Тенденции развития средств массовой коммуникации с точки зрения массовой культуры


Введение

индустрия культура телеканал интернет

В современном мире мы ежедневно обращаемся к СМИ в повседневной жизни: когда смотрим телевизор, листаем Интернет-странички, читаем газеты. Информации так много, что мы часто даже не задумываемся о качестве предлагаемого нам контента. В это время, большинство предлагаемой информации относится к разряду так называемой «массовой культуры».

В середине сороковых годов двадцатого века Т. Адорно и М. Хоркхаймером был выведен термин «феномен индустрии культуры». Несмотря на то, что прошло уже около семидесяти лет, данный термин не потерял, а наоборот только увеличил свою актуальность. Сейчас, когда мы живем в обществе потребления, вся массовая культура коммерциализированна и нацелена на стимуляцию потребления. Телевизионным каналам, интернет-сайтам и журналам выгодно поставлять потребителю легкоусваиваемую информацию, пусть и жертвую качеством и информативностью. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. по охвату аудитории, и по времени, то есть производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые «мыльные оперы».

Цель работы — исследовать теоретические аспекты понятия Критической теории и феномена индустрии культуры.

Задачи работы:

1. Изучить общие положения критической теории

2. Изучить теоретические положения феномена индустрии культуры

3. Проанализировать несколько телеканалов и печатных СМИ с точки зрения Критической теории и феномена индустрии культуры

4. Проанализировать Интернет-порталы с точки зрения Критической теории и феномена индустрии культуры.

Предмет исследования — тенденции развития средств массовой коммуникации с точки зрения массовой культуры.

Объект исследования — современные СМИ и их принадлежность к сегменту массовой культуры.

Глава 1. Франкфуртская школа, критическая теория современного индустриального общества и феномен индустрии культуры

1.1 Франкфуртская школа и критическая теория современного индустриального общества

Франкфуртская школа — одна из наиболее влиятельных в современной буржуазной философии и в частности в марксологии — была образована в тридцатых годах XX века представителями мелкобуржуазной либеральной интеллигенции, которые выступали с критикой многих отрицательных сторон государственно-монополистического капитализма. Школа образовалась до первой мировой войны вокруг института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил тогда Макс Хоркхаймер. Он и был, вместе с Теодором Адорно, организатором этого направления. Вокруг этих двух философов сразу же образуется кружок единомышленников, затем возникают последователи. Среди наиболее известных последователей Франкфуртской школы можно назвать Герберта Маркузе и Эриха Фромма. Возникновение школы и ее взгляды стали попыткой найти ответы на животрепещущие проблемы эпохи, то есть сделать то, что не удавалось другим идейным и политическим направлениям. В развитии школы различают три периода: европейский, американский и западногерманский. Эти периоды отражают не только собственно институциональные этапы ее становления, но и институционально-теоретические судьбы школы. Расцвет течения, формулировка его основных взглядов приходится на 30-е-60-е годы, то есть время торжества так называемого «фордистско-тейлористского» этапа индустриального капитализма. Большое влияние на формирование школы имел Георг Лукач — один из самых выдающихся марксистских мыслителей XX века.

Основная тенденция франкфуртской школы — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 30-е гг. ХХ в. франкфуртской школы. Наивысший расцвет течения, формулировка его основных взглядов приходится на 30-е-60-е годы, то есть время торжества так называемого «фордистско-тейлористского» этапа индустриального капитализма.

Рассмотрим понятие «критическая теория». Само название стало популярным и используемым после публикации статьи Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория». В ней критической теорией названа программа самостоятельной научной парадигмы. Критическую теорию нельзя назвать какой-то определенной теорией, она скорее является смешением различных теоретических дискурсов: психоанализ, франкфуртская школа, марксизм, феменизм и дургие.

Если отходить от философских категорий, то можно сказать, что критическая теория — это определенный ряд подходов и течений, еоторый пристально рассматривает и критикует современные общество и культуру, используя знания из гуманитарных и социологических дисциплин.

В совместной работе Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно «Диалектика просвещения» критическая теория была применена в европейской культуре и цивилизации в целом. Авторы разгромили эпоху Просвещения, крайне негативно отзываясь о ее идеях. По их мнению, современная цивилизация, выросшая на принципе рациональности, точнее даже на культе рациональности, на культе покорения человеком природы, это цивилизация тупиковая. Тупик вызван именно культом рациональности, происходящим от просвещения. Критиковалось и так называемое «овеществление» личности человека, товарного фетишизма как основных черт деятельности и культуры цивилизации нового времени. Хоркхаймер и Адорно особо подчеркивали опасность коммерциализации культуры, которая оборачивалась ее деградацией. Вещизм по отношению к миру проявляется как потребительское отношение к миру, по отношению же к людям он проявляется в возникновении различного рода агрессивных форм поведения, в том числе тоталитарных государств, фашистских и социалистических, в росте преступности, когда человек видит в другом человеке некоторую вещь, способную удовлетворить его собственные прихоти. И к самому себе человек относится тоже, как к вещи, которую нужно каким-то образом ублажать. Отсюда рост массовой культуры, потребительского отношения ко всему и т. д. Это черты так называемой «неудавшейся цивилизации» (термин Франкфуртской школы). Именно эта неудавшаяся цивилизация порождает фашизм, преступность, массовую культуру и все остальные «прелести». Вследствие этого человек, не будучи собственно человеком, не может быть счастливым. Поэтому Франкфуртская школа и называется критической. А так же авторы видели большую проблему в отчуждении человека от природы.

В итоге Хоркхаймер и Адорно делают вывод о том, что необходим переворот в сознании, нужно просвещать людей, освобождать их от вещизма, потребительства. Для этого нужна не революционная направленность, не большие группы — это бесполезно, работать с отдельным пациентом также бессмысленно (отдельный пациент, взятый сам по себе, это личность, оторванная от социальных взглядов), поэтому здесь важна роль малых групп.

Автор работы считает справедливым сделать вывод о том, что идеи изложенные в «Диалектике Просвещения» существуют и в современной культуре. Таким образом, критическая теория стала одной из самых ярких и основополагающих теорий франкфуртской школы и ее (теории) тезисы актуальны и в наше время.

1.2 Феномен индустрии культуры

Феномен индустрии культуры частично перекликается с Критической теорией, речь о которой шла в предыдущей главе. После окончания Второй Мировой Войны в 1947 году была опубликована совместная работа Макса Хоркхаймера и Теордора Адорно «Диалектика просвещения».

Рассмотрим понятие «индустрия культуры». Авторы «Диалектики просвещения» понимали под этим термином производство культуры, превратившееся в уничижающий человека аналог поточно-конвейерного производства. Индустрия культуры рассматривалась ими как повседневная дегенерация духовной жизни большинства до низкопробного «всеобщего уровня». Данное обстоятельство принимало для авторов особое значение, поскольку в нем они увидели необходимое условие осуществления тоталитарной духовной власти как принципа организации и управления, предстающего как в непосредственно политических формах, так и в рыночном выражении. Большое влияние на формирование этой теории на авторов оказали влияние американская, организованная на коммерческой основе массовой культура и немецкая культура, в которой люди так легко поддались фашистской пропаганде. Вот несколько цитат из работы: «Клиент здесь — это совсем не король, во что хотела бы вас заставить поверить индустрия культуры, это не субъект ее, а объект. Слово «масс-медиа», вошедшее в употребление для обозначения культурной индустрии, придает ей безвредный вид. В действительности же дело здесь не в массах, которым якобы отводится главная роль, и не в технике коммуникации как таковой… Массы — это не мера, а идеология индустрии культуры». И в этой связи приведем кульминационный вывод: «Суммарный результат воздействия индустрии культуры — антипросвещение». Главную проблему существования индустрии культуры авторы видели в том, что, порождая ложные потребности, индустрия культуры превращает потребителя в пассивного обывателя, равнодушного даже к собственному экономическому положению, как бы тяжело оно не было. А так же индустрия культуры обеспечивает существование капитализма, создает иллюзию свободы, позволяет манипулировать сознанием индивида и порождает деградацию общества. Целью индустрии культуры является прибыль, возникающая благодаря парализации способности к фантазии у потребителя.

Стоит сделать краткий обзор работы «Диалектика просвещения». Книга состоит из нескольких частей. Первая — «Понятие просвещения». Здесь связывается рациональность существования общества с господством над природой. Просвещение рассматривается как цель для избавления от страха перед непонятными явлениями в природе. Далее, ссылаясь на работы Канта, Сада и Ницше, Адорно и Хоркхаймер показывают, как просвещение влияет на моральные устои. В разделе «Культуриндустрия» рассматривается вопрос о том, как средства массовой информации подавляют инициативу и творчество. В последнем разделе — «Элементах антисемитизма» высказывается опасение о возможности возврата просвещенной цивилизации к варварству.

Если обращаться к современным определениям термина, то можно процитировать Конвенцию об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, принятую ЮНЕСКО в 2005 году: «Индустрия культуры представляет собой производство и распространение товаров или услуг, «которые, когда они рассматриваются с точки зрения конкретного свойства, употребления или цели, воплощают или несут в себе формы культурного самовыражения, независимо от своей возможной коммерческой ценности».

Одним из важныйх понятий в теории индустрии культуры является рецепция. В своей работе «Эстетическая теория», Т. Адороно сравнивает понятия рецепция и производство. По Адорно, рецепция — это восприятие обществом искусства. Адорно, отмечает, что созерцание искусства связано непосредственно с разделением труда, то есть отношение общества к искусству предшествует рецепции и оно исходит из сферы производства. Благодаря сфере производства человек непосредственно может объективно судить об общественном содержании произведений искусства. Рецепция опять же предполагает лишь опосредованное созерцание искусства, которое не позволяет в полной мере понять суть произведений искусства. Как говорит, Теодор Адорно, «человеческие реакции сегодня опосредуются все реальностью общества». Адорно пишет: «В большинстве случаев рецепция «стачивает» те места, где определенное неприятие искусством общества проявлялось особенно заметно». Произведения искусства нейтрализуются после своего критического воздействия в момент своего появления на свет. Автор так же пристально рассматривает современное искусство и приходит к выводу, что классическое, элитное искусство уходит в современном мире на второй план, потому как его вытесняют «жалкие» пародии и развлекающие мероприятия. Современное общество создаёт примитивные «картины» из того, что ранее было элитарным, искусство переживает тенденцию к регрессу: «отношение к искусству, типичное для эпохи, носит регрессивный характер». Как полагал Адорно, превращение элитарного искусства во что-то обыденное и ходовое подобно тому, как чувства и внутренний мир индивида сравнивается по своей «сложности» с потреблением пищи. «Страстное желание все пощупать собственными руками, не дать произведению быть тем, что оно есть, тщательно «приготовить» его по своим собственным шаблонам и критериям, уменьшить дистанцию между ним и потребителем…». Автор работы считает, что размышления Т. Адорно крайне актуальны в современном обществе и находят отражение в производстве современного искусства, которое стало однотипным, массовым и некачественным. Самым ярким примером подобного искусства в современном мире является область музыки и кинематографа — однотипные, штампованные музыкальные композиции и снятые как под копирку блокбастеры, рассчитанные на получение большой прибыли, но не на духовный отклик зрителя.

Одним из центральных понятий теории «индустрии культуры» является термин «общество потребления». Впервые термин ввел немецкий социолог-фрейдомарксист Эрих Фромм. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления. Нужно отметить, что несмотря на то, что на первый взгляд общество потребления является крайне негативным явлением в современном мире, есть аргументы «за». Как правило, аргументы следующие: общество потребления способствует укреплению государственной власти, производители имеют стимул улучшать товары из-за большой конкуренции, потребление способствует снижению уровня социальной напряженности, потребление сырья и товаров из неразвитых стран способствуют их развитию. Однако, все эти плюсы могут быть реализованы и вне общества потребления, поэтому довольно сомнительны. Самое негативное проявления общества потребления в том, что оно заинтересованно в том, чтобы уровень интеллекта у населения непрерывно понижался, потому что образованный человек становится худшим покупателем.

Индустрия культуры способная оказывать большое влияние на потребителя в области приобретения товаров. Дело в том, что люди стараются копировать поведение героев, которых видели в кино или сериале, подражают любимой знаменитости. Это порождает тесную взаимосвязь рекламы и массовой культуры. Например, продакт-плейсмент.

В «Диалектике просвещения» Адроно и Хоркхаймер дают читателю советы, как избежать пагубного воздействия индустрии культуры. Они предлагают индивиду мыслить критически, индивидуально познавать существующую реальность, не принимать ограниченный индустрией культуры образ «истины». Собственно, это и есть применение критической теории, которой посвящена первая глава данного исследования.

Итак, подводя итоги первой данного раздела и первой главы в целом, с следует отметить, что в современном обществе проблема индустрии культуры стоит крайне остро. Нескончаемый поток информации, как ни странно, только увеличивает потребительскую потребность. Общество жаждет новых фильмов, новой музыки, новых книг, не заботясь и их качестве. Общество находится в зависимости от новизны ощущений.

Глава 2. Анализ продуктов современной культуры с точки зрения Критической теории и феномена «индустрии культуры»

2.1 Индустрия культуры на телевидении, в печатных средствах

По мере того, как в мире появляются новые и усовершенствованные средства массовой коммуникации, происходит развитие индустрии культуры, так как она, как известно, в первую очередь ориентируется на общественные массы. Именно массовое сознание является основным способом социального взаимодействия и передачи информации. Для анализа были выбраны телевидение и печатные СМИ.

Для анализа были выбраны два телеканала, которые наиболее ярко иллюстрируют проблему индустрии культуры: телеканал СТС и телеканал ТНТ, и два печатных СМИ: журнал Cosmopolitan и журнал Glamour. Автор работы считает справедливым выбрать именно эти средства массовой коммуникации, поскольку их аудитория довольно обширна и состоит из разных целевых аудиторий, что позволяет объективно оценить влияние феномена «индустрии культуры» на них.

Итак, для анализа феномена «индустрии культуры» на телевидении были выбраны каналы СТС и ТНТ. Оба они являются российскими федеральными каналами, обладают аудиторией свыше 100 миллионов человек, являются развлекательными каналами и входят в пятерку популярнейших каналов в России. Крайне показательной является история развития телеканалов. Телеканал ТНТ был основан в сентябре 1997 года и принадлежал холдингу «Медиа-Мост». По приглашению Игоря Малашенко генеральным директором ТНТ стал Сергей Скворцов, бывший гендиректор СТС. Эфирное вещание началось с 1 января 1998 года. Его название создатели расшифровывали как «Твоё новое телевидение». Изначально канал не имел тенденции к росту и мог в любой момент прекратить своё существование, не выдержав конкурентной борьбы, но мощный рост региональной аудитории, привязанной к региональным сетям и популярные телесериалы 90-х «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности» привели к резкому увеличению аудитории телезрителей. На канале ТНТ до сезона 2002—2003 не было определённой концепции эфира, канал был ориентирован на широкий круг телезрителей, в числе тематик присутствовали документалистика, мультфильмы, телесериалы. Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что аудитория канала начала расти именно тогда, когда в сетку вещания были запущены продукты, отвечающие массовым вкусам: сериалы, не отягощенные смысловой нагрузкой, понятные зрителю с любым уровнем образования и умственного развития. Далее история развития телеканала еще более показательна — осенью 2002 года аудитория ТНТ значительно увеличилась — с 2,7% до 5,4%, во многом благодаря запуску на канале ток-шоу Дмитрия Нагиева «Окна» и другим новым передачам: «Запретная зона», «Голод», «Школа ремонта», «Такси», «Ребёнок-робот», «Большой брат», «Дом», «Дом-2». Очевидно, что данные ток-шоу имеют крайне низкий уровень познавательности, и взывают к самым примитивным желаниям зрителей: подглядеть в чужую жизнь, посмотреть на скандалы и тому подобное. Несмотря на некачественность продукции, потребители с удовольствием смотрели эти передачи и повышали тем самым рейтинг канала. Если рассматривать современное состояние канала, то тенденция продолжается. Наиболее популярные шоу на канале — «Универ», «СашаТаня», «Реальные пацаны», «ComedyClub», «Битва экстрасенсов» — очевидно не отягощены смысловой нагрузкой, являются только развлекательными, копируют друг друга, как по части содержания, так и по техническим данным, а самое главное — являются крайне коммерциализированными и несут сомнительные ценности (беспорядочные половые связи, отсутствие стремления к образованию и самообразованию, нежелание трудиться). Программы продвигают модные современные идеи: о роскошной богатой беззаботной жизни, гламуре. Хотелось бы немного конкретнее остановиться на коммерциализации этих программ, поскольку это является одним из важнейших признаком индустрии культуры. Итак, в данных шоу активно размещается реклама, как правило в форме продакт-плейсмента. Главные герои, ставшие кумирами зрителей, объектами для подражания, используют те или иные продукты. Нужно отметить, что эта реклама выполнена грубо и совершенно не скрывается.

Похожую, но не идентичную ситуацию можно проследить и на канале СТС. Интересно, что канал на заре своей деятельности пускал в эфир развлекательные программы с познавательным уклоном, однако настоящая ситуация является ярким примером использования массовой низкосортной культуры. После ухода главы канала Роднянского были закрыты многие познавательные проекты, и канал был переориентирован исключительно на развлекательное вещание. Ведущая СТС, Тина Канделаки, прокомментировала это так: «С программой «Самый умный» закончилась в определенном смысле эпоха Роднянского на СТС. Ведь это он придумал познавательные развлечения и продвигал целый ряд проектов, которые были связаны не просто с развлечением, а ещё с чем-то новым, полезным, чем-то интересным и удивительным». Падение интереса к подобным проектам явилось следствием происходящей на современном этапе сегментации телеканалов. Всё это привело к увеличению зависимости канала от сериальной продукции и комедийных шоу. Так же были закрыты многие конкурсные передачи. И сделано было это из-за того, что такие проекты слабо поддаются коммерциализации и не могут быть эффективно использованы в качестве рекламного поля. Наиболее популярные программы на СТС — «Воронины», «Молодежка», «6 кадров», «Кухня» — примеры передач, ориентированных на широкую публику, не желающую критически оценивать контент. Например, юмористическая передача «6 кадров» — передача, копирующая старые анекдоты, претендующая на оригинальность и хороший юмор. Однако, зрителей это не только не отвращает, но и привлекает, поскольку передача имеет довольно высокий рейтинг. Новый руководитель СТС Вячеслав Муругов также скорректировал и целевую аудиторию СТС: с 2009 по 2012 год происходит переход от концепции семейного канала в сторону семейно-молодёжного, и 1 января 2013 года СТС переходит на более узкую целевую аудиторию (с возрастной группы «6-54» на зрителей «10-45 лет»). Причина этого — переориентация на более молодую, платёжеспособную аудиторию заинтересует рекламодателей, что повысит цену на размещение рекламы. Это еще раз доказывает, что канал ориентирован не на просвещение, образование и развитие аудитории, а исключительно на коммерческую сторону вопроса, что является ярчайшим признаком индустрии культуры. Популярные сериалы на канале СТС продвигают модные идеи о беззаботности, инфантильности, жизни, полной развлечений, нежелании трудиться и прочее.

Подводя итог анализа телеканалов, стоит отметить, что даже оформление схоже и отвечает массовым вкусам — яркие, едкие цвета. Оформленные в попсово-комичном стиле афиши, музыкальное сопровождение — все из индустрии культуры.

Для анализа печатных СМИ с точки зрения индустрии культуры были выбраны два журнала — Cosmopolitan и Glamour. Как и в случае с телеканалами, эти журналы схожи во многих аспектах. Интересно, что, как и телеканалы, изначально журнал не был коммерциализирован настолько, как сейчас.

Сейчас Cosmopolitan стало именем нарицательным. Обычно его используют, когда хотят обозначить печатные СМИ как глупый глянцевый журнал. Но создавался он совсем не таким. Пауль Шлихт сказал в обращении к своим первым читателям, что это первоклассный журнал для всей семьи. Издатели пообещали, что в журнале будут рубрики, посвященные исключительно интересам женщин — со статьями о моде и оформлению интерьера, посвященные кулинарии и заботе о детях. В журнале предусматривались и странички для детей. Cosmopolitan быстро стал популярным, его тиражи достигли 25 тысяч экземпляров. А между тем с обложек тогда еще не глянцевого издания смотрели отнюдь не полуобнаженные красотки. Напротив, все было целомудренно и даже по тем временам скучновато.

С наступлением 1960-х годов и на фоне сексуальной революции оказалось, что журнал постепенно утратил свою привлекательность, читатели стали терять к нему интерес. Примерно в это же время Хелен Герли Браун, автор нашумевшей тогда книги «Секс и одинокая женщина», предложила преобразовать издание в журнал для молодых, целеустремленных женщин. В 1965 году Браун стала главным редактором журнала Comopolitan и вошла в историю издательского бизнеса. Хелен открыто стала обсуждать проблемы сексуальной жизни, сделала журнал более демократичным, начала разговаривать с женщинами как «лучшая подружка», отрицая пуританство и ханжество. При ней журнал вышел на международный рынок. «Сексуальная революция» завоевала американцев, и не только женщин. Наиболее скандальной страницей в истории журнала стало появление в апреле 1972 года на его страницах обнаженного актера Берта Рейнольдса. Тогда он еще не был очень знаменитым, зато его обнаженное тело вызвало восторг у аудитории журнала и бум противоречивых рассуждений. Тем не менее, победила нагота, раскованность и сексуальность. На этом исторические искания редакторов журнала закончились, они нащупали свой путь, который и привел их к мировому успеху.

Сейчас журнал продолжает эти тенденции. Рубрики журнала следующие: мода, отношения, красота, здоровье, звезды, стиль жизни, психология. Как ясно из названий, издание содержит исключительно развлекательные рубрики, обращенные на внешнюю привлекательность, материальные ценности и гламур. Даже рубрика «Психология» ориентирована на целевую аудиторию — в ней содержатся глупые тесты, которые регулярно повторяются из года в год. Так же эту тенденцию — повторения — можно проследить и в других рубриках. Читателю часто предлагают прошлогоднюю немного переделанную статью. Однако, как и в примере с телевизионными каналами, наиболее яркий признак индустрии культуры в Cosmopolitan заключается в его катастрофической коммерциализации. Журнал просто пестрит рекламой — начиная от обложки, заканчивая статьями. Если просмотреть данное издание, то может сложится впечатление, что перед Вами каталог. Крайне часто какой-либо бренд является лейтмотивом всего номера. Более того, большое количество статей посвящено выходу какого-то нового продукта — от спонсора журнала. Нельзя не упомянуть и оформление журнала — яркие, кислотные цвета, большое количество иллюстраций, минимум текста — все для быстрого и качественного восприятия информации. Можно прийти к выводу, что одной из целей выпуска журнала является создание площадки для рекламы.

Журнал Glamour в большой степени схож с журналом Cosmopolitan. Впервые Glamour появился в 1939 году в США. Тогда он назывался Glamour of Hollywood и рассказывал о жизни «фабрики звезд». По мере того как увеличивались разделы моды и красоты, появлялись разделы психологии и здоровья, название журнала сократилось. Если проследить историю журнала в обложках, что становится очевидно, что с каждым десятилетием журнал все больше использует сексуальную тематику. Журнал Glamour отличается четкой структурой и содержит рубрики о моде и стиле, красоте и здоровье, карьере и шопинге, отношениях и сексе, путешествиях и дизайне интерьера, а также разделы с гороскопами, рецептами блюд, юмором, новинками в музыке, кино, литературе. Вся информация преподнесена крайне простым языком с использованием большого количества иллюстраций. Так же часто печатаются какие-либо сплетни о знаменитостях, что тоже отвечает требованиям целевой аудитории. Подавляющее большинство информации рассчитано исключительно на развлечение. Можно было бы сказать, что это справедливо, так как журнал позиционирует себя как развлекательный. Однако в журнале Glamour, как и в Cosmopolitan крайне большой процент журнала занимает реклама во всех проявлениях: статьи о брендах, конкурсы, советы звезд, касающиеся использования той или иной марки — все это говорит о сильной коммерциализации журнала.

Подводя итоги, нужно выделить главные черты, присущие рассматриваемым каналам и журналам. Они напрочь лишены индивидуальности и крайне схожи между собой. Можно сказать, что если включить человеку, незнакомому с данными продуктами сначала один, затем другой канал, или пролистать в подобном ключе два журнала, то он не заметит разницы. Все это говорит нам о ориентированности продуктов на массовую аудиторию, о нежелании создателей и руководства создавать оригинальный, интересный и наполненный смыслом контент. Главной целью создания подобной продукции является получение прибыли в краткосрочной перспективе, что собственно с успехом и реализуется. Итак, все признаки феномена индустрии культуры можно найти в вышеописанных изданиях.

2.2 Феномен индустрии культуры в Интернет

Несмотря на то, что Интернет считается независимым пространством, открытым для любых некоммерческих проектов, с увеличением его аудитории в России индустрия культуры прочно вошла в интернет-пространство. Во-первых, у каждого крупного бренда сейчас существует свой сайт, да и в целом создается большое количество коммерчески ориентированных проектов, удовлетворяющих непритязательным вкусам масс, замаскированных под развлекательные. Для анализа были взяты три разных проекта: видеохостинг YouTube, сайт Mail. ru и одна из самых популярных публичных страниц в социальной сети Вконтакте — страница MDK. Все эти площадки ориентированы на молодую аудиторию и активно используются для рекламы.

Первым был рассмотрен видеохостинг YouTube. Конечно, нельзя считать этот сайт полностью поглощенным индустрией массовой культуры. Действительно, на нем содержится большое количество познавательных каналов, или, например, каналов, содержащих записи классической музыки, однако, если говорить о каналах с наибольшей и постоянно растущей аудиторией, то становится понятно, что YouTube — отличная площадка для коммерческих проектов, которые, собственно, там активно и осуществляются.

Была рассмотрена пятерка топовых русскоязычных каналов на YouTube: +100500, ThisIsХорошо, GetMovies, Кейт Клеп, КВН. Первые два канала — +100500 и ThisIsХорошо — типичные примеры проявления феномена индустрии культуры. Данные каналы являются юмористическими, в формате обзора видороликов ведущим. На каналах активно используется ненормативная лексика, шутки на тему секса, насилия, национальных меньшинств и прочий низкосортный юмор. Ролики выпускаются однотипными, шутки иногда повторяются — можно сказать, что видео просто «штампуются» в погоне за увеличением аудитории и из страха потерять уже имеющуюся, передачи оформлены с отсутствием вкуса. Тем не менее, каналы имеют просто колоссальную аудиторию: +100500 — более 570 тысяч подписчиков, ThisIsHorosho — более 460 тысяч подписчиков. Это означает, что такое количество людей хотят получать в своей новостной ленте уведомление и новом выпуске на канале. Разумеется, столь большая аудитория не могла остаться без внимания рекламодателей и на канале размещена как открытая реклама, так и скрытая, регулярно проводятся конкурсы, печатается сувенирная продукция с символикой каналов. Близкий к этим двум канал КВН. Даже не смотря на немного иную ориентированность юмора, канал все равно содержит большое количество рекламы и исключительно развлекательный.

Канал GetMovies ориентирован на детскую аудиторию и рассматривать его здесь не имеет смысла.

А вот канал Кейт Клеп крайне интересен с точки зрения выявления в нем феномена индустрии культуры. Ведь изначально канал позиционируется как канал для девушек 12-18 лет, где размещаются видео о красоте, моде, кино, знаменитостях. И действительно, так все и есть, однако подача материала очень однообразная, слишком простая и плоская. А так же канал изобилует скрытой рекламой — ведущая, которая стала для многих девочек кумиром и примером для подражания, размещает на своем канале рекламу, утверждая, что использует те или иные продукты, или посещет конкретные места.

Следующий объект рассмотрения — сайт Mail. ru. Один из самых популярных в России сайтов и площадка для создания почты. Сайт позиционирует себя как информационно-развлекательный, что в принципе так и есть, однако, новостная информация представлена очень поверхностно, а большая часть сайта размещает на себе рекламу. Так же существует сервис «Товары Майл Ру», где публикуется рейтинг товаров в разных категорий, который очевидно спонсируется брендами этих товаров. Отзывы так же проплачиваются. Так же сайт пользуется «взаимной рекламой» — размещает рекламу сайта в фильмах (так же представляющих из себя воплощение феномена индустрии культуры), а в замен размещает у себя в рейтинге фильмов данное произведение в верхних строчках. Можно сказать, что сейчас сайт работает в большей степени как рекламная площадка, площадка для PR.

Последней была рассмотрена публичная страница MDK в социальной сети Вконтакте. Данное сообщество создавалось изначально как ориентированное на массовые вкусы и не предполагало никакого познавательного, интеллектуального или новостного контента. В сообществе регулярно используется нецензурная лексика, шутки на тему секса, национальных меньшинств, физической или интеллектуальной неполноценности, что считается нормальным и даже приветствуется аудиторией, считается своеобразной отличительной чертой сообщества. Изначально проект был абсолютно некоммерческим и поддерживался группой энтузиастов. Однако, с притоком аудитории, сообщество MDK стало один из самых коммерциализированных в социальной сети. Администраторы размещают на странице рекламу сторонних групп, кинофильмов, развлекательных заведений и личностей. Так же выпускается сувенирная продукция с символикой сообщества — футболки, толстовки, кружки и тому подобное. Среднее количество «лайков» к одному посту составляет порядка 20-30 тысяч, и аудитория продолжает расти, что говорит о том, что зрители крайне положительно относятся к такому низкому уровню контента. Сообщество продвигает идею сосредоточения на материальных ценностях, свободного отношения в плане сексуальной жизни, разжигает межнациональную рознь. Более того, контент часто копирует сам себя, может являться неоригинальным или глупо-провокационным.

Делая выводы по данному разделу, можно сказать, что сейчас интернет стал одной из самых удобных площадок для размещения материалов относящихся к разделу массовой культуры. Большие возможности в сфере таргетирования только помогают рекламодателям размещать свои сообщения — открыто или скрыто. Если рассматривать российский Интернет-контент в целом, то примерно 80% можно отнести к феномену индустрии культуры.

Заключение

В данной работе были рассмотрены такие понятия как критическая теория и феномен массовой культуры.

В первой главе были изучены теоретические основы Критической теории М. Хоркхаймера, описана краткая история и предпосылки возникновения Франкфуртской философской школы, а так же рассмотрены теоретические аспекты феномена индустрии культуры, дана краткая характеристика работы «Диалектика просвещения».

Во второй главе был проведен анализ двух телеканалов, двух журналов и трех Интернет-ресурсов с точки зрения критической теории Макса Хоркхаймера и теории индустрии культуры. Были сделаны выводы, что обе теории применимы к современным реалиям, причем с еще большим спехом, чем во время создания теорий.

Были выделены основные признаки массовой культуры: ориентированность на непритязательный вкус массовой аудитории, большая степень коммерциализации, использование провокационных материалов, часто связанных с юмором, сексом, пропагандой беззаботного, гламурного образа жизни, отсутствие желания использовать образовательный контент. Последнее является одним из ключевых условий индустрии культуры, поскольку образованный потребитель крайне невыгоден для производителей массовой культуры. А главная цель создания массовой культуры состоит в получении как можно большей прибыли от потребителей, что вынуждает производителя забывать о качестве и стараться выпускать продукцию как можно чаще и в больших объемах.

Так же был сделан вывод, что наиболее удобной и перспективной площадкой для развития массовой культуры является Интернет, поскольку это очень доступная форма размещения контента, а так же такая площадка имеет большие возможности в сфере таргетирования аудитории.

В заключении хотелось бы отметить, что сфера массовой культуры является отличным местом для размещения различного рода рекламных сообщений. Причем как открытых, так и скрытых.

Как говорилось ранее, феномен индустрии культуры и общества потребления имеет некоторые плюсы, однако минусов у такого рода культуры гораздо больше.

Список использованных источников

1. Адорно Т. Эстетическая теория. (Философия искусства). — М.: Республика, 2001. — 528 с.

2. Белых Е. Cosmopolitan — журнал для высшего общества или политическая арена? [Электронный ресурс]. Школа жизни [Интернет-журнал]. [2008]. URL: http://shkolazhizni. ru/archive/0/n-10394/ (Дата обращения: 22.12.2014).

3. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-Холдинг, 2003. — 174 с.

4. Бессонов Б. Н., Нарский И. С., Яковлев М. В. Социальная философия франкфуртской школы. — М.: Мысль, 1975. — 218 с.

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. — М.: Республика, 2006. — 272 с.

6. Воронцов В. Общество потребления. — М.: Книга по требованию, 2012. — 56 с.

7. Дамье В. В. Философия Франкфуртской школы. [Электронный ресурс] // Международная ассоциация трудящихся [Сайт]. [2009]. URL: aitrus. info/node/109 (Дата обращения 17.12.2014).

8. Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. — 318 с.

9. Ильин В. И. Общество потребления как форма капиталистического развития // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. — М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

10. Лега В. П. Современная западная философия. Франкфуртская школа. [Электронный ресурс]. // Седмица [Сайт]. [2014]. URL: sedmitza. ru/lib/text/431853/ (Дата обращения: 22.12.14).

11. Мотрошилова Н., Руткевич А. История философии. Запад — Россия — Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв. — М.: Академический Проект, 2012. — 521 с.

12. Рассел Д. Общество потребления. — М.: Книга по требованию, 2012. — 96 с.

13. Свендсен Л. Философия моды. — СПб.: Прогресс-Традиция, 2007. — 204с.

14. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. — СПб.: Ад Маргинем, 2005. — 304 с.

15. Сыров В. Массовая культура. Мифы и реальность. — М.: Водолей, 2010. — 328 с.

16. Терин В. П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запада. — М.: Аванти Плюс, 2002. — 367 с.

17. Фурс В. Социальная философия в непопулярном изложении. — Вильнюс: ЕГУ, 2006. — 289 с.

18. Эрнер Г. Жертва моды? — М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. — 272с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »