговые учреждения;
клубные учреждения;
парковые учреждения;
музеи;
библиотеки и информационные центры;
учреждения социально-педагогической направленности;
учреждения дополнительного образования детей и подростков;
система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства;
специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками.

Первые пять из перечисленных социально-культурных учреждений являются учреждения, как для взрослых, так и для детей в зависимости от направленности каждого конкретного учреждения.

Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения ориентированы на взрослое и детское население. Действуют эти учреждения на основании законов, федеральных и региональных программ, в которых заложены основы системы социального обслуживания. Например: Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995) – на их основе созданы учреждения для взрослых, а федеральные программы «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» — они стали основой для становления и деятельности детских учреждений социального обслуживания. Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение — предоставлять максимум услуг для различных категорий населения – как для детей, так и для взрослых — в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др. Клубных учреждений в настоящее время в России довольно много. Можно сказать, что большинство из них действует на платной основе для посетителей. В стране возникают клубные учреждения нового типа: Центры досуга и творчества, Дома ремесел, Национально-культурные центры и др. Новая волна – это элитные ночные клубы, которые в настоящее время выросли как грибы на всей территории нашей страны. Сюда не пускают детей, а вот подростки при наличии денег могут спокойно посещать эти учреждения, что пагубно влияет на их здоровье и моральную культуру.

Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев. Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека — г. Москва; Российская национальная библиотека — г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека — г. Москва и др.). Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ). В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек. Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки — городские, районные, сельские и т.п.

2.2 Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также — детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

2.3 Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

2.4 Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. — 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

— центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

— реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) — 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков — 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних — 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями — 182 и др.

2.5 Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

— специализированные общеобразовательные школы;

— специальные профессиональные училища;

— другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) — система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) — система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации — система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений — 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Социально-культурная деятельность – это новое социокультурное направление, которое оформилось в России в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия. Произошло становление и развитие новых учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В связи с чем появились новые виды профессий: социальный работник, социальный педагог. Понятие «культурно-просветительная работа заменилось понятием «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. Для создания и деятельности новых учреждений создана нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Система социально-культурных учреждений современной России включает в себя:

— учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения; кулътурно-досуговые учреждения; клубные учреждения; парковые учреждения; музеи; библиотеки и информационные центры – это учреждения, которые ориентированы на различные категории населения, т.е. есть специализированные учреждения для детей и подростков, для инвалидов, для пожилых людей;

— учреждения социально-педагогической направленности; учреждения дополнительного образования детей и подростков; система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства; специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками – данные учреждения работают только для детей и подростков в различных направлениях и сферах.

Заключение

Для достижения поставленной во введении цели исследования в работе были решены следующие задачи:

— изучить историю становления и развития детских и юношеских организаций и учреждений в «досоветской» России

В досоветской России как таковых учреждений культуры для детей и юношества не существовало. Те учреждения, которые были, в основном свое внимание направляли на воспитание и обучение, нежели на организацию отдыха и досуга, практически не учитывались интересы детей и их творческие способности и наклонности. Однако, передовые педагоги того времени пытались восполнить эти пробелы. Одним из таких педагогов был С.Т. Шацкий, который создавал клубы для детей и подростков. Целью которых было приобщение детей к труду, развитие творческих способностей.

— изучить историю становления и развития детских и юношеских организаций и учреждений в Советское время;

Опыт создания клубов дореволюционной России «пригодился» в Советское время. Необходимо было объединить детей и подростков для строительства коммунизма, для чего отлично подошли создаваемые организации и учреждения культуры и образования. Учреждения культуры сначала перерастают в сеть внешкольных учреждений, а позднее – в систему дополнительного образования. Именно во внешкольных учреждениях выявлялись таланты и наклонности детей и юношества, и именно в рамках этих заведений дети учились общению и коммуникабельности.

— рассмотреть детские и юношеские организации и учреждения в современной России

Система социально-культурных учреждений современной России включает в себя:

— учреждения для различных категорий населения, т.е. могут быть и для детей и для взрослых одновременно, а также отдельные учреждения для детей и подростков и отдельные для взрослых людей. К таким учреждениям относятся: учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения; культурно-досуговые учреждения; клубные учреждения; парковые учреждения; музеи; библиотеки и информационные центры;

— учреждения, которые работают только для детей и подростков в различных направлениях и сферах. К таким относятся: учреждения социально-педагогической направленности; учреждения дополнительного образования детей и подростков; система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства; специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // base.garant.ru
2. Закон РФ № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) // base.garant.ru
3. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования город Минусинск до 2020 года, утвержденная Решением №38-315З от 9 декабря 2011 года // refdb.ru/
4. Муниципальные учреждения культуры города Минусинска [Электронный ресурс] // Официальный сайт муниципального образования город Минусинск, minusinsk.info
5. Постановление Правительства Красноярского края № 204-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально экономического развития Красноярского края» от 19 апреля 2011 года // base.garant.ru
6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: утв. постановлением Правительства РФ № 233 от 7 марта 1995 года // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 12. — ст.1053.
7. Гендина Н.И. Информационная культура личности [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова – 4 ч. – Кемерово, 1999. – 146 с.
8. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2000. — 256 с.
9. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Евладова Е.Б. — М.: Гуманитр. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. — 349 с.
10. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 221 с.
11. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г. Киселева, Красильников Ю.Д. — М.: МГУКИ, 2004 г. — 539 с.
12. Контексты современности-I: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия [Текст] / Сост. и общ.ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., доп. и перераб. — Казань: Изд-во Каз. ун-та , 2000. — 176 с.
13. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 462 с.
14. Минусинск [Электронный ресурс] / Энциклопедия Сибири [Сайт] // russiasib.ru/minusinsk/
15. Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XXвека): учеб.пособие / В.М. Рябков. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. — Т.4. — 870 с.
16. Рябков В.М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XXвека) [Текст]: учеб.пособие / В.М. Рябков. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. — Т.3. — 662 с.
17. РябковВ.М. Теория, практика и история социально-культурной деятельности (ретросп. науч.-вспом. библиогр. указ. автореф. дис.)[Текст] / В. М. Рябков И. В. Агеева:Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Каф. теории и методики культ.-досуговой деятельности. — Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2004. — 207 с.
18. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика [Текст]: учебник / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 40 с.
19. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.пособие для студ. пед. Вузов / Б. В Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова; под ред. А.В. Мудрика. — М.: Академия, 2004. — 24с.
20. Социально-культурная деятельность. – История теоретические основы сферы реализации субъекты ресурсы технологии. – М.: МГУКиИ, 2001.
21. Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс] / Sociologyinweb [сайт] // www.sociologyinweb.ru
22. Фетисов А.В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики [Текст]: учебник / А.В. Фетисов. – М.: Дело, 2012. – 152 с.
23. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками [Текст]: учеб.пособие для студентов ин-тов культуры / Г.И. Фролова. — М.: Просвещение, 1986. — 180 с.
24. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В.Мудрика.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-272с.
25. Эволюция культурной деятельности в новом столетии. Социально-экономические аспекты культурной политики. В 3 томах. Том 2. Культура в глобальном мире [Текст] / Сост. Сорочкин Б. – М.: Алетейя, 2005. – 528 с.