Содержание налоговой политики государства. Специфика налоговой политики Российской Федерации


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский технологический институт «ВТУ»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Содержание налоговой политики государства. Особенности налоговой политики Российской Федерации»

Москва 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие, сущность и формы налоговой политики

1.2 Инструменты налоговой политики государства

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Особенности и основные направления совершенствования налоговой политики в РФ на современном этапе

2.2 Основные показатели налоговой политики Российской Федерации в 2012-2013 гг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы очевидна, поскольку в настоящее время налоговая политика является одним из приоритетов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования налоговая политика позволяет экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на определенный период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранять неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Исследованию проблем налоговой политики посвящены работы таких авторов как 

Целью работы является исследование содержания, основных направлений и особенностей налоговой политики, проводимых в настоящее время в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие, сущность и формы налоговой политики;

- рассмотреть инструменты налоговой политики государства;

- провести анализ особенностей и основных направлений совершенствования налоговой политики в РФ;

- изучить основные показатели налоговой политики РФ в 2012-2013 гг..

Информационно-статистическую базу исследования составили материалы Министерства финансов Российской Федерации, Росстата и Банка России.

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие, сущность и формы налоговой политики

По словам Екатерины II «Налоги для государства то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его».

Одной из главных составляющих финансовых инструментов любой страны — налоговой политике следует учитывать баланс инструментов государства и плательщиков налогов — физических и юридических лиц. Интересы государства строятся на методах достаточности налогообложения.

Налогам следует осуществлять поступление в бюджет государства такого объема финансовых средств, который бы оказывался приемлемым для осуществления выполнения принятых обязательств.

Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.

Современная экономика должна учитывать интересы как малого, так и крупного бизнеса, выполнение государством социальных обязательств перед населением. В современной России государство должно играть роль регулятора для поддержания механизма рыночных отношений.

Известный экономист А. Вагнер, именем которого впоследствии назвали закон о постоянном возвышении потребностей, явился первым исследователем в данной области. Он впервые спрогнозировал на математическом уровне ограниченность ресурсов, выделил государственный и частный сектор развития экономики. По его мнению, в тех государствах, где идет интенсивный экономический рост, государственные расходы должны непременно возрастать. В современных государствах, как утверждал А. Вагнер, роль налоговой политики, играет ключевую составляющую благосостояния населения. Налоговая политика играет важнейшую роль во всех сферах жизни общества: кредитно-денежной, ценообразованием, инвестиционной политикой, регулированием государственного долга.

Таким образом, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и юридических мер воздействия государства по формированию налоговой системы страны в целях воспроизводства финансовых потребностей страны, отдельных социальных слоев современного общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. При реализации данной политики, власть опирается на налоговый механизм и использует его при проведении активной налоговой политики.

Налоговая политика представляет собой собственную структуру, определяемую возможностями властей страны по разработке концепции осуществления развития налоговой системы, по выработке главных направлений развития налогового механизма, контролю качества практического использования и внедрения налоговой системы.

Необходимо отметить, что налоговая политика выступает основной частью денежной политики и в полной мере зависит от форм и методов ее осуществления. От того уровня развития, на котором в данный момент находится общество той или иной страны, зависят и методы ее осуществления

В современной рыночной экономике существуют следующие методы налоговой политики.

1.Политика максимальных налогов. Реализуя данную форму осуществления налоговой политики государство стремиться установить максимальные ставки налогов, сократить налоговые льготы и добиться введения новых налогов. При этом в государственной казне аккумулируются огромные средства для реализации социальных и экономических программ. Данный метод может реализовываться властями страны в моменты экономических кризисов, коллапсов, стихийных бедствий, силовых конфликтов и войн. По мнению В. В. Пансова, данный пример характерен и для истории нашей страны в период распада СССР и становления новой России, когда имела место тотальная приватизация и политика «шоковой терапии» в 1991-1992 гг. Несмотря на проводимую в тот момент политику, многие ученые и эксперты отмечают, что никаких объективных причин введения политики максимизации налогов не существовало, поэтому данная форма налоговой политики имела скорее отрицательные последствия, суть которых состояла в следующем:

- у налогоплательщиков после уплаты налогов отсутствовали необходимые финансовые средства для поддержания воспроизводства;

- огромные масштабы в ту эпоху приобрела «теневая экономика» и уход от налогообложения;

- широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения;

2.Политика экономического развития. Ярким примером данной политики явилась «рейганомика», проводимая в США в 1980-е гг. Ее характеризует снижение налогового бремени на налогоплательщиков при сокращении расходов на социальные программы. При этом государство активно развивает инвестиционную составляющую, приоритетным направлением является расширение капитала. Данным методам налоговой политики уделяется пристальное внимание в моменты экономического «застоя», который, при несоблюдении указанных мер, может перерасти в кризис. В нашей стране данные методы налоговой политики проводились после банковского кризиса 1998 г., когда страны находилась в разрушенном состоянии вплоть до принятия ч. II НК РФ.

3.Политика разумных налогов. Данный вид налоговой политики является срединной составляющей между политикой максимальных налогов и политикой экономического развития. Она имеет место в период экономического роста и развития, когда соблюдается баланс между высоким уровнем налогообложения физических и юридических лиц и высокой защищенностью граждан со стороны государства при реализации социальной составляющей. Данная политика имеет место в России в настоящее время. Тем не менее государству в настоящее время необходимо находить те самые рычаги воздействия на экономику, при которых указанный баланс не будет нарушаться. Так, принятые государством меры по замене земельного налога и налога на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость должны согласовываться с введением прогрессивной шкалы налогообложения на сверхдоходы граждан при снижении налога на добавленную стоимость по отдельным категориям товаров.

Кроме того, налоговая политика при реализации поставленных перед ней целей делится на налоговую стратегию (от 3 до 5 лет) и налоговую тактику (1-3 года).

Налоговая стратегия в настоящее время положительно согласуется с принятием федерального бюджета на определенный год и на определенные плановые периоды. Так, с принятием федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг., государство должно ежегодно корректировать нормативы и показатели собираемости налогов в зависимости от создавшейся конъюнктуры рынка.

Налоговая тактика имеет место на определенный период (например, на 2014 год). Таким образом, по окончании очередного финансового года Правительство также должно провести оценку и дать анализ сложившейся экономической ситуации с целью корректировки показателей.

Каждый из проводимых видов налоговой политики должны взаимодополнять друг друга, поскольку стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

По мнению В. В. Панскова, анализ налоговой политики необходимо проводить с использованием субъектов, принципов формирования, инструментов, целей и методов налоговой политики.

В нашей стране субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, субъекты РФ (республики, области, края, автономные округа, автономная область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения, муниципальные районы). Каждый из описанных субъектов по налоговому законодательству наделен налоговым суверенитетом, поэтому право взимания федеральных, местных налогов, а также налогов субъектов РФ также законодательно урегулировано

Принципы налоговой политики, заложенные в ее основу напрямую влияют на то, как эффективно государство будет данную налоговую политику проводить. В нашей стране именно деление налогов на федеральные, региональные и местные, их аккумуляция и перераспределение играют немаловажную роль при разработке и реализации социальные программ. Используя принципы налоговой политики власти государства поддерживают экономический и инвестиционный рост, стимулируют воспроизводство товаров. При этом на высоком качественном уровне осуществляется реформирование реального сектора экономики. Во время стагнации и экономического кризиса принципы налоговой политики позволяют с наименьшим уроном выйти из кризиса, при этом минимизировать потери. В сегодняшней российской ситуации нам необходим качественный скачок, поскольку экономический рост в 1-1,5% ВВП в год не только не обеспечивает необходимое развитие экономики, но и сдерживает приток инвестиций, ухудшает материальное благосостояние населения, увеличивает инфляцию по социальным параметрам.

Методы налоговой политики напрямую влияют на цели проводимой налоговой политики властей страны. Современная рыночная экономика использует следующие методы:

- Дифференциация налоговой нагрузки на плательщиков налогов;

- Изменение и замена существующих налогов и взносов;

- Дифференциация сферы распространения налогов;

- Изменение налоговых преференций, введение прогрессивной шкалы налогообложения.

В своем послании Федеральному Собранию в декабре 2012 г. Президент РФ В. Путин обозначил необходимые меры по изменению проводимой в стране налоговой политики. Данная цель была оглашена им в силу сложившейся в стране экономической ситуации после воздействия мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг. Введения прогрессивной шкалы налогообложения добиваются, в том числе, многие фракции, представленные в Государственной Думе РФ, в частности, «Справедливая Россия». В то время, когда 10% населения страны владеют 90% имеющихся ресурсов, а более 20% живут за чертой бедности наталкивают на мысль о нерациональном, гипертрофированном состоянии экономики. Поэтому введение так называемого налога на роскошь (яхты, самолеты, крупные жилые объекты) позволили бы в ближайшем будущем увеличить нагрузку на крупных предпринимателей и снизить недовольство населения, тем самым восстановить социальную справедливость.

Целями налоговой политики могут быть следующие:

Экономические (рост и стимулирование экономики, увеличение деловой активности, снижение социальных диспропорций).

Фискальные (обеспечение необходимого количества ресурсов для поддержания потребностей и выполнения социальных обязательств).

Социальные (распределение и перераспределение части НД в интересах различных слоев населения).

Международные (регулирование уровня внешнего долга страны)

1.2 Инструменты налоговой политики государства

Влияние государственных институтов на регулирование экономики при проведении НП происходит с помощью налоговых ставок, льгот, санкций и др.

Налоговая ставка помогает определить налоговую базу или ее часть, с помощью которой можно определить величину налога. Таким образом, Правительством РФ осуществляется налоговое регулирование без изменения самого налогового законодательства. Достаточно больным моментом в данной ситуации оказалось увеличение тарифа страховых взносов до 30% для самозанятого населения. Большинство мелких предпринимателей «ушли в тень», тем самым уменьшив собираемость налогов. Таким образом, преследование благой цели по повышению тарифов страховых взносов для увеличения будущей пенсии данной категории работников имело совершенно противоположный эффект. Заместитель председателя Правительства РФ О. Голодец, курирующая социальный блок, подводя итог данным изменениям, сказала: «У нас в стране 38 млн. чел. непонятно, вообще, где находятся: неизвестно где работают, где живут, какую заработную плату получают». Поэтому даже незначительное изменение налоговых ставок может привести к экстраординарным последствиям.

С помощью налоговых ставок можно регулировать не только доходы, но и формировать бюджеты разных уровней. Например, в Вологодской области вся величина собираемого транспортного налога идет в региональный дорожный фонд, за счет чего ремонтируются и строятся дороги, поэтому само по себе данное решение отвечает складывающейся экономической конъюнктуре.

Кроме налоговых ставок, эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы, что связано с представлением полного или частичного освобождения от налогообложения отдельных категорий юридических и физических лиц.

Так, в Вологодской области уже несколько лет подряд активно реализуется региональный проект индустриальных парков «Шексна» и «Сокол», который предоставляет резидентам и нерезидентам данных инвестиционных проектов самые многочисленные налоговые преференции по уплате налогов. Например, резидентам ИП «Шексна» снижена ставка налога на прибыль на 4% в течение ближайших 5 лет. Кроме того, указанные лица освобождаются от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций на 5 лет. Общая сумма поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в первый год реализации проекта составила 869 млн. руб., в т. ч. федеральный — 529 млн. руб., в региональный — 254 млн. руб. Таким образом, общая сумма поступления налогов за 20 лет функционирования ОЭЗ «Шексна» составит 77,9 млрд. руб., в т. ч. в федеральный бюджет — 47,4 млрд. руб., в региональный — 22,8 млрд. руб. Дисконтированные налоговые поступления от создания ОЭЗ «Шексна» в Вологодской области (за 20 лет функционирования) составят 47,9 млрд. руб.

Предоставление налогоплательщикам тех или иных налоговых льгот, активизирует воздействие государства на различные экономические процессы. При этом, следует отметить, что с совершенствованием налоговых механизмов, формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются.

Создание малых предприятий и привлечение иностранного и инвестиционного капитала стимулирует создание высокотехнологичных производств, данная продукция является достаточно конкурентоспособной не только для регионального и российского рынка, но и для мирового рынка в целом.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога (налоговые каникулы).

Резкий рост бюджетных расходов во многих европейских странах заставил «потуже затянуть пояса» многие современные государства, особенно в условиях кризиса. Некоторое время назад Греции был предоставлен кредит Евросоюза на покрытие дефицита бюджета. Это еще раз говорит о том, что государство должно не только стимулировать развитие курортного туризма, но и развивать промышленность, сельское хозяйство. Ведь именно налог на прибыль является одной из составных частей пополнения государственного бюджета той или иной страны.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации

остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;

функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;

функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;

функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;

функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;

функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;

функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.

Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Особенности и основные направления совершенствования налоговой политики в РФ на современном этапе

Правительство РФ ежегодно составляет Основные направления налоговой политики. 30 мая 2013 г. были одобрены данные направления на 2014 и плановые периоды 2015-2016 гг.

Основные приоритеты на среднесрочную перспективу сохраняются — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важнейшими целями НП остаются поиск инвестиций, развитие человеческого капитала и поддержка всех форм бизнеса, включая малое предпринимательство. Баланс бюджетной системы также должен сохраняться, поскольку данный фактор является одним из главенствующих, в особенности из-за возможного падения спроса на энергоносители (включая газ, нефть) ,что связано с неблагоприятной ситуацией на внешнем рынке, в том числе из-за ситуации на Украине.

Объединение налоговых мер сосредоточено в двух группах:

— меры налогового стимулирования;

— меры, направленные на повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время не ожидается внесения корректировок в состав и структуру налоговой системы.

В планируемом периоде государство планирует внести изменения в налоговое законодательство, в частности:

— поддержать инвестиции и развивать человеческий капитал;

— модернизировать налогообложение финансовых инструментов;

— упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом;

— создать благоприятные налоговые условия для ведения инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

— усовершенствовать налогообложение торговли;

— усовершенствовать налогообложение добычи полезных ископаемых;

— рационализировать страховые взносы на ОПС и ОМС.

В долгосрочном периоде планируется сохранить ставку НДФЛ для большинства видов доходов в размере 13%. В настоящее время о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц Направления умалчивают.

Предполагается систематизация ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов), таких как:

— компенсация выплат, связанных с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;

— грантов Президента РФ, выделяемых для проведения научных разработок, и грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ.

Существующее налоговое законодательство предполагает освобождение от налогообложения гонораров, полученных налогоплательщиками и выдаваемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присуждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). (пп.6-7 НК РФ).

Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89;

— материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Кроме того, существующий порядок налогообложения (п.1 ст. 217 НК РФ) не предполагает взимания налогов с государственных пособий за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Тем не менее, Минфин России в Письме от 29.04.2013 № 03-04-05/14992 обратил внимание на тот факт, что пособия по временной нетрудоспособности, в т. ч. пособия, назначаемые по уходу за больным ребенком, должны облагаться налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Между тем, в Письме от 27.03.2013 № 03-04-05/6-294 Минфин России со ссылкой на Постановление ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 подчеркнул, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;

— материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам.

В настоящее время взиманию налогов не подвержены (п. 11 ст. 217 НК РФ) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

Основные направления предлагают уточнить перечень субъектов, которые в настоящее время освобождены от налогообложения с целью систематизировать нормы налогового законодательства и устранить неточности в толковании.

В отношении имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья в сумме до 2 млн. руб.) предполагается уйти от принципа предоставления налогового вычета по НДФЛ только лишь по одному объекту имущества. Планируется предоставить физическим лицам право на обращение в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы налогового вычета.

Кроме того, для исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 6-П необходимо установить порядок получения имущественного налогового вычета родителями (в т. ч. усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность несовершеннолетних детей.

УФНС России по г. Москве в Письме от 18.06.2012 N 20-14/52818@, принимая во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 6-П, указывает, что в случае, если ребенок был несовершеннолетним на момент приобретения и оформления квартиры в собственность, налогоплательщик (мать ребенка) вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом с соблюдением норм, предусмотренных п. 7 ст. 78 НК РФ.

В настоящее время п. 1 ст. 269 НК РФ ограничивает отнесение процентов на расходы. Согласно данному пункту расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

Для определении среднего уровня процентов налогоплательщик должен провести анализ на предмет сопоставимости долговых обязательств, полученных как данным налогоплательщиком, так и иными налогоплательщиками (при наличии такой информации). При этом в силу п. 1.1 ст. 269 НК РФ, устанавливающего условие применения альтернативного метода определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, анализируемые долговые обязательства должны являться долговыми обязательствами перед российскими организациями. Иными словами, выданная заимодавцем-нерезидентом справка с указанием среднего уровня процентов и размеров выданных им займов не является основанием для признания в расходах процентов по займу в пределах среднего уровня процентов, указанного в справке (Письмо Минфина России от 19.12.2012 N 03-03-06/1/665).

2.2 Основные показатели налоговой политики Российской Федерации в 2012-2013 гг

В таблице 1 представлены доходы федерального бюджета за 2010-2012 гг.

Таблица 1 Доходы федерального бюджета в 2010-2012 гг.

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес %

Всего доходов, в т. ч.:

8305414

100 %

11367652

100 %

12855540

100 %

1) НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, в т. ч.:

8304928

99,99

11337998

12790890

Налоговые доходы

7629637

91,86

— Прямые налоги

1663341

20,02

2389494

21,07

2818629

22,03

— Косвенные налоги

5966295

71,83

8260396

72,85

8997329

70,34

Неналоговые доходы

649406

7,81

688106

6,06

974931

7,62

2) БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

277204

0,003

29021

0,25

64649

0,50

3) ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

25885

0,31

27462

0,0002

33487

0,26

4) ДОХОДЫ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

208

0,002

632

0,0004

I. В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 году поступления составили 11 327, 2 млрд. рублей, или на 3,4% больше, чем в 2012 году.

Формирование всех доходов в 2013 году на 79% обеспечено за счет поступления НДПИ — 23%, НДФЛ — 22%, налога на прибыль — 18% и НДС — 16%. В 2012 году совокупная доля указанных налогов составляла 81%.

Рис. 2. Структура доходов консолидированного бюджета

налоговый имущественный консолидированный бюджет

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012-2013 гг. приведена на следующем графике.

Рис. 3 Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ

Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 году поступило 2 071,7 млрд. рублей, или на 12,0% меньше, чем в 2012 году. (Рис. 3)

Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 352,2 млрд. рублей (17%), или на 6,3% меньше, чем в 2012 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации — 1 719,5 млрд. рублей (83%), или на 13,1% меньше, чем в 2012 году. В 2012 году указанное соотношение составляло 16% и 84% соответственно.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2013 году поступило 1 868,2 млрд. рублей, или на 1,0% меньше, чем в 2012 году. (Рис. 3)

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2013 году поступило 108,9 млрд. рублей, или на 6,0% больше, чем в 2012 году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 году поступило 952,5 млрд. рублей, или на 21,5% больше, чем в 2012 году. (Рис. 3)

Из общей суммы 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 461,0 млрд. рублей (48%), или на 34,9% больше, чем в 2012 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации — 491,4 млрд. рублей (52%), или на 11,2% больше, чем в 2012 году.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 году поступило 900,5 млрд. рублей, или на 14,7% больше, чем в 2012 году. (Рис. 3)

Налога на имущество физических лиц в 2013 году поступило 22,3 млрд. рублей, или на 26,4% больше, чем в 2012 году.

Налога на имущество организаций в 2013 году поступило 615,1 млрд. рублей (68% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 14,7% больше, чем в 2012 году.

Транспортного налога в 2013 году поступило 106,1 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 17,7% больше, чем в 2012 году. Поступления земельного налога в 2013 году составили 156,6 млрд. рублей (17% всех поступлений имущественных налогов), что на 11,0% больше, чем в 2012 году. Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 году поступило 2 575,8 млрд. рублей, или на 4,7% больше, чем в 2012 году (Рис. 3).

II. В федеральный бюджет в 2013 году поступило 5 368,0 млрд. рублей, что на 3,9% больше, чем в 2012 году.

Рис. 4 Поступления доходов в федеральный бюджет

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 47%, НДС — 35%, акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации — 9%, налога на прибыль организаций — 7%.

Рис. 5 Структура доходов федерального бюджета

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2012-2013 гг. приведена на следующем графике.

Рис. 6. Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет

III. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2013 году поступило 5 959, 2 млрд. рублей, или на 2,9% больше, чем в 2012 году.

Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году на 94% обеспечили НДФЛ — 42%, налог на прибыль — 29%, имущественные налоги — 15% и акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации — 8%. По сравнению с 2012 годом совокупная доля указанных налогов снизилась на 1 п. п.

Рис. 7 Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания работы мы выполнили ее основную цель, то есть исследовали содержание, основные направления и особенности налоговой политики, проводимой в настоящее время в Российской Федерации.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Было бы целесообразно предусмотреть прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физического или юридического лица. Вместо неэффективного контроля над доходами государства должно переходить к обложению налогами отдельных видов расходов, само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. Теневая экономика должна облагаться подобными налогами автоматически, т. е. по наличию определенных объектов налогообложения.

Видится целесообразным вместо целого комплекса имущественных налогов: налога на землю, налога на имущество юридических лиц и налога на имущество физических лиц — введение единого налога на недвижимость для юридических и физических лиц. Потенциально, налоговая политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Изменения в налоговой системе России необходимы. Они должны быть последовательными и предсказуемыми. Их главными направлениями должны стать:

— снижение общего уровня налогообложения при резком расширении налоговой базы;

— сокращение количества налогов и упрощение системы налогообложения;

— усиление налоговой дисциплины;

— систематизация и кодификация налогового законодательства.

— существенно снизить подоходный налог, НДС, налог на прибыль;

— ввести единый налог на доходы малых предприятий при отмене всех прочих;

— сократить экспортные пошлины;

— существенно повысить ресурсные и имущественные платежи, а также акцизы и отменить льготы по импортным операциям;

— введение в действие гербового сбора и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

В целом было бы целесообразно.

1. Предусмотреть отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные.

2. Было бы целесообразно «укрупнить» налоги, то есть объединить налоги, имеющие сходную базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.

3. Некоторые налоги подлежат принудительному реформированию (это относится в частности к налогу на недвижимость).

В целом, необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Нужны прежде всего экстренные меры по ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон // Финансы. — 2010. — №8. — С. 30-37.

2. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. — 9-е изд. перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2011. — 520 с.

3. Алиев Б. Х., Алиев М. Б. Теория и история налогообложения: учебное пособие. — М.: Вузовские вести, 2011. — 240 с.

4. Антонов М. Е. О налоговом механизме решения социальных проблем // Финансы. 2009. — №1 — С. 38-41.

5. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие. — М.: экономист, 2011. — 591 с.

6. Барулин С. В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. — М.: Экономистъ, 2010. — 319 с.

7. Горский И. В., Лебединская Т. Г. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса // Финансы. — 2008. — №10. — с. 44-47.

8. Грисимова Е. Н. Налогообложение: учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2009. — 463 с.

9. Дмитриева Н. П., Дмитриев Д. Д. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для Вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008 — 512 с.

10. Иванеев А. И. «Налоговая составляющая бюджета 2012 года» — // Финансы. — 2012. — №1. — с. 38-48

11. Караваева И. В. «Вопросы развития налоговой реформы в Налоговом кодексе» — // Финансы. — 2008. — №12. — с. 17.-25

12. Караваева И. В. о тенденциях изменений в налоговой сфере // Финансы. — 2008. — №5. — с. 35.

13. Кашин В. А. «Налоговая система и оздоровление национальной экономики» // Финансы. — 2008. — №8. — с. 23-28.

14. Кашин В. А. Налоговая система: как сделать ее более эффективной // Финансы. — 2008. — №10. — с. 39-42.

15. Косолапов А. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 872 с.

16. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 495 с.

17. Мерзляков И. П. «О направлениях развития налоговой реформы» // Финансы. — 2012. — №4. — с. 29.

18. Миляков Н. В. Налоговое право: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 383 с.

19. Павлова Л. П. «Проблемы совершенствования налогообложения в России» // Финансы. — 2010. — №1. — с. 23-29.

20. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов / Под ред. И. А. Майбурова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 519 с.

21. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника — 4-е изд., — М: Финансы и статистика, 2006. — 560 с.

22. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I. Федеральный закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ.

23. Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.

24. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 799 с.

25. Сердюков А. Э., Вылкова Е. С. Налоги и налогообложение: учебник для вузов — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 704 с.

26. Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — 2 — е изд. перераб. и допол. — СПБ.: Питер-М: Издат Дом « Бинфа», 2010. — 448 с.

27. Тарасова В. Ф., Савченко Т. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2009. — 288 с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »