Современные тенденции развития банковского бизнеса России


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Деньги. Кредит. Банки»

на тему:

Современные тенденции развития банковского бизнеса России

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы банковского бизнеса

1.1 Понятие и значение банковского бизнеса

1.2 Финансовая глобализация и дерегулирование банковского рынка

1.3 Банковские риски

Глава 2. Оценка состояния банковского бизнеса за период 2009- 2011 год

2.1 Состав банковской системы РФ

2.2 Анализ банковской системы РФ за 2009 — 2011 год

2.3 Анализ банковского бизнеса РФ за 2009 — 2011 год.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковского бизнеса

3.1 Оценка состояния банковского бизнеса

3.2 Перспективы развития банковского бизнеса

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Процесс интернационализации затронул большинство сфер хозяйственной жизни в странах мира. Одной из таких областей является банковское дело: национальные банки все активнее осуществляют операции за рубежом, иностранные наращивают объемы банковских операций в национальных хозяйствах.

Банковский бизнес с каждым годом расширяется, захватывая и осваивая всё новые и новые географические размещения. Представляя интересы своих клиентов, но и не забывают про свои выгоды.

До сих пор существует немало банков, которые рассматривают диверсификацию направлений своего бизнеса как неоправданное «распыление» ресурсов. Рост конкуренции на мировых рынках финансовых услуг сопровождается таким масштабным процессом международных слияний и поглощений банков, что в ряде случаев ведет к снижению конкуренции и даже монополизации рынков банковских услуг. Либерализация национальных банковских законодательств нередко происходит односторонне — в отношении международной деятельности национальных банков, но при этом ужесточаются требования и контроль за деятельностью иностранных на своей территории.

Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2011 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.

Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики — от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики — золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса. 

Цель данной курсовой работы — оценка текущего состояния банковского бизнеса. Объектом является банковская система Российской федерации, а предметом соответственно — банковский бизнес Российской федерации.

Эта тема на сегодняшний момент является актуальной, так как стоит задуматься, все ли проблемы в сфере банковского бизнеса решены после перехода от кризисного состояния к нормальному состоянию.

Задачи:

изучить теоретические основы банковского бизнеса;

провести анализ состояния банковской системы и банковского бизнеса за период 2009- 2011 года;

выявить тенденции дальнейшего развития банковского развития.

Основным источником информации для курсовой работы является официальный сайт Центробанка России, так как именно там предоставлена наиболее полная и четкая информация.

1. Теоретические основы банковского бизнеса

1.1 Понятие и значение банковского бизнеса

В последнее десятилетие XX века в нашей стране были предприняты меры по децентрализации так называемой «монобанковской» системы, приняты законы о банках и банковской деятельности, привнесены элементы конкуренции в банковскую сферу, заложены основы функционирования новой российской банковской системы, ориентированной на потребности экономики рыночного типа. Череда кризисов в последние годы предопределила необходимость формирования условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской системе.

В недавнем прошлом коммерческие банки занимали особое положение в экономике западных стран. Государственные органы всегда поддерживали в случае кризиса ликвидности или при угрозе банкротства, чтобы гарантировать стабильность финансово-кредитной системы. При этом финансовое законодательство ограничивало сферу деятельности коммерческих банков, точно определяя, что и как они могут делать, и одновременно предохраняло банки от появления конкурентов. Банки при этом играли традиционную роль посредника между вкладчиками и заемщиками и обеспечивали функционирование платежной системы, относительно мало думая о применении новых методов и технологий.

Однако конец XX — начало XXI века явились периодом глубоких и драматических изменений в банковском деле, многочисленных новшеств в организации, методах управления банками и формах обслуживания корпоративных и индивидуальных клиентов. Эти процессы в различной степени и с разной интенсивностью затронули все страны, включая Россию.

Подчеркивая значимость происходящих перемен, эксперты нередко называют их «финансовой революцией». Складывавшиеся веками приемы и методы банковской деятельности усложняются, приобретают новые черты. В то же время возникают совершенно новые, оригинальные виды операций и услуг, не имевшие аналогов в мировой практике и ставшие возможными благодаря сложному сочетанию причин, влияющих на спрос и предложение денежного капитала.

Банковский бизнес во все времена был интересным и своеобразным. В международном банковском бизнесе имеется несколько направлений. К ним относят потребление банковских услуг за рубежом, трансграничную торговлю услугами и другие направления деятельности. В течение последних лет замечено стремительное развитие банковского бизнеса, к тому же самой выгодной считается деятельность по открытию банковских офисов на территории других государств.

Имеется определенный список услуг, предоставляемых банками субъектам малого бизнеса. Лишь в течение последних лет банки выдали большое количество кредитов и субсидий малым предприятиям. Ведение банковского бизнеса за рубежом предусматривает предоставление клиентам банка самых востребованных услуг.

К таким банковским услугам можно отнести:

аккумулирование и кредитование депозитов;

валютно-обменные операции;

трастовые операции;

международные расчеты;

операции на мировых фондовых рынках.

Банковский бизнес предусматривает предоставление огромного спектра услуг, но в то же время основной и самой востребованной услугой с уверенностью можно считать именно кредитование. Развитие банковской деятельности на территории нашей страны с каждым годом набирает все больших оборотов. Современными банками сегодня предоставляется клиентам больше 100 видов услуг. При этом самые крупные банки-гиганты стали востребованными кредитно-финансовыми многоцелевыми учреждениями.

В нашей стране работают как государственные так и частные банки. Частный банк — это новый перспективный вариант бизнеса. Если сравнивать с остальными направлениями деятельности, то банковский бизнес обладает существенными отличиями. Банк — это целая система, цель которой умелое управление потоками денежных средств. Следует отметить, что на развитие банковского бизнеса огромное влияние оказывает правильный выбор стратегий и их последующая реализация, выбор процесса и способов, которые подобраны для его управления.

Частные банки появились на территории РФ в 1988 г. За период своего существования банкам данного типа предстояло преодоление всех этапов экономического развития, которые характерны для коммерческих организаций.

Частный банковский бизнес обязан обеспечивать максимальный уровень комфорта для своих клиентов. Для этого нужно потратить огромные суммы денег. Для того, чтобы новым банком были заняты успешные позиции на рынке, нужно ждать продолжительный промежуток времени: получение лицензии, процесс подбора профессиональных сотрудников, оформление нужных документов — эти процессы затянутся приблизительно на 12 месяцев. Но на самом деле процедура длится еще дольше. Следует принимать во внимание и то, что развитие банковского бизнеса очень сильно зависит от ключевых направлений банковской деятельности.

Банковский бизнес, так же и другие состоит из технологических цепочек. Традиционные подходы в коммерческих банках опираются на иерархическую структуру организации, или исполнительскую структуру банка. То есть элементы, которые содержатся в организационной структуре банка, стандартно разбиты в иерархическом порядке согласно функциональным направлениям, ориентированным на выполнение определенных задач

Для банка очень важно определение для себя не идеальной структуры, а оптимальной, то есть той, которая принесет лучшие результаты. Следует отметить, что каждый банк по-разному решает задачи обеспечения и повышения качества своего банковского бизнеса и удовлетворения потребностей клиентов. На уровне одного банка все достаточно понятно. Для банковского бизнеса очень важна система менеджмента качества (СМК) банковской отрасли, которая обладает своей архитектурой, процессами и процедурами, регламентирующими документы и другие компоненты.

Важнейшими характеристиками современного банковского бизнеса в России и многих других странах стали:

финансовая глобализация;

дерегулирование рынка банковских услуг;

усиление конкуренции в банковском деле;

компьютеризация, финансовые инновации и инжиниринг;

возрастание рисков.

Банк — это организация, предоставляющая услуги для населения по открытию вкладов и предоставлению кредитов. Банки необходимы для управления финансами населения. Предоставляют деньги бизнесу, кредиты предпринимателям, и процентные ставки населению.

Как и частные предприятия банки зарабатывают деньги и увеличивают свой капитал, налаживают связи с другими организациями, обеспечивая стабильное развитие и управление частью банковского сектора. Эти задачи могут выполняться предоставлением востребованных услуг, содействием предприятиям, решением сложившихся проблем.

Банки также являются инструментом управления экономикой. Решают важные отраслевые задачи, региональные проблемы. Стабильность и защита населения от инфляции и кризиса осуществляется, в том числе и банками.

Банки поддерживают бизнес, так как бизнес является источником доходов. Банки работают с финансовыми средствами и управляют финансами. Осуществляя кредитную деятельность, банки решают свои задачи привлечения финансовых ресурсов.

Финансовая деятельность бизнеса, оплата услуг, взаиморасчеты также проводятся в безналичной форме расчетов. Банки позволяют проводить финансовые операции между компаниями, а также выплачивать зарплату рабочим.

Работая с населением, банки выдают кредиты на бизнес, на жизнь, на приобретение автомобилей, жилья. Ипотека — это форма долговременного залога, при котором заемщик закладывает имущество, стоимость которого способно покрыть сумму залога. Банки предоставляют различные программы ипотеки. Эти программы должны решать задачи улучшения уровня жизни населения.

Накопление капитала и сбережение денежных средств выполняют банки. Вкладчикам банки предлагают процентные ставки по рублевым вкладам для взаимовыгодного сотрудничества. Банки выполняют перераспределение денежных средств и предоставляют деньги для развития бизнеса, платят вкладчикам проценты. Тем, кто хочет хранить деньги в иностранной валюте, будет интересно предложение получать проценты по вкладам в евро. Возможно, накопления в иностранной валюте будут выгодными.

Для крупных компаний банки предоставляют услуги выпуска, продажи, покупки, хранения ценных бумаг. Это еще один инструмент, с помощью которого компании могут управлять своими финансами, привлекать денежные средства.

Таким образом, банки выполняют функции управления финансами и предоставляют свои услуги населению и бизнесу. Банки работают с привлеченными финансовыми средствами, и действуют ради своей выгоды и накопления капитала. Банки поддерживают бизнес, делают возможным накопление и сохранение денежных средств населения.

Работая в сфере экономики, банки предоставляют возможности взаимодействия и сотрудничества регионов и стран, налаживания торговых отношений, обеспечивают бизнес финансовыми инструментами, связывают бизнес регионов и делают возможным организациям и компаниям вступать в долговременные отношения.

1.2 Финансовая глобализация и дерегулирование банковского рынка

Один из важнейших аспектов банковских перемен получил название интернационализации или «глобализации». Речь идет о бурном процессе расширения сферы деятельности банков за пределы национальных границ, сопровождающемся созданием сети зарубежных филиалов, с одной стороны, и ростом числа иностранных банков на данной территории, — с другой.

В результате интернационализации финансовых рынков банки сталкиваются с дополнительными рисками (внешними и внутренними), связанными с изменениями конъюнктуры рынков не только национальных, но и мировых, что еще более усложняет управление банковскими портфелями.

Наиболее амбициозные банки старались любой ценой проникнуть за пределы национальных границ. Например, американские банки заплатили высокую цену за право работы на фондовом рынке Лондона, движимые желанием стать «глобальными игроками», а их коллеги из Японии конкурировали с европейскими и американскими банками, по сути дела не обращая внимания на прибыльность и риск. Результаты подобной политики не замедлили негативно сказаться на их деятельности.

Отмена ограничений на уровень процентных ставок в странах Запада позволила банкам существенно увеличить объем привлекаемых ресурсов, которые затем направлялись на инвестирование. Считалось, что рост активов банка равнозначен росту его прибыли.

Первоначально эта политика оправдывала себя. Крупные американские банки ежегодно увеличивали размер своих кредитных портфелей примерно на 9% в 1981-1989 гг. Их прибыли, соответственно, росли на 10% в год вплоть до 1987 г., когда стали появляться убытки в связи с невозвратом ссуд развивающимися странами. Далее убытки от кредитных операций стали превосходить доходы по ним. Обнаружилась тенденция к тому, что безграничный рост объемов выданных кредитов отнюдь не способствует увеличению прибыли, а, наоборот, понижает ее.

Согласно результатам исследования, проведенного американским инвестиционным банком Salomon Brothers «лучшим показателем, предсказывающим ухудшение качества банковских активов, является темп их роста» (The Economist, May, 2, 1992.).

Согласно вышеназванному исследованию, проведенному экспертами Salomon Brothers, с 1986 по 1990 гг. капитал, вложенный в акции крупнейших банков США, Великобритании и Франции обеспечивал меньший уровень доходности, чем безрисковые облигации правительств этих стран.

Таким образом, стремление к безграничному росту, последовавшее за либерализацией финансового законодательства в 1980-е гг., не принесло желаемых результатов, а полученный опыт заставил многие банки изменить собственную стратегию, сосредоточив внимание на повышении эффективности их деятельности.

Важнейшая задача для России на сегодняшний день — стать частью глобальной экономической системы на равных. Поэтому именно сегодня необходимо оценить, на каком этапе развития находится банковская система России. Не отклонилась ли она в своем развитии от мировых тенденций? Если отклонилась, то насколько? И нуждаются ли в корректировке наши нынешние позиции?

При глобализации экономических процессов западный мир выступает за прозрачность, транспарентность, а по существу — за отслеживание всех финансовых потоков. Если мы не наладим у себя в стране такого рода систему мониторинга, то рано или поздно вход в западное сообщество для нас будет закрыт.

«Россия строит открытую экономику, и ее участие в международных экономических организациях, одной из которых является Всемирная торговая организация (ВТО), закономерно. Вместе с тем, российский финансовый рынок находится в стадии становления, многие его параметры существенно уступают аналогичным показателям западных рынков, что требует взвешенного подхода при принятии решения о вступлении в ВТО, согласованного с осуществляемыми государством реформами и уровнем макроэкономической стабильности экономики страны» (Финансовое содружество, 2002, N 5, с.17.).

Не секрет, что в настоящее время в мире вес, значимость страны определяет не мощь вооруженных сил и даже не объем бюджета, в том числе направляемого на финансирование армии, а глобальная конкурентоспособность национальной экономики.

Участники рынка банковских операций и услуг оказали влияние на правительства своих стран, и с конца 1960-х гг. в мире начался процесс законодательных реформ, охвативший большинство стран с развитой экономикой. Реформы были направлены на смягчение или полную отмену таких ограничений и запретов в области финансовой деятельности, как:

территориальная экспансия банков (открытие новых учреждений, расширение филиальной сети, создание холдингов и т. п.);

регулирование процентных ставок и тарифов на финансовые услуги (отмена предельных ставок по активным и пассивным операциям);

введение в практику новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания (например, открытие так называемых «гибридных» счетов, сочетающих характеристики текущего счета (счета до востребования) и срочного счета, предполагающего получение процентов владельцем счета);

запрет на выполнение операций с корпоративными ценными бумагами для коммерческих банков, который был отменен, в частности, в США.

Принятие этих законодательных ограничений на разных исторических этапах имело целью оградить банковское дело от чрезмерного риска, разрушительной конкуренции, опасности лавинообразного развития банкротств, чреватых серьезными потерями для клиентов банков и для экономики в целом. Однако специфическое сочетание многих причин: резкое усиление конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников и, как результат, падение прибыльности банков по сравнению с их соперниками; инфляция, сделавшая нетерпимой дальнейшую фиксацию цены банковских услуг, и, наконец, бурный рост финансовых инноваций в виде производных финансовых инструментов и услуг — диктовало необходимость отмены запретов и ослабления административного контроля над деятельностью банковских учреждений.

Развитие международной торговли, глобализация финансовых рынков также способствовали дерегулированию банковской деятельности. Достаточно сказать, что в 1965-1985 гг. общий объем кредитования в развитых странах Запада увеличился в 17 раз. Последствия этого процесса оказали как положительное, так и отрицательное воздействие на дальнейшее развитие банков.

В России процесс дерегулирования проходил в конце 1980-х гг. в форме резкого перехода от централизованной «монобанковской» системы к децентрализованной двухуровневой банковской системе, в которой четко разграничены функции центрального и коммерческих банков.

В этот период решение задачи построения эффективной и надежной банковской системы исполнительная и законодательная власти Российской Федерации в большей степени связывали с необходимостью установления экономических нормативов, принятых международным банковским сообществом. Поэтому были введены требования к достаточности банковского капитала, ликвидности и управлению рисками.

Все это действительно было необходимо. И принятые меры были абсолютно оправданы для обеспечения поступательного развития банковской системы страны. Однако такой подход охватывает лишь одну сторону проблемы. Простое увеличение количества экономических нормативов, во многом формальный подход к процессу финансового анализа деятельности коммерческих банков не могут решить проблему повышения качества работы банков, их надежности. В системе оценки деятельности российских банков сегодня отсутствуют многие качественные характеристики банка, включая такой важный компонент, как качество его менеджмента. Известно, что можно иметь банковский капитал, но при низком качестве управления им его размещение окажется не на должном уровне, как и обеспечение сочетания интересов кредиторов, собственников и менеджмента банков.

1.3 Банковские риски

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Финансовые потрясения сменяли друг друга на протяжении всего XX века. Особенно взрывоопасной была вторая его половина, когда период экономического подъема сочетался с чередой финансово-банковских кризисов в ряде стран, включая Россию. Последние финансовые потрясения в Азии, Латинской Америке, Восточной Европе, как известно, болезненно сказались на экономическом развитии ряда географических регионов. Денежно-кредитные и финансовые кризисы в один день делали бедными целые народы. Банки здесь не стояли в стороне, их спекулятивные операции «подогревали» финансовый рынок.

Кредитные операции являются самой доходной статьей банковского бизнеса. Но в то же время с качеством и со структурой кредитного портфеля связаны главные банковские риски, которым подвергается банковская структура в процессе операционной деятельности. Среди них центральное место принадлежит кредитному риску. Прибыльность банка прямо зависит от данного вида риска, ведь на стоимость кредитной части банковского портфеля в значительной мере влияют невозврат или неполная выплата предоставленных кредитов, что отражается на капитале кредитной структуры.

Кредитный риск не относится к «чистым» внутренним рискам кредитора, ведь напрямую зависит от рисков, которые контрагенты берут на себя. Полностью избавится от этого риска невозможно. Более того, проценты по предоставленным кредитам, по своей сути — это плата за банковский риск, который принимается банком при выдаче кредита. Чем выше степень кредитного банковского риска, тем больше размер процентной ставки по данному виду кредита.

Банковские риски злоупотребления — это риски, которые связаны с тем, что владельцы банка, его управляющие, служащие или клиенты, нарушая закон, приносят убытки, а также совершают мошеннические операции, кражи, растраты и иные противозаконные действия. Большие суммы денег, которые хранятся в банковских сейфах и кассах являются приманкой для преступников.

Банковские риски потери ликвидности — это риски, которые связаны с отсутствием у банка возможности выполнить свои обязательства по платежам в обусловленные сроки, быстро превращать свои активы в деньги для проведения платежей по вкладам, предоставления клиентам кредитов. Банку приходится срочно привлекать нужную денежную сумму из разных источников по высоким ставкам, иначе он может потерять самых надежных заемщиков и вкладчиков.

Банковские валютные риски представляют собой риск курсовых потерь, который связан с осуществлением операций в иностранной валюте на национальном и мировых валютных рынках. Вероятность потерь возникает в результате непредсказуемости валютных курсов.

Банковские процентные риски — это риски, которые связаны с сокращением или потерей банковской прибыли в связи с уменьшением процентной маржи. Другими словами данные риски связаны с превышением средней стоимости средств банка, которые привлечены над средней стоимостью размещаемых активов.

Рыночные банковские риски непосредственно связаны с потерями в связи с колебаниями норм ссудного процента, изменениями рентабельности и финансового благополучия банков-эмитентов ценных бумаг, а также обесцениванием денег в связи с инфляцией.

Страховые банковские риски — это риски, которые связаны с международной деятельностью банков и полностью зависят от экономической и политической стабильности стран контрагентов, экспортеров и импортеров, которые работают с данным банком.

Кроме этого выделяют политические банковские риски, в которые входит четыре группы факторов: банковский бизнес риск

риск экспроприации и национализации без адекватной компенсации;

риск трансфера, который связан с возможными ограничениями, установленными на конвертирование местной валюты в СКВ и осуществлением перевода ее за границу;

риск разрыва соглашения, в связи с действиями властей страны, в которой расположен банк-контрагент;

риск гражданских беспорядков и войны.

Обеспечение стабильности банковской системы является важной задачей правительств и центральных банков, поскольку банки играют важную роль в современной экономике. Следовательно, они должны быть финансово устойчивы, чтобы обеспечить эффективное развитие национальной и мировой экономики.

Понимая возникшую необходимость повышения надежности и стабильности работы банков, а также обеспечения сравнимости результатов их деятельности, представители II центральных банков развитых стран в 1988 г. подписали совместное соглашение («International Covergence of Capital Measures and Capital Standards»), определяющее величину собственного капитала, которым должны располагать банки при выдаче кредитов различной степени риска, известное под названием Базельского соглашения.

В настоящее время существует множество методов объективной оценки риска, подобных RAROC, VаR-технологии и др., распространение которых сделало управление банковским портфелем более точной наукой. В их основе лежит компьютерная обработка данных о финансовом положении клиента (в том числе банка), позволяющая точно определить его кредитоспособность и платежеспособность. Действительно, по мере расширения компьютеризации и увеличения числа банкиров, работающих дистанционно по отношению к своим штаб-квартирам, бизнес онлайнового риск — менеджмента будет продолжать развиваться и расширяться.

Преимущество подобных методов заключается в том, что они основывают принятие решений на принципах жесткой логики, а не на интуиции банковского работника, и таким образом делают банковский бизнес более предсказуемым и стабильным.

Однако один из парадоксов современного развития мировой банковской системы заключается в том, что, несмотря на все меры регулирования и контроля (осуществляемые как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе), банковская система никогда еще не была столь нестабильна, как в последние годы. Существующие методы регулирования банковской деятельности нередко считаются неадекватными, слишком грубыми, что требует дополнительных усилий по разработке новых приемов и методов оценки банковских рисков. А банковские кризисы и банкротства в Норвегии, Швеции, США (кризис ссудо-сберегательных ассоциаций), финансово-банковский кризис в Азии (Японии, Южной Корее и других странах), Латинской Америке (Венесуэле, Бразилии) и России — тому подтверждения.

Причинами этого явления, по нашему мнению, являются как внутренние — повышенная рискованность банковского бизнеса по сравнению с другими отраслями экономики, так и внешние. Среда (Средой, в которой функционируют банки, мы называем их экономическое, политическое окружение, законодательные основы их деятельности, социально-экономический, психологический климат, географическую среду, информационную среду и т. д.), в которой функционируют банки развивается, изменяется очень быстро. Прежде всего, имеется в виду развитие финансовых инноваций и рост объемов новых финансовых продуктов и услуг, что приводит к возрастанию рисков практически на всех финансовых рынках (денежных и рынках капиталов).

2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГОД

2.1 Состав банковской системы Российской федерации

Банковская система Российской Федерации — совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Включает в себя: Центральный банк Российской Федерации; российские кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации); филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций; группы кредитных организаций.

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Актуальность обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. «Сегодня спасти банки — это спасти экономику».

Банковская система России, являясь по сути экономической категорией, как организационно-структурное образование закреплена в нормах банковского права. Так, ст. 2 (ч. 1) ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (далее — Закон о банках, в ред. ФЗ от 03.02.1996 г.) устанавливает, что «банковская система Российской Федерации включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».

Данное определение нельзя назвать удачным, поскольку, не обладая глубоким содержанием, оно лишь указывает на определенный правовой нормой субъектный состав банковской системы. При этом законодатель не определяет ни структуру, ни функции, ни правоотношения, возникающие в системе, ни принципы взаимодействия между ее субъектами.

Банковская система по своей природе относится к экономическим институтам, в связи с чем соответствующие нормы права должны адекватно отражать современное состояние развития данного института. В связи со сказанным при использовании этого понятия как в экономической, так и в правовой теории и практике возникает ряд дискуссионных вопросов.

Не требует подтверждения положение о классификации банковских систем по их организации на одноуровневые и двухуровневые. Вся совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций структурируется в зависимости от экономических потребностей ее развития на один или два уровня в своей организации. Экономическая теория считает, что развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой. На первом уровне (верхнем) находится Центральный банк (иногда этот уровень может включать и другие элементы), на втором (нижнем, или базовом) — коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские).

Адаптируя определение, данное в Законе о банках, к современной экономической действительности, можно понять, что законодатель имеет в виду двухуровневую организацию данной системы. К первому уровню этой системы отнесен Центральный банк РФ (Банк России), а нижний представлен кредитными организациями, филиалами и представительствами иностранных банков. Это нашло свое подтверждение и в документах государственных органов, например, в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 г., принятой Правительством и Центральным банком РФ 5 апреля 2005 г.

Согласно определению в состав банковской системы Российской Федерации могут быть включены только кредитные организации.

Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой двухуровневый характер банковской системы понимается иначе.

В первую группу включаются участники системы, выполняющие основные функции по обслуживанию физических и юридических лиц, непосредственно обеспечивающие денежный оборот страны и потребности в кредитных ресурсах; это Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Вторая группа представлена создаваемыми кредитными организациями, союзами и ассоциациями, не преследующими цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций.

Банковская система России при переходе экономики страны на рыночные рельсы прошла сложный путь. Можно выделить несколько относительно крупных этапов ее развития и становления.

Первый этап — формирование банковской системы рыночного типа. Это период начала 90-х годов прошлого столетия. За короткий период (1990-1994 гг.) возникло большое количество самостоятельных банков. Если, например, на 1 января 1993 г. их было 1713, то на 1 января 1994 г. уже 2019. Особенности этого этапа: быстрый и во многом хаотичный, плохо управляемый процесс формирования банков; привлекательность банковского бизнеса, прежде всего в связи с инфляцией и падением курса рубля, получением сверхдоходов от торговли валютой; перетекание значительной части доходов реального сектора к банкам.

Система управления и функционирования банков в этот период была крайне слабой и имела печальные результаты. На конец 1994 г. почти 20% банков имели убытки, возрастала неустойчивость банковской системы. Собственные средства банков составляли незначительную величину (около 5%). Кредитование населения носило краткосрочный характер (3-4 месяца). Положение усугублялось высокой инфляцией. Количество банкротств было значительным, при этом банкротства не укрепляли деятельность системы, а расшатывали ее.

Второй этап (1995-й — начало 1998 г.) — этап некоторого наведения порядка в банках на фоне разрушающих катаклизмов в общегосударственных финансах. В этот период прошла волна банкротств банков, которые не перестроили свою работу в свете новых возрастающих требований к банкам. Кризисные явления возникали во многих банках, но вмешательство Центрального банка не дало перерасти этим явлениям в общий банковский кризис.

Большинство банков приступили к налаживанию управления рисками, возникла более жесткая система предоставления кредитов, формировалась цивилизованная система межбанковского кредитования. Начала усиливать свою роль Ассоциация российских банков. Ассоциация стала острее ставить вопросы улучшения банковской деятельности, необходимости внесения изменений в банковское законодательство. Однако перестроить положение дел в банках до конца не удалось.

Банковский кризис 1998 г. и восстановительный период до 2000 г. В стране складывалась крайне неблагоприятная финансовая обстановка, которая усиливалась неумелым руководством финансами. Значительно сократились доходы бюджета, резко увеличился государственный долг, на обслуживание которого только в 1997 г. было потрачено свыше 130 млрд. руб. Выплаты по ГКО значительно превышали поступления от налогов. В июле 1998 г. бюджет оказался в ситуации, когда предстояло выплатить около 60 млрд. руб., а поступления в бюджет составляли 20 млрд. руб. В это же время банки «залезли» в огромные долги перед Западом, доля невозмещенных кредитов у системообразующих банков достигала 25 -35% от общего портфеля кредитов. Достаточно было «толчка», чтобы банковская система начала рушиться. Устояли главным образом региональные банки, которые меньше были связаны со сложившейся пирамидой форвардных контрактов.

К началу 2000 г. банковская система в основном оправилась после кризиса и стала наращивать темпы роста на более прочной основе.

Банковская система России в 2001-2005 гг. За последние 5 лет российские банки показывают достаточно высокие темпы роста, которые опережают темпы роста ВВП в 4-5 раз. Ежегодный прирост активов составляет свыше 30%. Активы банковской системы к ВВП увеличились с 35% за 2001 г. до 45% за 2005 г., отношение кредитов нефинансовым предприятиям к ВВП — с 13% в 2001 г. до 20% за 2005 г., средств, привлеченных от физических лиц, — с 7,5% в 2001 г. до 12% за 2005 г. Собственный капитал рос также быстрыми темпами и по сравнению с 2001 г. увеличился на 340%.

Необходимо отметить качественные изменения в структуре активов и капитала банков. Если до 2000 г. наибольшая часть средств находилась в ГКО или в аффилированных с банком компаниях, а также широко использовались различного рода вексельные схемы, то теперь банки ориентируются на широкую клиентскую базу, в большей степени используются рыночные механизмы при формировании ставок кредитования. Существенно улучшилась и структура капитала. Банки активнее выходят на рынок с IРО, капитализируют прибыль, в большей степени направляют ее на развитие новых форм бизнеса и банковских технологий, активнее используют международные финансовые инструменты. Раскрытие информация о собственниках кредитных организаций, безусловно, повышает доверие к банкам со стороны партнеров и клиентов.

В настоящее время активно происходят и другие качественные изменения в развитии банковской системы России. Кредитные организации двигаются по пути совершенствования банковской деятельности. Внедрение банками передовых бизнес-моделей, новых банковских технологий (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т. д.), различных видов кредитования (потребительское, ипотечное и т. д.), увеличение общего времени обслуживания при сокращении времени банковских операций способствуют повышению качества обслуживания клиентов и развитию банковской системы России в целом.

Но главная проблема сегодня состоит в том, что по не зависящим от банков причинам сложилось отставание банковской системы от потребностей экономики страны.

Банковская система не удовлетворяет потребностям ускорения роста экономики в количественном плане, по масштабам услуг и особенно по объему кредитования. Сейчас стал уже очевидным тот факт, что банковская система должна развиваться более быстрыми темпами. Это необходимо для того, чтобы банковская система стала действительно локомотивом, двигателем роста экономики России.

Мировой опыт подтверждает вывод о том, что без крепкой национальной банковской системы самостоятельного, независимого развития экономики не будет.

В России после долгих дискуссий, проб и ошибок утверждается мнение о том, что страна нуждается в устойчивой, мощной и национальной банковской системе. Вопрос теперь в том, как решить эту проблему.

Мнений много: «открыть двери» для иностранных филиалов банков; укрупнять банки (как будто бы от этого резко возрастет совокупный капитал банков); включить средства пенсионных фондов в банковскую систему (достаточно ли этого?). Обилие точек зрения вызвано, с одной стороны, нерешенностью проблем, с другой — тем, что банковское сообщество не высказало свою консолидированную позицию — как мы понимаем роль банковской системы в стране, какие должны быть размеры активов, капитала; как должны решить вопросы обеспечения банковскими услугами в регионах, каково должно быть участие государства в развитии банковской системы.

В этом отношении позиция уже изменилась. Раньше утверждали: «Пусть государство не мешает банкам развивать бизнес». Этот этап прошел. Все понимают, что пассивный, эволюционный путь заставит нас долго и медленно развиваться, что будет стагнировать производство, сдерживать его рост. Совещание банкиров с Президентом России в г. Новосибирске (декабрь 2005 г.) показало, что сегодня и государство заинтересовано в более быстром и решительном развитии банковской системы.

Поэтому возникла потребность в разработке Программы «Национальная банковская система России — 2010, 2020» (и здесь представляется вполне корректным использовать термин «банкизация всей страны»). Такая постановка вопроса не случайна. Исторический опыт показывает, что на определенном этапе экономического и социального развития страны надо выбирать точки роста и в производстве, и в социальной жизни, и в сфере финансовых отношений. В современных условиях сдерживает экономический рост и социальное развитие отсутствие хорошо отлаженного финансово-кредитного механизма. Таким механизмом может быть только мощная, развитая, цивилизованная банковская система. Банки знают, как и умеют эффективнее разместить денежные ресурсы и обеспечить их своевременный возврат.

Программа «Национальная банковская система России — 2010, 2020» должна стать среднесрочным и долгосрочным документом. Предстоит увязать экономическое и социальное развитие страны с указанной программой «банкизации» всей страны.

В настоящее время нет разработанных долгосрочных (до 2020 г.) государственных программ развития экономики, в том числе и в области банковской деятельности.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные — Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

Центральный банк РФ — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Местонахождение центральных органов ЦБ РФ — г. Москва.

Банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система РФ:

Первый уровень — Центральный банк РФ (Банк России)

Второй уровень:

филиалы и представительства иностранных банков;

кредитные организации;

банковские кредитные организации:

коммерческие банки;

небанковские кредитные организации:

брокерские и дилерские фирмы;

инвестиционные и финансовые компании;

пенсионные фонды;

кредитные союзы;

кассы взаимопомощи, ломбарды, благотворительные фонды;

лизинговые и страховые компании.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства, отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы.

Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

2.2 Анализ банковской системы Российской Федерации

Говоря о современной банковской системе, стоит отметить, что она состоит из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

центральный банк;

банковский сектор — подразделяющийся на коммерческие, сберегательные и ипотечные банки;

страховой сектор — страховые компании и пенсионные фонды;

специализированные небанковские кредитные институты.

Стоит рассмотреть функционирование банковской системы Российской Федерации по каждому году отдельно.

Анализируя 2009 год нужно сказать, что российский банковский сектор функционировал в условиях глобального кризиса и его последствий, и это существенным образом отразилось на характере и показателях деятельности банков (таблица 1). Тем не менее, в результате мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Банком России, в 2009 году банковский сектор функционировал стабильно.

Не вызывала опасений ситуация с текущей ликвидностью банков. В то же время проблема качества активов, роста «плохих» долгов в банковских портфелях в течение всего 2009 года оставалась весьма острой.

Кризис затронул практически все отрасли национальной экономики. В результате реализовались кредитные риски, накопленные банками за годы экономического подъема, у значительной части заемщиков (как корпоративных, так и индивидуальных) ухудшилось финансовое состояние и качество обслуживания долга. Естественной реакцией банков стал значительно более консервативный подход к выдаче новых ссуд. Последнее, в свою очередь, явилось фактором стагнации кредитования и в известной степени осложнило выход реального сектора экономики из кризиса.

Минимальный прирост объемов кредитования, необходимость значительного доформирования банками резервов на возможные потери в связи с ухудшением качества активов обусловили резкое снижение рентабельности банковского бизнеса. В этих условиях Банк России последовательно проводил контрциклическую политику, включая и ее регулятивный аспект.

Непосредственно порожденный внешними для российских банков и экономики факторами кризис вскрыл и серьезные внутренние проблемы деятельности ряда кредитных организаций: низкий уровень корпоративного управления, слабый риск — менеджмент, высокую концентрацию рисков, низкую транспарентность деятельности, использование манипулятивных «схем», позволяющих обходить требования регулятора, в том числе по ограничению кредитных рисков и риска ликвидности. По результатам кризиса банковское сообщество и Банк России должны извлечь соответствующие уроки и принять необходимые меры по существенному улучшению практики управления рисками и банковскому надзору.

Таблица 1.- Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора в 2009 году.

Показатель

1.01.09

1.31.09

1

Совокупные активы (пассивы) банковского сектора (млрд. руб.)

в % к ВВП

20 125,1

60,8

28 022,3

67,3

2

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

2 671,5

8,1

13,3

3 811,1

9,1

13,6

3

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд. руб.)

в %к ВВП

в % к активам банковского сектора

в том числе:

кредиты предоставленные физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд. руб.)

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

в % к денежным доходам населения

12 287,1

37,1

61,1

2 971,1

9,0

14,8

13,9

16 526,9

39,7

59,0

4 017,2

9,6

14,3

15,7

3.1

Кредиты банков в инвестициях организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) (млрд. руб.)

в % к инвестициям организации всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства)

543,6

10,4

694,1

11,1

4

Ценные бумаги, приобретенные кредитными организациями (млрд. руб.)

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

2 250,6

6,8

11,2

2365,2

5,7

8,

5

Вклады физических лиц (млрд. руб.)

в % к ВВП

в % к пассивам банковского сектора

в % к денежным доходам населения

5 159,2

15,6

25,6

24,2

5 907,0

14,2

21,1

23,1

6

Средства, привлеченные от организаций (млрд. руб.)

В % к ВВП

В % к пассивам банковского сектора

7 053,1

21,3

35,0

8 774,6

21,1

31,3

С середины 2009 года в российской экономике доминировали позитивные тенденции. Прекратилось ухудшение ситуации, наметились признаки оживления и в банковской сфере. Из таблицы 1 видно, что в целом за год макроэкономические показатели деятельности банковского сектора увеличились. Банковский сектор постепенно возвращается к стандартному режиму деятельности, что предполагает и стандартный режим регулирования. При этом в тактическом плане переход к общему режиму регулирования с учетом влияния последствий кризиса будет достаточно плавным.

Говоря о банковской системе в 2010 году стоит отметить, что российская экономика постепенно выходила на траекторию роста и активного преодоления последствий глобального кризиса.

Это позитивно отразилось и на деятельности банков(таблица 2). Активизировалось кредитование экономики, стабилизировалось, а с третьего квартала стало постепенно улучшаться качество кредитного портфеля. Последнее стало важным фактором существенного роста прибыли и рентабельности банковского бизнеса. Прибыль, полученная банками по итогам 2010 года, была максимальной за последнее десятилетие и позволила компенсировать потери, понесенные в кризис.

Таблица 2.- Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора за 2010 год.

Показатель

1.01.10

1.31.10

1

Совокупные активы (пассивы) банковского сектора (млрд. руб.)

в % к ВВП

29 345,3

54,1

31 873,3

58,3

2

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

3 841,5

9,3

14,6

4 811,1

9,8

15,1

3

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд. руб.)

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »