Влияние самовыражения заведующего детским садом на самовыражение воспитателей


В настоящее время все система образования в России работает по федеральным государственным образовательным стандартам соответствующего уровня. Это касается и дошкольного образования, в стандарте которого большое внимание уделяется индивидуальному подходу к ребенку, осуществлению поддержки его инициативы, творчества, субъектности в образовании. При этом важно приобщение дошкольников к нормам культуры. Все сказанное может успешно реализовывать педагог, сам обладающий достаточно высоким уровнем индивидуальной культуры. Ее основу составляет культура самовыражения.


Под культурой самовыражения следует понимать особенности, способы, результаты их самоорганизуемой профессионально-педагогической деятельности, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в процессе взаимодействия с педагогической культурой.
Среди руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) – заведующих и воспитателей был проведен опрос 82 человек по поводу того, что они считают культурой самовыражения. Были получены следующие ответы:
– это предоставление возможностей каждому педагогическому работнику проявлять свою индивидуальность, творчество, раскрывать свои способности;
– это целостный образ человека, который проявляется и меняется при взаимодействии его с различными категориями людей;
– совокупность внутренних (убеждения, образованность, взгляды, оценки, вкусы) и внешних качеств личности (соблюдение норм поведения, умение держать себя, внешний вид);
– уровень культуры человека, на котором он может проявить творчество, воплотить в жизнь свои идеи;
– умение быть примером, лидером, интересным для окружающих;
– предъявление окружающим определенных моделей поведения;
– проявление во всем чувства такта;
– умение сочетать общие нормы культуры общества и личными;
– внешний вид, настроение, умение слушать и слышать, речь, увлечения, привычки;
– стиль поведения;
– внутренний мир человека, его внутренняя культура, ценности;
– соблюдение норм и правил жизни в обществе;
позиционирование себя в коллективе;
– высокая профессиональная творческая культура;
– умение заявить о себе;
– умение презентовать себя;
– умение проявлять себя таким образом, чтобы другие не чувствовали давления и ущемления.
Обратило на себя внимание то, что заведующие детскими садами подчеркивали важность самовыражения руководителя таким образом, чтобы подавать пример воспитателям, чтобы привлекать их к взаимодействию, сотрудничеству.
В целом, 75 % опрошенных считают, что культура самовыражения – всевозможные внешние проявления человека, 20 % респондентов связывают культуру самовыражения с внутренними особенностями личности, 5 % подчеркнули синтез в культуре самовыражения внешних проявлений и внутренних особенностей.
Вторым вопросом исследования был вопрос, нужна ли культура самовыражения в повседневной жизни и почему. Все респонденты положительно ответили на этот вопрос. 2 % опрошенных не смогли сформулировать объяснение этому факту. Остальные проводили следующие аргументы в пользу своей точки зрения:
1. Позволяет проявить индивидуальность (17,5 % от общего числа положительно ответивших респондентов).
2. Помогает человеку представить себя обществу, понять реакцию других людей на самого себя, способствует выстраиванию межличностных отношений с другими людьми (по 10 %).
3. Дает возможность сопоставить себя с обществом, является примером для подражания другим людям, педагог – всегда педагог, даже вне рабочего места (по 7,5 %).
4. Рядом с человеком, обладающим культурой самовыражения приятно и спокойно, культура самовыражения способствует работе человека над собой, от нее зависит микроклимат в коллективе и комфортность в общении (по 5 %).
5. Благодаря культуре самовыражения мы интересны другим людям, позволяет быть примером для близких. Она нужна для самоутверждения, повышения самооценки, для избегания конфликтов, получения удовлетворенности от поступков и действий. В культуре самовыражения проявляется уважительное отношение к окружающим, происходит развитие личности. Культура самовыражения нужна для создания у других людей представления о себе (по 2,5 %).
Обращает на себя внимание то, что заведующие детскими садами не отделяют себя от своей профессиональной деятельности. Они подчеркивали, что человек, который работает в образовании всегда остается педагогом. Многие респонденты в связи с этим объединяли ответы на второй и третий вопрос.
Третий вопрос звучал следующим образом: «Нужна ли культура самовыражения в педагогической деятельности? Почему?». На первую часть вопроса все опрошенные заведующие детскими садами ответили положительно. Не привели аргументы в пользу своей точки зрения 2 % респондентов. Объяснения того, почему в педагогической деятельности нужна культура самовыражения выглядят следующим образом:
1. Педагог является примером для подражания всех субъектов образования (35 %).
2. Культура самовыражения позволяет педагогу в полной мере решать педагогические задачи, она является главным компонентом педагогической деятельности (по 7,5 %).
3. Наличие у педагогов культуры самовыражения создает положительный микроклимат в коллективе, позволяет выразить себя во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами (по 5 %).
4. Культура самовыражения дает возможность педагогу раскрыть свой потенциал, научить самовыражению окружающих его людей, стимулирует педагогический коллектив к качественной работе. Эта культура повышает самооценку педагога, дает повод стремиться к лучшему. Культура самовыражения – критерий профессионализма педагогов. По ее уровню судят о ДОО. Она помогает педагогу находить корректные способы решения педагогических задач (по 2,5 %).
Отметим, что все заведующие и воспитатели единодушны в неотъемлемости культуры самовыражения педагога от выполнения им своих профессиональных обязанностей. Этот факт подчеркивает важность, актуальность предпринимаемого нами исследования культуры самовыражения педагогов.
В последнем вопросе руководителей детских садов просили г поразмышлять о том, как проявляется культура самовыражения руководителя ДОО во взаимодействии с воспитателями. Были получены следующие ответы:
— Культура самовыражения руководителя детского сада проявляется во всех видах его взаимодействия с коллегами (28 %).
— Она способствует совершенствованию культуры самовыражения воспитателей (13 %).
— Культура самовыражения руководителя – пример для подчиненных, проявляется в уважении, понимании воспитателей (по 10 %).
— Проявляется в доверии руководителя к подчиненным, во взаимопонимании между ними, в микроклимате коллектива. Культура самовыражения руководителя способствует поддержанию культуры самовыражения воспитателей детского сада (по 7, 5 %).
— В предоставлении свободы воспитателям при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, в такте, умении донести до других свою позицию, убедить, увлечь, понять (по 5 %).
— Культура самовыражения заведующего детским садом также проявляется в согласованности его требований к подчиненным, в умении направить профессиональное саморазвитие воспитателей в нужное русло, в умении сглаживать конфликты, демонстрировать свою образованность, многогранность, в умении подобрать в коллективе команду единомышленников, достигнуть нужных результатов деятельности, в умении принимать взвешенные решения и отстаивать свою точку зрения (по 2,5 %).
На основании изложенного можно сделать выводы об общем представлении, которое имеется у заведующих детскими садами на предмет того, что такое культура самовыражения и какими характеристиками она обладает у заведующих и воспитателей детских садов.
Культура самовыражения заведующего детским садом – совокупность внутренних и внешних характеристик, проявляющихся в уровне его общей культуры, позиционировании себя в коллективе, предпочитаемых стилях, методах руководства.
Здесь под внутренними характеристиками следует понимать систему ценностей и убеждений заведующего детским садом, уровень его образования, лидерские качества, общий уровень способностей к осуществлению руководства, коммуникативные способности, чувство такта, вкусы, привычки и предпочтения, настроение.
К внешним характеристикам можно отнести соблюдение норм поведения, умение «держать себя» перед педагогами, внешний вид, умение презентовать себя, предоставление свободы самовыражения подчиненным.
Таким образом, самовыражение заведующего детским садом имеет прямое влияние на самовыражение воспитателей.

Список литературы
1. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: дисс. докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1997. – 441 с.
2. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
3. Мантров А. В. Проблема самопознания: опыт онтологического анализа: дисс. канд. филос. наук. – Оренбург, 2009. – 154 с.
4. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь: Пермский Государственный педагогический институт, 1990. – 110 с.
5. Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 152 с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »