Анализ внешней и внутренней среды предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»


Пункт 2.2 дипломной работы на тему “Разработка проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов (на примере Восточно-Сибирской дирекции по управлению движения ОАО «РЖД»)”

Узнать стоимость и заказать дипломную работу по Экономике, Финансам, Менеджменту на любую тему вы можете напрямую у автора, без посредников.

“Написание дипломных и курсовых на “4” и “5” лично автором – без посредников:

    • переходите на

Личную Страницу автора ВКонтакте

    • пишите на e-mail:

gamma.gamma.m@mail.ru

Сначала проведем анализ внешней и внутренней среды предприятия.
I) Анализ макросреды
Проведен анализ внешней среды организации по следующим факторам: экономические, политические, социально-демографические, научно-технические.
Экономические факторы
1) Инфляция
В целом по стране динамику инфляции можно назвать нестабильной (рисунок 2.4). Так в 2014 году произошел резкий инфляционный скачек с 6,45% до 11,36%. В 2015 году рост продолжился и достиг значения в 12,9%. В 2015 году отмечен спад до 5,4%, в 2016 году – до 2,5%.
А вот по прогнозу на 2018 год вновь ожидается повышение, которое по официальным сообщениям из Министерства финансов и Центробанка РФ (аналитики данных ведомств зачастую представляют одинаковые версии экономических событий в будущем), в 2018 году инфляционный показатель не должен превысить 4% [] .
Рисунок 2.4 – Динамика инфляции за 2010 – 2017 годы
Цены на товары и услуги сильно зависят от инфляции, при этом эта зависимость не является корреляционной. Ежегодно производится индексация тарифов РЖД относительно тарифов предыдущего года с учетом уровня ожидаемой инфляции, но не пропорционально ей.
В 2015 на все перевозки РЖД тарифы выросли на 12,9%. Повышение тарифа РЖД на перевозки на 2016 год составляло 9%. На 2017 год – 4% плюс 2% на капремонт [] .
В 2018 году тарифы РЖД проиндексированы на уровне «инфляция минус» на 3,9% к уровню тарифов 2017 года с дополнительной надбавкой в 1,5% для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства.
В 2019 году запланирован рост тарифа еще на 4% относительно тарифа 2018 года.
Как мы видим, прямой зависимости между инфляцией повышением тарифа нет, однако, повышение тарифа происходит именно из-за инфляции.
Важно определить, как повышение тарифа сказывается на грузообороте и пассажирообороте – не приводит ли повышение тарифа к их сокращению.
Относительно предыдущего года в 2015 году грузооборот увеличился на 0,2% и составил 2 305,5 млрд. тонно-км [] . Грузооборот в 2016 году увеличился на 1,6% – до 2344, 2 млрд. тарифных тонно-км [] . В 2017 году – вырос на 6,4% и составил 2491,4 млрд. тарифных тонно-км [] .
Пассажиропоток в 2015 году относительно 2014 года сократился, и отрицательная динамика сохранялась также в течение I квартала 2016 года (–2,3 % к 2015 году), и только начиная с апреля ситуация начала стабилизироваться. Этому способствовала планомерно проводимая маркетинговая работа, поддерживающая ценовую доступность перевозок, а также расширение маршрутной сети и повышение скорости. Кроме того, на постоянной основе велась работа по улучшению сервисов и дополнительных услуг для пассажиров.
В результате по итогам 2016 года пассажирооборот железнодорожного транспорта вырос на 3,4 %. Количество отправленных пассажиров выросло на 1,6 % – до 1 037 млн. человек [] . Пассажиропоток РЖД в 2017 году вырос на 7,8% – до 1,12 млрд. человек [] .
Таким образом, мы видим, что тарифы РЖД ежегодно увеличиваются, при этом их рост не имеет прямой зависимости от инфляции в стране. Повышение тарифов за период с 2015 по 2017 годы не вызвало сокращения объемов грузооборота, а вот пассажиропоток в 2015 году сократился и улучшить ситуацию получилось только благодаря проведенной в начале 2016 года маркетинговой работе с ценами, что позволило сначала прекратить отток пассажиров из отрасли, а затем добиться увеличения пассажиропотока.
2) ВВП, налоги
ВВП в период с 2010 по 2017 годы ежегодно растет (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – ВВП Росси за период с 2010 по 2017 годы, млрд. руб.
Осуществляя прямую деятельность по перевозке грузов и пассажиров, Холдинг «РЖД» обеспечивает значительный вклад в консолидированный бюджет России.
В период 2010-2012 гг. ОАО «РЖД» выплатило 772,2 млрд. руб. налогов и сборов, что составило 1,28% консолидированного бюджета РФ. К сожалению, в рассматриваемый период наблюдается неумолимая тенденция к снижению данного показателя. С 2010 по 2012 год доля компании в консолидированном бюджете сократилась на 41%, с 1,58 до 1,12%. [] .
В 2015 году выплачено налогов и сборов на сумму 120,8 млрд. руб., в 2016 году – 151,6 млрд. руб. По данным на конец 2017 года он входит в тройку крупнейших налогоплательщиков – ПАО «Сбербанк России», ОАО «РЖД» и АО «Сибирский Антрацит».
Таким образом, Холдинг «РЖД» играет значительную роль в формировании консолидированного бюджета нашей страны. Можно сказать, что от успешности его деятельности в определенной мере зависит успешность страны в целом.
3) Заработная плата и уровень дохода населения по Иркутской области
Среднемесячная зарплата в промышленности по Иркутской области ежегодно увеличивается (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 – Среднемесячная зарплата в промышленном секторе по Иркутской области
По оценке Министерства экономического развития РФ среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций Иркутской области за сентябрь 2017 года составила 36 386 руб., что больше прошлого года на 6% [] . В целом в 2017 году оплата труда была ниже, чем по стране на 4,5% [] .
По данным Иркутскстата среднемесячная заработная плата работников Иркутской области за январь 2018 года составила 37 959,6 руб. (рисунок 2.7), что на 8,9% выше, чем за январь 2017 года (по предварительным данным в среднем по РФ – 38 400 руб., что на 1,2% выше областного значения) [] .
Рисунок 2.7 – Среднемесячная зарплата по отраслям экономики по Иркутской области в 2018 году
Основным драйвером роста заработной платы в 2018 году стало увеличение заработной платы в бюджетном секторе. Темпы роста заработной платы в отраслях, где основную долю занимают учреждения бюджетного сектора, за январь 2018 года отмечены в среднем в пределах 116,9-131,7%, в то время как в промышленном секторе – 106,3% [] .
Рост заработной платы в бюджетной сфере главным образом обусловлен проводимой работой по увеличению заработной платы в рамках исполнения «майских» Указов Президента РФ, индексацией заработной платы в бюджетной сфере на 4% и увеличением минимального размера оплаты труда в Российской Федерации на 21,7% с 1 января 2018 года [] .
В реальном секторе экономики отмечен значительный рост заработной платы (выше среднеобластного значения) в отрасли добычи полезных ископаемых (на 11,9% по отношению к аналогичному периоду 2016 года).
Наиболее высокий уровень заработной платы, сложившийся за январе 2017 года в добыче полезных ископаемых (76 957,9 руб.) превысил самый низкий в сфере деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (18 402,1 руб.) в 4,1 раза [] .
Реальная заработная плата в январе 2018 года относительно аналогичного месяца 2017 года составила 106,6% (по предварительным данным в среднем по Российской Федерации – 106,2%) [] .
Среднедушевой доход населения Иркутской области показан на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Среднедушевой доход населения Иркутской области за 2011-2017 годы, руб.
Среднедушевой доход населения Иркутской области за период с 2011 года по 2015 год имел тенденцию роста, а с 2015 года по 2017 годы мы видим ежегодное сокращение.
Реальные денежные доходы населения Иркутской области за декабрь 2017 года сократились по сравнению с декабрем предыдущего года на 3,4%. Впрочем, в декабре доходы стали на 38,9% больше, чем в ноябре. Среднедушевой денежный доход населения в последнем месяце прошлого года составил 30963 рубля, в среднем за весь 2017 год – 22193 руб. [] .
В целом за январь-декабрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года реальные доходы уменьшились на 4,1%, а реальные располагаемые доходы – на 5,8%. Покупательная способность среднедушевого дохода – 7,9 набора из 33 продуктов (8,1 – в декабре 2016 года и 5,8 – в ноябре 2017 года) [] .
Таким образом, мы видим взаимосвязь между сокращением пассажиропотока, о чем мы писали выше, и реальными денежными доходами населения. Зарплата имеет тенденцию увеличения и инфляция имеет тенденцию увеличения, при этом взаимосвязь между повышением тарифов РЖД и сокращением пассажиропотока мы обнаружили лишь проанализировав реальные денежные доходы населения. Теперь понятно, что пассажиропоток сократился в 2014-2015 годы из-за сокращения реальных денежных доходов населения. И, как уже было отмечено выше, только грамотно проведенная в РЖД маркетинговая работа по ценообразованию позволила увеличить пассажиропоток, т.к. реальные доходы населения не позволяли покупать билеты по предлагаемым ценам.
Политические факторы
В первую очередь Холдинг «РЖД», в том числе и «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движением», в своей деятельности подчиняются Конституции РФ, а также Кодексам (Гражданский, Уголовный и др. в зависимости от ситуации).
Основными документами, определяющими порядок функционирования железнодорожного транспорта, являются законы РФ:
– «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
– «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Кроме того, Правительство РФ приняло ряд постановлений, определяющих порядок деятельности железнодорожного транспорта в условиях функционирования ОАО «РЖД» и Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.
Определяющее значение для регулирования деятельности железнодорожного транспорта в современных условиях имеют федеральные законы РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» [] и «О естественных монополиях» [] , а также постановления правительства РФ.
Ключевые направления по формированию и установлению целей и задач в области безопасности движения поездов сформированы на основе Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года [] (Транспортная стратегия) и Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года [] .
Основой безопасности движения являются правовая и нормативная база, что показана для наглядности на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 – Структура правовой и нормативной базы Холдинга «РЖД» в рамках безопасности движения
Социально-демографические факторы
Изменения в социально-демографической сфере могут оказывать существенное влияние на рынок железнодорожных перевозок, т.к. данные факторы показывают портрет потребителя услуг «РЖД», а также портреты сотрудников компании, партнеров и т.д. Потребительские предпочтения зависят от социальной среды, а значит, спрос на услуги анализируемой компании зависит от социально-демографических факторов.
1) Уровень безработицы
Уровень безработицы по МОТ в Иркутской области за период с 2015 по 2017 годы показан на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 – Уровень безработицы по МОТ в Иркутской области за период с 2015 по 2017 годы
Численность безработных в Иркутской области относительно предыдущего года:
– в 2016 году – увеличилась на 7,1 тыс. чел., или на 6,89%;
– 2017 года – сократилась на 6,4 тыс. чел., или на 5,81%.
Уровень безработицы относительно предыдущего года в 2016 году вырос на 0,6 пункта, а в 2017 году – сократился на 0,2 пункта.
Таким образом, уровень безработицы не является критическим и это позволяет сделать вывод о том, что данный фактор не оказывает негативного влияния на деятельность анализируемого предприятия и получение им прибылей.
2) Население
Согласно статистике, естественный прирост населения Иркутской области составляет 184 человека. Это на пятьдесят процентов меньше, чем в прошлом году. Рождаемость превысила 6 000 детей и показала незначительный рост. Смертность составила 5 800 человек и увеличилась на пять процентов. Остановить преобладание смертности над рождаемостью, которое началось в 1995 году, удалось только в 2007-м. Сегодня, судя по численности населения Иркутской области, можно говорить о стабилизации демографической ситуации. В приоритете местных властей решение жилищных проблем, которые тормозят рождаемость. Молодые семьи, не имея собственного жилья, не спешат обзаводиться детьми. В регионе разрабатывается доступная и эффективная система ипотечного кредитования.
Согласно исследованиям, доля жителей сел и городов Иркутской области, которые относятся к категории лиц младше 44 лет, выше, чем в других регионах Российской Федерации. Численность женщин в категориях младше 24, от 40 до 44, от 70 до 74 лет выше, чем в среднем по России. В группе людей до тридцати лет доли дам и мужчин почти равны. Диспропорция появляется в старших возрастных категориях. Такое положение дел объясняется чрезмерно высоким уровнем смертности представителей сильного пола. Средний возраст населения Иркутской области равен 37 годам. На одну тысячу несовершеннолетних приходится порядка 760 стариков, чей возраст превышает 65 лет. К категории пожилых ученые относят лиц старше 60. Доля этой группы едва превышает 17 %. Пенсионеров старше 65 насчитывается 11 %, стариков в возрасте 80 лет зарегистрировано 2,2 %. Коэффициент глубины старения составляет 0,2 %. На одну тысячу мужчин до 65 лет в регионе приходится больше 2 200 женщин. Индекс демографической нагрузки пожилыми людьми составляет 0,27. Коэффициент в отношении детей не превышает 0,3. Общая нагрузка варьирует. В настоящий момент она равна 0,567.
Структура населения Иркутской области свидетельствует о том, что обществу региона характерны черты старения. За последние пять лет численность жителей сократилась на 3,4 %. Основная причина – естественная убыль. Плюс на демографическую картину оказывает влияние отрицательный миграционный вектор. []
Таким образом, можно сделать выводы о том, что структура населения влияет на деятельность Холдинга «РЖД» в регионе. Наличие большого количества пенсионеров говорит о том, что услугами пользуется меньшее число человек, чем это могло бы быть при более молодом населении.
Научно-технические
На деятельность Холдинга «РЖД» существенное влияние оказывают информационные технологии. Так, благодаря их развитию стало возможным внедрение в деятельности предприятия Стратегии управления качеством [] в 2016 году, важной частью которой явилось создание автоматизированной информационной системы в качестве технологической среды реализации поддержки управления, обеспечения и контроля качества продукции (услуг) ОАО «РЖД».
Проведенный анализ макросреды показал, что Иркутская область считается наиболее развитым регионом Восточной Сибири. Уровень жизни в этой части страны намного ниже, чем в центре России. Величина заработной платы сопоставима с доходами россиян, проживающих в Черноземье, а вот цены в Сибири выше процентов на тридцать. Получается, что деятельность Холдинга в данном регионе может быть успешной, для этого есть все необходимые условия.
II) Анализ микросреды
1) Конкуренты
Согласно исследованию Аналитического Центра РФ, основу грузовых перевозок в России составляет трубопроводный, железнодорожный и автомобильный транспорт. В структуре грузооборота лидирующее место занимает трубопроводный (48%) и железнодорожный (45%) транспорт [] . При этом, по общему тоннажу автомобильный транспорт лидирует с большим отрывом (68% общего тоннажа); доля железнодорожного 17% [] . Такие высокие показатели тоннажа автомобильного транспорта не позволяют ему занять лидирующие позиции в общей структуре грузооборота ввиду специфики его использования. Несмотря на наличие дальнобойных перевозчиков, в основном автомобильный транспорт используется на локальных рынках – средняя дальность перевозки одной тонны груза составляет 50 км (железнодорожный – более 1500 км). Остальные виды транспорта (внутренний водный, воздушный) не играют существенной роли в общей структуре грузооборота страны.
Трубопроводы – специфический вид транспортировки груза. Его высокая доля в общем грузообороте России определяется ее высокой зависимостью от газо- и нефтедобывающей отраслей. Ввиду специфической роли трубопроводов, они не могут рассматриваться как конкуренты для всех остальных отраслей грузоперевозок России. Если не брать их в расчет, то общая доля железнодорожного транспорта в грузоперевозках составит более 85%.
В такой ситуации достаточно трудно говорить о некой конкуренции. В большей степени прослеживается сегментация рынка грузоперевозок, на котором железнодорожный транспорт используется для доставки грузов на большие расстояния, а автомобильный выступает в роли локального логистического оператора. Несмотря на это, перед РЖД была поставлена задача навязать конкуренцию автомобильному транспорту на средних и малых дистанциях доставки груза. Большое количество логистических операторов в сегменте автомобильных грузоперевозок одновременно облегчает и осложняют конкуренцию для РЖД. С одной стороны, отсутствие какого-либо крупного игрока оставляет возможность соперничать в масштабах не всей страны, а отдельно на региональных рынках, что заметно легче, так как власть и влияние РЖД как федерального игрока становится относительно выше. С другой стороны, внутренняя конкуренция среди автомобильных логистических операторов заставляет каждого из них с повышенным усердием оптимизировать свои бизнес-процессы и операции с большими темпами, нежели это способна сделать РЖД (так как известно, что конкурентный рынок более расположен к инновациям, нежели монополизированный).
Исходя из вышесказанного, основными конкурентами РЖД в сфере грузоперевозок, будут являться все автотранспортные компании. Из-за их небольшого размера и небольшого влияния, их можно рассматривать как единый сегмент отрасли грузоперевозок – автомобильные грузоперевозки.
Для одной из больших станций, находящихся в ведении Восточно-Сибирской Дирекции, станции Лена как таковых конкурентов нет, в связи с малым населением, и глобальные поставки на перевалку и крупнейшим грузополучателям осуществляет и является РЖД.
2) Потребители (грузоотправители)
Данные для анализа оформлены в сводную таблицу и представлены в Приложении А.
В рамках анализа потребителей условно разделим на грузоотправителей, которых в свою очередь разделим по роду отправляемого груза (рисунок 2.11 и таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Структура грузоотправителей по роду груза за 2015 – 2017 годы
Рисунок 2.11 – Структура потребителей по роду груза за 2017 год
Из рисунка 2.11 и таблицы 2.1 мы видим, что наибольшие объемы перевозимых грузов за анализируемый период с 2015 по 2017 годы приходятся на:
– пиломатериалы – примерно 38%;
– уголь – примерно 27 – 28%;
– руда – примерно 10 – 11%;
– круглый лес – примерно 8 – 9%;
– щебень – примерно 7 – 9%;
– кварциты и алюминий – примерно по 1,5%;
– остальные – менее 1%.
Теперь проанализируем грузоотправителей по конкретным грузам:
1) пиломатериалы
46 грузоотправителей – предприятия – обращаются в «Восточно-Сибирскую дирекцию по управлению движением» ОАО «РЖД» с целью перевозить пиломатериалы. Структура грузоотправителей перевозящих пиломатериалы показана в таблице 2.2 и рисунке 2.12.
Таблица 2.2 – Структура грузоотправителей пиломатериалов за 2015 – 2017 годы
Рисунок 2.12 – Структура грузоотправителей пиломатериалов за 2017 год
Из таблицы 2.2 и рисунка 2.12 видно, что наибольший удельный вес в общей структуре грузоотправителей пиломатериалов занимают:
– ООО «ТСЛК», на долю которого приходится 18,2% в 2015 году, 12,6% в 2016 году и 13,29% в 2017 году;
– ЗАО «ЛДК-Игирма», на долю которого приходится 13,46% в 2015 году, 15,14% в 2016 году и 16,01% в 2017 году.
На долю ООО «Илим ТимберИндастри» приходится около 8 – 9 % за анализируемые годы. На долю ООО «Лесресурс» – больше 7%. Доля ООО «Виктория» выросла с 4,88% в 2015 году до 7,4% в 2017 году. Примерно 5% в общей структуре занимает ООО «Русфорест Магистральный» и 4,5% – ООО «Евразия-Леспромгрупп».
Динамика по грузоотправителям пиломатериалов за 2015 – 2017 годы показана на рисунке 2.13.
Рисунок 2.13 – Динамика по грузоотправителям за 2015 – 2017 годы
Рисунок 2.13 подтверждает, что наиболее значимыми грузоотправителями пиломатериалов по объему отправляемых грузов за год являются ООО «ТСЛК», ЗАО «ЛДК-Игирма», ООО «Илим ТимберИндастри», ООО «Лесресурс», ООО «Виктория», ООО «Русфорест Магистральный» и ООО «Евразия-Леспромгрупп».
2) уголь
Грузоотправителем является одно предприятие – ОАО «Разрез Тугнуйский». Динамика грузоперевозок угля (рисунок 2.14) показывает, что относительно предыдущего года:
Рисунок 2.14 – Динамика грузоперевозок угля за 2015 – 2017 годы
– в 2016 году – сокращение на 2176 вагонов, или на 5,63%;
– в 2017 году – увеличение на 1094 вагона, или на 3%.
3) руда
Грузоотправителем является одно предприятие – КОО «Монголросцветмет». Динамика грузоперевозок угля (рисунок 2.15) показывает, что относительно предыдущего года:
– в 2016 году – сокращение на 503 вагона, или на 3,44%;
– в 2017 году – увеличение на 1406 вагонов, или на 9,97%.
Рисунок 2.15 – Динамика грузоперевозок руды за 2015 – 2017 годы
4) круглый лес
11 грузоотправителей – предприятия – обращаются в «Восточно-Сибирскую дирекцию по управлению движением» ОАО «РЖД» с целью перевозить круглый лес. Структура грузоотправителей перевозящих круглый лес показана в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Структура грузоотправителей круглого леса за 2015 – 2017 годы
Из таблицы 2.3 видно, что наибольший удельный вес среди всех грузоотправителей круглого леса занимает ИП Заречный, на долю которого приходится 42,36% в 2017 году, 36,19% в 2016 году и 36,65% в 2015 году.
На втором месте с большим отрывом находится ООО «БайкалЛес» – 15,05% в 2017 году, 22,35% в 2016 году и 22,67% в 2015 году. Следует отметить, что произошло сокращение относительно 2015 года и 2016 года в 2017 году примерно на 7 пунктов.
ООО «Сибмикс Интернейшенл» – 12,39% в 2017 году, 14,1% в 2016 году и 13,64% в 2015 году.
На ИП Сергеева приходится 8,35% в 2017 году, 6,9% в 2016 году и 6,42% в 2015 году, ООО «Элит» – 7,14% в 2017 году, 4,85% в 2016 году и 5,07% в 2015 году, ООО «Пионерский ЛПХ» 4,64% в 2017 году, 6,52% в 2016 году и 6,78% в 2015 году. На остальные предприятия приходится примерно по 2 – 3%.
5) щебень
Грузоотправителем является одно предприятие – Ангасольский щебеночный завод. Динамика грузоперевозок щебня (рисунок 2.16) показывает, что относительно предыдущего года:
– в 2016 году – сокращение на 709 вагонов, или на 5,75%;
– в 2017 году – сокращение на 873 вагона, или на 7,52%.
Рисунок 2.16 – Динамика грузоперевозок щебня за 2015 – 2017 годы
Динамика грузоотправителей, которые занимают менее 1,5% в общей структуре, показана в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика грузоотправителей по роду груза, доля которых в общей структуре менее 1,5%
Из таблицы 4 видно, что в целом объем грузоперевозок по данным грузоотправителям относительно предыдущего года в 2016 году сократился на 143 вагона, или на 2,33%, в 2017 году – увеличился на 192 вагона, или на 3,19%.
Анализ потребителей показал, что потребителями являются предприятия-грузоотправители. Наибольшее число грузов – это пиломатериалы (примерно 38%), которые обеспечиваются 46 предприятиями-грузоотправителями. На уголь приходится 27 – 28%, это один грузоотправитель, примерно 10 – 11% – это перевозки руды, которые также как и уголь обеспечиваются одним грузоотправителем, на круглый лес приходится примерно 8 – 9%, которые обеспечиваются работой с 10 предприятиями, 7 – 9% – это щебень и работа с одним грузоотправителем.
Каждый грузоотправитель заинтересован в сохранности груза, в качественной доставке, а также в соблюдении сроков доставки. Одним словом можно сказать, что все грузоотправители нуждаются в безопасности перевозок. «Восточно-Сибирской Дирекции по управлению движением ОАО «РЖД»» со своей стороны также заинтересованы в этом. Поэтому в следующем пункте мы рассмотрим вопросы управления безопасностью движения на анализируемом предприятии, и как они решаются касаемо грузоотправителей.
Таким образом, мы вышли на проблему управления безопасностью. Движения поездов. К этому мы вернемся в пункте 2.3, а сейчас продолжим анализ предприятия и перейдем к анализу внешней среды.
Анализ внутренней среды предприятия «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»»
Данный анализ включает в себя: кадры, финансы.
1) Кадры
Холдинг «РЖД» заинтересован в кадрах, что подтверждается Распоряжением «Об утверждении программы по привлечению, удержанию и закреплению кадров ОАО «РЖД» на период до 2030 года» [] .
Программа по привлечению, удержанию и закреплению кадров ОАО «РЖД» на период до 2030 года определяет цели и задачи компании по удовлетворению потребности в трудовых ресурсах в перспективе, а также инструментов, используемых в ходе ее реализации.
Программа призвана стать основой для реализации мероприятий, направленных на долгосрочное обеспечение ОАО «РЖД» квалифицированными кадрами. Программа используется при разработке и совершенствовании локальных нормативных актов в области социально-кадровой политики компании, а также служит руководством в работе по организации и проведению мероприятий, ориентированных на повышение привлекательности ОАО «РЖД» в качестве работодателя.
«Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»» включается в себя несколько станций, в данной работе мы рассмотрим одну станцию с численностью работников 61 чел.
Структура работников по возрасту показана на рисунке 2.17.
Структура работников по образованию показана на рисунке 2.18.
Рисунок 2.17 – Структура работников по возрасту
Рисунок 2.18 – Структура работников по образованию
У начальника станции (1 чел. возрастом 40-50 лет – высшее образование) в подчинении находятся три заместителя:
– заместитель по грузовой работе (1 чел. возрастом 30-40 лет – высшее образование),
– заместитель по коммерческой работе (1 чел. возрастом 40-50 лет – высшее образование),
– заместитель по движению (1 чел. возрастом 30-40 лет – высшее образование).
Заместителю по грузовой работе подчиняются:
– приемосдатчики – 16 чел.
возраст: 8 чел. – возрастом 20-30лет; 8 чел. – возрастом старше 50лет
образование: 3 чел. – высшее; 8 чел. – средне-специальное; 5 чел. – среднее.
Заместитель по коммерческой работе руководит:
– пунктом коммерческого осмотра – приемщики поездов – 12 чел.
возраст: 7 чел. – возрастом 20-30лет, 5 чел. – пенсионного возраста
образование: 4 чел. – высшее; 5 чел. – средне-специальное; 3 чел. – среднее.
– актово-претензионной группой – агенты по розыску груза и работой с претензиями – 5 чел.
возраст: 2 чел. возрастом 20-30лет, 3 чел. – пенсионного возраста
образование: 4 чел. – высшее; 1 чел. – средне-специальное.
Заместителю по движению подчиняются:
– маневровые диспетчера – 8 чел.
возраст: 3 чел. – возрастом 40-50 лет; 2 чел. – возрастом старше 50лет, 3 чел. – пенсионного возраста
образование: 4 чел. – высшее; 2 чел. – средне-специальное; 2 чел. – среднее.
– составитель поездов – 2 чел.
возраст: 2 чел. возрастом 20-30лет
образование: 2 чел. – высшее.
– регулировщики – 7 чел.
возраст: 2 чел. возрастом 30-40 лет, 4 чел. 40-50 лет, 1 чел. – пенсионного возраста
образование: 4 чел. – средне-специальное; 3 чел. – среднее.
– сигналисты – 7 чел.
возраст: 3 чел. – возрастом 20-30 лет; 2 чел. – возрастом 30-40 лет, 2 чел. – возрастом 40-50 лет)
образование: 2 чел. – высшее, 4 чел. – средне-специальное; 1 чел. – среднее.
На предприятии «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»» каждый сотрудник получает ежемесячный оклад, который рассчитывается по количеству реально отработанных часов в течение месяца. Месячная норма определена в размере 176 часов. Многие работники, особенно в летний период отпусков, трудятся сверх нормы, что значительно увеличивает размер выплат.
Руководство предприятия в качестве дополнительных льгот предоставляет своим сотрудникам следующие бонусы:
– право на бесплатный проезд в два конца однократно в году в любую точку России;
– санаторное и курортное оздоровление на базах, принадлежащих РЖД;
– право на бесплатный проезд пригородной электричкой до места работы, если человек проживает на большом расстоянии от него;
– соцпакет, включающий пенсионные отчисления, начисления по больничным листам, премии, расходы на мобильную связь, оплату арендованного жилья и другие;
– ответственность предприятия за жизнь и безопасность сотрудников с предоставлением помощи в денежном выражении в экстренных случаях.
По отзывам сотрудников железной дороги, их устраивают условия работы и оплаты.
На 2017 год РЖД вошла в число наиболее стабильных и надежных предприятий. Невзирая на усиливающийся кризис, компания стабильно выплачивает сотрудникам заработную плату в полной мере, и по результатам финансового года доплачивает дополнительные премиальные средства.
На предприятии «Восточно-Сибирская дирекция по управлению движения ОАО «РЖД»» возможен карьерный рост. Руководство подходит к каждому сотруднику строго индивидуально. И по итогам работы выплачивает премии лучшим из них.
На предприятии действует профсоюзная организация, куда каждый член коллектива может обратиться с личной проблемой, в том числе финансового характера. Таким образом, реально получить существенную скидку на путевки для отдыха членам семей сотрудников. Если оба родителя работают на железной дороге, то дети отдыхают за счет предприятия бесплатно. Даже после выхода на пенсию бывшие сотрудники могут пользоваться правом бесплатного проезда на РЖД.
Размер заработной платы в первую очередь зависит от квалификации работников. По внутреннему распоряжению администрации железной дороги бухгалтерия заполняет ведомости начисления зарплаты по количеству отработанных часов и согласно квалификационному уровню. Аванс выплачивается в полном объеме, а с заработной платы вычитаются суммы удержанных налогов.
Индексация заработных плат администрацией РЖД происходит дважды в году (в марте и октябре). Это условие записано в коллективном договоре, определяющем компенсации для действующих сотрудников корпорации. Минимальный оклад с 1 марта 2017 года был проиндексирован на 2,9% и составил 7 984 рубля. В октябре 2018 года планируется повысить зарплату сотрудникам еще на 3,8%.
Для получения минимального оклада сотрудник должен:
– предъявить в отдел кадров документ о получении среднего специального или высшего образования;
– подтвердить приемлемое для работы состояние здоровья путем прохождения медицинской комиссии и предоставлением справки по установленной форме;
– пройти стажировку на протяжении 3-4 месяцев.
После начала трудовой деятельности новый сотрудник приобретает специальные навыки и опыт для того, чтобы максимально качественно выполнять возложенные на него функции. С течением времени можно пройти курсы повышения квалификации по занимаемой должности либо сдать экзамены, которые подтвердят высокий уровень подготовки. Именно это поможет сотруднику РЖД получить более высокий оклад, дополнительные премиальные средства и надбавку к основной сумме заработной платы.
На 2017 год были установлены такие граничные зарплаты:
– начальник станции – около 50 тыс. руб.;
– заместители – около 45 тыс. руб.;
– приемосдатчики – около 24-25 тыс. руб.;
– приемщики поездов – около 24-25 тыс. руб.;
– агенты по розыску груза и работой с претензиями – около 20-25 тыс. руб.;
– маневровые диспетчера – около 20-22 тыс. руб.;
– составитель поездов – около 24-25 тыс. руб.;
– регулировщики – около 20 тыс. руб.;
– сигналисты – около 20 тыс. руб.
По состоянию на 2016 год, средняя зарплата составляла 55 тысяч рублей. В 2017 году, согласно данным мониторинга, ежемесячные выплаты работающим увеличились до 70,5 тысячи рублей. Достаточно высокие заработные платы предприятие в состоянии выплачивать благодаря резервному фонду, который постоянно пополняется, несмотря на кризис.
2) Финансы
Основные финансово-экономические результаты деятельности «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движения ОАО «РЖД»» [] [] приведены в таблице 2.5.
Из таблицы 2.5 можно сделать следующие выводы:
Доходы предприятия за анализируемые годы имеют тенденцию увеличения относительно предыдущего года:
– в 2016 году – на 3,92 млн. руб., или на 4,41%;
– в 2017 году – на 4,16 млн. руб., или на 4,48%.
Расходы предприятия за анализируемые годы имеют тенденцию увеличения относительно предыдущего года:
Таблица 2.5 – Основные финансово-экономические результаты деятельности «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движения ОАО «РЖД»», млн. руб.
Рисунок 2.19 – Динамика основных показателей предприятия за 2015-2017 годы
– в 2016 году – на 1,95 млн. руб., или на 2,32%;
– в 2017 году – на 2,58 млн. руб., или на 3,0%.
Прибыль от продаж также имеет тенденцию увеличения:
– в 2016 году – на 1,98 млн. руб., или на 40,19%;
– в 2017 году – на 1,58 млн. руб., или на 22,95%.

*****
Пункт 2.2 дипломной работы на тему “Разработка проекта по совершенствованию управления безопасностью движения поездов (на примере Восточно-Сибирской дирекции по управлению движения ОАО «РЖД»)” опубликован на сайте kursovaya.sokolbank.ru
*****

Таким образом, анализ показателей показал, что предприятие работает стабильно.
Анализ внутренней и внешней среды предприятия показал, что в целом анализируемое предприятие стабильно. Мы выяснили, какие факторы влияют на безопасность движения поездов и являются важными в изучении вопросов управления безопасностью движения поездов. Основной фактор – это грузоотправители. Именно с грузоперевозкой связаны отцепления вагонов, которые производятся в целях обеспечения безопасности грузоперевозок.
Поэтому в следующем пункте мы рассмотрим вопросы управления безопасностью движения поездов в «Восточно-Сибирской дирекции по управлению движением ОАО «РЖД», а также выявим отцепления вагонов и их причины.

Просмотров: 2