Социальная поддержка в городе Новосибирск и области


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки населения

1.1 Сущность, направления и функции социальной поддержки населения

1.2 Социальная поддержка населения муниципального образования

Глава 2.Социальная поддержка в городе Новосибирск и области

2.1 Программы, действующие на территории города Новосибирск и области

2.2 Социальная поддержка населения на 2010 — 2012 годы в НСО, как основа для программы соц. Поддержки в городе Новосибирск

2.3 Программы социальной поддержки населения города Новосибирска на 2011-2013 годы

2.4 Новые виды социальной поддержки семьям с детьми

2.5 Социальная поддержка в 2013 году

Заключение

Список литературы:

Введение

Данная курсовая работа посвящена организации социальной поддержки в муниципальном образовании.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка — это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.

Социальная защита и поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений — оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Объектом данной работы является анлиз программ организация социальной поддержки населения муниципального образования в городе Новосибирск.

Предметом являются способы осуществления данной поддержки.

Цель исследования — изучить, через анализ программ организацию социальной поддержки на примере города Новосибирска и области.

Задачи данной курсовой работы:

* изучить предмет социальной поддержки, его законодательные и теоретические основы;

* определить методы реализации социальной поддержки в городе Новосибирск и области;

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе содержатся теоритические аспекты понятия “социальная поддержка”. Суть второй главы сводится к анализу действующей программ социальной поддержки в городе Новосибирск и области.

Глава 1. Теоретические и законодательные основы социальной поддержки населения

1.1 Сущность, направления и функции социальной поддержки населения

Социальная поддержка населения — система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Она предусматривает: выплату пособий по определенным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячные денежные выплаты; предоставление и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Меры социальной поддержки по расходным обстоятельствам дифференцируются на меры, являющиеся расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, с.12].

Социальная политика — это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект[2, с.13].

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.[9, с.18].

Что касается социальной поддержки населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [3, с.315].

Социальная поддержка и защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная поддержка населения в широком смысле слова — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [4, с.56].

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

— социальное обеспечение;

— социальную поддержку (помощь) [4, с.57].

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Тем самым, можно считать социальную поддержку, как таковую, основной частью социальной защитыю.

Социальная защита на практике осуществляется через государственную социальную деятельность, основными направлениями которой являются:

· по социально-профессиональным областям деятельности — оказание услуг (медицинских образовательных, социокультурных, в жилищно-коммунальной и рекреационно-досуговой сферах, в области физкультуры и спорта);

· по группам населения и определенным этапам жизни человека (в отношении детей и детства, когда субъектами социальной деятельности являются дети, их родители, а также иные физические и юридические лица, легитимно представляющие их интересы);

· в отношении нетрудоспособного населения, когда субъектами социальной деятельности становятся лица, в предусмотренных действующим законодательством случаях: в старости, при временной и стойкой утрате трудоспособности и иных обстоятельствах;

· в отношении трудоспособного населения, когда субъектами социальной деятельности являются лица из числа экономически активного населения;

· в отношении семей, включающую социальную деятельность, предусматривающую систему мер по воспроизводству и семейным отношениям и другим вопросам, связанным с институтом семьи.

Социальное обеспечение — государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. Оно имеет значение не только для указанных категорий, но и для трудоспособного населения, так как создает надежную базу для жизнедеятельности в старости, в случаях наступления временной или стойкой нетрудоспособности, в содержании семьи при низких семейных доходах и др.

Основными принципами социальной поддержки населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [5, с.29].

Основные цели социальной защиты и поддержки населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [5, с.31].

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [5, с.35].

1.2 Социальная поддержка населения муниципального образования

Социальная политика муниципального образования включает в себя структурообразующие элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную работу.

Безусловно, центральное место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения муниципального образования.

Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т. д. Кроме того, изменение менталитета населения, постепенное укрепление гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию [6, с.163].

Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни; относительная — при сравнении различных групп населения. Следовательно, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.

Социальная защита муниципального образования, как и социальная политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.

Более широким понятием социальная защита является по той причине, что она носит (точнее, должны носить) преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.

При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой муниципального образования понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данной категории населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств [7, с.116-117].

Социальная защита муниципального образования, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты населения муниципального образования таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг.

Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального образования осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита населения муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью [6, с.165-167].

Вместе с тем социальная защита населения муниципального образования, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.

Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

В настоящее время институт социальной защиты каждого муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм [8, с.301-302].

Социальная защита населения муниципального образования также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимума, результатом которых обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг.

Учреждение социальной защиты населения является не только организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но и действующим субъектом в системе общественных отношений государства. Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом.

Для учреждения социальной защиты населения эти факторы являются факторами окружающей среды, которые оказывают на него прямое или косвенное воздействие.

У числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и др.

Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики.

В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом учреждении, так и в его деятельности.

Деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.

Итак, в современных условиях политика социальной защиты населения занимает центральное место. Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т. д. Социальная защита носит преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.

Глава 2.Анализ социальной поддержки в городе Новосибирске

2.1 Программы, действующие на территории города Новосибирск

В Новосибирске более 130 тыс. человек, или 9,4% горожан, состоят на учете в службе социальной поддержки населения. К ним относятся одинокие пенсионеры и инвалиды (34,4%), семьи с несовершеннолетними детьми (21,5%) и другие категории. В этом году заканчивается срок реализации городской целевой программы социальной поддержки населения на 2008-2010 годы. Все запланированные мероприятия были выполнены в полном объеме.

На заседании президиума мэрии специалисты обсудили проект ведомственной целевой программы на 2011-2013 годы. Ее цели — поддержание уровня жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранение социальной стабильности в обществе. Для этого документ предусматривает выделить из городского бюджета 967,3 млн рублей. Более половины средств пойдет на муниципальную единую денежную выплату (ЕДВ) для обеспечения бесплатного проезда пенсионеров на городском пассажирском транспорте.

«Главное отличие целевых программ, — подчеркнул мэр Владимир Городецкий, — это системность и последовательность. Но сохраняя меры поддержки, сформированные в предыдущие годы, мы одновременно начинаем работу по новым направлениям. В этой программе мы делаем акцент, во-первых, на помощи неполным семьям с детьми. Второе приоритетное направление — оказание адресной помощи ветеранам, в том числе труженикам тыла. Обследование, которое провели специалисты, показало, что здесь существует целый пласт проблем, которые требуют решения».

С 1 января 2011 года в Новосибирске и области вступил в силу закон «О мерах социальной поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»1. Закон Новосибирской области от 02.12.2010 № 27-ОЗ [О мерах социальной поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов], который предполагает дополнительные меры социальной поддержки для граждан, которым на момент окончания войны не исполнилось 18 лет и один из родителей которых погиб, либо пропал без вести при защите Отечества. Закон обсуждался и разрабатывался при участии общественных организаций ветеранов и детей погибших участников войны.

В Новосибирске запущен пилотный проект по оказанию социальной поддержки гражданам на основе Социального контракта и взаимных обязательств, проект внедрения программного обеспечения нового поколения — информационной системы «Социальный паспорт гражданина», которая позволит в перспективе перейти к технологиям «электронного правительства» и предоставлению государственных социальных услуг в электронной форме.

Основной задачей органов социальной защиты населения является выполнение всех социальных обязательств по предоставлению гражданам социальных выплат, пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки.

В районах города развивается сеть мобильных клиентских служб отделов пособий и социальных выплат, которые выезжают для приема населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах и оперативно рассматривают вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных традиций являются приоритетными задачами социальной политики.

С 1 января 2011 года в силу вступил Закон Новосибирской областиПостановление областной Администрации Новосибирской области от 01.10.2010 N 2677 [Об утверждении ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011 — 2013 годы] «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области», а с 1 января 2012 года — закон об областном семейном капитале. Началась реализация долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012 — 2015гг, которая охватывает разные сферы жизни семей с детьми: воспитание, здоровье, образование, социальную защиту, спорт, занятость и досуг.

С 2008 года в Новосибирске, вручается Знак отличия «За материнскую доблесть». Эта награда — поощрение и знак признательности за нелегкий материнский труд многодетным матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей.

Отдельное важное направление социальной работы — организация социальной, социокультурной реабилитации инвалидов и создание доступной среды. В специализированных учреждениях министерства социального развития Новосибирска инвалиды могут получить полный комплекс услуг социально-психологической, социально-средовой, социокультурной реабилитации и социально-бытовой адаптации. Всего в учреждениях социальной защиты такую адаптацию ежегодно проходят более 22 тыс. человек.

В связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов возникла необходимость усилить меры по обеспечению инвалидов доступом к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, информации и связи, а также к социальным услугам. Учитывая это, в области разработана долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Новосибирске на 2012-2015 годы».

Действующий в области банк данных детей с ограниченными возможностями позволяет иметь информацию о семьях с детьми-инвалидами и знать потребности каждой такой семьи. Для социализации семей данной категории совместно с общественными организациями внедряются в работу новые формы и технологии: службы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, выездные мобильные бригады, ресурсные центры, «Психологические гостиные», лекотеки. Введение этих инноваций стало возможным в результате реализации региональной программы «Первые ступеньки к развитию», получившей финансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги предусматривают помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В ходе административной реформы создан реестр государственных услуг в сфере социальной защиты населения, в который входят 74 административных регламента предоставления государственных услуг. Регламенты устанавливают требования к качеству, доступности и комфортности предоставления социальных услуг. Они определяют сроки получения услуги и отдельные её этапы. Для учёта мнений непосредственных получателей услуг проекты административных регламентов в обязательном порядке проходят общественную экспертизу.

На территории области и Новосибирска в том числе, реализуются следующие целевые программы в сфере социальной защиты населения:

· Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы

· Долгосрочная целевая программа «Семья и дети» на 2012-2015 годы

· Ведомственная целевая программа «Социальная поддержка населения Новосибирска на 2010-2012 годы»

· Долгосрочная целевая программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы»

· Долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Новосибирске на 2012-2015 годы»

· Долгосрочная целевая программа «Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы».

· На территории Новосибирской области реализуются следующие целевые программы в сфере социальной защиты населения:

· На территории Новосибирской области реализуются следующие целевые программы в сфере социальной защиты населения:

Программы действующие на территории города Новосибирск:

· Льготный проезд в 2012 году

· Декада инвалидов — 2012

· Перечень предприятий торговли, обслуживающих по муниципальной дисконтной карте

· Перечень аптек города, обслуживающих по муниципальной дисконтной карте

· Перечень лекарственных препаратов, на которые предоставляется 7% скидка по муниципальной дисконтной карте

· Конкурс «Семья — основа государства»

· Новые виды помощи семьям с детьми

· Сурдоперевод

· Структура льгот в Новосибирске: федеральные, региональные, муниципальные

· Порядок выдачи муниципальных дисконтных карт

· Памятка по выплатам, льготам, и субсидиям для семей с детьми

· Жилье для молодой семьи (памятка по федеральным программам)

· Договор пожизненной ренты

· Служба «Социальное такси»

· Порядок оказания социальной помощи

· Муниципальное пособие по безработице

· Помощь на ремонт печей и электропроводки

В 2009 году была разработана программа социальной поддержки на ближайшие два года, которая будет действовать вплоть до конца текущего 2012 года

Программа Приказ: Об утверждении ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения Новосибирской области на 2010 — 2012 годы» (с учетом изменений внесенных приказом министерства социального развития Новосибирской области от 29.12.2011 № 982) направлена:

1) на социальную поддержку граждан и малоимущих семей, повышение уровня социальной защищенности населения Новосибирской области, обеспечение нуждающихся граждан социальными услугами в необходимом объеме и качестве.

В условиях экономического спада в трудной ситуации оказались, прежде всего, те, кто и ранее находился в «зоне риска», — малообеспеченные, многодетные семьи, семьи с одним родителем, граждане пожилого возраста, инвалиды по общему заболеванию.

Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает более 100 видов различных социальных выплат и льгот, предоставляя при этом право гражданину на получение одновременно от 2 до 5 мер социальной поддержки.

2) на улучшение социального положения граждан пожилого возраста, составляющего 27% (по состоянию на 31.12.2009 г.) населения Новосибирска, повышение уровня их социальной адаптации.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям. Многие из них чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность в современных социально-экономических условиях, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве. У пожилых людей затрудняются социальные контакты, уменьшаются возможности для полноценного участия в жизни общества. Учитывая темпы старения населения и ослабление морально-этических норм и ценностей в обществе, приводящих к «социальному сиротству» многих граждан пожилого возраста, не получающих помощи от родственников трудоспособного возраста, требуются целенаправленные действия по упрочению социальной защищенности пожилых граждан.

Совокупность перечисленных факторов обуславливает актуальность заботы и поддержки со стороны государства многодетных семей, малообеспеченных граждан, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пожилых людей.

Программа предусматривает мероприятия по социальной защите и поддержке именно той части населения области, которая не может собственными силами справиться со сложной жизненной ситуацией, и мероприятия по социальной поддержке граждан пожилого возраста, активизации социального партнерства с общественными ветеранскими организациями.

Финансирование программы было изменено. В связи с изменением объемов финансирования мероприятий ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения Новосибирской области на 2010-2012 годы» на 2011 и 2012 годы, принятием долгосрочных целевых программ «Семья и дети» на 2012-2015 годы», «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы», повлекшим исключение ряда мероприятий, а также изменения задач ведомственной целевой программы.

Как рассказала начальник управления социальной поддержки населения мэрии Тамара Колдина, на социальную поддержку семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, за три года будет потрачено около 98 млн рублей (9,5% от всего объема финансирования программы). В 2011 году планируется увеличить с 6 до 7,5 млн рублей расходы на помощь в подготовке к началу учебного года. Таким образом, средний размер помощи на одного ребенка увеличится с 2 до 2,5 тыс. рублей. С 300 до 500 рублей в месяц будет увеличен размер стипендий для студентов-инвалидов.

Кроме того, в этом разделе предусмотрены такие новые меры, как:

— ежеквартальные пособия на детей для неполных многодетных семей (500 рублей на ребенка);

— ежеквартальные пособия для детей-инвалидов из неполных семей (1000 рублей на ребенка);

— помощь выпускникам школ из нуждающихся семей;

— помощь на приобретение методического материала, развивающих игр для детей-инвалидов, обслуживаемых на дому;

— помощь студенческим семьям с детьми, обучающимся на очном отделении;

— помощь выпускникам детских домов в ремонте закрепленного за ними жилья.

На социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны в программе заложено более 50 млн рублей (5,3% от общего объема финансирования программы). В этом году более 650 ветеранам Новосибирска городская администрация помогла сделать косметический ремонт жилья на общую сумму более 13 млн рублей.

Программой предусмотрены также меры социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов; граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; работников бюджетной сферы; совершенствования автоматизированной информационной системы социальной помощи малоимущим жителям города и повышения уровня профессиональной подготовки специалистов органов социальной поддержки населения.

Основная мера поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов — муниципальная единая денежная выплата для обеспечения бесплатного проезда пенсионеров на городском пассажирском транспорте. Ее финансирование за 3 года составит более 550 млн рублей, то есть 57,8 % от общего объема средств. 62 млн рублей планируется выплатить в виде ренты и единовременных пособий для граждан, заключивших с мэрией договор пожизненной ренты. В настоящее время действует 160 таких договоров, за три года планируется заключить еще 75. Всего на социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках программы будет потрачено 624 млн рублей (64,6% от всей программы).

Общая социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает адресную социальную помощь:

— на лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью, в том числе детям;

— на приобретение и доставку угля;

— на ремонт ветхого жилья, систем печного отопления и электропроводки.

Объем финансирования этого раздела составит 150 млн рублей (15,5% от всей программы).

На мероприятия по социальной поддержке работников бюджетной сферы предусмотрено 46,6 млн рублей, или 4,8 % от общего объема программы. К ним относятся расходы на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы и другие.

На повышение уровня профессиональной подготовки специалистов органов социальной поддержки населения ежегодно планируется выделять по 1 млн рублей, что позволит обучать 80 специалистов в год. Объем финансирования всего раздела составит за три года 3,3 млн рублей (0,3 % от всей программы).

Также, с 1 по 10 декабря в Новосибирске проходила Декада инвалидов Декада инвалидов — 2012[Электронный источник], приуроченная к Международному дню инвалидов. В настоящее время в городе проживает около 100 тысяч граждан, имеющих инвалидность, в том числе около 3 тысяч детей.

Для решения социальных проблем инвалидов, детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов приняты и реализуется ведомственные целевые программы «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011-2013 годы, «Дети и город» на 2012-2016 годы. За счет средств муниципального бюджета оказывается адресная материальная помощь на дорогостоящее лечение, оплату технических средств реабилитации для детей-инвалидов и другие нужды. Кроме того, выплачиваются ежеквартальные пособия для детей-инвалидов из неполных семей и ежемесячные дополнительные стипендии студентам-инвалидам.

В комплексных центрах социального обслуживания населения, существующих в каждом районе, работают отделения реабилитации инвалидов. Здесь оказывают социально-психологическое и правовое консультирование инвалидов и членов их семей, содействуют в обеспечении техническими средствами реабилитации и обучают навыкам их использования, предоставляют услуги массажа и ЛФК, организуют профильные заезды в отделения дневного пребывания, ведут активную клубную работу, обучают работе на персональном компьютере.

В целях создания безбарьерной среды для маломобильных жителей мэрия реализует ведомственную целевую программу «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска» на 2011-2013 годы. Одним из ее направлений является согласование проектов планировки зданий и помещений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о создании среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения. Также в рамках программы ведется работа по обустройству пандусами и комплексом вспомогательных сооружений учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения. Для граждан, имеющих сложности в пользовании общественным транспортом, предоставляется транспортная услуга «Социальная служба сопровождения», в том числе с использованием спецавтотранспорта для носилочных больных.

Для обеспечения социальной поддержки инвалидов в Новосибирске в соответствии с ведомственной целевой программой «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011-2013 годы ежегодно проводится Декада инвалидов.

Согласно постановлению мэрии подготовкой и проведением декады занимается городской координационной совет по проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов. Департамент по социальной политике совместно со структурными подразделениями мэрии организует и проведет комплекс мероприятий с участием местных организаций Всероссийского общества инвалидов, органов территориального общественного самоуправления по месту жительства инвалидов.

В целях улучшения качества жизни нуждающихся семей с детьми с 01.01.2011 в городе Новосибирске ведется работа по оказанию новых видов социальной поддержки семьям с детьми Порядок назначения и выплаты ежеквартального пособия неполным многодетным семьям утвержден постановлением мэрии города Новосибирска от 16.12.2010 № 5797.

1. Выплата ежеквартальных пособий на детей для неполных многодетных семей, постоянно проживающих на территории города Новосибирска, в размере 500,0 рублей на одного ребенка.

Назначение и выплата пособия на каждого ребенка осуществляется неполным многодетным семьям, в том числе неполным приемным семьям, имеющим в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, включая усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области на момент подачи заявления.

Порядок назначения и выплаты ежеквартального пособия неполным многодетным семьям утвержден постановлением мэрии города Новосибирска от 16.12.2010 № 5797. Для назначения пособия одинокий (разведенный) родитель должен обратиться в муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» по месту жительства и представить следующие документы:

· заявление о назначении и выплате пособия с указанием номера расчетного счета в банке для перечисления средств (далее — заявление);

· паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность законного представителя (подлинный экземпляр и его копию);

· справку с места жительства детей об их совместном проживании с законным представителем, выданную управляющей организацией, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом, либо приказ главы администрации района города Новосибирска о разрешении на раздельное проживание с подопечным;

· свидетельства о рождении детей (подлинные экземпляры и их копии);

· справку о доходах семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;

· удостоверение многодетной матери (отца) (подлинный экземпляр и его копию);

· свидетельство о расторжении брака либо свидетельство о смерти супруга (супруги) законного представителя (подлинные экземпляры и их копии);

· приказ главы администрации района города Новосибирска об установлении над ребенком опеки (попечительства) либо договоры о приемной семье (на детей, находящихся под опекой (попечительством) либо проживающих в приемной семье);

· справку из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (на детей одинокой матери).

2. Выплаты ежеквартальных пособий для детей-инвалидов из неполных семей, в размере 1000,0 рублей на ребенка.

Назначение и выплата пособия осуществляется одиноким (разведенным) родителям (усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям (вдовам и вдовцам), не вступившим в повторный брак, проживающим совместно с ребенком-инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Порядок назначения и выплаты ежеквартального пособия неполным семьям с детьми-инвалидами утвержден постановлением мэрии города Новосибирска от 16.12.2010 № 5777. Для назначения пособия законный представитель ребенка-инвалида должен обратиться в муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» по месту жительства и представить следующие документы:

· заявление о назначении и выплате пособия с указанием номера расчетного счета в банке для перечисления средств;

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя (подлинный экземпляр и его копию);

· справку, выданную управляющей организацией, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом по месту жительства законного представителя о совместном проживании с ребенком-инвалидом;

· свидетельство о рождении ребенка-инвалида (подлинный экземпляр и его копию);

· справку медико-социальной экспертизы на ребенка-инвалида (подлинный экземпляр и его копию);

· заключение федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» о нуждаемости ребенка-инвалида в постоянном постороннем уходе;

· свидетельство о расторжении брака либо свидетельство о смерти супруга (супруги) законного представителя (подлинные экземпляры и их копии);

· справку из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (на детей одинокой матери);

· приказ главы администрации района города Новосибирска об установлении над ребенком опеки (попечительства) либо договор о приемной семье (для ребенка-инвалида, находящегося под опекой (попечительством) либо проживающего в приемной семье).

3. Социальная помощь выпускникам школ.

Оказывается малоимущим семьям, имеющим ребенка, который оканчивает школу в текущем году.

Для получения помощи законный представитель ребенка, оканчивающего школу в 2011 году, должен обратиться в муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» по месту жительства и представить следующие документы:

заявление с указанием номера расчетного счета в банке для перечисления средств;

паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

справку о составе семьи;

справку о доходах семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;

справку из школы об обучении ребенка в 9 или 11 классе.

Говоря о том, какие изменения будут в следующем 2013 году, нужно отметить, что уже разработана новая программа социальной поддержки области на 2013-2015 годы, которая безусловно повлияет на поддержку в городе Новосибирск, как таковом.

Данная программа является преемником аналогичной программы, действующей с 2010 по 2012 годы на территории области. Программа была разработана для оказания адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и семьям, гражданам пожилого возраста и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны. По итогам 2011 года программа была признана эффективной и показала свою состоятельность.

Как отмечает Раиса Ануфриева, основное отличие программы на 2013-2015 годы состоит в том, что в мероприятия, входящие в раздел оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, включены социальные выплаты гражданам, которые финансируются из областного бюджета. Выплаты будут проиндексированы на 6% к уровню 2012 года.

Кроме этого, в указанные мероприятия программы, включены новые выплаты, которые будут производиться с 2013 года — это выплата областного семейного капитала многодетным семьям, ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области.

«Реализация Программы 2013-2015 годов позволит сформировать целенаправленную масштабную политику адресной социальной помощи населению области. Последовательное осуществление и развитие социальной политики окажет позитивное влияние на повышение качества жизни населения Новосибирской области», — отмечает Раиса Ануфриева.
Так, за счет программы в 2013 — 2015 годах планируется оказывать адресную социальную помощь отдельным категориям гражданам по различным направлениям. В частности, это поддержка в трудной жизненной ситуации; проведение дорогостоящего и санаторно — курортного лечения; ремонт и газификация жилья, землеустройство; предоставление социальных гарантий (социальных выплат).

Всего на социальны выплаты, предусмотренные программой на 2013-15 годы, планируется направить более 25 млрд. рублей.

При этом рост объемов бюджетных средств, необходимых для финансирования программы на предстоящий трехлетний период, обусловлен повышением планируемых расходов, направленных как на обеспечение наибольшего охвата нуждающихся граждан, так и на социальную значимость оказываемой помощи. В частности, с 2013 года запланировано увеличение до 5 тысяч рублей единовременной материальной помощи инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, а также бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, в связи с проведением Дня Победы.

В свою очередь Губернатор Василий Юрченко отметил, что сегодня население недостаточно информировано о мерах социальной поддержки, действующих в регионе: «Мы относимся к субъектам страны, которые по сравнению с другими областями и краями тратят очень серьезные средства на социальную поддержку населения. Но проблема в том что, мы недостаточно информируем об этом наших жителей. Совсем недавно мы перешли на оказание персонифицированной поддержки нуждающимся гражданам. Такой подход поможет определять в каких категориях и в каких масштабах люди пользуются социальной поддержкой». Основные положения соответствующей ведомственной целевой программы на заседании регионального Правительства, проведённом Губернатором Василий Юрченко.[Электронный источник]

Заключение

социальный поддержка население новосибирск

Подводя итог проделанной работе, нужно отметить, что все поставленные цели и задачи были выполнены.

Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики и важнейшей технологией государственного управления, ориентированного на исполнение конституционных социальных обязательств. Социальная защита, как государственно-общественный институт, представляет собой комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, с целью профилактики социальных рисков и компенсации ущерба вследствие их реализации. Он основан на солидарной ответственности членов общества.

В рамках данной курсовой были рассмотрены:

* была изучена теоритическая и законодательная основа социальной поддержки;

* были проанализированы примеры программ социальной поддержки в городе Новосибирск;

В целом, можно смело говорить, что в Новосибирске и области социальная поддержка приемлемо осуществляется.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248.;

2. Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный источник] Режим доступа: legis. ru/misc/doc/1288/;

3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный источник] Режим доступа: legis. ru/misc/doc/1478/;;

4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный источник] Режим доступа: legis. ru/misc/doc/2412/;

5. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» [Электронный источник] Режим доступа: legis. ru/misc/doc/1488/;

6. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный источник] Режим доступа: legis. ru/misc/doc/3490/;

7. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке граждан, имеющих детей» [Электронный источник] Режим доступа: legis. ru/misc/doc/1578/;

8. Закон Новосибирской области от 02.12.2010 № 27-ОЗ [О мерах социальной поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов [Электронный источник] Режим доступа: rg. ru/2011/11/15/novosib-post487-reg-dok. html

9. Постановление мэрии города Новосибирска от 31.12.2010 № 6926 [О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проведении кадастровых работ ] [Электронный источник] Режим доступа: http://docs. cntd. ru/document/5439882

10. Постановление мэрии города Новосибирска от 14.02.2011 г. № 1210 [О мерах социальной поддержки при проезде в общественном пассажирском транспорте города Новосибирска ] [Электронный источник] Режим доступа: http://docs. cntd. ru/document/912452

11. Постановление мэрии города Новосибирска от 30.01.2012 № 481 [Об установлении размера ежеквартального пособия для неполных многодетных семей] [Электронный источник] Режим доступа: http://docs. cntd. ru/document/1953258

12. Постановление мэрии города Новосибирска от 31.12.2010 г. № 6707 [Об установлении размера ежеквартального пособия для неполных семей с детьми-инвалидами] [Электронный источник] Режим доступа: http://docs. cntd. ru/document/512345

13. Постановление областной Администрации Новосибирской области от 01.10.2010 N 2677 [Об утверждении ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011 — 2013 годы] [Электронный источник] Режим доступа: http://docs. cntd. ru/document/7232641

14. Волгин Н. А. Социальная политика в муниципальном образовании: учебник. М.: Альфа-Пресс, 2012.223 с.;

15. Воловская Н. М. Экономика и социология труда: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010 182 с.;

16. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление — М.: Финансы и статистика, 2011.- 280 с

17. Гусов К. Н. Право социального обеспечения: учебное пособие — М: ИНФРА-М,2012.-264 с.

18. Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд. — 2011. -№11.- с.9-15.

19. Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2010.-316 с.

20. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е. И., Войтенко А. И., Ран Н. Г. и др. Под ред. Комарова Е. И., Войтенко А. И. — М.: «Владос», 2011.-380 с.

21. Основы социальной работы: учебник /Отв. Ред. П. Д. Павленок — М.: ИНФРА-М., 2011.- 212 с.

22. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2011.-№1.-с.21-23.

23. Проблемы реформы местного самоуправления: структура и финансовые аспекты. _ М.: ИЭПП, 2009.;

24. Смирнов С, Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2011.-№2.- с.21-26.

25. Доклад об основных положениях программы «Социальная поддержка населения Новосибирской области на 2013-2015 годы» [Электронный источник]. Режим доступа: opnso. ru/content

26. Декада инвалидов — 2012. Официальный сайт В. Городецкого[Электронный источник] Режим доступа: gorodetsky. ru/news_content/19958.html

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »