Специфика подготовки и организации устных PR-выступлений


Институт коммуникативных технологий

Кафедра гуманитарно-социальных дисциплин

Курсовая работа

Специфика подготовки и организации устных PR-выступлений

Москва 2013

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Организация публичной речи
  • 1.1 Подготовка обстановки для выступления
  • 1.2 Информационное обеспечение публичного выступления
  • 1.3 Подготовка к выступлению
  • Глава 2. Подготовка и написание речи для выступления
    • 2.1 Тема речи
    • 2.2 Цель речи
    • 2.3 Содержание речи
    • 2.3.1 Спичрайтинг — «написание речи»
    • 2.3.2 Публичные выступления и спичрайтинг. Совместные задачи PR — и спичрайтинг-специалистов
    • 2.3.3 Развитие спичрайтинга на современном этапе
  • 2.4 Репетиция публичного выступления (устного)
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

    Работающая политика и экономика с неизбежностью будет вызывать к жизни необходимость в специалистах PR (PR — пи-ар, Public Relations — связи с общественностью). Чем раньше та или иная фирма или политический деятель поймет это, тем раньше она займет достойное место в экономической и политической жизни своего города, района, страны или мира в целом. Раньше других это поняли политики, которые теперь жить не могут без имиджмейкеров или специалистов по избирательным технологиям [1]. Отличительной чертой PR в наши дни стало осознание специфичности применения данной технологии в различных сферах деятельности, учет специфики российской действительности. Прошло то время, когда можно было говорить о «PR-вообще» и писать книги «PR-что это такое» или «PR — кому это нужно» [1]. В массовом российском сознании PR прочно связался с политикой и шоу бизнесом.

    В политике PR, в основном, ассоциируется у народа с устными выступлениями и дебатами политиков, пусть и распространяемыми с помощью всех видов СМИ. Так же в политике (как и в шоу бизнесе) чаще PR нацелен на интересы личности. Реже продвигаются интересы партии, но все же представленной определенными политиками. PR присутствует и в бизнесе (по мимо шоу бизнеса). Это направление отлично от политического PR и имеет ряд своих особенностей. PR в бизнесе более технологичен, чем политический PR. Он более сложен и интересен, носит более систематический характер, строится на большую перспективу (не до ближайших выборов). Но доля устных выступлений в нем мала. Кроме выступления глав фирм и концернов элементы устной речи присутствуют в продвижении товара, но доля их значительно меньше, чем в политическом PR. Политический PR, официально, в большей степени финансируется за счет государственного бюджета, а бизнес PR — на средства компании. Но следует не забывать, что политическая жизнь, легально или нет, финансируется на средства компаний, чьи интересы в последствии, после выборов, политик будет лоббировать. Если он не хочет существовать только на выделяемые государством средства, а в России, к сожалению, мало кто этого желает, ему приходится в вопросах PR и своей деятельности, представлять интересы нужных бизнес кругов.

    И хотя в бизнес PR есть, доля устной речи, в нем она крайне мала. В данной работе основное внимание будет направлено на специфику политического PR, подготовки и организации устных выступлений, как неотъемлемой его части.

    Глава 1. Организация публичной речи

    1.1 Подготовка обстановки для выступления

    Для успеха публичного выступления (устного PR выступления) необходимо провести грамотную организацию его проведения. Будь то доклад, выступление, пресс-конференция или дебаты они должны проходить в выгодной для объекта PR обстановке. Место проведения публичного выступления должно подчеркивать основные достоинства выступающего, не противоречить основным тезисам и утверждениям речи. Например, представляя успешную компанию (или компанию, пытающуюся сформировать себе имидж успешной и надежной), нельзя проводить выступление в обшарпанном помещении, в дешевом костюме и растрепанном виде. И наоборот, если политик пытается сформировать о себе мнение борца за справедливость, защитника и представителя народа он не может приехать на лимузине, в костюме от ведущего мирового кутюрье и золотым Ролексом на руке. А потом в кабинете своего дворца с мебелью из красного дерева говорить, что на Руси всем жить плохо, включая его, но он, если народ его поддержит, восстановит справедливость, раскулачит олигархов и даст «хлеб» бедным.

    1.2 Информационное обеспечение публичного выступления

    Как бы ни хороша была речь, ее должно услышать максимальное количество представителей целевой аудитории, иначе от нее не будет желаемого эффекта. Для обеспечения массовости аудитории, PR специалист должен продумать возможность задействовать максимальное количество представителей СМИ: возможность издания речи в интернет и печатных информационных источниках, показ на максимальном количестве популярных каналов телевидения, трансляцию на популярных радиостанциях.

    При трансляции по телевидению или снятии видеоматериала с речью обязательно привлечение стилиста и мастера по освещению. Оратор должен пристать перед аудиторией в максимально привлекательном виде, под выгодным ракурсом. Освещение должно быть достаточным для отображения мимики оратора, но не избыточным, что бы скрыть присущие многим мелкие дефекты и макияж, нанесенный стилистом.

    При демонстрации продукции и достижений образцы должны быть хорошо видны, выглядеть безупречно (даже если в реальности это не совсем так) и не затеняться выступающим. Если это не политический PR, а своего рода рекламная презентация, оратор должен уйти на второй план и его речь должна дополнять образ «идеального» изделия, графики прибылей и другой материал.

    1.3 Подготовка к выступлению

    При организации речи необходимо определить тему будущего выступления и заранее анонсировать ее. Провести выбор темы выступления, соответствующую познаниям и интересам ритора [2] или представляемого им. Тема должна завесить от места и времени выступления, предполагаемого настроения аудитории [2]. Выбирать тему, соответствующую аудитории — это зависит от интересов аудитории, новизны темы. Необходима подготовка логической безупречной аргументации своего выступления [2] и аргументации актуальности темы.

    Перед выступлением должна быть проведена подготовка речи. Подготовка к речи заключается в следующих основных направлениях:

    · инвенция — сбор и систематизация материала для выступления[2];

    · диспозиция — автор речи тщательно обдумывает отобранный материал [2];

    · составление содержания речи (Спичрайтинг (Speechwriting — англ. «написание речи»)) [3] [4];

    · элокуция — выбор дефиниций выступления, стилистическое оформление и редактирование текста [2];

    · меморио — мысленно осваивается написанный текст, заучивается или осваиваются риторические части выступления [2];

    · применение ТСО и невербальных средств — продумывается невербальная поддержка текста и модуляция голоса[2].

    Глава 2. Подготовка и написание речи для выступления

    2.1 Тема речи

    Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Главная задача PR специалиста выбрать актуальную и поддерживаемую, близкую по духу целевой аудиторией тему. Например, при выступлении нацеленном на средний класс, ошибочно будет обсуждать проблемы жителей Рублевки, плохую работу гувернанток или недостатки преподавания в частных колледжах, пусть эти темы и актуальны на данный момент.

    Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. При выступлении, нацеленном на определенную профессиональную группу допускается в названии речи употребление профессиональных терминов, но при подготовке речи для широкой аудитории применение непонятных большей части электората терминов или заимствованных иностранных слов недопустимо, это изначально снижает интерес к речи и ухудшает первоначальный настрой аудитории. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

    Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции «Забота о здоровье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь — о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека. Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать оратор — о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т. п. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы. Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы, на которые надеялись получить ответ, понимая по своему смысл названия темы, а не то, что вкладывал в эту тему автор.

    Умение четко формулировать тему выступления необходимо не только для выступлений политиков, но и руководителей учреждений, президентов акционерных обществ, управляющих фирмами, директоров коммерческих структур и т. д. Название темы выступления должно быть запоминающимся и частично являться слоганом PR акции.

    Нередко краткая формулировка стержневой идеи является наиболее удачным названием. Желательно иметь и подзаголовок, уточняющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и связанных с ними разочарований слушателей, ожидавших услышать нечто другое.

    Крайне важно, чтобы заголовок отвечал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ждет. Поэтому объявление о докладе нельзя делать двусмысленным или слишком общим.

    Привлекает внимание название темы в форме вопроса. Например: «Что привело к финансовому кризису в России? » Это лучше, чем «Финансовый кризис в России». Формулировка темы в виде вопроса, правда, предполагает, что будет дан четкий ответ на поставленный вопрос.

    Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит не в произносимых, но подразумеваемых выражениях типа: «Если вы не сделаете этого, то пожалеете» или «Не могу понять, почему люди не делают то-то и так-то». Подобный слегка раздраженный тон, будоража слушателей, позволяет докладчику эффективнее донести свою идею.

    2.2 Цель речи

    Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Например, выступая перед медицинскими работниками разъяснять необходимость улучшения их жизни, необходимость их профессии и т. п. не целесообразно, все хотят жить лучше и, работая в какой то сфере, большинство считает данную работу самой нужной людям. Целесообразно разъяснить тоже самое выступая перед широкой аудитории или, например, работниками ЖКХ при обосновании распределения бюджета, аргументации невозможности в данный момент повышения зарплаты, например, дворникам, чей труд тоже важен, но на данный момент им придется подождать, т. к. без врачей и дворникам будет плохо.

    Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

    2.3 Содержание речи

    Метод А. Линкольна

    Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя «испечь» речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время — когда вы принимаете ванну или едете по делам. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

    PR специалист должен, при подготовки речи, либо сам применять методы спичрайтинга или привлечь к работе профессионала в данном направлении, четко сформулировав ему цели речи, описать целевую аудиторию, указать желаемую эмоциональную и смысловую нагрузку речи, представить тезисы речи.

    Имеются довольно скудные сведения об спичрайтинге в общедоступной литературе. Эта сфера изучена недостаточно, Имеющиеся в литературе данные часто противоречат и не соответствуют друг другу. Что связано с отсутствием должного интереса к этой теме. Определим тенденций развития спичрайтинга на современном этапе. Изучим понятие спичрайтинг, определим, как он устроен, из чего состоит, как функционирует. Постараемся выявить перспективы его развития в будущем. Проанализируем публичные выступления политических лидеров, выясним, в чём заключаются особенности профессии спичрайтера, а также определить с какими проблемами сталкивается спичрайтер при написании текстов.

    Любой оратор с древних времен сталкивался с необходимостью составления речи, доклада, лекции и т. п. Но профессиональный подход к составлению речи, как одной из самых важных составляющих публичного выступления часто остается в тени. Акцентируется внимание на характеристиках конечного текста или выступления в целом, оказываемого эффекта на аудиторию и т. п. В связи с существующей тенденцией к увеличению значимости спичрайтинга в современном мире, большое значение приобретает теоретический анализ этого понятия и его методов. PR специалисту, если он не может привлечь профессионала в данной области, приходится самому учиться данному искусству и познавать все его тонкости, что бы добиться успеха в публичных выступлениях. Но всегда бомльшей эффект от проделанной работы достигается при работе команды профессионалов.

    2.3.1 Спичрайтин г — » написание речи «

    В последнее время очень часто стало произноситься такое слово, как спичрайтинг. Спичрайтинг (Speechwriting — англ. «написание речи») — подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией, но может публиковаться в печатных СМИ. Услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества, как и публичные выступления в целом. Данное явление широко распространено в политических технологиях. Написание текста в спичрайтинге происходит под контролем политика или, чаще, PR специалиста политика или им самим. При необходимости указываются, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера — передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.

    Спичрайтинг наиболее востребован в таких сферах деятельности, как политика и бизнес. Именно политики и бизнесмены чуть ли не ежедневно произносят большие и маленькие речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ. Руководитель или политик, запомнившийся удачной шуткой, точной констатацией факта, метким сравнением, имеет явное преимущество перед тем, кто говорит серые, неинтересные, избитые фразы.

    Сейчас спичрайтинг — это редкая и высокооплачиваемая специальность, которой, к слову, обучают. Но нельзя научить писать профессиональные речи любого желающего — для этого нужен талант.

    Ставшее модным в последнее время, это слово только на первый взгляд обозначает новую профессию. На самом деле специальность эта существует довольно давно.

    Спичрайтинг существует со времен возникновения письменности. Ещё в древней Греции существовали «речеписцы». Ораторы писали заказные речи богатым людям. Однако, делалось это не на таком профессиональном уровне, как в наши дни.

    Широкая география смыслов стала причиной появления рефлексии: когда греки столкнулись с мощью знаний, имеющих глубокие корни в традиции, возникла задача их обоснования, понимания, перевода на греческий язык. Пифагор и Фалес, взяв у египетских жрецов умение вычислять длины сторон геометрических фигур, доказали, обосновали это, не ссылаясь на тайное учение или миф, а используя ум — Логос.

    Новая мыслительная стратегия шла параллельно со стратегией политической — греки создавали Полис, где главным политическим инструментом стало слово (как об этом пишет Пьер Накэ-Видаль в «Черном охотнике»). Причем слово-смысл, а не слово-заклинание — характерный инструмент политических структур соседних государств. Коммуникативность политики, политический дискурс требовали владения языком, искусством мышления и публичного выступления. На запрос откликнулись софисты — спичрайтеры, имиджмейкеры и репетиторы Древней Греции, обучавшие интеллектуальным и ораторским техникам политиков. Через частные уроки, учебные курсы и публичные лекции, служившие рекламой их бизнеса. Платон и Аристотель, представлявшие более развитый лагерь, упрекали софистов в торговле знаниями, которых те не имели, и, значит, способствовали инфляции смыслов. Так как для благородных знание не языковая игра, служащая захвату власти, но путеводитель к благу.

    Спичрайтинг самым непосредственным образом связан с такой классической наукой, как риторика, или ораторское мастерство, являясь ее продолжением или дополнением. Хотя риторика — древняя дисциплина, которой посвящено множество трудов, и изучают ее чуть ли не в течение всей жизни, а спичрайтинг — профессия, опирающаяся на принципы риторики. Вот почему профессиональный спичрайтер должен быть хорошо знаком с историей, законами, основными персоналиями этой науки. Риторику преподают на гуманитарных факультетах вузов в качестве основной или факультативной дисциплины, ее можно изучать и самостоятельно по многочисленным учебникам, научным трудам и классическим текстам известных ораторов. Риторика, так же является неотъемлемой частью PR в области публичных выступлений.

    Как самостоятельная технология политического консультирования спичрайтинг сформировался в XX веке и не имеет систематизированной теоретической базы.

    Спичрамйтер (англ. speechwriter) — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства. В любой PR компании, а особенно политической, главенствующую роль играет, что и как говорит политик. Отступление от подготовленного текста часто оборачивается для политика фиаско, и насмешками на продолжительное время. Примеров таких ляпов политиков высшего звена много в истории России, особенно в последние, пост советские, годы.

    Все известные политики имеют собственных спичрайтеров, которые, наравне с PR специалистами и имеджмейкерами, являются практически главными их помощниками. Политическим деятелям приходится постоянно выступать на собраниях, заседаниях, давать интервью или комментарии по радио и телевидению. Без человека, который поможет подобрать нужную информацию для доклада и логически правильно выстроить текст, просто не обойтись. Самым высокопоставленным заказчиком для спичрайтеров является президент. Например, в администрации В. В. Путина служило чуть меньше 40 референтов (старших и младших). Во главе стоял личный спичрайтер — Джахан Поллыева.

    В коммерческих фирмах работу спичрайтера может выполнять PR-менеджер или секретарь-референт. Но зачастую бизнесмены предпочитают обращаться в специальные компании, которые принимают заказы на составление речей.

    Было бы странно предполагать, что политики или бизнесмены сами сочиняют тексты своих выступлений или говорят экспромтом. Они, безусловно, могут уметь грамотно изъясняться и даже обладать даром красноречия, но их работа заключается совсем в другом. А написание для них текстов выступлений, презентаций, докладов и так далее — профессиональная обязанность особого разряда специалистов — спичрайтеров. Нередко функции спичрайтера вынужден выполнять PR специалист при подготовке публичного выступления, т. к., как говорилось ранее, публичное выступление это не только содержание речи, но много сопутствующих работ от качественного выполнения которых и не достаточно качественно написанная речь может возыметь требуемое действие. И наоборот, плохая подготовка публичного выступления может перечеркнуть и идеально написанную речь.

    Профессия спичрайтера пока еще не является абсолютно самостоятельной. Как правило, исследователи включают ее в сферу связей с общественностью (PR). То есть спичрайтер — разновидность пиарщика или, чаще, его важное дополнение. В зависимости от масштабов поля деятельности он может заниматься как исключительно написанием текстов выступлений, так и выполнением другой PR-работы, при штатного отсутствии PR специалиста.

    Из выше сказанного видно, что PR и спичрайтинг тесно связаны и зачастую, как раньше, воплощаются в одном специалисте. В последнее время наметилась тенденция к отделению спичрайтинга от PR, потому и спрос на спичрайтеров возрос, в то время как раньше были необходимы в основном специалисты более широкого профиля. Однако это вовсе не означает, что спичрайтеры теперь могут обойтись меньшим багажом знаний и умений, чем прежде. Напротив, требования к ним повысились, а спрос возрос именно на профессионалов.

    Чтобы стать лучшим из лучшим в этой области, нужно обладать следующими навыками:

    1) прекрасное владение словом.

    Профессионал должен не только грамотно писать, но и иметь талант образного выражения мыслей. Хорошему спичрайтеру нужно уметь создавать несколько вариантов текстов речей, тезисов, докладов на одну и ту же тему. Такая способность есть далеко не у всех пишущих, даже хороших журналистов. публичный речь выступление устный

    2) знание психологии.

    Спичрайтер должен интуитивно почувствовать и уловить тон, манеру и стилевые особенности речи человека, для которого он пишет. Можно сочинить замечательный текст, интересный и безукоризненный с точки зрения норм русского языка, но абсолютно не соответствующий характерным чертам речи и имиджа спикера (того, кто будет его произносить). Речь докладчика является частью его образа, причем очень важной. Именно поэтому личное знакомство и глубокий анализ психолингвистических качеств речи самого выступающего — залог успеха спичрайтера.

    3) солидный багаж знаний в различных областях.

    Основой для спичрайтинга служит классическое гуманитарное образование: журналистское, филологическое, историческое, политологическое и другое. Среди возможных специализаций наиболее близкой является PR (связи с общественностью), но в качестве самостоятельной кафедры, специальности и даже дисциплины искусство написания современных речей пока не выделилось.

    4) опыт.

    Лучший опыт для спичрайтера — работа в PR службе крупной компании или политической структуры.

    5) владение иностранным языком (Каким — зависит от области деятельности компании или спикера)

    Кроме того, необходимо быть опытным пользователем ПК, обладать такими личными качествами, как коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение работать в команде. Следует разбираться в той области, темы которой спичрайтер освещает в текстах. В противном случае не поможет ни хороший слог, ни тонкое психологическое чутье.

    Данной профессией, как правило, занимаются люди, работающие в сфере журналистики, PR и рекламы. Большинство спичрайтеров — бывшие журналисты или специалисты, совмещающие работу в журналистике и в спичрайтинге. В любом случае необходимо уметь и любить писать. Научиться этому сложно, практически невозможно. Однако есть шанс освоить на практике определенные принципы и приемы.

    Неслучайно на Западе спичрайтер — одна из основных профессий в области PR. Этот специалист учтет цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и составит такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие. Спичрайтер должен быть и психологом, и актером, и литератором, и политологом. Эта профессия для «серых кардиналов»: спичрайтеры всегда в тени, чем они незаметнее для общественности, тем лучше для их карьеры. Прославиться — значит, поставить на ней крест. Главное для спичрайтера — понять нужды клиента и максимально под него подстроиться, буквально стать им, чтобы облечь мысли заказчика в красивую правильную форму и обеспечить тем самым выигрышное выступление.

    Безусловно, есть политические лидеры, которые не нуждаются в команде спичрайтеров. Им требуется не столько готовый текст, сколько основные тезисы, а дальше они сами развивают мысль. Неужели такой яркий оратор, как Владимир Жириновский, будет читать по бумажке? А бывает, человек умен, умеет анализировать, но косноязычен, не может выразить свои мысли. В этом случае без спичрайтеров не обойтись.

    2.3.2 Публичные выступления и спичрайтинг. Совместные задачи PR — и спичрайтинг-специалистов

    В работе спичрайтера необходимы профессиональные знания по подготовке речей для первых лиц организации. Прямой контакт с аудиторией имеет свои особенности, знание которых позволяет стать хорошим спичрайтером.

    Можно выделить следующие типы публичных выступлений:

    1) Программные речи

    2) Большие выступления, посвященные какой-то проблеме, на конференциях, «круглых столах», собраниях акционеров и др.

    3) Реплики

    4) Небольшие выступления в рамках дискуссии на 1-2 минуты

    5) Интервью

    6) Беседа с журналистом либо для дальнейшей подготовки материала, либо в прямом эфире

    Существует определённая структура при подготовке публичного выступления. Технологическая цепочка выглядит следующим образом:

    — Определение формата выступления

    — Программная речь требует детальной подготовки, сбора большого количества информации, особого анализа данных для выявления характерных тенденций и возможного прогнозирования развития ситуации. Реплики требуют выяснения отдельных фактов или аспектов какой-то специфической проблемы, по которой планируется участие в дискуссии. Интервью предполагает проработку списка возможных вопросов и подготовку к беседе на смежные темы.

    — Определение уровня компетентности аудитории

    Уровень подготовленности аудитории и ее знания проблемы выступления будет определять язык речи. PR специалист определяет атмосферу выступления, направленность и актуальность речи. Если выступление проходит в среде профессионалов, то, естественно, приветствоваться будут специальные профессиональные термины. Если аудитория смешанная, то необходимо ориентироваться на менее подготовленную ее часть, чтобы быть понятым всеми, однако без ущерба для смысла и без искажения каких-либо фактов.

    — Определение цели выступления:

    1) информация (Информационная речь должна быть рациональной и учитывать особенности аудитории. Успех информационной речи достигается безупречной аргументацией, подробным анализом причинно-следственных связей, последовательностью изложения мыслей.)

    2) анализ проблемы, прогнозы, оценки, разные мнения и др.

    3)убеждение (Убеждающая речь должна быть эмоциональной и ориентироваться на эмоции слушателей.)

    4) примеры, аргументация, влияние на точку зрения и др.

    Немаловажную роль играют сбор и анализ информации, подготовка тезисов. Речь должна идеально соответствовать общему направлению PR компании. Максимально подробная информация по теме выступления — необходимый элемент при подготовке удачной речи. Это позволяет сделать основные тезисы наиболее яркими, проиллюстрировать их необходимой информацией, цифрами и примерами.

    Одной из основных проблем публичных выступлений является удержание внимания. Здесь может помочь использование особых риторических приемов, мимики и жестов, а также аудиовизуальных материалов (слайдов, таблиц, графиков и др. средств подготовки результативного выступления). Спичрайтер не только пишет текст для заказчика, но и обучает его технике удержания внимания.

    Риторические приёмы

    Выбор того или иного приема определяется ситуацией и темой выступления. Своевременное использование этих приемов сделает речь интересной и живой:

    1) риторический вопрос

    Обращаясь к слушателям с риторическими вопросами, это поможет сохранить с ними связь. Например: «На Ваш взгляд, возможен ли был другой ход событий?»

    2) отождествление себя с аудиторией

    Например: «Мы все ежедневно сталкиваемся с этой проблемой…»

    3) неожиданность

    Используйте в речи неизвестную слушателям информацию.

    Необходимо быть экспрессивным в речи, постараться использовать как можно меньше штампов.

    4) гипербола

    Прибегать к преувеличениям, чтобы заострить внимание на определенных проблемах. Например: «Это сложнейшая по своей структуре проблема, над решением которой бьются вот уже несколько поколений».

    5) провокация

    На некоторое время вызвать у слушателей отрицательную реакцию на проблему, а затем предложить противоположное решение.

    Это только несколько возможных риторических приемов, при использовании которых публичное выступление будет запоминающимся и ярким. Очевидно, что виртуозное владение риторическими приемами приходит с многолетним опытом, а знание основных их видов — первый шаг на этом пути.

    Аудиовизуальные материалы, обстановка и подготовка выступления PR специалистом.

    Любое публичное выступление, в котором много цифровых данных и графической информации, станет гораздо интересней, если подкрепить ее аудиовизуальными материалами.

    Наглядные материалы должны отвечать следующим требованиям:

    — иллюстрировать тезис;

    — не быть перегруженными информацией;

    — быть оформлены в едином стиле;

    — быть максимально просты для восприятия и понимания.

    Речи можно разделить на две большие группы:

    1) публичные (устные перед живой аудиторией, теле-, радио выступления или дебаты);

    2) письменные (в печати и полиграфии, в интернет изданиях).

    Публичные речи

    Написание публичных речей во многом зависти от человека, для которого готовится текст выступления. Всех людей можно разделить на две основные группы:

    Импровизаторы

    Люди, для которых достаточно собрать необходимую информацию и подготовить несколько основных тезисов. Все остальное сделает сам выступающий в силу своей природной общительности и готовности к публичным выступлениям. (Неужели такой яркий оратор, как Владимир Жириновский, будет читать по бумажке?)

    Педанты

    Люди, для которых публичные выступления являются серьезным испытанием в силу недостаточной практики и природной замкнутости. Для таких людей подготовка к публичным выступлениям проходит в два этапа:

    — написание речи (более развернутое, очень подробное, но не дословное, чтобы не превратить выступление в зачитывание речи)

    — прогонка речи (подготовка к выступлению, репетиция). Большинство великих ораторов не раз репетировали свои речи либо перед зеркалом, либо в кругу родных и знакомых.

    Письменные речи широко используются в различных буклетах и чаще всего представляют собой официальное обращение, например, к участникам конференции или посетителям выставки. При написание таких речей необходимо помнить, что письменная речь существенно отличается от устной. От статьи письменная речь отличается больше по форме, чем по содержанию. Начинается она приветствием читателям и изобилует обращениями, которые создают атмосферу непосредственного общения, разговора с читателем. Спичрайтер должен стремиться к тому, чтобы сделать своего руководителя уверенным в себе и своих силах оратором. Необходимо сосредотачиваться скорее не на придумывании интересных метафор для своего руководителя, а на глубоком анализе данных в период подготовки выступления для выявления интересных тенденций и возможного прогнозирования ситуации. Именно аналитика и глубокое понимание процессов сделают спичрайтера незаменимым.

    На разных этапах функционирования института президентства служба спичрайтеров играла одну из главных ролей в создании не только публичного имиджа главы государства, но и положительного образа страны, в формировании и развитии политического дискурса, внедрении в общественное сознание таких понятий, как Демократия, Право и Свобода.

    Специфика деятельности спичрайтеров главы государства — в особом регламенте и уникальном механизме подготовки главного «продукта» — материалов публичных выступлений. Спичрайтеры — не только и не столько составители текстов и расстановщики «нужных» акцентов, это политические аналитики, эксперты и «пиарщики» в одном лице.

    На немногочисленной группе спичрайтеров главы государства лежит ответственность не только за публичные промахи и слабые выступления первого лица, но и за несделанные шаги и упущенное время, за незамеченные идеи, несформулированные мысли и не найденные к случаю слова — за будущее страны.

    2.3.3 Развитие спичрайтинга на современном этапе

    Несмотря на сравнительно короткий период времени, уже сейчас можно говорить о нескольких поколениях, школах кремлевского спичраитинга первого и второго президентов, каждая из которых, несмотря на преемственность, неповторима. Политическому истеблишменту и экспертному сообществу хорошо известны имена мастеров высокого класса: Л. Г. Пихоя, Д. Р. Поллыевой, А. А. Шторха и А. В. Вавры.

    Как одну из ключевых фигур современного российского спичрайтинга можно выделить Джахан Полыеву — спичрайтера Ельцина, Путина, а теперь уже и Медведёва. Джахан Реджеповна работает в администрации президента с 1997 года. За 12 лет поменялись страна, президент и четыре главы администрации (Валентин Юмашев, Николай Бордюжа, Александр Волошин, Сергей Собянин). Мужчины с аппаратным весом штангиста вылетали из президентской администрации с легкостью воздушного шарика. А хрупкая Джахан Поллыева остается и бессменно пишет речь для президента — точнее, президентам — уже более 10 лет. В одной из своих книг Ельцин назвал ее членом своей «семьи». Всё это говорит о профессионализме этого спичрайтера.

    Главному спичрайтеру Барака Обамы Джону Фавро 27 лет. Его помощнику по написанию речи для президента Адаму Френкелю столько же. Удивительно, что слова, которые потрясают весь мир, рождаются в столь юных головах. Адам был учеником Теда Соренсена, легендарного составителя речей Джона Кеннеди. Тед Сорнсен — спичрайтер, который подарил жизнь всем известным строкам: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны». В прессе поговаривали, что Соренсен приложил руку к речам Обамы. «Адам работал со мной шесть лет и выучил назубок все, что я написал для Кеннеди, — сказал Тед. — Так что если людям чудятся интонации Кеннеди в голосе Обамы, это работа Адама».

    Известный американский политолог сказал: «Тот, кто пишет речи президентам, на самом деле управляет государством». По словам Андрея Колесникова (автора нашумевшей книги о спичрайтинге), так и есть, но не в России, на Западе.

    Русский спичрайтинг интересен тем, что модели речеписания менялись с каждой сменой власти, в то время, как на западе всё время следовали утверждённым нормам. Русское спичрайтерство в своей эволюции прошло четыре этапа.

    Причем в первом из них — хрущевско — брежневском — можно выделить свой «подэтап», классику жанра, работу над текстами Брежнева. В то время отшлифовывались спичрайтерские технологии, появлялись свои классики и хрестоматийные приемы и фразы, отрабатывалась техника привлечения к работе профессиональных «текстовиков», обживались выбранные для труда речеписцев госдачи, где они вынуждены были безвыездно находиться неделями. Спичрайтеры этого периода вели практически аскетический образ жизни. Они находились одни на госдачах, за высокими заборами, без жён и детей. Миролюбивая величественная природа. Номенклатурные казенные интерьеры. Новые социальные миры того периода создавались в патологической чистоте и одиночестве. Степень личной убежденности в правильности написанных слов — для кого-то вопрос второстепенный, для иных — способ улучшить словом реальность, данную народу в ощущениях. В то же время спичрайтерство было частью идеологической работы, поэтому иногда «писатели» и «сидельцы» занимались сочинительством книг и установочных статей в центральной прессе. Костяк спичрайтеров высшей пробы рекрутировался в основном из либерально настроенных экспертов и журналистов, их работа заказывалась и прикрывалась более или менее либерально настроенными высшими чиновниками. Самая яркая фигура этого периода — Александр Бовин, штатный брежневский спичрайтер, имевший «доступ к телу» генсека.

    Однако спичрайтеры в этот период работали почти исключительно за идею. Знаменитый профессор философского факультета МГУ Теодор Ойзерман был рад самому факту близкого общения с председателем правительства Алексеем Косыгиным и возможности бескорыстно участвовать в составлении и редактировании текстов его выступлений. Журналисты Анатолий Аграновский, Аркадий Сахнин, Александр Мурзин, написавшие по заданию партии и лично К. У. Черненко, который обещал оплатить их труд, соответственно, «Возрождение», «Малую землю» и «Целину» Л. И. Брежнева, получили за свою работу ордена разных достоинств.

    Вспоминая Косыгина, Ойзерман писал: «Алексей Николаевич и раньше неоднократно приглашал меня на дачу для ознакомления и редактирования первых, черновых вариантов своих выступлений: «Секретарям ЦК материалы для выступлений готовят специальные штатные работники, консультанты, обладающие не только необходимой информацией, но и литературными способностями. У меня же нет таких штатных сотрудников-консультантов…»…Алексей Николаевич как бы просил извинить его за то, что он отвлекает меня от моей, как он говорил, куда более интересной работы. Мне же эти выраженные в форме дружеской просьбы поручения доставляли настоящую радость, пробуждали чувство гордости от моей пусть и скромной, но все же реальной причастности к большому государственному делу». Показательно, что тот же Теодор Ильич Ойзерман не был профессиональным «дачным писателем». Зато он был профессиональным и известным советским философом, которого в работе с председателем Совмина Союза на его даче в Архангельском привлекала, лишь возможность повлиять на ход реальных событий в стране, которая управлялась идеями и Словом.

    Второй большой этап — горбачевский, когда при внешне сохранившихся стандартах работы спичрайтеры адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям шефа, который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и «интерактивно», в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов. Спичрайтеры становились членами политической команды Горбачева и тем самым были вовлечены в реальную, иногда конфликтную, большую политику. Знаковая фигура периода — Александр Яковлев, человек, сформулировавший базовые принципы перестройки и политики гласности, высший государственный чиновник, который не просто генерировал идеи, но и мог придать им литературную форму.

    Третий период — ельцинско — черномырдинский, время институционализации спичрайтерского труда, создания специальных подразделений (референтура при Борисе Ельцине и группа анализа и планирования при премьере Викторе Черномырдине). Президент и глава кабинета были мастерами экспромтов, но не относились к числу людей, способных системно работать над собственными речами и документами (чего нельзя сказать о других ключевых фигурах этого периода политической истории — Егоре Гайдаре и Анатолии Чубайсе, прибегавших не столько к услугам спичрайтеров, сколько советников). Ельцинско-черномырдинский этап — это и эпоха создания новых, «вестернизированных», жанров — радиообращений, телеобращений, книг. Знаковых персонажей — много, что объясняется чрезвычайно бурным развитием политических событий в эпоху перехода к новому экономическому и политическому укладу. В президентском окружении — это Валентин Юмашев (автор ельцинских книг и, как говорят, легендарного последнего новогоднего телеобращения Бориса Николаевича к россиянам), Андрей Вавра (соавтор Юмашева), Людмила Пихоя (соватор первой книги о технике государственного спичрайтинга «Отзвук слова»), Андрей Шторх (молодой спичрайтер позднего Ельцина).

    Последний этап — путинский, характеризующийся окончательной институционализацией профессии, адаптированной под решение конкретных идеологических задач.

    Пользуясь опытом стран, в которых спичрайтинг достиг профессионального уровня и заслуживает подражания, можно развивать и совершенствовать его и у нас. Как уже отмечалось ранее, эта область является прибыльной и перспективной. Однако, для того, чтобы верить обещаниям политических лидеров и восхищаться красноречием бизнесменов нам необходимо время, человеческие и материальные ресурсы. Возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему и количество ораторов, для которых будут работать профессионалы, возрастёт.

    2.4 Репетиция публичного выступления (устного)

    Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может аудио запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

    Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Максимальный эффект достигается когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией, но при этом сложнее спрогнозировать развитие выступления и сложнее подготовит правильную речь. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.

    Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная — это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие — борются с ним.

    Даже выступая «без бумаги», рекомендуется кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и цифровой материал.

    Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется «передергивание» (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.

    Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать. Но при зачитывании нужно делать по возможности более частые вставки «живой речи».

    Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.

    Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием «выступление с опорой на текст».

    Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

    Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

    Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

    Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

    При выступлении по телевидению или радио, ситуация значительно облегчается телесуфлерами, но и при этом сразу видно постоянное зачитывание текста. И без подготовки оратора, ознакомления с речью и заучивания максимально возможной доли речи или хотя бы основных тезисов и цитат публичное выступление обречено на провал.

    Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

    Заключение

    Ораторское мастерство оттачивалось веками и хотя темы речей, их цели, средства доставки до целевой аудитории и т. п. претерпели некоторые изменения, люди остаются людьми и основные каноны воздействия на аудиторию посредством публичного выступления, речи остаются неизменными с древних времен. Для проведения успешной PR компании публичные выступления играют главенствующую роль, особенно в политическом PR.

    Основы построения публичного выступления:

    1. Необходимо точно сориентироваться по объёму и полноте выдаваемой информации, с учётом поставленных целей и особенностей аудитории.

    2. Важно быть точным в изложении мыслей.

    3. Устная речь хороша, когда она образна, богата сравнениями и удачными цитатами.

    4. юмор — тёплая эмоция, когда он уместен.

    5. Важно обозначить свою личную заинтересованность в обсуждении проблемы.

    6. Чаще обращаться к аудитории с предложениями подтвердить или опровергнуть тот или иной тезис.

    7. Не настаивать жёстко на своём варианте, дать альтернативные варианты.

    8. Очень важно показать взаимовыгодные перспективы сотрудничества.

    9. Завершать выступление нужно на позитивной ноте.

    Наступает время в России, когда политики разных уровней своими публичными выступлениями не развлекают народ, а четко и аргументированно освещают ожидаемые радужные перспективы, пути решения проблем и снижают настроение безысходности. К сожалению, несмотря на то, что речи политиков становятся красивее, грамотнее и убедительнее, но реальные дела все хуже, унизительнее, наглее и глупее. Только высокопрофессиональная работа PR и спичрайтинг специалистов сдерживает нарастающее недовольство народа существующим положением дел.

    Список литературы

    1. Г. Л. Тульчинский «PR фирмы: технология и эфективность».Санкт-Петербург Университет Культуры и Искуств. 200 г.

    2. Смирнов А. В. «Конспект лекций по курсу Риторика», ИКТ Москва, 2013 г.

    3. Бойко Т. Н. Основы мастерства спичрайтера, — М.: Гардарика, 2009.

    4. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. Питер, 2005.

    5. Апресян Г. З. Ораторское искусство / Г. З. Апресян. — М.: Издательство Московского университета, 1969. — 160 с.

    6. Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская. — Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. — 544 с.

    7. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. — М.: «Проспект», 1989. — 419 с.

    8. Шейнов В. П. Риторика / В. П. Шейнов. — Мн.: Амалфея, 2000. — 592 с.

    9. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. — М.: Б. И., 1992. — 446 с.

    Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »