Суд субъекта Российской Федерации


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

Учебная дисциплина

Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)

Тема: Суд субъекта Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Суд субъекта Российской Федерации

1.1 Общая характеристика

1.2 Цели и задачи Суда субъекта Российской Федерации

1.3 Место Суда субъекта Российской Федерации в системе судов

1.4 Структура Суда субъекта Российской Федерации

1.5 Судебные коллегии Суда субъекта Российской Федерации

1.6 Аппарат Суда субъекта Российской Федерации

1.7 Судьи Суда субъекта Российской Федерации

ГЛАВА II. Компетенция Краснодарского краевого суда

2.1 Подсудность гражданских дел

2.2 Апелляционная инстанция

2.3 Кассационная инстанция

2.4 По вновь открывшимся или новым обстоятельствам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена реформированием политических и социально-экономических отношений в России, неизменно связанных с усилением внимания к проблемам прав человека, их обеспечению различными государственными средствами, среди которых основное место принадлежит судебной власти. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. -, производимое реформирование российского законодательства, свидетельствуют о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Судебная защита приобретает для граждан России первостепенное значение.

Сегодня сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия. Однако оптимизация функционирования органов судебной власти ещё не завершена. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1735-р «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2013 — 2020 годы» оп. 02.10.2012 г. В продвижение судебной реформы на правовом пространстве РФ свой вклад вносит и Суд субъекта Российской Федерации.

Таким образом, очевидно, что исследование Суда субъекта Российской Федерации актуально.

Степень деятельности Суда субъекта Российской Федерации исследовалась многими отечественными правоведами. Так, различным вопросам их правового положения и деятельности посвятили свои работы

О. В. Безлепкина, А. Л. Бурков, А. В. Галахова, А. В. Дауров, В. М. Лебедев, О. В. Ломкова, А. В. Орлов, Т. В. Соловьева, Е. В. Черепанова, И. В. Шульга и

многие другие авторы. Однако продолжающаяся актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Целью настоящей работы является исследование деятельности Суда субъекта Российской Федерации.

Указанная цель обусловила следующие задачи работы:

отразить место Суда субъекта Российской Федерации в современной российской судебной системе;

охарактеризовать состав и структуру Суда субъекта Российской Федерации;

раскрыть полномочия Суда субъекта Российской Федерации.

Объектом настоящего исследования являются общественно-правовые отношения, связанные с реализацией компетенции Суда субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие компетенцию, порядок формирования и структуру Суда субъекта Российской Федерации. суд субъект компетенция

Методологической основой исследования стали общие принципы научного познания, в частности методы анализа и синтеза, формально-юридический, системно-структурный методы.

Структурно работа состоит из введения; двух глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются задачи работы; заключения. Оканчивается работа списком использованной литературы.

ГЛАВА I. Суд субъекта Российской Федерации

1.1 Общая характеристика

В каждом субъекте Российской Федерации образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики.

В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 1, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации») // Российская газета. — 06.01.1997..

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным конституционным законом. (ст. 2, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации»)// Российская газета. — 06.01.1997

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального Конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов, устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 20 Закона о судебной системе полномочия) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ ( (ред. от 25.12.2012)

«О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. — 06.01.1997; 11.11.2009..

1.2 Цели и задачи Суда субъекта Российской Федерации

В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве О судоустройстве РСФСР (с изменениями на 7 февраля 2011 года) (утратил силу с 01.01.2013 на основании федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ, уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и административным законами (ст. 1 КоАП) перед судом стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

Цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка;

б) профилактика преступности и правонарушений;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

1.3 Место Суда субъекта Российской Федерации в системе судов

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о судоустройстве и другими федеральными законами, действующими в настоящее время, в республиках, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге функционируют соответственно верховные суды, краевые, областные, окружные и городские суды — суды общей юрисдикции с равными полномочиями. Поэтому далее для краткости продолжим называть их «Суд субъекта Российской Федерации». Место этого суда в системе судов общей юрисдикции определяется прежде всего федеративным устройством России. Как следует из ст. 65 Конституции РФ, в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, одна автономная область, 4 национальных округов, а также Москва и Санкт-Петербург — города федерального значения. В каждом субъекте Федерации имеется соответственно верховный суд республики, краевой суд, областной суд, окружной суд, городской суд.

Суд субъекта Российской Федерации рассматривает в установленном законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого следует, что суд субъекта, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рассматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим суд рассматривает в случаях и порядке, определенных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановления суда, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ.

Таким образом, как уже было указано выше, Суд субъекта Российской Федерации, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, является судом, находящимся по судебной иерархии между районными судами и Верховным Судом РФ. Поэтому его вполне обоснованно иногда называют судом среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

1.4 Структура Суда субъекта Российской Федерации kubansud. ru

Председатель суда, Заместители председателя суд, Судьи, Надзорная группа по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам, Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, Канцелярия судебной коллегии по уголовным делам по 1 инстанции

Суда присяжных, Канцелярия судебной коллегии по уголовным делам по 2 инстанции, Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, Канцелярия судебной коллегии по 1 инстанции, Канцелярия судебной коллегии по 2 инстанции, Отдел по обеспечению деятельности президиума суда, Отдел президиума по уголовным делам, Отдел президиума по гражданским делам, Администратор суда, Отдел кадров, государственной службы, Отдел бухгалтерского учета и финансов, Отдел судебной статистики и правовой информатизации, Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики, Отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий, Отдел делопроизводства.

Суд субъекта Российской Федерации действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум Суда субъекта Российской Федерации образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края.

Президиум Суда субъекта Российской Федерации:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума суда субъекта РФ проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

1.5 Судебные коллегии Суда субъекта Российской Федерации kubansud. ru

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам Суда субъекта Российской Федерации утверждается президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Законодательного собрания по представлению председателя суда из числа заместителей председателя или членов суда.

Председатель суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Суда субъекта Российской Федерации:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней ;

7) распределяет обязанности между заместителями председателя;

8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя Суда субъекта Российской Федерации:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам суда:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

1.6 Аппарат Суда субъекта Российской Федерации kubansud. ru

Аппарат краевого суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанты, архивариус, инспектора.

Структурно в суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат. В суде имеется группа консультантов, которые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изложение всех действий и решений суда, действий участников процесса; проводят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечивают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т. п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в Суд субъекта Российской Федерации в кассационном порядке; обеспечивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в порядке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, заполняют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее.

1.7 Судьи Суда субъекта Российской Федерации

Судьями Суда субъекта Российской Федерации являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Порядок назначения на должность и прекращения полномочий судьи краевого суда установлен Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. — 29.07.1992.

Судьи Суда субъекта Российской Федерации:

участвуют в пределах и порядке, установленных федеральными законами, в рассмотрении судебных дел, жалоб, представлений, протестов;

по поручению Руководства краевого суда обобщают судебную практику, осуществляют выезды в районные (городские) суды и непосредственно знакомятся с практикой применения судами действующего законодательства Российской Федерации;

осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к судьям, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Конституционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных судах и Законе о мировых судьях.

Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Однако законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что

перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

К их числу относятся прежде всего те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. О некоторых из них можно получить представление по приведенной выше выдержке из Кодекса чести судьи РФ и по соответствующим положениям Закона о статусе судей. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить

авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто, несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности.

Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств — неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности; решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

ГЛАВА II. Компетенция Суда субъекта Российской Федерации

2.1 Подсудность гражданских дел

В качестве суда первой инстанции (в соответствии со ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. От 14.06.2012) // Российская газета. — 20.11.2002; Суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела:

— связанные с государственной тайной;

— об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

— о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

— об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в

силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

— о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

— об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Например, к их числу, кроме названных категорий дел, по действующему законодательству, относятся дела:

— по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами ее территории, иностранных граждан, лиц без гражданства об усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации (ч. 2 ст. 269 ГПК);

— о признании забастовки незаконной (ст. 413 Трудового кодекса РФ); «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) Российская газета. — 03.01.2002;

— об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»); Федеральный закон Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ

«О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Российская газета. — 11.11.2009;

— о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (подп. «в» п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ред. От 01.12.2012 Российская газета. — 05.12.2012;

— Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (за исключением решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков), приостановлении отставки судей, а также об

отказе в рекомендации на должности судей могут быть обжалованы в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.

2.2 В качестве суда апелляционной инстанции Суд субъекта Российской Федерации рассматривает

— апелляционные жалобы, представления на решения суда первой инстанции, принятые районными судами, не вступившие в законную силу (ст. 320, ч. 2 ст. 320.1 ГПК РФ);

— частные жалобы, представления прокурора на определения районного суда (п. 2 ч. 2 ст. 331 ГПК РФ);

— частные жалобы, представления прокурора на определения, принятые первой инстанцией областного суда (п. 3 ч. 2 ст. 331 ГПК РФ);

— жалобы и представления на не вступившее в законную силу определение суда об оставлении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок без движения (ч.5 ст.244.5 ГПК РФ);

— жалобы и представления на не вступившее в законную силу определение суда о возвращении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (ч.5 ст.244.6 ГПК РФ);

— жалобы и представления на не вступившее в законную силу решение суда по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (ч. 4 и 5 ст. 244.9 ГПК РФ);

— частные жалобы, представления прокурора на определения суда первой инстанции, вынесенные по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (ч. 3 ст. 244.10 ГПК РФ). Апелляционная жалоба, за исключением жалоб на решения мировых судей, рассматривается судом коллегиально.

В этом плане в гражданском процессе реализован в полной мере принцип двухинстанционности, когда каждое заинтересованное лицо имеет право на рассмотрение своего дела по существу дважды. Причем, дело рассматривается по правилам суда первой инстанции, т. е. суд вправе допрашивать свидетелей, стороны — представлять новые доказательства и т. д. При этом в апелляционной жалобе или представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В силу ч. 4 ст. 327.1 ГПК новые требования не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Единственное условие — это необходимость обосновать невозможность предоставления новых доказательств в суд первой инстанции по уважительным причинам. Например, болезнь свидетеля, обнаружение письменных доказательств.

Если обжалуется только часть судебного решения, то суд проверяет законность и обоснованность решения только в этой части, но может и проверить его в полном объеме, если это соответствует интересам законности (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ). Из полномочий суда второй инстанции (т. е. апелляционной инстанции) исключена возможность передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Можно сказать, что суд повторно будет рассматривать дело, что поможет исправить возможные ошибки и скажется на законности судебных решений. Судебный акт апелляционной инстанции принимается в форме определения, которое вступает в силу с момента его принятия.

2.3 В качестве суда кассационной инстанции

Суд субъекта Российской Федерации рассматривает:

— жалобы, представления на апелляционные определения суда субъекта;

— жалобы, представления на апелляционные определения районных судов;

— жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей (п. 1 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, которой является президиум суда субъекта.

Кассационная инстанция, по сути, заменила собой ранее существовавшую надзорную инстанцию. В кассационной инстанции рассматриваться жалобы и представления на судебные постановления, вступившие в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Для подачи кассационной жалобы необходимо, прежде, обжаловать решение в апелляционном порядке. Суд изучает доводы кассационной жалобы и принимает определение либо о передаче дела для рассмотрения в суд кассационной инстанции, либо об отказе. В случае передачи дела оно рассматривается кассационной инстанцией, которая имеет право отменить, изменить или оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты. В соответствии со ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

2.4 Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. От 14.06.2012) // Российская газета. — 20.11.2002;

В ст. 392 ГПК РФ сказано, что судебное постановление, может быть пересмотрено, после вступления его в силу по вновь открывшимся и новым обстоятельствам. 

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на справедливое разбирательство дела в разумный срок. Разбирательством занимается суд, который априори должен быть беспристрастным и таким, который при вынесении постановления или решения ссылается на основы законодательства и конституции.

В последнее время довольно актуальной стала тема пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Это связано с тем, что правосудие может быть таковым, только если оно обеспечивает эффективное восстановление прав, интересов и свобод граждан. Судебная ошибка, возникшая из-за определенных фактов, которые были ранее неизвестны суду, делает судебное решение неправосудным и неправомерным, что естественно недопустимо в правовом государстве. Полнота судебной системы заключается в возможности исправить судебную ошибку и восстановить справедливость.

Нередки в судебной практике случаи выявления одной из сторон судебного процесса обстоятельств, которые могут существенно повлиять на исход уже решенного дела, но которые оставались неизвестными в момент его рассмотрения. В таких случаях арбитражным и гражданским законодательством каждому гражданину гарантированно право пересмотра судебного постановления в связи с выявлением новых или, вновь открывшихся, обстоятельств дела. Данный процесс является проверкой законности судебного акта, который уже успел вступить в силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Суд субъекта Российской Федерации в системе общих судов занимает положение среднего звена. Он является непосредственно вышестоящим для районных судов области и нижестоящим по отношении к Верховному Суду Российской Федерации. Имеет широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: он выступает в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции, активно участвует в проверке законности решений, вынесенных районными судами и мировыми судьями субъекта Российской Федерации.

Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет большое значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции Суд субъекта Российской Федерации проверяет законность и обоснованность приговоров решений районных судов и мировых судей края, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах субъекта Российской Федерации. Непосредственное её выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

Количественный состав Суда субъекта Российской Федерации определяется исходя из объема и характера судебной работы, размеров территории самого субъекта, количества проживающего населения, его национального состава и занятости, количества районов судов, судебных участков мировых судей, объема их работы. 

Большое внимание Суду субъекта Российской Федерации необходимо уделять вопросу гласности. Открытость правосудия, возможность контроля населения судебной власти имеет огромное значение для демократического

функционирования судебной системы. Не зря государство уделяет пристальное внимание этой проблеме, о чем может свидетельствовать, в частности, Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а так же Постановление № 35 от 13 декабря 2012 г. Пленума Верховного Суда РФ «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», разъясняющие многие вопросы участия граждан и СМИ в судебных процессах, условиях проведения судебных заседаний в закрытом режиме и т. п.

Суд субъекта Российской Федерации обязан принимать все меры, чтобы судебные разбирательства были доступными, в том числе, с применением средств аудио и видео фиксации. На мой взгляд, это будет очень полезным нововведением, которое и суд дисциплинирует в части более скрупулезного ведения процесса, без упрощений. И в то же время, дисциплинирует и стороны: истцов, ответчиков, обвинение и защиту, а также присутствующих граждан. Когда процесс фиксируется, легче отследить нарушения.

Основными же задачами суда субъекта, как и ранее, являются дальнейшее повышение качества судебных решений. 

В заключение подчеркну, что всей своей деятельностью Суд субъекта Российской Федерации обязан способствовать защите прав и свобод граждан, усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями. В целом, деятельность Суд субъекта Российской Федерации крайне важна для реализации задачи построения в нашей стране правового государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты 

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS №005 // Собрание законодательства РФ. — 1998. — №31. — Ст. 3835.

3.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ ( (ред. от 25.12.2012)

«О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. — 06.01.1997; 11.11.2009.

4. Указ Президента Российской Федерации Об утверждении общих принципов 

служебного поведения государственных служащих(в ред. Указов Президента РФ от 20.03.2007 N 372, от 16.07.2009 N 814)

5.Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. — 11.02.2011.

6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. От 14.06.2012) // Российская газета. — 20.11.2002; 27.12.2010.

7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) // Российская газета. — 31.12.2001; 08.02.2011; 10.02.2011.

8.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Российская газета. — 22.12.2001; 08.02.2011; 10.02.2011.

9.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №25. — Ст. 2954; 2011. — №1. — Ст. 54.

10.Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. — 29.07.1992; 31.12.2010.

11.Федеральный закон от 10.02.1999 №30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» // Российская газета. — 18.02.1999.

12.Федеральный закон от 14.03.2002 №30-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. — 19.03.2002; 13.12.2010.

13.Федеральный закон от 14.11.2002 №137-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 20.11.2002; 03.08.2010.

14.Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 28.06.2010) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. — 26.12.2008; 30.06.2010.

15.Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы» (ред. от 10.09.2010) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — №41. — Ст. 4248; 2010. — №38. — Ст. 4826.

16.Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.03.1992 №2530-1 (ред. от 29.06.1992) «О структуре и штатной численности аппарата Верховного Суда РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — №1. — Ст. 12; №16. — Ст. 860; №32. — Ст. 1893.

17.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета. — 28.12.1995; 04.03.2007.

Периодическая литература

19.Бадин A. О проблемах создания судебных органов административной юстиции в России // Закон и право. — 2009. — №12. — С. 53-58.

20.Дауров А. В. Законодательные инициативы Верховного Суда Российской Федерации: на пути к административной юстиции // Бизнес в законе. — 2009. — №1. — С. 286-292.

21.Жариков Ю. С. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обеспечении законности уголовно-правового регулирования // Российский судья. — 2007. — №9. — С. 34-40.

22.Ипакян А. П., Бунов Е. Г. Проблемы оценки деятельности правоохранительных органов // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — №6. — С. 160-165.

23.Клеандров М. И. О понимании судебной власти // Российское правосудие. — 2009. — №7. — С. 4-9.

24.Кондратенко Н. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации // Право и жизнь. — 2009. — №7. — С. 21-28.

25.Куракова Н. Н. О некоторых вопросах судебной защиты прав человека в дореволюционной России // Право и государство: теория и практика. — 2008. — №3. — С. 133-137.

26.Лебедев В. М. Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В. М. // Российская юстиция. — 2009. — №1. — С. 14-18.

27.Ломкова О. В. К вопросу о взаимодействии Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации // Право и образование. — 2009. — №12. — С. 85-90.

28.Михайловская И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. — М.: Проспект, 2008. — 64 с.

29.Петрушев В. А. Обладают ли разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики обязательной силой? // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2008. — №3. — С. 74-77.

30.Путятина А. Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — №17. — С. 22-26.

31.Рарог А. И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. — 2001. — №2. — С. 51-55.

32.Рябзин Р. А. Перспективы развития организации судов общей юрисдикции в Российской Федерации // Российский судья. — 2009. — №6. — С. 22-27.

33.Савельева О. А. Постановления Пленума Верховного Суда РФ: роль в уголовном судопроизводстве // Мировой судья. — 2006. — №2. — С. 31-35.

34.Савченко А. Н. Принцип независимости судебной власти // Российский судья. — 2009. — №3. — С. 11-18.

35.Савченко В. В. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Бизнес в законе. — 2010. — №1. — С. 51-56.

36.Свириденко О. Ш. Судебная практика — источник российского права? // Современное право. — 2010. — №10. — С. 64-67.

37.Сипулин С. В. К вопросу о понятии и характеристике судебного прецедента как источника права // Юристъ — Правоведъ. — 2008. — №6. — С. 34-39.

38.Соловьева Т. В. Исполнение актов Верховного Суда РФ судами общей юрисдикции // Цивилист. — 2010. — №4. — С. 99-103.

39.Терехин В. А. Обеспечение независимости суда — приоритетное направление судебно-правовой политики // Российская юстиция. — 2009. — №10. — С. 6-10.

40.Официальный сайт Краснодарского краевого суда kubansud. ru

Научная литература

41. Судебная власть /Авт. кол.: Т. Е. Абова, Е. Б. Абросимова, М. В. Боровский; Под ред. И. Л. Петрухина; Институт государства и права РАН. — М.: Проспект, 2003. — 720 с

42. Правоохранительные органы./ под Орлова Ю. К. — М. Проспект. 2010. С.76

43. Иванов В. Д., Иванов П. В., Макушенко В. Г. Правоохранительные органы и судебная система в Российской Федерации. — М.: «Издательство ПРИОР», 2004.С.93

44. Гражданское процессуальное право России / Под ред. М. С. Шакарян. М.: Проспект, 2007.

45. Гражданское процессуальное право: Учебник / С. А. Алехина, Г75 В. В. Блажеев и др.; Под ред. М. С. Шакарян. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 584 с.

46. Клеандров М. И. Статус судьи. Учебное пособие. — Новосибирск, 2000.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »