Архивы – как социокультурный феномен. Сущность понятия «архив». Значение архивов для общества»


Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….3
1 Сущность понятия «архив»………………………………………………………4
2 Состав и структура Архивного фонда РФ……………………………………..10
3 Роль архивов в современном обществе………………………………….…….13
Заключение………………………………………………………………….……..18
Список литературы……………………………………………………….……….20

Помощь студентам — Перечень дисциплин, по которым авторы выполняют дипломные и курсовые работы на заказ

Ознакомьтесь с этими статьями, возможно это как раз то, что вы искали:
Задачи по предмету «Эконометрика»
Курсовая работа по социологии на заказ

Введение

Архивы и сохраняемые ими архивные документы — неотъемлемая и важнейшая часть культурной памяти общества, культурного наследия человечества. Архивные документы — бесценное хранилище информации о прошлом — для настоящего и будущего: они хранят ответы на многие вопросы историков и современников — даже на те, что еще не были им заданы исследователями.

Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации.

Актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к значению архивов в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель – изучение понятия «архив», его задач и значения для общества.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— рассмотреть сущность понятия «архив»;

— раскрыть состав и структуру Архивного фонда РФ;

— обосновать роль архивов в современном обществе.

Формат информационного общества не препятствует сохранению традиционных функций архива, он вполне позволяет их соблюдать при соответствующем участии человека. Поэтому если человек будет идентифицировать себя не только лишь через функцию пользователя, но и как личность, как живое начало культуры, то архив будет ему необходим и в традиционном своем виде. В этом случае архив может выступать не только как объект человеческой деятельности по самоидентификации, но и как инструмент.

1 Сущность понятия «архив»

Мало кто знает, что действующая ныне сеть государственных архивов, куда граждане обычно ходят за справками по установлению трудового стажа, имеет относительно не столь давнее, а именно сугубо советское прошлое. Сегодня все желающие могут свободно посещать читальные залы архивов, составлять родословные и заниматься поиском других интересующих их данных. Не только благодаря тому, что большинство архивных фондов открыто для общего пользования. Сама возможность подобной работы обеспечивается концентрацией документов в пределах единых государственных архивохранилищ. Но так было не всегда.

Слово «архив» происходит от латинского слова «archivum» — присутственное место, где заседали органы власти, создавались важные государственные акты. Его аналог в греческом языке — «archeion» [7, с.4].

Название «архив» появилось в русском языке при Петре I, но понятие о хранении актов известно с момента их создания. Архив, это память общества, наша история. Архивное дело уходит своими корнями вглубь веков. В последние годы интерес к архивам неуклонно возрастает. Мы должны не только сохранять, но и собирать это наследие.

В настоящее время существует несколько значений понятия архив [4, с.9]:

1) государственное либо негосударственное учреждение, организация, осуществляющие комплектование, учет, хранение и использование архивных документов в интересах пользователей;

2) структурное подразделение, отдел государственного либо негосударственного органа, предприятия, учреждения, организации, занимающийся хранением оконченных производством дел;

3) подлежащая хранению совокупность документов созданных в процессе деятельности организации, жизни отдельного лица (лиц) (архив А.С. Пушкина, архив Н.Н. Улащика, архив униатских митрополитов и т.п.);

4) непосредственно здание, помещение, где хранятся документы, в значении «архивохранилище»;

5) слово «архив» иногда используется в значении «публикуемый сборник документов», происходящих из архива какого-либо лица, учреждения, в качестве названия периодических изданий («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», «Архив Любартовичов-Сангушек», «Исторический архив»);

6) в электронных информационных ресурсах в значении «неактуальная, устаревшая информация (более ранний вариант интернет-страницы сайта новостей»), а также сжатая, «заархивированная» информация.

Сегодня архив институционально, выражаясь словами В. Подороги, представляет собой «собрание и хранилище следов времени прошлого, исторически пассивных и даже мертвых» [9], тогда как в исторически более ранние времена (до XIX в.) архивы представляли собой документальные хранилища различных юридических документов. Как пишет В. Эрнст, «до того как архивы были освоены историками, они служили исключительно законодательной и юридической практике; специалист по истории Средневековья Хартман Букманн называет архивы в эпоху, предшествующую Новому времени, «арсеналом законников» [6, с.12].

Главная задача архивов — это сохранность документов, постоянный контроль, за их физическим состоянием.

До революции в стране не было единой государственной архивной службы, и все документы и частные коллекции были рассредоточены по различным ведомственным архивам. 1 июня 1918 года вышел декрет Совнаркома РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела», означавший создание единой госструктуры по хранению документации госучреждений [3]. Ученые и интеллигенция, полагавшие, что это положит конец раздроблению архивных фондов и соответственно облегчит доступ к ним исследователей, встретили этот декрет с одобрением.

Однако с 1920-х годов наметилась тенденция отбора на хранение документации местных учреждений в центральные отраслевые архивы по принципу ведомственного подчинения. Это коснулось в первую очередь так называемых «силовых» организаций.

С конца 1920-х и в 1930-е годы в стране развернулись кампании по массовому уничтожению документов, которые преследовали не только служебные, но и, очевидно, политические цели. Это, безусловно, самый насыщенный период в жизни страны не только по вопросам коллективизации и индустриализации накануне предстоявшей войны, но и по теме «массовых репрессий».

Еще в 1920-е годы ОГПУ стало проявлять интерес к архивным фондам для поиска компрометирующих сведений на советских работников, а также выявления ретроспективных данных о потенциальных и действительных иностранных агентах. Обеспечение этой деятельности как преобладающего направления в работе тогдашнего ЦАУ (центральное архивное учреждение) при Совнаркоме СССР и его местных органов привело к соответствующим управленческим решениям. Приказом №00641 НКВД СССР от 28 сентября 1938 года, изданном на основе решения Верховного Совета СССР от 16 апреля того же года, еще в бытность Николая Ежова наркомом Внутренних Дел, на базе ЦАУ было создано Главное архивное управление НКВД СССР, как центральный орган управления всеми архивными учреждениями Союза ССР [5, с.12].

Сбор компромата на свое окружение или поиск «шпионов» Сталин мог осуществлять и на базе старой структуры, Но это был, очевидно, чисто политический шаг, оградивший архивы через подчинение НКВД от вмешательства местных партийных и советских начальников, а также, поставивший информационную базу государственных архивов под прямой контроль оперативных органов НКВД в условиях неизбежности подготовки к предстоящей войне.

С другой стороны, инициатива передачи государственных архивов в НКВД приписывается самому руководству ЦАУ РСФСР И СССР в лице его управляющего Н.В. Мальцева, заинтересованного в усилении полномочий своего управления. Но это, скорее, сопутствующий субъективный фактор, только отражавший общую тенденцию.

Подобные преобразования были проведены и на местах в форме передачи местных архивов, преобразованных в государственные архивы и их филиалы, архивным отделам местных УНКВД. Таким образом, практика вторжения спецслужб в сферу деятельности архивов была узаконена в административном порядке.

Руководство главка, руководители центральных архивов в Москве и начальники архивных отделов и управлений союзных и автономных республик, краев и областей относились к номенклатуре госбезопасности.

Оперативно-административные подразделения ГАУ НКВД по состоянию на 1 января 1940 года, за вычетом специалистов и технического персонала архивов, представленных гражданскими служащими, насчитывали 233 человека [5, с.14]. То есть, примерно по одному офицеру-координатору на регион, в качестве руководителя местного архивного отдела, включая автономные республики и регионы союзных республик, плюс штаты центральных и союзно-республиканских органов.

Возглавил новое управление бывший член следственной комиссии НКВД по пересмотру личного состава ЦАУ капитан госбезопасности И.И. Никитинский.

С включением государственных архивов в НКВД усложнился и порядок приема на работу в них. Каждая кандидатура вплоть до технических работников должна была согласовываться с горотделом НКВД, а после утверждения в областном архивном отделе прием на работу оформлялся приказом по областному УНКВД. Одновременно на базе ГАУ НКВД был создан ряд профильных отделов, основное значение в работе которых приобрел «отдел секретных фондов» или так называемый 11-й отдел, где были сосредоточены все документальные материалы, которые могли использоваться контрразведкой или для борьбы с внутренней оппозицией.

Помимо обязательств о неразглашении государственных тайн сотрудниками, допущенными к секретным фондам, работники архивов заполняли специальную анкету работника НКВД, по развернутой форме, с обязательством сообщать обо всех своих контактах с иностранцами, а также контактах с ними своих родственников и знакомых, работающих в иномиссиях.

Тем самым Сталин, или его окружение, неважно, обезопасили архивы от произвола местных властей, как они, видимо, думали, а с другой стороны, через ужесточение кадровой политики защитили архивы от проникновения и влияния иностранных эмиссаров.

Закономерно, что государственные архивы России и СССР в целом в этот период стали элементом глобальной сети по сбору информации и секретного администрирования в части поиска и защиты ретроспективных сведений, которые могли представлять какую-то ценность для интересов и безопасности государства. Об интересах «личности и общества», правах исследователей в условиях царившей тогда «чрезвычайщины» речь по понятным причинам не шла…

Среди ученых-архивистов постперестроечной поры было распространено мнение, что передача архивов в НКВД сыграла исключительно отрицательную роль. Сложно ответить, кто несет большую ответственность за массовое уничтожение документов в 1930-е годы — ОГПУ или местные партийно-советские кадры, как и на то, кто в конечном счете способствовал их большему сохранению — ученые-архивисты или чекисты. Для каких целей, это другой вопрос. Но вряд ли в условиях надвигавшейся войны отечественные архивы могла ожидать какая-то иная участь, кроме той, которая нам известна.

Провозглашенный в послевоенные годы принцип коммунистической партийности уже не давал возможности так широко отбирать документы на хранение. Поэтому за период примерно с 1940-х (возможно, и ранее) до середины 1990-х гг. мы не найдем в составе Архивного фонда страны (ГАФ СССР) документов общественных движений, официально непризнанных и даже порой совершенно безобидных типа Клуба самодеятельной песни (КСП), фондов диссидентов (хотя отдельные их документы откладывались в фондах организаций и учреждений, занимавшихся проблемой диссидентства) или фондов лиц, признанных антисоциалистическими элементами или еще каких-либо антигосударственных лиц.

После «ухода со сцены» принципа коммунистической партийности мнение специалистов об уместности такого типа принципа в новых политических, социально-экономических условиях разделилось: одни считали (и продолжают считать), что архивы в первую очередь обслуживают государственный аппарат, который является выражением воли одной или нескольких партий; другие же говорили, что документы должны отбираться, объективно освещая все стороны жизни общества — на заре перестройки именно так и случилось: стихийно возникали «народные фронты», документы которых в ряде случаев поступили на государственное хранение; в ходе предвыборных компаний заборы обклеивались разного рода листовками — и они стали объектом собирания архивами, и таких примеров можно привести множество.

Теперь страна переживает период «филиализации» отдельных отраслей. Судьба документов филиалов и представительств должна в идеале решаться одинаково. Многие организации, как и положено, формируют свои документы и документы филиалов, представительств в единый фонд; некоторые разрешают территориально удаленным филиалам самим хранить документы и по месту нахождения передавать в государственный или муниципальный архив на хранение, что документально обязательно оформляется; другие же даже не придают значения вопросам сохранности и дальнейшего хранения документов своих филиалов и представительств — именно последние два случая особенно ведут к раздробленности архивных фондов организаций.

Надо сказать, что в свое время принцип недробимости архивного фонда сыграл очень важную роль в деле сохранения в единстве документальных комплексов министерств и ведомств бывшего СССР, переданных на государственное хранение. После распада СССР многие бывшие союзные республики страны стали претендовать на те части документов из фондов союзных министерств и ведомств, которые информационно касались этих республик. Только принцип недробимости архивного фонда, провозглашенный и принятый также в этих же союзных республиках, помог доказать несостоятельность подобных притязаний и сохранить в целостности архивные фонды союзных министерств и ведомств.

Таким образом, многие события человеческой жизни можно узнать благодаря сохранившимся архивным материалам. Так, опираясь на архивные документы, возможно, узнать историю любой страны.

2 Состав и структура Архивного фонда РФ

В ст. 3 Федерального закона от №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» дается следующее определение: «Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению» [1].

Под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две части [8, с.24]:

— государственную;

— негосударственную.

Хранение государственной части Архивного фонда России осуществляется архивами [1]:

— государственными;

— федеральные;

— субъектов федерации;

— ведомственными;

— архив организации;

— центральный архив;

— центральный отраслевой архив;

— объединенный ведомственный архив;

— объединенный межведомственный архив.

Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования.

Государственные архивы — это учреждения, которые осуществляют собирание, хранение и организацию архивных документов в целях их всестороннего использования. Государственные архивы хранят постоянно (т.е. вечно) наиболее ценные архивные документы. Главная задача государственных архивов — служение исторической науке. Поэтому государственные архивы иногда называют историческими.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, отнесенные к государственной собственности, до передачи на постоянное хранение, временно, в пределах сроков, установленных Федеральной архивной службой России, хранятся в организации.

Итак, кроме государственных архивных учреждений, в каждой организации должен существовать свой архив. Ведомственные архивы выполняют сходные с госархивами функции, работают в соответствии с правилами, обеспечивая преемственность в некоторых направлениях деятельности госархивов, что дает определенные экономические выгоды государству.

Ведомственные архивы — структурные подразделения учреждений или ведомств, хранящие документы этих ведомств и организующие их использование для информационного обеспечения их работы.

Основные правила работы архивов организаций определяют основные задачи архива организации [2]:

— комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве;

— учет и обеспечение сохранности документов;

— создание научно-справочного аппарата к документам архива;

— использование хранящихся в архиве документов;

— подготовка и передача документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, на постоянное хранение в соответствии со сроками и требованиями, установленными Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации.

В зависимости от компетенции (функций) организации могут создаваться следующие виды архивов [2]:

— центральный архив федерального органа власти или органа власти субъекта Российской Федерации, хранящий документы аппарата органа власти, документы организаций непосредственного подчинения и других организаций, включенных в список источников комплектования архива, утвержденный руководителем органа власти;

— центральный отраслевой архив, хранящий документы всех организаций, отнесенных к определенной отрасли, всех уровней подчиненности и независимо от их территориального расположения;

— объединенный архив, хранящий документы нескольких организаций отрасли, связанных системой соподчиненности или однотипных по профилю деятельности;

— архив организации, хранящий документы только данной организации и ее предшественников. Центральный отраслевой архив хранит документы организаций отрасли всех уровней подчиненности независимо от их территориального местонахождения. Центральный архив министерства, ведомства хранит, как правило, документы центрального аппарата министерства и организаций непосредственного подчинения.

Объединенный архив хранит документы организаций, связанных соподчиненностью или однотипных по профилю деятельности, например, лечебные и хозяйственные организации Горздрава.

Объединенные ведомственные архивы создаются в целях обеспечения сохранности документов небольших учреждений, рациональной их организации, обеспечивающей оперативное использование документов.

Для организаций, осуществляющих временное депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, основные задачи архива определяются в соответствии с соглашениями и договорами, заключенными ими с учреждениями Федеральной архивной службы России Основные правила работы архивов организаций.

В соответствии с главными задачами определены основные функции архивов, расширение которых зависит от категории учреждения — источника комплектования и профиля архива.

3 Роль архивов в современном обществе

Значение архивов для общества и государства трудно переоценить хотя бы потому, что вряд ли найдется человек ни разу в жизни не обратившийся к услугам архивистов. В архивах накоплены ценнейшая информация по истории нашей страны, официальные документы, того или иного события, периода в развитии государства. Уровень развития архивного дела влияет на процесс исторического познания, это, в свою очередь, обеспечивает повышение общественного сознания и способствует самоидентификации современного социума [9].

28 февраля 1720 года был опубликован, подписанный Петром Великим «Генеральный регламент или Устав» — первый в России общегосударственный правовой акт, определявший основы организации централизованной системы архивного дела в стране. Генеральный регламент предписывал центральным государственным учреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учет государственных бумаг и вводил государственную должность архивариуса. Реформы Петра 1 положили начало государственной архивной службе России.

1 июня 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» [3]. В соответствии с этим законодательным актом документальные материалы всех учреждений дореволюционной России и всех учреждений, образовавшихся после Октябрьской революции, были объявлены собственностью государства и включены в состав Единого государственного Архивного фонда (ЕГАФ).

Под организацией ЕГАФ не подразумевалось объединение всех архивных фондов в одном месте. Это было бы и технически не осуществимо. Речь шла о создании под руководством ГУАД многих архивохранилищ, об объединении архивных фондов в комплексы по признаку, обеспечивающем правильную систему и обработки и возможность широкого использования.

Система ЕГАФ действует и в настоящее время, она прошла проверку временем и выстояла все бурные дни истории нашего государства, как единственная система, которая в полной мере обеспечивает сохранность архивных документов.

В настоящее время архивный отдел проводит свою работу в соответствии с Федеральным Законом от 01.01.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле РФ», нормативно-правовыми актами, Положением об архивном деле [1], [2].

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд России делится на государственный и негосударственный. Государственная часть архивного фонда РФ хранится в федеральных и муниципальных государственных, а также ведомственных архивах. В 2015 году в Архивном фонде Российской Федерации находилось более 700 000 000 единиц хранения на различных носителях, самые ранние из которых датируются 11 веком [7, с.38]. Архивная служба выполняет миссию по сохранению документальной части историко-культурного наследия нашей страны. В архивах хранятся документы, необходимые для обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности России, ее внешнеполитической деятельности, эффективного функционирования всех государственных структур, развития отечественной науки и культуры. Архивы России непрерывно и кропотливо пополняются, хранящиеся в них документы отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют бесценное историческое, научное, социальное, политическое, экономическое и культурное значение.

За годы своей деятельности многие поколения архивистов успели выработать главные направления данной профессии. Их основными обязанностями можно назвать обеспечение сохранности документов, а также их собирание (комплектование) и научное использование. Можно сказать, что современные архивы являются свидетелями истории становления и развития российского государства. А труд работников архивов является интересным и даже незаурядным.

Ведь в современном мире архивы являются хранилищами исторической и социальной памяти человечества. На основании имеющихся на хранение в архиве документов, выдаются архивные справки или копии документов, от которых зависит порой судьба человека: в одних случаях это дает право на получение льгот, в других — назначение пенсии, устанавливает стаж работы; также копии выданных документов помогают установить право собственности на недвижимость и земельные участки в учреждениях юстиции.

Архивные работники в повседневной работе сталкиваются с целым рядом затруднений, которые только на первый взгляд кажутся «мелкими», но сказываются на качестве обслуживания граждан. Например, часть обращающихся граждан не могут сформулировать запрос в архив, а зачастую заявители при потери трудовой книжки и вовсе не помнят где и когда работали, поэтому бывает трудно определить местонахождение документов, названных в запросе, из-за административно-территориальных изменений, реорганизаций предприятий, учреждений, их переименований. Поэтому для выполнения запросов необходимо помнить сведения обо всех изменениях, происходивших с учреждением, то есть сведения по истории фондообразователя.

Хотелось бы также отметить, что работа архивистов не заключается только в выдаче копий документов или архивных справок. Сотрудники службы также участвуют в издательских проектах, они готовят интересные выставки на основе документальных материалов, проводят лекции, беседы и экскурсии, а также осуществляют публикации и сообщения в СМИ и т.п. Наряду с этим архив оказывает методическую и практическую помощь в ведении делопроизводства учреждений; ведется определенная работа по поиску фотодокументов и материалов, связанных с историей, предприятий, организаций. Оказывается помощь краеведам и школам в научно-исторических исследованиях. Все это способствует повышению общей культуры населения и интереса к прошлому.

Архивы всегда посещаются многочисленными исследователями, т.к. в них можно найти массу полезной и даже уникальной информации. Необходимо отметить, что архивы или архивные документы непрерывно и кропотливо пополняются.

Еще не так давно архивисты в своей деятельности использовали в основном только ручку и бумагу. С начала двухтысячных годов в их распоряжении появились компьютеры, принтеры и сканеры. Современный архивист является не только квалифицированным специалистом в своей области, он также умеет грамотно использовать в своей работе достижения информационных технологий. Эта профессия в настоящее время требует глубоких знаний не только специфики архивного дела, но также исторических знаний, знаний многих юридических вопросов, умения работать с компьютерной и множительной техникой.

В последние годы роль и значение архивов в общественной жизни изменились. Значительно увеличился интерес к ретроспективной документной информации. Возрастает интерес к истории отечества, родного села, своего рода, к событиям прошлого. Поэтому одним из ведущих направлений деятельности является использование документов архива.

В каждом районе, в каждом уголке нашей страны есть много моментов, представляющих интерес для нашей деятельности. Богатая история дает нам возможность найти приложение сил для многих исследователей-энтузиастов, а если эти энтузиасты еще и обладают необходимыми научными знаниями, то успех, можно сказать, наполовину обеспечен.

Одним словом, краеведам-историкам есть широкое поле деятельности. События только тогда выступают во всей многогранности, когда мы располагаем сведениями различных источников, они помогают воссоздать более полную картину прошедших событий. И задача историков-архивистов не только собрать все возможные документы, связанные с богатой историей России, но и воспитать в людях уважение к нашей общей истории, уважение к материальным свидетельствам прошедших эпох, к документам, которые им сопутствовали.

Заключение

Многие события человеческой жизни можно узнать благодаря сохранившимся архивным материалам. Архивы — это помещения, оснащенные специальным оборудованием для хранения документов или фото и киноматериалов. Если необходим какой-либо документ, то обратившись в соответствующий архив, можно получить копию этого документа или просто ознакомиться с его содержанием, сделав нужные выписки. Так, опираясь на архивные документы, возможно, узнать историю любой страны. Причем не только в бумажном виде, но и просмотреть фото и кинодокументы.

Государство может потерять богатство, казну, как это часто бывает в истории. Но все это со временем можно восполнить и восстановить. Но невозможно восстановить потерянные архивные материалы. Поэтому архив — это бесценный источник, где хранятся уникальные материалы общественно-политической деятельности выдающихся людей и факты исторических событий. В этом заключается значимость архива как источника научного познания и социально-философского осмысления исторических событий, достижения материальной и духовной культуры, преемственность связей поколений у каждого народа и социального прогресса общественной жизни.

Нельзя допускать утраты духовно-нравственных ценностей, которые были накоплены на протяжении всей истории человечества. У каждого народа есть уникальная культурная ценность. Утрата ценностей любого народа есть утрата для всего человечества, но в первую очередь — это огромная потеря для самого народа, этноса данной страны.

Сейчас в России не ценят культуру, идет снижение духовности народа. Мы часто ссылаемся на трудности жизни и говорим о разрушении всей сферы общественно-политической и культурной жизни общества. А утрата духовно-нравственных ценностей, накопленных веками, является одной из наиболее важных проблем современного социума. Каждый человек, независимо от возраста, должен помнить, и главное, осознавать, что без прошлого нет настоящего и будущего. В этих условиях мы должны бережно относиться к творческому наследию.

И как следствие, довольно часто, в обыденном сознании можно встретить различные мнения об архивах. Например, что это всего лишь хранилища, куда списывают старые бумаги. Или, наоборот, они являются режимными учреждениями со строгим доступом, куда приходят избранные, которые имеют право искать необходимые им документальные свидетельства.

Однако, работа по сохранению и популяризации исторического наследия России является одной из важнейших задач архивной службы в целом. Архивы способствуют решению задач социально-экономического продвижения страны, развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению, обеспечивают научное познание прошлого. Большинство серьезных научных работ основывается на изучении подлинных документов в читальных залах. И, конечно же, особое значение сегодня приобретает работа в интернете. От ее правильного и успешного решения во многом зависит устойчивое развитие исторической науки страны, объективное и правдивое толкование сложнейших исторических событий.

Для сохранения менталитета своего народа, развития сознании подрастающего поколения современное общество должно постоянно работать с молодежью и пропагандировать духовно-нравственные ценности нашего народа. Архив — место соединения прошлого, настоящего и будущего. Благодаря архиву сохраняется связь времен, история развития культуры и общественной жизни. В этом заключается значение архива как источника культурно-исторической информации. Мы должны гордиться тем, что у нашего народов богатая история духовной культуры и уникальные этнокультурные традиции.

Список литературы

1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2016 г. №43-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 октября 2004 г. №43 ст. 4169.
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп. от 15 февраля 2016 г. №28-ФЗ) // Российская газета. 30 июля 2010 г. №168.
3. Декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела»
4. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник для сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – М.: «Академия», 2014. – 272 с.
5. Басакина Н.В. Организация подготовки и передачи на архивное хранение документов учреждений различных форм собственности // Секретарское дело. 2012. №3. С. 12-15.
6. Зорькин В.Д. Правовая трансформация России: вызовы и перспективы // Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в современном мире: Сборник статей. Ответственные редакторы: В.Д. Зорькин, П.Д. Баренбойм. — М.: ЛУМ, Юстицинформ, 2013. – 322 с.
7. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учеб. пособие / С.И. Цеменкова; [науч. ред. Л.Н. Мазур]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 155 с.
8. Козлов В.П. Российское архивное дело. Архивно-источниковедческие исследования. — М.: ТЕРМИКА, – 512 с.
9. Серегин А. Общественная миссия архивов. МГИМО