Россия – ВТО


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3
1. Всемирная торговая организация: цели и принципы деятельности…….……5
2. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО: 1993-2008 годы………………………………………………………………………….………..7
3. Россия – ВТО: решено еще далеко не все……………………………………..10
3.1. Документ о вступлении России в ВТО как главное препятствие……….…10

3.2. Роль Грузии на пути вступления России в ВТО…………………………….11
4. Вступление в ВТО: плюсы и минусы…………………………………………13
4.1. А надо ли России вступать в ВТО?………………………………………………………….13
4.2. Чем «грозит» вступление в ВТО?…………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Идея вступления в ВТО (тогда еще ГАТТ — Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ВТО является его преемницей) возникла в России более 17 лет назад, на волне перестройки Михаила Горбачева. Тогда же начались первые переговоры о получении статуса наблюдателя в этой организации. Однако в 1986 году США отклонили заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, несовместимой с принципами свободного рынка. Только в 1990 году Советский Союз получил статус наблюдателя.
Обычно вступление в ВТО занимает 5–6 лет. России потребовалось 17 лет, чтобы максимально к нему приблизиться.
Россия пытается вступить в ВТО с середины 1990-х годов. В середине 2009 года стало известно, что страна намерена присоединиться к ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Однако позднее представитель РФ в Евросоюзе Владимир Чижов пояснил, что Россия намерена вступить в организацию самостоятельно, а члены Таможенного союза «присоединятся к ВТО как отдельные объекты, но синхронизированно и с общей позицией».
На сегодняшний день вопрос о членстве России во Всемирной торговой организации вступил в решающую фазу. Предстоит принять окончательное решение о том, может Москва быть членом этой организации или нет.
Одним из препятствий принятию данного решения, является позиция Грузии, решительно выступающей против российского членства и ставящей ряд условий, которые необходимо выполнить до вступления.
Другое препятствие – как выяснилось, документ о вступлении России в ВТО признан не пригодным.
Сейчас распространено мнение, что Россия может никогда не вступить в ВТО, так как уже несколько лет, как только устраняется одно препятствие, на смену ему приходит другое, т.е. всегда остается еще чуть-чуть и в итоге всегда не получается.
Цель работы – изучить тему «Россия и ВТО».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность, цели и принципы деятельности ВТО;
— рассмотреть процесс по присоединению России к ВТО за 1993-2008 годы;
— рассмотреть какие препятствия на пути вступлению в ВТО возникли на пути России в настоящее время;
— ответить на вопросы «А надо ли России вступать в ВТО?» и «Чем «грозит» вступление в ВТО?».
При изучении выбранной темы использованы источники, приведенные в конце работы.

1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organizacion Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 9 раундов таких переговоров (2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар).
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.
На сегодняшний день в ВТО состоит 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьезно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счете, еще больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
— равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;
— взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
— прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

2. ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВТО: 1993-2008 ГОДЫ

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС — как один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям.
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
В течение 2001 — 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
Таким образом, в конце 2008 года уже была уверенность, что Россия очень скоро станет членом ВТО, однако, сейчас уже 2011 год, а России осталось опять преодолеть еще несколько препятствий, и она вступит все-таки в ВТО.
В следующих главе мы рассмотрим основные препятствия, которые мешают России вступить в ВТО, а также порассуждаем на тему «нужно ли вообще России вступать в ВТО».

3. РОССИЯ – ВТО: РЕШЕНО ЕЩЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ

3.1. Документ о вступлении России в ВТО как главное препятствие
Документ о вступлении России в ВТО изменен настолько, что взамен него требуется новый.
Близость вхождения России в ВТО, о котором твердили все последнее время, может оказаться кажущейся. Об этом свидетельствуют как некоторые заявления высокопоставленных официальных лиц нашей страны, так и оживившаяся критика самого этого шага среди российских промышленников.
В апреле 2011 года США посетил вице-премьер России Сергей Иванов, который провел там переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Выступая по их итогам на пресс-конференции в российском посольстве, он сделал одно примечательное заявление: по его словам, в Конгрессе США всегда найдутся желающие включить и права человека, и избирательность правосудия в обсуждение проблемы присоединения к ВТО. И «удивления» у вице-премьера это не вызывает. Иными словами, решенный уже было с США и ЕС вопрос о вхождении нашей страны в ВТО (еще совсем недавно звучало, что осталось лишь преодолеть последнее препятствие в лице Грузии, которое, мол, будет сломлено при содействии США) на самом деле откладывается, обрастая все новыми противоречиями.
При этом Иванов сделал еще одну примечательную ремарку, сказав спокойным тоном, что Россия имеет массу преимуществ, не состоя в ВТО. «При всей важности вопроса и мнения правительства России, что нам надо вступать в ВТО, – признал он, – такого единодушия в нашей промышленности нет» [6].
Наши промышленники действительно никакой радости от предстоящего вступления в ВТО не испытывают. Вице-президент Росптицсоюза, сенатор Сергей Лисовский, выступая в четверг на пресс-конференции «Современный бизнес в России», которую совместно провели в Москве радиостанция BusinessFM и портал BFM.ru, прямо заявил: «Нас там (в ВТО) просто разорвут». И добавил: «Это будет концом всей нашей промышленности» [6].
Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский, отметил, что сейчас процесс вступления в ВТО затягивается. При этом главная причина, по его мнению, кроется не в позиции Грузии, которая выступает против присоединения России к организации. Эксперт считает, что это связано с тем, что основной документ, регулирующий вступление России в ВТО, был существенно изменен, и, по сути, требуется новый.
Этот документ назывался «Доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО». Он готовился с 2003 года. Там отражен торгово-политический режим страны, которая присоединяется. Но в РФ этот режим изменился в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, потому что приняли целый ряд документов. «Поэтому нам партнеры сказали: «Господа, смотрите, у вас этот документ уже был готов, мы готовы были бы вас принимать. А теперь у вас все поменялось», – рассказал эксперт» [6].
По словам Портанского, из 42 разделов доклада 30 подлежат переработке. Т. е. в начале июня 2009 года этот документ был практически готов, а с сентября 2010-го наша делегация вынуждена была снова вести переговоры с ВТО о согласовании практически трех четвертей этого доклада в связи с присоединением к Таможенному союзу. «Это – иллюстрация к тому, как оценивать усилия государства по присоединению к ВТО, насколько последовательно оно было в течение всего периода присоединения», – иронично заметил Портанский [6].
Ну что ж, такую «последовательность» в действиях наших властей, одно время уже было твердо решивших открыть наши рынки перед ВТО, можно только приветствовать.

3.2. Роль Грузии на пути вступления России в ВТО
Какое-то время тому назад Москва утверждала, что вступит в ВТО и без грузинского согласия, однако такой вариант пока не прошел. Запад, и особенно Соединенные Штаты, очень надеются на то, что Россия станет членом этого международного объединения. В результате нам следует ожидать определенного давления на Грузию с тем, чтобы она изменила свою позицию и позволила России вступить.
В этой противоречивой ситуации Тбилиси выдвигает одно важное условие. Грузия хочет контролировать передвижение товаров на пограничных постах вдоль признанной в международном плане границы Грузии и России. В частности, это относится к пропускному пункту Псоу (Абхазия) и к Рокскому пропускному пункту (Цхинвальский район), которые находятся под контролем марионеточных режимов Москвы, признанных ею в качестве независимых государств. В этих местах Грузия хочет официально осуществлять если не контроль, то хотя бы мониторинг.
Россия, как всегда, игнорирует грузинские претензии. В марте текущего года российский министр иностранных дел Сергей Лавров похвастался, что Россия вступит в ВТО и без согласия Грузии, на что президент Саакашвили ответил, что его страна не изменит свою принципиальную позицию. Стороны обсуждают данный вопрос в Швейцарии с марта 2011 года, обвиняя друг друга в политизации проблемы. В начале июня 2011 года вице-президент США Джо Байден и Михаил Саакашвили провели переговоры на эту тему во время встречи в Италии. Байден заявил, что его страна поддерживает вступление России во Всемирную торговую организацию, однако не станет вмешиваться в ход переговоров между Москвой и Тбилиси.
Как считают грузинские аналитики, несмотря на свою принципиальную позицию, Тбилиси придется пойти на некоторые уступки. Они полагают, что Грузия должна согласиться на ряд условий, таких как отмена российского эмбарго на грузинские товары, что проложит путь к улучшению экономических отношений. Если грузинская администрация в итоге согласится на определенные условия, то Россия станет членом ВТО, а, следовательно, будет обязана выполнять и многие другие обязательства.

4. ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

4.1. А надо ли России вступать в ВТО?
В июне этого года на одном из совещаний в Санкт-Петербурге премьер-министр возмутился тем, что дешевое китайское оборудование не дает развиваться отечественному энергомашиностроению, а повысить ввозные пошлины мы не можем, поскольку уже связали себя определенными обязательствами перед ВТО. Но и вступить в нее никак не получается. В этой связи Путин задал риторический вопрос применительно к нашим оппонентам по ВТО: «На хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем? Рынок денег стоит, а мы его бесплатно отдаем!» [2]. Премьер распорядился защищать наши рынки и отечественных производителей и не выполнять правил ВТО до тех пор, пока не произойдет «полное присоединение». Он уточнил, что это приказ.
В путинском эмоциональном пассаже недвусмысленно читается: а надо ли вступать? С одной стороны, все более-менее крупные участники мирового рынка состоят в ВТО и торгуют друг с другом по единым правилам этой организации. Но это отнюдь не исключает возникновения торговых конфликтов между ними, которые подчас тянутся многие годы. С другой стороны, продавать сырье и энергоресурсы мы можем и без режима ВТО: их импорт никто не ограничивает. Вне ВТО можно, к тому же, без всяких правил «играть» пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая провинившихся партнеров.
В общем, ничего нового: серьезные аргументы лежат на обеих чашах весов, и влиятельные лоббисты действуют с обеих сторон. Какая чаша в итоге перевесит, не понятно. То есть, конечно, никто открыто не отказывается от самой идеи вступления. Но одни полагают, что нужно его завершить поскорее, а другие не спешат. Все время находятся какие-то обстоятельства, которые тормозят процесс. И так уже 17 лет.

4.2. Чем «грозит» вступление в ВТО?
«Нет худа без добра», – гласит народная мудрость, и это действительно так. Добро порой приходит оттуда, откуда его никто не ожидал. То, что от новой кишечной инфекции, попавшей в Европу, предположительно, с испанским огурцами (хотя их уже и реабилитировали), болеют и умирают люди, конечно, очень плохо. И в свете этого обстоятельства действия наших санитарных властей, запретивших ввоз в Россию любых овощей из Европы, представляются совершенно правильными.
Даже если при этом страдают интересы торговцев, которые собрались писать коллективное письмо премьеру Путину, поскольку тысячи тонн их товара уже едут к нам и теперь, после запрета, их, скорее всего, придется просто выбросить. Убытки, конечно, будут не шуточные, но жизни людей дороже.
Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал решение Роспотребнадзора запретить ввоз овощей из стран ЕС, а вот представитель Евросоюза в Москве Фернандо Валенсуэла заявил в пятницу, что запрет Россией на ввоз овощей из всех стран-членов Евросоюза идет вразрез с принципами ВТО, куда РФ планирует вступить в ближайшем будущем.
«Мы рассматриваем данный запрет как серьезный вопрос. Меры России являются необоснованными и непропорциональными. Россия сейчас находится в завершающей стадии переговоров по вступлению в ВТО. В рамках ВТО существуют отдельные договоренности в отношении санитарных и фитосанитарных мер. Таким образом, российские органы действуют вразрез с ними. И по этим причинам мы требуем срочной отмены запрета», – сказал Валенсуэла на пресс-конференции в Москве. Иными словами, торговля овощами должна продолжаться, несмотря на страдания и смерти людей. Вот уж действительно: «Ничего личного – только бизнес».
Российские власти, однако, не намерены отказываться от запрета на ввоз овощей и ожидают от Еврокомиссии разъяснений по поводу качества поставляемой в РФ продукции, заявил премьер Владимир Путин. Он отметил, что России «не нравится» эта ситуация в экономическом плане. «Сейчас не осень, а лето. Мы заинтересованы в поступлении этой продукции», – сказал он. В то же время Путин выразил удивление реакцией Евросоюза на интерес России к этой проблеме. «Я не знаю, какому духу это противоречит, но огурцы, от которых люди умирают, действительно «дурно пахнут», – отметил он.
В этой ситуации остается только порадоваться, что Россия еще не член ВТО и имеет полное право решать самостоятельно, какую продукцию завозить, а какую – нет. Если сейчас, не будучи никому ничем обязанной, она получает подобные упреки от Еврокомиссии, то можно только представить, какой шквал критики обрушился бы на нее за подобное решение, если бы она уже находилась в ВТО. Впрочем, тогда это было бы попросту невозможно, не зря же ни одна из европейских стран не ввела таких запретов, хотя, наверняка, многим хотелось бы. Нам осталось бы только покорно получать овощи отовсюду и наблюдать за работой смертельной палочки, уповая на то, что лекарство от нее вот-вот найдут. Впрочем, если этот запрет послужит причиной для очередной затяжки приема России в ВТО, то это и будет то добро, о котором идет речь в начале параграфа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс включения России в ВТО выходит «на финишную прямую».
В настоящее время на пути вступления России в ВТО появилось два препятствия:
1) Документ о вступлении России в ВТО изменен настолько, что взамен него требуется новый;
2) Россия не может вступить в ВТО без согласия Грузии.
Есть здесь и другая проблема. Конечно, Грузия тесно связана со вступлением России в ВТО. Если она даст согласие на вступление Москвы в эту организацию, чтобы последняя выполняла свои обязательства как член ВТО, могут возникнуть некоторые весьма неудобные вопросы. В частности, это может послужить очередной причиной для критики в адрес правящей администрации со стороны оппозиции.
Оппозиция призывает граждан объединиться и вместе выступить против присоединения РФ к ВТО. Россия потеряет сельское хозяйство, машиностроение, обрабатывающую промышленность, химическую и фармацевтическую промышленность, финансовую систему и даже минимальную продовольственную безопасность. Социально- экономический шок после вступления в ВТО вызовет падение и без того низкой рождаемости. Неизбежное падение доходов бюджета после закрытия тысяч предприятий приведут к краху пенсионной системы, к существенному сокращению трат на науку, образование, культуру, сравнимому с тем, что случилось в начале 90-х годов. Всё это наложится на продолжающееся сворачивание социальной сферы, непопулярные в обществе управленческие и политические решения властей и крайне неблагоприятно развивающиеся внешнеполитические факторы, и тогда возникнет реальная угроза дестабилизации и разрушения России. Вступление в ВТО не просто бессмысленно с точки зрения здравого смысла – оно для нас просто смертельно. Осознавая это, ряд общественных движений и аналитических структур 22 февраля образовали оргкомитет по созданию надпартийного общественного движения «СТОП ВТО», целью которого является координация усилий партий, движений и отдельных граждан, стремящихся не допустить столь безответственного и убийственного для России шага, как вступление в ВТО.
А надо ли вступать? С одной стороны, все более-менее крупные участники мирового рынка состоят в ВТО и торгуют друг с другом по единым правилам этой организации. Но это отнюдь не исключает возникновения торговых конфликтов между ними, которые подчас тянутся многие годы. С другой стороны, продавать сырье и энергоресурсы мы можем и без режима ВТО: их импорт никто не ограничивает. Вне ВТО можно, к тому же, без всяких правил «играть» пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая провинившихся партнеров.
В общем, ничего нового: серьезные аргументы лежат на обеих чашах весов, и влиятельные лоббисты действуют с обеих сторон. Какая чаша в итоге перевесит, не понятно. То есть, конечно, никто открыто не отказывается от самой идеи вступления. Но одни полагают, что нужно его завершить поскорее, а другие не спешат. Все время находятся какие-то обстоятельства, которые тормозят процесс. И так уже 17 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грузия, Россия и ВТО // inosmi.ru, 7 июня 2011 года
2. Миловзоров А. Россия поворачивается к ВТО задом // Ежедневная электронная газета «Утро.ru», 14 апреля 2011 года
3. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити-Дана, 2000.
4. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2003.
5. Россия вступает в ВТО: плюсы и минусы // Деловой Петербург, 8 декабря 2010 года.
6. Россия – ВТО: решено еще далеко не все // КМ.РУ НОВОСТИ, 9 апреля 2011 года
7. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: Инфра, 2001.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »