Стиль барокко в архитектуре


Содержание

барокко архитектура шедевр стиль

  • Введение
  • Глава 1. История архитектуры в стиле барокко
  • 1.1 Возникновение барокко
  • 1.2 Особенность архитектуры барокко
  • Глава 2. Архитектурные шедевры в стиле барокко
    • 2.1 Архитектура в стиле барокко в разных государствах
    • 2.2 Архитекторы Барокко
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

    Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения.

    Стиль барокко в архитектуре — это текучесть и плавность, где сложные неправильные формы вытесняют друг друга, сливаются, образуя единое целое с окружающим пространством.

    Архитектура этого стиля отличается большим количеством скульптур, колонн и пилястр.

    Архитектура барокко основывается на величии папы римского и католической церкви, а также на многообразии и сложности мира. Именно поэтому она так монументальна, величественна и причудлива.

    Расцвет этого стиля ассоциируется с интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда — вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом — этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

    Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

    Цель курсовой работы — изучить историю архитектуры в стиле барокко; историю возникновения барокко; особенности архитектуры в стиле барокко, её черты, соотношение с другими стилями, различия; историю возникновения архитектуры в разных государствах.

    Задачи:

    — изучить историю архитектуры в стиле барокко

    — изучить архитектурные шедевры в стиле барокко, а именно рассмотреть архитектуру в стиле барокко в разных государствах.

    Предмет исследования — Шедевры архитектуры стиля барокко

    Глава 1. История архитектуры в стиле барокко

    1.1 Возникновение барокко

    В XVI в. в некоторых странах под влиянием реформистского движения произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. Одновременно укрепляется господство светских властей. Новый художественный стиль — барокко — отвечает стремлению мощь и богатство путем внешнего их выражения.

    Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

    В XVII в. активно развивались экономика и искусство европейских стран. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики — от Испании до Великобритании; Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

    В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. Большое влияние оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал — как ни мала была принадлежавшая ему территория — копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

    Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем способствовали развитию капиталистических производственных отношений. Несмотря на то, что европейская архитектура XVII—XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьёзной во Франции, она объединена общим понятием «барокко».

    Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

    1.2 Особенность архитектуры барокко

    Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

    Коллизия чувств, внутренняя напряженность, динамичное движение форм становятся характерными чертами образного содержания произведений. Архитектурные композиции теряют черты гармонического равновесия: центрическое сменяется протяженным, круг — эллипсом, квадрат — прямоугольником, стабильность композиционного строя, ясность и четкость уравновешенных пропорций — сложными ритмическими построениями, движением масс, многообразием пропорций. При этом иррациональность форм сочетается с некоторыми рациональными чертами, явившимися следствием отражения в искусстве новейших достижений научной мысли. Искания искусства в чем-то созвучны исканиям науки. В искусстве, в частности, нашли косвенное отражение сокрушающие привычные представления о мире идеи Джордано Бруно о бесконечности Вселенной: единичное целостное, завершенное, статичное стало уступать место непрерывности развития, движению в «бесконечность». Рациональное единоначалие выразилось в архитектуре барокко в господстве оси, симметрии, волевого принципа.

    Наиболее ярко черты барокко в архитектуре характеризуют храмы, строительству которых католицизм уделяет особое внимание. Их плану, как правило, возвращается средневековая базиликальность. Композиции придается фронтально-осевой характер с сильным акцентом на главном фасаде и глубинным развитием внутреннего пространства.

    Вместо спокойного равновесия ясно расчлененных, взаимно соизмеримых масс и пространств начинает преобладать пластичная монолитность и динамика масс. Ордер, оставаясь основным средством расчленения, почти полностью теряет конструктивность: его трактовка подчеркнуто декоративная и пластичная. Как бы вырастающий изнутри стены, ордер становится неотъемлемой частью самого массива, средством его «скульптурной» пластики. Вместо соизмеримой с человеком масштабности часто появляется нарочитая преувеличенность размеров ордерных форм. В композиции фасадов раскрепованные элементы ордера обычно сгущаются к оси, акцентируя главный вход. Внутренняя напряженность обработанных ордером масс подчеркивается и элементами пластики — волютами, массивными, часто разорванными фронтонами, нишами, обрамлениями окон и ниш, скульптурой и т. п.

    В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций распространяются выпуклые и вогнутые фасады. Ордер становится менее функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит декоративность. Собранные в пучки колонны, пилястры, появившиеся витые колонны, плюс фронтоны различных форм, вкомпонованные друг в друга (например, лучковые в треугольные), или разорванные посередине фронтоны с картушем придают зданиям чрезвычайную пластическую объёмность и выразительность, эффектно выделяют порталы. Вообще пластика всегда преобладает в фасадах над тектоникой. Итальянские палаццо поражают колоссальным ордером над нижним цокольным этажом, тяжёлыми аттиками, обилием скульптурного декора. Они имеют парадный, праздничный вид. В Испании особый декоративный колорит сообщает дворцам сплошь покрывающее стену, словно плывущее скульптурное убранство, совершенно скрывающее членения фасада (так называемый стиль чурригереск — от имени архитектора X. Чурригера).

    Во Франции преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d’honneur) перед фасадом. Двор отгорожен от улицы железной решёткой с позолотой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Почётные дворы имели и отели-особняки более интимного характера, получившие распространение в XVII веке.

    Со временем загородные замки приобретают всё более дворцовый вид. Железные мосты через рвы заменяются каменными, связывающими постройки с парками. Благодаря нововведению архитектора Ж. А. Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, в загородных дворцах, как и в городе, появляются мансарды. Если добавить к этому яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей «в шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом, получается весьма живописная картина.

    В строительстве городских и загородных особняков Фландрии преобладало подражание итальянским палаццо. Порталы украшались изогнутыми фронтонами, балконы — скульптурой и поддерживались кариатидами или атлантами. Из Германии заимствовались формы трансформированного барочного картуша, напоминающего очертания волны, маски, хряща (кнорпельверк — от нем. knorpel — «хрящ» и were -«работа») или ушной раковины (ормушль). Они сочетались с сочным растительным скульптурным орнаментом и придавали порталам пышные, выразительные очертания.

    В Австрии особняки тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями-пилястрами, колоннами, арками со скульптурой.

    Несколько выделялись из общего ряда постройки голландского барокко. Богатый бюргерский дом здесь выглядел значительно скромнее, чем дворцы Франции, Австрии и тем более Италии. Из-за дороговизны земли в Голландии были распространены лишь крохотные садики позади здания. Традиционно высокий фронтон усиливал вертикальную вытянутость трёх — четырёхэтажного дома. Красный кирпич, из которого возводились постройки, дополняли ордерные детали из белого камня, использовавшегося в отделке.

    Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницей, над которой, в вышине, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр. Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра — остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами. Здесь сосредоточивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей как правило выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.

    Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками, характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного или стуккового декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы.

    Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие живописные произведения. Плоскости стен украшали также элементами ордеров — пилястрами, витыми колоннами, волютами, использовалась и живописью в обрамлении скульптурных гирлянд, волют. Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. Во Фландрии стены обтягивали шёлком и бархатом. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями. Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери обрамлялись горизонтальными живописными панно-десюдепортами (от фр. «расположенные над дверью»). Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, не сравнимый ни с какой другой эпохой. В орнаментике преобладал рисунок тяжёлых гирлянд из листьев и плодов, волют, картушей (от фр. Cartouche — «свиток»), маскаронов. Распространён был и мотивов витых арабесок, разнообразных изгибов акантового листа, ленточных плетений, преобразованных в прихотливые немецкие рольверки (разрезанный по краям картуш) или бандельверки (от нем. Bandelle — «лента»). Прямые линии постепенно вытеснились криволинейными контурами, придающими декору динамику и живописность.

    Преобладающие и модные цвета

    Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом

    Линии

    Причудливый выпукло — вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение

    Форма

    Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры

    Характерные элементы интерьера

    Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления

    Конструкции

    Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые

    Окна

    Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру

    Двери

    Арочные проемы с колоннами; растительный декор

    Отличительные черты архитектурного стиля барокко:

    · В церкви — широкие нефы, иногда овальной формы; сводчатые потолки.

    · Фрагментарные или заведомо неполные архитектурные элементы.

    · Драматическое использование света, либо контрастов света и тени, или равномерное освещение с помощью нескольких окон.

    · Роскошное использование цвета и украшений (путти (ангелочки), фигуры из дерева (часто позолоченного), штукатурка, искусственный мрамор).

    · Крупномасштабные потолочные фрески.

    · Внешний фасад часто характеризуется резко выделяющейся центральной частью.

    · Иллюзорные эффекты. Потолки часто украшены большими фресками, создающими оптическую иллюзию, будто эти картины трехмерные.

    · Грушевидные купола (в частности, в баварском, польском, чешском и украинском барокко).

    · Смешение жанров (архитектуры, скульптуры и живописи).

    Глава 2. Архитектурные шедевры в стиле барокко

    2.1 Архитектура в стиле барокко в разных государствах

    Барокко в России

    Как ни странно, но сам термин «барокко» в России долго не употреблялся. Среди деятелей искусства велись разговоры о плюсах и минусах неоготики и неоренессанса, но слово «барокко» старательно обходили.

    Ситуация изменилась только в конце XIX века, когда Султанов (исследователь русской архитектуры) ввёл в оборот термин «русский барокко». Под этим термином понималась архитектура России XVII века (допетровский период). С этого времени принято считать, что в 40-х годах XVII века зародился стиль русское барокко, после чего он непрерывно развивался и завершился в конце XVIII века с последними работами архитектора В. И. Баженова.

    Также считается, что русское барокко переняло много от ренессанса, объясняется это тем, что ренессанс так и не смог в полной мере раскрыться на Руси. Развитие искусства на Руси отличалось от западноевропейских стран. Это привело к тому, что барокко в России пришло не в противовес ренессансу, а как символ завершения средневековья. В частности это отразилось в некой возвышенности, но в тоже время без лишней помпезности, русского барокко, чего не наблюдается в западных направлениях.

    Стоит отметить и тот факт, что не все искусствоведы принимают термин «русское барокко», но при этом ни кто не спорит с тем, что данный термин в известной степени условный. По своим признакам данный стиль ближе всего к маньеризму.

    Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках:

    · Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко.

    · Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере.

    · Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.

    · Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.

    · Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.

    Наиболее плодовитым и ярким оказался последний период, его также называют периодом зрелого русского барокко. В это время активно работает в Петербурге зодчий Растрелли. Россия пытается догнать Европу и сравнятся с ней по уровню культурного развития. Именно на Растрелли была возложена обязанность придать столице подобающий вид. Итальянец прекрасно справился с данной задачей, лаконично объединив воедино технику классицизма, барокко и французского рококо. Многие исследователи считают, что благодаря этому в России переход к классицизму был лёгким и естественным.

    Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

    Для провинциального барокко на севере и востоке России характерны упрощённые формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. А. Ю. Каптиков считает возможным говорить о существовании провинциальных школ барокко в Тотьме, Великом Устюге, Вятском крае, на Урале («походяшинские» церкви) и в Сибири. Большим своеобразием отличается сибирское барокко, сочетающее разработку заветов московского барокко с конструктивными заимствованиями из словаря украинского барокко и декоративными привнесениями с Востока.

    На западе Российской Федерации долгое время сохранялись памятники как польского барокко (костёл в Себеже 1625 г., Спасская церковь в Трубчевске 1640 г.), так и барокко казацкого, характерного для Слобожанщины (Казацкий собор в Стародубе 1678 г., Троицкий собор в Белгороде, трёхглавый собор в Севске). В настоящее время многие из них находятся в плачевном состоянии.

    Украинское барокко

    Украинское или казацкое барокко — распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.

    Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде казачества, что придаёт украинскому барокко значение подлинно национального стиля. На Левобережье и Слобожанщине при проектировании храмов традиции народного деревянного зодчества учитывались больше, чем предшествовавшие традиции православного храмоздательства

    Рождение украинского барокко принято связываться с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Впервые после падения Киевской Руси начали масштабно возводиться православные храмы. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, когда на одну «луковицу» словно бы насаживалась другая. Барабан мог венчаться куполом в виде полусферы, на который насаживался еще один барабан с еще одним куполом луковичной или конической формы. При этом, в отличие от «русского стиля», диаметр «луковицы» меньше диаметра барабана. Цвет куполов либо золотой, либо зеленый. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор (полуколонны, ризалиты, портики) с изображением растительного орнамента и ангелов. Здания либо белились, либо штукатурились в контрастные бело-голубые цвета.

    К числу обновлённых таким образом древнерусских памятников принадлежат собор Елецкого монастыря в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Тогда же в древнерусских монастырях Украины впервые появились колокольни. Эти ярусные сооружения строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом. Многие обители были обнесены каменной оградой декоративного назначения.

    На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, трехапсидные, пятиглавые, четырех — или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на «польский» (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат «мазепинские» соборы — Троицкий в Чернигове (1679-95), Николаевский военный собор (1690-96), Богоявленский собор в Братском монастыре (1690-93)

    Храмы приходские, которые строились «всем миром», а не по государственно-монастырскому заказу, в большей степени ориентировались на образцы казацкого деревянного зодчества. Именно оттуда был позаимствован типичный для украинского барокко план церкви в виде креста с ячейками по углам, равно как и динамичная композиция центрального объема. Строители каменных храмов брали за образец сельские трёх — и пятисрубные деревянные церкви, причём форма срубов, как правило, была восьмигранной.

    В трёхсрубных храмах восьмерики обычно выстроены в ряд по продольной оси восток-запад (пример — Николаевская церковь в Глухове, 1693). В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объема храма (Екатерининская церковь в Чернигове, Успенский собор в Новгороде-Северском). Очень редко встречаются храмы не о трёх и не о пяти, а о семи (Крестовоздвиженский собор в Полтаве, 1699—1709; Спасская церковь в Стародубе) и даже о девяти верхах (девятибанный Троицкий собор в Новомосковске, 1775-80; Войсковой Воскресенский собор в Старочеркасске.

    Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов украинского барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих — «заломы», то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.

    Среди архитекторов украинского барокко выделяют Ивана Зарудного, Степана Ковнира и Ивана Григорович-Барского

    Украинское барокко оказало значительное влияние на становление барокко московского, многие мастера которого были выходцами с Левобережья. Архитектурным заимствованиям с Украины покровительствовали церковные иерархи, получившие образование в Киево-Могилянской академии. В конце XVII века в Русском государстве вслед за Украиной получают распространение храмы в форме восьмериков (см. восьмерик на четверике), иногда состоящие из трёх выстроенных в ряд объёмов (церковь царевича Иоасафа в Измайлово).

    Барокко в Речи Посполитой

    Барокко в Речи Посполитой — этап развития культуры, который охватывал период с конца XVI века до середины XVIII.

    В Польше сложились давние, тесные культурные и религиозные связи с Италией. В XVI веке началось распространение идей гуманизма, поддержанное в Польше сначала Королевским двором в Кракове. В результате изначально Возрождение в Польше получило аристократические черты. Королевская приверженность итальянских мастеров, приглашенных Сигизмундом Старым, распространилась и на магнатов, шляхту и богачей в городах. Среди лучших ренессансных сооружений эпохи — перестройка 1502—1536 готического замка Вавель в ренессансный дворец итальянцем Франческо Фьорентино (Francesco Fiorentino). Как и в Италии, культурный фундамент барокко в Польше составляли:

    · культура позднего Возрождения

    · депрессивный маньеризм.

    Мрачный маньеризм имел что-то общее с экзальтацией поздней готики, позиции которой долго сохраняли мощь в культуре Польши в XVI веке.

    В это время на землях Польши уже активно работает первая генерация итальянских архитекторов-иезуитов в стиле раннего барокко (Джакомо Бриано, Джованни де Росси, Джованни Мария Бернардони и т. д.).

    В польском барокко преобладает смесь итальянских, фламандских, позднее, французских влияний. Серди первых барочных построек в Речи Посполитой — Костёл Тела Господня, построенный в резиденции Радзивиллов — городе Несвиж — архитектором-иезуитом Джованни Мария Бернардони (1584—1593) по заказу Николая Радзивилла. Вторая ранняя постройка барокко — костёл Св. Петра и Павла в Кракове (бригада архитекторов-иезуитов: Джузеппе Брицио, Джованни Мария Бернардони, Джованни Баттиста Тревано). За образец берут главный храм иезуитов — церковь Иль-Джезу в Риме, творчески перерабатывая её фасад.

    Барочные черты получают и первые светские по назначению сооружения (дворец краковских епископов, Кельце, 1637—1644, архитектор Томаш Пончино) с внутренним двором, открытой лоджией садового фасада, двумя боковыми башнями по углам сооружения, барочными крышами.

    Виленское барокко (Литовское)

    Вимленское баромкко — условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Великого княжества Литовского, на территории распространения Брестской церковной унии[1], в том числе и в Виленской епархии Римско-католической церкви. Архитектурно-художественная система виленского барокко получила распространение во второй половине XVIII века благодаря деятельности выпускников архитектурного отделения Виленского университета.

    У истоков виленского барокко стоял архитектор Ян Кристоф Глаубиц (ум. 1767), который, перестраивая существующие храмы литовской столицы, черпал вдохновение в современных постройках Австрии и Баварии. Много общего с памятниками виленского барокко имеют польские постройки ПаолоФонтана (например, Свято-Преображенский (доминиканский) собор в Виннице). Особенную популярность стиль получил среди греко-католиков; отсюда его второе название — униатское барокко. Примерами виленского барокко могут служить: на территории современной Белоруссии

    · Перестроенный Софийский собор в Полоцке (1738-50),

    · Петропавловская церковь в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756—1763),

    · Униатская церковь в Борунах (1747—1757),

    · Униатская церковь в Вольно (1768),

    · Покровская церковь в Толочине (1769—1779),

    · Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах (1769),

    · Успенский собор и Рынковая церковь в Витебске (1772)

    · Костел кармелитов в Глубоком, построенный в 1639—1654 и перестроенный в 1735 по проекту Глаубица

    на территории современной Украины

    · Свято-Преображенский (доминиканский) собор в Виннице

    · Крестовоздвиженская церковь Базилианского монастыря в Бучаче.

    Для этих памятников характерен утончённый вертикализм силуэтов, построенных на симметрии двух многоярусных башен с оконными просветами. На смену сдержанной массивностисарматского барокко приходят свобода и лёгкость. Сосредоточенная внутри зданий кинетическая энергия словно выплёскивается наружу. Интерьеры пластичны в духе рококо, фасады волнистые, фронтоны богато украшены скульптурой. Про церковь в Березвечье писали: «строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых».

    Николаевский собор в Полоцке, исключительная по пластичности церковь в Березвечье и другие памятники виленского барокко пострадали либо были полностью уничтожены в 1960-е годы, во время последней крупной антирелигиозной кампании в СССР. После распада Советского Союза отдельные архитектурные памятники (например, Воскресенская церковь в Витебске) были воссозданы в первоначальном виде.

    Архитектура барокко в Италии

    Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны. Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

    Первым сооружением в стиле барокко считается римская церковь Иль-Джезу (Во имя Христа) — главная церковь ордена иезуитов, спроектированная Виньолой (1507-1573). Строительство началось в 1568 году, когда Виньола умер, церковь еще не была завершена. Сооружение было закончено учеником Виньолы — представителем раннего барокко Джакомо делла Порта, котрый придерживался главного плана Виньолы. Церковь явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения. В ее плане и пространственном решении как бы сочетались два принципа — базиликальный и центрально-купольный.

    Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

    Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

    2.2 Архитекторы Барокко

    Карло Мадерна (Carlo Maderno; 1556—1629 гг.) — один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Среди других работ Мадерна можно отметить церкви Санта Мария дела Виктория (1605 г.), Сан Андреа дела Валле (1608-1626 гг.). В 1628 году он построил огромный Палаццо Барберини.

    Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 1598—1680 гг.) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет — выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе. Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини — Пьяцца Сан-Пьетро в Риме.

    Франческо Бартоломео Растрелли (Francesco Bartolomeo Rastrelli; 1700—1771 гг.) — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры. Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве. Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И. Ф. Мичурина.

    В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

    Франсуа Мансар. Французский архитектор, крупнейший мастер барокко, основатель традиций классицизма во Франции. Отец французского классицизма. От его имени произошло слово «мансарда» (он постоянно делал комнаты под крышами). Наиболее известные работы: церковь Валь-де-Грас, замок в Блуа, дворец Мезон-Лаффит.

    Иван Петрович Зарудный — русский художник широкого диапазона, один из основоположников нового направления в русском искусстве ХVШ столетия, автор проекта храма Архангела Гавриила на Чистых прудах. Своеобразие определяющего архитектурного стиля Москвы этого периода заключалось в том, что два его варианта — старомосковское и западное барокко — существовали как бы одновременно. Блестящим памятником новомосковской архитектуры стала Меньшикова башня.

    Пьетро Берретини, прозванный Пьетро да Кортона (1596, Кортона — 1669, Рим), — один из крупнейших художников-декораторов и архитекторов барокко. Его покровителем был Папа Урбан VIII. Великие работы: Церковь Святого Луки и Святой Мартины, фасад Санта-Мария делла Паче, Санта-Мария ин Виа Лата.

    Франческо Борромини. Его настоящее имя — Кастелли (Castelli). Вечный соперник Бернини. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Уже самая ранняя из его работ — коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, — отмечена незаурядной изобретательностью. Выдающиеся творения: Сан-Карло алле Куаттро Фонтане, Сант-Иво алла Сапиенца, Сант-Аньезе ин Агоне.

    Лево Луи — французский архитектор, один из основоположников французского классицизма. Был первым королевским архитектором. Постройки Лево, ведущего мастера французского классицизма, отличаются строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки (отель Ламбер, с 1640, Коллеж четырех наций, с 1661, — оба в Париже).

    Знаменитые творения: отель Ламбер, дворец в Версале (был главным соархитектором), Луврский дворец, Во-ле-Виконт.

    Заключение

    Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-сер. XVIII вв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; динамика, импульсивность; декоративность, живописность, излишество элементов. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

    Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

    Список литературы

    1. Барокко. БСЭ. М., 1970

    2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2002

    3. Ворончихин Н. С., Емшанова Н. А. Орнаменты. Стили. Мотивы: Удмуртский университет, 2004

    4. Гнедич П. П. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002

    5. Згура В. В. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России. М., 1926. С. 13-42

    6. История искусства зарубежных стран: В 3 т. М.: Издательство Академии художеств СССР. 1964. Т. 3

    7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. / Под ред. Виллера. М.: Наука,1966

    8. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М.: ЭКСМО, 2005

    9. http://sapr. mgsu. ru/biblio/arxitekt/archstyle/barokko

    10. http://miro101.ru/index. php/11-klass/41-barokko/163-a

    11. http://b-a-r-o-c-c-o. ru/

    Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »