Эссе на тему «Федеральное образовательное право»


Вопрос 3: Федеральное образовательное право

Источниками федерального законодательного права являются законодательные акты и принятые в соответствии с ними подзаконные акты. Первым главным законом на федеральном уровне в образовании, как и в целом во всем государстве, является Конституция РФ. Далее законодательная основа федерального законодательного права представлена Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования, а также многочисленными «непрофильными» законами, которые содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Для наглядности все вышесказанное оформлено в виде схемы (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 — Источники федерального законодательного права

В правовом регулировании отношений в сфере образования особое место занимают «непрофильные» законы. К таким законам относятся законы, которые содержат в себе одну или несколько статьей или одну или несколько глав, касающихся сферы образования. «Непрофильные» законы условно подразделяются на федеральные законы:
а) регламентирующие общие вопросы организации образования в Российской Федерации;
б) содержащие нормы о специальных видах (направлениях) образования;
в) устанавливающие различные льготы участникам образовательных правоотношений;
г) регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных правоотношений;
д) регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования.
К «непрофильным» законам, регламентирующим общие вопросы организации образования в Российской Федерации можно отнести, например, Закон РФ № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации от 25 октября 1991 года (с изменениями от 24 июля 1998 года, 11 декабря 2002 года), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и др.
К «непрофильным» законам, содержащим нормы о специальных видах (направлениях) образования, можно отнести такие федеральные законы, как например, Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года (в ред. от 20 мая 2002 года) и др.
К «непрофильным» законам, устанавливающим различные льготы участникам образовательных правоотношений, можно отнести, например, Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года и др.
К «непрофильным» законам, регулирующим трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных правоотношений, можно отнести, например, Федеральный закон № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 года
К «непрофильным» законам, регулирующим отношения в сфере экономики и финансов образования, относятся Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Для наглядности классификация «непрофильных» федеральных законов представлена в виде схемы (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Классификация «непрофильных» федеральных законов

Подзаконные нормативные правовые акты в сфере федерального образовательного права по принципу убывания юридической силы подразделяют на группы:
1. Указы Президента РФ:
а) принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования;
б) содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования.
2. Постановления Правительства РФ:
а) целиком посвященные регулированию образования;
б) содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования;
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.
Для наглядности составлена схема классификации подзаконных нормативных правовых актов в сфере федерального образовательного права по принципу убывания юридической силы (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 — Классификация подзаконных нормативных правовых актов в сфере федерального образовательного права по принципу убывания юридической силы

По другой классификации, все нормативно-правовые акты в сфере образования, можно разделить по группам:
1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ;
2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Сюда относятся «профильные» федеральные законы, т.е. законы, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования (например, Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»), а также многочисленные «непрофильные» законы, которые содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования (например, Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 года № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года (с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2014 года)
4. Федеральный закон № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 года (ред. от 29 декабря 2012 года)
5. Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года (ред. от 20 мая 2002 года)
6. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.11.2003 № 136-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2005 № 146-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 09.02.2009 № 11-ФЗ, от 09.02.2009 № 14-ФЗ)
7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 109 от 3 июля 2009 года «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
8. Закон Астраханской области № 86/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от 28 декабря 2005 года
9. Закон Республики Дагестан № 24 «О защите прав ребенка в Республике Дагестан» от 15 декабря 1998 года
10. Закон РФ № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации от 25 октября 1991 года (с изменениями от 24 июля 1998 года, 11 декабря 2002 года)
11. Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года (в ред. Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1, Федеральных законов от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ)

Научная и специальная литература
12. Козырин А.н. Современные контуры образовательного права // Закон, — 2012. — №4. – С. 19-21.
13. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов., — М.: НОРМА, 2001. – 688 с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »