Денежно-кредитное регулирование


Содержание
Введение
1. Денежно-кредитная политика страны
1.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования
1.2 Методы денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
2. Государственная денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз

2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году
2.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка, однако рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, неподвластных рынку, которыми занимается государство. Необходимость вмешательства государства в управление экономическими процессами вызвана потребностями развития рыночной системы, обнаруживающей плюсы и минусы своего функционирования.

Вместе с рыночным механизмом всегда использовался механизм государственного регулирования экономики. Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную политику. Под ней понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия.

Денежно-кредитная политика очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы, но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощный инструмент, а потому с ее помощью можно как выйти из кризиса, так и усугубить сложившиеся в экономике негативные тенденции. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать

Тема, безусловно, актуальна, так как неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в последнее время ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики, ведь формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, является одним из необходимых условий эффективного развития экономики.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.

Целью данной работы – изучить методы и значение денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, и проанализировать, какие шаги необходимо предпринять и какие инструменты денежно-кредитной политики задействовать в дальнейшем.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

– определить задачи денежно-кредитной политики;

– изучить методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;

– ознакомиться с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;

– рассмотреть главные пути реализации денежно-кредитной политики в будущем.

1. Денежно-кредитная политика страны

1.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. [5, с. 46-47]

Центральный банк РФ осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одно из двух направлений денежно-кредитной политики:

1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика. Она направлена на увеличение объёмов кредитования и способствует росту количества денег в экономике. Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой является снижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличению предложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реального ВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства – покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста.

2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика. Она направлена на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции.

Таким образом, кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России. Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Наиболее распространенными методами воздействия государства на деньги и кредит, составляющие суть кредитно-денежной политики, являются следующие: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования, изменение учетной ставки, валютное регулирование.

1.2 Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк, как государственной орган денежно-кредитного регулирования, и коммерческие банки, как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. [16, с. 128]

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

– Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

– Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм. Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами. [5, с. 75-86]

1.3 Инструменты денежно-кредитной политики

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В статье 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации» определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

– Операции на открытом рынке.

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам приобрести ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. [8, с. 204-206]

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется приобрести ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т. е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

– Рефинансирование банков.

Термин “рефинансирование” означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. ЦБ может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты, а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками.

– Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

– через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;

– через контроль над ставками кредитных учреждений.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. [11, с. 75-82]

– Политика обязательных резервов.

Минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

– Валютное регулирование.

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную. [5, с. 75-86]

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Девизная политика – когда Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса.

Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

– Установление ориентиров роста денежной массы.

Установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период называется таргетированием.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

– Прямые количественные ограничения.

Этот инструмент кредитного регулирования является административным методом воздействия и представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

2. Государственная денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз

2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году

и 5-7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово – экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года.

В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

Сокращение объема интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения. С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов. [18, с. 3-4]

На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств. По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе. Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году

денежный кредитный регулирование валютный

В условиях сохранявшихся негативных тенденций, сформировавшихся еще в 2008 году, в начале 2009 года Банк России продлил на первое полугодие действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля 2009 г. наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале-сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В апреле-октябре 2009 года восемь раз снижались процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России – на 2,25?3,75 процентного пункта. Изменение процентных ставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. [18, с. 10-19]

В IV квартале 2009 г. ситуация на денежном рынке оставалась стабильной и характеризовалась достаточно высоким уровнем ликвидности банковского сектора. В данный период средний объем средств кредитных организаций на корреспондентских счетах и депозитах в Банке России последовательно увеличивался, а уровень краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка постепенно снижался на фоне продолжившегося смягчения процентной политики Банка России.

В целях дальнейшего повышения доступности кредитных ресурсов для экономических субъектов, необходимого для обеспечения устойчивости сформировавшихся в IV квартале 2009 г. тенденций экономического роста, а также сокращения разницы в уровнях процентных ставок на внутреннем и внешних рынках, Банком России были приняты решения о дальнейшем снижении процентных ставок по операциям рефинансирования. За октябрь–декабрь ставка рефинансирования была снижена на 1,25 процентного пункта — до 8,75% годовых, процентные ставки по отдельным операциям Банка России были снижены на аналогичную величину.

На фоне роста в IV квартале уровня совокупных банковских резервов и снижения средневзвешенной ставки MIACR по однодневным кредитам в рублях по сравнению со значением предыдущего квартала заметно уменьшился спрос со стороны банковского сектора на инструменты рефинансирования — объем валового кредита банкам сократился на 9,1%.

В 2009 г. в рамках реализации курсовой политики Банк России проводил конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом сегменте межбанковского валютного рынка. Операционным ориентиром Банка России при реализации курсовой политики оставалась рыночная стоимость бивалютной корзины.

В октябре–ноябре 2009 г. на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на внутреннем валютном рынке преобладали тенденции к укреплению рубля. В этих условиях Банк России проводил операции по покупке иностранной валюты, при этом в указанный период фактический объем валютных интервенций значительно превысил объем покупок Банка России, осуществляемых в рамках плановых интервенций. [12, с. 14-15]

В конце ноября — первой половине декабря на внутреннем валютном рынке происходила коррекция в сторону ослабления рубля в результате фиксации прибыли участниками мирового и внутреннего валютных рынков, во второй половине декабря выраженного тренда в динамике обменного курса рубля не наблюдалось. Таким образом, в ноябре–декабре 2009 г. Банк России осуществлял как покупку, так и продажу иностранной валюты в рамках плановых интервенций.

Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в октябре–декабре составил 25,3 млрд. долларов США против нетто-продажи иностранной валюты в предыдущем квартале в объеме 2,7 млрд. долларов США. Общий объем предоставления рублевой ликвидности в результате данных операций составил 738,7 млрд. рублей. [20]

Для рефинансирования кредитных организаций Банк России применял как рыночные инструменты на аукционной основе, так и инструменты постоянного действия.

Важным источником предоставления денежных средств кредитным организациям являлись операции прямого РЕПО. Совокупный объем сделок прямого РЕПО в IV квартале 2009 г. практически не изменился по сравнению с предыдущим периодом, составив 5,0 трлн. рублей.

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в IV квартале 2009 г. составил 70,7 млрд. рублей.

Банк России в IV квартале 2009 г. продолжил проведение операций по абсорбированию свободной ликвидности кредитных организаций (депозитных операций и операций с облигациями Банка России).

В IV квартале 2009 г. Банк России проводил депозитные операции с кредитными организациями — резидентами в валюте Российской Федерации по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: “том-некст”, “спот-некст”, “до востребования”, “1 неделя”, “спот-неделя”, а также по процентным ставкам, определяемым на аукционной основе, со сроками привлечения средств в депозиты на 4 недели и 3 месяца. Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок в IV квартале 2009 г. составил около 4 трлн. руб. (в III квартале — 4,7 трлн. руб.) [14, с. 7-14]

Активность на рынке облигаций Банка России существенно повысилась. Объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в октябре 7,97 млрд. руб., в ноябре — 76,02 млрд. руб., в декабре — 181,99 млрд. рублей.

Объем средств кредитных организаций, размещенных на депозитных счетах и в облигациях Банка России, увеличился за IV квартал 2009 г. на 557,4 млрд. руб. и по состоянию на 1.01.2010 составил 792,7 млрд. рублей.

В IV квартале 2009 г. уровень ставок по межбанковским кредитам (МБК) на российском денежном рынке продолжал снижаться. Этому способствовали понижение процентных ставок по операциям Банка России и увеличение объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка по размещенным российскими банками рублевым МБК сроком на 1 день снизилась с 7,1% годовых в III квартале 2009 г. до 5,5% годовых в IV квартале. Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК на протяжении всего IV квартала колебалась в диапазоне от 4,0 до 7,1% годовых (в III квартале — от 5,9 до 8,6% годовых).

Среднемесячная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в октябре составила 5,8% годовых, в ноябре — 5,3% годовых. В декабре, несмотря на увеличение волатильности номинального курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам, среднемесячная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам продолжала снижаться и составила 5,1% годовых.

Рисунок 1. Ставки по основным операциям Банка России и ставка MIACR (% годовых)

Кредитные организации также активно использовали механизм рефинансирования в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами”. Объем выданных кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций, в IV квартале 2009 г. составил 572,7 млрд. руб. по сравнению с 697,6 млрд. руб. в предыдущем квартале.

В IV квартале 2009 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 33,1% и составил 57,4 млрд. рублей. Обеспечением ломбардных кредитов Банка России являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России.

В IV квартале 2009 г. Банк России также приступил к проведению эксперимента по предоставлению ОАО “Российский банк развития” целевых кредитов, связанных с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства. Обеспечением указанных кредитов являются права требования по межбанковским кредитным договорам. Объем кредитов, предоставленных в рамках эксперимента, составил в 2009 г. 0,38 млрд. рублей.

Операции по покупке и продаже ОФЗ из собственного портфеля Банком России в IV квартале 2009 г. не осуществлялись.

С 1 ноября 2009 г. вступило в силу Положение Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П “Об обязательных резервах кредитных организаций” (далее — Положение № 342-П), предусматривающее перенос начала и окончания периода усреднения обязательных резервов (то есть периода поддержания обязательных резервов на корреспондентских счетах), с тем чтобы окончание периода усреднения не совпало с периодом наибольшей потребности кредитных организаций в ликвидности в дни уплаты налоговых платежей в бюджет, а также перенос сроков регулирования обязательных резервов.

В IV квартале 2009 г. нормативы обязательных резервов составили 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. [14, с. 7-14; 18, с. 10-19]

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.01.2010 составила 151,4 млрд. руб. (на 1.10.2009 — 153,9 млрд. руб.), уменьшившись в IV квартале на 2,5 млрд. рублей. За 2009 г. обязательные резервы увеличились на 121,5 млрд. руб. (на 1.01.2009 — 29,9 млрд. руб.).

Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть выполняли норматив обязательных резервов частично за счет поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России.

За девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%). Тем не менее в феврале-сентябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным. При этом объем денежной массы М2 за апрель-сентябрь возрос на 12,7%. Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение девяти месяцев 2009 года были отрицательными и на 1.10.2009 ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0%.

Рисунок 2. Темпы прироста денежного агрегата М2 (месяц к предыдущему месяцу, %)

Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость ее динамики, по предварительным оценкам, за январь-сентябрь 2009 года снизилась на 2,2% (за январь-сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%)

Рисунок 3. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 (в среднегодовом выражении)

Широкая денежная масса за январь-сентябрь 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5% . Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.10.2009 составил 9,1%. Основным источником роста широкой денежной массы было увеличение внутренних требований. В IV квартале 2009 г. чистые иностранные активы банковской системы возросли на 5,1%, а внутренние требования — на 13,9% (за аналогичный период предыдущего года — сократились на 0,6% и увеличились на 23,6% соответственно). В целом за 2009 г. внутренние требования возросли на 25,4%, а чистые иностранные активы — на 13,9% (за 2008 г. — на 27,9 и 23,2% соответственно). При этом наиболее существенный вклад в прирост внутренних требований внесло увеличение чистого кредита к органам государственного управления.

Рисунок 4. Основные источники изменения широкой денежной массы в 2008-2009 гг. (прирост за квартал, млрд. руб.)

2.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов

В 2010 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1%. Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране. В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 г и плановый период 2011 и 2012 гг., правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 г до 9-10%, в 2011 г – до 7-8%, в 2012 г – до 5-7%. Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 г, 6,5-7,% в 2011 г, 4,5-6,5% в 2012 г.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. [12, c. 15-19]

Диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 г в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%. Денежная программа на 2010-2012 гг. представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг.

Расчеты по программе на 2010-2012 гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 г может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг. будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

Система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение, так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 г. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

Банк России в 2010 г и в период 2011-2012 гг. продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем, Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

В 2010-2012 гг. деятельность Банка России будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.

Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, предусматривающей прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы, что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.

По словам председателя комитета по финансовому рынку Владислава Резника, валютный кризис и кризис ликвидности прошлого года в России показал некоторые недостатки системы денежно-кредитного регулирования, в которой объем денежного предложения был достаточно жестко привязан к объему валютных резервов, которые, соответственно, зависели от экспортных поступлений. Еще в сентябре 2008 г девальвация рубля по его словам, казалась немыслимой – золотовалютных резервов хватало на то чтобы выбрать все напечатанные рубли. Но девальвация состоялась и основной причиной этого были рыночные ожидания девальвации. “Экономика накопила очень большой валютный риск вследствие по сути управляемого курса рубля и больших объемов заимствований за рубежом. Никакие резервы никогда не смогут справиться с законами рынка”, – считает он. [20]

Просмотров: 392