Условия адаптации первоклассников к школе


Содержание

Введение

1. Анализ отечественной и зарубежной литературе по проблеме адаптации у первоклассников

1.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе

1.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе

1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста

2. Изучение условий адаптации первоклассников к школе

2.1 Условия адаптации первоклассников СШ № 114 г. Минска

2.2 Влияние самооценки на адаптацию ребёнка к школе

2.3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Проблема адаптации ребёнка к школе чрезвычайно актуальна. От того, насколько успешно пройдёт адаптация зависит успешность последующего развития и обучения детей в школе. Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется его социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Поступление ребенка в школу влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, особенно те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Современная система образования, а так же школа, в частности, имеет достаточный потенциал к созданию условий, способствующих успешной адаптации первоклассника. В последнее время психолого-педагогическая грамотность родителей и учителей, все большее внимания уделяет развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Изучение условий, способствующих успешной адаптации первоклассника, выявление наиболее благоприятных, поможет учителю и родителям первоклассника создать комфортный психологический климат в этот сложный период в жизни ребёнка.

Целью исследования является выявление условий, способствующих успешной адаптации у первоклассников.

Задачи:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме адаптации у первоклассников;

2. Раскрыть возрастные особенности младших школьников;

3. Изучить условия адаптации первоклассников к школе;

4. Изучить эмоциональное состояние школьника в условиях адаптации.

Объектом исследования является эмоциональное состояние ребёнка в условиях адаптации к школе.

Предметом исследования — условия, способствующие успешной адаптации у первоклассников.

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации у первоклассников

1.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней — от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А. В. Петровский, В. В. Богословский, Р. С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [17, с.215; 16, с.168; 14, с.546]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; рассмотрение адаптации как результата приспособительного процесса; рассмотрение адаптации как «цели», к которой «стремится» организм [14, с.40].

В данном случае актуально понятие адаптации как процесса, при котором организм приспосабливается к среде. Так же имеет место понятие социальной адаптации: «социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование» [19, с. 12]. В широком смысле «школьная адаптация» — «это приспособление ребенке к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности»[21, с.4]. При этом важно, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки.

Одним из важнейших условий, влияющих на адаптацию к школе является готовность ребёнка к школьному обучению. Многие исследователи придают этому вопросу особое значение и разработали критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки, развития речи, математического развития, нравственно-волевого воспитания, воспитания готовности к позиции школьника.

Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Эффективность адаптации в существенной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственным, тревожным, начинает плохо учиться. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, ребенок с высоким уровнем тревожности неадекватно воспринимает отношения с одноклассниками и учителем, у него появляется чувство неуверенности, снижается самооценка.

Школьная дезадаптация — «невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемому данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [27, с.48]. Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему; неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека; негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков; деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности; тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития [4, 22, 27].

Поведении детей, не прошедших успешно адаптацию к школе выражается в нервно-психической неустойчивости. Рост напряжения, чаще всего, сопровождается эмоциональным возбуждением. Ребенок волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. В такой напряжённой ситуации ребёнок должен найти разрядку. Результатом разрядки станет агрессия, направленная на одноклассников, учителя. Некоторые школьники отличаются замкнутостью, отрешённостью, погружаются в себя. Такое состояние ребёнка должно насторожить взрослого, так как имеет место угроза глубоких психических изменений. Возникает проблема сохранения психического здоровья школьников [ 27, 15, 21].

Одним из условий успешности профилактики и коррекции школьной дезадаптации является четкое понимание того, что она отражает не слабость ребенка и не только недостатки школы или семьи, а является следствием нарушения отношений в системе «школа — ребенок — семья — общество».

1.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

В зарубежной литературе возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

Возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.

В основе процесса адаптации в социальной среде, например, Ж. Пиаже видит два противоположно направленных процесса: изменение личностью среды в сторону увеличения соответствия среды своим потребностям; изменения самой личности, которые соответствуют требованиям среды. Ж. Пиаже рассматривал адаптацию и в биологии, и в психологии как единство противоположно направленных тенденций — аккомодации и ассимиляции. Аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция же изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга [26, с.437].

Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И. С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [10, с.22].

«Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование» [29, с. 12].

1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста

Основная анатомо-физиологическая особенность психофизиологического созревания состоит в следующем: в корково-подкорковых отношениях главенствующую роль приобретает кора, и она регулирует функции подкорковых стволовых образований мозга, обеспечивая физиологические условия для формирования и функционирования одного из главных новообразований данного возраста — способности к произвольной регуляции психических функций, деятельности и поведения в целом [1, с. 64].

Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти процессы еще не достигают окончательной зрелости. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью.

Другая особенность — установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. У праворуких детей устанавливается доминирование функций левого полушария. Это создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний [6, с. 82]. В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека. Продолжает развиваться скелет, происходит его окостенение, развивается мускульная ткань (лучше крупные мышцы, мелкие хуже), улучшается координация движений, интенсивно растет мышца сердца, интенсивно нарастает масса мозга. У ребенка еще высока утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 мин урока и после второго урока [23, с. 35].

Активно развивается познавательная сфера младших школьников. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Формированию восприятия в этом возрасте способствует становление и дальнейшее развитие речи. Восприятие тесно связано с мышлением, можно говорить о наглядно-образном мышлении, которое является переходным от наглядно-действенного мышления к словесному. К концу этого возрастного периода формируется синтезирующее восприятие.

Серьезный прогресс наблюдается в развитии внимания. Появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут) [6, с. 82]. Воображение творческое, более реалистичное, начинает подчиняться логическим законам. Младший школьник опирается на нормативы социального пространства [18]. Развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. Младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал. Также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание [18].

С 7-8 лет слово приобретает главенствующее значение среди других раздражителей. К 10-летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому, а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти [18].

В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному. Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями [9], [18].

Основным новообразованием младшего школьного возраста Д. Б.Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становиться мыслящей, а восприятие — думающим [28].

На протяжении этого периода у ребенка развивается понятийное (или теоретическое) мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности [11].

К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя. К 6 годам происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т. е. осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени («когда я был маленьким…», «когда я вырасту…») [18]. Развивается рефлексия — осознание своих действий и поступков.

В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка [3, с. 136]. Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация [18].

Идет активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Младший школьник импульсивен и только к третьему классу появляется сдержанность как черта характера. Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру.

Происходит осознание себя как школьника. Он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [13, с. 114]. Происходит усвоение моральных норм и правил. Младшие школьники более уравновешены, уменьшается количество импульсивных реакций. Жизнерадостное, бодрое, живое, весело настроение — это норма. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками.

Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. Некоторые дети хотят заслужить хорошую оценку, похвалу учителя или родителей, другие — стать взрослее, третьи — потому что мама заставляет. В целом, мотивационная сфера за период младшего школьного возраста постепенно переходит от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов [11, с. 120].

Отношения со взрослыми дифференцируются в отношении учителя и родителей. Учитель — самая значимая и авторитетная фигура. Доверие и тяга к учителю не зависят от качеств самого преподавателя. Внутрисемейные отношения целиком подчинены школьной жизни. Содержание общения с родителями определяется школьной тематикой. Для ребенка важны реакции родителей. А родители, оценивая результаты труда ребенка, формируют у него чувство умелости [25]. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству [13]. Формируются первые дружеские объединения. Взаимоотношения возникают ситуативно и чаще всего территориально.

Основные новообразования младшего школьника: умеет сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий; умеет как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии [5, с.69-101]; появляется стремление на все иметь свою точку зрения; дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. Младший школьник уже начинает понимать, как правильнее поступить в той или иной ситуации [1, с.390-392].

Таким образом, в отечественной литературе, в самом распространенном значении школьная адаптация — это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Результатом успешной адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Зарубежные психологи в основе адаптации видят два противоположно направленных процесса: изменение личности в соответствии с требованиями среды, изменение среды личностью в соответствии со своими потребностями. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается способность к овладению окружающей его средой.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы, от этого зависит дальнейший успех в учебной деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для адаптации ребёнка к школе. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.

2. Изучение условий адаптации первоклассников к школе

2.1 Условия адаптации первоклассников СШ № 114 г. Минска

В СШ № 114 для первоклассников созданы комфортные условия для успешной адаптации к школе. Учитывая то, что организм ребёнка должен пройти физиологическую адаптацию, расписание учебных занятий составлено в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, характерными для данного возраста. Занятия начинаются с 8.30 и заканчиваются в 12.00. Между уроками перемены по 20 мин. Учебное занятие длится 35 мин. На занятиях проводятся физкультминутки. График режима дня максимально приближен к режиму дня старших дошкольников. После занятий в режиме присутствует прогулка на свежем воздухе, после — обед и обязательный дневной сон. В первом классе не предусмотрены домашние задания, что так же способствует успешной адаптации. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении детского сада, где дети могут окунуться в знакомую обстановку дошкольного детства. Считаю, что данные условия могут способствовать успешной адаптации ребёнка к школе. Но существует ряд иных факторов, оказывающих не менее существенное влияние на адаптацию. Например, самооценка младшего школьника. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

2.2 Влияние самооценки на адаптацию ребёнка к школе

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Целью данного исследования является определение уровня самооценки первоклассников с помощью методики «Лесенка».

Понятие самооценки как психологической категории

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). [1, c.352]

Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

Свои особенности имеет самооценка у младших школьников. Самооценка — сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

2.3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников

Экспериментальная работа проводилась на базе СШ №114 г. Минска. Исследование младших школьников проводилось в 1 «А» и 1 «Б».

Цель — изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: личностная сфера детей.

Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Задачи диагностической работы:

1. подобрать диагностическую методику

2. провести диагностику

3. обработать полученные результаты

4. сделать выводы

Для исследования самооценки у младших школьников использовалась методика «Лесенка».

Выборку данного исследования составили учащиеся параллели первых классов СШ № 114 г. Минска. в количестве 40 человек. Результаты исследования в 1 «Б», 1 «А» классах представлены в приложении 2, приложении 3, соответственно.

Интерпретация результатов по использованной методике представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Кол-во испытуемых (чел.)

Самооценка

Высокая

Адекватная

Низкая

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

40

6

15

26

65

8

20

Данные, полученные по методике «Лесенка» представлены на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1. Самооценка первоклассников

В результате исследования было обнаружено, что у 8 человек самооценка занижена, что составляет 20% от общего числа первоклассников. Дети с низкой самооценкой очень мало участия принимают в уроке. Это объясняется боязнью ошибиться, дать неправильный ответ. Когда учитель указывает на ошибку (помогает наводящими вопросами, призывает к помощи других учеников класса), учениками проявляется агрессия в виде бросаний своей ручки, тетради, криков, топанья ногами, что, как следствие, является отсутствием интереса к продолжению урока. В результате, показывая свою несдержанность на уроке, ученик препятствует обучению сверстников, получает замечание учителя. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в игре, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют, то часто обижаются. Они хотят быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удаётся.

Из выборки 40 человек, у 6 самооценка завышена, что составляет 15% от общего числа испытуемых. Для этих детей характерно стремление быть во всём лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Эти дети часто бывают агрессивны с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Дети с высокой самооценкой превозносят себя в отношениях со сверстниками, копируя фразы, жесты, действия взрослых ближайшего окружения.

С адекватной самооценкой оказалось 26 человек, что составляет 65% . Ученики с адекватной самооценкой комфортно чувствуют себя в коллективе, терпимо относятся ко «вспышкам» настроения сверстников, имеют собственную точку зрения, смело высказывают её. Во всём преобладает весёлый, жизнерадостный характер, с удовольствием посещают школу. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если проигрывают.

Изучив теоретический аспект особенностей формирования самооценки у младших школьников, а так же влияние самооценки на адаптацию ребёнка к школе и, сравнив его с полученными данными по методике «Лесенка», можно сделать вывод, что на успешную адаптацию первоклассника к школе существенным образом влияют новые социальные условия, а, главное — умение безболезненно, с наименьшими психологическими затратами, без вреда для здоровья, пройти этап адаптации к школе. Успешной адаптации будет способствовать адекватный уровень самооценки. Высокий уровень не является патологией в начале младшего школьного возраста. Низкий уровень может создавать трудности в адаптации первоклассника.

Заключение

Существует множество факторов, влияющих на адаптацию первоклассника к школе. Это могут быть возрастные особенности, взаимоотношения со сверстниками, авторитет учителя, мотивация в обучении. Данное исследование подтверждает точку зрения о том, что формирование самооценки первоклассников существенно влияет на адаптацию ребёнка к школе. Полученные результаты показали зависимость успешной адаптации от самооценки школьника. Дети с высоким и нормальным уровнем самооценки успешнее адаптируются в новых социальных условиях. Школьники с заниженным уровнем самооценки чувствуют себя неуверенно в коллективе. Хуже вступают в контакт со сверстниками и учителем. Что проявляется в агрессивном отношении к школе в целом.

Учитывая психологические особенности младших школьников, учитель может организовать такое взаимодействие с ребёнком, в ходе которого будут созданы все условия для успешной психологической адаптации в условиях школы. Изучение периода адаптации учащихся проводится для выявления наиболее благоприятных и создания необходимых условий для успешного протекания процесса адаптации к школе.

Изучив возрастные особенности младших школьников и влияние самооценки на адаптацию первоклассников, можно сделать выводы о том, что у каждого учителя должно быть комплексное представление о готовности ребёнка к школе, о происходящих процессах в его познавательной, психологической, физиологической сфере. Знание и использование учителем результатов исследования самооценки первоклассников поможет ему лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптации детей, определить виды помощи конкретному ребёнку с те, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха.

Для дальнейшего исследования существует широкое поле деятельности. В данном исследовании наибольшее внимание уделялось уровню самооценки, как фактору, влияющему на успешную адаптацию первоклассника к школе. Мотивация обучения, возрастные особенности, а также гендерные должны учитываться при изучении адаптационного периода первоклассника. Считаю, что вопрос предполагает дальнейшее исследование для более широкого раскрытия данной темы.

адаптация школа возрастной самооценка

Список использованных источников

1. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность / А. С. Батуев — М.: Высшая школа, 1991. — 255с.

2. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. — М., 1968. — 267с.

3. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 1966. — 442с.

4. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В Давыдов / Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 168с.

5. Данилова, Н. Н. Психофизиология /Н. Н. Данилова — М.: Аспект Пресс, 1998. — 372с.

6. Дубровина, Е. Е. Психология: учеб. для сред. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М. : Изд. центр «Академия» , 1999. — 460с.

7. Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — №4. — С.89-95.

8. Коган, А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности /А. Б. Коган — М.: Высшая школа, 1988. — 367с.

9. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.,1973. — 352с.

10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие /И. Ю. Кулагина — 4-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175с.

11. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. — М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. — 352с.

12. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов в высш. пед. учеб. завед. / Р. С.Немов.- М.: Просвещение: Гуманит. изд. ценр «Владос», 1994. —

13. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 360с.

14. Общая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Богословского. — М., 1981.- 383с.

15. Общая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. В. Петровского. — М.,1977.- 480с.

16. Основы психофизиологии / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. О.Александров. — М.: Изд. дом « Инфра-М», 1997. — 430с.

17. Платонов, К. К. Система психологии и теории отражения / К. К. Платонов.- М., 1982.- 309с.

18. Прутченков, А. С., Сиялов, А. А. Эй ты, параноик!!!. — М.: Новая школа, 1994. — 64с.

19. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. — 240с.

20. Работа психолога в начальной школе /М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева — М.: Совершенство, 1998. — 341 с.

21. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова — М.: Просвещение, 1991. — 303с.

22. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевскогго. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.

23. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. — М., 1973. — 623с.

24. Худик, В. А. Психология, клиника и профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков / Чернигов: 1991. — 119с.

25. Шинтарь, З. Л. Введение в школьную жизнь: пособие для студентов пед. вузов. / З. Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2002. — 263с.

26. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избр. психол. тр. т / Под. ред. Д. И. Фельдштейна; Акад. пед. и социал. наук. — М.: Ин-т практ. психологии. — Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. — 414с.

Приложения

Приложение 1

Тест «Лесенка»

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка.

Инструкция:

Посмотрите на лесенку на бланке. На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше — ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.

Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку — это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.

Приложение 2

Таблица 1 — Результаты исследования 1 «Б» класса по методике «Лесенка»

Имя

Самооценка

высокая

адекватная

низкая

1

Игорь

+

2

Дарья

+

3

Валерия

+

4

София

+

5

Ярослава

+

6

Иван

+

7

Егор

+

8

Тимофей

+

9

Кирилл

+

10

Саша

+

11

Полина

+

12

Виктория

+

13

Татьяна

+

14

Тимофей

+

15

Илья

+

16

Алиса

+

17

Кристина

+

18

Аделина

+

19

Ульяна

+

20

Савва

+

Итого:

3 чел.

12 чел.

5 чел.

В результате, у 12 учащихся 1 «Б» класса, что составляет 60% класса — адекватная самооценка, у 3 (15%) — завышена, у 5 (25%) — занижена.

Приложение 3

Таблица 2 — Результаты исследования 1 «А» по методике «Лесенка»

Имя

Самооценка

высокая

адекватная

низкая

1

Дарья

+

2

Вадим

+

3

Антон

+

4

Тимофей

+

5

Алёна

+

6

Марина

+

7

Павел

+

8

Анастасия

+

9

Вячеслав

+

10

Вадим

+

11

Влад

+

12

Анастасия

+

13

Илья

+

14

Юлия

+

15

Егор

+

16

Полина

+

17

Илья

+

18

Георгий

+

19

Юлия

+

20

Кристина

+

Итого:

3 чел.

14 чел.

3 чел.

В результате, у 14 учащихся 1 «А» класса, что составляет 70% класса — адекватная самооценка, у 3 (15%) — завышена, у 3 (15%) — занижена.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »