Самоорганизация младшего школьника


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности
2 Классное собрание
3 Система ученического самоуправления
4 Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:
— творческая инициатива;
— умение ставить цели и достигать их;
— самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
— ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.
В отечественной педагогике известен опыт школьного самоуправления. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого. Основным орга-ном, координирующим все органы школьного самоуправления, был совет коллектива. Известен опыт самоуправления в воспитательной системе П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду». Это создание ученических производственных бригад. Органами самоуправления в ученической бригаде являлись общее собрание ее членов и совет коллектива бригады. Существовала методика коммунарского движения И.П. Иванова. Принципы управления — микроколлективы, бригады, создаваемые по дружбе, интересам. Еще одним из принципов коммунарской методики, является чередование творческих поручений. Это предпочтительнее, чем существующая система выполнения учеником одного поручения в течение всего года.
Цель – изучить классное собрание как эффективную форму организации самоуправления в классе.
Объект исследования – классное собрание.
Предмет исследования – организация самоуправления в классе.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— раскрыть сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности;
— рассмотреть классное собрание как аспект школьного самоуправления;
— показать организацию системы ученического самоуправления;
— предложить пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности.
Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Самоорганизация открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.
Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Как педагогу — воспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта само-управленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации.

1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность отражается в определении понятия, поэтому обратимся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме.
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги — практики и их воспитанники. Например, ученики, которые представляли на псковский областной конкурс модели самоуправления в своих классах, понимают его как:
— управление жизнью класса;
— организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
— решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
— школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач [5, с. 14-15].
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
1 Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
2 Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
3 Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
4 Воспитание достойных творческих лидеров [1, с.31].
Создание структуры самоуправления в классе:
— высший орган — классное собрание;
— между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю;
— распределение общественных поручений между всеми учащимися [2, с.11].
Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления:
1 Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
2 Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
3 Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.
4 Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
5 Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.
6 Стимулирование выполнения общественных поручений.
7 Педагогическая поддержка ученического самоуправления.
По мнению В.А. Караковского выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный. «Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать «само». И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления.
Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление» [8, с.11].
Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.
Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными. Но при всем их разнообразии, они всегда вторичны. Первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.

2 КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ

В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов — и родители обучающихся [1, c.33].
Цель — помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи — вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди школьников.
На классном собрании:
— не позволяйте детям осуждать или обвинять других;
— не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
— не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят;
— создавайте атмосферу сотрудничества.
Правила организации и проведения классного собрания:
1 Попытаться самим решить проблему.
2 Не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного.
3 Слушать друг друга и не перебивать.
Структура классного собрания:
а) представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися);
б) изложение информации по проблеме;
в) начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы…», «Результат получился таким, потому что…»;
г) предложение решения проблемы;
д) выбор решения;
е) обсуждение предполагаемого результата решения;
ж) закрытие собрания.
Процедура классного собрания:
— школьники сидят по кругу;
— продолжительность собрания для школьников начальной школы — 30 мин., для старших школьников — 45 мин.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив [6, с. 48].
Исключительной компетенцией собрания является:
— определение программы деятельности своего коллектива и его морально-этической основы (заповеди, законы, правила и др.);
— установление и избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
— определение микроколлективов класса, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями;
— избрание исполнительных органов самоуправления (совета учащихся, ученического комитета, штаба командиров, другого исполнительного органа);
— определение структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления;
— установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
— утверждение прав и обязанностей первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к учащимся;
— делегирование своих представителей в общественные органы само-управления (совет школы, педагогический совет), отзыв их при необходимости;
— принятие решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделений (команд, бригад, групп);
— координация работы исполнительных органов самоуправления, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
— установление деловых связей с государственными, производственными органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключение с ними соглашений о совместной деятельности;
— определение меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, города;
— установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;
— внесение предложений в администрацию и органы общественного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива [3, с.83 -84].
Виды собраний: установочное, выборное, отчетное, итоговое, экстренное, торжественное, тематическое.
Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, делегирование представителей класса, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.
Совместные с коллективами других классов (например, параллели, младшими школьниками), с родителями (в решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).
Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).
Проводятся классные собрания примерно один раз в месяц. Но если школьники собираются вне плана, для решения вопросов – это свидетельствует о неформальном проведении классных собраний и ученическом самоуправлении. Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.
Классное собрание – форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав как членов коллектива класса. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.
Ведет классное собрание его председатель. Им может быть классный руководитель (обычно), председатель Совета класса или родительского комитета. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Функциональные обязанности участников классного собрания.
Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, а также председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания. Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
Председатель Совета класса:
— совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
— отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
— формирует коллективы (советы дела) для подготовки и проведения классных мероприятий;
— объявляет благодарность и налагает взыскания;
— контролирует выполнение поручений.
Заместитель председателя Совета класса:
— контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
— осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
— совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
— ведет работу с отстающими по предметам;
— организует проведение политинформации в классе;
— замещает председателя Совета класса в его отсутствие.
Секретарь Совета класса:
— ведет классную документацию и отвечает за ее хранение;
— руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;
— контролирует работу советов дела;
— информирует учащихся о работе Совета класса;
— организует работу редакционной коллегии;
— отвечает за оформление стендов.
Старший дежурный:
— организует и контролирует дежурство по школе и классу;
— формирует дежурные группы;
— составляет график дежурств;
— отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
— руководит работой департамента труда класса;
— ведет документацию старшего дежурного.
Редколлегия имеет команду из трех — пяти человек. Руководитель редколлегии называется «Ответственный за редакторскую деятельность». В его функции входит: организация выпуска поздравительных газет; оформление классного кабинета; оформление классного уголка; организация работы редакционной коллегии; оформление стендов.
Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе: формирует команду для участия в школьных соревнованиях; организует спортивные мероприятия в классе.
Ответственный за учебный сектор: контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением дневников; ведет «От-крытый журнал успеваемости»; совместно с председателем руководит группой консультантов; ведет работу с отстающими по предметам.
Ответственный за проведение культурных мероприятий в классе имеет команду из трех — пяти человек. Он: руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий; отвечает за организацию выходов в театр, кино; отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений, и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Функциональные обязанности членов родительского комитета.
Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Родительский комитет:
— рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
— решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
— принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
— оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
— организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся [1, с.33-36].
Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.

3 СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основная цель ученического самоуправления, на наш взгляд, — подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в классе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Модель ученического самоуправления в классе можно представить следующим образом:
— позиционный блок;
— организационный блок;
— содержательный блок;
— нормативно-правовой блок;
— технологический блок;
— управленческий блок.
1) Позиционный блок.
Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1 Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2 Выборность — полномочии приобретаются в результате выборов.
3 Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4 Целесообразность — деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
5 Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
6 Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся.
7 Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделан-ной работе и ее результатах перед своими избирателями.
2) Организационный блок.
Структура самоуправления в школе трехуровневая.
3) Содержательный блок.
Основные функции органов ученического самоуправления класса:
1 Классное ученическое собрание.
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива.
Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний — это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.
Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
2 Классный ученический совет.
Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции: анализ; контроль; регулирование; оценка и самооценка.
3 Нормативно-правовой блок.
Свою работу строим на основных документах, регулирующих функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
— устав школы;
— правила для учащихся;
— положение о совете учащихся.
В основу этих документов положены нравственные ценности, отделен-ные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
4 Управленческий блок.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основные функции управления:
— анализ;
— планирование;
— организация;
— контроль;
— регулирование;
— коррекция.
Анализ осуществляется в классном коллективе. Рабочие органы само-управления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе).
Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия…
Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а я, как классный руководитель, оказываю лишь поддержку начинаниям школьников.
5 Технологический блок.
Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Особо важную роль в самоуправлении играют информационные орга-ны: стенная печать, радиогазета. Рубрики самые разные:
— вести из классов;
— официальная хроника;
— библиотека первого стихотворения;
— наш календарь;
— высокая поэзия;
— «Поздравляем!».
Газеты выпускаются один раз в месяц.
В классе есть свой уголок класса. Он находится на видном месте, на нем помещен основной материал работы отделов.
Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности. Кто нуждается в помощи товарищей, назначают «репетиторов».
Ребята принимают участие в планировании мероприятий.
В конце каждой четверти совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением о лучшем классе. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими коллективами, воспитанники на практике борются со всеми недочетами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.

4 ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:
— постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;
— расширение прав и обязанностей органов самоуправления;
— постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);
— изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;
— изменение характера отношений в коллективе;
— изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.
Подлинное самоуправление – это стиль жизни конкретного коллектива. Помогают создать этот стиль:
а) коллективное планирование;
б) организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;
в) поочередное выполнение обязанностей дежурного командира, председателя и секретаря собрания;
г) коллективный анализ и оценка всех проведенных дел;
д) регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.
Отдельные пути и формы работы, которые ставят ребенка в позицию активного участника самоорганизации деятельности.
Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:
— конкурс на лучшее предложение в план;
— обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами;
— анкета по изучению мнений ребят;
— коллективный творческий конкурс;
— тематические задания по планированию микрогруппам;
— публичная защита проектов и предложений;
— час вопросов и ответов;
— разведка полезных дел;
— создание банка идей и предложений;
— аукцион форм работы;
— ОДИ «Поиск»;
— деловые игры «Импульс», «Дом, который построим мы» и др.
В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.
Разработка модели самоуправления.
Включение ребят в процесс разработки модели самоуправления в классе, обсуждение путей совершенствования организации жизнедеятельности класса, повышения роли самоуправленческой деятельности учащихся. С этой целью можно использовать такие формы и методы, как анкетирование, работу тематического центра, конкурс сочинений «Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать», сочинения «Я и наш класс», КТД «Самоуправление: конкурс проектов», трибунарий, дискуссионная трибуна «Самоуправление: миф или реальность», технология «Мастерская будущего» и др.
Примерная анкета для учащихся:
1 Как ты понимаешь слово «самоуправление»?
2 Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?
3 Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?
4 Какие вопросы может решать совет класса?
5 Как ты думаешь, что могут организовать ребята класса самостоя-тельно?
6 Какое поручение в классе ты хотел бы выполнять?
7 Твои предложения в организации жизнедеятельности класса.
Технология «Мастерская будущего» (по С.К. Кашлеву).
Цели: содействие развитию ценностных ориентаций, приобретению учащимися опыта творческой деятельности, осуществление моделирования путей совершенствования жизнедеятельности класса.
Необходимое оборудование:
— листы ватмана и маркеры для каждой творческой группы;
— листы бумаги любого формата (по два для каждого участника).
Порядок реализации технологии.
Вводная беседа. Педагог знакомит учащихся с целями и задачами, порядком и условиями проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии, или проблему предлагает педагог. К примеру «Совершенствование жизнедеятельности класса». Возможно, взять проблему организации конкретной деятельности, отношений в классе, развития ученического самоуправления.
Первый этап. Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5 минут зафиксировать положительные («+») и отрицательные («-«) аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все «+», на другой — все «-«). Затем каждый из участников называет результаты своей аналитической работы. После выступления учащихся педагог закрепляет листки с «+» на одной части стены (или доски), а листки с «-« — на другой. Этап критики заканчивается обобщающим комментарием педагога (возможно создание двух аналитических групп из участников для обобщения результатов).
Второй этап. Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью до 7 человек и разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. После того как проекты подготовлены и оформлены на листах бумаги большого формата, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей. Заканчивается этап комментарием педагога об идеальных моделях решения проблемы. Для разработки моделей педагог может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, цели, принципы (возможно, правила, законы), направления и виды деятельности, формы работы, органы самоуправления для их реализации, общественные поручения, взаимодействие в школе и вне ее и т.п.
Третий этап. Реальные действия. Тем же творческим группам предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые уже можно сделать сегодня. После того как действия согласованы, каждая из групп предлагает их на общее обсуждение. Заканчивается этап комментарием педагога.
Четвертый этап — рефлексивный. В «рефлексивном кругу» каждому из участников дается возможность:
— зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
— определить причины данного состояния;
— дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития. Педагог завершает анализ и подводит итог реализации технологии.
Трибунарий «Самоуправление: миф или реальность?»
В данной форме может быть проведен один из классных часов или уче-ническое собрание класса.
Цель: формирование общественного мнения, определение направлений развития ученического самоуправления и коллектива класса.
Организатором трибунария может стать совет класса или специально созданный совет дела. Он разрабатывает порядок проведения игры, вопросы для обсуждения, атрибуты дела, распределяет задания творческим группам или отдельным учащимся.
Перед началом трибунария в классном уголке целесообразно поместить объявление о его проведении и предлагаемые вопросы. Накануне можно провести и специальное анкетирование (варианты: сочинения «Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать», «Наш класс»; недописанный тезис «Самоуправление – это…», методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе).
Примерное объявление: «Совет класса приглашает принять участие в работе трибунария». На это время каждый учащихся класса становится свободным трибуном, который имеет право:
— задавать любые вопросы классному руководителю, товарищам, ученическому активу, совету класса;
— высказывать свое мнение о деятельности класса;
— предлагать, как сделать жизнь класса интереснее, каким должно быть настоящее самоуправление школьников.
Примерные вопросы для обсуждения:
1 Самоуправление – это управление собой или самостоятельная организация жизнедеятельности классного коллектива?
2 В каких областях жизни класса ребята обладают реальными правами? Почему?
3 Какие вопросы ребята могут решать сами?
4 Какова роль педагога в детском самоуправлении? Почему такая?
5 Что мешает классу быть сплоченным коллективом?
6 Активная жизненная позиция: как ты это понимаешь, актуальна ли она сегодня?
7 Твое видение, представление о том, каким должно быть настоящее самоуправление.
Примерные формы проведения трибунария: народное вече, парламент, народное собрание в Древнем Риме, межгалактический митинг и т.п. Выбранная форма определяет творческую заставку, распределение ролей и терминологию. В любом случае в классе устанавливается шесть трибун: критики, вопросов, предложений, совета класса, пресс-группы, ведущих.
Ход трибунария:
1 Творческая заставка.
2 Предложение ведущими вопросов (проблем) для обсуждения и правил ведения дискуссии.
3 Обсуждение вопросов (последовательно или всех вместе). Выступления учащихся – свободных трибунов – с мнением творческих групп или своим собственным.
В ходе выступлений работает пресс-группа, которая анализирует и обобщает мнения ребят, вырабатывает проект решения, по мере необходимости задает вопросы выступающим.
4 Завершение дела в соответствии с выбранной формой трибунария. Подведение итогов. Принятие решения.
Классное собрание.
Собрание формирует общественное мнение, способствует выработке навыков и умений демократической культуры учащихся, представляет право каждому принять участие в обсуждении существующих проблем в своем коллективе. Собрание становится школой формирования демократической культуры при соблюдении определенных педагогических условий:
1 Тематика собрания должна соответствовать потребностям коллектива, быть интересной, расширять поле социальной активности каждого ребенка. Тематика не придумывается, она является результатом анализа жизнедеятельности коллектива.
2 Привлечение учащихся к подготовке собрания:
— работа редколлегии (пресс-центра) класса по его информационному обеспечению;
— изучение общественного мнения по вопросам, которые выносятся на собрание (анкетирование, экспресс-опросы, незаконченный тезис…);
— подготовка выступлений ребят, органов самоуправления, творческих групп.
3 Активное участие ребят в собрании.
Приемы включения учащихся в обсуждение темы собрания могут быть такими:
1 Совет класса, совет дела по подготовке собрания выдвигают одновременно несколько предложений, варианты предложений на выбор, среди которых могут быть и очень спорные.
2 Выдвинутые предложения на собрании надо защитить вслух, доказать их значимость и важность, показать пути решения.
3 Выборочное интервью в процессе обсуждения конкретного вопроса, одела, предложения. Ведущие собрания задают вопросы отдельным учащимся, органам самоуправления, классному руководителю.
4 На собрании действует специально подготовленная группа «скептиков», которая сомневается, задает проблемные вопросы, заставляет искать доказательства.
5 Во время собрания работают аналитическая группа и пресс-группа (пресс-центр, пресс-группа). Они собирают письменные вопросы, записывают мнения и конструктивные высказывания ребят, классифицируют предложения, задают встречные вопросы выступающим. Обобщенные мнения и предложения ребят оформляются и вывешиваются на всеобщее обозрение. По ходу собрания могут «появляться» лозунги, призывы, плакаты, дружеские шаржи, реклама, экспресс-газеты.
6 В соответствии с темой собрания в его проведение включается, например, выступление агитбригады, «Живой газеты», младших школьников; элементы таких групповых форм работы, как «Корзина грецких орехов», «Дискуссионные качели», «Проблемы и аргументы», «Конверт дружеских вопросов» (по Н.Е. Щурковой).
7 На собрании комплектуются творческие (проблемные, тематические, инициативные) группы, которым дается задание что-то придумать, внести предложения, распределить задания, подготовить решение собрания и т.п. Для этого можно сделать небольшой перерыв или провести творческий конкурс, игру.
8 В начале собрания объявляется конкурс на лучшее выступление, не-стандартное предложение, важную, полезную идею. Итоги подводит специальная группа ребят (совет класса) или все вместе голосованием.
9 На собрание можно пригласить специальную группу «экспертов» (учителя, старшеклассники, родители, педагоги внешкольного учреждения). Они последними высказывают свои мнения, отвечают на вопросы ребят.
10 Коллективное обсуждение вопросов собрания в микроколлективах класса (до 8 чел.), где каждый высказывает свое мнение, предложение. Общее мнение группы представляет ее лидер (командир). Возможно распределение конкретных вопросов по микрогруппам.
11 Подготовка проекта решения. Желательно, чтобы он предусматривал возможность выбора решений, расширение предлагаемых предложений. Обсуждение проекта может пройти по микрогруппам, в форме творческого конкурса на оригинальное решение, аукциона предложений, банка идей и т.д. Полученные предложения обобщаются аналитической группой (или группой экспертов). В решении предусматривается конкретная деятельность, сроки исполнения и ответственные. Вывешивается решение в информационном уголке класса.
Это один из наиболее эффективных путей включения учащихся в самоорганизацию деятельности. Как правило, в одно из таких формирований должен входить каждый член коллектива независимо от его статуса и поручения. Таким образом, каждый учащийся получает право принять участие в разработке, проведении и анализе нескольких организационно-деятельностных проектов. Создаются они и по желанию, и на основе свободной выборности, и по назначению совета класса. Советы дел дают возможность занять активную позицию каждому в жизнедеятельности коллектива. Деятельность советов дел строится по управленческой логике: а) планирование и подготовка конкретного дела; б) организация и проведение; в) анализ и оценка; г) принятие решений о дальнейшей деятельности.
При подготовке дела могут быть распределены поручения: а) командир совета дела; б) сценаристы – подготовка плана и сценария дела; в) оформители – реклама, объявления, билеты-приглашения, оформление помещения; г) снабженцы – обеспечение всем тем, что необходимо для проведения дела; д) исполнители – участники театрализованного представления, агитбригады и т.п.; е) музыканты – обеспечение музыкальной части, музыкального оформления; ж) игротехники – проведение игровых пауз, игровых программ; з) дежурные – организация дежурства в фойе, зале; прием гостей; и) управление – обеспечение связей между группами, другими коллективами, хода подготовки и проведения дела.
Дежурство по классу (школе).
Позволяет вовлечь всех учащихся в организацию жизни класса (школы). Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, что объясняется сравнительной простотой его организации и потребностью в привлечении самих детей в формирование культуры поведения и организацию четкого распорядка жизни класса. Для того, чтобы дежурство проходило неформально, возможно совету класса разработать инструкцию или положение о дежурстве по классу. В ней определяется общий порядок организации дежурства. Обязанности и права дежурных, ритуал передачи дежурства, его оценка и поощрение.
Разработка документов, определяющих социально-правовые основы и нравственно-этические ценности коллектива: права и обязанности учащихся в организации самоуправления, права и обязанности органов ученического самоуправления и ребят, выполняющих конкретные общественные поручения, кодекс чести или кодекс ученика.
Возможно проведение конкурса между микрогруппами в классе на лучшее символическое обозначение своего коллектива (эмблема, девиз, правила, законы, заповеди).
Коллективный анализ жизнедеятельности класса.
Может осуществляться как после проведения конкретного дела, так и за определенный период (четверть, год). Он способствует определению личностной значимости дела, своей деятельности, уровня развития и саморазвития, взаимодействия и отношений в коллективе.
Подведение итогов и анализ дела и деятельности может сначала осуществляться в микрогруппах, а потом на общем собрании коллектива. Включению каждого ребенка в анализ дела способствует применение технологии рефлексии: «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Время на шум», «Заверши фразу», «Острова», «Цепочка пожеланий» и др.
При подведении итогов деятельности, уровня взаимодействия в коллективе могут быть использованы экспресс-опрос «Дела класса. Как я в них участвую», мини-сочинения, методы шкалирования и ранжирования, методики «Мишень активности», «Чудо-дерево», программа «Достижения» и др.
Награды и поощрения.
Каждый коллектив может разработать свою систему поощрений за активное участие в жизнедеятельности коллектива, выполнение общественных поручений: грамоты, благодарности, самодельные медали, вымпелы и значки, присвоение званий и рангов, благодарственные письма родителям, фотографирование и т.д.
Например, значки могут быть по различным направлениям деятельности класса: юный турист, краевед, эколог, друг малышей; медали победителям в различных конкурсах и их организаторам, а также – «За помощь товарищам», «За выдумку и творчество», «За настойчивость в достижении цели», «За самые интересные идеи», могут быть присвоены активным ребятам звания (инструктор, организатор, исследователь, рационализатор) и ранги: испытатель, лидер, советник, мастер).
Может быть утвержден символический значок коллектива: улыбки, верности, доверия, милосердия, дружбы (по итогам рейтинга классных дел).
Педагогическая поддержка ученического самоуправления в классе:
1 Помощь в разработке системы самоуправления в классе (какие поручения, их содержание и функции, формы и содержание классных собраний, диагностико-аналитическая работа) и внутриколлективных документов (памяток, положений, правил и т.п.).
2 Обучение организаторским навыкам и умениям в выполнении поручений.
3 Вовлечение ребят в самоуправленческую деятельность (через временные поручения, стимулирование активного участия в делах, коллективную творческую деятельность).
4 Объединение усилий всех работающих в классе педагогов, а также родителей на решение общих задач.
5 Индивидуальная работа с членами актива класса.
6 Помощь в анализе деятельности, принятии конкретных решений и их выполнении.
Показатели развития самоуправления в классе:
1 Самостоятельность в принятии и реализации решений.
2 Равенство прав членов коллектива.
3 Инициативность и творчество.
4 Единство прав и обязанностей членов коллектива.
5 Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.
6 Ответственность членов коллектива за его дела.
7 Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.
8 Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоорганизация младшего школьника — это привычные повседневные формы интересной для него деятельности (основанной на свободном выборе). Часто педагоги не задумываются о том, что положение «обучение ведет за собой развитие» фиксирует только часть сложного процесса становления личности и что важнейшим условием развития общих способностей и универсальных умений является самореализация индивидуальных способностей на практике. Она-то и обеспечивает успешную самостоятельную учебную деятельность в дальнейшем (такова логика саморазвития).
Классное собрание
Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе.
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание – форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав как членов коллектива класса. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, уме-нию его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.
Практическая основа культурного опыта ребенка реально и потен-циально многое подготавливает в растущем человеке: в частности, и то, как будет самоорганизована его учеба в школе, как сложится его дальнейшее образование. К сожалению, эта естественная основа развития ребенка в его самостоятельной деятельности на этапе школьной жизни довольно часто не получает должной реализации и, не подтверждаясь, так и остается лишь возможностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. — М.: «ВАКО», 2003.
2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: «Просвещение», 1990.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: «Педагогика», 1989.
4. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991.
5. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для классных руководителей и педагогов-организаторов. – Минск: «Полымя», 1998.
6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Минск: Выш. шк., 2002.
7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: «Дрофа», 1986.
9. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск: Выс. шк., 1987.
10. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
11. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
12. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2002.
13. Самоуправление в школе / Сост. Вавуло В.В., Крючкова О.В., Хаткевич О.А. – Минск: «Красико-Принт», 2002.
14. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
15. Шмаков С.А. Волшебное слово «сам». – М.: Мол. гвардия, 1988.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »