Воображение и его роль в жизни и творчестве человека


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Понятие о воображение и его виды. Основные свойства воображения
2. Аналитика – синтетический характер процессов воображения. Основные пути создание образов
3. Роль фантазии в научном творчестве. Воображение как образное мышление
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Воображение – это то, чем отличается человек от животного. Вообразить, нафантазировать не способно ни одно живое существо, кроме человека. Считается, что воображение – это то, что мало связано с реальностью. Если образы восприятия более или менее точно отражают действительность, причем предполагают непосредственное воздействие этой действительности, на органы чувств, то в воображении мы имеем дело с продуктами, которые, во-первых, лишь весьма отдаленно напоминают реальность, во-вторых, возникают независимо от того, воздействует или не воздействует объект на органы чувств. В воображении мы имеем дело или с не совсем реальным прошлым или с потенциальным будущим. Воображение почти никогда не имеет дело с настоящим в своем содержании. Оно или преобразует нечто, бывшее в прошлом, или реконструирует возможное будущее.
На вопрос о том, от чего зависит воображение человека, просто и однозначно ответить нельзя. Оно может зависеть и от особенностей анатомо-физиологического строения мозга и организма в целом, и от его психофизиологического состояния, и от индивидуального склада ума, и от многих других причин. Если бы воображение не зависело от организма человека, то как бы мы могли объяснить тот факт, что индивидуальные различия в воображении начинают появляться довольно рано у детей, уже в двух трехлетнем возрасте, когда сознательное обучение, рассчитанное тайное на развитое воображение, фактически еще не начинается.
Задачи работы:
— понятие о воображение и его виды. Основные свойства воображения;
— аналитика – синтетический характер процессов воображения. Основные пути создание образов;
— роль фантазии в научном творчестве. Воображение как образное мышление.
Цель работы – рассмотреть воображение.
При написании курсовой работы использована литература, список которой приведен в конце работы.

1 ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с, тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор не выяснены до конца, несмотря на многочисленные попытки его изучения.
Как только ни трактовали, какими свойствами ни наделяли воображение. Теологи усматривали в нем божественное, психо-аналитики — дьявольское начало в человеке. Люди с научным складом мышления, не верящие в Бога, находили в воображении признаки души человека — особой материальной или идеальной сущности.
Древние считали воображение проявлением таинственных сил природы. Больше всего наших предков поражало и продолжает удивлять современников то, как воображение проявляется в сновидениях, галлюцинациях, бреде. Как свидетельствуют данные, полученные от людей, находившихся на грани жизни и смерти, воображение не покидает человека до самых последних минут его жизни.
Не ставя перед собой задачу выяснить до конца, что такое воображение, попытаемся хотя бы немного приоткрыть над ним Завесу и хотя бы чуть-чуть приблизиться к его пониманию. Поставим в этой связи вопрет, который напрашивается первым: для чего вообще человеку нужно воображение? Будем отвечать на него и от имени науки, и здравого смысла, который в данном случае может оказать нам неплохую услугу.
Давайте действовать от противного и представим себе человека, лишенного воображения. Прежде всего такой человек станет для нас очень скучным и, пожалуй, даже несколько примитивным. Воображение делает человека интересным для окружающих и интеллектуально развитым. Оно участвует в организации мышления и общения человека с человеком.
Далее вообразим человека, который не мечтает, не в состоянии ни мысленно анализировать прошлое, ни планировать свое будущее. Такой человек совершенно потерялся бы среди людей, не мог бы по-настоящему управлять своим поведением, и оно стало бы похожим на хаотический набор реакций на сиюминутные внутренние Состояния и случайные внешние ситуации. Отсюда следует, что воображение необходимо человеку для разумной организации своего поведения, для того, чтобы сделать его целесообразным, целенаправленным и не зависящим от обстоятельств.
Теперь попробуем взглянуть со стороны на индивида, у которого масса разнообразных интересов и потребностей, но который начисто лишен воображения. Жизнь такого человека превратилась бы в серию нервных стрессов, срывов и глубоких разочарований. Дело в том, что каждому человеку хочется больше того, что он имеет, способен и может иметь.
Однако это невозможно, и по очень многим как объективным, так и субъективным причинам. У каждого человека ограничены возможности удовлетворять свои потребности. Каждый имеет недостатки, которые мешают ему добиться в жизни большего, чем он располагает. Ни один человек не может в реальной жизни удовлетворить все свои потребности. А в воображении? Пожалуйста, сколько угодно, только мечтай. Воображение, таким образом, необходимо человеку для того, чтобы с его помощью удовлетворять свои не реализованные в жизни потребности, и хотя бы нa время избавляться от неприятного напряжения, которое они вызывают, от непрекращающегося давления этого внутреннего напряжения на психику.
Наконец, последнее (по порядку, но не по значению): пытались ли вы когда-нибудь представить себе человека, начисто лишенного творческого воображения? Нет? И не старайтесь вряд ли получится. Таких людей, вообще говоря, не существует. Такими могут быть не люд|и, а только животные.
Воображение делится на виды. Есть воображение произвольное и непроизвольное, продуктивное и репродуктивное. Произвольное — это такое воображение, которое изначально управляется сознательно принятым замыслом, идеей, поставленной целью, в которой если и не совсем точно, то тем не менее достаточно определенно обозначено то, что должно стать продуктом фантазии. Непроизвольное — это неуправляемое волей воображение. Включаясь в него человек может лишь отчасти контролировать и описывать свои ощущения и впечатления, но не в состоянии произвольно ими управлять не может заранее предусмотреть, к чему в конечном счете приведет его фантазия. Продуктивным называют воображение, которое порождает совершенно новое необычное, никем до сих пор не придуманное. Репродуктивная — это фантазия, которая содержит себе в основном уже известное, но несколько по-новому представленное или скомпонованное, к примеру, оригинальное проведение художника — результат его продуктивного воображения, а копия или репродукция с картины — итог репродуктивного воображения.

2 АНАЛИТИКА – СИНТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поис-ках путей удовлетворения потребностей.
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.
Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру.
Как же возникают образы фантазия, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитика синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом — созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.
Основная тенденция памяти — возобновление образов в максимальном приближении к эталону, то есть в конечном счете приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан.
Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.
И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.
Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Применительно к воображению, участвующему в художественном творчестве, это положение можно проиллюстрировать словам К. Паустовского: «Каждая минута, каждое орошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» — повесть, роман или поэму».
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.
Самая элементарная форма синтезирования образов — агглютинация — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках). Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон — сочетание фортепьяно и баяна).
По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан огромный, как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие боги в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.
Возможный путь создания образа фантазии — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессах памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается подчинено потребностям и мотивам творчества.
В дневнике С.А.Толстой есть запись, проливающая свет на спе-цифику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: «Сейчас Л.Н.Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: »Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукаве халата белую шелковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки, вышивания; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна… И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий».
Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.
Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской «Ремонт часов»? Были зафиксированы следующие высказывания: «Ремонт часов… Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают… Надо как-нибудь зайти сюда»: «Ремонт часов… Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная все никак не откроется» и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется, стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной возникновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: «Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца», — ассоциирует поэт и просит: «Отремонтируйте мне год- он прожит неисправно».
Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей, весьма существенная сторона творческой фантазии.

3 РОЛЬ ФАНТАЗИИ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Кто не любит мечтать, фантазировать? Вы, наверное, не раз отправлялись мысленно в какие-то путешествия? Если фантастика и романтика привлекают ваше внимание, это означает, что у вас развито воображение — способность, благодаря которой возможно создание нового и более совершенного в вашей деятельности. Вспомните, что люди издавна мечтали о ковре-самолете, рассказывая о нем в сказках и легендах, а затем воплотили это в реальности. Знаменитый писатель Жюль Берн за много лет вперед сумел предвидеть освоение бескрайних космических пространств. Таким образом, эти и множество других примеров доказывают, что воображение, мечта и действительность — необходимые условия преобразования, побудительная причина и мотив деятельности, особенно творческой.
Особенно важную роль воображение играет в творчестве. Мы уже отмечали, что творчество без активного участия воображения невозможно вообще. Теперь попытаемся выяснить, как на практике воображение проявляется в различных видах творческой деятельности: в науке, в художественной практике, в различных других сферах творческой деятельности.
Воображение позволяет ученому строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные, новые решения проблем. Возьмем, к примеру, математику — науку, казалось бы, самую далекую от воображения. Вспомним, сколько раз в начале доказательства различных теорем нам приходилось встречаться с высказываниями, которые начинались со слов «допустим, что …», «представим себе, что …». Они-то как раз и указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения. Строго говоря, без воображения в науке невозможен был бы ни один эксперимент, ни одна теория.
В психологии есть понятие «ригидное мышление». Оно означает такое мышление человека, которое всегда следует одной и той же, однажды избранной логике, упорно повторяя пройденный даже тогда, когда он не ведет к цели и оказывается негативным. Это и есть мышление, лишенное воображения. Ученого с таким мышлением не без оснований считают малоспособным в науке человеком. Дело в том, что в научном мышлении людей довольно строгие правила и законы, которые ограничивают фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности. Иное дело в искусстве. Здесь нет ограничений ни для фантазии, ни для ума. Каждый художник кисти или слова, или экрана, каких-либо других видов искусства имеет возможность направить свою фантазию по любому мыслимому пути. Эта возможность, особенно широко открывшаяся в искусстве 20 века, породила множество различных его направлений и течений. Традиционный реализм сменился и дополнился сюрреализмом, импрессионизмом, абстракционизмом, кубизмом и прочими видами искусства. Если в натуралистическом искусстве фантазия художника в основном проявляется в выборе темы или сюжета произведения, в изображении его деталей, которые — если они задуманы самим автором — близко напоминают то существует или существовало в действительности, то в современных видах искусства таких ограничений нет.
Из всех видов научной деятельности наиболее заземленной и наиболее лишенной фантазии кажется практическая работа, которую человек повседневно выполняет в учреждении и в быту. Но и здесь, если подумать, есть широкий простор для творческого ума. Правда, продуктом и конечным результатом «деловой» и «бытовой» фантазии становятся реальные предметы и практические дела людей. Однако воображение умелого практика может быть не менее богатым и творчески продуктивным, фантазия ученого, художника или писателя. Политик, экономист, руководитель крупного предприятия для того, чтобы добиться успеха в сложной современной жизни, должен обладать недюжинным воображением, уметь находить удачные выходы из непредвиденных ситуаций, проигрывая в уме возможные способы действия в них с самого начала и до конца еще до того, как они будут использоваться на практике. И не известно кто мог бы удержать верх в тестировании на творческую фантазию: художник, писатель, режиссер или политический деятель одного и того же уровня, теоретик или умелый практик.
Воображение есть творческий — иногда сознательный, иногда бессознательный — акт мышления. Оно в отличие от сознательно управляемого и контролируемого мышления находится под сильным влиянием мотивации, которая как бы детерминирует изнутри его направление и содержание.
Под пассивным воображением понимается то, что появляется в нашем сознании само по себе, непринужденно, и без всякого участия самого человека. Это грезы, возникновение которых не связано с волей. Можно мечтать о чем угодно, даже о самом несбыточном, и это будет доставлять удовольствие.
Еще одной разновидностью пассивного воображения являются сновидения. Это фактически новая комбинация ранее воспринятых образов. Они возникают, когда мозг человека отдыхает, но отдельные участки коры головного мозга не охвачены торможением. В связи с функционированием этих участков в памяти вызываются переживания субъекта, его личные проблемы и т.д. Сюжеты сновидений отличаются образной, символической формой, что свидетельствует о работе воображения. Поэтому оригинальные идеи, а иногда даже потрясающие открытия приходят к некоторым людям именно во сне. Иногда в снах проявляются глубоко скрытые, порой интимные переживания, что свидетельствует о каких-либо неудовлетворенных желаниях или потребностях.
Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение — это создание представлений о предмете по его описанию. Например, вы никогда не были в джунглях или в пустыне, но можете легко представить их себе по описаниям путешественников, книгам, фильмам, телепередачам и т.д. При этом незаметно для себя вы можете начать фантазировать, наделяя эти места теми особенностями, которых у них нет. Это игра вашего воображения. Читая книги, вы также переноситесь в мир героев, сопереживаете им, осуждаете или восхищаетесь их поступками.
Высший вид воображения — творческое. С его помощью происходит создание качественно новых продуктов деятельности. Творческое воображение необходимо для полноценной работы писателя, композитора, художника, изобретателя, ученого, конструктора и многих других. В результате творческих размышлений и фантазий, которые сначала кажутся неосуществимой мечтой, все-таки рождается то качественно новое, что способствует дальнейшему развитию науки, техники, культуры, искусства.
Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании. Если бы люди не умели мечтать о несбыточном, они не преобразовали бы мир, не совершенствовали бы самих себя. Каждое новое поколение имеет несравненно больший опыт по сравнению с предшествующим. Наверное, люди мечтали о телевидении и компьютерах, а столетие назад и о телефонной связи, автомобилях и самолетах. Сейчас все это входит в жизнь человека с раннего детства, обеспечивая ему широкие возможности для развития мышления, накопления знаний и практического опыта. Стремление к познанию обогащает человеческую память, без которой невозможно выработать умения и навыки для осуществления продуктивной деятельности. Фантазия в сочетании с другими качествами личности даст возможность осуществить очень многое, так как для человека нет ничего невозможного, если его зовет за собой мечта.
Мечта — это воображение, направленное в будущее, заветная цель, к которой стремится человек, постоянно совершенствуя себя и свою деятельность. Казахская мудрость гласит: „Человек без мечты, как сокол без крыльев». Она отражает постоянно растущие потребности людей, их желание изменяться и совершенствоваться. Накапливая знания и обретая жизненный опыт, человек может осуществлять все новые желания, о которых раньше только мечтал. Мечты становятся явью в результате целенаправленных действий и знаний, приобретенных в деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, а так же — это комбинация ранее воспринятого в новых сочетаниях, преображенная действительность в соответствии с мировоззрение человека, его идейной убежденностью, эмоциями, видеть окружающий мир в новом свете.
Воображение человека зависит и от его жизненного опыта, который человек с годами приобретает. Воображение делится на виды:
— произвольное — это такое воображение, которое изначально управляется сознательно принятым замыслом, идеей, поставленной целью, в которой если и не совсем точно, то тем не менее достаточно определенно обозначено то, что должно стать продуктом фантазии;
-непроизвольное — это неуправляемое волей воображение;
-продуктивным называют воображение, которое порождает совершенно новое необычное, никем до сих пор не придуманное;
-репродуктивная — это фантазия, которая содержит себе в основном уже известное, но несколько по-новому представленное или скомпонованное.
Воображение позволяет ученому строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные, новые решения проблем. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании. Если бы люди не умели мечтать о несбыточном, они не преобразовали бы мир, не совершенство-вали бы самих себя. Каждое новое поколение имеет несравненно больший опыт по сравнению с предшествующим. Фантазия в сочетании с другими качествами личности даст возможность осуществить очень многое, так как для человека нет ничего невозможного, если его зовет за собой мечта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Брунненр Д. Психология познания. _ ., 1977.
2 Брушлинский А. В. Воображение и творчество. – М., 1968.
3 Короленко П. П., Фролова Г. В. Чудо воображения. Воображение в норме и патологии. – Новосибирск, 1975.
4 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
5 Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М., 1964.
6 Психология и педагогика: учеб. / сост. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
7 Шабельников В. К. Формирование быстрой мысли. – Алма – Ата, 1982.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »