Рекреационно-туристский потенциал пешеходного туризма окрестностей Набережных Челнов


Курсовая работа

Рекреационно-туристский потенциал пешеходного туризма окрестностей Набережных Челнов

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОКРЕСТНОСТЕЙ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ
  • 1.1 Общая характеристика пешеходного туризма
  • 1.2 Климато-географическая характеристика окрестностей Набережных Челнов
  • 1.3 Рекреационные ресурсы окрестностей Набережных Челнов
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2.1 Задачи исследования
    • 2.2 Методы исследования
    • 2.3 Организация исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3.1 Туристский маршрут выходного дня г. Набережные Челны — пос. Тарловка
    • 3.2 Направления работы по развитию туристско-рекреационного потенциала пешеходного туризма в окрестностях Набережных Челнов
    • 3.3 Выявление потребности работников МБОУ СОШ №22 г. Набережные Челны в активном отдыхе по средствам пешеходных прогулок (туризма)
  • ВЫВОДЫ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность. Задачами индустрии туризма являются повышение физического и культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

    Значительную роль среди основных видов туризма занимает пешеходный туризм. Его современное интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в стремлении к здоровому образу жизни, единению с природой и т. п.

    Ресурсы пешеходного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика — впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия пешеходного туризма соответствует коэффициенту экзотичности — доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

    С одной стороны, такой турист узнает окружающий мир, часто редкие и неповторимые памятники природы и культуры родного края, скрытые от глаз горожанина. С другой стороны, в походе он не только составляет объективное представление о районе, городе, крае, стране, но и получает заряд здоровья и оптимизма, находит новых друзей.

    Основными формами организации пешеходного туризма как вида деятельности являются маршруты выходного дня, направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено учебными, оздоровительными и культурными мероприятиями, то оно становится просто выходной прогулкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям пешеходный туризм через маршруты выходного дня может оказывать формирующие влияние на личность, обогащать ее новыми знаниями и впечатлениями.

    Проблема исследования заключается в недостаточной изученности рекреационно-туристического потенциала г. Набережные Челны, отсутствии на сегодняшний день разработанных пешеходных маршрутов выходного дня, удовлетворяющих потребности жителей города в активном отдыхе.

    Объект исследования — процесс развития рекреационно-туристской сферы в окрестностях городов Республики Татарстан.

    Предмет исследования — рекреационно-туристский потенциал окрестностей Набережных Челнов.

    Гипотеза исследования — предполагается, что окрестности г. Набережные Челны обладают рекреационно-туристским потенциалом, способствующим развитию пешеходного туризма, удовлетворению потребностей жителей города в активном отдыхе и популяризации экскурсий по Национальному парку «Нижняя Кама».

    Цель исследования — изучение потребностей жителей Набережных Челнов в активном отдыхе (на примере: пешеходных маршрутов выходного дня).

    Задачи исследования:

    1) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня;

    2) выявить направления развития туристско-рекреационного потенциала окрестностей Набережных Челнов для пешеходного туризма;

    3) выявить потребность работников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное школа № 22» г. Набережные Челны (МБОУ «СОШ № 22») в активном отдыхе по средствам пешеходных прогулок (туризма).

    В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, исторический и аналитический, а также изучение картографических материалов. Кроме того, был применен метод опроса (анкетирования), позволивший выявить мнение потенциальных участников о параметрах пешеходного маршрута.

    Структура работы. Данная работа состоит из трех глав и восьми параграфов, содержит список 32 литературных источников. В приложении помещены форма анкеты.

    ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОКРЕСТНОСТЕЙ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

    1.1 Общая характеристика пешеходного туризма

    Пешеходный туризм — вид спортивного туризма. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности.

    Техника пешеходного туризма — это правила и приемы преодоления естественных препятствий, встречающихся на маршруте. Она состоит из общей и специальной подготовки. Общая техническая подготовка направлена на овладение двигательными умениями и навыками, специальная — на совершенствование этих навыков в достижении туристского мастерства [5, с. 15].

    При современных высоких требованиях к пешеходным самодеятельным маршрутам высших категорий сложности туристам нужно владеть наиболее рациональной техникой. Умение правильно использовать приобретенные технические навыки и приемы позволит быстро и безошибочно преодолевать технически сложные препятствия на пути, не нарушая при этом технику безопасности движения.

    В связи с физиологическими особенностями физический уровень развития и техническая подготовка у туристов различные. Поэтому физическая нагрузка для каждого должна быть индивидуальной. Только на этом принципе, с постоянным усложнением выполнения технических приемов туристы достигнут мастерства.

    Тактика туризма — это умение выбрать наиболее рациональный и безопасный путь в достижении поставленной цели. Тактика неотделима от физической и технической подготовки. Невозможно тактически верно наметить маршрут, не учитывая реальной физической, технической и волевой подготовки туристов. Выбор тактики необходимо осуществлять одновременно с разработкой и прокладыванием будущей трассы маршрута.

    1.2 Климато-географическая характеристика окрестностей Набережных Челнов

    Город Набережные Челны расположен на северо-востоке Республики Татарстан, находится в восточной половине Восточно-Европейской равнины, занимая Камско-Бельскую низину, там, где в Нижнекамское водохранилище впадают речки Челнинка, Мелекеска и Шильна.

    Город раскинулся на 25 километров по левому берегу реки Камы, на правом берегу находится поселок Тарловка, который входит в черту города. С запада на восток Набережные Челны протянулись на 10 километров. На северо-западе город граничит с Елабужским районом, на западе с Нижнекамским районом, на юге и востоке с Тукаевским районом, на севере с Нижнекамским водохранилищем. Географические координаты города Набережные Челны — 56 градуса северной широты и 52 градуса восточной долготы.

    К городу прилегают памятники природы — лесные массивы Национального парка «Нижняя Кама», зоны водохранилища Нижнекамской ГЭС, акватории Камы с островными участками, генетические резервуары сосны, суходольных и пойменных лугов.

    В окрестностях Набережных Челнов можно выделить шесть основных групп ландшафтных комплексов: водные, прибрежно-водные, болотные, луговые, нагорно-овражно-балочные и лесные.

    Город и окрестности лежат в умеренном климатическом поясе на границе южной тайги с лесостепью.

    Умеренно-континентальный климат характеризуется тем, что зима длительная, лето тёплое, порой жаркое и засушливое, но непродолжительное. Весна и особенно осень наступают быстро, в связи с малой инертностью атмосферы, а вторым наиболее тёплым месяцем является июль, а не август.

    Территория расположена на стыке двух природных зон — лесной и степной. По реке Кама проходит южная граница подзоны хвойно-широколиственных лесов (Предкамье) и северная граница лесостепной зоны (Закамье). В связи с этим здесь проходят пределы ареалов распространения многих растительных, лесных и луговых сообществ, часть из которых «перешагнула» границы своего природного распространения, что имеет важное научное и природоохранное значение.

    Создание Национального парка «Нижняя Кама» в окрестностях набережных Челнов позволило поставить под государственную охрану ценные природные ландшафты и памятники природы, что усилило научный и общественный контроль за рациональным, научно обоснованным использованием земель и природных ресурсов этого уникального района на стыке Поволжья и Урала.

    1.3 Рекреационные ресурсы окрестностей Набережных Челнов

    Окрестности Набережных Челнов обладают туристским потенциалом. Помимо отдыха на природе в лесопарковых зонах парк «Прибрежный», Боровецкий (Шильнинский) лес, Национальный парк «Нижняя Кама»), здесь можно заниматься спортивным, экологическим и познавательным туризмом (см. приложение №1).

    В черте города находятся парки, где можно отдохнуть:

    1. «Парк культуры и отдыха» в п. ГЭС;

    2. Парк «Прибрежный»;

    3. Экстрим-парк «Гренада»;

    4. «Парк Победы».

    «Парк культуры и отдыха» является учреждением культуры. Он основан в 1972 году Решением Исполкома Набережночелнинского городского Совета депутатов трудящихся ТАССР от 10 апреля 1972 года и состоит из двух парков, общей площадью 35,5 гектар, 29,9 га из которых составляет парк «Комсомольский».

    Работниками МУП «Парк культуры и отдыха» постоянно ведется работа по поддержанию эстетического вида, развитию ландшафтной среды и растительности парка «Комсомольский». Проводится санитарная очистка леса и территории разбиваются новые клумбы, каждый сезон увеличивается площадь уложенной брусчатки. На ежегодном Всероссийском семинаре руководителей парков «Хрустальное колесо» в городе Сочи Набережночелнинский «Парк культуры и отдыха» был удостоен высокой награды в 2003, 2005 и в 2012 годах и вошел в число десяти лучших парков России.

    Между городом Набережные Челны и рекой Кама располагается парк «Прибрежный», который служит популярным местом отдых горожан.

    В настоящее время идет благоустройство парка. Как предполагается, всего на благоустройство городской набережной и парка «Прибрежный» будет выделено 110 млн. рублей. Проект рассчитан до 2015 года, разбит на 3 этапа.

    Территорию парка «Прибрежный» планируется сделать безалкогольной. Таким образом, это будет парк европейского формата.

    Уже были освоены средства, выделенные на первый этап реконструкции (21 млн. рублей), и к открытию купального сезона 1 июня 2013 года на городской набережной проведено освещение, сделаны дорожки и парковки для велосипедов, установлены малые архитектурные формы, покрашены ограждения и озеленена прогулочная территория.

    В дальнейшем запланировано проведение полного освещения набережной, постройка пунктов проката и объектов торговли, которые будут работать не только в летний сезон, но и зимой.

    В 2012 году в городском парке «Гренада» началось обустройство экстрим-парковой зоны, в которой будут располагаться площадки для занятий паркуром, тактическим пейнтболом, скалодром, комплексы для гимнастических упражнений, состоящий из турников, брусьев, колец и парапетов.

    Ко Дню молодежи в 2013 году уже были открыты несколько зон. В общей сложности на их благоустройство было потрачено 3 миллиона рублей муниципальных и коммерческих средств. Первый сезон показал, что экстрим-парк очень востребован молодыми людьми. По словам директора центра подростково-молодежных клубов «Подросток» Рустама Хузина, здесь ежедневно занимались до 200 человек. С наступлением зимы занятия прекратились.

    Чтобы освоить всю территорию парка «Гренада» — это 21 тыс. кв. м, необходимо 76 миллионов рублей, поэтому реализация идет поэтапно. Как ожидается, весной 2014 года город заявит данный проект на получение республиканского гранта.

    «Парк Победы» окружен четырьмя улицами: проспектом Мира, проспектом Вахитова, Цветочным бульваром и Автозаводским проспектом.

    Каждый год 1 мая на большой территории парка начинают работать аттракционы, которые делятся на несколько типов семейные, экстремальные и детские (для самых маленьких).

    Парк Победы считается одним из лучших мест в городе для семейных прогулок. На его территории работает множество открытых летних кафе и несколько красивых фонтанов.

    В парке расположена аллея, где расположены необычно подстриженные по форме квадратов и прямоугольников деревья, которые особенно привлекают внимание прогуливающихся горожан. Высаженные по периметру аллеи кустарники так же подстрижены различными формами. Всю эту зеленую композицию завершает необычная клумба, которая расположена в центре аллеи. Между выложенных небольших гладких камней высажены красивые цветущие растения.

    Кроме того, у Набережных Челнов расположена Нижнекамская гидроэлектростанция — огромных масштабов инженерное сооружение, служащее важным звеном в электроэнергетической системе России и представляющей интерес для пешеходного и промышленного туризма.

    1.3.1 Национальный парк «Нижняя Кама»

    Наиболее популярные маршруты, согласно нашей оценке потенциала окрестностей Набережных Челнов, это маршрутные нитки, проходящие через Национальный парк «Нижняя Кама» (см. прилож. 4) [31].

    Так, Большой бор, расположенный на правобережье Камы, — крупнейший массив Национального парка «Нижняя Кама» и один из самых типологически и флористически богатых лесных массивов, сохранившихся на территории Республики Татарстан.

    Положение национального парка «Нижняя Кама» на границе трёх природно-климатических подзон (широколиственно-еловых и широколиственных лесов, луговых степей) обусловило разнообразие природно-ландшафтных комплексов и флоры парка.

    Наиболее распространёнными в парке являются сосняки (сложные, бруснично-кисличные, зеленомошные, вейниковые, орляковые), ельники, елово-пихтовые и сосново-широколиственные леса. Лиственные насаждения представлены липняками, березняками, осинниками, осокорниками и небольшими дубовыми рощами.

    Характерной особенностью этого леса является участие в древостое и подлеске сосняков ели и пихты, дуба и липы. Травянистый покров также изобилует таёжными (линнея северная, грушанка зеленоцветная, черника, голокучник Линнея, кислица обыкновенная) и неморальными (недоспелка копьевидная, цицербита уральская (эндемик), осока волосистая, коротконожка лесная, ветреница лесная, любка двулистная, пролесник обыкновенный) видами растений.

    В растительном покрове Большого бора преобладают сосновые леса с участием темнохвойных (ель финская, пихта сибирская) и широколиственных (липа сердцевидная, дуб черешчатый, клён остролистный) пород, с сочетанием в травяно-кустарничковом ярусе представителей лесостепи и тайги (грушанки, зимолюбка зонтичная, неоттианте клобучковая, воронец красноплодный, кизильник черноплодный, вишня степная, наголоватка васильковая, двулепестник альпийский, овсяница ложноовечья, овсяница валлийская, пустынница длиннолистная).

    Располагаясь на водоразделе реки Камы и малой реки Тойма, являющейся памятником природы. Большой бор имеет множество достопримечательных уголков, большой интерес представляют лога: Богатый, Малиновый, Тулапин, Малый Ерхов, Большой Ерхов, уходящие до 2 км вглубь леса. Это наименее измененные человеческой деятельностью лесные экосистемы. Именно здесь не редкость 150-летние сосны-великаны, 100-летние пихты-красавицы и липы-старожилы.

    В районе поселка Тарловка, например, находится уникальное обнажение склонов с экземплярами древней энтомофауны. Вдоль всего берегового уступа обнаруживаются известняки с отпечатками древней флоры (хвощеобразные, папоротникообразные) и морской фауны. Особенно интересен данный объект для специалистов и любителей, изучающих растительные сообщества.

    Помимо биоразнообразия национальный парк имеет историко-культурное значение, привлекающее туристов. Например, величие Большого бора и реки Камы нашло своё воплощение в картинах пейзажиста И. И. Шишкина «Пихтовый лес на Каме» (1877), «Лесные дали» (1884), а визитной карточной национального парка стала известная картина «Утро в сосновом бору» (1884).

    1.3.2 Поселок Тарловка

    История поселка Тарловка началась с того, что в первом десятилетии XX века купец Дмитрий Иванович Стахеев построил рядом с деревней Черный Ключ (ныне исчезнувшей) кумысолечебницу с особняками для отдыха в сосновом лесу (Большом Бору) членов своего семейства.

    Название же поселка связано с гидронимом — здесь в Каму впадает речушка Тарловка, название которой, в свою очередь, происходит от тюркского слова «тарлау» — с крутыми берегами. Речка действительно течет в глубоко врезавшейся в рельеф долине, вскрыв, в частности, богатейшие остатки древней жизни — разные палеонтологические находки.

    Известно, что здесь отдыхал и писал этюды к своим картинам Стахеевский родственник — великий И. И. Шишкин. По впечатлениям о пребывании в Тарловке написал свою знаменитую картину «Гуси-лебеди» известный татарский художник Константин Васильев — так считает писатель-краевед Н. П. Алешков, автор краеведческого очерка о Тарловке.

    В начале 20-х годов XX века на базе Стахеевских особняков был создан дом отдыха для рабочих Бондюжского завода. 01 июня 1928 года здесь открылся противотуберкулезный санаторий-кумысолечебница. В становлении курорта принял участие казанский ученый-медик, профессор Н. К. Горяев. Тарловский санаторий в годы Великой Отечественной войны здесь располагался эвакогоспиталь № 4089, где лечилось почти 10 тысяч человек. Полвека спустя рядом со зданием поставили памятник умершим воинам Советской армии.

    Противотуберкулёзный санаторий «Тарловский» предусматривал 100 коек для лечения больных туберкулёзом с небациллярными формами, поступающих после стационара — противотуберкулёзного диспансера. Имелись диагностические, биохимические лаборатории, кабинеты ЛОР-врача и стоматология. В комплекс лечебных процедур входят: лесные прогулки в сосновом бору, кумысолечение, физиотерапевтические методы.

    Этот санаторий не только обеспечивал жителей рабочими местами (порядка 100 рабочих мест), но играл немаловажную роль в лечении и профилактики заболевания туберкулезом.

    В соответствии с законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» решением исполкома Комсомольского райсовета от 22 августа 1990 года санаторий «Тарловский» отнесен к категории недвижимых памятников истории местного значения.

    В конце 1991 года на здании административного корпуса противотуберкулезного санатория открыт мемориальный знак.

    1.3.3 Боровецкий (Шильнинский) лес

    С северо-запада к Набережным Челнам прилегает Шильнинский лес, который, как считается, посажен по инициативе владельцев Шильнинского медеплавильного завода около 200 лет назад.

    Строительство Шильнинского (в документах также упоминается как Шильвинский) медеплавильного завода началось по указу Берг-Коллегии в 1731 году на реке Шильне (Шильве), близ села Боровецкое. Завод был частный, и большинство исследователей считают, что его первым хозяином был казанский купец Иван Небогатов [33].

    В 1734 году завод был запущен в работу и выдал первую продукцию. Оборудование завода размещалось по обеим берегам реки Шильны. В здании медеплавильной фабрики находились четыре печи, внутри которые были выложены огнеупорным камнем. Для поддержания в печах необходимой для плавки температуры была предусмотрена система нагнетания воздуха. Поддувальные устройства приводились в действие водяными колесами. С этой целью на реке Шильне был устроен пруд. В каждой печи за сутки проплавлялось до 120 пудов руды, при этом получалось 2,5 пуда черновой меди. Затем черновая медь проходила очистку в гармахерском горне. Полученная в результате чистовая медь и составляла конечный продукт [33].

    На заводе и на рудниках работали приписные крестьяне заводчика. Как и на других горных предприятиях, они подразделялись на мастеровых и урочных. Основные работы выполняли мастеровые, которых в конце XVIII века на Шильнинском заводе насчитывалось 38 человек. У каждой медеплавильной печи было занято 6 человек — два подмастерья и четверо рабочих. Кроме того, общий надзор над работами осуществлял мастер, труд которого оплачивался значительно выше. Урочные рабочие (их было 67 человек) выполняли вспомогательные работы — подвозили дрова, уголь, лес, ремонтировали плотину. Для этого они должны были содержать собственных лошадей [33].

    Помимо медеплавильной фабрики, на заводе имелись и другие сооружения — кузница, слесарная мастерская, толчея для размельчения руды, мукомольная мельница. Эти дома образовывали поселок Шильзавод.

    Медеплавильный завод потреблял большое количество сырья и материалов — руды, угля, глины, извести, строевого и дровяного леса. Для получения всего этого требовались большие участки земли и леса. Поэтому 2 марта 1749 года владелец Шильнинского завода заключил договор с башкирами Ногайской дороги «старшиной Рахманкулом Сюркиным с товарищи», проживавшими в Сарат-Минской волости, об аренде их вотчинной земли сроком на 60 лет [33]. На этой земле купцом Иваном Небогатовым было предписано разводить в том числе лес, который употреблялся для нужд завода и поселка. Шильнинскй медеплавильный завод закрылся в XIX веке, а лесной массив сохранился до наших дней.

    ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1 Задачи исследования

    Основной задачей исследования служит изучение потребностей жителей города Набережные Челны в активном отдыхе (на примере пешеходного маршрута выходного дня между Набережными Челнами и поселком Тарловка, расположенным на правобережье Камы).

    Задачи исследования:

    1) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня;

    2) выявить направления развития туристско-рекреационного потенциала окрестностей Набережных Челнов для пешеходного туризма;

    3) выявить потребность работников МБОУ «СОШ №22» г. Набережные Челны в активном отдыхе по средствам пешеходных прогулок (туризма).

    2.2 Методы исследования

    Среди используемых для разработки и организации маршрута методов можно назвать: исторический, аналитический, изучение картографических материалов, а также метод анкетирования.

    2.2.1 Исторический метод

    Исторический метод — это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов.

    В основе метода лежит историзм — принцип научного познания, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности, который включает в себя:

    1) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования;

    2) реконструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

    3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

    Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценке настоящего; б) архаизации или модернизации прошлого; в) смешению предыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

    2.2.2 Аналитический метод

    Аналитический метод исследования — научный метод решения поставленных задач, заключающийся в подборе и анализе литературы по теме.

    Аналитический метод — это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части, и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае, сужения анализируемых проблем изучаемого явления как целого, при одновременном повышении точности результатов исследования.

    Рассмотрение пешеходного туризма как вида туризма осуществлено именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае туризм) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а, следовательно, полнее и точнее изучены.

    2.2.3 Картографический метод

    Картографический метод научного познания основан на использовании карт как моделей изучаемого объекта и промежуточного звена между объектом и исследователем.

    Картографический метод располагает большим числом приемов анализа карт, включая описания по картам, графические построения по ним, картометрические определения, математическое моделирование.

    С помощью картографического метода изучают структуру и морфологию явлений, их динамику и взаимосвязи, функционирование, дают прогнозы развития и размещения во времени и пространстве.

    Для исследования были привлечены отдельные карты, атласы, серии карт, а также спутниковые снимки и электронные и картографические системы.

    2.2.4 Метод анкетирования

    Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

    Анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения о туристской деятельности и предполагаемом туристском маршруте с целью прогнозирования действий или событий, проектирования параметров маршрута, организации его прохождения.

    2.3 Организация исследования

    Исследования проводились в г. Набережные Челны в МБОУ «СОШ №22» с июнь 2013 г. по октябрь 2013 г. в четыре этапа:

    1. Первоначальный этап литературный обзор по исследованию проходил с июнь 2013 г. по июль 2013 г и включал в себя:

    — глубокий анализ литературы и картографического материала.

    2. На втором этапе, который проходил с июль 2013 г. по август 2013 г. опрос (анкетирование):

    — разработка анкеты для респондентов;

    — получение данных от респондентов для дальнейшей их обработки.

    3. Третий этап по (обработке данных) проводился с август 2013 г. по сентябрь 2013 г. Большинство принявших участие в анкетировании изъявили желание посмотреть достопримечательности города Набережные Челны путем пешеходной прогулки выходного дня:

    4. На четвертом этапе с сентября по октябрь2013 г. было сделано:

    — обобщение полученных данных дальнейшей разработки пешеходного маршрута выходного дня;

    — работа была оформлена в окончательном варианте для защиты.

    Проектирование маршрута — одна из наиболее сложных задач, стоящих перед организатором любого маршрута. Плохо задуманный или плохо проработанный маршрут труднее пройти, поэтому чрезвычайно важно избежать даже элементарных ошибок при его составлении, потому что каждая может привести к неприятным последствиям, вплоть до аварийного выхода с маршрута.

    Прежде чем составлять маршрут любой сложности и продолжительности, необходимо четко определиться с целями и задачами самого маршрута [6, с. 31]. Как правило, реализуется одна из двух стратегий:

    1. Первоначально определяются цели и задачи маршрута, а затем набираются участники, согласные с ним;

    2. Комплектуется группа, а затем путем обсуждения участники все вместе определяют цели и задачи маршрута.

    В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего маршрута. В рамках пешеходного маршрута наряду с выполнением обязательных требований это могут быть более спортивные либо более развлекательно-познавательные цели. К спортивным показателям относится, например, получение хорошей физической нагрузки, а к развлекательно-познавательным: стремление отдохнуть на природе, пообщаться с друзьями.

    Таким образом, маршрут организуется исходя из основных целей, но с учетом мнения участников. Например, возможно обустройство бивака для ночевки с проведением спортивных игр, либо игр, поощряющих общение.

    В связи с этим, было проведено анкетирование потенциальных участников пешеходного маршрута выходного дня для выявления оптимальных и приемлемых параметров.

    туристский рекреационный пешеходный маршрут

    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    3.1 Туристский маршрут выходного дня

    Цель маршрута выходного дня зависит от состава группы и туристских возможностей родного края, познание которого необходимо каждому, независимо от возраста и профессии. Посещение исторических или природных памятников, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, наблюдений за растительным и животным миром, в сочетании с играми, соревнованиями, конкурсами сделают маршрут выходного дня содержательным и запоминающимся.

    Перед разработкой маршрута была проанализирована литература и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня.

    Так, В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов, Ю. Н. Федотов описали общие вопросы туризма [7, 8, 28]. В. Аликулиев и В. Г. Волков, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов, А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова, С. К. Макурин, А. Г. Шмик изучали теоретическое и практические вопросы пешеходного туризма [2, 6, 10, 13, 15, 18, 19].

    А. В. Белоусов рассматривал основы спортивного туризма [3], а С. В. Рыльский затрагивал проблему обучения туристов пешеходников преодолению естественных и искусственных препятствий [22]. В. Г. Варламов исследовал основы безопасности в пешем походе [5], а И. В. Карнацевич, А. Л. Статва дополнительно уделили внимание причинам несчастных случаев, опасным ситуациям и природным явлениям в туристских походах [14]. А. Я. Булашев, Л. И. Каплина, Ю. Л. Шальков описали специфику организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах [4].

    А. И. Трегуб, В. Е. Перегоедов, И. С. Полуянова рассмотрели поход выходного дня как способ рекреации [27]. Л. Д. Жигула подверг анализу вопросы реализации ресурсного потенциала экотуристических маршрутов «выходного дня» в современных условиях [9]. С. Э. Мышлявцева описала сеть туристских маршрутов и охраняемые природные территории в регионах Урала [20].

    А. И. Зырянов, А. Ю. Королев рассмотрели логику туристского путешествия и разработку эталонных маршрутов [11], а А. А. Юрченко описал разработку и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов [29].

    Основываясь на изученных материалах, при разработке маршрута выходного дня, в частности, были учтены следующие важные принципы:

    1. Маршрут должен соответствовать подготовленности руководителя и подготовленности группы к прохождению запланированного маршрута. Не следует торопиться с включением, в маршрут сложных препятствий представляющих физическую и психологическую трудность для путешественников (крупные подъемы, водные преграды, заболоченные или труднопреодолимые участки и пр.).

    2. Маршрут должен проходить по максимально красивым местам. Присутствие интересных туристских объектов будет способствовать возникновению позитивному эмоциональному возбуждению, которое в свою очередь снимет накопившуюся усталость. Трудный же маршрут по непривлекательным местам не будет способствовать развитию у детей интереса к туризму.

    3. Маршрут похода должен учить и воспитывать. Поэтому, разрабатывая маршрут похода необходимо предусмотреть все, что способствовало бы пополнению знаний детей, их воспитанию (разнообразие растительного и животного мира, места боевой и трудовой славы, места жизни и деятельности выдающихся людей), развитию навыков самообслуживания и самообеспечения при выполнении бивачных работ, сборе дров, работе у костра.

    4. Маршрут похода должен быть разработан так, чтобы его конечная точка была максимально близко расположена к транспортным коммуникациям. Возвращение домой после похода, утомившихся путешественников должно быть коротким, чтобы не испортились позитивные впечатления от похода.

    Планируя пробную нитку маршрута, было обращено внимание на наличие дорог, троп и поселений; постараться избежать сложных переправ через реки, обширных болот (или обходить их по краю), сложных перевалов.

    Характер движения выбирается примерно в следующем порядке: 1) дороги; 2) тропы; 3) просеки, если известно, что они действительно прорублены; легко проходимый («парковый») лес по азимуту.

    После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах.

    Было заранее спрогнозированы действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или травмировании участника. Для этого рассматривались также не только карты, но и фотографии мест, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности.

    На основании нитки составлялся поэтапный план маршрута — разбивка нитки по участкам дням с учетом привалов и запасного времени. Были определены места удобных стоянок (биваков), протяженность и содержание отдельных переходов. Изученная практика показывает, что если не спешить, то за день по пересеченной местности можно пройти, в среднем за поход, не более 13-17 км, учитывая остановки. Хотя более длительные дневные переходы (до 20-25 км) можно планировать в отдельных случаях, если есть надежная информация о наличии дорог, хороших троп [6, с. 45].

    Маршрут следует планировать исходя из вероятной продолжительности горячего обеда 1,5-2 часа, бивачных работ до 2,5 часов, но не менее 1 часа.

    Режим движения, в зависимости от нагрузки, обычно меняется от 40/20 (40 минут хода, 20 минут отдыха) до 50/10, то есть используется от 67% до 83% рабочего времени. То есть чистого ходового времени было определено от 4 до 10 часов.

    3.2 Направления работы по развитию туристско-рекреационного потенциала пешеходного туризма в окрестностях Набережных Челнов

    Развитие туристских пешеходных маршрутов выходного дня в окрестностях Набережных Челнов — это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников прохождения маршрута.

    Основными этапами работы по развитию туристских пешеходных маршрутов в окрестностях Набережных Челнов являются:

    1) Подготовка групп;

    2) Маршрутная работа;

    3) Организационное и материально-техническое обеспечение маршрутов.

    Комплектование и подготовка групп к познавательно-учебным маршрутам по окрестностям Набережных Челнов, расположенным в равнинном районе с умеренным климатом, — задача существенно более простая, чем подготовка групп к спортивным походам в горном или северном районе: для участников массового похода предыдущий туристский опыт определяется лишь прохождением маршрута выходного дня; не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. [7, с. 113].

    Комплектование групп для подобных массовых или учебных маршрутов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды): если в массовом маршруте участвуют все желающие (как правило, трудящиеся одного коллектива, студенты одного вуза и т. п.), то в учебных — слушатели семинара, студенты одного курса института физкультуры.

    Маршрутная работа, имея качественные различия, по форме и содержанию, в принципе, едина для любых походов.

    Одним из важнейших направлений развития пешеходного туризма в окрестностях Набережных Челнов является обеспечение туристских групп и населения картографическими материалами и развитие умений у потенциальных туристов грамотно работать с этим материалом. Например, проведение соревнований и занятий по спортивному ориентированию среди учащихся должно, по нашему мнению, способствовать привлечению большего числа людей в сферу пешеходного туризма.

    Другим немаловажным направлением развития пешеходного туризма в Набережных Челнах является успешное решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников.

    Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление организаторов и участников маршрутов о реальных возможностях групп: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района).

    Наилучший вариант — привлечение современных средств картографии: навигаторов или устройств с GPS и картографических сервисов Интернета, таких как Google. Maps и Яндекс. Карты.

    Данные сервисы удобны для общего планирования ниток маршрутов и выработки общих (генеральных) тактических планов (общих схем маршрутов, приблизительной оценки их протяженности, предварительной разбивки на этапы, определения мест ночевок, привалов, оценок продолжительности путешествия).

    Говоря о направлениях организации проведения маршрутов, следует помнить, что в любом туристском походе (массовом, учебном, спортивном, экспедиции), в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников прохождения маршрута; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий.

    В зависимости от характера и сложности маршрута, вида туризма, цели и задач похода, времени года содержание и сложность перечисленных выше разделов работы, дополняемых в зависимости от задач многими другими разделами, меняются в очень широком диапазоне.

    При проведении пешеходных маршрутов в окрестностях Набережных Челнов особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности участников. На маршруте при достаточно напряженном графике движения и обустроенной инфраструктурой решаются многочисленные тактические и технические задачи, в том числе: четкий режим движения и отдыха, тщательное ориентирование, выбор оптимального тактического плана преодоления естественных препятствий, а в наиболее сложных случаях — предварительная их разведка и обработка. Обеспечение страховки и медицинской помощи, организация наблюдения на сложном участке маршрута обязательны на всех сложных, а также простых, но потенциально опасных участках.

    Одним из направлений развития организации маршрутов является экономическая материально-техническая обеспеченность групп (продажа экипировки, включающей соответствующую одежду, обувь, прокат средств передвижения, бивачного и специального снаряжения).

    3.3 Выявление потребности работников МБОУ «СОШ №22» г. Набережные Челны в активном отдыхе по средствам пешеходных прогулок (туризма)

    Для сбора информации нами была подготовлена анкета из 15 вопросов (см. прилож. 2). На которые респонденты дали ответы. Так же нами были проведены беседы с респондентами о выявлении недостатках в активном отдыхе. Всего было опрошено 80 человек из них мужчин — 15, женщин — 65, которых мы разделили по возрасту (до 30 лет — 30 человек (37,5%), 31-40 лет — 25 человек (31%), 41-50 лет — 15 человек (19%) и 51 год и старше — 10 человек (12,5%). Все полученные ответы после обработки мы занесли в таблицу 1 приложения 3.

    Ряд опрошенных ответил, что им хватает физических нагрузок для нормального состояния организма (66 чел. — 83%), однако многие ответили на этот вопрос отрицательно (35 чел. — 48%), либо затруднились с ответом (13 чел. — 16%) (вопрос №5 из анкеты). Ответы сведены в диаграмму 1.

    Диаграмма 1

    Значительное число опрошенных респондентов ответило, что редко занимаются спортом 38 человек, что составляет 47% из числа всех ответов респондентов. Из тех, кто занимается спортом, многие ответили (34 чел. — 43%), (вопрос №7 из анкеты). Многие респонденты написали, что увлекаются футболом или плаванием, а также фитнесом или аэробикой. Данные ответы респондентов сведены в диаграмму 2.

    Диаграмма 2

    На вопрос № 9 из анкеты «Любите ли Вы путешествовать?», подавляющее большинство опрошенных ответили, что любят, что в свою очередь составляет 69 человек (86%), данные отражены в диаграмме 3.

    Диаграмма 3

    На вопрос №12 об «Как вы отнеситесь к прогулкам по лесу?» большинство опрошенных ответило, что относится к этому положительно, так считает 62 человека, что составляет 77%. На вопрос о том, как часто опрошенные бывали в лесу, большая их часть ответила, что часто (11 чел. — 13%), либо редко (35 чел. — 44%), но не очень редко (34 чел. — 43%) (вопрос №11 из анкеты).

    Диаграмма 4

    Диаграмма 5

    Большинство принявших участие в анкетировании изъявили желание посмотреть достопримечательности Набережных Челнов путем пешеходной прогулки выходного дня (65 чел. — 81%) (вопрос №14 из анкеты).

    Диаграмма 6

    Большая часть ответивших считает основной целью пешеходного маршрута по окрестностям Набережных Челнов ознакомление с лесом (49 чел. — 61%) (вопрос №13 из анкеты).

    Диаграмма 7

    Подавляющее большинство выбрало Национальный парк «Нижняя Кама» (54 чел. — 68%) (вопрос №15 из анкеты).

    Диаграмма 8

    После анализа определения с учетом анкетирования предпочтительных параметров (целей и задач), мы выявили, что у них недостаточная физическая нагрузка и им необходимо заниматься активными видами спорта.

    ВЫВОДЫ

    В ходе проведенного исследования была предварительно изучена литература об исследуемом объекте, о пешеходном туризме как о специальном виде туризма, а также о туристских маршрутах вообще, отобраны имеющие отношение к теме исследования источники. Кроме того, была дана характеристика разновидности пешеходного туризма — пешеходному маршруту выходного дня.

    Маршрут выходного дня — простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть маршруты выходного дня.

    Маршрут выходного дня, как правило, предполагает ознакомление с каким-либо одним объектом, например, архитектурным памятником, ручьем и т. п. Поэтому нитка маршрута, от остановки общественного или заказного транспорта до объекта и обратно, обычно вполне очевидна. Могут возникнуть только транспортные варианты, например, идти к объекту одной дорогой, а возвращаться по другой, чтобы было не скучно [6, с. 50].

    В процессе анализа туристского потенциала окрестностей Набережных Челнов было определено, что лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения маршрутов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий — Национальный парк «Нижняя Кама». Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью в будущем проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудования туристскими биваками и местами привалов и т. п.

    В ходе наших исследований работников МБОУ «СОШ №22», мы выявили, что у них недостаточная физическая нагрузка и им необходимо заниматься активными видами спорта. Мы предлагаем компенсировать недостаточную физическую нагрузку через вовлечение работников в один из видов спортивного туризма, как одну из форм проведения активного отдыха.

    В последующем, нами будет разработан маршрут выходного дня в окрестностях Набережные Челнов, который будет учитывать некоторые особенности участников маршрута.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Айсин Р. Р. «В золотых огнях гидростанции» / Р. Р. Айсин. — Набережные Челны: Татарское отделение Союза российских писателей, 2004.

    2. Аликулиев В. Пешеходный туризм / В. Аликулиев. — Баку: Азернешр, 2010. — 107 с.

    3. Белоусов А. В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А. В. Белоусов. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 136 с.

    4. Булашев А. Я., Каплина Л. И., Шальков Ю. Л. Специфика организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах / А. Я. Булашев, Л. И. Каплина, Ю. Л. Шальков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2007. — №6. — С. 39-43.

    5. Варламов В. Г. Основы безопасности в пешем походе (Методические рекомендации) / В. Г. Варламов. — М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 2009.

    6. Волков В. Г. Методические основы пешеходного туризма: Учебно-методическое пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. — 79 с.

    7. Ганопольский В. И., Безносиков Е. Я., Булатов В. Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 240 с.

    8. Ганопольский В. И. Уроки туризма: пособие для учителей / В. И. Ганопольский. — Мн.: НМЦентр, 1998. — 216 с.

    9. Жигула Л. Д. Реализация ресурсного потенциала экотуристических маршрутов «выходного дня» в современных условиях / Л. Д. Жигула // Вологдинские чтения. — 2008. — №5. — С. 10-12.

    10. Зорин И. В. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин. — М.: Просвещение, 2000.

    11. Зырянов А. И., Королев А. Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов / А. И. Зырянов, А. Ю. Королев // Географический вестник. — 2009. — №2. — С. 78-88.

    12. Зырянов А. И., Мышлявцева С. Э. Город и регион: туристско-рекреационное взаимодействие / А. И. Зырянов, С. Э. Мышлявцева // Экология урбанизированных территорий. — 2007. — №1. — С. 70-73.

    13. Ильина Е. Н. Туризм и путешествия / Ильина Е. Н. — М.: Физкультура и спорт, 1998.

    14. Карнацевич И. В., Статва А. Л. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах / И. В. Карнацевич, А. Л. Статва // Омский научный вестник. — 2011. — №4-58. — С. 201-203.

    15. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма / Квартальнов В. А. — М.: Финансы и статистика, 2003.

    16. Князькина Е. П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм» / Князькина Е. П. — Казань: Новое знание, 2006. — 75 с.

    17. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм / Э. Н. Кодыш. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 175 с.

    18. Кошеваров А. В. Пешеходный туризм / А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова. — Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. — 147 с.

    19. Макурин С. К. Азбука пешеходного туризма: Учеб. пособие / С. К. Макурин, А. Г. Шмик; М-во общ. и проф. образования РФ. Челяб. гос. техн. ун-т. Каф. физ. воспитания. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 2007.

    20. Мышлявцева С. Э. Сеть туристских маршрутов и охраняемые природные территории в регионах Урала / С. Э. Мышлявцева // Географический вестник. — 2007. — №1-2. — С. 193-197.

    21. История города Набережные Челны: Т. I / Городское краеведческое об-во. — Наб. Челны, 1988. — 83 с.

    22. Рыльский С. В. К проблеме обучения туристов пешеходников преодолению естественных и искусственных препятствий / С. В. Рыльский // Культура физическая и здоровье. — 2012. — №3. — С. 53-55.

    23. Поселок Тарловка // Сайт о Тарловке. [Электрон. ресурс]

    24. Соболев С. В., Шубин Д. А., Мезенцева Н. В., Коновалов А. С. Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности / С. В. Соболев, Д. А. Шубин, Н. В. Мезенцева, А. С. Коновалов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — №13. — С. 173-178.

    25. Соловьев С. М. Молодежный туризм / Соловьев С. М. — М.: Альфа-книга, 1988.

    26. Суханов А. П. Собираемся в путешествие / А. П. Суханов. — Красноярск, Краснояр. гос. ун-т., 2005.

    27. Трегуб А. И., Перегоедов В. Е., Полуянова И. С. Поход выходного дня как способ рекреации / А. И. Трегуб, В. Е. Перегоедов, И. С. Полуянова // Теория и практика физической культуры. — 2011. — №6. — С. 57-58.

    28. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю. Н. Федотов / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. — М.: Советский спорт, 2002. — 364 с.

    29. Юрченко А. А. Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов / А. А. Юрченко // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2011. — №3. — С. 24-31.

    30. Яковлева Л. Ш. Облик Набережных Челнов вчера и сегодня: Пособие-путеводитель / Л. Ш. Яковлева; Школа искусств №6 «Да-Да». — Наб. Челны: Татарстан отдел союза российских писателей, 2002. — 44с.

    31. Официальный сайт Национального парка «Нижняя Кама»

    32. Карты Поволжья, Поволжье в масштабе 1:100 000

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Карта-схема расположения парков и лесов в городе и окрестностях Набережных Челнов

    1 — Парк культуры и отдыха поселка ГЭС

    2 — Парк культуры и отдыха поселка ЗЯБ

    3 — Парк Гренада

    4 — Городской парк культуры и отдыха «Парк Победы»

    5 — Парк Прибрежный

    6 — Боровецкий (Шильнинский) лес

    7 — Национальный парк «Нижняя Кама»

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Анкета (опросный лист)

    1. Укажите Ваше имя и контактные данные:

    2. Каков Ваш пол:

    а) мужской

    б) женский

    3. Каков Ваш возраст (полных лет)?

    4. Кем Вы работаете и Ваша должность:

    5. Хватает ли Вам физических нагрузок на работе?

    а) да

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    6. Как Вы считаете, хватает ли Вам физических нагрузок для нормального состояния организма (в день человек должен проходить не менее 7 км)?

    а) да

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    7. Занимаетесь ли вы спортом?

    а) да (указать каким):

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    8. Как часто Вы занимаетесь спортом?

    а) часто

    б) редко

    в) очень редко

    9. Любите ли Вы путешествовать?

    а) да

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    10. Знаете ли Вы родной край?

    а) да

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    11. Как часто Вы бываете в лесу?

    а) часто

    б) редко

    в) очень редко

    12. Как Вы относитесь к прогулкам по лесу?

    а) положительно

    б) отрицательно

    в) затрудняюсь ответить

    13. С какой целью Вы посетили бы лес?

    а) активный отдых

    б) ознакомление с лесом

    в) сбор грибов, ягод

    14. Хотите ли Вы посмотреть достопримечательности в окрестностях Набережных Челнов путем пешеходной прогулки выходного дня?

    а) да

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    15. Что Вы хотели бы посмотреть?

    а) Национальный парк «Нижняя Кама»

    б) Боровецкий (Шильнинский) лес

    в) затрудняюсь ответить

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Таблица 1

    Ответы на вопросы анкеты (распределение по возрасту и полу респ-ов)

    Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »