Состояние и направление развития истории физической культуры и спорта в СССР к середине XX века


Оглавление

Введение

Глава I. Генезис истории физической культуры и спорта в СССР

I.1 Е. Ю. Зеликсон у истоков отечественной истории физической культуры и спорта

I.2 Формирование научной школы историков физической культуры и спорта в СССР, её вклад в развитие науки и учебного процесса

Выводы по I главе

Глава II. Состояние и направление развития истории физической культуры и спорта в СССР к середине XX века

II.1 Официальные характеристики состояния и перспектив развития истории физической культуры и спорта в СССР в послевоенный период

II.2 Официальные установки для работы специалистов по истории физической культуры и спорта

Выводы по II главе

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования и состояние проблемы. В педагогике сложилась традиция уважительного отношения к историко-педагогическому знанию. В ведущих научно-педагогических журналах имеется соответствующая рубрика для публикаций по истории. В структуре Российской академии образования (ранее Академии педагогических наук) функционирует Институт теории и истории педагогики. Научная специальность 13.00.01. в своей расшифровке всегда содержала и продолжает содержать историческое знание.

В современном физкультурно-спортивном знании и физкультурно-спортивной печати проблемы истории не занимают такого места, как в педагогике. Массив публикаций по истории педагогики несопоставим с количеством публикаций по истории физической культуры и спорта. Это же относится и к количеству учебников, пособий, хрестоматий, справочных изданий.

Является ли такое положение истории физической культуры и спорта в физкультурно-спортивном знаний обоснованным или это неопределенная негативная традиция? Кто инициировал процесс возникновения истории физической культуры и спорта как науки и учебного предмета? Кому обязана история физической культуры и спорта своим появлением среди других учебных дисциплин? Кто стоял у её истоков? С какими проблемами сталкивались первые сторонники, приверженцы и подвижники истории физической культуры и спорта? Какова роль конкретных личностей, персонажей в становлении и утверждении истории физической культуры и спорта как учебно-научной дисциплины?

Все эти вопросы до сих пор являются открытыми, для их разрешения необходимо проведение комплекса фундаментальных исследований. Для посильного вклада в разработку поставленных вопросов мы провели историографические изыскания. В результате обнаружили, что для постановки темы исследования имеются предпосылки.

К вопросу о формировании истории физической культуры и спорта обращался известный специалист А. Б. Суник [37]. Он являлся рецензентом выдержавшего несколько изданий учебника по истории физической культуры и спорта под общей редакцией В. В. Столбова [11]. А. Б. Суник обращался и к проблеме предмета истории физической культуры и её места в системе наук [35].

О проблемном поле истории физической культуры и спорта выступал на страницах физкультурно-спортивной печати другой известный специалист по истории физической культуры и спорта, автор ряда глав учебника по истории физической культуры и спорта В. В. Столбова — Г. С. Деметр [7]. Одним из последних изданий учебника по истории физической культуры и спорта стал Б. Р. Голощапова [5].

К настоящему времени нет не специальных очерков, не монографий постановлений в СССР историй физической культуры и спорта. Но накоплен пласт публикаций, которые позволяют осветить процесс становления истории физической культуры и спорта. В числе названных публикаций — статья С. Д. Синицины о состоянии и задачах научно — исследовательской и учебной работы по истории физической культуры и спорта [34].

Показательно, что в проанализированных источниках по теме исследования истории физической культуры и спорта рассматривалась как наука и учебный предмет, в их неразрывном единстве и взаимовлияний. С учетом этой традиции выбрана тема исследования — «Становление истории физической культуры и спорта как науки и учебного предмета». Постановка темы исследования предопределила структуру и научный аппарат работы.

Объект исследования — история физической культуры и спорта как наука и учебный предмет.

Предмет исследования — процесс формирования физической культуры и спорта как специфической и самостоятельной отрасли физкультурно-спортивного знания.

Цель исследования — охарактеризовать процесс становления истории физической культуры и спорта в СССР.

Задачи исследования:

1. Представить совокупность исторических фактов, освещающих генезис истории физической культуры и спорта в СССР;

2. Обозначить официальные оценки состояния и направления развития истории физической культуры и спорта в СССР к середине XX века.

Методы исследования: анализ источников, сбор фактов, их систематизация, описание, сопоставление данных источников.

Методологический принцип единства исторического и логического выступил ведущим методологическим положением исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе не введённых в научный оборот источников раскрыт процесс становления истории физической культуры и спорта как науки и учебного предмета.

Практическая значимость исследования — его результаты могут быть использованы в процессе преподавания теоретических и исторических дисциплин «Педагогики физической культуры и спорта», «Теории и методики физической культуры», «Истории педагогики», «Истории физической культуры и спорта».

Глава I. Генезис истории физической культуры и спорта в СССР

I.1 Е. Ю. Зеликсон у истоков отечественной истории физической культуры и спорта

историк физический культура спорт

В. Д. Гончаров в статье «Наука о физической культуре: на путях становления» обращал внимание на то, что «физическая культура не только в известной степени обеспечивает потребности существующего общества и личности, но и создает условия для их развития, тем самым активно включается в совокупность действий по воспроизводству общества и человека, преобразованию социальной сферы общества, то есть в социальную деятельность, система которой задается её функциями и складывается на их основе» [6, с.44]. Названный автор подчеркивает тесную связь физической культуры с историей общества.

К значению прошлых событий из истории физической культуры и спорта для последующих поколений обращался Н. Н. Романов. Он 18 лет возглавлял Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. В книге «Восхождение на Олимп» Н. Н. Романов осветил становление советского спорта на международной арене в 1952 — 1963 года [27].

Изучение научных публикаций А. Б. Суника, основанных на документах из личных архивов первых историков физической культуры и спорта в СССР, их сопоставление с воспоминаниями Г. С. Деметера, сравнение данных Г. Г. Шахвердова по истории Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта позволило установить следующее.

В 1926 году по инициативе наркома здравоохранения Н. А. Семашко Елизарий Юрьевич Зеликсон (1892 год рождения) был назначен на должность ректора Ленинградского института физкультурного образования (с 1929 года — института физической культуры). Е. Ю. Зеликсон был доктором медицинских наук, профессором, специалистом в области социальной гигиены. Именно по его предложению в 1930 году Всесоюзный совет физической культуры СССР принял решение о введении в учебный план институтов физической культуры истории физической культуры в качестве обязательного предмета, и о создании специальных кафедр. В начале 1931 года в Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была создана первая в стране кафедра истории физической культуры [37]. Тем не менее, сам А. Б. Суник основоположником отечественной истории физической культуры в статье 1987 года, опубликованной в физкультурно-спортивной печати, назвал Петра Францевича Лесгафта «первым отечественным исследователем вопросов истории физического воспитания» [36, с. 7]. Именно П. Ф. Лесгафт, полагал А. Б. Суник, «заложил основы изучения этой дисциплины» [36, с. 7]. А. Б. Суник называл П. Ф. Лесгафта основоположником истории физической культуры и спорта в связи с тем, что среди отраслей научного знания, в которые П. Ф. Лесгафт внес свой вклад, он называл и историю физического воспитания [ 36, с. 5]. Даже в 1986 году А. Б. Суник называл историю физической культуры и спорта «одной из молодых отраслей научного знания» [35, с. 7].

По данным А. Б. Суника существовала точка зрения, что история физической культуры — лишь часть истории педагогики. Даже предлагалось слить эти отрасли научного знания [35]. Это объясняет факт включения в состав Племума Научно-методического совета при Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорта при СНК СССР ведущего в те годы специалиста по истории педагогики, действительного члена Академии педагогических наук Евгения Николаевича Медынского. Секцию истории физической культуры и спорта в этом совещательно-консультативном органе при правительстве возглавлял Александр Дмитриевич Новиков [14]. Он же являлся одним из трех заместителей вышеназванного как автора книги «Восхождение на Олимп» председателя Н. Н. Романова.

22 июля 1932 года было издано постановление ВСФК «Об издании «Всеобщей истории физической культуры». В нем говорилось, что необходимо приступить к изданию «Всеобщей истории физической культуры» — капитального труда, стимулирующего развитие научной мысли и способствующего классовому воспитанию и повышению квалификации физкультурного актива» [Цит. по: 37, с. 5]. Для руководства изданием и редактирования при Президиуме ВСФК СССР была образована Главная редакционная коллегия во главе с председателем ВСФК Н. К. Антиповым. Замысел 30-х годов был взят на вооружение в 60-е годы, как пишет А. Б. Суник [35, с. 8]. Но и тогда попытка создать всеобщую историю физической культуры, многотомное издание, не была продуктивной.

Сам А. Б. Суник считает, что это было связано с отсутствием подготовленных для решения этой сложной задачи, кадров. Историков физической культуры было очень мало. Они сумели подготовить лишь план — проспект:

1 т. Физическая культура в древнем мире.

2 т. Физическая культура в средние века и новое время.

3 т. Физическая культура в СССР.

В целях углубленной разработки различных разделов истории физической культуры Е. Ю. Зеликсон содействовал специализации. Е. Ю. Зеликсон и А. В. Грачев разрабатывали и читали отечественную историю физической культуры. Е. Ю. Зеликсон был не только ректором, заведующим кафедрой истории физической культуры. Он руководил сектором истории физической культуры в институте и пригласил в этот сектор ученика академика Е. Тарле — профессора Е. Н. Петрова. Именно под его редакцией вышли в свет «Очерки по истории физической культуры». Выпуск I [20]. Это издание было с грифом — допущено Всесоюзным Комитетом по делам физической культуры и спорта СНК СССР в качестве учебного пособия для институтов и техникумов физической культуры. В нем давалось заключение: «теорию физического воспитания обогащала просветительная литература Запада» [20, с. 173]. Заключение было написано Е. Н. Петровым в 1938 году. Через 10 лет оно, в условиях борьбы с космополитизмом, обернулось своей истиной против автора.

В 1935 году была издана первая в стране программа по истории физической культуры. Её составили Е. Ю. Зеликсон и Н. И. Торопов.

Во время борьбы с «космополитами», в условиях изменения внутриполитической обстановке, преодоление надуманных пороков в науке, литературе и искусстве, выступления в печати И. В. Сталина по вопросам языкознания изменилась ситуация и в истории физической культуры и спорта.

Важно подчеркнуть, что в ГЦОЛ ИФК ( Государственном центральном Ордена Ленина институте физической культуры) имени Сталина продолжала функционировать кафедра теории и истории физической культуры [13]. Такая кафедра — теории и истории физической культуры работала в государственном институте физической культуры Армении [3]. Специалисты этих кафедр публиковали свои труды в рубрике «История физической культуры», которую включал в своё содержание журнал «Теория и практика физической культуры».

В этих условиях, относительно сегодняшнего дня благоприятных для истории физической культуры, Е. Ю. Зеликсон был арестован и осужден на длительный срок. Он умер в 1964 году, был впоследствии полностью реабилитирован и восстановлен в партии.

Е. Ю. Зеликсон — один из крупнейших деятелей физкультурного движения в СССР, создатель и директор Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры.

Г. С. Деметер в те годы был аспирантом в этом институте, его научным руководителем был профессор Е. Ю. Зеликсон. По воспоминаниям Г. С. Деметера, работники соответствующих органов увозили на допрос научного руководителя на его же собственном «Москвиче» [8].

Е. Ю. Зеликсон осознал, что специалистам в области истории физической культуры и спорта необходимы основательные общеисторические знания. Поэтому при написании диссертаций, их авторы заочно заканчивали исторический факультет [37]. После ареста Е. Ю. Зеликсона научным руководителем Г. С. Деметера был назначен кандидат педагогических наук С. Д. Синицин, который вместе с А. В. Грачевым, С. М. Коганом, Х. Д. Харабугой под руководством профессора Е. Ю. Зеликсона в начале 30-х годов создавал курс истории физической культуры и спорта. Г. С. Деметера экстерном сдавал экзамены по различным разделам истории на историческом факультете педагогического института имени А. И. Герцена. В 1951 году Г. С. Деметер защитил кандидатскую диссертацию, в связи со сменой научного руководителя ему на несколько месяцев продлили срок аспирантуры.

I.2 Формирование научной школы историков физической культуры и спорта в СССР, её вклад в развитие науки и учебного процесса

Е. Ю. Зеликсон стоял у истоков отечественной истории физической культуры и спорта. Тиражом 2.000 экземпляров в 1940 год вышли в свет его « Очерки по истории физической культуры в СССР. От отмены крепостного права и промышленного развития капитализма в России до Великой Октябрьской социалистической революции (1861 — 1917 годов)» [9]. В этом издании четыре главы.

1 глава — Физическая культура в пореформенной России до первой русской революции.

2 глава — Вопросы физического воспитания в теории и практике революционной борьбы партии Ленина — Сталина в годы первой русской революции.

3 глава — Физическая культура от первой русской революции 1905-1907 годов до Великой Октябрьской социалистической революции.

4 глава — Физическая культура и спорт на службе революционному движению от революции 1905-1907 годов до Великой Октябрьской социалистической революции.

Е. Ю. Зеликсон в предисловии к «Очеркам по истории физической культуры и спорта в СССР» обозначил задачи этой учебно-научной дисциплины таким образом [9, с.3]:

1. Помочь советским физкультурникам проследить классовый характер организационно-политического и идеологического развития физической культуры;

2. Показать революционную роль марксистско-ленинской теории и программных требований партии от 1903 года в вопросах образования, охраны труда, здоровья, физического развития трудящихся;

3. Показать, что эти программные требования по охране здоровья и физического развития трудящихся — составная часть их революционных требований.

По данным А. Б. Суника, именно Е. Ю. Зеликсон в начале 30-х гг. инициировал разработку истории физической культуры и спорта как самостоятельной научно-учебной дисциплины [37]. По данным Г. Г. Шахвердова, в материалах по истории государственного института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, уже в 1927 году из курса «Теории физической культуры» выделились три самостоятельные дисциплины: история физической культуры, теория движений и методика физической культуры» [42, с. 17].

Во многих изданиях по истории физической культуры и спорта периода становления содержатся труды А. В. Грачёва. По данным А. Б. Суника он погиб в возрасте 36 лет в 1943 году на Великой Отечественной войне.

Г. С. Деметер говорит о том, что история физической культуры сложилась в годы советской власти. В 1976 году Г. С. Деметер констатировал, что за 50 лет часы на историю физической культуры и спорта сократились на половину. Г. С. Деметер возражал против того, чтобы из-за сокращения учебных часов изымались курсовые работы по истории физической культуры [7, с. 60]. Он настаивал на том, что нужно поднимать престиж истории физической культуры и спорта, которая играет важную роль в идеологическом воспитании.

По данным А. Б. Суника история физической культуры и спорта в СССР «сформировалась как целостное научное направление на рубеже 20 — 30-х годов» [35, с. 7]. В эти годы, по заключению А. Б. Суника, обрисовались контуры и содержание этой науки, определился круг исследовательских проблем.

А. Б. Суник подчёркивает, что тогда лишь начал формироваться первый отряд советских историков физической культуры. Проблема предмета истории физической культуры и спорта не ставилась учёными, «уровень их теоретической и методологической подготовки не позволял взяться за эту проблему» [35, с. 7].

Даже в 50-е годы XX века, А. Б. Суник считал, что стадия истории физической культуры и спорта — становление. В статье 1986 года А. Б. Суник писал, что это «молодая, формирующаяся наука». Одну из первых попыток определить предмет истории физической культуры и спорта в 1951 году предпринял Н. П. Новосёлов. Он был одним из трёх авторов «Истории физической культуры народов СССР». Часть 1 под общей редакцией С. Д. Синицына.

В «Очерках по истории физической культуры» 1950 года [21] Н. П. Новосёлов написал три главы:

1. Общественно-политическое содержание буржуазного спортивного движения на кануне революции 1905 года.

2. Общественно-политическое содержание народного физкультурного движения в годы первой русской революции.

3. Физическая подготовка как часть боевой подготовки революционных отрядов.

Н. П. Новосёлов в 1951 году предметом истории физической культуры и спорта называл «историю физической культуры трудящихся масс, историю физической культуры народов в единстве с историей и культурой общества. В условиях советского общества объектом научного познания является история массового физкультурного движения народов СССР, изучаемая в единстве с историей развития советского общества и его культуры» [Цит. по: 35, с. 7]. На Всесоюзном совещании по истории физической культуры, которое состоялось в Москве в апреле 1953 года, С. Д. Синицын выступал с докладом, в котором сделал вывод о том, что история физической культуры до сих пор не имеет чётко определённого предмета [35, с. 7].

Этот доклад опубликован в журнале «Теория и практика физической культуры», он называется «Состояние и задачи научно-исследовательской и учебной работы по истории физической культуры» [34]. В нём подчёркивалось, что история физической культуры формирует мировоззрение, она — важный участок идеологической работы.

С. Д. Синицын сделал вывод о том, что «предметом исследования историков являются главным образом мероприятия государственных органов и общественных организаций по физической культуре, отношение государства и общества к физической культуре, место и роль физической культуры в общественно-политической жизни, организационная деятельность отдельных лиц» [34, с. 546]. Но, как обращает внимание С. Д. Синицын, раскрывая эти вопросы, «прослеживая закономерности развития физкультурного движения как общественного явления в органической связи с развитием всей общественно-политической жизни, историки решают лишь одну сторону вопроса — общеисторическую. Значительно слабее, а подчас и вовсе не раскрывается другая сторона вопроса, специфическая для истории физической культуры как отраслей знаний о физическом воспитании — развитии сущности, содержание предмета (физической культуры), развитие средств, методов и форм организации педагогического процесса по физическому воспитанию в соответствии с теми задачами, которые ставились перед физической культурой в тот или иной период развития общества тем ил иным общественным классом» [34, с. 546].

С. Д. Синицын констатировал: только в московском и ленинградском институтах историю физической культуры и спорта читают специалисты. В большинстве других учебных заведений, по данным С. Д. Синицына, чтение курса истории физической культуры и спорта «поручается по совместительству преподавателям теории физического воспитания или каким-нибудь специалистам практических дисциплин. При этом, нередко, давая такую «нагрузку», администрация учебных заведений не считается ни со знаниями преподавателя в области истории, ни с его желаниями» [34, с. 549].

А. Б. Суник привёл данные о заметном снижении количества диссертаций по истории физической культуры и спорта в 1970-1985 годах [35, с. 8]. Первая диссертация по истории физической культуры и спорта была защищена в 1939 году.

По воспоминаниям Г. С. Деметера к середине ХХ века в СССР было около десятка специалистов по истории физической культуры и спорта [8].

Г. С. Деметер признаёт большую роль в подъёме научной деятельности в области физической культуры в СССР Всесоюзного научно-методического совета по спорту. В 50 — 60-е года ХХ века его возглавлял директор ВНИИ ФК, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Витальевич Коробков. Он призывал к активизации усилий в научной сфере. Регулярно стали проводиться Всесоюзные научно-практические конференции по истории и организации (управлению) физической культуры. Конференции проводились в разных республиках и городах (Москве, Минске, Кутаиси, Ереване, Ташкенте, Самарканде).

Кафедру истории и организации физической культуры ГЦО ЛИФК возглавлял в те годы Фёдор Иванович Самоуков. Это кафедра при его заведовании стала Всесоюзным центром научных исследований по истории физической культуры. В аспирантуре обучались и повышали квалификацию специалисты из Грузии, Армении, Азербайджана.

В январе 1978 года в ГЦО ЛИФКе защитил докторскую диссертацию Г. С. Деметер. Он считает, что много лет развитие истории физической культуры и спорта тормозил паспорт научной специальности ВАКа по 13.00.04, который признавал историю физической культуры и спорта с большими оговорками. Г. С. Деметер неоднократно выступал против подобной дискриминации в печати и на совещаниях. Сам Г. С. Деметер с 1955 года был заведующим кафедрой теории, истории и организации физической культуры, деканом педагогического факультета Омского института физической культуры (был создан на базе техникума физической культуры).

Советская история физической культуры и спорта, как говорится в учебнике В. В. Столбова, с марксистско-ленинских позиций изучает возникновение и развитие идей и теорий, средств, форм и методов в области физического воспитания в различные периоды существования общества [11]. Она рассматривает, как указано вышеназванном издании, физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.

Научно-теоретической, методологической основой советской истории физической культуры и спорта был диалектический и исторический материализм. Применение диалектического материализма к изучению истории позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества. История рассматривает развитие физической культуры и спорта в зависимости от материальных условий жизни общества. Включающих в себя способ производства, географическую среду и народа населения. Способ производства материальных благ обуславливает в конечном счете развитие всех общественных явлений, в том числе физической культуры и спорта. Исторический материализм позволяет вскрыть классовую природу физической культуры и спорта, понять, что народные массы, а не отдельные, хотя бы и выдающиеся личности являются их подлинными творцами и созидателями. Исторический материализм дает возможность понять, что уровень развития физической культуры и спорта, их место в жизни людей всегда зависели и зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, науки и культуры. Советская история физической культуры и спорта, руководствуясь марксистско-ленинским учением об обществе, рассматривает возникновение и развитие физической культуры и спорта в рамках пяти общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической, каждой из которых присуще свой особенности и закономерности.

Изучая прошлое физической культуры и спорта, можно не только правильно понять и оценить их современное состояние, но и предвидеть дальнейшее движение вперёд. В. И. Ленин в своей работе «О государстве» указывал на то, что при разработке любого вопроса общественной жизни важно «…не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». С этих ленинских позиций советская история физической культуры и спорта подходит к рассмотрению своего предмета.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она способствует формированию материалистического научного мировоззрения, обогащает сознание людей интересными событиями и фактами прошлого, воспитывает коммунистическую нравственность, прививает любовь к Родине и уважение ко всем народам, внесшим свой вклад в становление и развитие физической культуры и спорта. Её изучение укрепляет советский патриотизм, воспитывает чувство советской национальной гордости за наш народ, который своим героическим трудом на протяжении многих столетий создавал необходимые предпосылки для современных достижений в области физической культуры и спорта. История учит правильному сочетанию национальных и интернациональных интересов, отвергает проповедь расовой или национальной исключительности, разоблачает буржуазную идеология в спорте.

За время своего существования история физической культуры и спорта накопило огромное количество интереснейших материалов, наглядно показывающих развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного состояния. История убедительно показывает, какие неисчерпаемые возможности и преимущества предоставляет социалистическое общество для всенародного развития физической культуры и спорта. Она раскрывает международное значение советской системы физического воспитания, передовой опыт советской школы спорта и спортивной науки.

История физической культуры и спорта — дисциплина идеологическая, партийная. По своему воспитательному воздействию она близка к общественным наукам. Её значение возрастает в свете задач комплексного подхода к коммунистическому воспитанию, выдвинутых ХХV съездом КПСС и развитых в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В системе педагогических дисциплин, которые изучаются на факультетах физического воспитания педагогических институтов, история физической культуры и спорта отводится значительное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию и повысить педагогическую культуру, вооружает учителя физической культуры знанием исторической перспективы и непосредственно подготавливает его к практической деятельности.

Курс истории физической культуры и спорта делится на три раздела:

— история физической культуры и спорта зарубежных стран;

— история физической культуры и спорта СССР;

— история международного спортивного движения.

Внутренняя периодизация каждого из этих разделов рассматривается в рамках общественно-экономических формаций и соответствует в основном принятой советской гражданской исторической науке.

К источникам советской истории физической культуры и спорта относятся: произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, конференций и пленумов ЦК, постановления партии и правительства по вопросам физической культуры и спорта, труды выдающихся партийных и государственных деятелей; архивные материалы, летописи, книги, брошюры и другие письменные источники; археологические и этнографические находки; памятники изобразительного искусства, кинофотофономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания и спорта; народные сказания и эпос разных народов.

В настоящее время советскими историками физической культуры и спорта достигнуты значительные успехи. Многие их труды обогатили не только советскую науку о физическом воспитании и спорте, но и мировую. Они занимают ведущие позиции в разработке многих важнейших проблем истории физической культуры и спорта. Советская история физической культуры и спорта ведёт последовательную борьбу против тех положений буржуазной историографии, которые фальсифицируют и искажают ход исторического развития, скрывают истинные цели буржуазного спорта. Наиболее реакционная часть буржуазных историков взяла на своё вооружение антикоммунизм и антисоветизм в спорте. Учёные СССР и других социалистических стран уверенно разоблачали буржуазную идеологию в спорте. На это их нацеливали задачи, которые были поставлены в правительственных и партийных постановлениях.

В учебнике, рекомендованном Учебно-методическом объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, под редакцией Б. Р.Голощапова указано, что дисциплина « История физической культуры и спорта» изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. Отмечалось, что история физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.

Б. Р.Голощапов отмечал, что в процессе формирования предмет истории физической культуры и спорта вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Это Б. Р.Голощапов рассматривал как показатель неразрывной связи истории физической культуры и спорта с вышеназванными дисциплинами. С другой он видел задачи истории физической культуры в том, чтобы она выполнила интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин.

Б. Р.Голощапов говорил, что история физической культуры и спорта опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники. Тем не менее постоянно эта наука нуждается в обновлении знаний, их пополнении.

В учебнике 2001 г. Б. Р.Голощапова выделены три части. Первая — История физической культуры зарубежных стран. Часть вторая — История физической культуры и спорта в России. Международное спортивное движение.

В аннотации учебника говорилось, что в нем рассказывается о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, международного спортивного движения. В рамках этих систем рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, и это в названном последнем учебнике раскрыто. Учебник рецензировали В. Н.Волков, Н. А.Карпушко. В нем отмечалось, что в задачу предмета истории физической культуры и спорта входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры и спорта, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта, как указано в учебнике, исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки [ 5, с.4].

Отмечено, что знание истории физической культуры и спорта очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления. Знание истории физической культуры и спорта, как указал В. В.Голощапов, поможет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.

Однако, прогностическая функция истории физической культуры и спорта, разработана до настоящего времени достаточно слабо.

Выводы по первой главе

Обращение к генезису истории физической культуры и спорту показало, что период её становления — рубеж 20 — 30-х годов ХХ века — середина ХХ века.

У истоков истории физической культуры и спорта стоял директор института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта Елизарий Юрьевич Зеликсон. Он был назначен на этот пост по инициативе наркома здравоохранения Н. А. Семашко. Е. Ю. Зеликсон — доктор медицинских наук, профессор, специалист в области социальной гигиены. Он же возглавлял в институте сектор истории. По его предложению в 1930 году Всесоюзный совет физкультуры СССР принял решение о введении в учебный план институтов физической культуры истории физической культуры в качестве обязательного предмета и о создании специальных кафедр. Важно подчеркнуть, что кафедры тогда назывались: «теория и история физической культуры».

Специалисты, работающие по проблемам истории физической культуры и спорта заочно заканчивали исторические факультеты, а при сдаче кандидатских экзаменов изучали исторические дисциплины.

В сектор по истории физической культуры в Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта входил ученик академика Е. Тарле — профессор Е. Н. Петров. Он стал автором первого учебного пособия по истории физической культуры, изданного в 1938 году.

Ряд специалистов (Е. Ю. Зеликсон, Г. Г. Шахвердов) считали необходимым включить историю физической культуры и спорта в историю педагогики. Развитие научной работы по истории физической культуры и спорта в СССР препятствовал паспорт научной специальности ВАКа 13.00.04. Он признавал историю с большими оговорками. К середине ХХ века в СССР было около десятка специалистов по истории физической культуры и спорта (кандидатов наук).

Секцию по истории физической культуры и спорта в Научно-методическом совете при Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорту при Совете Народных Комиссаров СССР возглавлял А. Д. Новиков.

А. Б. Суник считал основоположником отечественной истории физической культуры П. Ф. Лесгафта. В середине ХХ века к вопросу о предмете истории физической культуры и спорта впервые обратился Н. П. Новосёлов. До сих пор этот вопрос не решён. В связи с тем, считает А. Б. Суник, что к определению своего предмета наука приступает уже имея какие-то серьёзные результаты. Предмет науки — не нечто неизменённое и законченное, он меняется с развитием науки.

К середине ХХ века ведущим историком физической культуры и спорта стал кандидат педагогических наук С. Д. Синицын. Он вместе с Н. П. Новосёловым под руководством Е. Ю. Зеликсона начинал разработку истории физической культуры и спорта в начале 30-х годов. С. Д. Синицын считал серьёзным изъяном обстоятельство: в большинстве учебных заведений историю физической культуры и спорта читают либо специалисты по теории физического воспитания, либо специалисты практических дисциплин.

С. Д. Синицын признавал, что в середине ХХ века наиболее разработанными оказались общеисторические аспекты. Развитие сущности, содержания, средств, методов, форм организации физической культуры оказалось слабоизученным.

Ведущими специалистами по истории физической культуре и спорта в СССР в период становления этой научно-учебной дисциплины были Е. Ю. Зеликсон, Е. Н. Петров, А. В. Грачёв, Н. П. Новосёлов, С. Д. Синицын, Г. Д. Харабуга, Н. И. Торопов, Д. А. Крадман, Ф. И. Самоуков, И. Г. Чудинов.

Глава II. Состояние и направление развития истории физической культуры и спорта в СССР к середине ХХ века

II.1 Официальные характеристики состояния и перспектив развития истории физической культуры и спорта в СССР в послевоенный период

В пятилетнем плане научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта 1946 года выделена рубрика «История физической культуры». Подчеркивалось, что «проблемам истории физической культуры в проекте пятилетнего плана отводится одно из самых видных мест» [15, с. 271]. Далее сказано: «Это понятно, если учесть, что это — один из самых отстающих участков теории физической культуры» [15, с. 271]. Таким образом, история физической культуры рассматривалась официально как часть теории физической культуры.

В официальном документе, названном выше, говорилось: за сравнительно короткий срок в СССР сложились свои кадры историков физической культуры — профессор Е. Ю. Зеликсон, доцент С. Д. Синицын, Н. И. Торопов, А. В. Грачёв, И. Г. Чудинов. Говорилось: пока кадры «очень малочисленны». Отмечалось, «большинство работ наших историков посвящено изучению физической культуры древнего времени и средних веков, значительно меньше работ, касающихся физической культуры в новое и новейшее время, совсем мало изучена история отечественной физической культуры» [15, с. 271].

Говорилось о «крайне немногочисленных» исследованиях в истории физической культуры, «серьёзных недочётах» в их содержании, «не всегда правильном» освещении развития физической культуры в дореволюционной России.

Говорилось о перспективах научной работы по истории физической культуры и спорта: «Центральной задачей научно-исторической работы на ближайшие годы должно явиться создание полноценных трудов по истории физической культуры и спорта в дореволюционной России и в СССР, трудов, раскрывающих оригинальность и самобытность творчества народов СССР и прежде всего величие русского народа в создании игр, спорта, гимнастики, в разработке теории и практики физического воспитания.

В ходе этих исследований необходимо собрать материалы по истории физической подготовки в дореволюционной армии и флоте, выявить роль, придававшуюся физической культуре в системах военно-педагогических взглядов крупнейших военных деятелей дореволюционной России и СССР — Суворова, Кутузова, адмирала Ушакова, Драгомирова, Фрунзе, и др. Наши историки должны изучить развитие идей физического воспитания в работах выдающихся представителей русской философской и педагогической науки, создав полноценную хрестоматию по этому вопросу.

Что же касается изучения проблем всеобщей истории физической культуры, включенных в проект пятилетнего плана, то при разработке этой тематики исключительно важно дать правильное марксистское освещение всеобщей истории физической культуры, разоблачая фальсификацию этой истории фашистскими «теоретиками».

В этом плане весьма актуальна разработка темы о профессионализме и любительстве в спорте. Являясь одним из стержневых вопросов международной спортивной практики, понятие профессионализма и любительства в современный период, период усиления демократизации мирового спорта и роста влияния в нем Советского Союза, становится предметом острой дискуссии. Реакционные элементы в международном спорте цепляются за «чистые принципы» любительства, стремясь использовать их в целях создания барьера против проникновения советского влияния в международную спортивную жизнь. Советским ученым предстоит проследить историческую эволюцию понятий профессионализма и любительства в спорте, вскрыть их социальную природу и дать прогрессивное определение формулы любительства и профессионализма» [15, с. 272]. Так определялись перспективы научной работы по истории физической культуры и спорта в «Основных направлениях пятилетнего плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта». В реализацию этого плана вносили коррективы последующие события — борьба с космополитизмом, выход в свет государственных установок, постановлений, работ И. В. Сталина.

II.2 Официальные установки для работы специалистов по истории физической культуры и спорта

Воплощением в жизнь обозначенных перспектив для научно-исследовательской работы в области истории физической культуры и спорта стала «История физической культуры народов СССР» под общей редакцией С. Д. Синицына. Авторами «Истории» стали кандидат исторических наук Н. П. Новосёлов, кандидат педагогических наук С. Д. Синицын, кандидат педагогических наук Г. Д. Харабуга. В издании, тираж которого — 15 000 экземпляров, одиннадцать глав.

Глава 1. Физическая культура в период первобытно-общинного и рабовладельческого строя написана Н. П. Новосёловым. Он же написал 2 и 3 главы (Физическая культура древних славян в эпоху первых политических образований V — VIII века и Физическая культура в период Киевского государства и феодальной раздробленности IX — XIV века). Н. П. Новосёлов был автором 10 главы — Физическая культура в период первой русской революции 1905 — 1907 гг.

Г. Д. Харабуга написал 4, 5, 8 и 11 главы. С. Д. Синицын — 8 и 7 главы. Они посвящены отечественной физической культуре 18 — 19 веков.

Ещё в начале 30-х гг. государственный контроль и руководство работой по физической культуре и спорту регламентировались на высшем уровне управления [25]. При правительстве для этого управления был создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. В материалах Пленумов ВСФК СССР и РСФСР говорилось о «неудовлетворительном положении с подготовкой кадров физкультурных работников, имеющих решающее значение для развития физической культуры в объеме поставленных ей партией и правительством задач» [32, с. 18].

В 1934г. Постановлением Центрального Исполнительного комитета Союза СССР был награжден орденом Ленина Московский государственный центральный институт физической культуры. Отмечалась «ведущая роль института в физкультурном движении», «образцовая постановка учебного процесса, высокая организованность, дисциплинированность и отличная физкультурная подготовка» [25].

Активизировалась работа учёных. И. П. Торопов — один из разработчиков первой программы по истории физической культуры и спорта. В 1948г. он редактировал «Очерки по истории физической культуры» [24]. Авторами выступили: Н. И. Торопов — Гимнастика на службе у прусских агрессоров. С. Д. Синицын — К вопросу о военной и физической подготовке в Чехии в период гуситских войн. И. Г. Чудинов — Физическая культура в годы гражданской войны.

Н. И. Торопов выступил с разъяснением официальных государственных установок, которые определяли работу специалистов по истории физической культуры и спорта. Он написал труд «Значение работ И. В. Сталина по языкознанию для истории и теории физической культуры» [21]. Важно обратить внимание на то, что история постановлена на первое место.

В этой работе говорилось: «Новые труды И. В. Сталина выходят далеко за пределы науки о языке. Они дали руководящие указания деятелям всех сторон культуры — философам, педагогам, историкам, экономистам, литературоведам, теоретикам и историкам физической культуры. Они вооружили последних на дальнейшую борьбу за углублением марксистско-ленинской истории и теории физического воспитания» [21, с. 9].

И. П. Торопов указал на «основной порок истории и теории физического воспитания». Он заключался в отождествлении сущности физических упражнений и сущности физического воспитания, в отсутствии ясного представления о месте и роли физических упражнений и физического воспитания в ряду других общественных явлений. А. Д. Новикова критиковали за то, что он «нарушает принцип историзма», «выдёргивает из истории физического воспитания те факты и явления, которыми искусственно подкрепляет свои положения» [41, с. 864].

Е. Ю. Зеликсона обвинили в социологизаторских и космополитических установках в вопросах истории физической культуры [21, с. 10].

В этих условиях было дано направление, сближающее историю физической культуры с историей, историей культуры, историей педагогики. При этом на втором плане оказались историко-теоретические проблемы самой физической культуры. И. П. Торопов разъяснял: «История физической культуры не может ограничиться марксистско-ленинским анализом происхождения и развития техники выполнения физических упражнений, а должна охватывать и историю физического воспитания (идеи, формы организации, методы, материальная база), как одну из важных сторон истории педагогики и истории общей культуры, которые типичны для каждого пережитого человечеством экономического строя» [21, с. 11].

Культивировалась борьба за создание «подлинно научной истории и теории физической культуры». Этот подход сочетался с размежеванием от буржуазной физической культуры. Н. И. Торопов давал установку: буржуазные историки физической культуры рассматривают физическое воспитание в историческом аспекте как историю физических упражнений, методов физического воспитания.

Изъяном буржуазной истории физической культуры было названо игнорирование истории народного творчества в области физического воспитания. Ставилась задача для создателей «подлинно научной истории физической культуры» в СССР. Её определяли так: «изучить и показать во всех опосредованиях физическое воспитание в условиях доклассового первобытного общества» [21, с. 12].

Так, практически все историки физической культуры и спорта, а их было около десятка, были вовлечены в решении выдвинутой задачи. Э. Т. Рагимов исследовал азербайджанскую народную борьбу «гюлеш», её истоки, правила и приёмы [21, с. 131 — 149]. А. О. Галустян показал, как народ Армении создавал систему воспитания моральных и физических качеств в контексте своей многовековой национальной культуры [3]. К. А. Кулинкович показал как формировалась физическая культура в Белоруссии. Ю. С. Шоломицкий — в Узбекистане, В. К. Бакунас — в Литве [22]. М. А. Горгадзе показал историю физического воспитания в Грузии [4]. В публикациях по истории физической культуры в России дореволюционного периода подчёркивалось «недоброжелательство», «глухое сопротивление бюрократической власти» развитию физической культуры [13].

Историки должны были убедительно показать как складывались народные формы организации физического воспитания, как народ вырабатывал физическую культуру и спорт как одно из средств подготовки себя к борьбе против эксплуататоров. Опыт народного творчества провозглашался источником для развития советской теории физического воспитания.

Н. И. Торопов, цитируя И. В. Сталина, принципиальные различия в идеях, правах, нравственных принципах буржуа и пролетариев. Он писал: «В области физической культуры это означает, что официально признанные системы физического воспитания обслуживают только классовые потребности буржуазии, что пролетариат имеет свои классовые потребности в этой области культуры, имеет свои идеи и представления о физическом воспитании».

Историки физической культуры и спорта в СССР должны были конкретно-исторически показать как изначально народ стихийно использовал физические упражнения как одно из средств поддержания своего здоровья и физического совершенствования. Как постепенно трудящиеся стали осознанно создавать классовые спортивные союзы и противопоставлять их буржуазным формам организации физического воспитания.

Н. И. Торопов писал, что сталинские указания о классовом характере духовной жизни вооружили историков и теоретиков «на решительную борьбу против идеалистических и космополитических извращений истории и теории физической культуры» [21, с. 16]. Ставилась задача: с классовых позиций вскрывать всевозможную идеологическую шелуху и демагогию, раскрывать «звериное нутро» теории и практики буржуазного спорта, показывать «общее загнивание и маразм буржуазной физической культуры» [21, с. 16].

Это направление было нужно, чтобы обосновать тезис: «Лучшее заключается не в буржуазных теориях физического воспитания, а в опыте народного творчества в области физического воспитания, в богатых традициях непосредственных производителей материальных ценностей» [21, с. 18].

Н. И. Торопов так определил «значение работ И. В. Сталина по языкознанию для истории и теории физической культуры», подвёл итог своей работы: «Сталинское учение о языке идейно-теоретически вооружило работников всех областей социалистической культуры, в том числе и работников физической культуры. Оно помогает разобраться в путанице, внесённой в историю и теорию физической культуры различными идеалистами, политическими авантюристами и вульгаризаторами марксизма-ленинизма в вопросах физического воспитания. Указание И. В. Сталина о языке являются для историков и теоретиков физического воспитания, так же как и для работников всех отраслей знания, верным маяком и компасом при разрешении вопросов истории и теории физического воспитания» [21, с. 22].

В этот период начал своё исследование Н. И. Пономарёв [31]. Его интерес к возникновению и первоначальному развитию физического воспитания определялся теми задачами, которые определяли содержание и пути научной работы в области истории физической культуры и спорта.

Исторически сложившийся опыт физического воспитания официально обозначался в качестве источника советской теории физического воспитания [16, с.491]. Отмечалось, что Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры «большое внимание в своих работах уделяет истории физической культуры в национальных республиках» [2, с. 54].

Подчёркивалось, что физическое воспитание развивается в тесной связи с общественно-исторической практикой общества. В справочнике «Всё о спорте» показана история возникновения и развитие конкретных видов спорта [1].

В учебнике «Теория и методика физического воспитания» в 2-х томах (1976 год) физическое воспитание определялось как исторически определённый тип социальной практике физического воспитания (том 1, с.8).

Учебник 2002 года «Теория и методика физического воспитания» [40] начинается с параграфа о сущности и причинах возникновения физического общества. Исторические аспекты присутствуют практически во всех теоретических изданиях, учебниках [17, 18].

Н. И. Торопов и в последующие десятилетия раскрывал закономерности развития физической культуры и спорта, характеризовал пути научного управления этой стороной общественной жизни [40]. Он подчёркивал: «Процесс развития общества столь же объективен и закономерен, как процесс развития природы. Люди не в состоянии его отменить, но могут познать и использовать его закономерность для сознательного воздействия на развитие общества [40, с. 2]. Во все времена у всех народов физические упражнения и состязания служили делу подготовки людей к трудовой и военной деятельности. Изменение орудий труда, способов производства, военной техники и тактики неизменно влекло за собой частичное изменение и приспособление к новым условиям средств и методов физического воспитания.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »