Социология для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»


Студенты, обучающиеся на факультетах направления «Экономика» на первых курсах изучают не только профильные предметы, но и такие, как история, культурология, социология и другие «базовые» дисциплины.

Тематики курсовых работ

Тема 1. Предмет и структура социологического знания.

1. Критерии социального характера взаимодействия индивидов.
2. Элементы структурной организации человеческого общества: роли, статусы, нормы и ценности, социальные группы, социальная общность, слои, социум, малые группы и коллективы.
3. Социально-философские предпосылки развития социологии как науки.
4. Объект, предмет, цели и задачи социологии. Структура социологического знания.

Тема 2. История развития социологической мысли.

1. Этапы развития социологии: от социологических взглядов античности до наших дней.
2. Классические социологические теории.
3. Традиции русской социологической мысли.
4. Современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами.
5. Основные парадигмы и теории социологии.

Тема 3. Современные социологические теории.

1. Разделение труда, речь и способность к накоплению информации и др. как факторы усложнения структуры человеческого общества.
2. Концепция самоорганизующихся систем И. Пригожина.
3. Виды, структура, функции и дисфункции социальных институтов.
4. Социальные организации: строение, функционирование, типология.
5. Социальные движения.

Тема 4. Культура как механизм регуляции социального взаимодействия.

1. Культура как выражение принципов организации социальных систем.
2. Функции культуры.
3. Структурные компоненты культуры.
4. Сознание и поведение личности и групп.
5. Ценности – как информационное ядро культуры.
6. Кардинальные и субкардинальные ценности
7. Социальный контроль: его формы, механизмы и функции.

Тема 5. Социальная стратификация и мобильность.

1. Сущность и виды социальной стратификации.
2. Социальная мобильность.
3. Каналы, механизмы и факторы социальной мобильности.
4. Социальное неравенство.
5. Социальная структура общества.

Тема 6. Социальный конфликт.

1. Классические теории социального конфликта.
2. Функции конфликта по отношению социальному целому.
3. Алгоритм анализа конфликта.
4. Структура конфликта: объект, предмет, стратегии и тактики поведения в конфликте.
5. Динамика конфликта.
6. Конфликтогенные факторы современности.
7. Революционный и эволюционный способ удовлетворения потребности в социальном изменении и развитии. Социальные революции и реформы.
8. Место России в мировом сообществе.

Тема 7. Концепции общественного развития.

1. Концепция линейного развития: прогресс и регресс общества.
2. Типологические черты традиционного, индустриального, постиндустриального общества.
3. Концепция циклического развития общества М.Я. Данилевского.
4. Понятие «культурно-исторического типа»: виды, этапы, законы развития культурно-исторического типа по М.Я.Данилевскому.
5. Мировая система и процессы глобализации.
6. Футуризм в социологии.

Тема 8. Социальная коммуникация и информационные технологии.

1. Виды массовых коммуникаций.
2. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации.
3. Общественное мнение как социальный институт.
4. Структура информационного пространства.
5. Методы создания динамики информационного пространства.
6. Пропаганда и контрпропаганда как стратегии ведения информационных войн.

Тема 9. Классические методы социологического исследования.

1. Опрос и его виды.
2. Цели и способы формулирования вопросов.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент.
5. Специальные методики в социологических исследованиях: контент-анализ, фокус-группы.

Тема 10. Методика составления и реализация программы социологического исследования.

1. Объект и предмет исследования.
2. Операционализации базовых понятий исследования.
3. Гипотезы исследования.
4. Выбор и обоснование методов исследования.
5. Определение этапов исследования.
6. Статистические взаимосвязи и их анализ.

Тема 11. Структура и ресурсы организации.

1. Структура организации.
2. Типология организаций по характеру взаимоотношений внутри коллектива.
3. Подбор персонала в организации.
4. Корпоративная культура организации.

Тема 12. Руководство и управление организацией.

1. Типы и стили руководства.
2. Формы контроля в организации. Характер возможных изменений в организации.
3. Организационные патологии.

Что изучает дисциплина «Социология»

Дисциплина «Социология» предусмотрена требованиями ФГОС, учебным планом подготовки по профилю «экономическое образование» и является основным предметом, входящим в состав базовых дисциплин, обеспечивающих классическое образование в высшем учебном заведении. Актуальность введения данного курса обусловлена также необходимостью использования знаний о законах механизмах, формах социального взаимодействия в деятельности специалистов социально-экономических специальностей.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по вышеуказанным специальностям и направлениям. Данный курс является базовым и знакомит студента с основными понятиями, категориями социологии и ключевыми принципами закономерностями в развитии общества. Курс «Социология» дает современную теоретическую и базу знаний в области социологического знания, знакомит с основными методами социологического исследования, обучает навыкам их самостоятельного использования на практике. При изучении дисциплины студенты обучаются методике планирования научного исследования, учатся разрабатывать программу социологического исследования и реализуют ее на практике, что способствует повышению уровня культуры профессионального мышления, способствует повышению общего уровня их профессиональной подготовки Программа состоит из четырех разделов:
— Общество – как социальная система.
— Социальное взаимодействие, его регуляция и социальные процессы.
— Методология и методика социологического исследования.
— Управление малыми социальными системами.
Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов твердых основ теоретических знаний в области социологии, повышение уровня гражданской культуры студента.

Специфика категории «социальное».

Когда группа индивидов (как правило, более двух человек) начинает координировать свои действия друг с другом для достижения общей цели, возникает само социальное взаимодействие. В этом случае возникает необходимость в распределении ролей между данными индивидуумами. Элементы социального устройства (взаимодействия) встречаются и у животных: распределение ролей у шимпанзе, китов, муравьев и т.д. Роль – это некая модель поведения, которую ожидают от индивида. Роль дает привилегии, но и накладывает обязанности.
Человек «функционирует» в двух режимах:
1. Внутренний, уникальный мир психики.
2. В пространстве социальных ролей.
Сложность человеческой социальной системы обусловлена:
1. Развитием богатой речи.
2. Способностью передавать информацию из поколения в поколение, накапливать и сохранять ее. Прирост информации о мире – приводит человеческое общество усложнению его структуры. Например: рост числа профессий и специализаций т.п.
3. Возникает разделение труда. Специализация на выполнение определенных действий.

Объект и предмет социологии.

Объектом социологии выступает социальная система, а предметом – социальное отношение. Социальное отношение – это взаимодействие между группами людей, занимающим разное положение в обществе, принимающим неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальное отношение – это выражение взаимной зависимости субъектов по поводу их жизнедеятельности, образу жизни.
Таким образом, социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений, механизмах взаимосвязи между социальными общностями, между личностью и социальной группой.
Задача социологии – это:
1. Типологизация социальных систем.
2. Выявление механизмов внутри выделенного типа.
3. Получение конкретного знания, и, следовательно, нахождение способов воздействия на социальные системы.
Факторы возникновения социологии.
Социологические идеи, взгляды мы можем найти и у Платона, и у Аристотеля и в сфере философский мысли, вплоть до 19в. До тех пор, пока социальный порядок, структура общества сохранялась и поддерживалась властью и силой (силой церкви, монархии), необходимость социологии не возникала, до середины XIX в. С развитием производства общество перестает быть монархическим, становится все более гражданским: реальную власть приобретает капитал, следовательно, возникает потребность в поисках механизмов управления социальной системой основанных на других принципах – нежели власть и сила. Возникает потребность, запрос на развитие социологии:
1. Эффективное управление производством.
2. Существование тесной связи между политикой и экономикой потребовало информации о состоянии общества, его потребностях, желаниях (демократия).
Первым социологами принято считать Огюста Конта, его приемника Герберта Спенсера – они создали концепцию новой науки: требования к методологии, сформулировали общие принципы анализа общественных явлений.

Основные понятия и категории социологии.

Для самовоспроизводства и поддержания нормального функционирования социальная система должна:
1. физически воспроизводить себя (люди + семья),
2. адаптировать новых членов общества к имеющейся социальной структуре и обучать их деятельности, направленной на поддержание ее жизнедеятельности (образование – в широком смысле)
3. регулировать отношения внутри системы (закон и порядок)
4. обеспечивать безопасность системы от внешней агрессии (армия) и т.д.
Принимая во внимание вышеизложенное можно полагать, что существуют фундаментальные потребности общества, удовлетворение которых связано с жизнеспособностью системы. Для удовлетворения каждой функции в обществе создаются малые, внутренние социальные системы – социальные институты – деятельность которых направлена на удовлетворении потребности (т.е. можно говорить о специализированной функции социального института). Социальный институт (С.И.) – это стандартизированная форма осуществления какой-либо функции. С.И предстают не только как система реальных осязаемых объектов (церкви, университеты, школы, библиотеки, больницы, суды и т.п.), но и как система ролей, стандартов, шаблонов поведения (брак и семья). Это может быть любое закрепленное традиционное взаимодействие людей. Социальный институт — это система норм, регулирующих определенную сферу социальных отношений. Развитие общества предстает как отбор социальных институтов с последующей их институлизацией, которая проявляется в виде закрепления определенной практики общественных отношений (закон/социальная норма); как конкретная социальная организация.
С.И взаимосвязаны, взаимозависимы – нарушение в деятельности одного как «коррозия» начинает разрушать другие системы. Для того чтобы не возникала дисфункция, необходимы следующие условия:
1. Должна быть система наработанных практик, методов, приемов для реализации их работы.
2. Должна быть система, регулирующая деятельность социальных институтов (перепроизводство специалистов).
3. Должна быть взаимосвязь в разных социальных институтах.
Функции и дисфункции социальных институтов бывают явные (целевые) и латентные (побочные).
Социальная структура – «скелет общества», теоретическая схема, принятая тем или иным социологом, которая отражает деление общества на социальные классовые группы, общности, а также механизмы взаимодействия между ними. Статус – совокупность прав и обязанностей, которыми обладает человек, занимающий ту или иную ячейку в обществе. Статус реализуется посредством исполнения социальной роли.
Социальный контроль – закрепленные в культуре способы воздействия на человека или группу с целью сохранить прежний социальный порядок. С.К.реализуется с помощью санкций: позитивных и негативных. Социальный контроль может быть формальным и неформальным, в зависимости от агентов его обеспечивающих. 1. Его можно выделить в силе (жесткий и нет). 2. По уровню реализации. Он идет от самоконтроля к контролю на уровне национальной политико-правовой системы. В зависимости от меры наказания, различаются виды норм: обычаи, этикет, законы (табу). Укрепление социальных институтов есть укрепление социального порядка.
Социальный порядок – это устойчивый и согласующийся ход действия людей в процессе достижения социально значимого результата. В любой социальной системе действуют два начала созидающее и размывающее порядок. Это происходит в связи с тем, что реальное взаимодействие людей всегда выходит за рамки, приписанные социальными нормами. Если обладает размывающий порядок процесса, то взаимодействие людей приобретает все более случайный характер, оно слабо определяется прежним социальным положением и установленными правилами.
Понятие – социализация, она включает в себя воспитание и обучение действующих социальных норм. Успешным можно считать данный процесс, когда человек полностью искренно признает действующие нормы.
Социальная дезадаптация – возникает тогда, когда человек перестает усваивать современные социальные нормы, когда ему трудно отказаться от привычного способа действия, или когда он сознательно противопоставляет себя обществу.
Социальный процесс – это такое взаимосвязанное действие людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы. Общественное явление – это действие индивида или группы, направленное на изменение традиционных механизмов работы социальной системы.

Система социальной стратификации.

Общество как систему можно рассматривать в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальный слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковы уровень выраженности степени признака, положенного в основу (вертикальной оси) называют страта.
Выделяются слои (страты):
1. По экономическому (имущественному) признаку.
2. Политический признак – это степень доступности возможности влиять на способы организации жизни социальных групп. Например: уровни политической стратификации:
1 ступень: Когда мы рождаемся и становимся гражданином страны, приобретая право на защиту собственных интересов в рамках установленного законодательства и конституции..
2 ступень: Когда достигаем совершеннолетия, и имеем право принимать участие в политическом волеизъявлении, определяя способ соорганизации деятельности социума.
3. Социально-профессиональный признак положенный в основу стратификации отражает потребности общества в тех или иных профессиях или воспринимает некоторые профессии как значимые и ценные для воспроизводства жизнедеятельности системы..
Мобильность – способность перемещения человека по горизонтали или вертикали внутри и между стратами.
Мобильность бывает:
— Добровольной и принудительной
— Внутрипоколенная и межпоколенная
— Нисходящая и восходящая
— Географическая мобильность – миграция. Эмиграция, как вид мобильности всегда приводит к изменению статуса человека.

Общество как самоорганизующаяся система

(адаптация модели И. Пригожина):
В природе существуют открытые и закрытые системы. Живые системы обмениваются энергией, информацией, веществом с другими системами и окружающей средой. Они более жизнеспособны, потому что могут выводить за свои пределы элементы (продукты распада, нестандартные элементы системы), мешающие нормальному ходу работы системы, не вписывающиеся в привычный алгоритм ее работы. Примером являются живые организмы, предусмотревшие каналы для вывода отходов жизнедеятельности системы: печень – очищает кровь, кожа «дышит» и т.д. Социум также представляет собой живую, открытую систему. С одной стороны каждое общество стремиться сохранить свой суверенитет, свою культуру, право на свой образ жизни и сохранить свою стабильность и неизменность. Однако, в сложившийся уклад жизни постоянно вторгаются социальные инновации (новая информация, новый способ действия, возможно кажущийся некоторым более эффективным). Для сохранения стабильности социальной системы, большую роль играет качество и быстрота передачи информации по каналам «обратной связи». Чем быстрее передается информация, тем с большей вероятностью система сохранится в неизменном виде. Чем дальше от центра находятся очаги инноваций, тем с большей вероятностью у них будет время окрепнуть и сохраниться. В огромном отлаженном механизме возникает подсистема, жизнь внутри которой во многом расходится канонами «общепринятого». Возникновение очагов инновации называется «флуктуацией системы». Определяющим фактором возникновения флуктуаций выступают случайные отклонения системы от нормального состояния. Случайно возникшая флуктуация может быть подавлена системой (пр.: карательные санкции при тоталитарном режиме). Если же возникшая инновация «удачна», а информация о возникших отклонении не успела вовремя достигнуть «системы подавлении инноваций», то она начинает набирать силу и может разрушить «материнскую» систему. В качестве примера можно привести иммунный ответ организма как реакцию на вторжение вируса: чем крепче у человека иммунитет, тем быстрее организм побеждает болезнь, но при слабом иммунитете маленьких вирус убивает организм. Флуктуации развивают систему, заставляя ее придумывать новые способы адаптации приспособления, работы с инновацией-флуктуацией. Точка, в которой система теряет былую жизнеспособность, но еще борется за свою целостность называется точкой бифрукации системы, в которой невозможно предсказать разрушится ли система окончательно или перейдет на другой уровень упорядоченности организации (выработается иммунитет к болезни).
Основная ошибка экономистов в том, что они рассматривают экономику, как закрытую, автономно-денежную систему. Экономика, основанная на неограниченном потреблении ресурсов, в конечном счете, провоцирует рост инфляции так как:
1. Уменьшение оставшихся ресурсов увеличивает на них цену.
2. Нет учета социальных издержек:
а) погоня за прибылью, автоматизация производства увеличивает рост безработицы, а, следовательно, необходимо создание социальных служб, программ и т.д., которое ничего не добавляет к реальному производству, а только увеличивает объем денежной массы.
б) в современной экономике нет понятия «даровая прибыль», то есть прибыль сегодня экологические последствия от переработки мы оставляем следующим поколениям.
С точки зрения социологии, единственный способ снижения инфляции – это
— введение промышленных программ рецеклирования ресурсов,
— введение экологических, перспективно ориентированных критериев оценки производства (то, что давало прибыль экономике сегодня обернется проблемой завтра – пр.: складирование отходов АЭС).
— Дискредитация догмата принципа «неограниченного роста»

Культура как выражение принципов организации социальных систем.

Культура – это то, что не может быть отнесено к внутренней биологической природе человека, что есть в обществе и не встречается во внешней природе. В социологии культура – это то, что обеспечивает в символической форме соорганизованность людей.
Выделяют следующие функции культуры:
1. Интегративная (объединяющая): благодаря единым стандартам поведения, нормам, ценностям и т.д. физически изолированные друг от друга люди могут координировать свои действия.
2. Регулятивная: она информирует то, что можно, что нельзя, она нас побуждает к действиям и накладывает ограничение. Потому что культура основана на стандартных ценностных предпочтениях, которые формируют направление деятельности.
Любой социокультурный феномен должен быть функционально целесообразен, то есть удовлетворять психологические и биологические нужды человека. На основании этого Джордж Мердок выделил культурные универсалии (К.У.), то есть элементы культуры общие для большего числа народа. Они опираются на сходство психофизиологической природы человека (ритуал принятия гостя, толкование сновидений, укладка волос и т.п.). К.У необходимы, потому что создают условия для существования социального сообщества (универсальные ценности: правда, запрет на убийство соплеменника и т.п.).
Структурные элементы культуры.
1. Язык.
1. Функции языка: взаимопонимание и способность координировать действия; выделение своих.
2. Характеристика языка.
2.1. Словарный запас. Он связан социально исторической памятью народа. Раб>цветной>негр>чернокожий>афроамериканец.
2.2. Грамматическая структура.
2.3. Смысловой контекст.
2. Социально-исторический тип культурной регуляции.
Культура – задает стандарты, в процессе цивилизации обеспечивающие предсказуемость поведения. Эти стандарты основаны на мотивационных предпочтениях, ценностях и они формируют общее направление деятельности людей. За следование или отступление от норм человеком ему применяют санкции. Они могут быть поощряющими и наказующими (позитивные, негативные; формальные, неформальные). Они осуществляются агентами социального контроля.
Типы культурной регуляции:
1. Шаблонный тип. Человек действует не думая, малоосмысленно, высокая степень предсказуемости. Успех детей в обществе зависит от того, насколько они усвоили эти шаблоны.
2. Ценностно-нормативный. Он осуществляется при вхождении в непредвиденную ситуацию. Техники поведения меняются, но сохраняется предсказуемость поведения принципиальным вопросам. Осознанная регуляция, ценности, на которые ориентируется человек, всегда иерархизированы, то есть человек выставляет приоритеты, в то время как нарушение шаблона всегда одинаково опасно.
3. Культурные ценности как формообразующий элемент социальной структуры. Конструктивная аксиология предполагает, что для сосуществования разных социальных политико-правовых систем необходимо обосновать ценности-условия: кардинальные ценности, соблюдение которых обеспечивало бы свободу выбора, но и устанавливало бы предельные нормативные регуляторы поведения.
Состав общезначимых кардинальных ценностей – то есть тех ценностей – условий, при осуществлении которых человек в любой точке шара может осуществлять свои этностные ценности:
1. Жизнь, здоровье, свобода мысли, свобода принятия и выполнения человеком решений относительно собственной жизни.
2. Личное достоинство, понимаемое как право на защиту от публичного унижения и не правового физического насилия. Нарушение препятствует праву личности на свободу выбора, исследование своим этностным ценностям деформирует психику человека.
3. Возможность иметь семью и продолжать род, воспитывать своих детей по собственному усмотрению, но не должны нарушаться п.1 и п.2.
4. Доступность культуры общества, означающее: 1)Достижение минимального уровня развития познавательных способностей. 2)Открытость источников информации без ограничения по расовому, половому, имущественному, сословному и иным признакам.
5. Право добывать своим трудом жизненные блага для трудоспособных и минимальное жизнеобеспечение (пропитание, одежда, жилье) для нетрудоспособных и безработных. В современном обществе появился новый вид эксплуатации человека – самоэксплуатации: работать столько, сколько позволяет здоровье, для того чтобы обеспечить желаемый уровень жизненных благ.

Личность.

Личность оказывается индивиду все более необходимой, чем труднее регулировать свое деятельностное отношение к миру путем простого следования образцу или норме. Поэтому личность можно определить как психический орган, регулирующий отношения человека, его жизнедеятельность связи с миром. Семья, первобытная община играет для человека ту роль, которую в последствии выполняет личность, именно:
1. Иерархизирует (выстраивает по вертикали), упорядочивает потребности.
2. Применяет избирательно или тотально общественные ценности к собственной жизни.
3. Выбирает жизненный путь – ставит цели.
Критерии зрелой личности:
— Осознает свои потребности.
— Активно их реализовывает.
— И готов нести за них ответственность.

Семья как социальный институт.

Брак возникает на основе контракта между мужчиной, женщиной и государством. Брак – это совокупность обычаев, юридических и культурных норм.
Виды (формы) браков:
1. Эндогамные (внутри).
2. Экзогамные (соседи).
3. Моногамные (допускающие развод), пожизненная моногамия.
4. Полигамные (полигения –1 мужчина и много женщин, полиандрия –1 женщина и много мужчин).
Формы браков.
1. Гостевой брак.
2. Неравный статусный брак.
3. Покупной брак: Дарообменный, Священный, Колымный.
Утверждение частной собственности, что сделало брак коммерческой сделкой и спровоцировало появление новой формы брака: хищнический брак.
Семья.
Выделяются различные виды семьи: Традиционная, многопоколенная, нуклеарные (2 поколения: родители и дети). По числу детей выделяют: бездетную; многодетную; однодетную семьи. По распределению власти: патриархальную; матриархальную; эквалитарную. Важным признаком семьи считается: что это кровнородственная группа, ведущая ведется совместное хозяйство. Очень важным для нормальной жизни семьи является распределение ролей, которые должны быть не только признаны, но и приняты всеми членами семьи. Развод не отрицает института брака, но он отрицает определенный тип отношений.

Концепции общественного развития.

1. Концепция линейного развития – предполагается. Что общество идет по пути «от худшего к лучшему». Революция и эволюция – это два способа, которыми двигается процесс. Концепция линейного развития связывают прогресс с научно-техническим прогрессом. Тенисом, Араном и Ростоу создана классификация типов обществ:
— традиционное общество (натуральное хозяйство, примитивное ремесленное производство, неразвитое разделение труда, малоподвижная иерархическая система власти, социальной регуляции, основанной на традициях, обычаях и религиозных верованиях).
— индустриальное общество (развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; механизация и автоматизация производства и управления; развитость транспорта и коммуникаций; массовое производство товара и изменение структуры потребления; рост урбанизации; высокая социальная мобильность, связанная с формированием гражданского общества, социальная регуляция поведения – носит ценностно-смысловой характер (см. лекцию про культуру).
В 70-е годы ХХ в. Ген и Тоффлер разработали концепцию постиндустриального общества для которого характерно:
— Возрастание роли, знание информации, развитие интеллектуальных технологий.
— Изменение социальной структуры общества: увеличение слоев, которые заняты интеллектуальным трудом.
— Изменение доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится сфера обслуживания, не связанная с производством (торговля, финансы, образование, транспорт, наука, отдых).
— Сдвиги в системе потребности населения: ориентация на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды и повышением качества жизни.
2. Концепция циклического развития (М.Я. Данилевского).
1. Он полагал, что общество не целостно, а представляет собой сумму национальных организмов, развивающихся уникальным путем, рождающихся и умирающих.
2. Он полагал, что культура – это объективация национального характера, то есть особенности склада ума, воли и чувств.
3. Он выдвинул идею культурно-исторического типа общества, цивилизаций (например: Египетский, Римский, Греческий, Российский тип и др.).
4. Он выделяет 4 периода в развитии типа:
1. Этнографический (создается запас сил, формируется национальный характер). Национальный характер – это социально-психологические особенности представителей нации, проявляющиеся в поведенческих и эмоциональных характеристиках (это любимые идеи, способы поведения, мышления).
2. Государственный период. Его суть, когда народ строит государство, как условие для самобытного, независимого развития и защиты от внешнего влияния.
3. Период цивилизации – это самый короткий период (плодоношения). Это развитие культурного творчества народа. За это время растрачивается потенциал нации.
4. Период естественного конца культуры. Он имеет 2 формы:
а) когда происходит окостенение, когда догматически продолжают действовать старые нормы.
б) когда имеются неразрешимые противоречия, происходит осознание ошибочности идеала.
Законы развития общества по М.Я Данилевскому:
1. Закон родственных языков.
2. Для становления цивилизации необходима политическая независимость народа.
3. Закон непередаваемости цивилизации. Он говорит о том, что оной цивилизации передается в другую цивилизацию. Историческая приемлемость цивилизаций проявляется только в области достижения науки и техники, но не в области национально окрашенных элементов культуры (обряды, ритуалы, обычаи, ценности).
Он выделяет 3 способа распространения цивилизаций:
а) Колонизация, пересадка с одного места на другое. Это создание очагов собственной культуры в иных регионах и превращение аборигенов в этнографический материал (обращение в христианство).
б) «Прививка» — самобытная культура становится средством для чужой, при этом испытывает глубокие потрясения и может либо погибнуть, либо сбросить чужую культуру и восстановить себя.
в) Народы знакомятся с чужим опытом и перенимают наименее национальные элементы, остальное принимается к сведению как элемент сравнения.
4. Богатство и полнота развития культурно-исторического типа зависит от разнообразия входящего в его состав этнографического материала. Для близких по языку народов возможны разные формы политической интеграции (федерация, политический союз). При этом не стоит ущемлять интересы субкультур.
5. Период цивилизации каждого типа очень короток и никогда не возвращается.

Теория социального конфликта.

Развитие общества приводит к росту степеней свободы для поведения человека? а) чем меньше группа, тем более однородной она должна быть, чтобы сохраниться; б) чем больше группа, тем больше возможностей для проявления индивидуальности, но чем сложнее социальная структура общества, тем больше мы общаемся на уровне социальных ролей.
Функции конфликта по отношению социальному целому:
1. Конфликты способствуют сплочению социальных групп.
2. Конфликты способствуют сохранению социального порядка, поскольку в процессе конфликта создаются нормы, регулирующие конфликтное поведение.
3. Конфликты способствуют эмоциональной разрядке.
4. Конфликты способствуют сбору и упорядочиванию информаций.
Общественные конфликты – это акции противодействия, которых одни конфликтеры мешают другим достигнуть поставленной цели. Конфликтерами являются либо отдельные социальные группы, либо личности. Поскольку конфликты расцениваются как неизбежные (всегда существует столкновение интересов; человеческая агрессивность не устранима), следовательно, конфликтологи ставят вопрос о модели достойного выхода из конфликта, методов разрешения конфликта. Общество следит за тем, чтобы система методов, используемая сторонами для разрешения конфликта соответствовала его природе. Например: Случаи самосуда, когда силовое решение доминирует над системой права.
По характеру субъектов, участвующих в конфликте, выделяют:
1. Межгосударственные конфликты
2. Межэтнические (Еврейские погромы).
3. Межклассовые (революция, богатые-бедные).
4. Межпрофессиональные
5. Межколлективные.
6. Производственные.
7. Семейные.
8. Межличностные.
9. Личностно-групповые.
Алгоритм анализа конфликта.
Необходимо установить:
1. Полный состав участников и их роли.
2. Мотивировки конфликта у его участников.
3. Узнать, что послужило поводом, инцидентом конфликта.
4. Предмет конфликта.
5. Интересы конфликтеров на долгосрочную перспективу.
6. Выяснить позиции конфликтеров:
а) Какой тактики и стратегии они придерживаются.
б) Какие задачи они хотят решить именно в этом конфликте, насколько они значимы для достижения долгосрочных целей.
в) Насколько позиция участников адекватна их интересам.
г) Какой сфере социальной жизни относится конфликт, какова общественная значимость последствий, какие уровни в социальной структуре он затрагивает.
д) Определить эмоциональный фонд конфликта.
Структура конфликта.
Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, противоречие, из-за которого стороны вступают в противоборство.
Объект конфликта – это материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на основе пересечения взаимных интересов и сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.
Стратегии поведения в конфликте:
— Характер действий (наступление, оборона, нейтралитет).
— Степень активности (провоцирующие, ответные).
— Направленных этих действий.
Избранная стратегия реализуется через конкретные тактики поведения:
1. Жесткая тактика:
— Захват и удержание объекта.
— Физическое насилие, связанное с уничтожением материальных ценностей и блокирование чужой деятельности.
— Тактика психологического насилия (оскорбление, клевета, дезинформация, обман, унижение).
— Тактика давления (угроза, шантаж, требование).
2. Нейтральная тактика:
— Демонстративные действия (привлечение публичного внимания).
— Санкционированное воздействие на оппонента (взыскание, увеличение нагрузки).
— Тактика образования союзов для повышения своего ранга в конфликте.
3. Мягкая тактика:
— Фиксация своей позиции (логика, факты, аргументы).
— Тактика дружелюбия (подчеркивание общего, предоставление помощи).
— Тактика сделок (взаимный обмен благами).
Динамика конфликта.
1. Скрытый (латентный) период.
2. Открытый период (инцидент, эскалация конфликта):
а) вытеснение адекватного восприятия.
б) рост эмоционального напряжения.
в) переход аргументов к личным выпадам.
г) рост иерархического уровня нарушаемых интересов.
д) стадия применения насилия.
е) потери первоначального предмета разногласий.
ж) расширение границ конфликта, увеличение числа участников.
3. Завершение конфликта.
Формы завершение конфликта.
1. Разрешение конфликта на объективном и субъективном уровне.
2. Затухание.
3. Урегулирование (устранение конфликта).
4. Перерастание в другой конфликт.
Возможные конфликты XXI века.
До середины ХХ века конфликты выражались, прежде всего, в войнах, приводящих к уничтожению или ассимиляции отдельных групп. Затишье в мире есть не результат роста миролюбия, а результатом огромных империй в результате конфликты переместились внутрь империи и выражались как национально-освободительные религиозные войны, бунты и мятежи. В 1684 году был подписан «Вестфальский договор», который регулировал территориальные конфликты для существующих держав, но слабая правовая разработанность этого договора и научно-технический прогресс привели к I и II мировым войнам. Относительное затишье 1946-1980 года обусловлено ядерным противостоянием сверхдержав.
Конфликтогенные факторы современности.
1. Неопределенность сфер влияния.
а) Кавказ и Средняя Азия.
б) Иран, Афганистан, Пакистан и др.
в) выход России к Черному морю.
г) рост антиамериканских и антиизраильских настроений, объединение исламского мира для выхода из под контроля США.
2. Цивилизационный конфликт между бедными и слабо развитыми странами и богатыми, технологически передовыми. Рост коалиций слаборазвитых стран. Следствие: рост напряженности связанный с миграцией населения в более привлекательные страны.
Варианты реакций «продвинутых стран» на эту тенденцию:
1. Инвестирование в экономику слаборазвитых стран с целью стабилизации ситуации внутри страны и сокращение потока эмиграции.
2. Покупка политической верхушки и провокация внутри территориальных конфликтов.
3. Сложившаяся неадекватность в разделении природных ресурсов.
Неконтролируемый рост населения может привести…
Некоторые национальные ресурсы вдруг стали общими: например, общенациональные ресурсы: леса Амазонки, Европейские лица, …
Ничейные ресурсы: Луна. Антарктида.

Пропаганда и контрпропаганда в СМИ.

Информационное пространство (газеты, журналы и другие СМИ) – это поле для входа в когнитивное пространство одного человека. Если журналистика имеет дело с информацией, то пропаганда имеет дело с динамикой когнитивного пространства и направлена на создание новой социальной ситуации.
Информация – это источник принятия решения человека, следовательно, нужно формировать информационный поток. Гражданские и военные лица ведут борьбу за право интерпретации информации.
Способы захвата информационного потока:
1. Ввести свою интерпретацию.
2. Дискредитировать чужую – чтобы возникла двойственная оценка ситуации или убеждение недостоверности источника.
Структура информационного пространства (ИП):
ИП имеет свои границы, свой ресурс, свою инфраструктуру.
1. Границы:
А) На физическом уровне – границы государства низкая доступность иностранных СМИ;
Б) На интеллектуальном уровне – непонимание чужого языка и чуждое мировоззрение.
2. Инфраструктура:
А) На физическом уровне – технические средства пополнения и сохранения для него.
Б) На интеллектуальном уровне – журналисты, предоставляющие информацию
3. Ресурс.
А). На физическом уровне– объем информации необходимой для поддержания нормальной жизнедеятельности социума.
Б) На интеллектуальном уровне – структурированность потока информации.
Методы создания динамики информационного пространства.
1. Воздействие на население сnроится через аттракторы:
Выделение или создание ключевых фигур в социуме и работа через них. Фигура должна быть объектом неослабевающего интереса (PR — пиар), вокруг нее создается эмоционально-окрашенное детализированное поле. 2. Выделение ситуаций (обычно негативно-окрашенных), вызывающих эмоциональную реакцию у населения.
3. Соединение объект + ситуация (персона + ситуация).
Позитивный объект + позитивная ситуация – белый PR.
Негативная ситуация + объект – черный PR.
Частные механизмы воздействия на информационное пространство:
Информационная атака – это объем однотипной информации, которую мы вводим в информационное пространство. Для увеличения воздействия на население выделяются 3-5 тем, вокруг которых строится информационный поток. Информационная атака – это изменения посредством электронного доступа в информационной системе цели без нарушения ее физических компонентов.
— Утечка информации.
— Запрет.
— повтор и смена говорящих.
— Смена слушающих аудиторий.
— Привязка к событию.
— Воздействие через разные каналы коммуникаций.
— Смена времени: анонс того, что было вчера.
Технология ведения военной пропаганды.
Войны XXI века должны учитывать роль общественного мнения при проведении общественных операций, самое главное – сделать войну легальной и оправданной в глазах населения (особенно при затяжном характере военного конфликта поддержка населения со временем исчезает). Информационная война на I этапе имеет 2 цели:
1. Контроль физического пространства (задержка допуска журналистов в течение 48 часов).
2. Контроль символического пространства. К сожалению, «террористы» не имеют другой возможности проникать в массовое сознание, как создавать повод для СМИ.
Символы (пр.: Башни-близнецы Нью-Йорка) всегда эмоционально окрашены и ограждены психологической защитой неприкосновенности, поэтому падение или разрушение символа несет такой же урон для духа нации, как и физическое поражение.
Война информационная всегда предшествует войне реальной. В международном праве отсутствуют юридические основы для применения санкций к противнику за информационную атаку.
Плюсы информационной войны:
1. Ведется на чужой территории без ограничения, пересекая любые границы.
2. Война не оставляет следов и разрушений: возникает иллюзия самостоятельного принятия решений, противник может стать сторонником.
3. Есть возможность получать информацию из открытых источников.
Минусы информационной войны:
1. Тотальность воздействия.
2. Подделка и дезинформация канала наших противников.

Методы социологического исследования.

1. Опрос
Виды опроса:
1. Групповой.
2. Индивидуальный.
3. Очный.

4. Заочный.
5. письменный.
6. Устный.
Плюсы и минусы различных видов опроса:
Интервьюер должен уметь проводить социальный опрос и быть подготовленным (подготовка и обучение интервьюера требует финансовых и временных затрат и не всегда гарантирует качество). Индивидуальный опрос требует много времени. Ответы респондентом могут искажаться: при неумелой попытке интервьюера «помочь с ответом»; под влиянием присутствия окружающих. Письменный опрос: низкий процент возврата; возможность порчи анкет.
Классификация вопросов.
1. По содержанию:
— о фактах сознания (мнение, пожелание, ожидание, планы).
— о фактах поведения (о поступках, действиях или результатах действия).
— о личности (пол, возраст, образование, профессия, статус и др.).
2. По функциям:
— основные (направлены на сбор информации по теме).
— не основные:
— вопросы-фильтры (выявляют адреса основного вопроса).
— вопросы контрольные (проверка искренности человека).
3. По форме:
— открытые (чистые строки, где человек сам записывает результат).
— закрытые (имеют ограниченный перечень вариантов ответов). В содержании вопросов количество негативных и позитивных ответов должно быть сбалансировано.
— альтернативные (вопросы с одним правильным ответом).
— неальтернативные (несколько вариантов).
— прямые (вопрос «прямо в лоб» («Курите ли Вы?»)).
— косвенные (в содержание включена воображаемая ситуация).
— шкалированные (в основу вопроса положен один признак).

2. Наблюдение.
Наблюдение – метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия объекта исследования.
Виды наблюдений:
1. Внешнее (простое наблюдение).
2. Внутреннее (включенное).
3. Полевое (в реальных жизненных условиях (скрытая камера в магазине, лабораторное исследование)).
4. Лабораторное.
5. Систематическое.
6. Случайное.
При построении план наблюдения всегда нужно определить:
1. Признаки, которые мы хотели бы выявить методом наблюдения и их эмпирические индикаторы. Пример: «Уверенность в себе докладчика» – признак. Его индикаторы: четкая речь, взгляд, направленный на аудиторию, отсутствие «лишних движений» (теребит карандаш, раскачивается на кончиках пальцев ног) и т.п.
2. Круг ситуации, который мы будем наблюдать: в которых с наибольшей вероятностью смогут проявиться интересующие нас качества явления, ситуации, испытуемого, социальной группы.
3. Метод контент- анализа.
Способ исследования , направленный на получение латентной информации из документов различного рода. Документы, которые мы можем проанализировать, могут быть:
1. По форме изложения:
— статистические (цифровые);
— вербальные (научные статьи, реклама).
2. По значимости: официальные — неофициальные.
3. По способу фиксации информации: письменные, иконографические (картины, киноленты, фотодокументы), статистические, фонетические (магнитные записи, мелодии).
Подготовка к исследованию:
1) выделить единицу анализа (признак). Например: присутствие туристической тематики в названии ТМ
2) Операционализировать его: как он может проявляться в исследуемом документе. Например: Сколько раз встречаются фирмы (ТМ) с названиями, отражающими туристическую тематику, в структуре которых присутствуют части или слова «туризм», «тур» на русском и иностранном языке?
3) Выделить единицу наблюдения и счета – как мы определим «плотность» с которой встречается тот или иной признак в документе (число сток, образов, знаков; время). Это дает возможность сравнения разных документов с друг другом. Например: Как сравнить журнал из 100 страниц и из 26 по степени выраженности интереса к проблеме рака кожи? Нужно посчитать с какой частотой встречается на статью (колонку, абзац, страницу) слова, отражающие данную проблему: «рак», «рак кожи», «химиотерапия» и др.
4. Фокус-группы в социологическом исследовании.
Фокус-группа – это группа 7-8 человек, отобранная по определенным признакам, между которыми проводится тематическая дискуссия. Управляется эта дискуссия модератором – ведущим группы. Он знает цели, план дискуссии, задает вопросы, предоставляет слово.
Цель фокус-группы – получить качественные (не количественные!) данные о представлении людей, об их ожиданиях, более глубокую информацию, сбор информации идей.
Количество групп.
1. Их должно быть не менее двух по данной теме. Количество значимых признаков (оказывающих влияние на результаты), по которым отбираются участники группы, определяет количество фокус-групп.
2. Обсуждение в группах проводим до тех, пока информация остается новой, не начинает повторяться, но не более 2,5 часов с кофе-паузой.
3. Количество вопросов для обсуждения зависит от поставленных целей.
Состав участников (рекрутинг – определение состава участников).

1.Социальная принадлежность.
2. Жизненный опыт.
3. Статус потребителя.
4. Степень компетентности.
5. Возраст и семейный статус.
6. Культурные различия.
7. Пол.
8. Количество участников (7-8 человек).
Выбор места проведения группы проводится по критериям:
1. Нейтральное.
2.Комфортное (тишина, температурный режим, посадочные места в меру комфортные).
3. Транспортная доступность места или обеспечить их доставку.
4. Все участники должны видеть друг друга.
5. Место сидение участника не должно свидетельствовать о его статусе.
13. Составление программы социологического исследования.
1. Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования может выступать как конкретный человек, так и абстрактное понятие. Например: «процесс восприятия». Предмет же – это те условия или тот аспект, который мы хотим изучить в данном объекте. Например: «возрастные особенности цветового восприятия».
2. Выборка – это конкретные люди, с которых вы снимаете информацию.
Репрезентативность выборки – насколько малая выборка, с которой снимается информация, отображает основные характеристики генеральной совокупности. Объем выборки – сколько человек должно быть опрошено, чтобы могли судить о достоверности результата. Чем больше признаков необходимо задействовать, чтобы сформировать нужную нам для исследования выборку, тем больше должны быть ее размеры.
3. Гипотеза:
– Объясняющая (делают предположение о причинно-следственных связях).
– Описательная (фиксирует наличие или отсутствие качеств у объекта исследования)
4. Методы исследования: определяются экспериментатором исходя из целей (особенностей объекта и предмета исследования), средств (технических и материальных) и временного ресурса.
5. План-сетка этапов проведения исследования.
6. Обработка и анализ результатов.

Управление организаций.

Характер возможных изменений в организации:
1. Любое изменение организации связано с изменением целей организации и, прежде всего, целей руководства.
2. Изменение в среде персонала организации.
3. Изменение в технологии.
4. Изменение на рынке.
5. Форма изменения организации.
Прежде чем начать программу модернизации фирмы руководству необходимо ответить себе на ряд вопросов:
а) Зачем изменения нужны фирме?
б) Куда (к какой модели?) должна прийти организация?
в) Как (программа изменений, график изменений)?
Структура организации является отражением с одной стороны – технологии производства конечного продукта, а с другой –отражает неформальное распределение прав, ответственности (между сотрудниками), за счет характера отношений руководства и подчиненных Удовлетворенность от работы напрямую связана со степенью удовлетворения потребностей личности разного уровня: жизнеобеспечение, безопасности, в достижении и т.д. Трудовая деятельность часто связана с конфликтом интересов. Невозможно одновременное удовлетворение всех интересов всех сотрудников и организации. Стратегии поведения в ситуации конфликта интересов могут строиться по нескольким моделям:

1. Выиграл – проиграл.
2. Выиграл – выиграл. 3. Проиграл – выиграл.
4. Проиграл – проиграл.

Существует 2 рода активности руководства:
1. Первый направлен на достижение целей.
2. Второй направлен на интеграцию, объединение персонала организации.
Типы ошибок персонала:
1. Массовая ошибка. Массовая ошибка возникает, когда нарушена технология обучения персонала.
2. Допустимая ошибка – это ошибка, которая не касается самой технологии работы, и не оказывает влияния на результат.
3. Недопустимая ошибка оказывает влияние на качество. Возникает и необходимая (случайная) ошибка.
4. Умная ошибка. Она связана с творческим подходом сотрудника к работе.
Формы контроля в организации:
1. Контроль по процессу.
2. Контроль по результату.
Профессиональная карьера:
Вертикальная и горизонтальная. Вертикальная связана с управленческой деятельностью. Горизонтальная связана со специализацией, с узкой должностью. Профессиональная. Организационная – траектория движения работников внутри организации.
По форме выделяют карьеры:
1. Линейная.
2. Идеальная (карьера по восходящей).
3. Регрессивная (по наклонной плоскости).
4. Стагнирующая.
5. Нелинейная, прерывистая карьера (декрет и др.).
По динамике продвижения выделяют:
1. Нормальную (когда 3-5 лет освоение должности).
2. Стремительная.
3. Десантная, связанная с замещением человека на должности.
Механизмы карьерного процесса:
1. Социальная среда. Специфика потребностей общества.
2. Конкуренция.
3. Активность и энергичность субъекта карьеры.
а) приобретать специализацию.
б) опыт.
в) искать информацию о востребованности специальности.
г) что сдерживает вас в карьере.
Подбор персонала в фирму.
Модульный подход к профпригодности.
Модуль состоит из типового элемента деятельности и психологических требований. Модуль должен соответствовать следующим критериям:
— регулярно проявляться в процессе работы.
— его отсутствие приводит к снижению эффективности деятельности.
— соответствует технике безопасности.
— соответствовать программе обучения по данной профессии.
Типы модулей:
По предметам труда. Пример: обработка сложных миниатюрных предметов. Профессии: хирург, ювелир, часовой мастер. Психологические требования: хорошее зрение, концентрация внимания, координация движений, уравновешенность нервной системы.
По особенностям орудий труда. Пример: типовой элемент деятельности — работа с точными приборами. Профессии: часовщик. Психологические требования: координация движения.
По целям труда. Пример: обучение и инструктирование. Профессии: преподаватель, инструктор. Психологические требования: внятная равномерная речь, коммуникативные навыки.
Условия труда. Пример: типовой элемент деятельности – частые разъезды (водитель). Психологические требования: подвижность нервной системы, физическая выносливость.
Психологические особенности отдельных операций: типовой элемент деятельности – разравнивание и выравнивание поверхности. Профессии: штукатур, асфальтоукладчик. Психологические требования: хороший глазомер и т.д.
Управление человеческими ресурсами.
1. Составление профессиограммы и отделения профпригодности сотрудника.
2. Требование к личности работника.
3. Необходимо составить модели специалистов и систему их подготовки, обучение персонала внутри фирмы.
4. Система аттестации профессионала.
5. Кадровая политика.
6. Корпоративная культура.
Последовательность действий при подборе персонала.
1. Оценка требований кандидату на вакантное место. В организации всегда должен быть резерв кадров.
2. Поиск внутренних на замещение должности внутри фирмы.
3. Принятие решения о наборе новых сотрудников.
4. Действие отдела кадров по приему сотрудника.
5. Объявление, отбор кандидатов, найм сотрудника.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »