Человек как предмет естественнонаучного познания


В курсовой работы изучены следующие вопросы: Проблема антропогенеза. Социальное и биологическое, бессознательное и сознательное в человеке в человеке. Человек, индивид, личность. Социально-этические проблемы генной инженерии человека. Экология и здоровье человека.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Проблема антропогенеза
2 Социальное и биологическое, бессознательное и сознательное в человеке в человеке. Человек, индивид, личность
3 Социально-этические проблемы генной инженерии человека
4 Экология и здоровье человека
Заключение
Список литературы

“Написание дипломных и курсовых на “4” и “5” лично автором – без посредников:

    • переходите на

Личную Страницу автора ВКонтакте

    • пишите на e-mail:

gamma.gamma.m@mail.ru

Автор выполняет все виды студенческих работ по следующим предметам

Дисциплины по специальности:

  • анализ хозяйственной деятельности
  • антикризисное управление
  • банки
  • государственное и муниципальное управление
  • логистика
  • маркетинг
  • международные отношения
  • менеджмент
  • оценка бизнеса
  • статистика
  • управление персоналом
  • управление проектом
  • финансы
  • эконометрика
  • экономика

Общеобразовательные дисциплины:

  • история
  • культурология
  • концепции современного естествознания (КСЕ)
  • основы безопасности жизнедеятельности (БЖД)
  • политология, право
  • психология
  • социология
  • философия
  • экология
  • этика.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы человека как предмета естественнонаучного познания заключается в том, что человек сам по себе является сложной системой и как система он является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Обусловлено это тем, что человек это одновременно и биологическое существо и социальное. С одной стороны человек принадлежит природе, а с другой – социальному миру. Изучением человека занимаются различные науки, ведь человек – это самое интересное творение. В данной работе мы рассмотрим аспект естественнонаучного познания человека.
Цель работы – изучить человека как предмет естественнонаучного познания.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть проблему антропогенеза;
– рассмотреть социальное и биологическое в онтогенезе человека;
– рассмотреть бессознательное и сознательное в человеке;
– рассмотреть социально-этические проблемы генной инженерии человека;
– рассмотреть понятия «человек», «индивид», «личность» и их сущность;
– рассмотреть взаимосвязь экология и здоровья человека.
При изучении выбранной темы и написании данной работы использованы литературные источники, список которых приведен в конце.

1 Проблема антропогенеза

XIX в. стал началом интенсивного изучения проблемы антропогенеза. Главным достижением в этой области стала эволюционная теория. Естественнонаучные предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина были заложены: с одной стороны, его дедом Э. Дарвиным, опубликовавшем теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия», в которой в натурфилософской форме развиты представления об эволюции животных под влиянием внешней среды; а с другой стороны, французским естествоиспытателем Ж.Б. Ламарком, создавшим достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию.
В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора», в которой произвел раскрытие основных факторов и причин эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвином была выдвинута гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Преодолев однолинейный детерминизм Ламарка, Дарвин сумел показать трех основных фактора, по которым идет эволюция в органическом мире: изменчивость, наследственность и естественный отбор.
Ч. Дарвином были установлены движущие силы эволюции органического мира и дано объяснение процессу становления и развития биологических видов с точки зрения науки.
В теории Дарвина ничего не сказано о влиянии социального фактора на развитие человека и об отличии ума человека от ума животного. Современные ученые объясняют это тем, что Дарвин в своем труде не касался роли труда в процессе антропогенеза.
Роль труда в процессе антропогенеза описана в трудовой теории антропогенеза, согласно которой труд не отменяет действие биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора, при этом развитием рук, речи, мозга, мышления, способностей у людей к сотрудничеству и сплочению в социальные коллективы люди также обязаны именно труду.
Несомненно, огромное влияние на антропосоциогенез оказали возникновение труда и его развитие. И здесь ключевым является тот факт, что труд невозможен без изготовления орудий труда. А именно в них закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. При этом орудия труда – это еще и основной способ передачи социального опыта, т.е. они лежат в основе новой, социальной формы наследования (об этом Дарвин не говорил).
Следующие аспекты критики теории Дарвина появились с первыми успехами генетики на рубеже XX в.
Нидерландский ученый Хуго де Фриза выдвинул свою мутационную теорию эволюции, в которой ученый утверждал, что новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И этот его вывод ставил под сомнение естественный отбор Дарвина.
Критика теории Дарвина со стороны биологии продолжалась до конца 20-х годов. А затем произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Особое значение в этом следует отвести популяционной генетике отечественных биологов С.С. Четверикова и Н.В. Тимофеева-Ресовского, изучающей элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.
Обновленный дарвинизм, или иначе синтетическая теория эволюции, широко распространился среди биологов мира уже в 40-е годы, а в нашей стране позже – только в 70-е годы. Непринятие эволюционизма было в указанные годы, и отмечается и по настоящее время. Если в 40-х годах против теории выступали общественные массы, близкие к церкви, которые не принимали обновленный дарвинизм, т.к. считали человека венцом божественного творения, то в последние десятилетия подвергается критике сама синтетическая теория эволюции.
В первую очередь это представители современного сальтационизма, которые придают решающее значение в эволюции случайным явлениям – массовым вымираниям, обусловленным глобальными катастрофами. Однако, никаких противоречий нет – указанные подходы в общем виде согласуются с теорией самоорганизации систем, в основе которой лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем. Разработка теории самоорганизации началась сравнительно недавно и связана, прежде всего, с синергетикой.
Взаимно согласуются теория самоорганизации и эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, изложенная в его труде «Феномен человека». Согласно Тейяру де Шардену ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза выглядит следующим образом: австралопитек — питекантроп — синантроп — homo sapiens.
Важно заметить, что антропогенез не является линейным процессом. Эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть которых очень быстро исчезает. Каждый период времени характеризуется множеством параллельных эволюционных линий, которые происходят от общего предка.
Таким образом, мы рассмотрели общую теорию проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в этой теории до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Следует лишь подчеркнуть: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек – это продукт естественного развития природы.

2 Социальное и биологическое, бессознательное и сознательное в человеке в человеке. Человек, индивид, личность

Социобиология – научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора.
Своим возникновением наука обязана книге американского ученого Э. Уилсона «Социо-биология: новый синтез», опубликованной в 1975 г.
Научная дисциплина занимается нахождением сходства между социальным поведением животных и человека, а также прояснением механизмов генетической детерминации поведения человека. В частности, одна из проблем – это проблема генетических, биологических основ морального поведения. Социобиологи опираются на теорию Дарвина, объясняя этическое поведение и мышление человека, они не выделяют иных механизмов морального поведения, кроме как биологические.
Э. Уилсон считает не только моральное, но и вообще сознание «устройством для выживания и воспроизводства, а разум – всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства». Особенно интересным для социобиологии является альтруистическое поведение, описываемое также только биологическими механизмами.
Популярными являются две модели: «родственный отбор» и «взаимный альтруизм». Первая модель предполагает, что эволюционное значение имеет не индивидуальное выживание, а трансляция генов, поэтому для индивида эволюционно выгодным может оказаться собственная гибель, способствующая воспроизводству родственных индивидов. Согласно второй модели оказывая помощь другим, неродственным индивидам, человек в свою очередь может рассчитывать на ответную помощь с их стороны, что, в конечном счете, также способствует трансляции генетической информации.
Методология социобиология утверждает, что ведущая роль в развитии личности принадлежит биологических факторов и доказывает это через экстраполяцию выводов, полученных при изучении поведения животных, на человека. Культурные влияния не отрицаются, но их роль отведена на второй план. Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. Стоит отдать должное тому, что Э. Уилсон и его последователи получили интересные данные, которые объективны и несут в себе эвристическую ценность. И в тоже время возникает вопрос о правомерности полной аналогии между поведением животных и человека, что еще больше вызывает сомнение, так это тотальная экстраполяция данных биологии на человеческое общество. Человек – часть живой природы, это так. Он подчиняется биологическим закономерностям, это тоже бесспорно. Однако объяснение поведения человека только в биологических терминах вряд ли правомерно.
Объективным будет рассмотрение человека с трех позиций: биологическая, психологическая, социальная позиции.
Первый взгляд – человек как физическое тело, которое принадлежит биологическому миру и подчиняется его законам – находит свое отражение в понятии «индивид», т. е. конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. Понятие «индивид» – это характеристика человека как одного из многих, как представителя вида, здесь нет собственных индивидуальных особенностей человека.
В отличие от животных человек рождается «непреспособненным» к жизни в природе. Анатомо-морфологические системы человека при рождении сформированы не до конца и им предстоит развиваться в условиях социума. А животное имеет инстинкты и свойства, которые необходимы для выживания. Получается, что если рассматривать человека только как биологическое существо, т.е. с позиции биологической, то он существо недостаточное. В условиях животного мира человек обречен на смерть, выжить и жить человеческое существо способно только в социуме. В процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надынстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода, он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. И здесь уместно будет привести слова философа М. Шелера: «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным – никогда».
Человек не просто живет в среде, адаптируясь к ней, он преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Адаптация к реальности происходит за счет средств культуры. Культура – мир символов – стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой – открывая возможности свободного полагания целей и целенаправленного действия.
Второй взгляд – социокультурный взгляд – находит свое отражение в понятии «личность», означающем понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Только в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества индивид становится личностью. Основой процесса социализации является способность человека к уподоблению. Ребенок сам по себе не способен осознать ценность и смысл происходящего вокруг, только благодаря другим людям он познает бытие общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства базируются на социальной, психологической и биологической природе человека, если возникает хоть малейшая деформация одной из природ, то полноценная личность не формируется.
Личность – это динамическая система, находящаяся в постоянном развитии. Все элементы этой системы многосторонне взаимодействуют друг с другом, трансформируя и самих себя, и личностную систему в целом.
Понятие «Я» является отражением единства личности, переживания самотождественности и целостности субъективной реальности. Рефлексирующее «Я» – центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. В настоящее время известны разные представления о структуре личности. Для примера на рис. 1 показана концепция структуры личности российского психолога И. Кона.
Рис. 1 – Концепция структуры личности российского психолога И. Кона
Российским культурологом и философом П. Гуревичем личность рассматривается как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т. п.
Для характеристики личности важным является свойство идентичности, которое, по мнению Э. Эриксона, имеет несколько смыслов:
– тождественность;
– индивидуальность;
– подлинность.
Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность представляет собой хрупкий баланс между миром и личностью, к смещению этого баланса приводит даже незначительное изменение с любой из сторон, и появляется необходимость снова находить уже новую идентичность.
Необходимо различать между собой термины «личность» и «характер». Уникальность личности описывается понятием «индивидуальность» и заложена она на биологическом уровне: каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Еще одно свойство индивидуальности – целостность.
Психику человека составляют два уровня – сознательное и бессознательное. Соотношение обоих уровней по отношению друг к другу динамично и зависит от деятельности человека. Сознание задействовано в том случае, если деятельность осознается и контролируется, а вот если деятельность не контролируется, то это говорит о том, что на первый план вышла бессознательная часть психики.
В процессе обучения человек проходить несколько уровней. Так, психолог Н.А.Бернштейн выделяет четыре уровня психики. Например, на освоение определенного навыка человек на начальном этапе контролирует свои действия и, как правило, затрачивает большее количество физической и психической энергии. На последнем этапе может происходить автоматизация действий, и включается полусознательная или бессознательная функция. На этом уровне происходит наименьшая затрата энергии. Поэтому, человек гораздо быстрее устает тогда, когда занимается сложной, сознательной умственной работой, чем простым физическим трудом, не требующим полностью сознательной его регуляции.
Сфера бессознательного в человеке глубоко была изучена австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Он выделяет три уровня человеческой психики: 1) «Ид» (Оно) – бессознательное; 2) «Эго» (Я) – сознание человека; 3) «Супер-Эго» (Сверх-Я) – общественная цензура.
Ядром бессознательной сферы является либидо – сексуальная энергия (влечение). «Ид» (либидо) давит на «Эго» и пытается себя реализовать, но, проходя через общественную цензуру – «Супер-Эго», оно возвращается (вытесняется) обратно в сферу бессознательного или выходит наружу (сублимируется), в приемлемой для общества форме. Примером сублимации может быть любая творческая деятельность человека. Таким образом, сознание – «Я» находится в зажатом состоянии с двух сторон. Снизу давит животное начало, сексуальный инстинкт – Оно. Сверху давят законы, мораль, культурные традиции и т.д. – Сверх-Я. В результате этого постоянного антагонизма в человеке могут происходить психические срывы, расстройства, депрессии и т.д. Таким образом, психическая деятельность человека – есть процесс превращения его сексуального инстинкта. В дальнейшем, Фрейд к сексуальному инстинкту добавляет инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые тоже являются мотивом к действию.
Учение Фрейда продолжил Карл Густав Юнг (1875-1961). Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на «коллективное бессознательное», выступая в виде архетипов. Архетипы – это врожденные психические структуры человека, суммарный опыт многих поколений, проявляемые в виде образов общечеловеческой символики: сновидения, мифы, сказки, фантазии, в том числе художественные.
Таким образом, выделяют биологическое и социальное в онтогенезе человека, при этом важны оба параметра. Психику человека составляют два уровня – сознательное и бессознательное. Соотношение обоих уровней по отношению друг к другу динамично и зависит от деятельности человека. Сознание задействовано в том случае, если деятельность осознается и контролируется, а вот если деятельность не контролируется, то это говорит о том, что на первый план вышла бессознательная часть психики. Человека характеризуют три понятия – «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – это обозначение человека, взятого с биологической точки зрения, как представителя вида Homo sapiens Личность – это интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я». Индивидуальность – культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность.

3 Социально-этические проблемы генной инженерии человека

Вопрос генной инженерии можно поставить так: допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека?
Значимость генной инженерии человека ясно осознается, когда приходит понимание, что есть больные с наследственными болезнями, обусловленными геномом и их лечение возможно только с помощью генной инженерии. И еще: А должны ли будущие поколения расплачиваться собственным здоровьем за недостатки и ущербность своего генома и генофонда сегодняшнего поколения?
Проблемы генной инженерии нарастают и приобретают все больший и больший масштаб. Заболевания на генном уровне все чаще и чаще обусловлены развитием цивилизации. Сегодняшняя среда обитания человека несвойственна естественной среде обитания людей. Да, она несет комфорт и материальные блага, но также несет и проблемы. Явления научно-технического прогресса уже отрицательно сказываются на организме человека, и ученые прогнозируют еще более пагубные последствия. Атомная энергетика, синтезированные химические соединения, гербициды в сельском хозяйстве и т.д. стали источниками создания такой среды для человека, которая для его здоровья просто вредна. Факторами, вызывающими мутации у человека, многие из которых как раз и проявляются в виде наследственных болезней и аномалий являются повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в пище.
Проведенные научные исследования в данной сфере показали, что у современных поколений около 50% патологий обусловлены нарушениями в структуре и функциях наследственного аппарата. Из 100 новорожденных каждые пять имеют выраженные генетические дефекты, связанные с мутациями или хромосом, или генов.
Генотипические факторы оказывают влияние не только на физическое нездоровье, они также способны вызывать отклонения в психической деятельности человека. Здесь проведенные научные исследования показали, что около 50% детей психически больных родителей, которые были усыновлены и с годовалого возраста воспитывались в нормальной семье, в дальнейшем страдали психическими заболеваниями. Действует и обратная связь. Ребенок, родившийся у психически здоровых родителей, попадая в семью с психическими отклонениями, не отличается по частоте заболеваний от нормальных детей. Наука располагает также данными о влиянии биологических факторов на предрасположенность к различным отклонениям от нормального поведения, к правонарушениям.
Получается, что есть необходимость исправлять «ошибки природы», т.е. необходима генная терапия наследственных болезней. И здесь на первый план выходит область молекулярной генетики, называемая генной (или генетической) инженерией. Генная инженерия – это раздел молекулярной биологии, прикладная молекулярная генетика, задачей которой является целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических и биохимических методов. Ее основой является на извлечение из клеток какого-либо организма гена или группы генов, соединение их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и внедрение полученных гибридных молекул в клетки другого организма.
Благодаря генной инженерии человечество может решить множество проблем медицины, генетики, сельского хозяйства, микробиологической промышленности и т.д. Она позволяет проводить целенаправленные манипуляции с генетическим материалом для создания новых или реконструкции старых генотипов. Достижения, имеющиеся в этой области, говорят о перспективности генной терапии в лечении наследственных болезней.
И тут возникает важный вопрос о социально-этической оценке и значимости генной инженерии вообще и генной терапии человека в особенности.
Где гарантии, что открытия генной инженерии не будут использованы во вред человеку, так же как множество открытий в области химии, физики и других наук. Мы оказались на развилке: или затормозить прогресс развития науки, или дать миру новые источники тревог.
Основная проблема находится в том, что основой генной терапии является введение в организм чужеродного генетического мате¬риала, что означает непосредственное вмешательство в генотип человека. Именно это и может стать той отправной точкой, которая в результате приведет к тому, что генная инженерия будет использована во вред человеку. Именно поэтому некоторые ученые и выступают активно против генной терапии.
Существующий уровень развития генной инженерии не позволяет большинству ученых взять на себя смелость дать однозначный ответ на все возникающие вопросы. И в тоже время выступления против генной терапии только лишь на основании того, что в организм человека вводится чужеродный матери¬ал, это в настоящее время не является весомым аргументом.
Сколько жизней спасла трансплантация органов, которая сегодня воспринимается без каких-либо этических переживаний. Точно также и введение в организм генетического материала вместо аналогичного, но не справляющегося со своими функциями вообще не будет происходить изменение генома. Важно понимать, что даже любое лекарственное средство, введенное в организм, является для него чужеродным и довольно часто сопровождается отрицательными последствиями.
Ученые, кто связывают исследования генома человека с покушением на свободное развитие личности и поэтому выступающие за их приостановление, становятся причиной ограничения процесса познания вообще. Ведь естественным фактором эволюции человека являются именно новые знания. Сами по себе самопознание и научные исследования не являются ни добром, ни злом. А вот их использование в дальнейшем могут быть вредными, а могут быть и во благо.
Исследование молекулярного строения генома способствует раскрытию механизма индивидуального развития человеческого организма и ведет к более глубокому пониманию эволюции человека. Эти исследования помогают вскрыть генную основу наследственных болезней и в итоге утверждают генную диагностику и терапию – а это прямой путь к благополучному решению практических задач.
В защиту развития генной инженерии можно сказать, что превратить человека в робота можно не только с помощью генной терапии, но и с помощью различных форм манипулирования сознанием людей (идеологическое, педагогическое, социально-политическое и др.). история полна такими примерами, но никому не приходит в голову запрещать психологию или педагогику. Да, важно осознавать, что наука может быть использована во вред. И вот здесь должен вступать в действие этический кодекс ученого. В случае с генной инженерией – это жесткие рамки биоэтики, понимание того, что главное – не навредить здоровью человека, не нанести вреда личности. И важно знать, что в настоящее время Россия сильно уступает передовым странам в области развития генетики. И положение ухудшится, если будет принят отказ на исследования в данной области.
В защиту генной инженерии можно сказать, что ее задачей является исправление недостатков природы, помощь в избавлении человечества от наследственных недугов, она дает возможность спасти миллионы жизней. Цели генной инженерии гуманны. Но, не стоит забывать и об улучшении социальных условий жизнедеятельности человека. Успехи генной инженерии возможны лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды, только так станет возможным стабилизировать геном и генофонд человека.

4 Экология и здоровье человека

Экология человека большое внимание уделяет изучению влияния окружающей обстановки на самочувствие людей. Именно «здоровье» эта наука считает главным понятием всех внедряемых в массы теорий и практик. Для оценки данного показателя ученые, как правило, изучают статистику, демонстрирующую показатели: рождаемости; смертности; средней ожидаемой продолжительности жизни; прироста человеческой популяции; возрастно-половой структуры населения; физического развития людей; заболеваемости и инвалидности.
С помощью современных методов экоэпидемиологии ученым удалось доказать связь между экологическим здоровьем человека и состоянием окружающей среды. Особенно чувствительными к внешним природным факторам оказались дети. Несмотря на то, что каждый знает о роли воздуха и воды в жизни человека, найти сегодня на Земле места, где они не загрязнены – настоящая проблема.
Хорошее экологическое состояние среды положительно сказывается на здоровье человека. Более того, пребывание на природе способно улучшить настроение, эмоциональное состояние, снизить проявления хронического заболевания.
Тем не менее, пренебрегая этими простыми истинами и игнорируя правила, которые предписывает экология человека, люди развивают различное производство, стремясь к комфорту и удовлетворяя всё новые потребности общества, строят дома в ущерб зеленым насаждениям и приобретают автомобили. В результате антропогенные нагрузки в разы превышают установленные нормативы. Неблагоприятная обстановка провоцирует у человека экологические заболевания. Вредные вещества, содержащиеся в атмосфере, воздействуют на организм при контакте со слизистыми оболочками или кожей. Загрязнители способны поражать органы зрения, накапливаться в тканях, костях, лимфатических узлах, вызывать спазмы голосовых связок, такие заболевания и проблемы как бронхит и астма.
С каждым днём ситуация усугубляется, атмосфера загрязняется, а экологические проблемы планеты в целом и каждого человека в частности увеличиваются, как снежный ком. В первую очередь, такому развитию событий способствует промышленность и рост числа транспортных средств. В воздух попадают опасные вещества, в том числе марганец, селен, ксилол, мышьяк, асбест, стирол. Далее проблема усугубляется – они оказываются в организме людей. Более того, современная наука доказала, что вода, которая так необходима для поддержания жизни, сегодня стала первопричиной более чем половины известных заболеваний. Чтобы хотя бы немного обезопасить себя от воздействия вредных веществ и осознать всю серьёзность проблемы, необходимо изучать основы экологии человека.
Загрязненные ядовитыми элементами вода, почва и воздух способны вызвать у людей: агрессию; генетические изменения; снижение иммунитета; бесплодие; заболевания внутренних органов.
Критическая ситуация в экологии – большая проблема современного человека, требующая незамедлительного принятия экстренных мер. К сожалению, по-настоящему действенные решения вопроса либо не выработаны, либо реализуются не в полной мере. Главные проблемы современного общества, как утверждает экология человека, это:
– загрязнение природной среды отходами промышленной и сельской деятельности;
– потепление климата и повышение уровня Мирового океана;
– озоновые дыры;
– кислотные осадки;
– эпидемии и неизлечимые заболевания;
– ухудшение состояния здоровья общества в целом;
– потребности в постоянном развитии экономики;
– большая скорость снижения биологического разнообразия, вырубки лесов;
– потребности в охоте на диких животных;
– потеря целых экосистем,
– потребности в добыче полезных ископаемых.
К экологическим потребностям человека сегодня, в первую очередь, относятся чистые воздух и вода, натуральные и полезные продукты, сохранение среды обитания в естественном виде. Кроме того, крайне важно понимание природы экокризиса, ошибок во взаимодействии с окружающим миром, необходимости коррекции экономики и политики.
Отказ человечества признавать первопричины проблемы, свои упущения и завышенные потребности в природных ресурсах обрекает мир на необратимую катастрофу и полное разрушение биосферы.
Соответственно, крайне необходимо искать пути восстановления среды. И для этого сегодня принимается ряд мер. Прежде всего, общество стремится отказаться от потребительско-технократического подхода к окружающему миру в пользу гармонии с ним. Для этого, в частности, всё активнее разрабатываются и применяются в промышленности природосберегающие и безотходные технологии замкнутого цикла, поводится экспертиза новой продукции. Кроме того, с целью сохранить своё здоровье и экологическую обстановку на достойном уровне люди стараются ввести разумное самоограничение в расходовании различных природных ресурсов. Экология человека считает эти меры наиболее важными для достижения необходимого результата.
Однако, ощутимый эффект любые самые действенные решения могут дать только при условии объединения сил всех государств для спасения природы. Необходимо формирование у людей особого сознания, понимания ими природы как некоего живого существа, над которым невозможно властвовать безнаказанно. Все это дает надежду на успешное разрешение проблемы и стабилизацию экологической ситуации.
Заключение
В настоящее время в общей теории проблемы антропогенеза не все до конца выяснено и не все до конца объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Единственное, что остается несомненным: человек – это продукт естественного развития природы. Психику человека составляют два уровня – сознательное и бессознательное. Соотношение обоих уровней по отношению друг к другу динамично и зависит от деятельности человека. Сознание задействовано в том случае, если деятельность осознается и контролируется, а вот если деятельность не контролируется, то это говорит о том, что на первый план вышла бессознательная часть психики. Человек – часть живой природы, но рассматривать его только как биологический объект не правомерно. Объективно рассмотрение человека с трех позиций: биологической, психологической, социальной позиций. Человека характеризуют три понятия – «индивид», «личность», «индивидуальность».
В настоящее время в обществе есть одна глобальная проблема – критическая ситуация в экологии и она требует незамедлительного принятия экстренных мер. К сожалению, по-настоящему действенные решения вопроса либо не выработаны, либо реализуются не в полной мере.
Многие проблемы человечество в настоящее время можно решить с помощью генной инженерии. Но возник правомерный вопрос: Где гарантии, что открытия генной инженерии не будут использованы во вред человеку, так же как множество открытий в области химии, физики и других наук? И здесь только один ответ: Сами по себе самопознание и научные исследования не являются ни добром, ни злом. А вот их использование в дальнейшем могут быть вредными, а могут быть и во благо. В случае с генной инженерией необходимы жесткие рамки биоэтики, понимание того, что главное – не навредить здоровью человека, не нанести вреда личности. В защиту генной инженерии можно сказать, что ее задачей является исправление недостатков природы, помощь в избавлении человечества от наследственных недугов, она дает возможность спасти миллионы жизней.

*****
Данная курсовая работа на тему “Человек как предмет естественнонаучного познания” опубликована на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепции современного естествознания / Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 448 с.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учеб. – М.: Высшая школа, 2013. – 488 с.
3. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 248 с.
4. Концепции современного естествознания: учеб. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф.Голубь и др. – М: ЮНИТИ, 2012. – 271 с.
5. Проблемы последствия современного научно-технического прогресса. – М.: LAP, 2011. – 240 с.
6. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 384 с.
7. Человек в единстве социальных и биологических качеств. – М.: Либроком, 2012. – 384 с.
8. Чернов К. Системнология, теория и приложения техногенной безопасности. – М.: LAP, 2013. – 224 с.

Просмотров: 2