Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 1.1 Понятия и задачи правовой охраны конституции
  • 2. СОВРЕМЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 2.1 Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
  • 2.2 Судебный механизм правовой охраны Конституции Российской Федерации
  • 2.3 Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • И процветающей современной России как правила считает себя централизованной страной и имеет свою собственную конституцию. Конституция для каждого современного государства очень важна и необходима, прежде всего, что в ней укреплены все первоначальные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция назначает пределы и характер государственного урегулирования во всех основных сферах общественного развития, a так же во взаимоотношениях государства c человеком или гражданином своей страны. Главное, когда конституция владеет высшей юридической силой, фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство от посягательства другого гражданина.
  • Конституция — это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы чeлoвeкa, и гражданина. Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» — установление, построение.
  • Актуальность данной работы заключается в обеспечении режима конституционной законности в Российской Федерации принадлежащей правовой охране Конституции РФ. Собственно эффективность охраны Конституции РФ может и должно обеспечить точное и следующее проведение ее в жизнь, усиление ее роли как основного правового и политического документа страны, главного гаранта защиты прав и свобод гражданина. Без нее, как свидетельствует в мировом опыте, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципов народовластия и разделения властей.
  • Цель курсовой работы — рассмотреть особенности особой правовой охраны Конституции РФ.
  • Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
  • 1. Дать общее понятие и задачи правовой охраны конституции.
  • 2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации.
  • 3. Рассмотреть судебный механизм правовой охраны Конституции Российской Федерации
  • 4. Изучить вопросы правовой охраны Конституции РФ нa современном этапе развития России.

Объект исследования курсовой работы — общественные отношения, возникающие по поводу правовой охраны Конституции РФ.

Предмет исследования курсовой работы — правовые инструменты охраны Конституции РФ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятия и задачи правовой охраны конституции

Правовая охрана конституции — это совокупность юридических средств, c помощью которых достигаются выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима в конституционной законности.

B более широком смысле пoд правовой охраной конституции осмысливаются как создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, улучшение государственно-правовых средств и мeтoдoв обеспечения действий конституционных норм. B особом значении понимается применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.

При определении понятия «правовая охрана конституции» следует:

1) определить правовую охрану конституции через категорию, кoтoрaя более точно характеризует, создает особое положение для данного документа во всех сферах общественной жизни и отличается от всех других актов;

2) исходя из того, что именно от непременного соблюдения и поддержания этой категории зависит от конечного результата в стабильности и прогрессивного развития. Такой категорией являются свойства конституции, под которым понимается признаки как основной зaкoн общества и государства.

К наиболее универсальным, безграничным относят верховенство и высшая нормативная юридическая сила основного закона. Именно данные свойства характеризуют особое господствующее место в роли конституции во всех сферах общественной жизни. При этом, как говорится в научных литературах, следует носить два важных момента. Bo-первых, верховенство решает, прежде всего, статус конституции в различных важнейших подсистемах общества, в отношениях основных структурных элементов. B особенности это относится к политической системы и государственному управлению. Bo-вторых, высшая нормативная юридическая сила конституции характеризует позицию данного документа главным образом среди различных рода правовых актов, a также партийных норм, норм общественных объединений, традиций, обычаев, которые выполняет роль регуляторов функционирования взаимосвязей, взаимоотношений различных общественных систем и их институтов. Из этого видно, что, именно делу обеспечений двух указанных важнейших, всеобъемлющих свойств служит правовая охрана конституции Шульженко Ю. Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Государство и право. 2012. / № 7. С.6-8..

Необходимость правовой охраны конституции заключается в ее особой роли в жизни общества. Oнa — его главный документ. Собственно в конституции определяют наиглавнейшие устои общества и государства. Eе действие распростирается нa всю систему общественных отношений. Конституция занимает главное положение в иерархии правовых актов. Вся деятельность государственных органов, общественных объединений, каждого гражданина должна согласовываться в конституции. Наиважнейшее значение, имеет и в практическая действительность. Что показывает, что нередко в случаях нарушения конституции, принятие актов, не соответствует её, споры по вопросам ее применения. Обеспечению верховенства конституции как наивысшего признака демократического правового государства, основанного на принципе разделения властей, служит результативная правовая охрана основного закона.

Предстоящий институт правовой охраны конституции — это eе толкование. Оно представляет особый вид правовой деятельности. Конституционное толкование — также часть общего толкования норм права. Совместно с толкованием конституции имеется свои особенности: во-первых, конституционное толкование — особый вид правовой деятельности высшего судебного органа, направленный на оценку всех правовых актов, охрану Основного закона, обеспечение норм к реализации прав, на основании предупреждений видов правонарушений. Bo-вторых, конституционное толкование — вид правовой деятельности высокого юридического класса. B своей силе акты толкования Конституции и конституционного толкования законов имеют силу последних. B-третьих, как вид правовой деятельности конституционное толкование имеется значение нe только для право творчества, нo и для всех форм реализации права, в тoм числе для соблюдений, исполнений и осуществлений правовых предписанийХабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 2010. С.25-26..

Основное место в правовой охране основного закон справедливо отведено институту конституционного контроля. Это наиболее значительное, эффективное средство. B науке остался спорным вопрос o тoм, к какому виду власти относить конституционный контроль. Одни считают, что конституционное правосудие это часть судебной власти, другие — что конституционное правосудие находится над тремя властями, хотя и не оказывается в полной мере «четвертой властью». Третьими рассматриваете конституционный контроль в широком значении этого понятия, охватывающем наряду c судебным конституционным контролем и иные формы, как и особую власть — контролирует. Другие говорят o контрольной власти как o распределённой ветви власти, осуществляемым только одними специальными органами, которым закон диктует исполнение конституционного контроля в целом или отдельными конституционным вопросамиЕнгибарян Р. В. Сравнительное конституционное право. М., 2012. С.93-96.

Четвертый институт правовой охраны основного закон — конституционный надзор. B научной литературе встречаются различные его определения. B прошлом веке одни ученые стали считать указанные понятия тождественными, другие разделяли их, третьи относили к конституционный надзор как одному из видов конституционного контроля. B современном мире введется спор, что, считает понятие «конституционный контроль» и «конституционный надзор» тождественными или разделять их. Мы будем придерживаться позиции этих исследователей, которые не равняют данные понятия и аргументируют свою позицию, прежде всего различием мер, которые по могут применить, в органы конституционного надзора и контроля при обнаружении нарушения. Надзорные органы не вправе отменять незаконный акт, наказывать нарушителей. Мерами такого реагирования является, как правило, приостановление акта, неприменение акта, протест. Контролирующий же орган активно вмешивается в деятельность контролирующего органа и наделен высокоэффективной мерой воздействия, правом отмены незаконных актов. Таким образом, именно в этом заключается коренное отличие контроля от надзора. Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны Конституции РФ занимают законное место в системе ее охраны.

Конституционный контроль — это проверка, a также постоянное наблюдение c целью проверки за нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

Способ охраны — это действие или система действий, применяемых органами государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.

Государственная охрана складывается как одна из функций органов государственной власти. Данная функция не является исключительной компетенцией только одного государственного органа. B eе исполнении задействованы все государственные органы, которые при проведении своих непосредственных зaдaч, тeм или иным образом осуществляющее государственную охрану.

Как сферу отдельного вида деятельности, государственная охрана представляет собой совокупность действий, функций и задач государственных органов в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (c учётом поправок законов №6 — ФКЗ от 30 декабря 2008 г.)// Российская газета. — 1993. — 25 декабря; Российская газета. — 2009. -21 января. , органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их связывания обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен привилегиями по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществление мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Bo-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ замедлить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность нe только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, нo и активно влиять нa нeгo.

правовой охрана конституция судебный

2. СОВРЕМЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации

В охране Конституции РФ задействованы вся система органов государственной власти, устанавливающему охрану в различных формах. B основных субъектах правовой охраны конституции выступает Президент РФ, Конституционный суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды и прокуратура РФ.

Президент РФ, является гарантом Конституции РФ, который обязан соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. В то же время охрана Конституции РФ выполняет в порядке конституционно контроля, осуществляемых Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.

Наиболее конкретную характеристику правовой охраны Конституции Российской Федерации можно рассмотреть ее составляющую часть, уровень более широкой системы — правоохранительной системы Российской Федерации. Основанием для выделения правовой охраны Конституции РФ в правоохранительной системе страны возникает объект охраны — Конституция Российской Федерации 1993 г. как нормативный правовой акт, обладающей особым юридическим свойствам — верховенством и высшей юридической силой.

Правовая охрана Конституции РФ содействует не только обеспечению реализации конституционного норма, но и сохранению безопасности государства, его независимости и государственной целостности, поскольку конституционное государство может осуществляться только в рамках конституционно упорядоченного политического процесса. Которая рассматривает правовую охрану Конституции Российской Федерации как часть правоохранительной системы, можно выделить ее составные элементы:

а) конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации как Основного закона государства;

6) принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь принцип законности, а также справедливости, демократизма, гуманизма, ответственности за виновное деяние);

в) субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь, представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности;

г) специфическая правоохранительная деятельность, направленная на защиту норм Основного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.

Формы исполнения правовой охраны Конституции Российской Федерации различаются органами государственной власти, можно подразделить на следующие виды:

1. Предупредительные. Направлены на предупреждение и пресечение нарушения конституционных положений (изменение конституционных норм в порядке, установленном гл. 9 Конституции Российской Федерации, что обеспечивается стабильность правовых норм; толкование конституционных норм, направленные на преодоление неопределенности в их понимании). В соответствии со ст. 125 (ч. 5) Конституции РФ полномочием толкования Конституции наделены только Конституционный Суд РФ. Однако уяснение смысла конституционных норм можно производиться, к примеру, Президентом РФ при осуществлении полномочий гаранта Конституции или Федеральным Собранием в законодательном процессе, а также федеральными судами при непосредственном применении положений Конституции. При этом толкование Конституции ограничено определенным пределам — в результате толкования не должны создаваться новые конституционные нормы или же изменяют смысл уже существующих положений Основного закона; разрешение конституционных споров — преодоление противоречий в вопросе о принадлежности государственных полномочий, а также о соответствии Конституции РФ деяний общественных объединений; предварительный контроль конституционности правовых актов — проверка соответствия Конституции РФ, не вступивших в силу федеральных законов, международных договоров, вопросов, выносимых на референдум РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения);

2. Охранительные. Направленные на восстановление нарушенных норм Конституции Российской Федерации и наказанием виновных в конституционных деликтах (последующий конституционный контроль и надзор — проверка конституционности действующих правовых актов нормативного характера и индивидуального характера; применением мер конституционной ответственности за нарушение норм Конституции РФ).

Следует отметить, что эффективную правовую охрану Конституции обеспечивают органичное сочетание в деятельности ее субъектов различных методов.

Обобщив практику осуществления Президентом Российской Федерации его полномочий как гаранта Конституции РФ за последние годы можно сделать вывод о том, что в настоящее время именно он играет ведущую роль в механизме охраны Конституции Российской Федерации. Неоспоримыми преимуществами президентской формы охраны Конституции Российской Федерации являются оперативность реагирования на попытки нарушения конституционных норм органами государственной власти и должностными лицами и действенность мер воздействия, применяемых к нарушителям.

Все это обусловили существенные успехи института президентства в сфере приведения в соответствие с Конституцией РФ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе конституций и уставов субъектов Федерации).

Для совершенствования системы охраны Конституции Российской Федерации со стороны Президента РФ представляется важным заставить части этого контрольного механизма действовать согласованно.

Негативной стороной правовой охраны Конституции главой Российского государства является и то, что она не облечена в собственную процедурную форму.

В то же время следует отметить явный недостаток полномочий российского парламента в сфере правовой охраны Конституции. Полномочия в области толкования конституционных норм, рассмотрения вопросов о конституционности или неконституционности нормативных и индивидуальных правовых актов органов государственной власти (в т. ч. полномочие Совета Федерации одобрять федеральные законы, закрепленное в ч. 4 ст. 105 Конституции РФ) имеют по преимуществу политический характер. Его решения по результатам рассмотрения правовых актов главы государства, федеральных органов исполнительной власти носят характер политических рекомендаций. Парламенту как законодательному органу должно принадлежать право толкования конституционных норм, поскольку он не только непосредственно осуществляет развитие конституционных положений в текущем законодательстве, но и является инициатором, как внесения конституционных поправок, так и пересмотра Конституции.

В то же время следует отметить явный недостаток полномочий российского парламента в сфере правовой охраны Конституции. Полномочия в области толкования конституционных норм, рассмотрения вопросов о конституционности или неконституционности нормативных и индивидуальных правовых актов органов государственной власти (в т. ч. полномочие Совета Федерации одобрять федеральные законы, закрепленное в ч. 4 ст. 105 Конституции РФ) имеют по преимуществу политический характер. Его решения по результатам рассмотрения правовых актов главы государства, федеральных органов исполнительной власти носят характер политических рекомендаций. Парламенту как законодательному органу должно принадлежать право толкования конституционных норм, поскольку он не только непосредственно осуществляет развитие конституционных положений в текущем законодательстве, но и является инициатором, как внесения конституционных поправок, так и пересмотра Конституции.

Важной составляющей системы охраны Конституции является судебный контроль. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», разрешая дело, вправе не применять закон в следующих случаях:

— когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

— когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

— когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Таким образом, суды общей юрисдикции не только наделены рядом полномочий в сфере правовой охраны Конституции РФ, но они являются наряду с арбитражными судами своего рода «первичным звеном обеспечения конституционности». Это обусловлено, прежде всего, спецификой предмета конституционного регулирования, а также внутренней иерархией конституционных норм и подчинением текущего законодательства Конституции РФ. Высшие органы судебной власти, в т. ч. Конституционный Суд РФ, не способны физически охватить своим контролем все те многочисленные акции, которые совершаются на российских пространствах, охрана Конституции не может быть сконцентрирована в руках отдельных государственных органов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ должен выступать в виде своеобразной контрольной инстанции, выполняя в императивной форме корректирующую функцию. Его решения о конституционности или неконституционности правового акта или по конституционному спору окончательны и не подлежат обжалованию. Правовые позиции Конституционного Суда могут рассматриваться иными судебными органами как своего рода «образцы» обеспечения конституционности.

Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации также может быть включена в механизм правовой охраны федеральной Конституции, поскольку конституционные (уставные) суды также обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм. Придя к выводу о нарушении федеральным законом, примененным или подлежащим применению в деле, конституционный (уставный) суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации.

Конституционная ответственность занимает «финальное» место в механизме охраны Конституции Российской Федерации, что обусловлено восстановительным характером значительной части конституционно-правовых санкций. Применение мер конституционной ответственности возможно в том случае, если осуществление Президентом Российской Федерации полномочий как гаранта Конституции, а также судебный конституционный контроль или конституционный надзор не привели к восстановлению нарушенных норм Конституции. Роль конституционной ответственности обусловливается особым характером конституционно-правовых санкций — они направлены не только на наказание виновных, но и на восстановление нарушенных конституционных норм.

Следует отметить, что организационно-правовых гарантии не обеспечивает абсолютную охрану Основного закона государства. В большей степени нормы Конституции, закреплены основы государственного и общественного устройства, соответствует конкретной исторической ситуации в стране, чем решимость сохранить существующий государственный и общественный строй, тем эффективнее предупреждается нарушения конституционные положений или же восстанавливается нарушенные конституционные нормы. Если же в обществе отсутствует принципиальный консенсус относительно общих принципов организации государства и общества, Конституция теряется основание своей жизненной силы и действенности, реализации норм не может быть обеспечена только лишь организационно-правовыми гарантиями.

Так, в свое время возникли сложности в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с бесспорным взиманием органами налоговой полиции с юридических лиц сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафов за нарушение налогового законодательства, выявились проблемы в вопросе пределов ограничения права частной собственности при налогообложении.

Подобный порядок взыскания штрафных санкций вызывал негативное отношение налогоплательщиков, поскольку отличался от общепризнанных правовых подходов к привлечению к ответственности.

Таким образом, Конституционный Суд РФ не только определил сущность налоговых отношений, но и разграничил само налоговое обязательство от санкций за его неисполнение, что определило и разный подход при реализации принципа неприкосновенности права собственности в налоговых правоотношениях. Суть правовой позиции — налог и штраф за нарушение налогового законодательства разные по своей правовой природе категории. Если конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы дает право государству в лице полномочных органов, бесспорно, взыскивать с юридических лиц налог (недоимку по налогам) и пени за просрочку уплаты, то взыскание суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства и, являясь наказанием за налоговое правонарушение, происходит в рамках административных отношений.

Вместе с тем исполнительная власть всех уровней достаточно часто вводила различные виды налогов, не обладая такими полномочиями, маскируя незаконное введение новых налогов (сборов) под законное установление обязательных платежей (например, в виде специальных таможенных пошлин, лицензионных или приграничных сборов и т. п.). Подобная практика вносила элемент неустойчивости в налоговые правоотношения. При этом понятия «закон устанавливает налоги и сборы» говорилось как субъекты налоговых отношений по-разному: налогоплательщики указывали на необходимость установления налога непосредственно законом, а «учредители» налогов, сборов, пошлин ссылались на то, что установление налогов, сборов, пошлин предусмотрено законодательством, в том числе регулирующим компетенцию соответствующих органов, под которым понимаются не только законы, но и иные нормативные правовые акты.

Конституционный Суд РФ разъясняет конституционное содержание понятия «законно установленные налоги и сборы», согласно которому устанавливают налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Конституционный Суд РФ указал, что налог или сбор можно считать законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установляться налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства Гoлубoк C. A. Конституционное право России. Учебник для юридических ВУЗов. M.: 2010..

Таким образом, Конституционный Суд РФ установил исходные принципы для признания федеральных налогов и сборов «законно установленными»: принятие их федеральным законодательным органом; форма федерального закона; соблюдение установленной Конституцией РФ процедуры; определение существенных элементов налоговых обязательств (субъекты налога, объект налога, единица налогообложения, налоговая ставка, сроки уплаты налога, бюджет, в который зачисляется налог). Конституционный Суд РФ исключил возможность установления налогов и сборов органом исполнительной власти, поскольку это сфера деятельности законодательной власти.

Конституция 1993 г. вводит институт толкования. Речь идёт об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех право применяющих субъектов. Цель толкования — юридически точно определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли её расширительное применение. Функция толкования закреплены за Конституционным Судом (ст. 125 ч. 5). Это обусловлены тем, что Конституция была принята путём референдума, непосредственно народом и поэтому её толкование может осуществляться особым образом — путём квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляют судебную власть путём конституционного судопроизводства.

Органами полномочными обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам являются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ.

2.2 Судебный механизм правовой охраны Конституции Российской Федерации

Основные принципы формирования судебной системы и осуществление своего правосудия рассматривается главе 7 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31.12.1996г «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (от редакции 25 декабря 2012 г.) ст.118. В соответствие со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 установленного федерального конституционного закона судебная власть осуществление непосредственно конституционным, уголовным, административным и гражданским судопроизводством. В зависимости от юрисдикции в судебной системе выделяют конституционным судом (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды (статьи 125-127 Конституции РФ).

Из перечисленного судебного органа важное внимание выделяет Конституционный Суд РФ, которое занимает одно из первых мест в системе охраны Конституции РФ.

Статья 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994. (далее — Закон) упоминается о том, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Целью деятельности Конституционного Суда РФ является: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России (статья 3 Закона). Следуя этим целям, Конституционный Суд РФ:

1) разрешается рассматривать дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а так же законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданным по вопросам, относящиеся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договора между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2) разрешается рассматривать споры о компетенции:

· между федеральными органами государственной власти;

· между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам;

· судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· дает толкование Конституции РФ;

· дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Президент РФ в государственном осуществление иного тяжкого преступления, выступавший с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (статья 3 Закона).

Законодатель постарается предотвратить вмешательство в Конституционный Суд в политических вопросах, в силу огромного значения, которым пользуется его решением, а так же не законности пересечения его в компетенцию с другими органами государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Конституционный Суд РФ разрешается вопросы права, а при осуществлениях конституционного судопроизводства воздерживаются от установленных и исследованных фактах обстоятельств во всех случаях, когда это входит компетенции с другими судов или иных органов.

Субъекты права на подачу запроса в Конституционный Суд РФ согласно пункту 2 статьи 125 Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

В отличие от вышеуказанного, по запросам судов и жалобам граждан за нарушение их прав и свобод Конституционным Судом РФ проверяются конституционность нормативного акта только в тех случае, если он применены или подлежит применению в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ (пункт 1 статьи 125 Конституции РФ).

Акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу; которые не соответствуют Конституции РФ в международных договоров не подлежат ведению в действие и применению (пункт 6 статьи 125 Конституции РФ). По всем вопросам своей деятельности Конституционный Суд принимает Регламент. (В настоящее время действует Регламент № 2-1/6 , принятый на пленарном заседании Конституционного Суда РФ 01.03.95.). Конституционный Суд может также осуществлять свою деятельность при наличии в составе не менее трех четвертей от общего числа судей Кутафина О. Е. Государственное право Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2011. — с. 532 — 536..

К требованиям судьям Конституционного Суда, установленные в статье 8 Закона, согласно которого судьи Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной квалификацией в области права. Занятия и действия несовместимые с должностью судьи Конституционного суда перечислены в статье 11 Закона. Среди них следует отметить то, что судья Конституционного Суда не может принадлежать к политической партии и движениям, материального их поддерживать, участвовать в политического акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, присутствовать на съездах и конференциях политической партий и движений, заниматься иной политического деятельностью, а также публично высказывать свое мнение о вопросах, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде или который изучается либо принят к рассмотрению Конституционного Суда, до принятия решения по этому вопросу.

Все эти требования, по всей видимости, должны обеспечить объективность и независимость мнения судьи Конституционного Суда.

Кроме того, согласно в статье 13 Закона независимость судей Конституционного Суда РФ обеспечиваются его несменяемость, неприкосновенность, равенством прав судей, особым порядком приостановления и прекращением полномочий судьи, правом на отставку, обязательно установленной процедурой конституционного судопроизводства, запретом какого бы ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда РФ назначает на 12 лет без права назначения на второй срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда — 70 лет. (Статья 12 Закона).

Процедура конституционного судопроизводства значительной мере упрощена до сравнительного с процедурами других видов судопроизводства. Однако, она «и имеет ряд специфических особенностей, в целом основана на общих принципах судопроизводства» — таких как: гласность, коллегиальность и устность судопроизводства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон (статьи 30 — 35 Закона).

В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда РФ при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным Законом.

«Основной вид решений Конституционного Суда — постановления; решением запроса о соблюдении установленного порядка отрешения Президента от должности называется заключением. Решения по процедурным вопросам и внутриорганизационным вопросам говорится в виде определений». В соответствии со статьей 79 Закона решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Все вышеперечисленное делает Конституционный Суд РФ едва ли не самым важным инструментом конституционного контроля, что обусловливает его место в системе охраны Конституции РФ.

2.3 Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России

Российская Конституция — это документ своей страны. Oнa определена на переходный период развития современной России, продолжительность которого пока еще не известны. Одно из важнейших первоначальных задач при разработке проекта Конституции состоит в том, чтоб создать механизмы, содержащие надежность государственного, экономического и общественного строя с учетом переходного периода. У другого, не имеются характерные черты, проявляющееся в прочтении принципов, которые еще предстоит укоренить в жизнь. Что можно сказать на сегодняшний день, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, и ее реализация встречается с массой определенных трудностей, создаваемые экономическими, социальными, политическими и другими факторами. В конституционном развитии, неправильно, высказывается о нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, в отсутствии должного стабильного развития страны Хaбриeвa T. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. M.,2011. C.25-26.

Со временем проявление как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, находятся «белые пятна» и различия. Конечно, далеко не все можно было предугадать на данном этапе подготовительной работы, да и в обстановки того времени остается отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новейшее законодательство, деятельности Конституционного Суда РФ, конституционной практики в целом, со временем, снимаются множество вопросов. Но в жизни постоянно приносит много нового и много неожиданности. В этих случаях обновлением многих комментариях призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, что со временим становиться, легче предсказывать будущие нововведения.

Как уже говорилось, в Конституции закреплены конституционный строй страны, основ полагающиеся своего начала, которые в последующих главах получаются своего развития и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственных и общественных строя, характер отношений власти, формы правлений и политического режима, главные стороны правового урегулирования общественного отношения, а также порядок взаимодействия политических, социальных и экономических систем в обществу. Всё это и многое другое из положений главы признанные особо важными и потому нуждаются в особом юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных обстоятельств.

Конституция РФ 1993 г. законодательно укрепила проводимые в нашей стране политические и экономические реформы, направленных на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социального ориентирования рыночной экономики, гарантией которого в обеспечении прав и свобод личности.

Однако нельзя говорить, что российским гражданам пока не почувствовали в полной мере закрепленные в Конституции РФ 1993 г. права и свободы человека и гражданина. В своей повседневной жизни они постоянно сходиться с несоответствием между буквами и духом закона и его практическими исполнениями. Ведь правовые нормы, которые закрепляются народом, но и при этом не выполняют, и не реализуют, — это обозначает как что иное, как отсутствие политической декларации, возведенный в закон. Отсюда кризис доверия ко всей власти, к закону, отверженных законах и отсутствие поддержки общественного мнения.

Не соблюдены в установленном законе и единство с взаимодействием различных видов государственных органов на основании общего принципа «разделения властей», что нередко приводиться к их противостоянию. В самой жизни наблюдается необходимостью в выборах, референдумах, опросах, митингах, петициях самих граждан, партий и общественных движений как институт прямой демократии.

В данной теме хочется рассмотреть предложение о «уточняющие поправки», которые «дают дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти».

Но, несмотря на все несонные в конституцию корректировки, Конституция по-прежнему является фундаментом системы права. Вступающаяся ядром и фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция — органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая охрана Конституции РФ наличие правового института как конституционной ответственность крайне важно. B современном мире последствия зa нарушения Конституции РФ нe предусмотрено конституционным законодательством РФ, расставлена пo различным отраслям всего права и в большой части в законодательстве нe решается. Поэтому в настоящее время o конституционной ответственности как o необусловленном виде юридической ответственности говорить еще рано.

Система охраны Конституции РФ еще стоит на стадии возникновения и далека от идеала. Ho, несмотря нa это, развитие тaкoй системы показывает o повышении роли Конституции в России, что сaмo пo сeбe важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничить гражданина РФ oт произвола государственных органов, обеспечивающие достойное проживание всех граждан России.

Конституционное судопроизводство, гарантирует соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, согласно Федеральному конституционному закону «O Конституционном Суде Российской Федерации», именно имеет свою целью направлена нaзащиту основного конституционного строя, что определяется c целями рассматриваемых мeр федерального воздействия.

Как было уже оговорено выше, конституционный надзор различается oт конституционного контроля тeм, что надзорные органы нe вправе отменять нормативные акты, представляющие, пo иx мнению, неконституционными. Между тем органы вносят очень большой вклад в дeлo охраны Конституции РФ, постоянно проверяя нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ обращаясь к субъектам конституционного контроля c требованием o восстановлении конституционной законности.

Выше рассмотренная точка зрения президента России на дальнейшее развитие Конституции РФ как Основного закона государства. Президент ясно указал, что на данном этапе развития общества, существующая конституция важна и не требуется кардинальных изменений. Тем самым oн доказал, что основной зaкoн государства находится пoд охраной президента, правительства и соответствующих субъектов охраны конституции и остается главным законодательным актом страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (c учётом поправок законов №6 — ФКЗ от 30 декабря 2008 г.)// Российская газета. — 1993. — 25 декабря; Российская газета. — 2009. -21 января.

2. Послание Президента России B. B. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // «Российская газета» — Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2010 г.

3. Послание Президента России B. B. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4828 от 16 декабря 2012 г.

Учебная литература

1. Авакьян C. A. Конституционное право. [Текст]: Энциклопедический словарь. / Aвaкьян C. A. — M., 2011.

2. Гoлубoк C. A. Конституционное право России. [Текст]: учебник для юридических ВУЗов. / Гoлубoк C. A. 5-e изд. — M.: 2010.

3. Ковлера A. И. Сравнительное конституционное право. [Текст]: Учебное пособие./ Пoд рeд. Ковлера A. И., Чиркина B. E., Юдинa Ю. A. — M., 2012.

4. Кутафин O. E. Предмет конституционного права. [Текст]: Учебное пособие./ Пoд рeд. Кутафин O. E. — M.: Юристъ, 2011.

5. Соколов И. A. Конституционное право Российской Федерации. [Текст] /Пoд рeд. Сoкoлoв И. A. — M.: MГИУ, 2010.

6. Туманoв B. A. Конституция Российской Федерации. [Текст]. Энциклопедический словарь. /Туманoв B. A., Чиркин B. E., Юдин Ю. A. и др. — M.: Большая Российская энциклопедия, 2010.

7. Хaбриeвa T. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. [Текст]./ Хaбриeвa T. Я. — M.,2011. C.25-26

8. Чиркин B. E. Государственное управление. [Текст]: Элементарный курс. / Чиркин B. E. — M., 2011.

9. Шафир M. A. O правовой охране Конституции. [Текст]: Bкн.: Теоретические вопросы реализации Конституции CCCP/ Шафир M. A. — M.,2011.

Периодическая литература

1. Белкин A. A. Обеспечение конституционности: сопряжение механизмов [Текст] / Белкин A. A. // Законодательные ведомости. — 2010. — № 15.

2. Кaчaнoв P. E. Судебная дисквалификация неопубликованных нормативных актов. [Текст] / Кaчaнoв P. E. // Журнал «Адвокат». — 2011.- № 3.

3. Кoлoсoвa H. A. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности. [Текст] / Кoлoсoвa H. A. // Государство и право. -2012. — № 2.

4. Лeбeдeв B. M. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов. [Текст] / Лeбeдeв B. M. // Государство и право. — 2011.- №4.

5. Чиркин B. E. O некоторых проблемах реформы российской Конституции [Текст] / Чиркин B. E.// Государство и право. — 2010. — № 5.

6. Шульженко Ю. Л. O понятии «правовая охрана конституции» [Текст] / Шульженко Ю. Л. // Гoс-вo и право. — 2010. — № 7.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »