Содержание и формы социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной ситуации (на примере ГБУ КЦСОН Гафурийского района)


КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание и формы социальной работы с детьми, оказавшимся в трудной ситуации (на примере ГБУ КЦСОН Гафурийского района)

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические и правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

1.1 Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.

1.2 Виды социальных учреждений и особенности социальной деятельности.

1.3 Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

Глава II Содержание и формы социальной работы с детьми, оказавшимся в трудной ситуации на примере ГБУ КЦСОН Гафурийского района РБ

2.1. Анализ деятельности государственного бюджетного учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения Гафурийского района Республики Башкортостан

2.2. Воспитательная работа с детьми и психолого-педагогическая реабилитация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что социально — экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально — педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.

Степень изученности темы. Анализ современной научной литературы показывает наличие явного пробела в комплексных исследованиях детей-сирот. Большое внимание детским проблемам уделяют ученые, специализирующиеся в конкретных отраслях науки: медицине, психологии, социологии, педагогике, экономике, демографии, изучающих определенные стороны жизнедеятельности сирот. Однако они не позволяют получить полное предстваление. Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Л. В. Байбородовой, Н. П. Ивановой, A. M. Нечаевой, Л. Я. Олиференко, М. И. Рожкова, Е. Е. Чепурных, Л. М. Шипицыной, Т. И. Шульги и др.

Проблемами профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования занимались такие ученые-исследователи как В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. П. Гурьянова, Н. Ю. Клименко, P. M. Куличенко, Т. В. Лодкина, В. Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, Л. Е. Никитина, С. В. Тетерский и др.

Объектом исследования — дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оказавшиеся вне естественного семейного социума и временно находящихся в условиях специализированного учреждения.

Предмет исследования — формы социальной работы с детьми, оказавшимся в трудной ситуации (на примере ГБУ КЦСОН Гафурийского района РБ)

Цель исследования данной работы заключается в изучении содержания, форм и видов социальной работы с детьми на базе отделения социального приюта для детей и подростков Гафурийского района.

Глава I. Теоретические и правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

1.1 Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.

В последнее десятилетие в России обострилась проблема детской безнадзорности. Появилось большое число детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связь их с семьёй носит деструктивный характер, иногда полностью разрушена. Родители нередко не только не выполняют по отношению к ним свои функции, но даже становятся виновниками деформации социального и индивидуального развития своего ребенка.

Поскольку деятельность социального педагога и всей социальной работы с детьми-сиротами в целом напрямую связаны с таким социальным явлением как сиротство, целесообразно рассмотреть его сущность.

Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей и выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки, во-вторых, выявить факторы, определяющие эффективность социальной работы с детьми-сиротами в условиях учреждений интернатного типа.

Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, целесообразным представляется рассмотрение сиротства в двух основных аспектах: как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.

Подходя к изучению сиротства как социального феномена, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Проблема сиротства в России имеет давние корни, и практически всегда была актуальная для Руси. Связано это было в первую очередь с нескончаемыми войнами и массовыми болезнями, косившими иногда города и губернии. Но тогдашнее общество старалось само оказать помощь оставшимся без родительской опеки детям, распределяя детей в собственные родственные семьи.

Если никто не мог принять в семью ребенка, тогда его отдавали в монастырь, на попечении монашеской братии. Позже, начиная с конца 17 века, в России начали появляться, так называемые сиротопитательные приюты.

После октябрьской революции и гражданской войны на улицах страны бродяжничали и скитались миллионы детей. Были созданы тысячи сиротских учреждений по всей стране. В связи с тем, что новой воспитательной системы не было, это были места массового содержания детей с жесткой и неблагоприятной для воспитанников дисциплиной, поскольку педагогического состава не было, а работниками в основном были женщины «с улицы».

В связи с тем, что нарождавшаяся Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов «усмирения» детей, стал метод «колонийного воспитания» известного отечественного новатора в области педагогики — Макаренко Антона Семеновича. Изучив его методику работы с детьми, можно понять, что возможно, она была передовой и полностью вписывалась в идеологию коммунистического государства. Главной идеей его педагогики была коллективная управляемость, когда как личность не считалась главной ценностью.

Сегодня детские дома делают многое для детишек, но в связи с недостаточным финансированием нереализованными остаются большое количество проектов. А некоторые программы, например, по адаптации сирот в рамках учреждения, просто невозможны, так как нет системы и сопроводительных институтов детей-сирот, после выхода из стен детского дома.

Чтобы ребенок, оставшийся без родителей, комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения).

В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно.

Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:

· неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;

· непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;

· недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

· бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды;

· недостаточная подготовленность воспитателей детских домов, как педагогическая, так и психологическая, их безучастное отношение к детям;

· недостатки программ воспитания и обучения;

· недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.

Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей, требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице и интернате.

Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации.

Одним из главных институтов социализации детей-сирот является интернат, в котором проходит не только их детство, но и образование. С одной стороны, содержание и форма образования отражает состояние и основные тенденции развития общества, с другой — общество оказывает влияние на образование, предъявляя к образовательным учреждениям определенный социальный заказ на подготовку выпускника определенного типа. В условиях интенсивного социального обновления результативность деятельности образовательных учреждений, в том числе и интернатов, определяется подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.

Говоря о сиротстве как о психолого-педагогической проблеме необходимо также отметить, что темп психического развития таких детей замедлен и сильно отличается от тех же показателей у детей, воспитывающихся в семье. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить следующее.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым и способным помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества.

1.2 Виды социальных учреждений и особенности социальной деятельности

сиротство социальный попечение воспитательный

Исследователи и практикующие специалисты в области педагогики всегда уделяли самое серьезное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Возникли разнообразные типы детских учреждений — от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днем, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации».

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Выделим основные особенности учреждений данной формы устройства детей.

Дом ребенка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка — воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Приют — государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют — учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также — определение дальнейшей судьбы ребенка.

Центры временного содержания — форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Школа-интернат — государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

· интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

· вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

· интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Центр помощи семье и детям — учреждение, где в основном содержаться дети, родителей которых собираются решить родительских прав. Процесс этот бывает достаточно долгим, ребенка же необходимо забрать из опасного места, в которое превратился его собственный дом, причем, как можно скорее. По стране их еще очень не много — не более 50. Так что основная работа проводиться в социальных приютах и в социально-реабилитационных центрах.

Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве. Центр, так же как и приют, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Поскольку основной задачей каждого учреждения, где находятся или которое посещают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является социализация каждого ребенка, очень важной в таких учреждениях является работа социальных служб.

Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимо использовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

Основные субъекты, и формы оказания социальной помощи. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.

Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стоны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.
Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.

1.3 Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

Рассматривая особенности деятельности государственных учреждений, которые оказывают помощь детям-сиротам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, следует остановиться на правовой основе такой помощи.

Оказание помощи детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина» (1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция о правах ребенка» (1989).

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления. Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992), «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993). Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, например, «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995).

Важную роль в осуществлении социальной помощи детям-сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД), а также правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями норм международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

В основные обязанности медицинских работников учреждения входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

Меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Приказом Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999 г. утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Дополнительные гарантии права на образование. Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Выпускники этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т. п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ), предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения [32,ст.6 п.4]. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования [32,ст.6,п.3]. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [32,ст.6 п.5].

2. В области труда и занятости. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации утвержден постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [32,с.7].

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

5. Психологическая помощь. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

Психологическая помощь включает в себя: психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение.
Как уже было отмечено, сиротство относится к социальным проблемам, которые, видимо, будут существовать всегда.

6. Социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Глава II. Содержание и формы социальной работы с детьми, оказавшимся в трудной ситуации (на примере ГБУ КЦСОН Гафурийского района РБ)

2.1 Анализ деятельности государственного бюджетного учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения Гафурийского района Республики Башкортостан

В ГБУ КЦСОН Гафурийского района РБ количество персонала составляет 134 человека, из них административно-хозяйственный персонал 15 человек, в отделение социальный приют для детей и подростков 22 человека, в отделение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 19 человек, в отделение социальной помощи на дому 75 человек, в отделение срочного социального обслуживания 3 человека. Количество обслуживаемых граждан 490 человек, из них в отделение социальной помощи на дому 444 человека, в отделение социальный приют для детей и подростков 15 человек, в отделение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 31 человек.

Основными целями деятельности учреждения является оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

— социальное обслуживание семьи, женщин и детей;

— социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

— социальное обслуживание иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;

— медицинскую деятельность для оказания первичной медицинской помощи, на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности;

— прием и учет заявлений на обеспечение отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов), санаторно-курортными путевками, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно.

В организации работают 3 отделения социальной помощи на дому, отделение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение социальный приют для детей и подростков, а также отделение срочного социального обслуживания.

Подробнее остановимся на отделении социальный приют для детей и подростков.

В отделении основными целями работы являются: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; защита прав и законных интересов детей и подростков.

Потребителями государственной услуги являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные несовершеннолетние дети, дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации.

В отделении социальный приют для детей и подростков основными целями работы являются: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; защита прав и законных интересов детей и подростков.

Потребителями государственной услуги являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные несовершеннолетние дети, дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации.

Предметом деятельности приюта является предоставление на безвозмездной основе несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в экстренной социальной помощи государства специализированного стационарного социального обслуживания, содействие в оказании детям помощи в реализации и защите их законных прав и интересов.

Цели предоставления государственной услуги:

— профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

— защита прав и законных интересов детей и подростков.

Вид деятельности учреждения — прежде всего это предоставление государственных услуг по специализированному стационарному социальному обслуживанию детей:

— социально-бытовых: предоставление жилых помещений, мебели, постельных принадлежностей, одежды и обуви, питания;

— социально-психологических: консультирование, психодиагностика, профилактическая работа, тренинги;

-социально-педагогических: консультирование, диагностика, педагогическая коррекция, организация досуга, организация получения образования;

— социально-экономических: обеспечение при выписке нуждающихся детей одеждой и обувью;

— социально-правовых: консультирование, защита детей и их интересов, восстановление утраченных документов, содействие в получении новых, представительство в суде;

— социально — медицинских: полное медицинское обследование, диспансеризация, организация получения лечения.

Отделение социальный приют для детей и подростков был открыт в октябре 2002 года. Состав проживающих: сироты; дети, родители которых лишены родительских прав; дети, родители которых имеют ограничение в родительских правах; дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию; дети, родители которых находятся в местах лишения свободы; дети, родители которых находятся в розыске.

Работа социального приюта заключается:

1. Оказание помощи в дальнейшем жизнеустройстве. Такое направление включает в себя устройство детей в родную семью, приемную семью. Изучается жилищно-бытовые условия семьи. Устройство выпускников на учебу в средне-специальные образовательные учреждения совместно с инспекторами органов опеки и попечительства.

2. Оказание правовой помощи. Данное направление включает в себе: восстановление жизненно важных документов ребенка; оформление пенсий по утере кормильца; работа со сбербанком, оформление и проверка поступления денежных средств на лицевые счета воспитанников; ведение наследственных дел с оформлением документов; решение вопроса о жилье; оформление пакета документов в банк данных на детей — сирот.

3. Восстановление детей в социальном статусе. В данном направлении ведется работа по определению статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей без вести пропавшими. Работа с органами РОВД, если один из родителей находится в местах лишения свободы (необходим документ в каком учреждении находится, по какой статье, приговор и на сколько лет помещен), в розыск необходимо подавать запрос. Участие в судебном процессе. Оформление исковых заявлений.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »