Роль Президента Российской Федерации в системе органов государственного управления


Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пермский институт муниципального управления»

(Высшая школа приватизации и предпринимательства)

Чусовской филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Государственное и муниципальное управление

Тема: «Роль Президента РФ в системе органов государственного управления»

Выполнил:

студентка группы ЧГМУ 13-3

Гриценко Наталья

Проверил:

преподаватель

Каримова Алевтина

Чусовой 2014

Введение

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

В Конституции Российской Федерации достаточно полно определен статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой Президент является главой государства, ведущим федеральным органом государственной власти.

Президент — совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.

Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, которые раскрывают его роль в системе государственного управления.

Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно ознакомиться и рассмотреть:

· становление института Президента РФ;

· важные черты: функции и полномочия, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль.

Глава I. Становление института Президента Российской Федерации

«Выбор формы правления в Российской Федерации не был единовременным актом. Ему предшествовала серия политических событий начала 1990-х годов: создание института президентства в СССР, борьба между Б. Н. Ельциным и М. С. Горбачевым, создание института президентства в России, противостояние между Президентом и парламентом, октябрьские события 1993 года в Москве. Возникновение формы правления с сильным Президентом было вполне закономерно: скоротечный крах советской государственности, всеобщий хаос, нарастание разного рода конфликтов придавали институту президентства характер оплота стабильности».

Институт Президента РФ был введен в 1991 году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. В настоящее время — это принципиально новый институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством. Президент США является главой Правительства, руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров Российской Федерации давал возможность Президенту Российской Федерации дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент Российской Федерации юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства.

«24 сентября 1993 года Президент Российской Федерации издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т. е. прекращал деятельность этих органов. А после того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ — палату нового Парламента».

Конституция РФ 1993 года принципиально изменила функции Президента РФ, отведя ему особое место в государственном механизме. «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место».

Многоплановая и сложная природа института Президента, определение его как главы государства обусловливают его специфический конституционно-правовой статус, особенности его функций и полномочий. Выделим некоторые наиболее важные черты, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль и отличающие данный государственный орган от других федеральных органов государственной власти.

Во-первых, Президент и Правительство в соответствии с Конституцией РФ (ч.4 ст.78) обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Во-вторых, Президент РФ (п.2 ст.80) обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти.

В-третьих, Президент активно участвует в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти.

Глава II. Функции и полномочия Президента Российской Федерации

2.1 Функции Президента России

Функции Президента связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества. Рассмотрим основные функции:

1. Президент — гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.

«Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т. к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «…обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод».

Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «…Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения. Для этой цели он наделен разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную функцию.

Глава российского государства выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Сегодня в России есть необходимость, чтобы Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

2. Президент — гарант суверенитета Российской Федерации.

Вспомним слова из клятвы Президента: «Клянусь… защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Таким образом, именно Президент принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделен особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т. п.).

3. Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу их компетенции.

4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Эти направления политики формируются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не могут им противоречить. О том, какую политику будет проводить Президент, можно узнать еще из его предвыборной программы. Но жизнь, конечно, корректирует действия Президента, вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых и освещаются основные направления внутренней и внешней политики страны.

5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. президент суверенитет власть политика

Президент выполняет представительскую функцию внутри страны, которая связана с его деятельностью во взаимоотношениях с субъектами РФ: республиками, краями, областями, городами, автономной областью, автономными округами. Это комплекс сложных и многогранных отношений со своей спецификой. Что касается представительства Президента в международных отношениях, то это чрезвычайно актуальный и ответственный аспект. С этой стороной связан, прежде всего, рост международного влияния и авторитета России.

Итак, рассмотрев все основные функции Президента России можно сделать вывод, что они характеризуют его как высшего представителя государства, связывающего государство и общество. В систему основных функций Президента входят следующие направления его деятельности: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное управление, участие в законодательном процессе, консолидация общества и государства, представительство государства.

2.2 Полномочия Президента России

Полномочия Президента России, раскрывающие его роль в системе государственного управления:

· полномочия, связанные с его статусом как главы государства:

- принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности в установленном Конституцией России порядке;

- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- право использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях;

· полномочия, связанные с взаимодействием с органами исполнительной власти:

- назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

- право председательствования на заседаниях Правительства Российской Федерации;

- принятие решения об отставке Правительства России;

- назначение по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;

- право приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

· полномочия, связанные с взаимодействием с органами судебной власти и прокуратуры:

- представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, внесение предложения об освобождении его от должности;

- назначение судей других федеральных судов;

· полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:

- формирование и возглавление Совета Безопасности Российской Федерации;

- утверждение военной доктрины России;

- назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации;

- введение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

· полномочия в области международных отношений:

- назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

- осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

- ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации;

- подписание ратификационных грамот;

- принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

· полномочия, связанные с взаимодействием с органами законодательной власти:

- назначение выборов Государственной Думы;

- роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России;

- внесение законопроектов в Государственную Думу;

- подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов;

- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

· иные полномочия:

- назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

- введение на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- формирование Администрации Президента Российской Федерации;

- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и постановка вопроса об освобождении его от должности;

- решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища;

- награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

- осуществление помилования;

- издание Указов и распоряжений.

Не смотря на то, что Президент России не входит в Правительство Российской Федерации, он имеет широкие полномочия по определению состава Правительства России, руководства его деятельностью. Кроме того, в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649, Президент России осуществляет непосредственное руководство деятельностью федеральных министерств и ведомств.

Рассмотрим теперь особенности каждого направления полномочий Президента Российской Федерации.

Основные полномочия Президента связаны с его статусом как главы государства. «Конституция РФ дает Президенту право принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Перечень мер в названной норме не устанавливается, но принимать их Президент РФ вправе в порядке, закрепленном Конституцией РФ. Это означает, что подобные меры должны иметь конституционные корни. Речь может идти о приостановлении действий актов органов исполнительной власти, обращении в суд, назначении полномочных представителей Президента РФ, об утверждении и организации реализации программ социально-экономического развития регионов, введении чрезвычайного или военного положения».

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.

В рамках, имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность — путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет — постоянно действующий консультативный орган.

«Президенту Российской Федерации даны широкие права по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий».

В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации — составная часть российской правовой системы.

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Большими полномочиями обладает Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти, где его решения и указания имеют приоритетный и императивный характер. Согласно ст. 83 Конституции РФ, он: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от этой должности; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; формирует Администрацию Президента РФ.

Президент РФ определяет по представлению Председателя Правительства систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право отменить постановления и распоряжения федерального Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85). Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85). Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей в регионах РФ, специальное Положение о которых утверждено Указом Президента РФ в июле 1997 г.

«Президент Российской Федерации имеет право при определенных обстоятельствах вводить в целом в стране или в отдельных ее местностях военное положение или в отдельных ее местностях особые правовые режимы… Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом».

Полномочия Президента РФ в области осуществления судебной и прокурорской власти достаточно ограничены, поскольку он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83).

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ, помимо сказанного, осуществляет помилование. Участие Президента РФ в сфере судебной власти проявляется также в рассмотрении по запросам Президента РФ Конституционным Судом, в частности дел о соответствии Конституции РФ и нормативных актов Президента РФ.

Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. «Военная доктрина определена как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны. В ней конкретизируются применительно к военной сфере положения Концепции национальной безопасности страны».

Военная доктрина России носит оборонительный характер. Это означает, что наша страна поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России и ее союзников в соответствии с международными договорами.

Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 года Президенту предоставлено право определения основных направлений военной политики страны. Речь идет о принципиальных вопросах организации Вооруженных Сил РФ и международного сотрудничества с армиями других стран.

Надо сказать, что особенно велика роль и широки полномочия Президента РФ в тех областях управления органами, которыми он руководит непосредственно:

ь оборона,

ь безопасность,

ь иностранные дела,

ь внутренние дела и др.

В этой связи он:

- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

- утверждает военную доктрину РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83).

Президент РФ:

* осуществляет руководство внешней политикой РФ;

* ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

* подписывает ратификационные грамоты;

* принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86).

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае агрессии против РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Думе (ст. 87).

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88).

Президент РФ:

- решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

- награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование (ст. 89)

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

«Конституция РФ закладывает правовые основы активной деятельности Президента РФ в сфере законодательной власти».

В области законодательства и отношении с парламентом — Федеральным Собранием РФ Президент РФ имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу; обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием; подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 и 107 Конституции РФ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84).

Президент РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности соответствующих нормативных актов (ст. 125 Конституции РФ) и о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Он вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения порядка его принятия, если это нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и самого принятия закона.

Президент РФ назначает в каждую из палат парламента своих полномочных представителей. Порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального собрания РФ в законодательном процессе регулируется специальным Положением, утвержденным Указом Президента в апреле 1996 г., с последующими изменениями и дополнениями. Президент РФ назначает своего полномочного представителя и в Конституционном Суде, Положение о котором утверждено Указом Президента в декабре 1996 г.

В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения. Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность).

Распоряжения — это обычно акты индивидуального характера. Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90).

Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение семи дней после дня их первого официального опубликования. В конкретных условиях необходимости быстрого и радикального обновления правовой основы процессов становления рыночной экономики, демократизации, гражданского общества и правового государства в РФ указы Президента сыграли важную роль в становлении новой правовой системы.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Изначально (в 1991) президент России избирался на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 заключительных и переходных положений конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок полномочий.

Заключение

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент России является главой государства. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, Президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы.

Президент РФ является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущую роль в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии с Конституцией являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания — требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993. — Екатеринбург: Уралюриздат, 2002. — 47 с.

2. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года № 2094-I «Об изменении названия государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»». // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 2. — ст. 62.

3. Поправки в конституцию, заменяющие название государства с «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» на «Российская Федерация» были приняты Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях конституции (Основного закона) РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 20. — ст. 1084.

4. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 510, 512.

5. Закон РСФСР от 27 июня 1991 года № 1494-I «О вступлении в должность Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 26. — ст. 880.

6. Указ президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с конституцией Российской Федерации» // Российская газета. — 1994. — 14 января. — № 11.

7. Приложение № 2 к Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с конституцией Российской Федерации» // Российская газета. — 1994. — 19 января.

8. Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

9. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская газета. — 2008. — 31 декабря.

10. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — 16 января. — № 6. (с изменениями от 21 июля 2005 года; 12, 25 июля, 30 декабря 2006 года; 26 апреля, 24 июля 2007 года)

Литература

1. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. — М., 2010. — 1124 с.

2. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. — 2012. — № 4.

3. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в конституции РФ//Право и жизнь. — 2011. — № 25. — С. 12.

Официальные сайты

1. Президент России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://президент. рф /, http://kremlin. ru

2. Президент Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/

Приложение 1

Подчиненные органы

Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации

- Федеральная миграционная служба

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

· Министерство иностранных дел Российской Федерации

- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

· Министерство обороны Российской Федерации

- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

- Федеральная служба по оборонному заказу

- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

- Федеральное агентство специального строительства

· Министерство юстиции Российской Федерации

- Федеральная служба исполнения наказаний

- Федеральная служба судебных приставов

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

· Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации

· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

· Федеральная служба охраны Российской Федерации

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

· Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

· Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) (федеральный орган исполнительной власти)

Деятельностью других федеральных органов исполнительной власти руководит правительство Российской Федерации.

Повседневная деятельность президента обеспечивается его Администрацией. При президенте также действует ряд комиссий и советов.

Приложение 2

Список Президентов России

Президент

Срок президентства

Длительность

правления

1

Борис Николаевич

Ельцин

10 июля 1991

9 августа 1996

3096 дней

9 августа 1996

31декабря 1999

2

Владимир Владимирович Путин (исполняющий обязанности Президента)

31декабря 1999

7 мая 2000

128 дней

2

Владимир Владимирович Путин

7 мая 2000

7 мая 2004

2922 дня

7 мая 2004

7 мая 2008

3

Дмитрий Анатольевич Медведев

7 мая 2008

7 мая 2012

1461 день

2

Владимир Владимирович Путин

7 мая 2012 —

Действующий Президент

(срок истекает в 2018 году)

Согласно ст. 92 конституции Российской Федерации, если Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации — исполняющий обязанности президента Российской Федерации.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »